Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4008

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

74

 

четливаго  разлишя  между  почвой  или  грунтомъ  и  темъ,  что 

стоить  на  этомъ  грунте:  деревьями  и  здатями.  Въ  современ­
ной  Бретани  очень  часто  случается,  что  «здаше»  принадле­
житъ,  напримеръ,  фермеру,  а  «грунтъ»  землевладельцу.  Такое 
подразделете  собственности  несомненно  отвечаетъ  тому  корен­

ному  различно,  какое  во  времена  клана  делали  между  зем­
лею—неотчуждаемою  собственностью,  принадлежавшею  общине, 
п  деревьями,  посаженными,  или  здашями,  построенными  вре- 
меннымъ  владельцемъ  (узуфрукторомъ).  Это  часть  того  раз- 

личш,  на  которое  я  уже  указывалъ  и  которое  некогда  суще­

ствовало  между  землею,  считавшеюся  непродажной,  и  собствен­
ностью  —  такъ  сказать,  промышленной:  оруж!емъ,  домашней 
утварью  собственной  работы,  домашними  животными,  выра­
щенными  у  себя,  собственноручно  захваченными  невольни­

ками,  т.  е.  надъ  предметами,  на  которые  общественное  мнеше 
клана  или  племени 

q x o t h o  

признавало  права  личной  собствен­

ности.

Теперь  мы  можемъ  составить  достаточно  точное  понят1е  о 

праве  собственности  въ  Полинезш. 

/

Вообще  утверждаютъ,  что  въ  Новой  Зеландш  было  три  ка- 

тегорш  землевладельцевъ:  племя,  семья  и  отдельный  лица  *). 
Надо  это  выяснить.  Племени  принадлежала  некогда  верховная 
власть.  Мало  по  малу  эта  власть  перешла  къ  вождю,  который, 

посредствомъ  ряда  захватовъ,  цосредствомъ  накоплешя  мено- 
выхъ,  движимыхъ  ценностей,  превратился  въ  маленькаго  дес- 
потическаго  монарха.  Но  охотничья  и  рыболовная  территорш 
оставались  общими;  только  возделанные  участки  присваивались 
отдельными  лицами,  и  то  лишь  до  известной  степени.  Въ  те 

времена  ни\  о  севооборотахъ,  ни  объ  удобреши  не  имели  по­
нятая;  сборъ  одного  года  истощалъ  землю  на  пять  или  на  шесть 

летъ,  такъ  что  по  необходимости  приходилось  переносить  по­
севъ  на  друшя  поля.  Поэтому,  если  земледельцы  и  могли  предъ­
являть  к а т я   либо  права,  то  только  на  сборы  продуктовъ,  да 
еще  на  посаженныя  ими  деревья,  выроставппя  къ  тому  вре­
мени,  когда  они  возвращались  на  прежщй,  запущенный  уча- 
стокъ.  Но  самые  эти  участки  возделывались  сообща;  они  при­
надлежали  семьямъ,  не  утратившимъ  еще  сходства  съ  кланами, 

Разница  между  первыми  и  вторыми  была  лишь  та,  что  семьи

T aylor.  N.  Z e a l a n d   a n d   i t s   i n h a b i t a n t s ,   344.


background image

 

75

 

часто  прибегали  къ  переделамъ  между  своими  членами,  и  до 
известной  степени  справедливо  полагали,  что  въ  Полинезш  каж­
дый  новорожденный,  благодаря  самому  факту  своего  рождешя, 
имелъ  право  на  известную  часть  семейнаго  имущества  ‘). 
Дальше  мы  еще  не  разъ  встретимъ  этотъ  родъ  собственности 
съ  переделами.

Местами  права  новорожденныхъ  были  такъ  велики,  что 

тооретически  они  наследовали  своимъ  отцамъ  съ  момента  рож­
дешя.  Такъ  было  по  крайней  мере  на  островахъ  Товарищества, 
и  не  только  съ  имуществомъ  а),  но  и  съ  политической  властью. 
По  праву  старшШ  сынъ  вождя  заменялъ  отца  съ  момента  рож- 
дешя,  такъ  что  последшй,  низведенный  до  зван1я  регента,  былъ 
обязанъ  воздавать  почести  своему  грудному  преемнику:  въ 
знакъ  своей  подчиненности  ему  онъ  долженъ  былъ,  напримеръ, 
обнажаться  до  пояса  въ  его  присутствш  3).

Переделы,  о  юоторыхъ  я  говорилъ  выше,  естественно  про­

изводились  подъ  руководствомъ  наиболее  вл!ятельнаго  лица 
группы:  клана  или  семьи,  и  весьма  вероятно,  что  право  за- 
в е щ а т я   возникло  именно  изъ  этого  обычая  переделовъ.  Въ  са- 
момъ  деле,  человекъ,  который  передъ  смертью  делить  между 
своими  близкими,  между  членами  своей  семьи  или  клана,  дви- 
жимыя-ли  ценности,  принадлежащая  ему  лично,  или  обще- 

\

  ственную  землю,—выполняетъ  въ  сущности  такой  же  актъ  пе­

редела,  какими  онъ  не  разъ  руководилъ  при  жизни.  На  остро­
вахъ  Таити  такое  право  завещашя  или  передела  существовало 

1  въ  полной  силе.  Умираюпце  высказывали  собравшимся  вокруъ 

вихъ  родственникамъ  свою  последнюю  волю,  и  обыкновенно 
воля  эта  считалась  священной  4).

Мы  еще  не  разъ  встретимъ  это  право  завещашя,  такъ  резко 

противоречащее  коммунистическому  строю  первобытнаго  пле­
мени  и  свидетельствующее  о  томъ,  что  монархичесше  обычаи 
начинаютъ  уже  проникать  въ  общественную  организащю.  Даже 
если  мы  станемъ  разематривать  это  право,  какъ  переделъ  in 

articulo  mortis,  все  же  любопытно,  что  оно  встречается  у  та­
кой дикой  расы,  какъ  полинезцы.  Фактъ  завещашя  имущества

')  T aylor.  L o c .   с i  t.

2)  E llis.  L o c .   с  i  t.,  II ,  346,  347.
s)  Cook.  (Deuxiem e  voyage).  Hist.  univ.  voy.,  vol.  V II,  417.—M oerenhout. 

V o y .   a u x .   l i e s ,   etc.,  II,  13,  15.

E llis.  L o c .   с i t.  II,  362.


background image

 

76

 

однороденъ  съ  любовью  той  же  расы  къ  личной  собственности— 
любовью,  развившеюся  такъ  же  преждевременно.  Обыкновенно 

оба  эти  факта  появляются  лишь  на  более  высокой  стадш  по­
литическая  и  сощальнаго  развитая.  Часто  полагали  даже,  что 

они  служатъ  признакомъ  высшей  цивилизацш,  но  примеръ  по­
ли незцевъ  достаточно  доказываетъ  противное.

Надеюсь,  что  перечисленныхъ  мною  фактовъ  достаточно 

для  того,  чтобы  дать  верное  понятае  о  собственности  въ  По­

линезш.  На  полинезскихъ  архипелагахъ,  которые  уже  дали 
столько  ценнаго  матер!ала  для  сощологш,  мы  находимъ  соб­

ственность  въ  полномъ  развит]и.  Первобытное  равенство  оста­
лось  позади.  Вожди  и  знать  присвоили  себе  привиллегш,  осно- 

ванныя  большею  частью  на  богатстве.  Такъ,  на  островахъ 
Нукагива  вождемъ  могъ  стать  только  владелецъ  известнаго  ко­

личества  кокосовыхъ  и  хлебныхъ  деревьевъ  *).  Темъ  не  менее 
старинная  общественная  собственность  еще держится.  Племена 

продолжаютъ  считать  себя  собственниками  охотничьихъ  тер- 

риторШ,  и  вся  невозделанная  земля  состоитъ  въ  общемъ  поль- 
воваши.  Притомъ  разделанные  участки  представляютъ  лишь 
минимальную  часть  общественной  территорш  и  съ  истоще- 
шемъ  плодород1я  почвы  по  необходимости  запускаются;  нако- 
нецъ,  ихъ  никогда,  повидимому,  не  отчуждаютъ.  Мысль  о  воз­
можности  торговать  землей  была  подана  обитателямъ  Полине- 
зш  европейцами,  и  неизвестно  еще,  какъ  понимали  первые 

эту  торговлю:  навсегда-ли  уступали  они  свои  земли,  когда 
продавали  ихъ  европейцамъ.  Большинство  не  только  дикарей, 

но  даже  и  народовъ,  находящихся  въ  состоянш  варварства, 

съ  трудомъ  усваиваютъ  идею  о  продаже  земли,  объ  уподоб- 

ленш  земли  движимо^  собственности.  Въ  европейскихъ  коло- 

Н

1

яхъ 

Новой  Зеландш  понятая  дикарей  о  собственности  повл!яли 

даже,  повидимому,  на  европейцевъ,  ибо  тамошнее  правительство 
отводить  эмигрантамъ  вемли  не  иначе,  какъ  на  время,  хотя  и 
на  долпе  сроки,  обезпечивая  такимъ  образомъ за  общиной  вер­
ное  получеше  добавочной  стоимости  2).

Когда,  сдавшись  на  убЬждеше  англШскихъ  миссшнеровъ, 

новозеландсюе  вожди  уступили  имъ  несколько  участковъ  изъ 

своей  территорш,  они  наверное  считали,  что  сдаютъ  эти  земли

1  Porter.  Н i 

й

 t.  u n i v .   v o y . ,   X VI,  176.

*)  T hiercelin.  J o u r n .   d ’ u n   b a l e i n i e r ,   II,  174.


background image

 

77

 

въ  наемъ  и  не  придавали  этому  значетя,  такъ  какъ  земли  были 
невозд*ланныя.  Территор1я,  состоявшая  въ  полномъ  владенш 
вождей,  была  очень  велика-  землед1ше  же  въ  глазахъ  этихъ 
воинственныхъ  князьковъ  было  пустяшнымъ  заняиемъ.  У  нихъ 
были  друпя  заботы.

Въ  царствоваше  Георга  1У-го  миссншеры  привезли  въ  Анг- 

лш   ново-зеландскаго  вождя,  по  имени  Хонги.  Это  былъ  чело- 
в1жъ  съ  величественной  осанкой  и  великолепно  татуированный, 
какъ  все  знатныя  особы  его  страны.  Въ  Англш  онъ  былъ  хо­
рошо  принять  и  вернулся  на  свой  островъ,  нагруженный  по­
дарками;  король  и  разныя  релипозныя  общества  снабдили  его 
массой  предметовъ,  имеющихъ  цивилизующее  значеше:  земле­

дельческими  оруд$ями,  ремесленными  инструментами,  всевоз­
можными  семенами.  Всеми  этими  подарками  Хонги  воспользо­
вался,  но  совершенно  по  своему—такъ,  какъ  даривппе,  на­
верно,  не  предвидели.  Проездомъ  черезъ  Сидней,  онъ  проме- 
нялъ  свою  мирную  поклажу  на  европейское  оруж1е  и,  вернув­
шись  къ  своамъ,  отправился  воевать  съ  другимъ,  враждебнымъ 

племенемъ.  Превосходство  вооружен!я  доставило  ему  легкую 
победу;  при  первой  же  стычке  триста  человекъ  непр1ятелей 
были  разрублены  на  куски,  зажарены  и  съедены  тутъ-же,  на 

поле 

битвы,  по  древнему  обычаю  Маорисовъ.  Пользуясь  своею 

княжеской  привиллепей,  Хонги  высосалъ  еще  теплую  кровь  изъ 
тела  смертельно  раненаго  неир1ятельскаго  вождя  и  съ*лъ  его 
левый  глазъ,  чтобы  присвоить 

себе 

его  качества,  -слиться  съ 

его  тенью  и  такимъ  образомъ  удвоить  свою  душу  ’).

Это  фактъ  типичный.  Онъ  ярко  освещаетъ  ту  скромную 

роль,  какую  играло  земледел1е  въ  жизни  полинезскихъ  племенъ; 

онъ  показываетъ;  какъ  мало  и  какое  случайное  значеше  имело 

присвоете  разделываемыхъ  и  затемъ  вапускаемыхъ  участковъ. 
Главными,  действительно  серьезными  источниками  существо­
вашя  были  рыбная  ловля  и  коренья  съедобныхъ  растешй. 
Ловля  рыбы  въ  широкихъ  размерахъ  производилась  мужчинами; 
женщины  собирали  раковины,  копали  коренья.  Сладше  пататы, 
получавпйеся  съ  возделанныхъ  участковъ,  только  разнообразили 
столъ,  и  человеческое  мясо,  поедавшееся  во  время  пиршествъ 
на  поле  битвы,  составляло  любимое  угощеше.

*)  Taylor.  N.  Z e a l a n d   a n d   i t s   i n h a b . ,   ch.  X X I,  цатяровано  H enry 

George’Mb  въ  « P r o g r e s   a n d   P o u v r c t у»,  79.


background image

 

78

 

Таковъ  былъ,  по  крайней  мере,  общественный  строй  Но­

вой  Зеландш.  На  архипелагахъ  съ  более  богатой  природой,  где 

росли  хлебныя  и  кокосовыя  деревья,  бананы  и  пр.,  развиие 

землед1шя  и  въ  особенности  культуры  деревьевъ  пошло  дальше 
и  любовь  къ  личной  собственности  могла  развиваться  свобод­
нее;  но  никто  не  помышлялъ  еще  о  римской  собственности  съ 

правомъ  пользован1я  и  злоупотреблешя,  а  темъ  более  съ  пра- 
вомъ  продажи.  Личная  собственаость  на  землю  заключалась 

лишь  въ  пользованш  землею,  ибо  возделанные  участки  запу­

скались  подъ  паръ  на  долие  сроки  и  экстенсивная  культура 
являлась  необходимостью.

Изъ  предыдущаго  мы  видели,  что  даже  въ  первобытныхъ 

племенахъ,  при  полномъ  развитш  общиннаго  строя,  отдельныя 
лица  пользовались  некоторымъ  правомъ  собственности  на  opv- 

s i e   и  домашнюю  утварь,  которыя  сами  сделали  и  которыя 
служили  для  ихъ  личныхъ  надобностей.  Считалось,  что  эти 
предметы  имеютъ  прямую  связь  со  своимъ  владельцемъ,  что 
онъ  какъ  бы  передалъ  имъ  частицу  своей  жизни,  и  часто, 

при  переходе  его  въ  будущую  жизнь,  въ  состояше  тени,  пы­
тались  снабдить  его  ими.  Въ  этомъ  уже  гнездится  психическШ 

вародышъ  личной  собственности,  и  вародышъ  этотъ  выросъ  и 
принесъ  обильные  плоды.  Отъ  оруж1я,  сделаннаго  человекомъ, 
понятш  личной  собственности  нетрудно  было  распространиться 
на  дерево,  которое  онъ  посадилъ,  на  клочекъ  земли,  который 
оиъ  очистилъ  отъ  леса  и  засеялъ;  а  разъ  это  случилось,  на­

чало  личной  собственности  было  положено,  и  ей  оставалось 
только  развиваться.  Однако  же  вначале  она  держалась  скром- 
ныхъ  размеровъ  и  даже  была  какъ  бы  случайною.  Площадь 

более  или  менее  раздела н^ыхъ  участковъ  была  ничтожна, 

тогда  какъ  обширная  охотничья  территор1я  продолжала  оста­
ваться  въ  общемъ  пользованш.  Зейледел1е  было  низкимъ  заня- 
т1емъ,  на  которое  обрекались  только  невольники  да  женщины. 
Свободные  полинезцы  охотились,  ходили  въ  море  ловить  рыбу, 
но  главное—воевали.

Продолжали  процветать  и 

MHorie 

друпе  коммунистичесте 

обычаи.  Существовали  общественные  склады  оруж1я  и  съест- 

ныхъ  припасовъ;  превосходные  ново-аеландсше  невода  находи­
лись  тоже  въ  общемъ  пользоваши;  иногда  и  жилища  были  об- 

Щ|*я, 

и  даже  право  на  известную  долю  чужого  улова  или  обеда 

еще  держалось.  Наконецъ  семейныя  ассощацш,  чрезвычайно 
многочисленныя  и  стоявпйя  гораздо  ближе  къ  первобытному