Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4013

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

84

 

шара  на  две,  весьма  несходный  между  собою  области.  Вся, 
сравнительно  узкая,  полоса,  прилегающая  къ  Средиземному 
морю,  была  съ  незапамятныхъ временъ  населена  гЬми-же  древ­
ними  племенами  берберовъ,  которыя  въ  эпоху  каменнаго  века 
занимали,  повидимому,  Южную  Галлно  и  Испашю  и  кото­

рыхъ  Гауссы  Канари  были  только  колонистами.  Въ  течете  це* 
лаго  ряда  вековъ  древте  берберы  приходили  въ  соприкосно- 
в е т е   съ  самыми  разнообразными  расами.  Въ  доисторическую 
эпоху  они  встретились  въ  долин*  Нила  и  смешались  съ  чер­

ными  африканскими  расами,  съ  аз1атскими  эмигрантами  семи­
тического  происхождетя,  и  основали  древшй  Египетъ.  Затемъ 

пришли  греки,  римляне,  наконецъ хлынула волна  арабскаго  втор- 
жешя.  Упомяну  еще  мимоходомъ о  готахъ  и  о франко-европей­
ской  колонизацш,  не  успевшей  особенно  сильно  повл1ять  на 
главную  массу  населешя.

Дальше  придется  говорить  о  древнемъ  Египте,  берберахъ  и 

арабахъ  со  спещальной  точки  зрешя  организацш  собственно­
сти.  Въ  данную-же  минуту  насъ  занимаютъ  только  первобыт­

ные  обитатели  Африки  негритянскаго  племени,  если,  впрочемъ^ 

после  безчисленныхъ  переселешй  и  смешешй  человеческихъ 

расъ  слово  «первобытный»  имеетъ  еще  реальный  смыслъ.  Но 

самая  Африка  негровъ  далеко  не  осталась  неприкосновенной- 

На  востоке  Лив

1

я,  Эешшя,  Абиссишя  претерпели /много  чуже- 

велрыхъ  вл!яшй,  смешались  со  многими  расами.  Народы,  на­

селяющее  въ  настоящее  время  эти  области,  еще  варвары,  но 

уже  не  дикари,  и  учреждешя  ихъ  не  представляютъ  ничего 
оригинальнаго.  Даже  въ  южной  части  Сахары,  въ  Тропической 

Африке,  берберы  мирнымъ  путемъ  или  силой,  путемъ  смеше- 

шя  или  завоевашя  сильно  изменили  черныя  расы  и  ихъ  нравы^ 

они  основали  множество  колонШ  и  особенно  сильно  повл1яли  н& 
подвластныя  имъ  племена.  Феллахи,  Мандинги,  Бамбары,  Джо- 

лофы,  метисы  арабовъ,  берберовъ  и  негровъ,  въ  настоящее  время 
мусульмане.  Трудно  разсчитывать  найти  у  нихъ  древшя,  перво- 
бытныя  учреждешя  чистой  негритянской  расы.  Только  въ  Юж­

ной  Африке,  да  по  берегамъ  Гвинейскаго  залива  можно  еще 
встретить  негритянскую  расу  въ  ея  первобытномъ  состоянш— 
единственномъ,  которое  интересуетъ  насъ  въ  данную  минуту* 

Поэтому  я  равсмотрю  последовательно  готтентотовъ,  не г» 

ровъ  Габуна,  наконецъ  кафровъ,  приближающихся  уже  къ  не- 

грамъ  Эейшш.


background image

 

85

 

III.  Собственность  у  готтентотовъ.

Объ 

органивацш  собственности  у  готтентотовъ 

до 

европей* 

ской  колонизацш  мы  имеемъ  мало  точныхъ  св е д е тй .  Обще­

ственное  устройство  готтентотскихъ  племенъ  было  еще  мало 

дифференцировано,  ибо  готтентоты  не  знали  ни  невольниковъ, 

ни  аристократш.  Каждая  мелкая  народная  группа,  каждый 

к р а л ь   управлялся  вождемъ  и  совЗгтомъ  старейшинъ.  Власть 

вождя,  въ  мирное  время  почти  номинальная,  была  иногда  вре­
менной,  иногда  наследственной  *).  Въ 

Н'Ькоторыхъ 

краляхъ 

вождь  долженъ 

былъ 

отрекаться  отъ  власти  въ  пользу  сына, 

«ели последнему  удавалось свергнуть его  2).  Это было право  силь- 

наго  въ  строгомъ  смысле 

слова. 

ЗемледЗше,  главный  источ- 

никъ  личной  собственности,  было  еще  неизвестно  готтентотамъ; 
но  у  нихъ 

былъ 

другой  ея  источникъ— скотъ.  Готтентоты  были 

по  преимуществу  скотоводами,  следовательно  кочевниками, 
такъ  какъ  имъ  приходилось  постоянно  искать 

новыхъ 

паст- 

бищъ.  Поэтому  собственность  жилья  не  могла  у  нихъ  возник­

нуть.  Ихъ  передвижныя 

хижины 

несколько напоминали 

хижины

 

фуэджШцевъ.  Несколько  жердей  съ  прикрепленными  къ  нимъ 

-тростниковыми  цыновками—вотъ  и  вся  хижина.  Будучи  хоро­

шими  охотниками,  готтентоты  имели  охотничьи  территорш, 

лринадлежавпйя—каждая  отдельному  племени;  впрочемъ,  гот- 
тентотсюя  племена  состояли  изъ  очень  небольшого  числа  ин- 

дивидовъ. 

Эти  охотничьи  и  пастбищныя  территорш  находились 

въ  общемъ  владеши  племени  и  не  дробились  между  его  чле­

нами;  но  скотъ,  какъ  движимость,  легко  можетъ  скопляться 

въ  рукахъ  отдельныхъ  лицъ,  и  повсюду  обыкновеннымъ  по- 

следств1енъ  скотоводства  бываетъ  вовникновеше  личной  или 
семейной  собственности.

Такъ  было  уже  у  наиболее  дикихъ  готтентотовъ.  Въ  ихъ 

племенахъ  были  богатые  и  бедные;  обладан1е  многочисленнымъ 

стадомъ  давало  власть  и  вл1яше:  выдвигало  изъ  общей  среды 

и  давало  возможность  накупить  много  женъ,  ибо  бракъ  былъ 
просто  торговой  сделкой.  Родственники  девушки  охотно  отда­

*)  Burchell.  H i s t .   u n i v .   v o y . ,   vol  X XV I,  208.—Cam pbell-  I b  1 d.,  vol. 

X X IX ,  361.—lev aillau t.  I b i d . ,   XXIV,  180.

a)  Cam pbell.  H i s t .   u n i v .   voy.,  X XIX,  3Q4.


background image

 

86

 

вали  ее  за  быка  или  корову  ').  Богатые  готтентоты  покупали 

даже  про  эапасъ  шести  и  семилетнихъ  девочекъ,  8аи1шявпшгь 

ихъ  прежнихъ  женъ,  когда  гЬхъ  настигала  старость,  всегда 
преждевременная  3).  Такимъ  обраэомъ  женщины,  какъ  быки  и 
коровы,  на  которыхъ  ихъ  выманивали,  составляли  собствен­
ность  мужчинъ  и  часто  единственную  общественную  собствен-* 
ность.  Въ  самомъ  д^тЬ,  у  готтентотовъ  Намака  случалось,  что 

вожди,  т.  е.  богачи—такъ  какъ  власть  и  богатство  было  одно 
и  то  же— соединяли  свои  маленьюе  гаремы.  Было-ли  это  остат- 
комъ  старинныхъ  нравовъ,  прежняго,  исчезнувшего  строя,  или 
просто  капризомъ  сильнаго,  которому  все  довволено—для  насъ 

безразлично:  въ  обоихъ  случаяхъ  фактъ  очень  интересенъ,  такъ 
какъ  укааываетъ  на  полное  отсутств1е  антипатш  къ  обществен­
ной  собственности.

Но  готтентоты,  дикари-скотоводы,  не  настояпйе  негры.  Въ 

доисторическую  эпоху  многочисленный  переселетя  народовъ 
сильно  перемешали  человечесюя  расы,  и  въ  отдаленныя  вре­
мена  какое  нибудь  движете  народовъ  занесло  готтентотовъ  въ 

Южную  Африку.

IV*.  Монархическое  племя  въ  зачаточношъ 

с о с т о я н и е .

Наименее  метиэированныя  изъ  народностей  негритянской 

расы,  наименее  ивмененныя  соприкосноветемъ,  смешетемъ  или 
господствомъ  чужеаемныхъ  расъ,  встречаются  въ  Тропической 
и  Западной  Африке.  Въ  этихъ  областяхъ  черный  тувемецъ 
остался  наиболее  близкимъ  къ  своему  природному  состоянш; 

вдесь-же  легче  всего  изучить  монархическое  племя  въ его,  такъ 

сказать,  зачаточномъ  состоянш.

Въ  этой  Африке  туземцевъ  не  осталось  и  следовъ  равен­

ства.  Есть  богатые  и  бедные,  господа  и  невольники  и  верхов­
ный  глава—деспотический  вождь.  Даже  въ  Габуне  верховная 
власть  почти  наследственна  3),  только  по  боковой  лиши,  такъ 
какъ  общественная  органиващя  не  перешагнула  еще  за  пре­

делы  материнской  семьи.  Власть  переходить  къ  брату  умер­
шаго  вождя;  но  въ  то  же  время  деревня  или  кланъ,  главнымъ

')   Cam pbell,  I b i d ,   X X IX ,  363— Ievaillant-  Ibid.,  X XIV ,  348. 

a)  Ievaillaot.  H i s t ,   u n i v.  v o y .   X XIV,  162.
8)  Du  Chaillu.  A f r i q u e   6 q u a t o r i a l e ,   371.


background image

 

87

 

образомъ  старейшины  клана,  имеютъ право  v e to   и,  въ  случае 
ихъ  оппо8ищи,  вопросъ  о  престолонаследш  подвергается  общему 

голосовандо,  плебисциту  ‘).  Власть  этихъ  царьковъ  весьма  зна­
чительна,  но  особенно  неоспоримымъ  является  ихъ  право  на 
имущество  подданныхъ.

Въ  Тути-Джал лоне,  если  королю  или  вождю  племени  пона­

добится  дать  помещеше путешественникамъ или вообще гостямъ, 

онъ  ограничивается  темъ,  что  посылаетъ  сказать  кому  нибудь 

И8ъ 

своихъ  подданныхъ,  чтобы  тотъ  очистилъ  для  гостей  свое 

жилище.  ПослЪдшй  не  рискуетъ  ослушаться  и,  если  после  того 
и  приходить  въ  свой  домъ,  то  только чтобы взять какую  нибудь 
нужную  вещь  ’).  Король  естественно  является  и  главнымъ  на- 
следникомъ.  Если  начальнику  какого  нибудь  каравана  случится 
умереть  на  его  земле,  онъ  беретъ  себе  все  имущество  чуже­
земца,  какъ-бы  наследуетъ  ему  по  праву,  и  еслибы  даже  на 
лицо  были  законные  наследники,  сопровождавпне  путешествен­
ника,  они  остаются  ни  съ  чемъ  3).  Даже  и  относительно  соб- 
ственныхъ  подданныхъ  король  пользуется  правами  главнаго  на­
следника.  Когда  кто  нибудь  ивъ  его  подданныхъ  умираетъ,  онъ 
беретъ  изъ  его  имущества  все,  что  получше;  детямъ-же  умер­
шаго  если  и  оставляетъ,  то  самую  ничтожную  часть  въ  виде 

подарка  4).  Главная  забота  туземнаго  монарха — это  разбога­

теть.  Для  этого самое действительное  средство—война:  во  главе 

своего  племени  вождь  нападаетъ  на  соседнюю  деревню,  уби- 
ваетъ  жителей,  кроме  женщинъ  и  детей,  которыхъ  уводить  въ 

рабство  и  который  становятся  его  собственностью  5).

Но  прежде,  чемъ  мы  пойдемъ  дальше,  необходимо  точнее 

определить,  какъ  понимаютъ  собственность  африкансгае  ту­

земцы.

Главные  виды  личной  собственности  имъ  уже  знакомы,  но 

какъ  и  монархическая  власть,  находятся  въ  первобытномъ  со- 

стоянш.  Начать  съ  того,  что,  не  будучи  настоящими  кочевни­

ками,  африканск!я  племена  далеко  не  вполне  оседлы.  Ихъ  кру- 
глыя,  конусообразный  хижины  легко  строятся  и  такъ  же  легко 
разбираются.  Ихъ  деревни  постоянно  перекочевываютъ  съ 

ме­

*)  Du  Chaillu.  Lo c .   c i t . ,   371.

я)  Sanderval.  F  о u  t ah -D  j  a  11 о n,  150.
3)  Sanderval.  Loc.  cit.,  99.
*)  Sanderval.  Loc.  cit.,  171.
&

)  Sanderval.  Loc.  cit.,  143.


background image

 

88

 

ста  на  мЪсто,  и,  чтобы  побудить  ихъ  къ  переселешю,  доста­

точно  самаго  пустого  повода.  Такимъ  поводомъ  является,  на­

примеръ,  боязнь  мертвецовъ:  тени  умершихъ  считаются  вообще 
зложелательными  *),  въ  особенности  тени  вождей.  Переселя­
ются  иаъ  какой  нибудь  распри  съ  соседней  деревней,  иаъ-за 
того,  что  старое  место  околдовали,  испортили  и  т.  п.  а).

Наконецъ  къ  такимъ  перемещешямъ  вынуждаютъ  и  самыя 

условия  первобытнаго,  по  необходимости  экстенсивнаго  земле- 
дел1я.  Негры  земледельцы,  и  не  смотря  на  свои  зачаточныя 
формы,  земледел1е  играетъ  важную  роль  въ  вопросе  о  поддер- 
жанш  ихъ существовашя.  Ихъ  способъ  равделки  новыхъ  земель 

такой-же,  какой  практикуется  всеми  дикарями.  Когда  нужно 

устроить  поле,  мужчины  идутъ  въ  лесъ,  выбираютъ  место,  вы- 

рубаютъ  на  этомъ  месте  деревья  и,  давъ  имъ пролежать  сезонъ 
засухи,  сжигаютъ  ихъ.  После  того  приходятъ  женщины и сеютъ 
ман1оку,  кукурузу,  бананы;  но  одинъ  и  тотъ-же  участокъ  ни­
когда  не  засевается  два  года  къ  ряду  3).  При  такой  земле­

дельческой  системе не  можетъ  быть  речи  о  земельной  собствен­

ности,  какъ  мы  ее  понимаемъ.  Каждый  имеетъ  право  только 
на  прльзоваше  возделываемымъ  имъ  участкомъ  4).  Темъ  не 
менее  идея  личной  собственности  уже  укоренилась.  Такъ, 

не­

которые  виды  пальмъ,  которые  садятъ  вокругъ  хижинъ  и  изъ 
которыхъ  делается  ткань,  очень ценимая  туземцами,  становятся 

личной  собственностью  5).  Даже  отправляясь  въ  лесъ  собирать 
каучукъ,  деревня  разбивается  на  семьи:  каждая  семья  рабо- 

таетъ  отдельно,  отыскиваетъ  для  себя  л1аны  и  беретъ  въ  свою 
пользу  продуктъ  своего  труда.  Ш ансы  на  удачу  бываютъ  не­
избежно  неравные;  отсюда  нескончаемые  перекоры,  ссоры, 
обвинешя  въ  воровстве  6).  Но  главная  собственность  негровъ— 

это  движимая  собственность  и  притомъ  самая  разнообразная. 
Къ  ней  принадлежитъ  вопервыхъ  оруж1е,  затемъ  разные  пред­
меты,  составляющее  личную  собственность,  съестные  припасы, 
товары,  преимущественно  слоновая  кость.  Для  хранетя  всехъ 

этихъ  драгоценностей,  кто  можетъ,  имеетъ  сундуки.  У  торгов-

*)

  Ibid.,  443

*)  D u  C haillu.  A f r i q u e   c q u a t o r i a l e ,   68.

8)  Ibid.,  115/
4)  Du  Chaillu.  I oc .   c i t .,  294.

s)  D u  Chnilln.  A fr.  6 q u a t . ,   500.
•)  I b id .,  204.