Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4011

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

79

 

Клану,  чемъ  къ  нашимъ  маленькимъ  отцовскимъ  семьямъ,  вла­
дели  имуществомъ  нераздельно,  довольствуясь  переделами ме­
жду  членами  группы.

Таше переделы естественно  совершались  подъ  руководствомъ 

главнаго  лица  ассощацш,  и,  повидимому,  изъ  этой  прерога­

тивы  дележа  возникло  право  завещ атя.  И  въ  древнемъ  Риме 
завещаше  было  лишь  последнимъ  распоряжетемъ  умирающего 

относительно  передела  имущества.  Въ  этомъ  смысле  и  при  бо­

лее  или  менее  общинномъ  режиме  клана  или  большой  перво­

бытной  семьи  право  зав е щ ат я   не  заключаетъ  въ  себе  ничего 
нелепаго;  но  то  же  право  безспорно  подлежитъ  осуждение  въ 
томъ  случае,  когда  крайнШ  индивидуализмъ,  изгладивпий  вся- 

K ie 

следы  первобытной  солидарности,  предоставляетъ  отдель­

ному  лицу-владельцу  громадныхъ  богатствъ—свободу  создавать 
посредствомъ  вавещ атя  и  единственно  по  своему  капризу  од­
ного  или  многихъ  привиллегированныхъ.

ГЛАВА  У.

О  собственности  у  монархнческихъ  племенъ.

(Продолжеше).

I.  Въ  Me д ане з in .—Монархическое  племя  въ  Папуазш.— 

Власть  вождя  въ  Новой  Каледонш.— Нераздельная  территор!я 
племени.—Обпця  поля.—Привиллегированные  участки.—Пере­

делы.

— Барщинная  работа  въ  пользу  вождей. — Коллективная 

торговля  въ  пользу  вождей.

II.  А ф р и кан ск 1 я  расы .  — Африкансшя  расы  по  ту  и  по 

сю  сторону  Сахары.  —  Берберы,  греко-римляне,  арабы.  — Чер­
ные  туземцы  Африки.

1П.  С о б ствен н о сть   у  го т т е н т о т о в ъ .  —  Готтентотское 

племя.  —  Собственность  на  скотъ  и  на  женщинъ.  —  Власть  и 

богатство.

IV. 

М о н архи ческое  плем я  въ  за ч а т о ч н о м ъ   ‘с о с т о я ­

н ш .—Негритянское  племя  въ  Габуне.—Деспотичесшй  царекъ 
въ  Тута-Джаллоне.—Его  способъ  обогащетя. —Главные  виды 
собственности  у  африканскихъ  туземцевъ.—Кочевыя  деревни.— 

Кочевое  земледел!е.  —  Личная  собственность.  —  Культъ  сун­
дука.—Право  собственности  на  детей,  на  женщинъ  и  на  не


background image

 

80

 

вольниковъ.— Во  что  обходится  и  что  приносить  невольникъ.— 

Права  и  обязанности  господина.  —  Важное  значеше  собствен­
ности  на  женщинъ.—Права  собственности, принадлежапця  жен- 
щинамъ  въ  Табун*.

V.  М онархи ческое  плем я  в ъ   полномъ  р а з в и т ш .  — 

Кафрское  племя.—Скотъ—деньги.—Политическая  власть,  осно­
ванная  на  влад*нш  скотомъ.—Кафрсгае  б р а в и .—Фиктивныя 
приношешя  мертвецамъ.— Кафрсше  илоты.-—Бедность  —  сино- 

нимъ  рабства.—Землед*льческ

1

Й  трудъ  и  женщины.—Першди- 

чесше  переделы.

VI.  Происхождеше  личной  собственности.—Сощологическая 

«точка».—Появлеше  м*новыхъ  ценностей  уничтожаетъ  равен­

ство.  —  ЗемледЗше  п'едшествуетъ  домашнимъ  животнымъ.  — 
Землед*л!е  и  рабство.  —  Богатство  и  аристократья.  —  Наслед­
ственный  касты.—Личная  собственность—порождете  насшпя.

I.  Въ  Меланезш.

У  мелавезцевъ  папуасской  расы,  значительно  отличаю­

щихся  отъ  австралШскихъ  меланезцевъ,  более  цивидлзован- 

ныхъ,  чемъ  эти  последше,  и  часто  смешивавшихся  съ  поли- 
незцами,  уже  не  существуетъ  организацш  племени,  основан­
ной  на  равенстве.  На  всфхъ  меланезскихъ  архипелагахъ:  въ 

Новой  Гвинее,  Новой  Каледонш  и  т.  д.  общественная  орга- 
ниэащя  успелагуже  усложниться,  «дифференцироваться»,  какъ 

говоритъ  Г.  Спенсеръ.  На  Вити  были  невольники,  съ  кото­
рыми  обращались,  какъ  съ  вьючнымъ  скотомъ,  которыхъ часто 

даже  ели  *).  Въ  Новой  Каледонш  невольниковъ  еще  нбтъ,  но 
ихъ  заменяютъ  женщины.  —  Большинство  новокаледонскихъ 

вождей  такъ  могущественны,  что  позволяютъ  себе  есть  своихъ 

подданныхъ:  отъ  времени  до  времени  вождь  убиваетъ  кого  ни­
будь  изъ  своихъ  низшихъ  подданныхъ,  и  затемъ  часть  уби- 
таго  идетъ  тутъ  же  на  семейную  трапезу  вождя,  а  часть  весьма 

предусмотрительно  солится  про  запасъ  2).  Кроме  того  въ  Но­
вой  Каледонш  верховная  власть  наследственна  (по  мужской

*)  ТЬ.  W est.  T e n   J e a r e   i n   S o u t h   c e n t r a l   P o l y n e s i a ,   409

*)  D e

  Rochas.  N o u v e J i e   C a l ^ d o n i e ,  

206.

—A f ^ m o i r e a   S o c.  d’a n t r o p . ,  

1,  414. 

'


background image

—   8 1   —

лиши  '),  и  вокрутъ  верховнаго  владыки  группируется  такая  же 
наследственная  аристократая  2).

Но  современная  организащя  ново  -  каледонскихъ  племенъ 

сохранила  еще  остатки  того  широкаго  коммунизма,  которымъ 
отличался  ихъ  прежнШ  общественный  строй.  Въ  большинстве 
случаевъ  право  верховнаго  владешя  только  видоизменилось, 

перешло  отъ  общины  къ  вождю—ея  представителю  и  слилось 
съ  его  личностью.  Такъ,  на  Вити  вожди  имели  право  требо­

вать,  чтобы  все  мужчины  племени  не  только  помогали  имъ  въ 
войнахъ,  но  и  исполняли  все  работы,  какгя  бы  имъ  ни  взду­

малось  на  нихъ  наложить  3).  Въ  Новой  Каледонш,  которая 
вообще  более  намъ  известна,  все  члены  племени  обязаны  воз­

делывать  землю  вождя  и  сверхъ  того—что  представляетъ уже 
несомненный  остатокъ  прошлаго—исполнять  общественныя  по- 

левыя  работы  подъ  посевъ  иньяма,  предназначаемаго  для  го- 
довыхъ  праэдшшовъ  4).  Въ  Новой  Каледонш  встречаются  уже 
все  наши  главные  виды  собственности:  вопервыхъ  собствен­
ность  жилья,  и  притомъ  постояннаго  —  конусообразной  хи­
жины,  служащей  притомъ  отдельной  семье;  вовторыхъ  соб­
ственность  движимости:  оружия,  домашней  утвари,  съестныхъ 
припасовъ.  Впрочемъ,  частнымъ  лицамъ  принадлежать  только 

право  пользовашя движимостью;  чистое  же  право  собственности 
на  нее  сохраняется  за  общиной,  такъ-что  со  смертью  человека 
вся  его  движимость,  въ  томъ  числе  и  последшй  годовой  сборъ 

земледельческихъ  продуктовъ,  делится  не  только  „между  его 
родственниками,  но  и  между  друзьями;  тогда  поднимается  пиръ 

и  продолжается  до  техъ  поръ,  пока  все  съестное  не  будетъ 
истреблено  безъ  остатка.  Точно  такъ  же  и  въ  Новой  Зеландш, 

которая  была  прежде  населена  меланездами,  со  смертью  вождя 
домъ  его  подвергается  разграблешю.  Ново-каледонцы  заходятъ 

иногда  еще  дальше,  а  именно,  сжигаютъ  домъ  умершаго  5).

Невозделанная,  самая  обширная  часть  территорш  племени 

составляетъ  общественную собственность.  Самъ вождь,  при всемъ 
своемъ  деспотизме,  имеетъ  на  нее  лиш е  косвенное  право,  вла­

‘)  I b i d .

2)  L.  Moncelon.  Q u e s t i o n n a i r e   B o c i o l o g i q u e   (B u ll.  lo c .  d’a n t r o p . ,  

1886),  369.

3)  Ibid.

*)  W .  T.  P ritch ard .  P o l y n e s i a n   R e m i n i s c e n c e s ,   370.
s)   L.  Monce Ion.  L o c .  с it.


background image

 

82

 

д£я  ею  нераздельно  съ  остальными  членами  племени  *).  Раз­

д е л а н н ы е  

участки принадлежать отдельнымъ лидамъ, по крайней 

мере  поскольку  дело  идетъ  о  пользованш  ими,  и  даже  часто 
со  смертью  человека  право  пользоватя  его  полями,  8а  исклю- 
чешемъ  сбора  последняго  года,  (о  чемъ  было  сказано  выше), 
переходить  къ  его  наследникамъ  мужескаго  пола  , ).  Есть,  впро- 
чемъ,  и  так1я  земли,  которыя  возделываются  сообща  и  про­
дукты  которыхъ  делятся  между  всеми  членами  общины  ’).  Но 
право  верховнаго  владешя  всеми  возделанными  землями  со­
храняется  все-таки  за  общиной,  и  случается,  что  частнынъ 
лицамъ  принадлежитъ  только  право  пожианеннаго  нользовашя 
отведенными  имъ  участками.  При  такомъ  строе  все  —  какъ 
знатные,  такъ  и  плебеи  —  пользуются  отдельными  участками 
возделанной  земли,  величина  которыхъ  соответствуешь  обще­
ственному  положешю  владельца  *).  Эти  участки  не  размеже­

вываются.  Никто  и  такъ  не  посмеетъ  занять  чужую  землю, 

даже  вождь,  который  все  себе  позволяетъ  4).  Здесь  землевла- 
дельцемъ  является  вся  область,  и  возделанная  часть  земли 

д е ­

лится  по  числу  мужчинъ,  населяющихъ  эту  область.  Участки 

бываютъ  неравной  величины.  Самые  бодыше  отводятся  вовдю 

или  регенту,  если  таковой  имеется,  затемъ  поменьше—членамъ 

знати  и  наконецъ  самые  маленыиб^  плебеямъ.  Каждому  ново­
рожденному  отводится изъ  общественной  земли  часть,  соответ­
ствующая  общественному  положешю,  къ  которому  онъ  принад­

лежитъ  по  праву  рождешя.  Со  смертью  человека  его  участокъ 
снова  переходить  къ  общине  *);  но  перюдическихъ  переделовъ 
не  бываетъ.

Такъ  какъ  ново-каледонцы  окончательно  вступили  въ  фазу 

общественной  «дифференщацш»,  (это  слово  нынче  въ  моде),  то 

въ  ихъ  дикихъ  племенахъ  представляется  полный  просторъ  для 
развитая  аристократическихъ  и  наследственныхъ  привиллегШ. 
Большая  часть  пахатныхъ  земель  принадлежитъ  вождю  и  знати 

по  праву  рождешя;  но  сами  они  не  унижаются  до  земледель- 

ческаго  труда;  жены  же  ихъ,  какъ  оне  ни  многочисленны,  не 
всегда  успеваютъ  выполнять  все  полевыя  работы.  Кроме  того

J)   I b i d .

*)  L.  Moncelon.  L o c .   с  i t.
*)  De  Rochas.  K o u v .   6 a   l e d o n i e ,   261.
4)  I b i d .
‘)   T hiercelin.  J o u r n a l   d’u n   b a l e i n i   e r ,  I,  296.


background image

 

83

 

больные,  вдовы,  старики,  сироты  тоже  не  иогуть  обрабатывать 
своихъ  участковъ.  Для  выполнетя  всЬхъ  этихъ  добавочныхъ 
работъ  вожди и  знать  налагаютъ  на  простонародье  по  нискольку 
дней  въ  неделю  обязательной  барщины,  и  число  этихъ  дней 
можетъ  быть  увеличиваемо  смотря  по  надобности  ').

Чрезвычайно  любопытно,  что  уже  у  грубыхъ,  дикихъ  ново* 

каледонцевъ,  принадлежащихъ  къ  одной  изъ  самыхъ  низшихъ 
расъ,  встречаются  главныя  черты  государственнаго  сощалиама, 
который  былъ  такъ  искусно  организованъ  въ  древнемъ  Перу  и
о  которомъ  я  буду  говорить  ниже.  Иногда  ново - каледонская 
община,  или,  вернее,  ея  представитель—вождь,  поднимается 
даже  до  коллективной  торговли.  Въ  Араме  французсюе  миссю- 
неры,  превративпиеся  тамъ  въ  фабрикантовъ  кокосоваго  масла, 
покупали  кокосовые  орехи  у  частныхъ  лицъ  по  определенной 
цене  (по  три  франка  за  сотню),  и  затемъ  масло,  которое  они 
изъ  нихъ  добывали,  тамоштй  вождь  продавалъ  каботажныиъ 

судамъ  съ  барышомъ  въ  пользу  олицетворяемой  имъ  общины 3).

Это  господство  вождей,  эту  уступку  въ  ихъ  пользу  старин- 

ныхъ  правъ  общины  мы  найдемъ  во  многихъ  странахъ  и  у  са­

мыхъ  разнообравныхъ  расъ.  Существуетъ  какъ  бы  неизбежный 

ходъ  развитая,  роковыя  фазы,  черезъ  которыя  должны  пройти 

все 

человечесыя  общества,  разъ  имъ  удалось  подняться  надъ 

самыми  первобытными  формами  общественной  жизни.  Я  уже 

отметилъ  характерный  черты  аристократическаго  племени  у  не­
которыхъ  И8ъ  американскихъ  народностей,  въ  Полинезш,  у  па- 
пуасовъ  Меланезш.  У  африканскихъ  дикарей  мы  встретимъ 
общественный  строй,  близко  аналогичный  съ  вышеописаннымъ, 
но  съ  различными  видоизменешями  соответственно  областямъ, 
ибо  не 

все 

разновидности  негритянскаго  типа  развивались  съ 

одинаковою  быстротою.

П.  АвржканснЫ  раоы.

Множество  расъ  занимаетъ  или  занимало  обширный  Афри~ 

кансшй  материкъ,  о  которомъ  до  сихъ  поръ  мы  знаемъ  очень 
мало.  Какъ  въ  географическомъ,  такъ  и  въ  этнографическомъ 
отношенш  огромная  пустыня  Сахара делить  эту  часть  земного

')   T hiereelln.  Loc.  « it.,  I,  302,  303.

*)  T hiereelin.  Loc.  cit.,  I,  305.