Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4015

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

89

 

цевъ  сундукъ  служить  признакомъ,  эмблемой  богатства,  но 

только  если  онъ  съ  замкомъ.  Б ъ  этимъ  первобытнымъ  денеж- 

нымъ  кассамъ  пятаютъ  такое-же  почтеше,  какое  въ  нашихъ 

цивилизованныхъ  странахъ  къ  ихъ  более  совершеннаго  устрой­

ства  родичамъ;  впрочемъ,  у  африканскихъ  дикарей  это  уваже- 
ше  къ  сундуку  еще  сильнее;  у  нихъ  это  нечто  въ  роде  рели- 
иознаго  обожашя:  такъ,  ключи  отъ  сундуковъ,  хотя-бы  даже 
разрозненные,  считаются  драгоценностью;  связка  ключей  со- 

ставляетъ  гордость  своего  владельца  !).

За  неимешемъ  сундуковъ  слоновую  кость  и  друие  ценные 

предметы  кладутъ  въ  какое-нибудь  потайное  место,  о  которомъ 
энаютъ  только  главная  жена,  да  испытанные  друзья  вла­
дельца  а).  Но  самая  ценная  изъ  движимыхъ  собственностей— 
это  живая  собственность.  Она  бываетъ  двухъ  родовъ:  первый 
родъ  представляетъ  просто  меновую,  торговую  ценность,  вто­

рой—хотя  и  онъ  можетъ  быть  проданъ  въ случае  надобности— 
заменяетъ  скотъ.  котораго  въ  Габуне  вообще  мало  3).

Эту  живую,  столь  ценную  собственность  представляютъ 

дети,  женщины  и  невольники.  Бъ  негритянской  Африке  торгъ 
детьми  очень  обыкновенная  вещь.  На  Гвинейскомъ  берегу  онъ 

до  такой  степени  въ  обычае,  что  дети,  чуть  немного  подро- 
стутъ,  спасаются  бегствомъ  отъ  родителей;  случается,  что  они 

ловятъ  виновника  своихъ  дней  и,  если  могутъ,  сами  продаютъ 

его.  Такъ  было,  по  крайней  мере,  въ  то время,  когда на  всемъ 
побережьи  Гвинейскаго  залива  торговля  невольниками  произво­

дилась  открыто  европейскими  агентствами  4).  Часто  въ  силу 
пра^ъ,  основанныхъ  на  родстве  по  матери,  собственникомъ 

де­

тей  является  ихъ  дядя  съ  материнской  стороны,  который  и 
торгуетъ  ими  смотря  по  надобности  5).  Дети  до такой  степени 

приравниваются  къ  другимъ  предметамъ  личной  собственности, 
что  еще  недавно  въ  Тути-Джаллоне  король  въ  обменъ  за  по­
дарки,  полученные  имъ  отъ  одного  французскаго  путешествен­
ника,  предложилъ  ему  быка,  двухъ  свиней,  четырехъ  куръ  и 
своего  двенадцатшгЬтняго  сына.  Когда  путешественникъ  отка- 
эался  отъ  последняго  подарка,  король, въ  томъ  предположенш,

J)  I b i d .,  286. 

а)  I b id .,  373.

*)  Du  Chaillu.  A fr.  equat.,  372.

*")  G iraud-Teulon.  O r i g i n   e e   d u   m a r i a g e ,   431.

*)  I b i d . ,   266.


background image

 

90

 

что  тотъ  нашелъ  его  недостаточно  ц*ннымъ,  предложилъ  ему 
на  выборъ  одну  изъ  своихъ  трехъ  дочерей  отъ  шестнадцати до 

семнадцати  л*тъ  ’).  Такимъ  образомъ  отношеше  къ  д*тямъ 

такое-же,  какъ  къ  невольникамъ,  съ  тою  только  разницей,  что 

отъ  посл*днихъ  требуютъ  работы.

Во  вс*хъ  негритянскихъ  областяхъ  Африки  свободные  люди 

питаютъ  отвращете,  даже  презр*ше  къ  труду.  Все  ихъ  често­

любие  заключается  въ  томъ,  чтобы  жить  жизнью  благородныхъ 
людей,  т.  е.  ничего  не  д*лать  и  хорошо  *сть.  Поэтому  вс* 

нолевыя  работы  возлагаются  на  женщинъ  и  иевольниковъ  3). 

Въ  Тути-Джаллон*  покупка  невольника  считается  очень  выгод- 

нымъ  пом*щетемъ  денегъ.  Невольникъ  стоить  около  64-хъ 
франковъ  на  наши  деньги.  Кром*  того  купившему  невольника 
приходится  кормить  его  первый  годъ,  что  составить  добавоч­

ный  расходъ  отъ  30-ти  до  40  франковъ;  наконецъ  нужно  ку­

пить  ему  жену.  Но  зат*мъ  оруд1е  труда  готово  и  начинаетъ 
быстро  окупать  себя.  Невольникамъ—мужу  и  жен*  дается  два 

дня  въ  неделю:  суббота  и  воскресенье  и  сверхъ  того  ночи  на 

обработку  участка,  который  можетъ  содержать  ихъ  обоихъ  и 
ничего  не  стоить  ихъ  господину.  Все  остальное  ихъ  время  при- 

надлежитъ  господину,  и  посл*днШ,  не  заботясь  о  дальн*йшихъ 

нуждахъ  подвластной  ему  пары,  пользуется  ея  трудомъ,  кото­
рый  можетъ  прокормить  трехъ  свободныхъ  людей  3)  въ  полнЬй- 
шемъ  do lce  f a r   n ie n te .

Въ  Табун*  у  н*которыхъ  племенъ  господинъ  им*етъ  право 

на  половину  дичи,  убитой  его  невольникомъ,  наприм*ръ,  на 
клыки  слона  4);  вн*  охоты  онъ  можетъ  отнять  у  своего  не­

вольника  все,  даже  подарки,  которые  тотъ  получилъ  5),  ибо 
если  невольникъ  и  влад*етъ  ч*мъ,  то  только  съ  соглас!я  госпо­

дина.  Онъ—вещь  своего  господина  и  на собственность  им*етъ 
такъ-же  мало  правъ,  какъ  и  на  свободу;  но  за  то,  какъ  было 
и  въ  древнемъ  Рим*,  онъ  не  отв*чаетъ  за  свои  проступки. 
Господинъ  обязанъ  покрывать  его  6)  и  пополнять  причиняемые 
имъ  убытки.

')   Sanderval,/ Foutah-D jallon,  14.

а)  Du  Chaillu.  A f г.  d q u a t . ,   19.

3)  Sanderval.  L o c .   c i t . ,   220.
4)  Du  Chaillu.  L o c .   c i t . ,   77.
*)  Sanderval.  L o c .   c i t . ,   210.
*)  Du  Chaillu.  L o c .   c i t .   87.


background image

 

91

 

И  такъ,  африканскихъ  невольниковъ покупаютъ,  владЬютъ 

ими,  обращаются  съ  ними  и  эксплуатируютъ  совершенно  такъ, 

какъ  домашшй  скотъ.  Какъ  мы  это  видели,  въ  обширныхъ 
областяхъ,  населенныхъ  настоящею  негритянской  расой,  скота 
почти  нЗотъ.  Но  даже  н  тамъ,  где  онъ  есть,  какъ  у  африкан­
скихъ  негровъ,  такъ  и  у другихъ  дикарей,  для  полевыхъ  работъ 
его  не  употребляютъ.  О  плуге  не  имеютъ  еще  пошгпя.  Столь 

простая,  повидимому,  мысль,  какъ  мысль о  возможности  запречь 
быка  или  корову,  привязать  ихъ  къ  куску  дерева,  который 
исполнялъ-бы  роль  первобытнаго  плуга,  родилась  въ  челове- 
ческомъ  мозгу очень поздно.  Дикарь-8емледЪлецъ довольствуется 
обыкновенно  темъ,  что  выкапываетъ  коломъ  ямки  и  кдадетъ 

въ  нихъ  семена.  Только  гораздо  позднее,  когда  является  мысль

о  проведенш  бороздъ,  начинаютъ  употреблять  первобытный 

шгугъ—леггай  деревянный  крюкъ,  царапаюпцй  землю  и  запря­
женный  первыми  вьючными  и  упряжными  животными  чело­
в ек а—невольниками  и  женщинами.  Заливавпдося  иломъ  поля 
древняго  Египта  пахались,  а  рисовыя  поля  современнаго  Китая 
и теперь  пашутся  или  бороздятся  невольниками  или  женщинами, 

запряженными  въ  первобытный  деревянный  плугъ  ').

По  всей  негритянской  Африке  женщина,  такъ  же,  какъ 

и  невольникъ  и  одновременно  съ  нинъ,  служить  домашнимъ 
животнымъ.  Мы  знаемъ,  что  повсюду  женщинъ  покупаютъ  и 

продаютъ,  промениваютъ  и  отдаютъ  на  прокатъ. 

Оне 

состав- 

ляютъ  въ  буквальномъ  смысле  движимую  собственность,  кото­
рой  очень  дорожать  и  которую  стремятся  накапливать.  Богат­

ство  человека  измеряется  вопервыхъ  числомъ  его  невольни~ 
ковъ,  вовт^рыхъ — его  женъ  а),  Впрочемъ,  о  женщине  заботятся 

несколько  больше:  кланъ,  къ  которому  она  принадлежитъ,  про­
давило  ее  родственники  до  некоторой  степени  интересуются  ея 
участью;  поэтому  она  не  всегда  спускается  до  степени  низ- 
шаго,  подвластнаго  существа:  случается  даже,  что  обычай  при- 
внаетъ  за  нею  некоторыя  права.  Право,  признаваемое  за  жен­
щинами  племенемъ  Апинджи  въ  Габуне,  совершенно  особаго 
рода,  но  во  всякомъ  случае  оно  доказываешь,  что  на  нихъ 
смотрятъ  единственно  какъ  на  меновую  ценность.  Такъ,  если 
мужчине  изъ  племени  Апинджи  понравится  которая  нибудь  изъ

Hue.  L’E m p i r e   c h i n o i e ,   II,  344.

*)  Du  C haillu.  L o c .   с i Ц   286.


background image

 

92

 

женъ  его  сосуда,  онъ  имеетъ  право  взять  ее  себе  съ  един­
ств еннымъ  услов1емъ  уплатить  мужу  ту  сумму  или  вернее  то 
количество  товаровъ,  за  которое  тотъ  ее  купилъ  ‘).

У  Бокалеевъ  Габуна  женщины  возделываютъ  землю,  какъ 

и  въ  другихъ  местахъ,  но  здесь  за  ними  признается  право  соб­

ственности  на  все  земледельчесте  продукты,  которыхъ  не 
съедаютъ  ихъ  господа  и  повелители.  Одинъ  изъ  такихъ  пове­
лителей,  встреченный  Дю-Шалью,  имелъ  обыкновеше  убеждать 
своихъ  женъ,  чтобъ  оне  хорошо  его  кормили  и  холили,  но  за­

темъ  отдавать  имъ  все,  что  оставалось  за  удовлетворешемъ  его 

личныхъ  надобностей,  и  этотъ  излишекъ  оне  могли  продать  или 

съесть  по  своему  желашю  3).  Другой  король  часто  поднималъ 

своихъ  женъ  среди  ночи  и  упрашивалъ  ихъ  любить  его  и  хо­
рошенько, кормить,  потому  что  за  нихъ  онъ  отдалъ  ихъ  род- 
нымъ  кучу  подарковъ 3).

Племена,  о  которыхъ  я   только-что  говоридъ,  принадлежать 

къ  наименее  цивилизованнымъ  изъ  африканскихъ  племенъ;  темъ 
не  менее  они  уже  признаютъ  различные  виды  личной  собствен­

ности;  но,  не  смотря  на  то,  что  они  занимаются  земледел!емъ 

и  что  земледельчесше  продукты  составляютъ даже  ихъ  главную 
пищу,  они  не дошли  еще  до  идеи  собственности  на самую  землю, 

какъ  мы  понимаемъ  эту  идею.  Впрочемъ,  они  оставили  далеко 
за  собой  стадш  первобытнаго  общиннаго  строя,  и  старинныя 
права  общины  перешли  у  нихъ  къ  деспотическому  вождю,  яв­
ляющемуся  какъ  главнымъ  собственникомъ,  такъ  и  главнымъ 
наследником^.

Прежде,  чемъ  заключить  въ  общихъ  чертахъ  истор1ю  эволю- 

цщ,  закончившейся  вышеописаннымъ  порядкомъ  вещей,  прежде 

чемъ  указать  на  ея  причины,  я  считаю  нужнымъ  провести  мое 
изложете  несколько  дальше.

Мы  уже  видели,  что  такое  представляетъ  собственность  въ 

монархическомъ  племени,  находящемся  еще  въ  зачаточномъ  со- 

стоянш;  теперь  необходимо  разсмотреть  ее  въ  несколько  более 
высокой  фазе  ее  развитая.  Чрезвычайно  типичный  обр&зчикъ 
монархическаго  племени  въ  полномъ  его  развитш,  но  въ  то 

же

 

время  еще  дикаго,  представляютъ  общества  кафровъ.

D li 

Cliailln.  A f r .   e q u a t . ,   506.

2)  I b i d . ,   331.

3)  Ibid.,  256.


background image

 

93

 

V*.  Монархическое  племя  въ  полномъ  развнтш.

Кафры  тоже  давно  вышли  изъ  режима  общаго  равенства. 

Они  управляются  монархическими  и  очень  деспотическими  вож­

дями,  облеченными  наследственной  властью;  у  нихъ  есть  пора­
бощенный  касты,  скотъ;  наконецъ  они  земледельцы  и  торговцы. 
Впрочемъ,  денегъ,  монеты,  у нихъ еще  нетъ,  ее заменяетъ  скотъ; 
и  эта  четвероногая  монета  отличается  всеми  преимуществами 

и  всеми  неудобствами  нашей  монеты.  За  деньги,  т.-е.  за  скотъ 

кафръ  можетъ  накупить  детей,  которыхъ  бедные  родители 
всегда готовы продать  *);  за скотъ онъ можетъ прюбрести сколько 
угодно  женъ,  и  такъ  какъ  жены  хорошо  оплачены,  то  власть 
его  надъ  ними  безгранична а).  Наконецъ  скотъ  даетъ  полити­

ческое  вл1яше:  даже  верховная  власть  можеть  быть  удержана  въ 
вемле  Кафровъ  только  при  условш  обладатя  или  пршбрететя 
многочисленныхъ  стадъ  посредствомъ  успешныхъ  н а б е го в ъ . 

Воины служатъ вождю только изъ—за скота; следовательно, чтобъ 
удовлетворить  своихъ  подчиненныхъ,  удержать  ихъ  при  себе  по 
крайней  мере  на  время,  ему  нужно  много  скота.  Скотъ—это 

деньги,  т.-е.  пища,  одежда,  вл1яше—словомъ,  все.  Кафрсте 
храбрецы,  или,  вернее, разбойники  (брави),  представляютъ  сле­

пое  и  неумолимое  оруд1е  въ  рукахъ  господина  до  техъ  поръ, 

пока  не  накопятъ  достаточно  скота  на  покупку  оруж1я  и  женъ; 
эатемъ  они  уходятъ,  и  на  ихъ  место  является  новай  толпа  ги- 
лодныхъ.  Вождю  приходится  удовлетворять  нуждамъ  и  разсче- 
тамъ  этой  толпы;  его  наследственныхъ  стадъ  для  этого  недо­

статочно:  онъ  долженъ  постоянно  возобновлять  ихъ  и  сверхъ 
того  содержать.  Средствами  такого  возобновлешя  служатъ  по­
дарки,  которые  онъ  получаетъ,  взимаемые  имъ  налоги,  пени, 

конфискащи  имуществъ,  но  больше  всего  добыча,  награблен­
ная  во  время  военныхъ  походовъ 3).

Любопытно, какъ любовь къ личной собственности, которая уже 

существуетъ  въ  аемле  Кафровъ,  повл1яла  на  характеръ  погре- 
бальныхъ  приношешй.  Кафры  далеки  отъ  наивности  первобыт­

наго  человека,  и  дары  или приношешя  мертвецамъ  совершаются

*)  Moffat.  V i n g t - t r o i s   a n s  d a n s   l ’A   f r i q u e   a u s t r a l  e,  248. 

a)  H i s t .   u n i v .   т о у .   XXVI,  470.
*)  D agm ore,  C o m p e n d i u m o f K a f i r L a w s a n d   C u s t o m s ,   2  (cit6 

par  H.  M ainej,  in  I n s t i t u t i o n s   p r i m i t i v e s ,   179.