Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4022

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

1 04

-

чет верти  М  или  даже  четыре  пятыхъ  2)  насел е т я .  Наконецъ 

въ  Восточной  Африк-Ь  надъ  другими  ценностями  первенствуетъ 
скотъ.  Уайтъ  Бэкеръ  приводить  содержаше  своего  разговора  о 
вопросахъ  политической  экономш  съ  однимъ  туземнымъ  коро- 
лемъ,  творцемъ  дождя,  по  имени  Качиба.  «Без4  скота»,  гово- 
рилъ  ему  этотъ  король,  «у  туземцевъ  не  бьгло-бы  молока,  глав­

ной  ихъ  пищи,  и  съ  другой  стороны  имъ  не  на  что  было-бы 
покупать  женъ».  Напротивъ  того,  когда  скота  много,  легко  воз- 
становить  полигамическую  семью,  разрушенную  наб-Ьгомъ  со­

седей.  «Вотъ  почему»,  прибавлялъ  хладнокровно  король,  «про- 
тивъ  нападетй  сос-Ьдей  или  арабовъ,  торговцевъ  невольниками, 

у  насъ  съ  гораздо  болыпимъ  упорствомъ  защищаютъ  скотъ, 
нежели  женщинъ»  3).

Дал'Ье  къ  востоку,  въ  Карагуа,  стада  продолжаютъ  состав­

лять  богатство.  Тамъ  можно  встр-Ьтить  крупныхъ  собственни- 
ковъ,  иагЬющихъ  до  тысячи  головъ  скота,  и  имущественное 

неравенство  производить  тамъ  обычныя  посл’Ьдств!#.  Жители 
Карагуа  делятся  на  два  класса:  на  богатыхъ,  Vouahouma,  круп- 
выхъ  скупщиковъ  скота,  и  неимущихъ,  плебеевъ,  Vouangambo, 
съ  которыми  аристокра^я  крупныхъ  капиталистовъ  обращается, 

какъ  съ  невольниками.  Но  такъ  какъ  богатыхъ  слишкомъ  мало 
для  того,  чтобы  они  могли  одни  оберегать  свой  чётвероногш 
капиталъ  отъ  нападешй  голодной  толпы,  то  они  пользуются 
вооруженною  силой  —  воинами,  которымъ  платятъ  коровьимъ 

молокомъ  4).

Нисколько  л'Ьтъ  тому  назадъ,  въ  моемъ  опыт*  эволющи 

нравственности  я   показалъ,  какъ  мнопя  цивилизованныя  обще­

ства  приходили  къ  нравственному  меркантилизму,  въ  которомъ 
часто погрязали.  Но  этотъ  меркантилизмъ  нравственности  вполн* 

совм'Ьстимъ  и  съ  дикимъ  состояшемъ  общества.  Чтобы  онъ  про- 
цв'Ьталъ,  достаточно,  чтобы  въ  обществ^—дикомъ  или  цивили- 

зованномъ—любовь  къ  нажив-Ь,  (въ  чемъ-бы  ни  заключалась 
пажива),  страсть  къ  накопление  была  преобладающею  страстью, 

главнымъ двигателемъ вс'Ьхъ челов'Ьческихъ дМствШ.  Это  вполн'Ь 
возможно  и  у  дикарей,  съ  тою  только  особенностью,  что  зд’Ьсь 

жадность  выставляется  безъ  стыда,  безъ  л и ц е м ^ я .  Дикари—

H i s t ,   u n i v ,   v o y , ,   X X V ,   41,

a)  I b i d . ,  

X X X ,

  273.

3)  W h ite  B aker.  A l b e r t   N ’Y a u z u ,   262.

B urton.  V o y .   a u x .   G r a n d e   L a c s ,   509.


background image

 

105

  —

наивные  эгоисты;  о  «повапленыхъ  гробахъ»,  по  евангельскому 
выражешю,  они  не  имеютъ  понят1я;  они  не  претендуютъ  на 
возвышенную  нравственность  и  подкрашенная  по  всЬмъ  прави- 
ламъ  искусства  красивая  внешность  не  прикрываетъ  у  нихъ 

дрянныхъ  душенокъ.

По  всему  экватор1альному  поясу  Африки  власть  достигается 

богатствомъ  и  только  богатствомъ  !);  повсюду  личная  соб­
ственность  защищается  съ  безжалостной  жестокостью. 

У

  Бамба- 

ровъ  Сенегамбш,  въ  случае  потравы  возделаннаго  поля  осломъ, 
хотя  бы  потрава  была  самая  пустая,  хозяинъ  осла  обязанъ 
заплатить  за  причиненный  имъ  убытокъ,  который  оценивается 
владельцемъ  поля;  если  онъ  не  заплатить,  осла  конфискуютъ 
и  часто  съедаютъ,  такъ  какъ  Бамбары  очень  любятъ  ослиное 
мясо  а).  Здесь  все  оценивается,  все  оплачивается.  У  Вуаша- 
ыуэзи,  если  женщина  умираетъ,  не  оставивъ  потомства,  мужъ, 
или  покупщикъ,  требуетъ  съ  тестя,  или  продавпа,  уплаченную 
имъ  за  жену  сумму,  на  томъ  основанш,  что  онъ  былъ  обма­
нуть  на  счетъ  качества  товара  3).

Вотъ  что  говоритъ  путешественникъ  Бёртонъ:  «Бедуинъ 

ставить 

себе 

за  честь  гостепршмство;  африканецъ  же  этой 

области  (Восточной  Африки)  заставляетъ  васъ  покупать  всякую 
малость  и,  если  у  васъ  нетъ  ни  жемчуга,  ни  тканей  (местной 
монеты),  онъ  уморитъ  васъ  съ  голода...  Онъ  не  дастъ  глотка 
воды  умирающему  отъ  жажды  человеку,  не  шевельнетъ  паль- 
цемъ  для  спасетя  груза,  хотя  бы  въ  тысячу  долларовъ,  если 
ему  за  это  не  заплатить.  За  то  если  самъ  онъ  лишится  ка­
кой-нибудь  тряпки  или  самаго  ничтояснаго  инструмента,  горе 

его  бываетъ  такъ  же  велико,  какъ  и  смешно»  4).

Уджиджи,  говоритъ  тотъ  же  наблюдатель,  требуютъ  платы 

8а  малейшую  услугу,  требуютъ  жемчуга  за  то,  что  указали 
вамъ  дорогу  5).  Жемчугъ  одна  изъ  африканскихъ  монетъ,  пред­

ставляющая  даже  определенную  ценность. 

Въ  этой  части 

Африки  попросить  жемчугу  все  равно,  что  въ  Европе  попро­
сить  серебряную  монету.

Третья  изъ  крупныхъ  движимыхъ  ценностей  въ  Эквато-

B urton,  V o y .   a u х  G r .   L a c s ,   509.

s)  M ungo-Park.  H i s t .   u n i v .   v o  g .,  XXV,  367.
*)  B urton,  J o e .   c i t .   377.

4)  B urton.  J o e .   c i t .   632.
6)  Burton.  J o e .   c i t .   415.


background image

 

106

  —

piajibHofi 

Африке—это  невольникъ.  Здесь  я   не  стану  рассматри­

вать  рабство  въ  его  сущности,  какъ  учреждев!е.  Здесь  неволь­
никъ  занимаетъ  меня  съ  той  же  стороны,  какъ  и  скотъ,  т.  е. 

какъ  ценность.  Но  есть  разныя  категорш  невольниковъ:  о  на- 
следственныхъ  рабахъ,  рабахъ  по  происхождешю,  родившихся 
въ  деревне  своихъ  господъ,  нельзя  сказать,  чтобы  они  были 
совершенно  приравнены  къ  домашнимъ  животнымъ;  обычай 
утвердилъ  за  ними  известное  покровительство  общества;  другое 

дело  невольники,  ставнпе  ими  недавно:  оставленные  въ  жи- 
выхъ  пленники,  обращенные  въ  рабство  за  долги  или  за  пре- 
ступлетя,  купленныя  дети  и  т.  п.  Съ  этими  невольниками 

обращаются  совершенно,  какъ  со  скотомъ.  Они—живыя  деньги 

и  весь  вопросъ  въ  томъ,  кто  больше  накопитъ  этихъ  денегъ. 
Племена  безпрерывно  нападаютъ  одно  на  другое,  чаще  всего 
по  наущешю  своихъ  королей:  вторгаются  въ  соседнюю  деревню, 

жгутъ  хижины,  захватываютъ  скотъ;  мужчинъ  частью  уби- 
ваютъ,  частью  обращаютъ  въ  рабство  и  уводятъ  съ  осталь- 

нымъ  населешемъ  и  потомъ  или  продаютъ  арабскимъ  купцамъ, 
или  заставляютъ  возделывать,  засевать  и  убирать  свои  поля. 
По  словамъ  Бёртона,  честолюб1е  каждаго  негра  Восточной 
Африки  заключается  въ  томъ,  чтобы  иметь  невольниковъ,  са­
мому  не  работать  и  жить  жизнью  буржуа  *).

Момбуту  Верхняго  Нила  пошли  еще  дальше.  Для  нихъ  плен­

ные  не  только  вьючныя  животныя  или  меновая  ценность;  для 
нихъ  это  бойный  скотъ:  после  удачнаго  набега  они  гонять 
передъ  собою  человечесия  стада,  предназначенныя  для  кан- 
нибальскихъ  пиршествъ  2).

Если царекъ  вполне  деспотиченъ,  какъ,  напримеръ,  у  вуаки- 

лиыовъ,  где  верховный  владыка  имеетъ  надъ  своимъ  народомъ 
право  жизни  и  смерти  и  можетъ  имъ  торговать,  то  само  со&ою 

разумеется,  что  подданные  принадлежать  прежде  всего  своему 

государю,  который  располагаетъ  ими  по  произволу,  дарить  или 
продаетъ  ихъ,  въ  особенности  женщинъ;  детей  же  обыкновенно 
оставляетъ  для  прироста  своихъ  стадъ  невольниковъ.  Въ  этомъ 
онъ  поступаетъ  совершенно  такъ,  какъ  муравьи,  которые  для 

увеличешя  своей  касты  рабовъ  похищаютъ  куколокъ  и  воспи- 

тываютъ  себе  изъ  нихъ  будущихъ  слугъ.

‘V I Ъ 1 d.,  6G6,  674.
2)  Sehweirifurtli.  The  H eart  of  A frica,  t.  II ,  93.


background image

 

107

 

-

На  западномъ  берегу  и  дальше  вглубь  Африки  невольникъ, 

будучи  предметомъ  постояннаго  торга,  превратился  въ  настоя­

щую  монетную  единицу;  тамъ  все  оцениваетя  на невольниковъ, 
какъ  у  кафровъ  на  коровъ.  «Французы», говоритъ  дю  Шалью, 

«считаюсь  на  франки,  американцы  на  доллары,  англичане  на 

фунты  стерлинговъ,  африканцы  на  невольниковъ»  ').  Неволь­
никами  выкупаютъ  обиду  или  вину,  на  невольниковъ  поку­

паюсь  жену  и  т.  д.  За  неимешемъ  невольниковъ  выплачи­
ваюсь  ихъ  стоимость  слоновой  костью,  чернымъ  и  краснымъ 

деревомъ  и  пр.:  невольникъ  есть  монетная  единица  въ  строгомъ 
смысле  слова.  Попятно,  что  о  чувстве  гуманности  по  отноше- 
нда  къ  этой  монете  въ  человеческомъ  образе  не  можетъ  быть 
и  речи.  Въ  мирное  время  и  если  разсчитываютъ  получить  вы­
году  отъ  этого  человеческаго  товара,  о  немъ  заботятся,  но  лишь 
настолько,  насколько  владелецъ  стадъ  заботится  о  скоте,  пред- 

назначенномъ  на  продажу  2)^  но  если  после  набега  или  просто 
въ  караване  пленные  или  носильщики  оказываются  не  въ  си- 
лахъ  следовать  за  победителями  или  путешественниками,  ихъ 
убиваютъ  безъ  дальнейшихъ  церемотй,  просто  затемъ,  чтобъ 
они  не  достались  другому,  а  если  и  не  убиваютъ,  такъ  бро­
саюсь  на  произволъ  судьбы 3).

Все  это  факты  до  такой  степени  типичные,  до  такой  сте­

пени  ярк1е,  что  совершенно  безполезно  подбирать  новые,  хотя 
сделать  это  какъ  нельзя  легче.  Они  рисуютъ  во  всемъ  бе- 
зобразш  умственное  состоите  и  общественный  порядокъ,  по­
рождаемые  у  грубыхъ  людей  эгоистической  заботой  о  своемъ 

я,  хищною  страстью  къ  личной  собственности.  Въ  мелкихъ  аф- 
риканскихъ  обществахъ  отсутствие  всякой  человечности,  вся­

кой  солидарности  между  людьми  такъ  полно,  рабство  такъ  уни­
зительно,  что  можно  предположить  съ  полнымъ  основашемъ,  что 
негритянстя  народности  очень  давно  вышли  изъ  первобытной 
стадш  республиканскаго  племени.  Темъ  не  менее  африканецъ 
развивался  такъ  же,  какъ  и  друпе  человечесюе  типы.  Уце­
лело  достаточно  остатковъ  старины,  следовъ  прошлаго,  для 
того,  чтобы  мы  могли  это  утверждать.

Въ  моей  Э волю щ и  б р ак а  я  показалъ,  что  во  многихъ

Du  Chaillu.  A frique  equatoriale,  375.

3)  B urton,  Voy.  aax.  G rands  Lacs,  665. 
8)  B urton,  Loc.  cit.,  492,  665.


background image

 

108

  —

местностяхъ  Африки  и  до  сихъ  поръ  еще  существуетъ  родо- 

слов!е  по  матери,  экзогам1я  клана  и  т.  д.  Въ  этой  книгЬ  я  го- 
ворилъ  о  пер1одическихъ  перед'Ьлахъ  возд’Ьланпыхъ  или  способ - 
ныхъ  къ  обработке  земель  въ  Кафрарш.  По  словамъ  вице-ад­
мирала  Флёрю  де  Лангля,  аналогичные  обычаи  и  теперь  въ 

полной  сил*  въ  Тропической  Африка,  у  1олофовъ  берега  Ко­

реи.  Въ  этой  области,  какъ  и  въ  Кафрарш,  земля  составляетъ 
еще  общественную  собственность  деревень,  и  глава  каждаго 
поселка  вместе  съ  советомъ  старейшимъ  ежегодно  произво­

дить  переделы  вовд'Ьланныхъ  участковъ,  определяя  величину 

наделовъ  соответственно  нуждамъ  каждой  семьи  *).

Все  эти  остатки  прошлаго,  къ  которымъ  надо  присоединить 

обычай  то тем о въ,  и  до  сихъ  поръ  еще  сильно  распространен­
ный  въ  Африк-fe,  уже  сами  по  себе  даютъ  намъ  право  утверж­

дать,  что  ныне  монархичесшя  племена  Африки  начали  съ  рес- 
публиканскаго  и  общиннаго  режима,  еслибы  даже  не  было  уже 

установлено,  что  таковъ  обгщй  для  всего  человечества  законъ 

политическаго  развит1я—законъ,  въ  доказательство  существо- 

вашя  котораго  я  буду  иметь  случай  привести  еще  много  фак- 

товъ.  Африка  была  однимъ  изъ  главныхъ  центровъ,  создавшихъ 

первобытное  человечессво,  и  негръ  представляетъ  одинъ  изъ 
первыхъ  типовъ  человеческаго  рода.  Если  мы  примемъ  въ  раз- 
счетъ,  что  по  всей  Африке  известно  употреблете  железа,  лука 

и  стрелъ,  что  все  негры  земледельцы  и  всегда  почти  ското­
воды,  мы  должы  будемъ  придти  къ  тому  выводу,  что  проис­

хождеше  негритянской  расы  относится  къ  глубочайшей  древ­
ности,  что  много  тысячъ  летъ  тому  назадъ  эта  раса  вышла 
изъ  эгалитарной  фазы  первыхъ  вековъ,  но  не  перешагнула 

стадш  монархическаго  племени,  по  крайней  мере  въ  техъ  м-^- 
стностяхъ,  гд е —посредствомъ-ли  завоеватя  или  смешешя — 

более  одаренныя  чужеземныя  расы  не  обновили  ея  кровь  и  не 

толкнули  ее  дальше  по  пути  прогресса.

Аборигены  Индш,  о  которыхъ  я  буду  сейчасъ  говорить  и 

которые  достигли  или  остановились  на  Гой  же  приблизительно 

ступени  умственнаго  и  политическаго  развит1я,  несколько  ближе 
къ  первобытному  состоянш  и  потому  остатки  общиннаго  строя 
у  нихъ  многочисленнее  и  лучше  сохранились.

*)  Ed.  ile  Laveleye.  De  La  ргоргШ ё,  100.