Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4024

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

-

 

114

  —

Щ.  Монгольсюя  пленена.

Этотъ  беглый  обзоръ  этническихъ  группъ  съ  монархиче- 

скимъ  устройствомъ  требуетъ  последовательная  перечислешя 
самыхъ  разнообразныхъ  расъ  и  народовъ,  которые  въ  геогра- 
фическомъ  отношенш  могутъ  быть  очень  удалены  одинъ  отъ 
другого,  ибо  зд^сь  д*ло  идетъ  о  такой  фазе  сощальной  эволго- 

щи,  которая  существовала  во  всехъ  человеческихъ  обществахъ, 
вышедшихъ  изъ  первобытнаго  состояшя  дикости.  Поэтому, 
упомянувъ  о  режиме  собственности  у  монархическихъ  племенъ 

Америки  и  Полинезш,  Меланезш,  негритянской  Африки,  и  у 

аборигеновъ  Индш,  я  долженъ  теперь  для  полноты  обзора  за­

няться  кочующими  монголами  Северной  Азш  и,  .наконецъ,  ма­

лайцами.  Но  организащя  собственности  у  малайцевъ  настолько 
интересна,  что  ей  будетъ  посвящена  почти  вся  следующая 

глава.  Настоящую  же  главу  я  закончу  краткимъ  описашемъ 
режима  собственности  у  монгольскихъ  племенъ.

Изъ  кочующихъ  монголовъ  республиканское  племя  сохра­

нилось  только  у  туркменовъ  Хорассана,  живущихъ  еще  и  до 
сихъ  поръ  небольшими  группами  по  сту,  по  двести  семей, 
подъ  управлетемъ  старика,  «белой  бороды»,  который  является 

одновременно  и  советчикомъ,  и  судьей,  но  получаетъ  плату  за 

свой  трудъ  и  подчиняется  наравне  съ  другими  традицюннымъ 
обычаямъ.  Номинальный  глава  не  предъявляетъ  никакихъ  дес- 
потическихъ  притязаний;  впрочемъ  ему  бы  этого  и  не  позво­

лили.  «У  насъ  нетъ  вождей,  да  намъ  и  не  нужны,  мы  все 

равны:  у  насъ  каждый  король»,  говорятъ  туркмены  ').  Несом­
ненно,  что  некогда  этотъ  эгалитарный  режимъ  существовалъ 

и  у  кочевниковъ  Монголш  въ  собственномъ  смысле,  где  попа­

даются  еще  многочисленные  следы  древней  организацш  экзо7 

гамическихъ  клановъ;  но  въ  наше  время  монголы  окончательно 
вступили  въ  фазу  монархическаго  племени.  Они  имеютъ  на- 
следственныхъ  вождей  съ  правомъ  первородства,  касты  и  под­
касты  аристократовъ,  наконецъ  касту  рабовъ  или  крепостныхъ, 
надъ  которою  знать  имеетъ  все  права  а),  не  исключая  права 

жизни  и  смерти.  Въ  Монголш, какъ и въ другихъ  странахъ,  поли­
тическое  только  завершаетъ  неравенство  экономическое.  Личная

*)  Vam bery.  Voyage  d’un  faux  derviche  dans  l ’A sie  eentrale,  283. 
a)  Prc'jcvalsliy.  M ongolia,  I,  74.


background image

собственность  установилась,  но  величина  ея  бываетъ  соразмерна 
•общественному  положешю  лица.  Монголы  преимущественно  ско­

товоды, а ничто  такъ не  способствуешь  неравномерному распреде­

л е н ^  имуществъ,  какъ  скотоводство.  Неболыпимъ  количествомъ 

приходящагося на его долю скота монгольсюй крепостной владеетъ 
не  иначе,  какъ  съ  разрешешя  своего  господина,  который  имеетъ 

право  отобрать  у  него  все  во  всякое  время  *).  Темъ  не  менее 

остатки  старинныхъ  коммунарныхъ  привычекъ  еще  уцелели. 

Такъ,  напримеръ,  хотя  въ  общей  массе  стада  принадлежать 

крупнымъ  собственникамъ,  каждый  изъ  членовъ  известной 
группы  палатокъ,  какъ  бы  низко  ни  стоялъ  онъ  по  своему 

званш),  владеетъ  некоторой,  минимальной  частью  скота,  опре­
деляемой  его  нуждами,  и  такимъ  образомъ  является  до  из­

вестной  степени  ваинтересованнымъ  въ  общихъ  выгодахъ  груп­
пы  2).  Чувство  солидарности  проявляется  и  въ  другихъ  мон- 
гольскихъ  обычаяхъ;  такъ,  обитатели  группы  палатокъ  счи- 
таютъ  себя  обязанными  отыскивать  животныхъ,  потерянныхъ 
путешественниками,  стоявшими  лагеремъ  въ  ихъ  соседстве,  и 

■если  не  найдутъ,  отдаютъ  въ  заменъ  своихъ  3).  Равнымъ  об­

разомъ  каждый  считается  ответственнымъ,  если—хотя  бы  да­

же  нечаянно—онъ  передалъ  другому  заразительную  болезнь,  и 
подлежитъ  въ  этомъ  случае  пене,  и  т.  д.  и  т.  д.  Наконецъ 

самые  нравы  сохранили  еще  отпечатокъ  прежняго  равенства. 

Могущественный  аристократъ  и  безправный  крепостной  курятъ 
вместе  въ  одной  палатке,  и  беседуютъ  самымъ  дружескимъ 

-образомъ.  Привиллегированная  часть  монгольскихъ  обществъ 

не  признаетъ  себя  сотворенною  изъ  особаго  более  совершен- 
наго  матер1ала—до  этого  она  еще  не  доросла,  хотя  и  присвоила 

себе  надъ  чернью  все  права.

Личная  собственность  въ  дикихъ  странахъ.

Теперь  мы  равсмотрели,  съ  точки  зрешя  способа  понима- 

ш я   собственности,  большинство  народностей,  живущихъ  монар­

хическими  племенами,  и  результатъ  нашего  изследоватя  пока- 
залъ,  что  во  всехъ  странахъ  и  у  всехъ  дикихъ  расъ  способъ

 

115

  —

*)  Prejevalsky.  Ioc  c it.—Hue.  Yoy.  dans  la   T a rta rie ,  I,  271.

a)  Le  P lay.  Lea  O uvriers  europeene,  18,  19,  45,  50.
3)  Hue.  Ioc.  cit.,  I,  99.


background image

 

116

  —

пЬниматя  личной  собственности  далеко  не  удовлетворителен!». 

Мы видели,  что  во  все  времена  и  повсюду  имущественное  нера­

венство  совпадаетъ  съ  самыми  вотющиии  злоупотреблешями 
силой  и  пройзволомъ;  повсюду  обездоленные  или  ограбленные 
находятся  во  власти  богатыхъ,  злоупотребляющихъ  своими  пре­
имуществами  безъ  всякаго  зазрЪшя  совести.  И  лишь  местами 

кое-кавде  старинные,  более  человечные  обычаи  еще  протесту- 

ютъ  противъ  всего  этого  угнетешя.

Въ  негритянской  Африке  эта  несправедливая  организащя 

монархическаго  племени  развертывается во  всемъ  своемъ  ужасе. 
Темъ  не  менее  даже  въ  Африка,  въ  самомъ  поясе  рабства, 
неоспоримые  остатки  прошлаго  все  еще  возв'Ьщаютъ  намъ,  что 

режимъ  коммунарнаго  клана  некогда  существовалъ;  но  въ  на­

стоящее  время  уже  нигде,  на  протяженш  всего  чернаго  мате­

рика,  не  встречается  ни  одного  сощологическаго  обращика  рес­
публиканская  племени,  и  весьма  вероятно,  что  режимъ  деспо- 
тическаго  племени,  изъ  котораго  раса  не  успела  еще  выйти, 

действуешь  на  немъ  въ  течете  громаднаго  перюда  времени.  И 
у  высшихъ  расъ,  къ  изученио  которыхъ  мы  скоро  перейдемъ, 
почти  повсюду  утвердилась  личная  собственность;  но  тамъ  зло- 

'  употреблетя  ею  часто  въ  большей  или  меньшей  степени  обуз­

дывались  более  высокимъ  нравственнымъ  и  умственнымъ  раз- 

вииемъ.  Ничего  подобнаго  не  встречаемъ  мы  въ  Африке-,  здесь 

объ  уваженш  къ  человеческой  личности  не  имеютъ  еще  и  по­

нятая  и  зверсшй  эгоизмъ  разыгрывается  вполне  безпрепят- 
ственно.  Здесь  передъ  нами  какъ-бы  обширный  сощологичесюй 

опытъ,  доказывающей  какъ  то,  насколько  правы  сощологи,  свя­
зывая  любовь  къ  личной  собственности  съ  инстинктомъ  само- 
сохранешя,  съ  эгоизмомъ,  такъ  и  то,  что  у  малоразвитыхъ  и 

мало  способныхъ  къ  развитш)  расъ  учреждете  личной  собствен­

ности  не  только  не  служитъ  причиной  прогресса  и  цивилиза­
цш,  а,  напротивъ  того,  задерживаешь  всякое  высшее  развипе. 
Уже  много  вековъ,  какъ  негритянская  Африка  живешь  подъ 

режимомъ  личной  собственности  и  не  смотря  на  это  продол­
жаешь  коснеть  въ  самомъ  безобразномъ  состояши  и  дикости.

Но  не  во  всехъ  странахъ,  где  процветаетъ  монархическое 

племя,  первобытный  духъ  равенства  исчеэъ  такъ  безследно. 

Местами онъ устоялъ противъ нападетй власть имущихъ. Только 
въ  этихъ  случаяхъ  община  должна  была  неизбежно  принять 
меныше  размеры,  и  племена  и  кланы  превратились  въ  скром­

ный  деревенсшя  общины.  Еще  в  теперь  страна  малайцевъ пред-


background image

 

117

  —

ставляетъ  чрезвычайно  любопытный  примерь  такого  остатка 

старины.

ГЛАВА  VII.

Семейная  собственность  на  Малайскихъ  островахъ.

I.  С о б ствен н ость  у  м ал ай ц е в ъ   и  у  о ст р о в и тя н ъ   мон- 

тольскаго  происхождешя. —Разнообраше  и  смешеше  расъ  на 

Малайскихъ  островахъ.—Собственность  на  Палаосскихъ  остро­
вахъ.  —  Собственность  на  Каролинскихъ  островахъ.  —  Водя­

ные  кочевники  на  Малайскихъ  островахъ.— Кочевое  земледе- 

л1е.—Землед&йе  у  даяковъ,

И.  О  м онархи ческой  вл асти   на  М а л ай с к и х ъ   остро­

в а х ъ .—Король  Вантама-главный  наследникъ.— Собственность 
по  корану.—Малайсюй  феодализмъ.

III.  О  р а б с т в *   на  М а л а й с к и х ъ   , о с т р о в а х ъ . —Проис­

хождеше  невольниковъ.—Права  господина.—Категорш  неволь­

никовъ.—Крепостные  или  «пленные».

IV.  О б щ е с т в е н н а я   и  ч а с т н а я   собств ен н о сть .—Семья, 

какъ  собственника—Бракъ  по  Амбель-А на.—Деревенсшя  об­
щины.—Происхождеше  личной  собственности.

V.  Я в а н с к а я   д е с с а .—Обпця  рисовыя  поля.—Ихъ  распре - 

д е л е т е .—Стремлете  къ  индивидуализму.—Перюдичесте  пере­
делы  въ  каждой  д е с с е . —Происхождеше  личной  собственно­

сти.—Неравенство  въ  д е с с е . —Частная  собственность  на  жи­

лище.—Разделки  новыхъ  эемель  и  личная  собственность.—На­
следственная  передача.—Соединеше  несколькихъ  наследствъ  въ 

однихъ рукахъ не допускается. —Ссуды, выдав аемыя д е с с о й.— 
Неотчуждаемость  общественнаго  имущества.  —  Допущеше  въ 

общину  чужихъ.  —  Вл

1

яше  богатства.  —  ГолландскШ  рези- 

дентъ.—Ростъ населешя  на Я в е .—Почковате  (bourgeonvement) 
д ес съ .

VI.  Со бс тв ен н ос ть   в ъ   Т р о п и ч е с к о й   А ф р и к е   и  н а  

Я в е . —Параллель  между  африканцами  и  яванцами.—Борьба 

изъ-за  обогащетя  въ  Африке. —  Яванская  солидарность.— 

Нравственное  вл1яше  режима  солидарности. — Отчего  зависитъ 
ростъ  населешя.


background image

 

118

  —

I.  Собственность  у  малайцовъ  и  у  о  стровитянъ  монгольскага 

происхождетя.

ч 

Въ  отношенш  способа  пониматя  собственности,  какъ  и  во 

всемъ  другомъ,  Малайсюе  острова  не  могутъ  представлять  боль­
шого  единообраз1я,  ибо  въ  стране,  где  въ  наше  время  лреоб- 
ладаетъ  малайская  раса,  жили  и  смешивались  между  со­

бою  всевозможныя  расы.  Первые  обитатели  этой  области  при­

надлежали,  по  всей  вероятности,  къ  тому-же  человеческому 
типу  съ  черной  кожей  и  курчавыми  волосами,  къ  которому 
принадлежать  ныпешше  веддахи  Цейлона  и  племена  такъ  на- 
зываемыхъ  тамиловъ.  Къ  этимъ  темноцветнымъ  расамъ  приме­

шались  еще  посредствомъ  скрещивашя  выходцы  изъ  Монголш, 
и  результатомъ  такого  смешешя  явилась  малайская  раса  съ  ея 

главнейшими  разновидностями;  наконецъ,  позднее  внесли  свой 
контингентъ и  друпя  расы—папуасская,  индусская,  арабская— 
и  местами  еще  сильнее  видоизменили  типъ  кореннаго  населе- 
ш я.  Каждая  изъ  этихъ,  столь  несхожихъ  между  собою  расъг 

имела  свои  /Стремленш,  свои  особыя  свойства,  свою  цивили- 

защю,  свой  способъ  понимашя  собственности,  и  у  современ- 
выхъ  малайцевъ,  такъ  же,  какъ  и  на  некоторыхъ  маленышхъ 

архипелагахъ,  которые,  по  крайней  мере,  частью,  были  насе­

лены  малайцами,  встречается  много  следовъ  этихъ  разнообраз- 
ныхъ  вл1яшй.

На  Палаосскихъ  островахъ  еще  въ  прошломъ  столетш  ко­

роль  былъ  собственникомъ  всехъ  земель.  Личную  собственность 

подданныхъ  составляли  только  произведешя  ихъ  индустрш  и 
труда.  Домъ  человека,  его  домашшя  вещи  и  лодка  считались 

его  личной  собственностью,  такъ-же,  какъ  и  отведенный  ему 

участокъ  земли,  пока  онъ  его  занималъ  и  обрабатывалъ;  но 
всяшй  разъ,  какъ  онъ  съ  семействоиъ  переходилъ  на  другой 
участокъ,  прежнй  его  участокъ  возвращался  королю,  который 
отдавалъ  его  кому  нибудь  другому  и  вообще  распоряжался  имъ 

по  своему  усмотрешю.  Такимъ  образомъ  каждой  семье  отво­
дился  въ  пользоваше  кусокъ  эемди,  который  она  должна  была 

обработывать  по  необходимости,  ради  поддержашя  своего  су- 

ществовашя  !).  Власть  верховнаго  главы  была  очень  велика; 
къ  нему  относились  съ  величайшимъ  подобострастаемъ.  Явля­

i)  

W ileon.  R elation  dee  ilea  Pelew ,  t.  II,  155.