Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4023

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

II.  Племена  аборигеновъ  Бенгали.

 

109

  —

Бенгальсюе  аборигены,  и  до  сихъ  поръ  еще  существуюпце 

среди  индусской  цивилизацш,  не  представляютъ  чистой  расы, 
ибо  все,  какъ  историчесюе,  такъ  и  доисторичесюе  завоеватели 
Инд

1

и,  более  или  менее  смешивались  съ  этими  первыми  оби­

тателями  большого  Индостанскаго  полуострова.  Темъ  не  менее 
въ  огромномъ  большинстве  дикари  Бенгалш  принадлежать  къ 
обширной  тамильской  расе,  которая  еще  и  по  ныне  имеетъ  мил- 

люны  представителей  и  которую  древте  индуссше  поэты  пре­

следовали  своими  проклятями.  Такимъ  образомъ  нынешше  або­

ригены  Бенгалш  суть  потомки  rakchasos  Ригведы  и  «обезьянь», 
о  которыхъ  говорится  въ  Рамаяне.  Тамилы—обитатели  долинъ 

заимствовали  почти  вполе  цивилизащю  и  релипоныя  верова- 
шя  ар1евъ-победителей;  но  аборигены,  живунце  въ  горахъ,  со­

хранили  большую  часть  нравовъ  и  обычаевъ  своихъ  предковъ. 
Выше  я  говорилъ  о  крайней  медленности  сощальной  эволюцш 
въ  первыя  ея  стадш;  я  счелъ .законнымъ  приписать  громадную 

продолжительность  перюду  состояшя  дикости,  черезъ  который 
прошли  самыя  раэвитыя  изъ  человеческихъ  расъ  и  на  кото- 
ромъ  остановились  друпя  расы.  Примерь  дикарей  Индш  вполне 
оправдываетъ  такое  предположен1е.  Даже  принявъ—какъ  это 
принимается  въ  настоящее  время—что  санскритской  литературе 

приписывалась слишкомъ большая древность, мы все-таки должны 
будемъ  признать  за  нею  несколько  тысячелетШ  существоватя, 
ибо  въ  эпоху  экспедицш  Александра  браминская  цивилизация 
уже  процветала  и  была  древнею.  Подчинившись  местами  apifl- 
скому  вл1яшю,  аборигены  Индш  не  вышли  еще  изъ  первобыт­

ныхъ  фазъ  умственнаго  и  сощальнаго  развиия.  Впрочемъ,  ор- 
ганизацш  ихъ  маленькихъ  обществъ  или  племенъ  далеко  не  од­
нородна.  Племена  эти  представляютъ  рядъ  ступеней,  начиная 
съ  самыхъ  грубыхъ  формъ  дикаго  состояшя  и  кончая  чемъ-то 
въ  роде  феодальной  орГанизацш—ступеней,  по  которымъ  легко 

проследить  ихъ  общее  развит!е.  Вь  другой  моей  книге  я  ука- 
залъ  какъ  на  те  изъ  этихъ  племенъ,  у  которыхъ  еще  сохра­
нился  режимъ  клана,  такъ  и  на  те,  где  уже  установилась  ма­

теринская  или  даже  отцовская  семья  *).  Здесь  я  займусь  исклю­
чительно  режимомъ  собственности  у  этихъ  племенъ.  Но  прежде

Ch.  Letourneau.  L’Evolution  du  m ariage  et  de  la   famille.


background image

 

110

  —

я  долженъ  сделать  одно  общее  замечаше,  а  именно,  что  за 

весьма  редкими  исключешями  все  эти  первобытный  народности 
уже  земледельцы  и  имеютъ  наследственныхъ  вождей.  Следо­
вательно,  оне  давно  уже  вышли  изъ  стадш  республиканскаго 
племени.

Самые  дикге  изъ  нихъ,  повидимому,  лепхасы,  питанпщеся 

главнымъ  образомъ  кореньями  и  дикими  плодами;  однако  и  у 
нихъ  существуютъ  попытки  земледел!я,  вынуждавшая  ихъ  пе­
реселяться  на  новыя  места,  по  крайней  мере,  черезъ  каждые 
три  года,  такъ  какъ  къ  концу  этого  времени  плодородие  рас- 

чищенныхъ  изъ—подъ  леса  участковъ  истощается.  Впрочемъ. 
ихъ  земледельчесюе 

n p ieM b i 

совершенно  первобытны:  у  нихъ 

нетъ  даже  плуга  ’).  По  примеру  своихъ  родичей—джуанговъ 

и  многихъ  другихъ  дикихъ  племенъ  (Гни  выжигаютъ  лесъ  и 

затемъ  сеютъ  или  пататы  или  хлебъ  Восточной  Азш —рисъ  а). 
У  бендк'аровъ  появляется  первобытпый  плугъ,  т.  е.  деревян­

ный  крюкъ,  составленный  изъ  двухъ  кусковъ.  Всего  несколько 

ле-гъ  тому  назадъ  къ  этому  плугу  прибавили  кусокъ  железа, 

исполняющей  роль  лемеха 3).

У  очень  многихъ  изъ  другихъ,  более  развитыхъ  племенъ, 

встречаются  еще  остатки  первобытнаго  общиннаго  строя.  Го- 
пасы,  преимущественно  скотоводы,  живутъ  обыкновенно  дерев­
нями,  изъ  которыхъ  каждая  представляетъ  общину,  управ­

ляемую  наследственнымъ  вождемъ,  но  съ  помощью  совета  ста- 
рейшинъ  4).  Очень  мноия  племена  имеютъ  болышя  общ1я  жи­

лища,  чрезвычайно  напоминающая  «длинные  дома»  ирокезовъ. 
Такъ,  деревни  чаликата-мичмисовъ  имеютъ  отъ  десяти  до  трид­

цати  домовъ  около  шестидесяти  футовъ  длиною  и  двенадцати 
шириною.  Въ  каждомъ  такомъ  доме  есть  сбоку  узшй  продоль­
ный  корридоръ,  въ  который  выходятъ  маленьюя  комнатки'5). 
У  границы  Ассама  устройство  длиннаго  дома  ирокезовъ  повто­
ряется  съ  еще  большей  точностью.  Каждая  деревня  состоитъ 
домовъ  иэъ  шестидесяти;  каждый  домъ ямеетъ  около  восьмиде­

сяти  футовъ  длины  и  двадцати  ширины.  Внутри  дома,  посре­
дине,  тянется  длинный  корридоръ,  выходяпцй  концами  на  два

*)  D alton.  Ethnology  of  Beugal.,  101.

2)  Ib id .,  154.

3)

  Ib id .,  150.

*)  Ibid.,  315.
5)  D ulton.  Ioc.  cit.,  19.


background image

— I l l   —

балкона;  по  бокамъ  корридора  идутъ  комнаты.  Дома  крыты  со­

ломой,  и  часто  деревня  бываетъ  расположена,  какъ  и  древше 
пуэблосы  Америки,  въ  малодоступныхъ  мЪстахъ  *).

Купуи,  принадлежащее  къ  групп*  Нага,  имеютъ  на  н*ко- 

торомъ  разстоянш  отъ  деревень,  въ  защищенныхъ  мЪстахъ, 
обпце  амбары,  куда  складываются  вс*  сколько-нибудь  ценные 
съестные  припасы  и  пр.  Эти  амбары  ник-Ьмъ  не  оберегаются, 
и  не  смотря  на  это  даже  въ  голодное  время  случаи  покражи  изъ 
такого  амбара  безпримерны.  Это  общее  достояше:  обокрасть  ам- 

баръ  значило  бы  обокрасть  самого  себя 2).

Падамы,  такъ  же,  какъ  краснокож1е  и  негры,  практикуютъ 

экстензивное  земледЬл

1

е  кочевниковъ,  однако,  по  возможности, 

стараются  не  переносить  деревень  на новыя места, довольствуясь 
обработкой  земель,  прилегающихъ  къ  ихъ  жилищамъ.  Они  при- 

меняютъ  систему  пара  и  черезъ  нисколько  летъ  возвращаются 
на  раньше  расчищенные  участки.

У  нихъ  сохранилась  еще  тесная  солидарность  между  чле­

нами  одного  племени,  и  если  одинъ  изъ  нихъ  женится,  вся 
община  помогаетъ  ему  построиться,  такъ-что  домъ  его  воздви­
гается  въ  каю я  нибудь  сутки  3).

Тигуры  Уды  живутъ  обществами  въ  бодэшихъ  домахъ;  у 

нихъ  все  общее  и  личный  бракъ  былъ  бы  у  нихъ  весьма  не- 

проченъ 4) .—У  многихъ  племенъ земля  есть  собственность  клана, 
и  вожди  не  предъявляютъ  на  нее  никакихъ  притязатй  5).  У 
мундарисовъ  и  ораоновъ  вожди  влад-Ьютъ  землями  только  въ 

силу  привиллегш,  которая  признается  за  ними,  какъ  за  пред­

полагаемыми  потомками  первыхъ  основателей  деревни.  Въ  слу­

чай,  еслибы  вождь  пожелалъ  занять  новыя  земли,  онъ  обязанъ 

платить  за  нихъ  ренту  и  кроме  того  ч*мъ  нибудь  отслужить 
общин*  6).  Некоторый  племена  —  самостоятельно  или  н*тъ  — 
пошли  дальше  въ  своемъ  политическомъ  развитии  у  нихъ  уста­

новилось  нечто  въ род*  средневековаго  режима.  У  лимбосовъ  и 

у  кирантисовъ  земли  наследуются  и  землевладельцы  вносятъ 

только  годовые  налоги  7).  У  Но  или  Lekka-Kols  есть  крупные

*)  Ibid.,  10,  20.

3)  Ib id .,  51.
3)  Ib id .,  23,  26.

*)  J .  

W atsou  and.  J .  W .  K aye  The  people  of  India,  vol.  II,  85.

5)  D alton.  Ioc.  cit.,  294,  295.

°)  Ibid.,  247.
7)  Ibid.,  103.


background image

 

112

  —

землевладельцы  domaniaux;  каждый  землевладелецъ  имеетъ  до 
двадцати  поместШ.  которыя  сдаетъ  мелкимъ  арендаторамъ  (ghat- 
wals),  выплачивающимъ  определенную  ренту  изъ  поколенш  въ 
поколете  ').

Местами  существуетъ  рабство,  иногда  въ  очень  широкихъ 

размерахъ.  Такъ,  у  гаросовъ  две  пятыхъ  населешя  составляютъ 
касту  рабовъ.  Какъ  и  въ  Африке,  невольники  представляютъ 
движимую  ценность,  которую  можно  накапливать;  вл1яше  че­

ловека  измеряется  величиной  его  капитала  въ  невольникахъ, 

и  каждый  вождь  имеетъ  свою  лейбъ-гвардпо человекъ  въ  шесть- 

десятъ  невольниковъ  2).  Въ  другихъ  местахъ  общину  клана 

заменила  родственная  ей  семейная  община.  На  Цейлоне  въ 
начале  нынетняго  века  считалось,  что  женится  не  отдельный 

человекъ,  а  семья;  дети  принадлежали  всей  семье,  коллектив­
ной  единице,  безраздельно,  такъ  жет  какъ  и  имущество,  ко­

торое  никогда  не  делилось  3).

Пoлiaндpичecкiя  народности  Индш  принадлежатъ  обыкно­

венно  къ  самымъ  древнимъ  туземнымъ  расамъ,  и  изучеше  ихъ 

режима  собственности  представляетъ  некоторый  интересъ.  Пред­
полагать  a  p r io r i,  что  режимъ  этотъ  долженъ  сильно  отли­
чаться  отъ  режима  собственности  полигамическихъ  и  даже  мо- 

ногамическихъ  народностей,  было  бы  ошибкой.  У  наировъ  Ма- 

лабара,  где  еще  не  исчезъ  режимъ  клана,  земельная  собствен­
ность  передается  чере8ъ  женщинъ  и  никогда  не  выходитъ  изъ 
клана.  Эта-то  роль  собственницы  узуфрукта,  управительницы 
семейнымъ  имуществомъ,  и  утвердила  за  женщиной,  за  пол!анд- 

рической  матроной  наировъ,  ея  привиллегированное  положете. 
Она  представительница  семьи;  после  нея  имущество  переходить 

къ  ея  старшей  дочери,  вследствие  чего  эта  последняя  поль­
зуется  некоторымъ  уважешемъ  еще  при  жизни  матери.  Ко^да 
довольно  многочисленные  мужья  женщины  наировъ  навещаютъ 

по  очереди  свою  жену,  ихъ  принимаютъ  какъ  чужихъ,  какъ 

гостей;  они  не  смеютъ  даже  сесть  въ  присутствш  своей  су­

пруги—собственницы  семейнаго  имущества  и  родоначальницы. 
Въ  другой  моей  книге  я  указывалъ  на  то,  что  уважеше,  ко- 
торымъ  женщина-многомужница  пользуется  у  наировъ,  больше 

внешнее,  и  что  въ  действительности  глава  семьи  не  она,  а  ея

О  Ibid.,  177.

*■)  Ibid.,  58.

Joiuville.  A siatic  R esearches  vol.  VI,  425.


background image

-  

113

  -

братъ  ’).  Зд^сь  меня  занимаютъ,  главньшъ  образомъ,  формы 

собственности,  и,  говоря  о  наирахъ,  я  долженъ  заметить,  что 

хотя  у  нихъ  имущество  и  передается  черезъ  женщинъ,  оно 

никогда  не  выходить  изъ  материнскаго  поколешя.

У  другихъ  нол1андровъ,  напримеръ,  у  гималайскихъ  бго- 

товъ,  многомужество  не  помешало  установиться  режиму  лич­
ной  собственности.  Имущество  четырехъ  или  пяти  мужей, 

обыкновенно  братьевъ  между  собою,  соединяется  въ  лице  ихъ 

общей  жены,  которой  наследуютъ  все  ея  сыновья,  часто  даже 

до  смерти  родителей,  ибо  когда  несколько  братьевъ  дистигли 
такого  возраста,  что  могутъ  жениться,  купить  себе  общую 
жену,  ихъ  отцы  и  мать  обыкновенно  делятъ  имущество  между 

ними  поровну,  оставляя  себе  лишь  самое  необходимое;  но 

де-

 

лежъ  производится  только  въ  самый  день  свадьбы  а).  Съ  пер- 

ваго  взгляда  этотъ  разделъ  между  братьями  кажется  непонят- 

нымъ,  такъ  какъ  они  живутъ  вместе  и  имеютъ  общую  жену. 
Но,  будучи  обычнымъ  у  бготовъ,  соединете  братьевъ  для  об- 
рааовашя  одной  тшандрической  семьи  у  нихъ  не  обязательно; 
каждый  можетъ,  если  пожелаетъ,  соединиться  для  этой  цейи 
съ  чужими.  Впрочемъ,  обычаи,  касаюпцеся  передачи  имущества, 

повидимому,  не  отличаются  у  бготовъ  строгимъ  единообраз1емъ, 
и  часто  вся  собственность  пол1андрической  семьи,  образовав­
шейся  изъ  братьевъ,  принадлежитъ  старшему  брату  (была  пе­

редана  ему  родителями).  Тогда  этотъ  старшШ  братъ  является 

главой  семьи;  ему  повинуются  младпие  мужья,  меныте  братья, 
за  исключешемъ  самого  меньшого,  который  вступаетъ  въ  ду­
ховное  зваше  и  становится  ламой.  Старппй  мужъ,  главный 
собственникъ,  обязанъ  содержась  родителей.  Въ  случае  его 
смерти  его  замещаетъ  следуюпцй  братъ,  который  тогда  стано­

вится  главой  остальныхъ.  Если бы  случилось,  что  этотъ  следую- 
щШ  братъ  не  участвовалъ  раньше  въ  супружескомъ  союзе,  то 
по  смерти  старшего  брата  онъ  долженъ  вступить  въ  него  подъ 
страхомъ  лишешя  наследства.  Забота  о  собственности  преобла­
даешь  надо  всемъ.  Чтобы  прюбрести  собственность,  необходимо 
быть  главнымъ  мужемъ  общей  жены;  зваше  мужа  неизбежно 

влечетъ  за  собою  владЬте  или  вернее  управлете  семейной 

собственностью  3).

Ch.  Letourneau,  I ’E volutiou  du  m a n a g e   etc.,  387.

*)  G iraud-Teulon.  O rigin,  famille,  41.
3)  Com m unication  de  M.  1.  Rousselet,  auteur  de  l ’lnde  des  Rajahs.