Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4027

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

119

  —

ясь  къ  нему,  подчиненные  ему  вожди,  аристократы,  привет­

ствовали  его  знаками  глубочайшаго  почтетя.  Низппе-же  его 

подданные,  при  встречахъ  съ  нимъ  или  обращаясь  къ  нему,  или 

даже  проходя  мимо  дома  или  места,  где  онъ могъ  находиться, 
склонялись  до  земли  ’)  Все  эти  черты  нравовъ,  такъ  же,  какъ 
и  некоторый  друпя,  напримеръ,  обычай  бетеля,  дома  на  ра- 
laffites  и  т.  п.,  явно  свидетельствуютъ  о  малайскомъ  проис- 
хожденш  обитателей  Палаосскаго  архипелага.

Хотя  не  столь  несомненное,  то  же  происхождеше  все-же 

весьма  вероятно  и  для  обитателей  Уалана,  одного  изъ  Каро- 

линскихъ  острововъ,  где  тоже  встречаются  некоторые  комму- 
нистичесюе  обычаи,  напримеръ,  болыте  общественные  дома; 
въ  этихъ  домахъ  собирались,  хранились  пироги  и  все  полезный 

для  общины  оруд1я,  напримеръ,  маленьтй  ткацюй  станокъ, 

служивппй для приготовлетя ткани,  изъ которой делался маро— 
короткая  одежда,  очень  употребительная  на  островахъ  Тихаго 

океана  2).

На  самыхъ  Малайскихъ  островахъ  живутъ  народности,  быть 

можетъ,  еще  менее  цивилизованныя.  Финлэзонъ  упоминаетъ  объ 
одномъ  малайскомъ  племени,  живущемъ  жизнью  амфибй.  Жи­

лищами  этимъ  несчастнымъ  служатъ  малевьюя,  плохеньтя  бар­

ки;  на  каждой  барке  помещается  небольшая  семья.  Единствен­

ное  ихъ  средство  существовашя—рыбная  ловля,  которая  про­

изводится  съ  помощью  очень  грубыхъ  сетей.  Редкую  ночь  про- 

водятъ  они  на  суше.  Ходятъ  они  почти  голыми,  о  завтраш- 
немъ  дне  не  думаютъ;  пошлетъ  имъ  судьба  сытный  об^дъ— 
они  наедаются,  ложатся  и  лежать,  пока  голодъ  не  принудить 
ихъ  выйти  изъ  безпечной  праздности.  Всякая  морская  добы­
ча—остатки-ли  отъ  кораблекрушенШ  или  другое  что — имъ  го­
дится:  они  ничемъ  не  брезгаютъ  3).  Въ  малонаселенной  обла­

сти  Бантама  встречается  другая,  еще  более  первобытная  на­
родность—Bedoewis,  не  знаюпце  ни  оседлаго  земледел1я,  ни 

плуга,  и  никакой  личной  собственности,  кроме  собственности 

жилья  4).  Впрочемъ  изъ  малайцевъ-дикарей  не  все  оказыва­
ются  такими  плохими  земледельцами.  Даяки,  напримеръ,  зна­
менитые  своею  страстью  къ  охоте  на  людей,  ивобрели  или  пе­

Wilson.  Loc.  cit.,  146.

2)

  Duperrey.  Hist.  univ.  voy..  vol.  XVIII,  175.

3)  Ibid.,  vol.  X.VXIY.

*)

  Laveleye.  La  Propriete  collective  ti  Java.


background image

 

120

  —

реняли  систему  севооборотовъ.  Они  сЬютъ  сначала  рисъ,  за­
темъ  кукурузу  и  некоторый  друпя  растешя,  но  унавоживашя 

еще  не  знаютъ  и,  закончивъ  свой  несложный  сЬвооборотъ,  л*тъ 

на  восемь,  на  десять  оставляютъ  поля  подъ  паромъ;  за  это 
время  поля  покрываются  естественною  растительностью:  бам­
буками  и  пр.  *).

У  бол*е  цивилизо ванныхъ  малайцевъ  мы  найдемъ  более 

прочно  установившийся  режимъ  собственности;  къ  тому-же  ре- 

жимъ собственности  этихъ  более цивилизованныхъ племенъ лучше 

известенъ  и  въ  высшей  степени  интересенъ  для  изучешя.  Но 

прежде,  чемъ  приступать  къ  его  описашю,  необходимо  сказать 

несколько  словъ  о  той  форме  правлешя,  при  которой  живутъ 

или  жили  туземцы  Малайскихъ  острововъ,  ибо,  какъ  мы  уже 

видели,  между  политическимъ  режимомъ  и  режимомъ  собствен­

ности  существуетъ  тесная  связь.

П.  О  монархической  власти  на  Малайскихъ  островахъ.

Повсюду  на  Малайскихъ  островахъ  власть  вождей,  раджей, 

есть  или  была  неогранирена.  Еще  до  сихъ  поръ  никто  не  смеетъ 
стоять  въ  присутствш  раджи  2).  До  голландской  колонизацш 

почти  каждый  городъ  представлялъ  маленькое  государство, 

управлявшееся  деспотомъ,  который  широко  пользовался  своимъ 

правомъ  верховной  собственности  для  своихъ  выгодъ.  Въ  Бан- 

таме,  въ  эпоху  первыхъ  путешествШ  голландцевъ,  король  былъ 
главнымъ  наследникомъ  страны,  и  наследникомъ  въ  высшей 

степени  алчнымъ.  Со  смертью  кого  нибудь 

И8ъ 

своихъ  под- 

дапныхъ  онъ  присваивалъ  себе  не  только  его  имущество,  но 

жену  и  детей  въ  качестве  невольниковъ.  Чтобъ  избежать  этого 

несчаст!я  и  устранить  раджу  отъ  наследовашя,  старались  же­
нить  детей  какъ  можно  раньше:  женили  —  особенно  богатые 

люди—восьми,  девяти,  десяти.тЬтнихъ  детей  и  даже  моложе  3), 

такъ  какъ  по  адату  женатыя  дети  наследовали  родителямъ.

Такое  почти  неограниченное  распространете  правъ  соб­

ственности  верховнаго  главы  обще  всемъ  монархическимъ  пле-

*)

  W allace.  Malay  Archipelago,  I,  70.

 

a)  W allace,  Loc.  cit.,  I,  173—219.

*)  Voy.,  qui  out  servi 

к

  l’etabliss.  de  la’ Compagnie  des  Iudes  orientales,

 

etc.,  I,  348.


background image

 

121

  —

менамъ  и  государствамъ,  какъ  крупнымъ,  такъ  и  мелкимъ.  На 

Малайскихъ островахъ,  въ  техъ  м’Ьстностяхъ,  где  господствуетъ 
исламизмъ,  эти  чрезмерныя  привиллегш  государя  поддержива­

лись  еще  и  релипей.  По  корацу  земля  принадлежитъ  государю, 

и  даже  въ  наши  дни—хотя  въ  своихъ  колошяхъ  голландское 

правительство  применяетъ  исламсюй  принципъ  собственности 

только  къ  незанятымъ  землямъ—туземцы  продолжаютъ считать, 

что  король,  султанъ,  можетъ  располагать  всею  землей  по  сво­
ему  произволу.  До  прибыпя  голландцевъ  короли,  собственники 
территорш  своихъ  государствъ,  делили  ее  на  лены,  которые 
переуступали  вассаламъ  (регентамъ)  за  известный  оброкъ  и 
военную  службу.  Эти-же  въ  свой  чередъ  сдавали  свои  участки 
въ  аренду  земледельцамъ  ’).

Летъ  двадцать  тому  назадъ  одинъ представитель нидерланд- 

скаго  правительства  резюмировалъ  въ  несколькихъ  строкахъ 
доктрину  собственности,  какъ  ее  понимаютъ  малайцы-мусуль­
мане.  «Земля  принадлежитъ  Творцу,  Богу  и,  следовательно, 
его  представителю  на  земле  —  государю.  Пользоваше  землей 
уступается  вообще  общине,  а  въ  частности  тому,  кто  ее  рас- 

чистилъ,  на  такой  срокъ,  въ  течете  котораго  она  можетъ 

содержать  его  и  его  потомковъ  и  на  услов1яхъ,  определяемыхъ 

обычаемъ,  адатомъ»  2).

Вообще  везде,  где  государь  считается  главнымъ  собствен- 

никомъ,  естественно  является  нечто  въ  роде  феодализма, - ибо, 
будучи  въ  идее  верховнымъ  собственникомъ,  на  практике 
деспотъ  вынужденъ  возлагать на  своихъ  подданныхъ  расчистку 
и  охрану  громадной  территорш,  съ  которой  онъ  все  равно  не 

могъ-бы  справиться.  Такимъ  образомъ  эта  территор1я  подраз­
деляется  на  крупные  лены,  раздаваемые  вассаламъ  прямо  отъ 
пранительства;  съ  своей  стороны  каждый  изъ  крупныхъ  вас- 

саловъ  имеетъ  несколькихъ  мелкихъ  вассаловъ.  Наконецъ  въ 

самомъ  низу  1ерархической  лестницы  сТоятъ  крепостные  и  не­

вольники,  на  которыхъ  лежитъ  вся  черная  общественная  работа.

III.  О  рабстве  на  Малайскихъ  островахъ.

Последняя  общественная  категор1я,  категор1я  невольниковъ,

О  Laveleye.  La  Propri6t6  collective  &  Java.

s)  E.  de  Laveleye.  De  la  propriete  (1—re  edition)  60.


background image

 

122

  —

была  на  Малайскихъ  островахъ  очень  многочисленна,  и  мы 
видели,  что  набиралась  она,  главнымъ  образомъ,  изъ  людей,  ко­

торыхъ  короли  присвоивали  наравне  съ  имуществомъ  въ  силу 

своихъ  правъ  верховной  собственности.  Малайскимъ  рабомъ 

владели,  какъ  вещью,  и  онъ  представлялъ  крупную  меновую 

ценность.  Если  рабовладелецъ  хотелъ  продать  одного  изъ  сво­

ихъ  невольниковъ,  онъ  посылалъ  предлагать  его  по  домамъ, 
какъ  домашнее  животное.  Впрочемъ,  имея  надъ  своими  не­
вольниками  все  права,  малайстй  господинъ  не  имелъ  надъ 
ними  права  жизни  и  смерти.  По  крайней  мере,  онъ  не  могъ 

убить  невольника  безъ  разрешешя  короля  и  регента  ‘).  Не­
вольниковъ  старались  иметь  какъ  можно  больше,  и  это  есте­

ственно,  такъ  какъ  богатство  явансквхъ  господъ  измерялось 
числомъ  ихъ  невольниковъ  2).

Положеше  малайскихъ  рабовъ  было  разное  и  находилось 

въ  зависимости  отъ  каприза,  а  главное  отъ  выгодъ  господина. 
Были  домашше  рабы,  которыхъ  господа  кормили  и  одевали. 
Были  друпе,  которые  содержали  себя  сами;  эти  были  чемъ-то 
въ  роде  половниковъ:  шесть  дней  они  работали  на  господина, 
шесть  дней  на  себя  и  свою  семью,  занимаясь  или  ремесломъ, 

или  рыбной  ловлей,  или  земледел1емъ,  или,  наконецъ,  нанимаясь 
въ  поденную  работу.  Некоторые  получали  отъ  господина  уча­
стокъ  земли,  за  который  платили  оброкъ,  определявппйся обык­
новенно  числомъ  ростущихъ  на  участке  кокосовыхъ  деревьевъ. 
Часто  этимъ  невольникамъ,  уэы  которыхъ  были  такимъ  обра­

зомъ  ослаблены,  въ  конце  концовъ  приходилось  очень  круто. 

Господинъ  требовалъ  платы  во  что-бы  то  ни  стало,  и,  если  его 
услов1я  не  исполнялись,  или  продавалъ невольника,  или  подвер- 

галъ  его  более  или  менее  жестокому  наказашю;  напримеръ, 
привязывалъ  къ  обрубку  дерева,  который  тотъ  долженъ  былъ 
волочить  за  собой  повсюду.

Несколько  выше  рабовъ  стояли  крепостные,  «пленные» 

короля  или  знатныхъ  господъ;  эти  крепостные  брали  земли  въ 
аренду  съ  обязательствомъ  уплачивать  владельцу  оброкъ  ри- 

сомъ  или  деньгами  3).

Въ  окончательномъ  выводе  вся  эта  iepapxin  несомненно 

доказываетъ,  что  въ  феодальныхъ  областяхъ Малайскихъ  остро-

J)  Voy.  Comp,  des  Indes  etc.,  I,  359.
2)  Ibid.,  I,  355.

3)  Ibid.,  I,  358-


background image

 

123

  —

вовъ  политическое  неравенство  находилось  въ  строгомъ  соответ- 
ствш  съ  неравномернымъ  распределешемъ  собственности:  та- 
ковъ  общ

1

й  законъ.

IV.  Общественная  и  частная  собственность.

Не  на  всЬхъ  Малайскихъ  островахъ  установилась  такая 

строго  феодальная  организащя.  Рядомъ  съ  нею,  иногда  въ  за­
висимости  отъ  нея,  но  чаще  вне  ея  существовали  кланы,  сво­
бодный  семьи  и  даже  частные  собственники.

Малайсше  кланы,  окончательно  вышедпие  изъ  состоятя 

дикости,  состоять  изъ  отд"Ьльныхъ  семей;  но  необходимо  пом­
нить,  что  обыкновенно  это  материнсюя  семьи,  какъ  это  боль­
шею  частью  бываетъ  въ  эпоху  полнаго  процветатя  режима 

клана.  Женится  семья;  семье  принадлежать  жена  и  дети,  и 
мужъ  отнюдь  не  обязанъ  ихъ  содержать.  Для  этого  предназна­
чается  семейное  имущество,  къ  которому  принадлежим»  и  жен­
щина  и  которое  представляетъ  не  отчину,  а  неотчуждаемое 

материнское  наследхе  (matrimoine).  Со  смертью  мужа  его  личное 
имущество  переходить  въ  его  семью  по  матери,  къ  его  братьямъ 
и  сестрамъ,  а  если  ихъ  нетъ,  къ  детямъ  его  сестеръ,  но  ни­

когда  къ  его  жене  и  прямому  потомству. Еслибы  онъ  ножелалъ 
передать  имущество  детямъ  по  дарственной  записи,  (donation 

entre  vifs)  онъ  долженъ  спросить  на  это  разреш ете  своихъ 

братьевъ  и  сестеръ.  Дядя  съ  материнской  стороны,  брать  ма­

тери,  исполняетъ  обязанности  законнаго  отца  относительно 
детей  своей  сестры.  Съ  его  смертью  семейная  власть  перехо­

дить  къ  его  второму  брату,  и  только  въ  томъ  случае,  когда  у 

матери  нетъ  братьевъ  и  сама  она  умерла,  главой  семьи  стано­
вится  отецъ,  если  дети  еще  не  взрослыя  ‘).

Въ  старину  на  Суматре  существовалъ  родъ  брака,  такъ  на- 

эываемаго  брака  по  А м бель-А на,  еще  сильнее  порабощав- 

шаго  зятя  семье  его  жены,  такъ  какъ  семья  жены  отвечала 

за  совершонные  зятемъ  проступки,  получала  вознаграждете, 
если  его  убивали,  и  могла  прогнать  его  даже  и  тогда,  когда 
у  него  были  дети  2).

Тамъ,  где  древняя  организащя  малайскихъ  племенъ  не

*)  G.  Teulon.  Orig.  mariage,  200
г)  W.  Marsden.  Histoire  de  Sumatra,  II,  46,  49,  51  (1788).