ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4031
Скачиваний: 20
-
129
—
они остаются жить съ нимъ. Въ томъ случай, когда все на
следники несовершеннолетте, деревенсмй голова отдаетъ иму
щество въ распоряжеше общины, которая и эксплуатируетъ
землю до наступлешя совершеннолеия старшаго изъ детей.
Замужняя женщина не наследуетъ. Ей возвращается только ея
личное имущество !). Мы видели, что въ дессе домъ съ при-
иыкающимъ къ нему огороженнымъ дворомъ составляетъ лич
ную и наследственную собственность, но безъ права пользова-
шя и злоупотреблетя; наоборотъ, это частное имущество под
чинено многимъ ограничешямъ, внушеннымъ заботливостью объ
интересахъ общины. Десса никогда не отказывается отъ своего
права верховной собственности, и права ея, какъ главнаго соб
ственника, отнюдь не фиктивны. Такъ, чтобы вступить во
владЬте наследствомъ въ дессе, надо непременно въ ней жить,
и принять на себя известную долю обязательствъ и работъ,
налагаемыхъ общиной и государствомъ. Накоплете собственно
сти не допускается; нельзя владеть одновременно двумя на
следствами: нужно выбрать какое-нибудь одно. Домъ, отъ ко-
тораго наследникъ отказался, возвращается въ общину и по
приговору головы переходить или къ ближайшему родствен
нику, у котораго не было дома, или къ молодой чете, не со
стоящей въ родстве съ наследникомъ. Даже будучи введенъ
во в л ад ете, наследникъ не имеетъ права делить имущество
безъ разреш етя или головы, или общинниковъ. Подарки—
хотя они и въ ходу — никогда не делаются людямъ, не при-
надлежащимъ къ дессе*, редко даже случается, чтобы дарили
не родственникамъ. Чаще всего единственное назначен1е подар-
ковъ— уравнеше наследовашя.
Наследуютъ по материнской линш, ибо отцовская семья еще
неизвестна. Но обычай этотъ (адатъ ), тиранническШ кодексъ
всехъ первобытныхъ обществъ, не допускаетъ разделовъ иму
щества въ материнской, «единоутробной» семье, безъ разре-
т е ш я общины а).
Мы уже видели, что въ отношенш собственности яванцы сто
ять на переходной ступени. Любовь къ личной собственности,
такъ легко пробуждающаяся въ человеке, къ какой-бы расе
онъ ни принадлежалъ, на Яве начала уже наносить ущербъ
общественной собственности. Я ван стя дессы ее уже допустили
*) Е. de Laveleye. P r o p г. c o l l . i J a v a .
a)
Ib id .
—
130
—
и нетъ сомнешя, что область ея будетъ расширяться съ каж-
дымъ днемъ. Обыкновенно въ дессахъ делаютъ различ1е между
наел еду емымъ имуществомъ, которое должно оставаться нераз-
дельнымъ и не можетъ быть продано чужому, и имуществомъ,
которое возникло изъ личнаго труда, которымъ владельцу пре
доставляется распоряжаться, какъ онъ хочетъ, которое онъ мо
жетъ отчуждать, хотя и не вполне свободно и безконтрольно,
а съ разреш етя главы семьи ‘). Въ свою очередь, съ разре-
ш етя общ ины, г л а в а семьи, р ас п о р я д и те л ь семейнаго
имущества, можетъ ссудить часть этого имущества тому или
другому изъ членовъ семьи на торговое или иное предпр1ятге.
Само собою разумеется, что заемщикъ обязанъ возвратить взя
тую сумму 2).
Что касается общаго имущества деревни, дессы, то оно
абсолютно неотчуждаемо и не можетъ быть продано. Сохра-
неше его целости считается необходимымъ, въ ней заинтере
сована вся община и даже большинство не имеетъ права ее
нарушить 3). Это правило укоренилось такъ прочно, что, по
видимому, общинники-туземцы даже неспособны представить
себе другой формы собственности. Когда голландская админи-
страцгя производила свое ивследоваше положения собственности
на Яве, яванцы часто не понимали докладчиковъ. На вопросъ:
«Довольны-ли вы вашимъ общиннымъ устройствомъ?»- они не
знали, что отвечать, и наконецъ говорили: «Пусть будетъ,
какъ начальство прикажетъ» ’).
Члены дессы неизбежно состоять более или менее въ род
стве между собою, но не смотря на это община гораздо более
основана на общности интересовъ, чемъ на единокровности.
Материнская семья уже организовалась, и общество вышло изъ
смешаннаго родства первыхъ вековъ. Надо всемъ преоблада
ешь забота объ интересахъ общины; поэтому десса легко при-
нимаетъ чужихъ, разъ они исполняютъ ея услов1я и представ
ляютъ надлежащая гарантш. Мы видели, что яванская деревня
не представляетъ независимой политической единицы, какую
представляетъ племя. Это ассощащя съ чисто экономическими
целями. Десса охотно подчиняется государству, правительству,
’) I b i cl.
а) Laveleye. D e l a p г о p i e 1 6, 6*3.
3)
Laveleye. P r o p r . c o l l . a J a v a .
—
131
-
каково-бы оно ни было. Она несетъ известныя обязательства,
исполняетъ обязательный работы, платить налоги. Налоги эти
не личные; налогомъ облагается вся д ер ев н я , поэтом у в ъ
ея и н т е р е с а х ъ —не иметь безполезныхъ членовъ, такъ какъ
при взиманш налоговъ въ счетъ идутъ и способные, и неспо
собные. Мы видели, что для того, чтобы стать владельцемъ
общественной собственности дессы, надо иметь по крайней
м^ре одну «упряжку». Но те, кто имеетъ больше, значитер»но
выигрываютъ въ общемъ уваясенш. Деревенск1е головы, стар
шины. выбираются на годъ теми изъ своихъ однодеревенцевъ, ко
торые имеютъ право на известную часть общественной земли,
и въ своемъ выборе избиратели руководствуются не однимъ
только возрастомъ кандидата, а въ значительной мере и его
относительнымъ состояшемъ: обыкновенно голова бываетъ од-
яимъ изъ самыхъ состоятельныхъ. Съ другой стороны, десса
не требуетъ отъ своего главы даровыхъ услугъ: она отводить
«му более крупный и плодородный наделъ ‘).
Форма деревенской общины, которая на Я ве несомненпо
очень древняго происхождешя, распространена не по всему
острову, но она на немъ преобладаетъ. Вчетверо более распро
страненная, чемъ форма личной собственности, въ шести менее
населенныхъ провинщяхъ она встречается, какъ исключеше;
особенно-же въ ходу она въ центральной части острова, где не
было такого прямого действ!я чуясеземнаго вл!ятя 2). Голланд
ская адмипистращя, у которой хватило смысла отнестись съ
уважешемъ къ обычаямъ туземцевъ, удовольствовалась темъ,
что подле каждаго деревенскаго головы поставила резидента,
«старшаго брата». Резидентъ никогда не приказываетъ, а только
советуетъ. Онъ посещаетъ туземцевъ, выслушиваетъ ихъ жа
лобы, осматриваетъ плантащи, вводить более совершенные спо
собы земледЬлгя, даже новыя культуры; такимъ образомъ была
введена, напримеръ, культура кофе, сильно распространившаяся
въ местностыхъ средней высоты надъ уровнемъ моря 3).
При разумномъ руководстве эта система коллективной об
работки земли произвела замечательные результаты. Хотя на
Яву нетъ эмиграцш, годовой приростъ населешя въ ней такъ-
') Lavelcye. Р г о р г. c o l l . a J a v a .
2) I 1) i «1.
я) Wallace. M a l a y A r c h i p e l a g o , I. 94.
же великъ, какъ въ Соединенныхъ Штатахъ, и не смотря на
это язва пауперизма неизвестна !). Вотъ оффищальныя цифры:
въ 1780 году на Яве было 2,029,500 жителей. Въ 1808 г.
число жителей возрасло до 3.730,000; въ 1826 г. до 5.400,000;
въ 1863 г. до 13.649,680; наконецъ, въ 1872 до 17.298,200.
Въ общей сложности въ 92 года населеше Явы увеличилось
въ восемь разъ, а въ тридцать летъ оно удваивается 2). Ре
зультатомъ этого громаднаго роста населешя, возможнаго только
въ стране, где большая часть земель еще не возделана, яв
ляется постоянное образоваше новыхъ деревень; каждая десса,
подобно пчелиному улью, постоянно выпускаетъ новые рои.
Въ техъ случаяхъ, когда населеше деревни ростетъ слишкомъ
быстро, когда дальнейшее урезываше наделовъ становится не-
возможнымъ, пзбытокъ населешя покидаетъ старую дессу и
основываетъ новую. Мы видели, что въ такихъ случаяхъ об
щина-мать охотно выдаетъ ссуды. Группа колонистовъ-пере-
селенцевъ выбираетъ новое место, устраиваетъ соединенными
силами и средствами надлежащую систему ирригацш и созда-
етъ новыя рисовыя поля (Sawahs), которыя, будучи результа
томъ общаго труда, естественно становятся нераздельной соб
ственностью всехъ участниковъ 3). Возникшая такимъ обра-
зомъ десса впоследствш дробится въ свою очередь и даетъ
начало новой дессе. Такъ, мало по малу, леса исчезаютъ, а
населеше ростетъ. А теперь поучительно будетъ сравнить ре
зультаты общинной формы собственности въ яванской дессе
съ эгоистическимъ африканскимъ режимомъ, который мы раз-
сматривали въ предыдущей главе.
VI. Собственность въ Африке и на Яве.
Жители центральной части Явы и негры Экватор1альной
Африки имеютъ между собою много общаго. Т е и друпе—и
скотоводы, и земледельцы. Правда, по части земледел1я яванцы
пошли несколько дальше; у нихъ есть плугъ, но это совершенно
первобытный плугъ, применимый только на мягкой почве ри-
совыхъ полей. При расчисткахъ-же яванцы употребляютъ со
—
132
—
‘) Laveleye. P r o p г. col l . a J a v a .
2) Laveleye. De la propriete, 64.
3) Ibid.
—
133
—
вершенно тЬ-же
npieMbi,
какъ и африканцы. До прибьтя евро
пейцевъ, сощальный строй этихъ двухъ странъ былъ приблизи
тельно одинаковый. Мелше явансюе деспоты, султаны или раджи,
мало чемъ отличаются отъ африкаискихъ царьковъ. Яванскгй
народъ относился къ своимъ господамъ съ тою-же покорностью,
какъ и негры; оба парода привыкли гнуть шею подъ ярмомъ
унизительнаго рабства. На Я ве рабство существовало и было
такъ-же безчеловечно и меркантильно, какъ и въ Африке. А
между темъ нельзя себе представить двухъ более противупо-
ложныхъ вещей, чемъ современный общественный строй Эк-
ватор1альной Африки съ одной стороны и—центральныхъ частей
Явы съ Другой.
Въ Африке царство дикости развертывается передъ нами во
всемъ своемъ ужасе. Каждая деревня воюетъ съ соседями.
Тамъ все сплошь—насил1е, грабежъ, убШства и набеги, един
ственная цель которыхъ — захватъ скота и невольниковъ, во
обще беззаконное прюбретете. Это—борьба изъ-за обогащешя,
где не стесняются ни сущностью, ни формами,—борьба, ко
торая въ стране, где ни законъ, ни нравственность не обуэ-
дываютъ личнаго эгоизма, бываетъ такъ-же неумолима, какъ
и борьба за существоваше. Въ дикомъ африканскомъ обществе
человекъ одинокъ и покинутъ даже между своими: тамъ ко
роли торгуютъ подданными, мужья продаютъ женъ, родителя
детей, а иногда и дети родителей.
Напротивъ того, въ яванской дессе большинства членовъ
общины связано тесной солидарностью: выборный голова есть
представитель общихъ интересовъ, передъ которыми стушевы
вается личный эгоизмъ. Слабые не только не угнетены, но даже
не покинуты; попечете о женщинахъ и детяхъ составляетъ
главную заботу общины. Съ другой стороны яванская десса въ
значительной мере не подлежитъ и тому упреку, которому бо
лее или менее подлежать все общинныя формы. Въ ней не па
рализована личная инищатива; въ ней она даже возбуждается,
ибо только возделанный вемли подлежать правильнымъ передЬ-
ламъ, расчистка-же новыхъ земель вознаграждается личнымъ
польвовашемъ, и такимъ образомъ, благодаря дробление или,
вернее, почковашю выростаютъ новыя дессы. Следуетъ-ли при
писать это различ1е между общественнымъ бытомъ зсмледель-
цевъ Африки и Явы коренному несходству органиващи двухъ
народовъ, несходству расъ? Но мы видели, что какъ остатокъ
лрошлаго, перюдичесюе переделы существуютъ во многихъ