Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4030

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

124

  —

была  нарушена,  напримеръ,  въ  горахъ,  начиная  отъ  Пабана 

до  Суматры,  только-что  описанныя  мною,  столь  своеобразный 

семьи  группируются  еще  въ  кланы,  образуя  такимъ  образомъ 

мелк!я  сощальныя  единицы,  и  члены  каждой  такой  группы, 

тЬсно  связанные  между  собою,  живутъ  въ  одной  деревне.  Но 
вопреки  родословш  по  матери  въ  этихъ  деревняхъ  нЬть  гине- 

кократш.  Главами  семей  признаются  мужчины,  управляющее 
общиной  сообща.  Во  главе  ихъ  стоитъ  вождь,  называемый 

«господиномъ»,  «хтаршимъ», но  являющШся  въ  сущности  ч'Ъмъ- 

то  въ  род*  президента,  такъ  какъ  его  выбираютъ.  Это  въ 

мишатюре  организащя  республиканскаго  племени,  переродив- 

шагося  изъ  политической  единицы  въ скромную  хозяйственную 

•единицу.

Имущество  принадлежитъ  группа,  ассощацш  семей,  обра- 

зующихъ  деревню.  Когда  новая  чета  заводитъ  хозяйство,  ей 
строятъ  домъ  рядомъ  съ  другими,  но  мужъ  остается  въ  своей 
прежней  семье*,  онъ  имеетъ  только  право  ночевать  у  жены. 

Днемъ  онъ  тоже  можетъ  ходить  работать  на  землю жены,  ко­
торая  тогда  его  кормитъ  и  одЗшаетъ.  Bcb  жители  одной  и  той- 
же деревни  считаются  родственниками,  «плодами  одного  чрева». 
Ихъ  связываетъ  тесная  солидарность;  между  ними  н1Ьтъ  поки- 

нутыхъ,  и  обычай,  а д а т ъ ,  постоянно  стремится  къ  ограждешю 

отъ  нужды  женщинъ  и  детей  ’).

Изсл'Ьдовашя  голландскаго  колошальнаго  правительства  до­

ставили  намъ  довольно  полныя  св'Ьд’Ъшя  о  способе  присвоешя 

земли  на  Малайскихъ  островахъ  и  показали,  какимъ  путемъ 
изъ  общественной  собственности  возникла  личная  собственность 

на  землю.  На  «Суматре,  Целебесе  и  т.  д.  земля  оставалась  не­
раздельной,  землед-кпе  же  было  экстензивное,  кочевое.  ЗагБмъ, 
no  мере  успеховъ  земледЗшя  и  роста  населешя,  возделанные 

участки  начали  переходить  по  наследству;  но  за  общиной  оста­
лось  право  верховной  собственности  на  расчищенныя  земли  и 

сверхъ  того  право  собственности  на  все  невозделанный  земли  2). 

На 

Яве, 

въ  провинщяхъ Бантамъ,  Кравангъ  и  Преангеръ леса 

и  пустоши  принадлежать  общи намъ,  но  возделанныя  поля  со­

ставляютъ  частную  собственность.  Тотъ,  кто  расчистить  уча­
стокъ  невозделанной  земли,  становится  его  собственникомъ,  по

*)  Ed.  de  Laveleye.  Ia  РгорНёЬё  collective  &  Java.

2)  Ibid.


background image

 

125

 

-

крайней  мере,  на  известное  время.  Въ  провинщяхъ  Cheribon  и 

Тагалъ  пользоваше  пахатными  землями  принадлежать  темъ, 

кто  ихъ  расчистилъ,  и  даже  переходить  по  наследству,  но 
только  до  гЪхъ  поръ,  пока  занявппе  землю  продолжаютъ  ее 
обработывать.  Въ  Самаранге  пользоваше  разделанной  пустошыо 

остается  за  разделавтимъ  только  въ  теченш  трехъ  летъ  *).

Въ  сущности  въ  такомъ  устройстве  нетъ  ничего  оригиналь- 

наго;  главный  интересъ  вышелриведенныхъ  фактовъ  заклю­
чается  въ  ихъ  сходств^  съ  множествомъ  другихъ  однородныхъ 

наблюденШ  надъ  различными  первобытными  расами.  Все  это 

лишь  новыя  доказательства,  подтвержаюнця  то  предположеше, 
что  по  всей  земле  право  частной  собственности  на  землю  воз­
никало  приблизительно  одинаково  и  что,  если  это  и  не  обпцй 
законъ,  то  по  крайней  мере  обпцй  факты  повсюду  владете 

землею  было  сначала  общиннымъ,  нераздельным^  и  частное 

присвоете  земель  возникло  главнымъ  образомъ,  изъ  земледел

1

я. 

Но  на  Яве  коллективная  собственность  далеко  не  исчезла;  въ 
некоторыхъ  местностихъ  она  даже  процветаетъ;  только  перво­

бытный  кланъ  заменила  деревня  —  десса,  которая  очень  его 
напоминаетъ.  Организащя  этихъ  деревенскихъ  ассощацШ,  яван- 

скихъ  д ессъ ,  заслуживаешь  того,  чтобы  остановиться  на  ней 
подольше.

V*.  Яванская  десоа

Д есса,  яванская  деревня,  состоитъ  изъ  группы  домовъ,  рас- 

положенныхъ  посредине  территорш,  которою  деревня  владеетъ 
сообща.  Каждый  домъ  стоить  особо,  обнесенъ  оградой  и  обса- 

женъ  кокосовыми,  банановыми  деревьями 

л 

овощами.  Часто 

всю  деревню  окружаетъ  еще  общая  изгородь.  Хотя  организа­
щ я  дессы  основана  на  принципе  общественной  собственности 
на  землю,  однако  въ  известной 

мЬре 

она  допускаешь  и  частную 

собственность.  Разсмотримъ  сущность  организацш  той  и  другой.

Обыкновенно  главная  земельная  собственность  дессы  заклю­

чается  въ  рисовыхъ  плантащяхъ,  разбитыхъ  невдалеке  отъ  де­
ревни,  и  весьма  вероятно,  что  культура  риса много  способство­

вала  поддержанию  общиннаго  режима  дессы.

Рисъ  удается  только  на  орошаемыхъ  земляхъ,  а  орошент

*3  Laveleye.  D o   l a   p r o p r i6 t £ ,  53.


background image

 

126

  —

требуетъ  болыпихъ  работъ  по  канализацш.  Отсюда  двоякая 
необходимость:  во-первыхъ,  чтобы  возделываемые  участки  не 
были  слишкомъ  разбросаны,  во-вторыхъ  необходимость  общаго 

труда  для  надлежащаго  выполнешя  нужныхъ  работъ.  Именно 

это  мы  и  находимъ  на  Яве.  Работы  по  орошевш)  производятся 
соединенными  силами  всей  деревни  и  на  обпця  средства.  Уборка 
производится  тоже  сообща  и  даже  служить  поводомъ  къ  обще- 
ственнымъ  празднествамъ  ‘).

Составляя  общественную  собственность,  рисовыя  поля  все- 

таки  делятся  по  семьямъ,  но  каждая  семья  пользуется  своимъ 
наделомъ  только  временно.  Или  ежегодно,  или  черезъ  каждые 
два  или  три  года  производится  новый  переделъ  3).  Иногда 
таше  пертдичесюе  переделы  бываютъ  не  раньше  пяти,  шести 
летъ  и  даже  более;  бываетъ  и  такъ,  что  земля  уступается  въ 
пожизненное  пользоваше,  но  тогда  община  уменыпаетъ  вели­
чину  участковъ  и  все-таки  оставляетъ  за  собой  право  передела, 
если  бы  въ  немъ  встретилась  надобность  3).

Умственный  складъ  всехъ  людей,  къ  какой  бы  расе  они 

ни  принадлежали,  имеетъ  въ  основаши  несомненно  обпцй  ха- 

рактеръ.  Не  только  на  Яве,  но  и  во  многихъ  другихъ  местахъ 

мы  встретимъ  деревенскую  общину  и  увидимъ,  что  повсюду 
общинное  владете,  такъ  же,  какъ  и  на  Яве,  переходить  мало 
по  малу  въ  личное  присвоеше.  Везде  начинается  съ  прогрес- 

сивнаго  удлинешя  сроковъ  перЬдическихъ  переделовъ  и  кон­

чается  отдачей  земли  въ  пожизненное  пользоваше.  А  пожиз­
ненное  пользоваше  уже  непосредственно  граничить  съ  полной 

личной  собственностью,  и  разъ  оно  явилось,  остается  только 
допустить  или  санкщонировать  наследственную  передачу.

Маленьк1е  клайГы  яванскихъ деревень  еще  держатся  коллек­

т и в н ая   режима  и  перюдичесюе  переделы  гемли  производятся 
различными  способами:  иногда  по  жребш,  иногда  по  постоян­
ному  кадастру  или  росписи,  такъ  что  участки  последовательно 
переходятъ  ко  всемъ  заинтересованнымъ  лицамъ.  Часто  пере­

делами  руководить  глава  деревни,  деревенскШ  голова,  maire; 

иногда  администрация  общины  возлагаетъ  эту  обязанность  на 
выборныхъ  экспертовъ;  иногда  жители  деревни  приходятъ  къ

1)  Ed.  de  Laveleye.  L a   P r o p r ie t e   c o l l e c t i v e  

к

  J a v u .

 

a)  De  Laveleye.  D e   l a   p r o p r ie t e ,  50.

8)  De  Laveleye.  P r o p r .  c o l l e c t ,  a  J a v a .


background image

 

127

  —

прямому  соглашешю  по  этому  предмету  ‘).  Въ  случае  слиш- 

комъ  быетраго  роста  населешя  раздЬлъ  усложняется,  и  чтобы 

никого  не  обидеть, приходится  прибегать къ разнымъ средствамъ. 

Самое  обыкновенное  изъ  нихъ  заключается  въ  уреэыванш  на- 

д^ловъ  для  увеличетя  ихъ  количества,  но  по  этому  пути  да­
леко  не  уйдешь,  и  свыше  известнаго  минимума  дальнейшее 

у меньше 

Hie 

участковъ  становится  невозможными,  тогда  прибе- 

гаютъ  къ  попеременному владешю:  решаютъ,  что  каждая  семья 

будетъ  пользоваться  землей  только  два  года  изъ  четырехъ  ‘).

Но  въ  яванской  дессе  не  существуешь  полнаго  равенства. 

Во-первыхъ,  деревенский  голова,  старшины,  школьные  учителя, 

священники  и  могильщики  получаютъ  более  крупные  наделы  *). 
Во-вторыхъ,  не  все  жители  деревни  имеютъ  право  на  долю  въ 

общинной  земле.  Чтобы  получить  наделъ,  нужно  представить 

известную  таранью:  обыкновенно  нужно  иметь  упряжку  въ 
пару  быковъ  или  буйволовъ.  А  такъ  какъ  представить  требуе­

мую  гарантпо  можетъ  не  всяшй,  то  въ  каждой  деревне  есть 
неимупце,  пролетарш,  не  получаюпце  наделовъ  а).  Но  и  по- 

лучивпие  наделы  владеютъ  ими  на  определенныхъ  услов!яхъ. 
Если  кто  нибудь  изъ  членовъ  общины  эмигрируетъ,  не  пла­
тить  своей  части  налоговъ  или  уклоняется  отъ  причитающихся 

на  его  долю  работъ,  голова  отбираетъ  его  наделъ  и  даже  коя- 
фискуетъ  его  личное  имущество,  если  оно  у  него  есть.  Ибо  на 

ряду  съ  общественной  собственностью  въ  дессе  существуетъ и 
частная  собственность;  для  каждой  семьи  она  заключается  въ 

жилище  съ  примыкающимъ  къ  нему  плодовымъ  садомъ.

Разделки  служатъ  источникомъ  другого  рода  частной  соб­

ственности,  более  или менее  непостоянной  въ  основаши.  Кроме 
рисовыхъ  полей,  орошаемыхъ  па  средства  всей  общины,  воз­
делывается  еще  сухой  рисъ  (Oryza  mon tan а).  Конечно,  сево­
обороты,  смена  культуръ,  уже  известны,  но  все-же  черезъ 

каждые  три—четыре  года  приходится  оставлять  землю  подъ 

паромъ.  Наконецъ  за  неорошаемыми  рисовыми  полями  тянутся 
леса,  где  разделки  производятся  по  способу  дикарей.  Начи- 
Ваютъ  съ  того,  что  вырубаютъ  молодыя  заросли,  потомъ  жгутъ 
деревья.  На  земле,  покрытой  золой,  протыкаютъ  ямки  эаострен- 
нымъ  коломъ,  и  въ  эти  ямки  садятъ  семена  сухого  риса.

»)  Ibid.

2)  De  Laveleye.  D e  l a   p r o p r ie t y ,  51.


background image

 

128

  —

Л'Ьсное  земледел1е  отличается  вполне  кочевымъ,  свободнымъ, 

экстензивнымъ  характеромъ,  и  каждый  годъ  разделывается 

новый  участокъ  J).  Но  вне  леса  каждая  расчистка  пустоши 

даетъ  право  на  личное  пользоваше  на  определенный  срокъ, 

который  меняется  смотря  по  местности.  Часто  онъ  бываетъ  не 

более  трехъ  летъ,  иногда  отъ  девяти  до  десяти  летъ,  но  можетъ 

быть  даже  пожизненнымъ.  Но  каковъ  бы  ни  былъ  срокъ  поль- 

зовашя  разделанной  землей—вознаграждешя  за личный трудъ — 
въ  конце  концовъ  участокъ  возвращается  въ  общину  и  уве- 

личиваетъ  ея  земельную  собственность  а).

Впрочемъ,  въ  некоторыхъ  дессахъ  допускается  настоящая 

частная  собственность,  наследственная  и  постоянная,  но  въ 
каждомъ  отдельномъ  случае  нужно  соглаае  трехъ  четвертей 
общинниковъ  а).  Часто,  наоборотъ,  десса  подчиняетъ  расчистки 
строгимъ  правиламъ  и  не  позволяетъ  предпринимать  ихъ  безъ 
ея  согламя.  И  действительно,  каждая  расчистка  есть  захватъ 

собственности,  уже  не  коллективной,  но  общественнной,  захватъ 

вапаса  общины,  ея  пустошей  и  лесовъ,  где  все  жители  де­
ревни  имеютъ  право  пасти  скотъ  и  брать  лесъ  для  своихъ 
надобностей  а).

Въ  этомъ  изследованш  организацш  собственности у  различ- 

ныхъ  расъ  я  вообще  не  вхожу  въ  подробности  наследственной 

или  коммерческой  передачи  собственности,  такъ  какъ  намеренъ 
посвятить  этому  важному  предмету  особую  главу.  Но  въ  яван­
ской  дессе  наследственная  передача  имущества  такъ  тесно- 

переплетается  съ  самой  организацией  общины,  что  я  не  могу 

не  сказать  о  ней  несколькихъ  словъ.  Въ  семье  д ессы   наслед­

ственное  имущество,  h ere d iu m ,  делится  редко.  Обыкновенно 

оно  переходить  къ  одному  изъ  детей,  часто  къ  старшему  сыну, 

иногда  къ  старшей  дочери.  Суть,  очевидно,  не  въ  личности  на­

следую щ ая,  на  котораго  смотрятъ,  какъ  распорядителя  иму­
щества,  а  въ  целости  наследства,  въ  томъ,  чтобъ  оно  не  дро­
билось.  Везде,  где  господствуетъ  это  стремлеше —  на  Я ве  ли, 

въ  Японш  или  у  басковъ— полъ  наследника  не  играетъ  боль­

шой  роли.  Наследникъ — мужчина  или  женщина  — вознаграж­
даешь  своихъ  родственниковъ-совладельцевъ,  своихъ - братьевъ  и 

сестеръ,  если они совершеннолетше. Если они несовершеннолетие.

*)  De  Lavcleye.  P r o p   г.  c o l l .   4  J a v a .
a)  I Ъ i d.