ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4039
Скачиваний: 20
дельною, что женщина-васл^дница только владЬетъ, распоря
жается этою собственностью и даже чаще всего подъ верховнымъ
надзоромъ брата. Весьма вероятно, что таковъ былъ режимъ
собственности и въ древнемъ Египте и что право личной более
или ’менее свободной собственности применялось только къ дви
жимому имуществу. Все это только догадки, но оне вполне
законны и до известной степени пополняютъ недостающее намъ
точные факты. Мы больше узнаемъ объ Египте, когда будемъ
разсматривать положете собственности въ Абиссинш, такъ какъ
въ Абиссинш и до сихъ поръ еще существуютъ некоторые
обычаи, очень сходные съ обычаями древняго Египта, и даже
абиссинсюе нравы и законодательство бросаютъ некоторый светъ
на нравы имперш фараоновъ.
II. Собственность въ Абисснши.
Съ хронологической точки зрешя разстояше между древ-
нимъ Египтомъ и современной Абисситей очень велико, а между
темъ достоверно известно, что нынешше абиссинцы —потомки
техъ восточныхъ 3eionoBb, о которыхъ Геродотъ говорить, что
они отличались прямыми волосами, тогда какъ западные, ли-
вгйсше эвюпы были настояние негры, «самые курчавые изъ
смертныхъ» J). И предаше, и антрополопя утверждаютъ (то
же заставляетъ предполать и вероятность) что въ безконечно
отдаленную эпоху черная раса съ прямыми или, вернее, вью
щимися волосами, представителями которой являются въ на
стоящее время нуб
1
йцы и абиссинцы, въ значительной мере
способствовала основанно Египта. Древше греки были очень
высокаго м н е т я объ этихъ эвшпахъ. По словамъ Гомера, Юпи-
теръ и друпе боги Олимпа услаждали себя пирами, которые
готовили для нихъ «храбрые эвюпы» 2). Эти легендарные эешпы
считались аборигенами страны (autochtones) и происхождеше ихъ
приписывалось действш тропическаго солнца на влажную
землю 4). Они были самыми рослыми и красивыми изъ людей 3).
Все они жили больше чемъ по сту летъ; это были эешпы—
—
164
—
*) Herodote, Ш, 70.
а) I 1 i a, d с, I.
3) Diodoi’c, Ш, 2.
I b i d . , Ill, 20.
—
165
—
«макробы». Съ другой стороны мнопе египетские обычаи были
эеюпскаго происхождешя; такъ, напримеръ, египетсйя пись
мена двухъ родовъ—народный и церковныя — употреблялись
эеюпами ‘). Общественное устройство эеюповъ очень походило
на общественное устройство египтянъ. Какъ и у египтянъ, у
нихъ была жреческая каста и абсолютный монархъ, иногда наз
начаемый жрецами а), иногда выбиравпййся за красоту, за
богатство или за особенное искусство въ скотоводстве 3). Своего
царя эешпы, повидимому, почитали, какъ бога, ибо придворные
лишали себя жизни, когда онъ умиралъ, а пока онъ былъ живъ,
считали своею обязанностью причинять себе все увечья, кашя
постигали его 4). Темъ не менее—и это вполне согласно съ
темъ, что намъ известно о варварскихъ монарх1яхъ—часто
3eioncKie цари достигали верховной власти единственно благо
даря своему богатству 5).
Все
эти полу-сказочныя предашя объ
эеюпахъ даютъ намъ очень мало сведешй о положеши соб
ственности въ древней Эеюпш, но мы можемъ пополнить этотъ
пробелъ темъ, что намъ известно по этому вопросу объ Египте
и другихъ варварскихъ монарх!яхъ.
Эеюпское предаше о столе Солнца съ достаточной ясностью
указываетъ на то, что когда-то у эвюповъ существовалъ об
щинный режимъ. Каждую ночь, говоритъ Геродотъ, весь лугъ
уставлялся блюдами съ жаренымъ мясомъ. Мясо доставлялось
гражданами; каждый былъ обязанъ принести известное коли
чество, и къ утру появлялась обильная трапеза къ услугамъ
всехъ желающихъ в).
Прошли века, старый Египетъ окончи лъ свое долгов суще-
ствоваше; завоеватя, вторжетя, переселетя всколебали долину
Нила. Но некоторые нравы, некоторые обычаи все еще свиде-
тельствуютъ о близкомъ родстве между древнимъ Египтомъ и
современной Абиссишей. Въ политическомъ смысле Абиссишя
продолжаетъ пребывать варварской
MOHapxieft,
но съ совершенно
феодальной организащей, представляющей какъ-бы сколокъ съ
*) Ibid., Ш, 3.
9) I b i d . , 5.
a) I b i d., 5, 8.
4> I b i d., Ш, 3.
b) I b i d., Ш, 8.
®) Hёгodotв, III, 17.
—
166
—
среднев’Ьковаго европейскаго феодализма. Известно, впрочемъг
что феодальный режимъ установился въ Абиссинш сравнительно
недавно: Вначале абиссинсюе цари пользовались неограниченною
властью. Они создавали и отменяли законы, раздавали и от
бирали должности, распоряжались жизнью и имуществомъ своихъ
подданныхъ. Съ течешемъ времени власть ихъ съузилась; они
сделались феодальными королями, сюзеренами крупныхъ вас-
саловъ, которыхъ они жаловали поместьями *), награждали вели
колепными подарками, но только съ правомъ пользовашя; со
смертью пожалованнаго снаряжался торжественный кортежъ;
верховному собственнику отвозили копье, щитъ, мечъ покойнаго,
приводили его мула и пр. 2) Въ Абиссинш величина леновъ
очень разнообразна. Есть крупные лены, средше и, наконецъ,
мелюе 8). Все вассалы, крупные и мелюе, такъ-же, какъ
и ихъ приближенные, обязываются государю военной службой;
такимъ образомъ кадры царскаго войска составляются изъ зе-
млевлад'Ьльцевъ—знатныхъ и простолюдиновъ-^-и изъ наемныхъ
солдатъ4). Но государь—верховный собственникъ и всегда можетъ
отнять то, что пожаловалъ. Богатства его громадны. Многочис
ленный стада быковъ и невольниковъ возделываютъ его земли;
ему принадлежитъ десятая часть изъ доходовъ всЬхъ техъ руд-
никовъ, которыхъ онъ не разрабатываетъ самъ; онъ взимаетъ
подушныя подати (capitation) съ крупныхъ вассаловъ получаетъ
дань лошадьми, полотнами, невольниками и т. д. 5) Во всЬхъ
провинщяхъ государства ведутся точные списки имущества,
которое поел* смерти владельцевъ должио вернуться къ царю
и будетъ отдано другимъ вассаламъ ®). При такомъ вполне
феодальномъ устройстве государства произволу власть имущихъ
представляется довольно широшй просторъ, и положете мелкихъ
землевладельцевъ очень непрочно; часто у нихъ отбираютъ земли,
вследств1е чего мнопя поля остаются невозделанными 7).
У абиссинцевъ и у галласовъ рабство процветаетъ та слу
СошЬе et Tamisier. V o y . е n A b y s s i n i e , IY, 21.
2) I b i d., 1Г, 344—345.
3) D’Abbadie. Douze ans dans la haute Ethiopie, I, 367.
*) I b i d., 373.
Б) V o y . d e l ’a m i r a l V e r h o e v e n in V o y . c o m p . l a d e s o r i e n
t a l e s , ete., vol. VII, 32.
®) Lettres edifiantes, IV, 338.
7) Y o y . a m . V e r h o e v e a . L o c . c i t .
—
167
—
жить источникомъ деятельной торговли. У нихъ несколько тсате-
ropifi невольниковъ. Первая категор1я—невольники, вошедпйе
въ составъ семьи хозяина, «дети дома»; съ этими обращаются
довольно мягко , ). Въ теорш абиссинсшй рабовладелецъ не имеетъ
права жизни и смерти надъ своими невольниками, но на прак
тике жизнь ихъ въ его рукахъ, ибо въ Абиссинш убШца под
вергается наказашю только въ томъ случае, когда того потре
бу ютъ родственники убитаго, а у невольника нетъ семьи 2). Въ
Абиссинш отцы и матери никогда не продаютъ своихъ детей,
но дяди и, вообще, дальше родственники торгуютъ иногда сирота
ми, которые ихъ стесняютъ 3). Невольники-товаръ, те, которые
представляютъ просто меновую ценность, получаются изъ раз-
ныхъ источниковъ. Есть меясду ними военнопленные, которыми
завладели, какъ добычей, при расхищеши какой-нибудь деревни;
есть молодыя девушки, которыхъ бродяги (maraudeurs) похи-
щаютъ у фонтановъ; есть—въ особенности у галассовъ—дети,
взятыя и проданныя въ рабство правительствомъ за недоимки
отцовъ 4). Наконецъ гондарск1е купцы ежегодно посылаютъ за
невольниками въ Сеннаръ: ихъ караваны тысячами скупаютъ
и приводятъ невольниковъ, которыхъ прежде отправляли въ
Массау (Massaonh), а оттуда въ Аравш 6) Все это довольно
обыкновенно и для насъ не^ ново. Гораздо более характеристично
для Абиссинш положеше и нравы тамошнихъ женщинъ. Это
очень любопытная сторона режима собственности въ Абис-
синш и въ ней мы находимъ явные следы нравовъ’древняго
Египта.
Бракъ въ Абиссинш есть просто частная торговая сделка;
это не гражданскШ и не церковный бракъ. Девушку, мнешя
которой никогда не спрашиваютъ, просто на просто покупаютъ
у родителей. Оффищальныхъ посредниковъ нетъ—ни граждан-
скихъ, ни духовныхъ. Приданаго за невестой не даютъ, за ис-
ключешемъ гЬхъ случаевъ, когда невеста особенно знатнаго
рода 6). Мужъ, собственникъ жены, можетъ прогнать ее или
Combes et Tamisier. Ioc. cit. IV, 98.
0 I b i d., IV, 148.
a) Ibid., IV, 98.
“) Ib id .
Б) I b i d . , IV, 92.
e) I b i d . , II, 106— 108.—IV, 323.
—
168
—
взять обратно, когда ему вздумается, и широко пользуется этимъ
правомъ. Въ некоторыхъ провинщяхъ (Уагура, Бехемдеръ) не
прочность брака составляетъ общее правило: сходятся и рас
ходятся по желашю. Маленьшя д£ти находятся при матери,
а когда подростутъ, переходятъ на попечеше отца; если ре-
бенокъ храбръ и силенъ, его отдаютъ въ услужеше къ к а
кому-нибудь вельмож^. Еще больше заботятся о дЬвочкахъ;
девочка—товаръ, и если она красива, то довольно ценный
товаръ *). Въ общемъ абиссинское общество, повидимому,
применяется къ такому порядку, въ которомъ мы, съ наши
ми европейскими поняйями, видимъ OTcyTCTBie всякаго по-
рядка.
Но типично—египетскую черту нравовъ мы находимъ въ
той полнейшей свободе, какою пользуются въ Абиссинш жен
щины и денушки. Начать съ того, что, выходя аамужъ, жен
щина не теряетъ своей личности, не принимаешь имени мужа;
покупая жену, тиужъ покупаетъ, повидимому. только право
пользоватя ею 2). Правда, что абиссинская женщина устра
нена отъ наследства, и родители торгуютъ ею какъ вещью, но
при полной, почти полинез1йской распущенности нравов^, къ по
ведение прекраснаго пола въ Абиссинш относятся довольно
равнодушно. Въ этомъ отношенш абиссинцы совсемъ не хри-
CTiane.
Одинъ слепой священн! къ, прося француаскихъ путе-
шественниковъ вылечить его, предлагалъ имъ въ виде возна-
граждешя свою молоденькую и хорошенькую дочь. Одна анат-
ная вдова просила дать ей лекарство отъ безплод!я и при этомъ
публично заявила, что «ея совесть чиста», что она делала
много опытовъ съ разными мужчинами, но все безуспеш
но 8).
Въ Абиссинш матери предлагаютъ дочерей, братья
сестеръ, цари и царицы своихъ прислужницъ или придворныхъ
дамъ 4).
Ремесло куртизанки очень уважается; королевы и принцессы
всегда рады иметь ихъ при своемъ дворе. Но не только кур
тизанки по ремеслу, а вообще все абиссинсшя женщины тор
гуютъ собой, да, впрочемъ, въ стране, где вечно воюютъ, где
*) Ibid.
»> I b i d . , II, 106—108.
3) I b id . , 109.
4) Ibi d. , II, 116.