Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4037

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

159

  —

пред^ленш  земельной  собственности,  столь  сходномъ  съ  распре- 
делетемъ  ея  въ  Перу,  народу  не  было  отведено  ни  одной 
части;  следовательно,  народъ  не  могъ  возвыситься  до  званш 

землевладельца  и  долженъ  былъ  жить  трудомъ.

Кроме  рабовъ  въ  собственномъ  смысле  въ  Египте  было  три 

рабочихъ  класса:  пастухи,  земледельцы  и  ремесленники;  эти 
классы  делились  на  строго  наследственныя  подкасты  и  кор­
порации  Неподвижность  была  общимъ  правиломъ;  переменъ  не 
признавали.  Каждый  долженъ  былъ  умереть  въ  томъ  званш. 
въ  которомъ  родился,  каждый  сохранялъ  общественное  поло- 
жеше  и  профессш  родителей.  Въ  египетскихъ  гробницахъ  на­

х о д и л и  

генеалогичесюя  дерева,  свидетельствующая,  что  двад­

цать  пять  поколешй  одной  семьи  занимались  одной  и  той  же 
професс1ей,  напримеръ,  професшей  архитектора  1).  Чтобы  жить, 
земледельцы  должны  были  арендовать  земли  фараона,  жрецовъ 
и  воиновъ  2).  Кочуюгще  пастухи,  по  всей  вероятности,  семи­
тической  расы,  находились,  по  уверенно историковъ,  въ  боль- 
шомъ  презреши.  Ремесленники  жили  теми  ремеслами,  къ  ко- 
торымъ  ихъ  обязывали  законъ  и  рождете  3).  Больше  всего 
имъ  не  доставало  свободы;  ихъ  трудъ  былъ  рабскимъ  трудомъ, 

обставленнымъ  строжайшею  регламентащей.  Изъ  папирусовъ 

мы  узнаемъ  о  ткачахъ,  которые  «чтобъ  увидать  светъ  дня, 
должны  подкупать  хлебомъ привратниковъ»,  которыхъ  «связы- 
ваютъ,  какъ  болотный  лотосъ,  если  хоть  одинъ  день  они  не 

наткутъ установленнаго количества ткани», которые,  наконецъ,— 
и  этимъ  все  сказано— «несчастнее  женщины»  *).  Тамъ-же  опи­
сывается  кузнецъ,  отъ  котораго  «воняетъ  хуже,  чемъ  отъ 
рыбьяго  яйца  («oeuf  de  poisson)»,  каменыцикъ,  «руки  котораго 
стираются  отъ  работы»,  которому  «его  пальцы  служатъ  хле­
бомъ»,  башмачникъ,  который  «грызетъ кожу  и  имеетъ  здоровье 

дохлой  рыбы»  и  т.  д.  5).  Наконецъ,  кроме  правильныхъ,  по- 
стоянныхъ  оброковъ  (redevanceS)  всегда  были,  какъ  и  въ  Перу, 
болытя  общественныя  работы,  выподнявппяся  обязательнымъ 
трудомъ  посредствомъ  реквизицШ:  рытье  каналовъ  и  водоемовъ, 
постройка  плотинъ  и  шлюзовъ  и  т.  п.

*)  Lepsius.  Briefe,  309,  310.—Brugsli.  H i s t .   d ' E g y p t e ,   259.

2)  Diodore,  I,  74.

Diodore,  I,  74.

4)  Maspdro.  D u   g e n r e   d p i s t o l a i r e ,   50,  52.
4)  Ibid.


background image

 

1(50

  —

При  такомъ  режим*  привилегированные  родятся  богатыми, 

но  разбогатеть  трудно.  Купить  землю  нельзя.  Земля  неотчуж­

даема,  и  въ  некоторыхъ  местностяхъ  вемли  даже  обрабатыва­
лись  сообща  и  подвергались  перюдическимъ  переделамъ  *). 

Накапливать  и  торговать  можно  было  только  скотомъ  и  про­
дуктами  индустрш,  да  и  то  съ  различными,  крайне  стесни­
тельными  ограничешями.  Напримеръ,  все,  что  имело  какое-ни­
будь  отношеше  къ  скоту,  было  регламентировано  и  часто  свя­

зано  съ  религией.  Подобно  некоторымъ  изъ  современныхъ  не- 
гритянскихъ  народностей  бассейна  Верхняго  Нила  *),  которыхъ 

наблюдалъ  Швейнфуртъ,  египтяне  употребляли  въ  пищу  только 
быковъ.  Убить  корову  или  даже  просто  поесть  ея  мяса  было 
больше  чемъ  преступлешемъ:  это  было  святотатствомъ 

и

  под­

вергало  преступника  отлучетю  отъ  церкви  3)  (anatheme). Ни 
одинъ  египтянинъ  не  согласился  бы  не  только  поцеловать  въ 
губы  грека,  едока  коровъ,  но  даже  воспользоваться  его  но- 

жемъ,  его  вертеломъ,  его  котломъ  4).  Нетрудно  понять  причину 
этого  запрещен 

iff

  относительно  коровьяго  мяса,  вапрещешя,  по- 

добныхъ  которому  существуетъ  не  одно,  и  которое,  наверное, 
относится  къ  тому  времени,  когда  рогатый  скотъ  былъ  только 

что  разведенъ  въ  долине  Нила.  Въ  этой  фанатически  консер­
вативной  стране  запрещете  есть  коровъ,  имевшее  вначале  ос- 
новаше,  удержалось,  какъ  и  все,  и  продолжало  действовать 
даже  и  тогда,  когда  потеряло  всяюй  смыслъ.

Оставалась  торговля,  которая  во  всехъ  странахъ  часто  слу­

жить  источникомъ  личнаго  обогащешя;  но  жрецы  смотрели  на 
торговлю  съ  предубеясдешемъ;  они  запретили  судоходство,  не 
позволяли  египтянамъ  участвовать  въ  караванахъ,  объявили 
нечистыми  главныхъ  вьючныхъ  животныхъ—осла  и  верблюда. 
Чужеземнымъ  караванамъ  дозволялось  входить  въ  Египетъ 

только  въ  известныхъ  пунктахъ;  останавливаться  они  должны 
были  тоже  въ  определенныхъ  местахъ.  Иностранный  суда 

могли  входить  только  въ  Канобгёское  устье  Нила; меновая  тор­
говля  разрешалась  только  на  острове  Паросе  5).  Пристать

*)  Mesnil—Marigny.  H i s t ,   d e   l ' E c o n o m i e   p o l i t i q u e ,   I,  223.

2)

  A 

11

  c o e u r   d e   I ’A f  r i q a e,  II.

3)   Herodote.  II,  18.

Herodote.  II.  41.

*)  Meenil-Marigny.  H i s t ,   d e   l ' E c o n o m .   p o l . ,   I,  313,  314.  — Dunckler.

 

L e   в  E g y p t i e n s ,   268.


background image

— 161

  —

съ  судномъ  въ  другомъ  м*ст*  значило  рисковать  жизнью  или 
свободой.  Только  при  Псамметих*  вс*  эти  запрещ етя  были 

смягчены.

И  такъ  несомненно,  что  въ  течете  многихъ  в*ковъ  эконо­

мически  неравенства  между египтянами  разныхъ  сословШ  могли 
быть  только  прирожденными  и  почти  не  подлежали  изм*неш- 
ямъ.  Съ  течешемъ  времени  этотъ  порядокъ  изменился.  Аристо­

тель  говоритъ,  что  въ  его  время  Египетъ  вывозилъ  хл*бъ  въ 

очень  большомъ  количеств*  *).  Впосл*дствш  египтяне  стали 
вывозить  и  друпе  продукты:  крашеныя  ткани,  стеклянную  и 
глиняную  посуду  и  пр.  а).  По  зд*сь  насъ занимаетъ  главнымъ 
образомъ  первобытный  Египетъ,  такой,  какимъ  онъ  сложился 
самостоятельно,  вн*  иноземныхъ  и  въ  особенности  эллиниче- 
скихъ  вл1яшй.

Въ  этой древней и  почтенной стран*—отечеств* большинства 

искусствъ  или  индустрШ  нашего Запада—сушествоваше должно 
было  быть  очень  монотонно,  и  область,  доступная  воображешю, 

крайне  ограничена,  ибо  ничто  не  ускользало  отъ  неумолимаго, 
мелочного  и  придирчиваго  ритуала;  даже  образъ  жизни  самого 
верховнаго  владыки  былъ подчиненъ автоматически  правильному 
этикету.  Но  въ  общемъ  жизнь  была  легка,  матер1альное суще­
ствоваше  обезпечено  отъ  случайностей,  и  населеше  довольно 
быстро  возрастало.  Родители  были  обязаны  держать  при  себ* 

и  воспитывать  вс*хъ  своихъ д*тей,  что,  впрочемъ,  не  было  соп­
ряжено  съ  особенно  большими расходами. Д*ти ходили  нагишомъ, 
по-африкански,  и  питались  растительной  пищей,  больше  дикими 
растеншми:  стеблями  папируса,  кореньями  болотныхъ  растешй, 

жареными  или  вареными.  Изъ  плодовъ  лотоса  ( n y m p h a e a  

c o e ru le a )  и  c ib o riu m ’a,  другого  вида  n y m p h a e a ,  приго­

товляли  родъ  дешеваго  хл*ба  3). Дюдоръ  оц*ниваетъ  стоимость 
воспиташя  маленькаго  египтянина  со  дня  рождешя  до  возму­
жалости  въ очень  скромную  сумму—въ  двадцать драхмъ  4). При- 
томъ  египетскгй  законъ,  исполненный  идеи  равенства  въ этомъ 
отношеши,  не  д*лалъ  различай  между  д*тьми:  вс*  д*ти  были 

законные,  даже  д*ти  рабыни;  вс*  им*ли  одинаковый  права  на

*)  Diodore,  I,  67.

а)  Ё  с  о n  о  m i q u е  р,  II.

*)  Diodore,  I, 90—I, 34.

I  b i d.,  I ,  90.


background image

 

162

  —

заботы  родителей  О.  Повидимому,  въ  Египте  больше  всего  хло­

потали  объ  увеличенш  числа  рождешй.

Жестокость египетскаго деспотизма была сознательная и всегда 

им^ла  въ  виду  более  или  менее  правильно  понятую  общест­
венную  пользу,  иногда  даже  человеколюбивыя цели.  Египтяне 
были  далеки  отъ  нашего  крайняго  индивидуализма.  Такъ,  чело­
векъ,  не  оказавшШ  личной  помощи  другому человеку,  подверг­
шемуся  нападешю  убШцъ,  подвергался  смертной казни  а);  если- 

же  онъ  не  могъ  оказать  помощи  по  независящимъ  отъ  него 

обстоятельствамъ,  онъ  былъ  обязанъ  донести  на преступниковъ 

подъ  страхомъ н аказатя  розгами  и  лишешя  пищи  на три д н я3).

Ясно,  что  эта,  столь  суровая  и  какъ-бы  закостеневшая  въ 

виде  мумш,  организащя  египетскаго  общества  плохо  вязалась 
съ  накоплен 

1

емъ  движимыхъ  ценностей.  Законъ  даже  прямо 

возставалъ  противъ  накоплешя;  по  закону  сумма  процентовъ 
не  могла превысить занятаго капитала 4);  законъ снималъ всякую 
ответственность  съ  должника,  если  тотъ,  при  отсутствш  пись- 

меннаго документа, отрицалъ подъ клятвой существоваше долгаэ); 

законъ  разрешалъ  только  задержаше  имущества  должника и не 

допускалъ  личнаго  задержашяэ).  Фактъ  рождешя  въ  томъ  или 

другомъ  званш  давалъ  каждому  египтянину строго  определенное 
и  прочное  место  въ  обществе,  но въ  то-же  время  каждый  полу- 
чалъ  достаточныя  средства  существовашя,  достававшаяся  ему 

или  даромъ,  или  въ  обменъ  за  его  трудъ.  Техъ,  кто  не  могъ 
указать  и  доказать,  чемъ  онъ  живетъ,  заподозревали  въ  про- 
тивуэаконныхъ  заняияхъ  и  казнили  3).

Мы  ничего  не  знаемъ  о  доисторическомъ  Египте,  но циви- 

лизацш  не  являются готовыми,  и  цившгизацш Египта,  такъ-же, 

какъ  и  всемъ  другимъ,  долженъ былъ предшествовать  длинный 
перюдъ  дикости,  на  существоваше  котораго  указываютъ  къ 

тому-же 

M Horie 

факты.  Въ  нашихъ  музеяхъ  можно  видеть оруд1я 

и  оруж1е,  относящаяся  къ  каменному  веку  въ  Египте.  Въ еги- 
петскихъ  лредашяхъ  упоминается  о  давно  прошедпшхъ  време- 

нахъ,  когда  люди  были  еще  людоедами.  Озирисъ  отучилъ  ихъ 
отъ  каннибализма,  научивши  возделывать  пшеницу  и ячмень  5).

*)  I  Ъ  i  d.,  I,  90.

 

J)  I b i d . ,   I,  76.
d)   I b i  d.
4)  I  b  i  d.,  I,  79,

l b   i  b T ,   14.


background image

 

163

  —

И  такъ,  въ  долин*  Нила  организащя  собственности  должна 

была  развиваться  такъ-же,  какъ  она  развивалась  и  въ  другихъ 

м*стахъ.  Уже  одинъ  фактъ,  что  о  разд*л*  египетскихъ  земель 
Сезострисомъ упоминается  какъ  о важномъ событш,  доказываетъ, 
что  этому  раэд*лу  предшествовалъ  перюдъ,  въ  течете  котораго 
земельная  собственность  была  общественною,  и,  действительно, 
какъ  мы  уже  вид*ли,  въ  н*которЫхъ  м*стностяхъ  долго  дер­
жался  обычай  перюдическихъ  перед*ловъ  земли.  А  то,  что  въ 
досторическую  эпоху  въ  Египт*  существовали  кланы,  можно 
вывести  изъ  н*которыхъ  особенностей  египетской зоолатрш.  Въ 
самомъ  д*л*,  повсюду  тотемами  племенъ  и  клановъ  были  пре­

имущественно  изображешя  животныхъ;  часто  племя поклоняется 

животному,  изображенному  въ  его  тотемической  эмблем*;  ни­
когда  почти  не  убиваютъ  и,  въ  особенности,  не *дятъ  того  жи- 
вотнаго,  котораго  признали  покровителемъ  племени  и, наоборотъ, 

презираютъ  тотемическихъ  животныхъ  враждебныхъ  племенъ. 

А  мы  знаемъ,  что  въ  Египт*  каждая  область  им*ла  своихъ 
священныхъ  животныхъ.  Жители  Мендеса  обожали  козъ  и  *ли 

овецъ;  жители  вивъ  чтили  овецъ  и  *ли  козъ  ').  Въ  окрестно- 
стяхъ  озера  Мёриса (Moeris) питали  религюзное  почтете къ  кро- 

кодиламъ,  въ  Элефантин*  крокодиловъ  уничтожали  2).  Вс* эти 
обычаи,  на  первый  взглядъ  странные  и такъ  сильно изумлявпие 

древнихъ  грековъ  и  римлянъ,  становятся  понятными, 

если

 раз- 

см’атривать  ихъ  просто  какъ  остатокъ  исчезнувшаго  сощальнаго 
строя.  Самъ  Дюдоръ  принимаетъ  это объяснеше.  Онъ  Говорить: 

«изображешя  животныхъ  были  приняты  какъ  знакъ  племен­

ной  связи,  а  потомъ  животнымъ  стали  оказывать  божесюя  по­
чести»  э).

Съ  другой  стороны  мы  знаемъ,  что материнская  семья  воз- 

никаетъ  обыкновенно  изъ  см*шаннаго  родства  клана.  А  въ 
Египт*,  гд*  ничто  не  м*нялось,  единоутробная  семья  держа­

лась  до  временъ  Птоломеевъ,  всл*дств1е чего за египетской  жен­

щиной,  по  крайней  м*р*,  за  знатною  женщиной  утвердилось 

положеше  насл*дницы,  изъ  котораго  для  нея  вытекали  н*ко- 
торыя  привиллегш  4).  Мы  знаемъ  также,  что  при  такомъ  ре­
жим*  собственность  бываетъ  обыкновенно  семейною,  нераз­

*)  Herodote,  II,  42—Sfcrabon.  XVII.

s)  Hirodote,  II,  60—70.  Aclian.  De  nat.  animal., X,  21—24.  Strabon,  XYII.

3) 

Diodore. I,  90.

*)  Ch.  Lctourneau.  L’E v o lu t i o n   du  m a r i a g e   e t   de  l a  f a mi l l e .