ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4037
Скачиваний: 20
—
159
—
пред^ленш земельной собственности, столь сходномъ съ распре-
делетемъ ея въ Перу, народу не было отведено ни одной
части; следовательно, народъ не могъ возвыситься до званш
землевладельца и долженъ былъ жить трудомъ.
Кроме рабовъ въ собственномъ смысле въ Египте было три
рабочихъ класса: пастухи, земледельцы и ремесленники; эти
классы делились на строго наследственныя подкасты и кор
порации Неподвижность была общимъ правиломъ; переменъ не
признавали. Каждый долженъ былъ умереть въ томъ званш.
въ которомъ родился, каждый сохранялъ общественное поло-
жеше и профессш родителей. Въ египетскихъ гробницахъ на
х о д и л и
генеалогичесюя дерева, свидетельствующая, что двад
цать пять поколешй одной семьи занимались одной и той же
професс1ей, напримеръ, професшей архитектора 1). Чтобы жить,
земледельцы должны были арендовать земли фараона, жрецовъ
и воиновъ 2). Кочуюгще пастухи, по всей вероятности, семи
тической расы, находились, по уверенно историковъ, въ боль-
шомъ презреши. Ремесленники жили теми ремеслами, къ ко-
торымъ ихъ обязывали законъ и рождете 3). Больше всего
имъ не доставало свободы; ихъ трудъ былъ рабскимъ трудомъ,
обставленнымъ строжайшею регламентащей. Изъ папирусовъ
мы узнаемъ о ткачахъ, которые «чтобъ увидать светъ дня,
должны подкупать хлебомъ привратниковъ», которыхъ «связы-
ваютъ, какъ болотный лотосъ, если хоть одинъ день они не
наткутъ установленнаго количества ткани», которые, наконецъ,—
и этимъ все сказано— «несчастнее женщины» *). Тамъ-же опи
сывается кузнецъ, отъ котораго «воняетъ хуже, чемъ отъ
рыбьяго яйца («oeuf de poisson)», каменыцикъ, «руки котораго
стираются отъ работы», которому «его пальцы служатъ хле
бомъ», башмачникъ, который «грызетъ кожу и имеетъ здоровье
дохлой рыбы» и т. д. 5). Наконецъ, кроме правильныхъ, по-
стоянныхъ оброковъ (redevanceS) всегда были, какъ и въ Перу,
болытя общественныя работы, выподнявппяся обязательнымъ
трудомъ посредствомъ реквизицШ: рытье каналовъ и водоемовъ,
постройка плотинъ и шлюзовъ и т. п.
*) Lepsius. Briefe, 309, 310.—Brugsli. H i s t . d ' E g y p t e , 259.
2) Diodore, I, 74.
Diodore, I, 74.
4) Maspdro. D u g e n r e d p i s t o l a i r e , 50, 52.
4) Ibid.
—
1(50
—
При такомъ режим* привилегированные родятся богатыми,
но разбогатеть трудно. Купить землю нельзя. Земля неотчуж
даема, и въ некоторыхъ местностяхъ вемли даже обрабатыва
лись сообща и подвергались перюдическимъ переделамъ *).
Накапливать и торговать можно было только скотомъ и про
дуктами индустрш, да и то съ различными, крайне стесни
тельными ограничешями. Напримеръ, все, что имело какое-ни
будь отношеше къ скоту, было регламентировано и часто свя
зано съ религией. Подобно некоторымъ изъ современныхъ не-
гритянскихъ народностей бассейна Верхняго Нила *), которыхъ
наблюдалъ Швейнфуртъ, египтяне употребляли въ пищу только
быковъ. Убить корову или даже просто поесть ея мяса было
больше чемъ преступлешемъ: это было святотатствомъ
и
под
вергало преступника отлучетю отъ церкви 3) (anatheme). Ни
одинъ египтянинъ не согласился бы не только поцеловать въ
губы грека, едока коровъ, но даже воспользоваться его но-
жемъ, его вертеломъ, его котломъ 4). Нетрудно понять причину
этого запрещен
iff
относительно коровьяго мяса, вапрещешя, по-
добныхъ которому существуетъ не одно, и которое, наверное,
относится къ тому времени, когда рогатый скотъ былъ только
что разведенъ въ долине Нила. Въ этой фанатически консер
вативной стране запрещете есть коровъ, имевшее вначале ос-
новаше, удержалось, какъ и все, и продолжало действовать
даже и тогда, когда потеряло всяюй смыслъ.
Оставалась торговля, которая во всехъ странахъ часто слу
жить источникомъ личнаго обогащешя; но жрецы смотрели на
торговлю съ предубеясдешемъ; они запретили судоходство, не
позволяли египтянамъ участвовать въ караванахъ, объявили
нечистыми главныхъ вьючныхъ животныхъ—осла и верблюда.
Чужеземнымъ караванамъ дозволялось входить въ Египетъ
только въ известныхъ пунктахъ; останавливаться они должны
были тоже въ определенныхъ местахъ. Иностранный суда
могли входить только въ Канобгёское устье Нила; меновая тор
говля разрешалась только на острове Паросе 5). Пристать
*) Mesnil—Marigny. H i s t , d e l ' E c o n o m i e p o l i t i q u e , I, 223.
2)
A
11
c o e u r d e I ’A f r i q a e, II.
3) Herodote. II, 18.
Herodote. II. 41.
*) Meenil-Marigny. H i s t , d e l ' E c o n o m . p o l . , I, 313, 314. — Dunckler.
L e в E g y p t i e n s , 268.
— 161
—
съ судномъ въ другомъ м*ст* значило рисковать жизнью или
свободой. Только при Псамметих* вс* эти запрещ етя были
смягчены.
И такъ несомненно, что въ течете многихъ в*ковъ эконо
мически неравенства между египтянами разныхъ сословШ могли
быть только прирожденными и почти не подлежали изм*неш-
ямъ. Съ течешемъ времени этотъ порядокъ изменился. Аристо
тель говоритъ, что въ его время Египетъ вывозилъ хл*бъ въ
очень большомъ количеств* *). Впосл*дствш египтяне стали
вывозить и друпе продукты: крашеныя ткани, стеклянную и
глиняную посуду и пр. а). По зд*сь насъ занимаетъ главнымъ
образомъ первобытный Египетъ, такой, какимъ онъ сложился
самостоятельно, вн* иноземныхъ и въ особенности эллиниче-
скихъ вл1яшй.
Въ этой древней и почтенной стран*—отечеств* большинства
искусствъ или индустрШ нашего Запада—сушествоваше должно
было быть очень монотонно, и область, доступная воображешю,
крайне ограничена, ибо ничто не ускользало отъ неумолимаго,
мелочного и придирчиваго ритуала; даже образъ жизни самого
верховнаго владыки былъ подчиненъ автоматически правильному
этикету. Но въ общемъ жизнь была легка, матер1альное суще
ствоваше обезпечено отъ случайностей, и населеше довольно
быстро возрастало. Родители были обязаны держать при себ*
и воспитывать вс*хъ своихъ д*тей, что, впрочемъ, не было соп
ряжено съ особенно большими расходами. Д*ти ходили нагишомъ,
по-африкански, и питались растительной пищей, больше дикими
растеншми: стеблями папируса, кореньями болотныхъ растешй,
жареными или вареными. Изъ плодовъ лотоса ( n y m p h a e a
c o e ru le a ) и c ib o riu m ’a, другого вида n y m p h a e a , приго
товляли родъ дешеваго хл*ба 3). Дюдоръ оц*ниваетъ стоимость
воспиташя маленькаго египтянина со дня рождешя до возму
жалости въ очень скромную сумму—въ двадцать драхмъ 4). При-
томъ египетскгй законъ, исполненный идеи равенства въ этомъ
отношеши, не д*лалъ различай между д*тьми: вс* д*ти были
законные, даже д*ти рабыни; вс* им*ли одинаковый права на
*) Diodore, I, 67.
а) Ё с о n о m i q u е р, II.
*) Diodore, I, 90—I, 34.
I b i d., I , 90.
—
162
—
заботы родителей О. Повидимому, въ Египте больше всего хло
потали объ увеличенш числа рождешй.
Жестокость египетскаго деспотизма была сознательная и всегда
им^ла въ виду более или менее правильно понятую общест
венную пользу, иногда даже человеколюбивыя цели. Египтяне
были далеки отъ нашего крайняго индивидуализма. Такъ, чело
векъ, не оказавшШ личной помощи другому человеку, подверг
шемуся нападешю убШцъ, подвергался смертной казни а); если-
же онъ не могъ оказать помощи по независящимъ отъ него
обстоятельствамъ, онъ былъ обязанъ донести на преступниковъ
подъ страхомъ н аказатя розгами и лишешя пищи на три д н я3).
Ясно, что эта, столь суровая и какъ-бы закостеневшая въ
виде мумш, организащя египетскаго общества плохо вязалась
съ накоплен
1
емъ движимыхъ ценностей. Законъ даже прямо
возставалъ противъ накоплешя; по закону сумма процентовъ
не могла превысить занятаго капитала 4); законъ снималъ всякую
ответственность съ должника, если тотъ, при отсутствш пись-
меннаго документа, отрицалъ подъ клятвой существоваше долгаэ);
законъ разрешалъ только задержаше имущества должника и не
допускалъ личнаго задержашяэ). Фактъ рождешя въ томъ или
другомъ званш давалъ каждому египтянину строго определенное
и прочное место въ обществе, но въ то-же время каждый полу-
чалъ достаточныя средства существовашя, достававшаяся ему
или даромъ, или въ обменъ за его трудъ. Техъ, кто не могъ
указать и доказать, чемъ онъ живетъ, заподозревали въ про-
тивуэаконныхъ заняияхъ и казнили 3).
Мы ничего не знаемъ о доисторическомъ Египте, но циви-
лизацш не являются готовыми, и цившгизацш Египта, такъ-же,
какъ и всемъ другимъ, долженъ былъ предшествовать длинный
перюдъ дикости, на существоваше котораго указываютъ къ
тому-же
M Horie
факты. Въ нашихъ музеяхъ можно видеть оруд1я
и оруж1е, относящаяся къ каменному веку въ Египте. Въ еги-
петскихъ лредашяхъ упоминается о давно прошедпшхъ време-
нахъ, когда люди были еще людоедами. Озирисъ отучилъ ихъ
отъ каннибализма, научивши возделывать пшеницу и ячмень 5).
*) I Ъ i d., I, 90.
J) I b i d . , I, 76.
d) I b i d.
4) I b i d., I, 79,
l b i b T , 14.
—
163
—
И такъ, въ долин* Нила организащя собственности должна
была развиваться такъ-же, какъ она развивалась и въ другихъ
м*стахъ. Уже одинъ фактъ, что о разд*л* египетскихъ земель
Сезострисомъ упоминается какъ о важномъ событш, доказываетъ,
что этому раэд*лу предшествовалъ перюдъ, въ течете котораго
земельная собственность была общественною, и, действительно,
какъ мы уже вид*ли, въ н*которЫхъ м*стностяхъ долго дер
жался обычай перюдическихъ перед*ловъ земли. А то, что въ
досторическую эпоху въ Египт* существовали кланы, можно
вывести изъ н*которыхъ особенностей египетской зоолатрш. Въ
самомъ д*л*, повсюду тотемами племенъ и клановъ были пре
имущественно изображешя животныхъ; часто племя поклоняется
животному, изображенному въ его тотемической эмблем*; ни
когда почти не убиваютъ и, въ особенности, не *дятъ того жи-
вотнаго, котораго признали покровителемъ племени и, наоборотъ,
презираютъ тотемическихъ животныхъ враждебныхъ племенъ.
А мы знаемъ, что въ Египт* каждая область им*ла своихъ
священныхъ животныхъ. Жители Мендеса обожали козъ и *ли
овецъ; жители вивъ чтили овецъ и *ли козъ '). Въ окрестно-
стяхъ озера Мёриса (Moeris) питали религюзное почтете къ кро-
кодиламъ, въ Элефантин* крокодиловъ уничтожали 2). Вс* эти
обычаи, на первый взглядъ странные и такъ сильно изумлявпие
древнихъ грековъ и римлянъ, становятся понятными,
если
раз-
см’атривать ихъ просто какъ остатокъ исчезнувшаго сощальнаго
строя. Самъ Дюдоръ принимаетъ это объяснеше. Онъ Говорить:
«изображешя животныхъ были приняты какъ знакъ племен
ной связи, а потомъ животнымъ стали оказывать божесюя по
чести» э).
Съ другой стороны мы знаемъ, что материнская семья воз-
никаетъ обыкновенно изъ см*шаннаго родства клана. А въ
Египт*, гд* ничто не м*нялось, единоутробная семья держа
лась до временъ Птоломеевъ, всл*дств1е чего за египетской жен
щиной, по крайней м*р*, за знатною женщиной утвердилось
положеше насл*дницы, изъ котораго для нея вытекали н*ко-
торыя привиллегш 4). Мы знаемъ также, что при такомъ ре
жим* собственность бываетъ обыкновенно семейною, нераз
*) Herodote, II, 42—Sfcrabon. XVII.
s) Hirodote, II, 60—70. Aclian. De nat. animal., X, 21—24. Strabon, XYII.
3)
Diodore. I, 90.
*) Ch. Lctourneau. L’E v o lu t i o n du m a r i a g e e t de l a f a mi l l e .