ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4040
Скачиваний: 20
—
169
—
главное средство обогащетя—вооруженный грабежъ и где жен
щина не имеетъ ни собственности, ни прочнаго положешя, где
мужъ можетъ прогнать ее въ каждую данную минуту,—имъ
и трудно поступать иначе. Абиссинсгая женщины продаютъ
себя дороже или дешевле, смотря по тому, любятъ он* чело
века или нетъ. «Когда я люблю человека, говорила одна изъ
нихъ, я беру у него только то, что мне необходимо, но если
я только любима и соглашаюсь продать себя, я обираю его до
чиста» *). Надо заметить, что эти, до такой степени разнуз
данный, женщины замечательно безстрашны: оне сопутствуютъ
мужчинамъ въ ихъ нескончаемыхъ походахъ и на поле сра-
жешя, среди самой свалки, ободряютъ воиновъ словомъ и при-
меромъ, превозносятъ храбрыхъ, клеймятъ трусовъ а). Оне ве-
дутъ себя, какъ мужчины, и часто къ нимъ и относятся, какъ
къ мужчинамъ. Абиссинская женщина имеетъ право требовать
и часто добивается управлешя деревней, даже провинщей. Та
ковы даже обыкновенно бываютъ цели куртизанокъ, украшаю-
щихъ собою дворы разнЫхъ принцевъ 3). Но все это остатки
более или менее гинекократическихъ нравовъ древняго Египта,
«только принявшихъ меныше размеры.
Зверсшй военный обычай оскошгешя, фаллотомш, и до сихъ
норъ существуюпдй у абиссинцевъ и нубШцевъ, и взглядъ та-
мошнихъ женщинъ на этотъ дикШ обычай тоже приводить на
память египетское предате объ Изиде и Озирисе. Наши по
нятая о
с т ы д л и в о с т и
были, очевидно, незнакомы древнему Егип
ту, какъ незнакомы они и современной Абиссинш. Въ стране
фараоновъ непристойная легенда объ Изиде возбуждала только
бдагочестивыя мысли, тогда какъ мы даже затрудняемся ее
разсказать. *)...
Въ память этого событая египтяне — мужчины и женщины—
отправляли въ определенные дни такъ называемыя фалличе-
с т я церемоши. Въ основати релипозныхъ миеовъ часто есть
доля правды, и легенда объ Изиде указываетъ на существоваше
у древнихъ египтянъ обычая фаллотомш, (оскоплешя) действую
щ а я въ Абиссинш и поныне. Обычай увечить на поле битвы по-
‘) Ibid., II, 124.
*) I bi d. , И, 1 ,4 .
8) Ib id ., II, 116.
*) Р ] n t а г q и е. D ’l s i s е t d’O s i г i s., 19.
—
170
—
б'Ьжденнаго врага—мертваго или раненаго, делать трофеи изъ
той или другой части его тФла—вообще обычай довольно распро
страненный. Красноконае скальпируютъ, даяки обезгдавливаютъ,
абиссинцы практикуютъ фаллотомно и не только не стыдятся,
но даже чванятся этимъ. Возвращаясь домой после удачнаго
сражешя, абиссинсме воины несутъ на концахъ кошй
depouil-
les viriles
побЬжденнаго врага, затемъ приготовляютъ изъ нихъ
трофеи и подв’Ъшиваютъ надъ дверьми своихъ домовъ. При
вход* въ домъ зяатпаго абиссинца, вождя, изв'Ьстнаго своею
храбростью, можно видеть до пятидесяти, до шестидесяти та-
кихъ трсфеевъ. Въ каждой изъ песенъ, которыя слагаются
женщинами для прославлетя разныхъ вождей, непременно упо
минается объ этихъ вещественныхъ доказательствахъ военной
доблести героя: «Самну-Нугусъ, нашъ князь, нашъ господинъ—
гроза галласовъ; храбрЗДппе изъ нихъ изб'Ьгаютъ встречи съ
нимъ. Сколько у нихъ вдовъ при живыхъ мужьяхъ! Онъ выр-
валъ ихъ: взгляните на его дверь!» и т. д. Надо заметить,
что это не буквальный переводъ. По всей вероятности, акаде
мическое выражеше
«depouilles viriles»
заменило собой гораздо
более реальное назваше, ибо абиссинцы такъ-же мало стесняются
въ языкгЬ, какъ и въ поступкахъ *). Выражеше «вдовы при
живыхъ мужьяхъ» имеетъ отношение къ другому, тоже чисто
абиссинскому обычаю: по этому обычаю женщина, мужа кото
рой оскопили на поле битвы, объявляется вдовой. Бракъ рас
торгается
ip s o f a c t o
и, такъ какъ левиратъ въ обычае у абис-
синцевъ, то изувеченнаго мужа заменяетъ его братъ 2). Все
это грубые обычаи, но во всехъ варварскихъ странахъ весь
смыслъ, вся цель брака заключается въ произведены потом
ства, и абиссинск1я женщины не только не протестуютъ про-
тивъ этихъ нравовъ, но даже презираютъ мужчину, которому
не удалось отличиться такимъ, совершенно спещальнымъ для
ихъ страны, способомъ. Францу
3CKie
путешественники разска-
зывали намъ о сетовашяхъ одного абиссинскаго солдата, кото-
раго жена его презирала за то, что онъ не принесъ ей ни од
ного военнаго трофея э). И это весьма естественно: мы уже
*) Combes et Tamisier. V oy. e n A b y s s i n i e , II, 323.
2) D ’Abbadie. D o u z e a n s d a n s l a h a u t e E t h i o p i e .
3) Combes et Tamisier. L o c . c i t . , I l l, 316.
—
171
—
видели, что «нравы» абиссинскихъ женщинъ отличаются почти
животной простотой, а «слава», какъ известно, понимается
весьма различно.
Но пора вернуться къ главному предмету этой книги—къ
изученш) эволюцш собственности. Мы уже внаемъ, что въ Абис-
синш дгЬйствуетъ феодальный режимъ, т. е. такой, при кото-
ромъ верховный собственникъ— монархъ уступаетъ земли вас
саламъ въ пожизненное пользоваше эа строго определенный
обязательства. Главные вассалы являются въ свою очередь сю
зеренами по отношенш къ более мелкимъ ленникамъ и такъ
далее. Все это феодальное здаше покоится на форме собствен
ности, которой мы еще не имели случая разсмотреть, но ко
торую мы будемъ часто встречать при дальнМ темъ изследо-
ваши—на собственности семейной. Особенно прочно была ор
ганизована и особенно уважалась эта форма собственности въ
древней Абиссинской имперш, но она продолжаешь существо
вать и въ современной Абиссинш. Въ Абиссинш установилась
отцовская семья; наследуетъ сынъ и именно старппй сынъ,
такъ какъ существуетъ право первородства г). Женщины устра
нены отъ наследовашя, ибо земельная собственность, которая
никогда почти не выходитъ изъ семьи, не должна дробиться.
Впрочемъ, иногда мужья утверждаютъ за девушками, которыхъ
покупаютъ себе въ жены, земли—domaine soit prefix, soit соп-
tumier 2).
Въ главныхъ своихъ основахъ эта форма собственности
еще держится; она традищонна и глубоко проникла въ нравы.
Даже въ техъ случаяхъ, когда семьи разоряются и распадаются
вследств1е какого-нибудь несчасия — падежа скота или напа-
дешя саранчи—члены или дети распавшихся семей терпеливо
выжидаютъ первой возможности снова вступить во владеше ста
рой семейной собственностью. Какъ только представится такая
возможность, все приходить въ прежшя формы, ибо при по
мощи предашя легко возстановляются не только границы ста
рыхъ полей, но даже общинная iepapxifl э).
Но рядомъ съ прочно организованными семьями, изъ кото
рыхъ каждая владела неотчуждаемою земельною собственностью
*) Verhoeven. Loc. cit. VII, 36.
9) D ’Abbadie. Loc. cit., 121.
») I b i d, 101.
—
172
—
и была сильно къ ней привязана, въ древней Абиссинской им
перш существовали ассощацш другого рода. По словамъ одного
путешественника, у Baze и у Вагёа, посл’Ьднихъ представителей
Абиссинской имперш, «общины состоять изъ отдЬльныхъ лич
ностей, а не семей...» «Семья не имеетъ никакого политиче
с к а я значешя; родство считается, повидимому, еще по матери,
ибо отецъ не имеетъ никакой власти надъ детьми, а полнымъ
ихъ господиномъ, располагающимъ ихъ жизнью и свободой,
является ихъ дядя, братъ матери» '). Путешественникъ, у ко
тораго мы заимствовали эти свед етя , былъ видимо сбить съ
толку своеобразностью непонятныхъ для него нравовъ и формъ,
въ которыхъ онъ тщетно искалъ нашу европейскую отцовскую
семью. Ясно, что эти общины, где дядя распоряжается пле
мянниками, где не существуетъ семейныхъ узъ, какъ мы ихъ
понимаемъ, суть древте кланы, которые не раздробились на
семьи, а продолжали существовать, какъ живыя свидетельства
исчезнувшая прошлаго, рядомъ съ семьями сравнительно не
д а в н я я происхождешя, доказывая такимъ образомъ, что и въ
Абиссинш эволющя семьи и собственности не уклонилась отъ
общаго закона, что и тамъ семейной собственности предшест
вовала общественная собственность клана.
Конечно, между теократической монарх1ей древняго Египта
и феодальнымъ государствомъ абиссипцевъ гораздо больше не
сходства, чемъ сходства. Но одна общая черта проходить че-
резъ всю политическую и сощальную организацш обеихъ
странъ—черта, которую мы находимъ еще более развившеюся
въ древнемъ Перу: это—пожертвовате правами частныхъ лицъ
въ пользу высшей власти, отъ которой все зависитъ. Собствен
ность, серьезная, земельная собственность идетъ сверху и не
имеетъ никакого отношешя къ личнымъ васлугамъ.
Въ Абиссинш монархъ распоряжается землею, какъ ему
8аблагоразсудится, уступая ту или другую часть своихъ вла-
детй
тому или другому изъ подданныхъ. Въ древнемъ Египте
основы права собственности были те-же, но тамъ обществен-
ныя формы были определеннее, собственость переходила изъ
рукъ въ руки только по наследству и верховная власть по
*) Mimztnger. Os t A fric a , 476 (cit^ par Girand-Tiulou. O rig in e de la
f am i 11 e, 271.
—
173
—
своему больше всего заботилась объ общемъ благе. Ту-же пре
обладающую заботу мы встретимъ въ Китайской имперш и въ
странахъ, принявшихъ ея цивилизацию—въ Японш и въ Индо-
КитаФ.
ГЛАВА X.
Собственность въ КитаЪ, въ Индо-КитаЪ и въ Япон1и.
I. З ем ел ь н ая соб ствен н о сть. — Польза соцшлогической
миссш въ Китае. — Основатели Китайской имперш. — Ихъ
кланы .—Уэурпащя со стороны вождей.—Раздать земли (А11о-
tements).—Учреждеше частной собственности. — Аграрные за
коны.—Участки, неподлежашде захвату.—Императорское право
верховной собственности.— Феодализмъ. — Семейная собствен
ность.—Верховная собственность при монголахъ.— Система ир-
ригацш.—Современный режимъ.—Императорское право верхов
ной собственности.—Метричесшй налогъ.—Отобраше земель.—
Неотчуждаемыя (incessibles) зомли.'—Мелкая собственность.—
Семейная деревня въ К итае.—Ея организащя.—Мобилизащя
собственности въ Южномъ К итае.—Императорсюя земли.—По
жалованный эемли.—Земли для общеполеэныхъ целей.—Земли
общинъ. — Заботливость о сельскохозяйственномъ производ
стве.—Метричесшй налогъ ad v a lo re m .—Подати'натурой.
II. Д в и ж и м ая со б ств ен н о сть . — Рабство въ К итае.—
Цена невольника. — Права отца семейства. — Невольникъ вне
вакона.—Китайсгай рабочШ.—Мелкая промышленность.—Деше
визна жизни.—Низкая заработная плата,—Равномерность (Equi
valence) заработной платы въ разныхъ отрасляхъ труда.—Кор-
порацш.—Стремлете къ соединетю въ ассощацш.
III. О соб ствен н ости въ Я п о н ш и въ И н д о -К и т а е .—
Японсшй феодализмъ.—Семейная собственность.—Право стар
шинства для обоихъ половъ.—Деспотизмъ Камбоджи.—Повто-
реше китайской организацш въ Аннаме.—Аннамская община.
IV . С о ц ^ л о г и ч е с к о е эначен1е сем ейной со б ствен н о
сти. — Хороппя и дурныя послЬдствая семейной собственно
сти.— Солидарность и недостатокъ инищативы.—Примеръ Ки
тая.—Авины и Небесная нмпер1я.—Почему общества процве-
таютъ и размножаются.