Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 4042

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 179 —

именья  въ  сто  гектаровъ  чрезвычайно  редки.  И  такъ,  Китай 

■есть страна  мелкаго  землевла 

д^ш я. 

Къ  земле  китайцы  относятся 

со  страстью,  съ  благоговешемъ;  за  то  земледЗше  и  захватило 
у  нихъ  все  земли:  лесовъ  почти  не  осталось *).

По  китайски мъ  законамъ  неотчуждаемость  сохранилась 

только  за  сравнительно  незначительною  частью  земли;  но  са­

мые  нравы,  культъ  семьи  противъ  дроблетя  участковъ.  Въ 

сущности  каждая  семья  представляетъ  маленькШ  кланъ:  въ 

семью  входятъ  все,  состояние  въ  кровномъ  родстве,  и 

не­

сколько  такихъ  родственныхъ  семей  образуютъ  маленькую  ассо- 

щащю  или  кланъ.  Каждый  такой  семейный  кланъ  имеетъ  свое 

судилище,  свои  архивы,  свое  управлете 

( ’e ta t  civ il). 

Группи­

руется  онъ  вокругъ  гробницъ  предковъ,  вокругъ  здашя 

(sa lle ),

 

где 

два  раза  въ  месяцъ  имъ воздаютъ  почести,  вокругъ  школы 

и  библштеки  для  детей  поселка.  Для  китайца  его  громадная 

семья  есть  общественный  центръ,  главное  убежище.  Быть 

исключеннымъ  изъ  семьи  считается  величайшимъ  несчаст

1

'емъ. 

Поэтому  китайцы  избегаютъ  дробить  семейные  участки.  Со 

смертью  человека  ему  наследуетъ  старппй  сынъ,  которому все 

остальныя  дети  повинуются,  какъ  отцу.  Если  разделъ  оказы­

вается  необходимымъ,  земля  делится  по  числу  сыновей,  не 

считая  неотчуждаемой  части.  Эта  часть  переходитъ  къ  стар­

шему  сыну  сверхъ  участка,  доставшагося  ему  по  разделу,  и 

-затемъ  къ  его  прямымъ  наследникамъ.  Даже  после  раздела 

нравственная  связь  китайской  семьи  не  прерывается;  б|>атья  по- 

прежнему  исдолняютъ  сообща некоторый работы  и, когда  нужно, 

помогаютъ  другъ  другу 2).  Китайсюя  семьи  или  хозяйства  не 

стоять  особнякомъ, какъ  у  насъ  въ  Европе.  На  деле деревенская 

община  еще  довольно  сильно  распространена  въ  Китае.  Каждая 

группа семей, образующихъ деревню, представляетъ общественную 

единицу,  гражданское  лицо,  кланъ,  все  члены  котораго  соли­
дарны  между  собою  по  отношешю  къ  налогамъ.  Въ  каждомъ 

поселке  есть  общественная 

H o p ia  

(гидравлическая  машина  для 

орошешя),  общественная  мельница;  каждая  семья  въ  случае 

нужды  находитъ  буйволовъ  и  рабоч1я  руки  э).  Во 

главе 

де­

ревни  стоить  старшина 

( c ia H b -й о ), 

избираемый  всеобщею  по­

дачей  голосовъ.  Все  заинтересованные  состоять  избирателями

*)  I Ъ  i d.

3)  I b i d . ,   39  it  p a s s i m .
3)  I b i d.,  40.


background image

— 180 —

и  могутъ  быть  выбраны  въ  свою  очередь,  и  выборы  произво­
дятся  совершенно  свободно.  Мандарины  никогда  не  вмешива­
ются,  не  проводятъ  правительственныхъ  кандидатовъ  и  вообще 

не  стараются  вл!ять  на  выборы  *).

Таково  общее  положете  земельной  собственности  въ Кита*. 

Семейная  собственность,  которая  такъ  сильно  распространена 

и  въ  особенности  была  распространена  по  всей  земле,  въ  очень 
немногихъ  странахъ  сохранилась  въ  такомъ  чистомъ  виде,  какъ 
въ  Кита*,  но  даже  и  въ  немъ  эта  форма  собственности  пре­
терпела  много  изменешй  и  постоянно  нарушалась.  Очень 
часто,  особенно  въ  южныхъ  провинщяхъ,  землевладельцы, 
вместо  того,  чтобы  обрабатывать 

земли

  самимъ,  сдаютъ  ихъ 

въ  аренду;  иногда  за  годовую  ренту  почти  совершенно  отказ­

ываются  отъ  своихъ  правъ,  оставляя  8а  собой  только  извест­
ное  право  на  передачу  земли  (mutation).  Последств1емъ  этого 
является  раздроблеше  земли,  которое  въ  некоторыхъ  местно- 
стяхъ  достигло  крайнихъ  пределовъ,  какъ  это  часто  бы- 

ваетъ  и  въ  Европе.  Повидимому,  стремлете  къ  индивидуали­
стическому  дроблетю  земельной  собственности  развивается  ро- 
ковымъ  образомъ  вместе  съ  цивилизащей.  Въ  большей  или 

меньшей  степени  оно  присуще  всемъ  народамъ,  вышедшимъ 

изъ  состояшя  дикости;  вся  разница  только  въ  томъ,  что  ки­
тайцы  противустояли  ему  упорнее  и  успешнее  другихъ.  Мало 
того,  что  они  сохранили неотчуждаемыми родовые  участки  (pat- 

rimoniaux),  куда нельзя даже ввести посторонняго,  не  совершивъ 
святотатства а);  они  ограничили  еще  и  произволъ  землевладель- 

цевъ:  въ  Китае  землевладелецъ  не  имеетъ  права  возвышать 
первоначально  назначенную  арендную  плату  и  обязанъ  возна­
градить  фермера  за  сделанныя  имъ  улучшешя  3).

Кроме  отчуждаемыхъ  или  не отчуждаемыхъ  земель,  принад- 

лежащихъ  отдельнымъ  лицамъ  или  семьямъ,  въ  Китае  есть 
особыя  земли,  составляюпця  собственность  государства  или 
провинщй.  Императоръ  есть  не  только  верховный  собственникъ 
всехъ  земель 

имперш,

  у  него  есть  еще  и  частная  земельная 

собственность,  которую  онъ  сдаетъ  въ  аренду  за  определенную 
плату  натурой.  Эти  императорстя  земли  называются  «плодо­

4)  Hue.  L’E m p i r e   с li i п о i в,  I,  96.
2)  Pauthier.  C h i n e   m o d e r n   e,  172.

3)  Ibid.


background image

—  181 —

родными  полями»  *).  Есть  еще  такъ  называемыя  «милостиво 
пожалованный  государемъ»  земли;  он*  лежать вокругъ  Пекина 

и  первоначально,  при  основании  нын*пшей китайской  монархщ 

были  уступлены  въ  качеств*  выгоновъ  восьми  манджуйскимъ 

вн ам ен ам ъ   (bannieres)  2).  Изъяты изъ  семейнаго и личнаго  вла- 
д*шя  и  н*которыя  друпя  земли,  наприм*ръ,  «земли военныхъ 
поселенШ»  (colonies  militaires),  доходы  съ  которыхъ—деньгами 
или  натурой—идутъ  на  уплату  жалованья  начальникамъ  обла­
стей,  подлежащихъ  охран*  3);  дал*е  земли,  принадлежал^ 
провинщямъ  и  предназначенныя  для  общеподезныхъ  ц*лей:  та­
ковы  земли учебнаго в*домства,  «поля  науки»  (champs  des  etu ­

des),  изъ  доходовъ  съ  которыхъ  содержатся  какъ вс*  учапцеся 

въ  общественныхъ  учебныхъ  заведетяхъ  4),  такъ  и  нужда- 
югщеся  ученые.  Въ  каждой  провинщи  рядомъ  съ  храмами  и 
кладбищами  есть  оеобыя  зд атя,  cлyжaIцiя  прштомъ  для  не- 
имущихъ  ученыхъ  5).  Сл*дуетъ  упомянуть  еще  о  «поляхъ  по­

мощи»  и  объ  «общинныхъ  поляхъ», служащихъ  для  поддержашя 
существующихъ  по  вс*мъ  провинщямъ  общинъ  6).

И  такъ,  принципъ  общинной земельной собственности  очень 

распространенъ  въ  Кита*;  онъ  проходить  не  только  черезъ  всю 
исторш,  но  и  черезъ  все  законодательство  и  самыя  учреж- 
д е т я   страны.  Община  все  еще  первенствуетъ  надъ  личной 
собственностью.  Главная  ея  забота—увеличеше  сельско-хозяй- 
ственнаго  производства,  на  которомъ  зиждется  благосостояте 
китайскаго  общества  и  основана  вся  его  система  надоговъ. 
Въ  1709-мъ  году  императоръ  Х а н гъ -х и   ввелъ  метричесшй на- 

логъ,  т.  е.  налогъ,  соразм*рный  количеству  7)  и  общей  цен­

ности  земли,  такъ  что,  наприм*ръ,  земли  гористыхъ  м:*стно- 
стей  и  неорошаемый  земли  платятъ  меньше.  Этотъ  метричесшй 

поземельный  налогъ  есть  главный  и  почти  единственный  въ 

Кита*  налогъ  и  притомъ  очень  ум*ренный:  онъ составляетъ  отъ 

11 / а  фр.  до  б-ти  фр.  съ  гектара,  считая  въ  томъ  числ*  сто­

имость обявательныхъ работъ  и  податей  натурой  (prestations)  8).

*)  Ib id .

а)  J  Ъ i  d

3)  I b  i  d.,  172.
«)  I b i d . ,   173.

5)  I b i d . ,   175.

«)  I b i d . ,   173.

7)  I b id .,  193.

e)  E.  Simoa.  C e t e   c h i n . ,   32,  33.


background image

 

182

  —

Китайцы  отличаются  такимъ  консервативнымъ  духомъ,  а  съ 
другой  стороны  китайская  монета  такъ  еще  первобытна,  что 
подати  въ  Китае  и  до  сихъ  поръ  еще  взимаются  по  старинному 
способу  —  натурой.  Поземельная  подать  взимается  въ  четыре 
срока:  первая,  л е т н я я   п о д ать  выплачивается  пшеницей  и  ко­

конами  шелковичныхъ  червей;  вторая,  о сен н я я   —  рисомъ* 
третья  или  с м е ш а н н а я   п о д а т ь —сеномъ  и  соломой,  итолька 
четвертая,  в о е н н а я   п о д ать   выплачивается  деньгами.  Даже 

въ  Китае  войну  питаготъ  деньги  ').

Въ  обществе,  подобномъ  китайскому,  еще  во  многихъ  отно- 

ш етяхъ   первобытномъ  и  прежде  всего  семейномъ  и  земледель- 

ческомъ,  движимая  собственность  и  въ  особенности  собствен­
ность  промышленная  (industrielle)  не могутъ играть  той  преобла­
дающей  роли,  какую  оне  присвоили  себе  въ  нашихъ  европей- 
скихъ  обществахъ,  где  значеше  семьи  сведено  къ  минимуму, 
а  земледел1е  занимаетъ  подчиненное  положеше.  Темъ  не  менее 

оба  эти  вида  собственности  существуютъ  въ  Китае,  и  необхо­

димо  будетъ  указать  ихъ  формы.

II.  Движимая  собственность.

Напомню  читателю,  что  въ  своемъ  развитш  китайская  ци- 

вилизащя  никогда  не  разрывала  съ  прошлымъ,  даже  самымъ 
отдаленнымъ.  Китайцы  гордятся  своею  привязанностью  къ  обы- 

чаямъ  предковъ;  понятно  поэтому,  что  китайское  управлеше, 

китайское  законодательство,  китайсгая  учреждешя  носятъ  ха- 
рактеръ  самой  отдаленной  старины:  связь  съ  прошлымъ  удер­
жалась  не  только  въ  формахъ,  но  часто  и  въ основанш.  Далее, 

известно,  что  во  всехъ  варварскихъ  монарх1яхъ рабство  играло 

видную  роль.  Китай  и  до  сихъ  поръ  не  отделался  отъ  рабства 
и  даже  не  смягчилъ  его  жестокихъ  формъ,  по  крайней  м ере 

въ  своемъ  законодательстве.  Но,  благодаря  благодетельв ому 
вл1яшю  семейнаго  и  земледельческаго  быта,  рабы  въ  К итае 

немногочисленны.  Темъ  не  менее  каждую  богатую  или  даже 

просто  состоятельную  семью  прилич!я обязываютъ  иметь  штукъ 

двадцать  невольниковъ,  хотя  въ  Китае  очень  легко  достать хо­

рошую  прислугу  изъ  свободныхъ  людей.  Вообще  прежде,  чемъ

*)  Pauthier.  L oc.  c it .,  176.


background image

— 183 —

купить  невольника,  его  берутъ  на  м*сяцъ  на  испытате.  Ц*ны 
на  невольниковъ  меняются  смотря по времени.  Въ  мирное  время 
и  въ  урожайные  годы  здороваго  невольника  можно  купить  за 

500,  за  600  франковъ—довольно  крупная  сумма  для  Китая; 

но  въ  военное  время  или  въ  голодные  годы  обремененные  се- 

мействомъ  б*дняки  рады  отделаться  отъ  д*тей  за  горсть  рису 
и  охотно  продаютъ  ихъ  въ  рабство;  надо  заметить,  что  у  жи­
телей  Небесной  имперш  еще  въ  полной  сил*  режимъ  добраго 

стараго  времени,  дававпйй  родителямъ,  въ  особенности  отцу, 
права  собственности  на  ихъ  потомство.  Грэй  былъ  свид*те- 

лемъ,  какъ  шайки  бродягъ  продавали  молодыхъ  дЬвушекъ  по 

20-ти  фр.  з‘а  штуку,  а  разъ  въ  Кантон*  одинъ  китаецъ,  раэ- 
зоривппйся  на  игр*,  уступалъ  при  немъ  своихъ  сыновей  за 

425  франковъ  ').

По  эакону  рабство  въ  Кита*  отличается  всею  жестокостью 

первобытныхъ  временъ.  Оно  в*чно,  насл*дственно  за  исклю- 
чешемъ  случаевъ  выкупа,  но  выкупъ  им*етъ  силу  только  для 
второго  покол*тя,  еслибы  даже  невольнику  и  удалось  скопить 
деньги.  Невольникъ  лишенъ  права  обращаться  къ  суду,  и  го- 
сподинъ  им*етъ  яадъ  нимъ  вс*  права,  даже  право  жизни  и 
смерти,  а  надъ  невольницами  право  продажной  и  публичной 

проституцш.  Невольникъ  вн*  закона  2).  Если  онъ  вздумаетъ 
б*жать,  немедленно  по  угламъ  улицъ  прибиваются  объявлетя 
съ  обозначетемъ  его  возраста,  костюма,  прим*тъ,  адреса  его 

господина  и  разм*ра  вознаграждетя  тому,  кто  приводить  его 

обратно.  Так1я  объявлетя  можно  вид*ть  и  на  груди  уличныхъ 

^глашатаевъ  (crieurs).  Если  в*рить  присяжнымь  почитателямъ 

китайской  цивилизацш,  жизнь  китайскаго  невольника  въ  д*й- 

ствительности  не  тяжела;  это  очень  в*роятно,  такъ  какъ  нравы 

сильн*е  закона.  Въ  стран*,  гд*  неподвижность  законодатель­
ства  вошла  въ  систему,  общественный  духъ  въ  конц*  концовъ 

непрем*нно  опередить  законы;  но  во  всякомъ случа*  нельзя  не 
признать  того  факта,  что  китайскШ  рабовлад*лецъ  можетъ,  не 
выходя  изъ  пред*ловъ  законности  и,  сл*довательно,  вполн* 
безнаказанно,  издаваться  надъ  своей  живой  собственностью.

Положете  китайскаго  ремесленника  несравненно  лучше  по­

ложения  невольника.  Въ  н*которыхъ  отношешяхъ  оно  даже

Ph.  Daryl.  L e   M o n d e   e h i n o i s ,   51.

2)  I b i d . ,   52.