ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4042
Скачиваний: 20
— 179 —
именья въ сто гектаровъ чрезвычайно редки. И такъ, Китай
■есть страна мелкаго землевла
д^ш я.
Къ земле китайцы относятся
со страстью, съ благоговешемъ; за то земледЗше и захватило
у нихъ все земли: лесовъ почти не осталось *).
По китайски мъ законамъ неотчуждаемость сохранилась
только за сравнительно незначительною частью земли; но са
мые нравы, культъ семьи противъ дроблетя участковъ. Въ
сущности каждая семья представляетъ маленькШ кланъ: въ
семью входятъ все, состояние въ кровномъ родстве, и
не
сколько такихъ родственныхъ семей образуютъ маленькую ассо-
щащю или кланъ. Каждый такой семейный кланъ имеетъ свое
судилище, свои архивы, свое управлете
( ’e ta t civ il).
Группи
руется онъ вокругъ гробницъ предковъ, вокругъ здашя
(sa lle ),
где
два раза въ месяцъ имъ воздаютъ почести, вокругъ школы
и библштеки для детей поселка. Для китайца его громадная
семья есть общественный центръ, главное убежище. Быть
исключеннымъ изъ семьи считается величайшимъ несчаст
1
'емъ.
Поэтому китайцы избегаютъ дробить семейные участки. Со
смертью человека ему наследуетъ старппй сынъ, которому все
остальныя дети повинуются, какъ отцу. Если разделъ оказы
вается необходимымъ, земля делится по числу сыновей, не
считая неотчуждаемой части. Эта часть переходитъ къ стар
шему сыну сверхъ участка, доставшагося ему по разделу, и
-затемъ къ его прямымъ наследникамъ. Даже после раздела
нравственная связь китайской семьи не прерывается; б|>атья по-
прежнему исдолняютъ сообща некоторый работы и, когда нужно,
помогаютъ другъ другу 2). Китайсюя семьи или хозяйства не
стоять особнякомъ, какъ у насъ въ Европе. На деле деревенская
община еще довольно сильно распространена въ Китае. Каждая
группа семей, образующихъ деревню, представляетъ общественную
единицу, гражданское лицо, кланъ, все члены котораго соли
дарны между собою по отношешю къ налогамъ. Въ каждомъ
поселке есть общественная
H o p ia
(гидравлическая машина для
орошешя), общественная мельница; каждая семья въ случае
нужды находитъ буйволовъ и рабоч1я руки э). Во
главе
де
ревни стоить старшина
( c ia H b -й о ),
избираемый всеобщею по
дачей голосовъ. Все заинтересованные состоять избирателями
*) I Ъ i d.
3) I b i d . , 39 it p a s s i m .
3) I b i d., 40.
— 180 —
и могутъ быть выбраны въ свою очередь, и выборы произво
дятся совершенно свободно. Мандарины никогда не вмешива
ются, не проводятъ правительственныхъ кандидатовъ и вообще
не стараются вл!ять на выборы *).
Таково общее положете земельной собственности въ Кита*.
Семейная собственность, которая такъ сильно распространена
и въ особенности была распространена по всей земле, въ очень
немногихъ странахъ сохранилась въ такомъ чистомъ виде, какъ
въ Кита*, но даже и въ немъ эта форма собственности пре
терпела много изменешй и постоянно нарушалась. Очень
часто, особенно въ южныхъ провинщяхъ, землевладельцы,
вместо того, чтобы обрабатывать
земли
самимъ, сдаютъ ихъ
въ аренду; иногда за годовую ренту почти совершенно отказ
ываются отъ своихъ правъ, оставляя 8а собой только извест
ное право на передачу земли (mutation). Последств1емъ этого
является раздроблеше земли, которое въ некоторыхъ местно-
стяхъ достигло крайнихъ пределовъ, какъ это часто бы-
ваетъ и въ Европе. Повидимому, стремлете къ индивидуали
стическому дроблетю земельной собственности развивается ро-
ковымъ образомъ вместе съ цивилизащей. Въ большей или
меньшей степени оно присуще всемъ народамъ, вышедшимъ
изъ состояшя дикости; вся разница только въ томъ, что ки
тайцы противустояли ему упорнее и успешнее другихъ. Мало
того, что они сохранили неотчуждаемыми родовые участки (pat-
rimoniaux), куда нельзя даже ввести посторонняго, не совершивъ
святотатства а); они ограничили еще и произволъ землевладель-
цевъ: въ Китае землевладелецъ не имеетъ права возвышать
первоначально назначенную арендную плату и обязанъ возна
градить фермера за сделанныя имъ улучшешя 3).
Кроме отчуждаемыхъ или не отчуждаемыхъ земель, принад-
лежащихъ отдельнымъ лицамъ или семьямъ, въ Китае есть
особыя земли, составляюпця собственность государства или
провинщй. Императоръ есть не только верховный собственникъ
всехъ земель
имперш,
у него есть еще и частная земельная
собственность, которую онъ сдаетъ въ аренду за определенную
плату натурой. Эти императорстя земли называются «плодо
4) Hue. L’E m p i r e с li i п о i в, I, 96.
2) Pauthier. C h i n e m o d e r n e, 172.
3) Ibid.
— 181 —
родными полями» *). Есть еще такъ называемыя «милостиво
пожалованный государемъ» земли; он* лежать вокругъ Пекина
и первоначально, при основании нын*пшей китайской монархщ
были уступлены въ качеств* выгоновъ восьми манджуйскимъ
вн ам ен ам ъ (bannieres) 2). Изъяты изъ семейнаго и личнаго вла-
д*шя и н*которыя друпя земли, наприм*ръ, «земли военныхъ
поселенШ» (colonies militaires), доходы съ которыхъ—деньгами
или натурой—идутъ на уплату жалованья начальникамъ обла
стей, подлежащихъ охран* 3); дал*е земли, принадлежал^
провинщямъ и предназначенныя для общеподезныхъ ц*лей: та
ковы земли учебнаго в*домства, «поля науки» (champs des etu
des), изъ доходовъ съ которыхъ содержатся какъ вс* учапцеся
въ общественныхъ учебныхъ заведетяхъ 4), такъ и нужда-
югщеся ученые. Въ каждой провинщи рядомъ съ храмами и
кладбищами есть оеобыя зд атя, cлyжaIцiя прштомъ для не-
имущихъ ученыхъ 5). Сл*дуетъ упомянуть еще о «поляхъ по
мощи» и объ «общинныхъ поляхъ», служащихъ для поддержашя
существующихъ по вс*мъ провинщямъ общинъ 6).
И такъ, принципъ общинной земельной собственности очень
распространенъ въ Кита*; онъ проходить не только черезъ всю
исторш, но и черезъ все законодательство и самыя учреж-
д е т я страны. Община все еще первенствуетъ надъ личной
собственностью. Главная ея забота—увеличеше сельско-хозяй-
ственнаго производства, на которомъ зиждется благосостояте
китайскаго общества и основана вся его система надоговъ.
Въ 1709-мъ году императоръ Х а н гъ -х и ввелъ метричесшй на-
логъ, т. е. налогъ, соразм*рный количеству 7) и общей цен
ности земли, такъ что, наприм*ръ, земли гористыхъ м:*стно-
стей и неорошаемый земли платятъ меньше. Этотъ метричесшй
поземельный налогъ есть главный и почти единственный въ
Кита* налогъ и притомъ очень ум*ренный: онъ составляетъ отъ
11 / а фр. до б-ти фр. съ гектара, считая въ томъ числ* сто
имость обявательныхъ работъ и податей натурой (prestations) 8).
*) Ib id .
а) J Ъ i d
3) I b i d., 172.
«) I b i d . , 173.
5) I b i d . , 175.
«) I b i d . , 173.
7) I b id ., 193.
e) E. Simoa. C e t e c h i n . , 32, 33.
—
182
—
Китайцы отличаются такимъ консервативнымъ духомъ, а съ
другой стороны китайская монета такъ еще первобытна, что
подати въ Китае и до сихъ поръ еще взимаются по старинному
способу — натурой. Поземельная подать взимается въ четыре
срока: первая, л е т н я я п о д ать выплачивается пшеницей и ко
конами шелковичныхъ червей; вторая, о сен н я я — рисомъ*
третья или с м е ш а н н а я п о д а т ь —сеномъ и соломой, итолька
четвертая, в о е н н а я п о д ать выплачивается деньгами. Даже
въ Китае войну питаготъ деньги ').
Въ обществе, подобномъ китайскому, еще во многихъ отно-
ш етяхъ первобытномъ и прежде всего семейномъ и земледель-
ческомъ, движимая собственность и въ особенности собствен
ность промышленная (industrielle) не могутъ играть той преобла
дающей роли, какую оне присвоили себе въ нашихъ европей-
скихъ обществахъ, где значеше семьи сведено къ минимуму,
а земледел1е занимаетъ подчиненное положеше. Темъ не менее
оба эти вида собственности существуютъ въ Китае, и необхо
димо будетъ указать ихъ формы.
II. Движимая собственность.
Напомню читателю, что въ своемъ развитш китайская ци-
вилизащя никогда не разрывала съ прошлымъ, даже самымъ
отдаленнымъ. Китайцы гордятся своею привязанностью къ обы-
чаямъ предковъ; понятно поэтому, что китайское управлеше,
китайское законодательство, китайсгая учреждешя носятъ ха-
рактеръ самой отдаленной старины: связь съ прошлымъ удер
жалась не только въ формахъ, но часто и въ основанш. Далее,
известно, что во всехъ варварскихъ монарх1яхъ рабство играло
видную роль. Китай и до сихъ поръ не отделался отъ рабства
и даже не смягчилъ его жестокихъ формъ, по крайней м ере
въ своемъ законодательстве. Но, благодаря благодетельв ому
вл1яшю семейнаго и земледельческаго быта, рабы въ К итае
немногочисленны. Темъ не менее каждую богатую или даже
просто состоятельную семью прилич!я обязываютъ иметь штукъ
двадцать невольниковъ, хотя въ Китае очень легко достать хо
рошую прислугу изъ свободныхъ людей. Вообще прежде, чемъ
*) Pauthier. L oc. c it ., 176.
— 183 —
купить невольника, его берутъ на м*сяцъ на испытате. Ц*ны
на невольниковъ меняются смотря по времени. Въ мирное время
и въ урожайные годы здороваго невольника можно купить за
500, за 600 франковъ—довольно крупная сумма для Китая;
но въ военное время или въ голодные годы обремененные се-
мействомъ б*дняки рады отделаться отъ д*тей за горсть рису
и охотно продаютъ ихъ въ рабство; надо заметить, что у жи
телей Небесной имперш еще въ полной сил* режимъ добраго
стараго времени, дававпйй родителямъ, въ особенности отцу,
права собственности на ихъ потомство. Грэй былъ свид*те-
лемъ, какъ шайки бродягъ продавали молодыхъ дЬвушекъ по
20-ти фр. з‘а штуку, а разъ въ Кантон* одинъ китаецъ, раэ-
зоривппйся на игр*, уступалъ при немъ своихъ сыновей за
425 франковъ ').
По эакону рабство въ Кита* отличается всею жестокостью
первобытныхъ временъ. Оно в*чно, насл*дственно за исклю-
чешемъ случаевъ выкупа, но выкупъ им*етъ силу только для
второго покол*тя, еслибы даже невольнику и удалось скопить
деньги. Невольникъ лишенъ права обращаться къ суду, и го-
сподинъ им*етъ яадъ нимъ вс* права, даже право жизни и
смерти, а надъ невольницами право продажной и публичной
проституцш. Невольникъ вн* закона 2). Если онъ вздумаетъ
б*жать, немедленно по угламъ улицъ прибиваются объявлетя
съ обозначетемъ его возраста, костюма, прим*тъ, адреса его
господина и разм*ра вознаграждетя тому, кто приводить его
обратно. Так1я объявлетя можно вид*ть и на груди уличныхъ
^глашатаевъ (crieurs). Если в*рить присяжнымь почитателямъ
китайской цивилизацш, жизнь китайскаго невольника въ д*й-
ствительности не тяжела; это очень в*роятно, такъ какъ нравы
сильн*е закона. Въ стран*, гд* неподвижность законодатель
ства вошла въ систему, общественный духъ въ конц* концовъ
непрем*нно опередить законы; но во всякомъ случа* нельзя не
признать того факта, что китайскШ рабовлад*лецъ можетъ, не
выходя изъ пред*ловъ законности и, сл*довательно, вполн*
безнаказанно, издаваться надъ своей живой собственностью.
Положете китайскаго ремесленника несравненно лучше по
ложения невольника. Въ н*которыхъ отношешяхъ оно даже
Ph. Daryl. L e M o n d e e h i n o i s , 51.
2) I b i d . , 52.