ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4043
Скачиваний: 20
лучше положетя евронейскаго рабочаго. Въ Кита* искусства
и ремесла находятся еще въ патр!архальномъ состоянш. Круп
ная промышленность еще не родилась. Самыя болышя плавильни,
наприм*ръ, располагаютъ какими-нибудь 50000, 60000 фран
ками капитала—не бол*е !). Рабочее населеше не закабалено,
какъ оно закабалено на напгихъ фабрикахъ. Съ другой сто
роны нравы просты, и китайскШ рабочш не только пользуется
такимъ-же уважешемъ, какъ врачъ или артистъ, но и полу-
чаетъ' почти такую-же заработную плату. Китайцы практику ютъ
сощалистическую систему равенства труда, хотя и не возво-
дятъ ее въ теорпо 2). Наконецъ жизнь очень дешева и ки
тайцы не привередливы на счетъ *ды. За об*домъ китаецъ
довольствуется двумя, тремя чашками (bols) варенаго рису, а
чашка рису стоитъ 3 сантима. Фунтъ говядины стоить отъ
10-ти до 15-ти саитимовъ. За сантимъ можно получить чашку
чаю, а за десять саитимовъ чашку випа изъ сорго или рису.
Ночлегъ въ гостиниц* обходится 4 сантима. За семь, за де
сять франковъ можно купить зимнее ватное платье, за восемь
или за десять—верхнее платье на овечьемъ м*ху. Въ театръ
можно сходить за 2, за 3 сантима—въ дешевыя м*ста и за
15 или 20 саитимовъ—въ лучпия м*ста 3). Но все-таки же-
л*зный законъ спроса и предложетя неизб*жно царитъ въ К и
та*, какъ и повсюду, ибо только комунарный режимъ избав-
ляетъ общество отъ подчивешя этому закону. Такъ, мы ви-
димъ, что заработная плата китайскаго рабочаго опред*ляется
его потребностями и что плата эта крайне низка. РабочШ день
живописца оплачивается 50-ю, 60-ю сантимами на его хар-
чахъ, а въ деревн* 25-ю, 30-ю сантимами на хозяйскихъ кар-
чахъ. СельскШ рабочй получаетъ отъ 15-ти до 20-ти саитимовъ
на хозяйскихъ харчахъ. За пересадку риса накидывается 5 сан-
тимовъ и 10 за молотьбу *). Не смотря на это свободный ки-
тайсшй рабочШ вообще счастлив*е большинства нашихъ евро-
пейскихъ наемниковъ. Его инструменты очень еще несложны
и всегда составляютъ его собственность 5). Его мастерская—
весьма первобытнаго устройства — находится обыкновенно въ
— 184 —
Е. Simon. C i t e c h i n o i s e , 115.
а) Ib id ., 108.
3) I b id ., 108, 109.
*) I b id .
б) Ph. Daryl. Lo M onde c b i n o i s , 53.
— 185 —
его доме и переходить отъ отца къ сыну въ неизм1шномъ виде.
Гончарный кругъ, изобретенный въ Китае около 2697-го года
до P. X ., не претерпелъ съ техъ поръ заметныхъ измененШ 1).
Современная организащя рабочаго класса Небесной импзрщ
очень многими своими сторонами напоминаетъ организацию на
шего рабочаго класса въ средн1е века. Духъ клана, очень еще
крепюй въ Китае, побуждаетъ людей къ общенпо, къ соеди
ненно въ ассощацш, и весь трудяицйся Китай съорганиаованъ
въ корпорацш, въ настояпце цехи. Нетъ ни одного камень-
щика, ни одного плотника, ткача или кузнеца, ни одного врача
или профессора, даже нищаго, который не принадлежалъ бы
къ какой-нибудь корпорацш и не подчинялся ея правиламъ 2).
Для членовъ корпорацш такая организащя имеетъ свои вы
годы: если ихъ отчасти и стесняютъ правила ассощацш, за то
они не одиноки, не покинуты. Но
все
эти корпорацш— учреж-
дешя замкнутыя: это маленыйя касты, стремяпцяся къ моно-
пол
1
и труда; къ чужимъ, не входящимъ въ составь ихъ чле
новъ, оне нетерпимы, даже жестоки 3). Въ моменты торговыхъ
и промышленныхъ кризисовъ китайск1е рабоч1е такъ-же, какъ
и европейсше, прибегаютъ къ стачкамъ, при чемъ — или по
своему нащональному характеру, или въ силу своей цеховой
организацш—проявляютъ необыкновенное упорство и часто ско
рей
умрутъ съ голода, чемъ уступятъ 4). Впрочемъ, упорство
это можетъ быть и простою местью, ибо китайсше законъ и
. нравственность за каждое самоубШство делаютъ ответствен-
■
нымъ того, кто былъ его, хотя-бы даже случайной, причиной 5).
Кроме цеховъ въ Китае существуетъ множество мелкихъ
обществъ, и постоянныхъ, и временныхъ. Режимъ клана всегда
порождаетъ въ людяхъ наклонность къ общешю, къ соединенно
въ ассощацш. Въ Китае наклонность эта очень сильна; тамъ
люди соединяются съ самыми разнообразными целями: съ
целью развлечетя, купли, продажи, потреблешя, производства,
словомъ для всего 6). Нуждается-ли человекъ въ деньгахъ, онъ
легко ихъ находить, соединяясь въ маленькое общество съ де-
сяткомъ другихъ лпцъ. Обыкновенно общество основывается на
I b id ., 55.
2) Ib id ., 61.
3) I b id ., 53.
«) I b i d., 53.
s) Hue- L’E m p i r e с h i n о i з, I, 304, 306.
e) Ph. Daryl. L o c . c i t . , 61.
— 186 —
столько л*тъ, сколько насчитываетъ членовъ; каждый членъ
обязывается д*лать ежегодные взносы и вс* по очереди полу-
чаютъ сумму этихъ взносовъ. Заемщикъ получаетъ первый,
зат*мъ каждый изъ остальныхъ. Относительная величина по-
сл*довательныхъ взносовъ устанавливается такимъ образомъ,
что въ конц* концовъ вс* участники получаютъ одинаковую
сумму и каждый вносить т*мъ меньше, ч*мъ дальше срокъ
обратной получки имъ денегъ ’).
III. О собственности въ Японш и въ Индо-КитаЪ.
Общественное устройство и форма собственности китайдевъ
нисколько не похожи на наши, но, должно быть, они им*ютъ
свои выгоды, такъ какъ были переняты, по крайней м*р* въ
общихъ чертахъ, Я потей, Индо-Китаемъ и Бирмашей. Но
Япошя, заимствовавшая китайскую цивилизащю за н*сколько
в*ковъ до нашей эры, осталась при феодальной систем*, ко
торая. впрочемъ, прекрасно уживается съ режимомъ семейной
собственности.
Около 667-го года до P . X. завоеватели, принадлежавпие
къ монгольской рас* и, если они не были китайцами, то во
всякомъ случа* сильно пропитанные китайскими поняиями,
заняли Япошю и основали въ вей феодальное общество. Подъ
властью микадо образовалась ц*лая iepapxiH ленниковъ. Князья
стали раздавать земли въ ленъ своимъ вассаламъ; т* въ свою
очередь под*лили ихъ между своими подчиненными, образо
вавшими такимъ образомъ низшее дворянство, и наконецъ по-
сл*дше начали сдавать земли въ наймы крестьянамъ.
Эта система удержалась и досел*. Аренда выплачивается
рисомъ; м*ра рису представляетъ монетную единицу. Сто м*ръ
рису равняются приблизительно 25-ти франкамъ. Землевлад*-
лецъ беретъ въ свою пользу около шести десятыхъ урожая ри
сомъ, пшеницей, овощами и пр.; впрочемъ, фермеры, аренду-
юпце у государства, находятся въ лучшихъ услов{яхъ: они
отдаютъ только четыре десятыхъ. Но основная организащя
собственности семейная, какъ въ Кита*. Какова бы ни была
форма правлетя страны, необходимо всегда доискаться, какъ
О Е. Simon. C i t e с h i в о i s е, 124, 125.
— 187 —
распределяется въ ней производительный земледедьчесшй трудъ,
безъ котораго не можетъ жить ни одно общество. Перемены
прав л е т я , политические перевороты часто не достигаютъ этого
фундамента общества; часто это не больше, какъ поверхностный
бури, которыя, подобно морскимъ бурямъ, возмущаютъ только
верхше слои этнической группы. Напротивъ того, когда рево-
лющя имеетъ корнемъ глубокое измЬнете въ способахъ про
изводства и распределешя жизненныхъ средствъ, она неизбежно
колеблетъ всю общественную iepapxiio.
ДревнШ Китай пережилъ свою эпоху феодализма и несо
мненно, что во дни завоеватя Японскаго архипелага онъ изъ
нея еще не вышелъ, но одновременно онъ имелт и семейную
собственность, которую сохранилъ и до сихъ поръ. Вся эта
политическая и общественная организащя была пересажена за
воевателями въ «Имперпо Восходящаго Солнца» (empire du So-
leil levant), где еще несколько лет
ъ
тому назадъ она остава
лась неприкосновенной. Вторжеше европейскихъ идей подо-
рветъ, можетъ быть, и даже уничтожитъ японсий феодализмъ,
но оно долго будетъ безсильно противъ семейной собственности.
Въ Японш эта последняя отличается тою особенностью, что,
опираясь на право первородства, она въ то-же время не устра-
няетъ отъ наследства дочерей, какъ “это въ обычае въ Китае.
Главный пунктъ японской организацш собственности—это не
раздельность семейнаго имущества. Старпий ребенок?* — маль-
чикъ или девочка — долженъ оставаться въ родномъ доме и
I управлять семейной собственностью. Обычай не допускаетъ
браковъ между старшими сыновьями и старшими дочерьми.
К акъ первые, такъ и вторыя обязаны жить въ томъ доме,
где родились, и ни этотъ домъ, ни примыкающая къ нему
<)йемля не могутъ переходить въ чужую семью. Со вступлешемъ
въ бракъ заведывающаго или заведущей им етем ъ для самаго
им*шя не происходить никакихъ переменъ; жена наследника
или мужъ наследницы переселяются въ домъ своего мужа или
жены—вотъ и все, и если наследница — жена, мужъ прини-
маетъ ея имя или, вернее, имя имешя 1). Намъ, съ нашимъ
поклонешемъ римскому праву, все эти обычаи кажутся ди
кими. Темъ но менее они господствуютъ во многихъ стра-
нахъ и мы скоро встретимъ ихъ у Басковъ. Никакого гине-
*) G. Teulon. О г i g J n е d u m а г i a g е, 346.
— 188 —
кократическаго значешя, которое имъ приписывалось прежде,
они не имеютъ; они показываютъ только, что забота о под-
держанш неприкосновенности и нераздельности семейной соб
ственности нреобладаетъ надъ всеми другими соображешями.
Великая Китайская Импер1я породила и друпя цивили
зацш. Прохожу молчашемъ Бирманпо, гдЬ вл1яше Небесной
Имперш столкнулось и смешалось съ вл1яшемъ арШской Индш.
Но въ Индо-Китае китайское вл!яше не встретило соперниковъ
и здесь-то оно все переделало на свой образецъ, но съ раз-
личнымъ успехомъ въ разныхъ областяхъ Индо-Китая. Кам
боджа заимствовала у Китая только его недостатки. Ея мо-
нархъ—неограниченный деспотъ какъ по существу, такъ и по
формамъ. На деле онъ собственник страны, крестьяне-земле
владельцы лишь простые арендаторы, ничемъ не обезпеченные
отъ произвола мандариновъ и несупце всевозможный тяготы:
подати, барщину и пр., которыя мандарины накладываюсь на
нихъ по своему усмотрешю. Личная собственность въ Камбодже
еще не установилась; наконецъ, какъ и въ Китае, тамъ суще-
ствуетъ рабство, только въ более широкихъ размерахъ *).
Въ противоположность Камбоджа, Аннамъ отказался отъ
рабства, въ остальномъ-же принялъ китайскую цивилизацш
почти целикомъ. Въ принципе аннамсшй государь неограни-
ченъ, какъ и его недавшй сюзеренъ — китайскШ императоръ,
но на деле сослов1е мандариновъ и самоуправлеше общинъ въ
значительной мере ограничиваютъ его власть. Аннамская об
щина, представляющая точный сколокъ съ китайской, поль
зуется такою независимостью, какой даже самые смелые ре
форматоры не отважились бы пожелать для нашихъ француз-
скихъ общинъ. Община въ Аннаме заведуетъ общественными
землями, хранить акты по передаче частной земельной собствен
ности, составляетъ кадастры, распределяетъ между своими чле
нами поземельный налогъ, барщину по общественнымъ работамъ,
военныя повинности, поддерживаетъ дороги, исполняетъ долж
ность местной полицш и наконецъ решаетъ въ первой инстанцш
(correctionnelles) и гражданск1я дела. КоролевскШ судья решаетъ
дела только но апелляцш.
Въ Аннаме собственность организована совершенно такъ,
*) De Lanessan. I n d o-C h i n e f r a n ; a i s e . ( Е е т и е s c i e n t i f i q u e ,
7 janvier, 1888).
\