Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3944

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

лучше  положетя  евронейскаго  рабочаго.  Въ  Кита*  искусства 

и  ремесла  находятся  еще  въ  патр!архальномъ  состоянш.  Круп­

ная  промышленность еще не  родилась.  Самыя  болышя  плавильни, 
наприм*ръ,  располагаютъ  какими-нибудь  50000,  60000  фран­

ками  капитала—не  бол*е  !).  Рабочее  населеше  не  закабалено, 

какъ  оно  закабалено  на  напгихъ  фабрикахъ.  Съ  другой  сто­
роны  нравы  просты,  и  китайскШ  рабочш  не  только пользуется 

такимъ-же  уважешемъ,  какъ  врачъ  или  артистъ,  но  и  полу- 

чаетъ' почти  такую-же  заработную  плату.  Китайцы практику ютъ 

сощалистическую  систему  равенства  труда,  хотя  и  не  возво- 

дятъ  ее  въ  теорпо  2).  Наконецъ  жизнь  очень  дешева  и  ки­

тайцы  не  привередливы  на  счетъ  *ды.  За  об*домъ  китаецъ 

довольствуется  двумя,  тремя  чашками  (bols)  варенаго  рису,  а 
чашка  рису  стоитъ  3  сантима.  Фунтъ  говядины  стоить  отъ 

10-ти  до  15-ти  саитимовъ.  За  сантимъ  можно  получить  чашку 

чаю,  а  за  десять  саитимовъ  чашку  випа  изъ  сорго  или  рису. 

Ночлегъ  въ  гостиниц*  обходится  4  сантима.  За  семь,  за  де­

сять  франковъ  можно  купить  зимнее  ватное  платье,  за  восемь 

или  за  десять—верхнее  платье  на  овечьемъ  м*ху.  Въ  театръ 

можно  сходить  за  2,  за  3  сантима—въ  дешевыя  м*ста  и  за 

15  или  20  саитимовъ—въ  лучпия  м*ста  3).  Но  все-таки  же- 

л*зный  законъ  спроса  и  предложетя  неизб*жно  царитъ  въ  К и­
та*,  какъ  и  повсюду,  ибо  только  комунарный  режимъ  избав- 

ляетъ  общество  отъ  подчивешя  этому  закону.  Такъ,  мы  ви- 
димъ,  что  заработная  плата  китайскаго  рабочаго  опред*ляется 

его  потребностями  и  что  плата  эта  крайне  низка.  РабочШ  день 
живописца  оплачивается  50-ю,  60-ю  сантимами  на  его  хар- 
чахъ,  а  въ  деревн*  25-ю,  30-ю  сантимами  на  хозяйскихъ  кар- 

чахъ.  СельскШ  рабочй  получаетъ  отъ  15-ти  до  20-ти  саитимовъ 
на  хозяйскихъ  харчахъ.  За  пересадку  риса  накидывается  5  сан- 

тимовъ  и  10  за  молотьбу  *).  Не  смотря  на  это  свободный  ки- 
тайсшй  рабочШ  вообще  счастлив*е  большинства  нашихъ  евро- 
пейскихъ  наемниковъ.  Его  инструменты  очень  еще  несложны 
и  всегда  составляютъ  его  собственность  5).  Его  мастерская— 
весьма  первобытнаго  устройства  —  находится  обыкновенно  въ

— 184 —

Е.  Simon.  C i t e   c h i n o i s e ,   115.

а)  Ib id .,  108.
3)  I b id .,  108,  109.

*)  I b id .

б)  Ph.  Daryl.  Lo  M onde  c b i n o i s ,   53.


background image

— 185 —

его  доме  и  переходить  отъ  отца  къ  сыну  въ  неизм1шномъ виде. 
Гончарный  кругъ,  изобретенный  въ  Китае  около  2697-го  года 

до P.  X .,  не  претерпелъ  съ  техъ  поръ  заметныхъ  измененШ  1).

Современная  организащя  рабочаго  класса  Небесной  импзрщ 

очень  многими  своими  сторонами  напоминаетъ  организацию  на­

шего  рабочаго  класса  въ  средн1е  века.  Духъ  клана,  очень  еще 
крепюй  въ  Китае,  побуждаетъ  людей  къ  общенпо,  къ  соеди­

ненно  въ  ассощацш,  и  весь  трудяицйся  Китай  съорганиаованъ 

въ  корпорацш,  въ  настояпце  цехи.  Нетъ  ни  одного  камень- 
щика,  ни  одного  плотника,  ткача  или  кузнеца,  ни  одного врача 
или  профессора,  даже  нищаго,  который  не  принадлежалъ  бы 
къ  какой-нибудь  корпорацш  и  не  подчинялся  ея  правиламъ  2). 

Для  членовъ  корпорацш  такая  организащя  имеетъ  свои  вы­
годы:  если  ихъ  отчасти  и  стесняютъ  правила  ассощацш,  за  то 

они  не  одиноки,  не  покинуты.  Но 

все 

эти корпорацш— учреж- 

дешя  замкнутыя:  это  маленыйя  касты,  стремяпцяся  къ  моно- 

пол

1

и  труда;  къ  чужимъ,  не  входящимъ  въ  составь  ихъ  чле­

новъ,  оне  нетерпимы,  даже  жестоки  3).  Въ моменты торговыхъ 

и  промышленныхъ  кризисовъ  китайск1е  рабоч1е  такъ-же,  какъ 

и  европейсше,  прибегаютъ  къ  стачкамъ,  при  чемъ  —  или  по 
своему  нащональному  характеру,  или  въ  силу  своей  цеховой 
организацш—проявляютъ необыкновенное упорство  и  часто  ско­

рей 

умрутъ  съ  голода,  чемъ  уступятъ  4).  Впрочемъ,  упорство 

это  можетъ  быть  и  простою  местью,  ибо  китайсше  законъ  и 

.  нравственность  за  каждое  самоубШство  делаютъ  ответствен- 

  нымъ  того,  кто былъ  его,  хотя-бы  даже случайной,  причиной  5).

Кроме  цеховъ  въ  Китае  существуетъ  множество  мелкихъ 

обществъ,  и  постоянныхъ,  и временныхъ.  Режимъ  клана  всегда 

порождаетъ  въ  людяхъ  наклонность  къ  общешю,  къ соединенно 
въ  ассощацш.  Въ  Китае  наклонность  эта  очень  сильна;  тамъ 
люди  соединяются  съ  самыми  разнообразными  целями:  съ 
целью  развлечетя,  купли,  продажи,  потреблешя, производства, 

словомъ  для  всего  6).  Нуждается-ли  человекъ  въ  деньгахъ,  онъ 
легко  ихъ  находить,  соединяясь  въ  маленькое  общество  съ  де- 
сяткомъ  другихъ  лпцъ.  Обыкновенно общество основывается  на

I b id .,  55.

2)  Ib id .,  61.
3)  I b id .,  53.
«)  I b i d.,  53.

s)  Hue-  L’E m p i r e   с h i n  о  i  з,  I,  304,  306.
e)  Ph.  Daryl.  L o c .  c i t . ,   61.


background image

— 186 —

столько  л*тъ,  сколько  насчитываетъ  членовъ;  каждый  членъ 
обязывается  д*лать  ежегодные  взносы  и  вс*  по  очереди  полу- 
чаютъ  сумму  этихъ  взносовъ.  Заемщикъ  получаетъ  первый, 

зат*мъ  каждый  изъ  остальныхъ.  Относительная  величина  по- 
сл*довательныхъ  взносовъ  устанавливается  такимъ  образомъ, 
что  въ  конц*  концовъ  вс*  участники  получаютъ  одинаковую 
сумму  и  каждый  вносить  т*мъ  меньше,  ч*мъ  дальше  срокъ 

обратной  получки  имъ  денегъ  ’).

III.  О  собственности  въ  Японш  и  въ  Индо-КитаЪ.

Общественное  устройство  и  форма  собственности  китайдевъ 

нисколько  не  похожи  на  наши,  но,  должно  быть,  они  им*ютъ 
свои  выгоды,  такъ  какъ  были  переняты,  по  крайней  м*р*  въ 
общихъ  чертахъ,  Я потей,  Индо-Китаемъ  и  Бирмашей.  Но 

Япошя,  заимствовавшая  китайскую  цивилизащю  за  н*сколько 
в*ковъ  до  нашей  эры,  осталась  при  феодальной  систем*,  ко­
торая.  впрочемъ,  прекрасно  уживается  съ  режимомъ  семейной 
собственности.

Около  667-го  года  до  P .  X.  завоеватели,  принадлежавпие 

къ  монгольской  рас*  и,  если  они  не  были  китайцами,  то  во 
всякомъ  случа*  сильно  пропитанные  китайскими  поняиями, 

заняли  Япошю  и  основали  въ  вей  феодальное  общество.  Подъ 

властью  микадо образовалась ц*лая iepapxiH  ленниковъ.  Князья 

стали  раздавать  земли  въ  ленъ  своимъ  вассаламъ;  т*  въ свою 

очередь  под*лили  ихъ  между  своими  подчиненными,  образо­
вавшими  такимъ  образомъ  низшее  дворянство,  и  наконецъ  по- 
сл*дше  начали  сдавать  земли  въ  наймы  крестьянамъ.

Эта  система  удержалась  и  досел*.  Аренда  выплачивается 

рисомъ;  м*ра  рису  представляетъ  монетную  единицу.  Сто  м*ръ 

рису  равняются  приблизительно  25-ти  франкамъ.  Землевлад*- 
лецъ  беретъ  въ  свою  пользу  около  шести  десятыхъ  урожая ри­
сомъ,  пшеницей,  овощами  и  пр.;  впрочемъ,  фермеры,  аренду- 
юпце  у  государства,  находятся  въ  лучшихъ  услов{яхъ:  они 

отдаютъ  только  четыре  десятыхъ.  Но  основная  организащя 

собственности  семейная,  какъ  въ  Кита*.  Какова  бы  ни  была 
форма  правлетя  страны,  необходимо  всегда  доискаться,  какъ

О  Е.  Simon.  C i t e   с h i в о i s е,  124,  125.


background image

— 187 —

распределяется  въ  ней производительный земледедьчесшй трудъ, 

безъ  котораго  не  можетъ  жить  ни  одно  общество.  Перемены 
прав л е т я ,  политические  перевороты  часто  не  достигаютъ  этого 
фундамента  общества;  часто  это не больше,  какъ поверхностный 

бури,  которыя,  подобно  морскимъ  бурямъ,  возмущаютъ  только 

верхше  слои  этнической  группы.  Напротивъ  того,  когда  рево- 
лющя  имеетъ  корнемъ  глубокое  измЬнете  въ  способахъ  про­
изводства  и распределешя жизненныхъ средствъ,  она  неизбежно 
колеблетъ  всю  общественную  iepapxiio.

ДревнШ  Китай  пережилъ  свою  эпоху  феодализма  и  несо­

мненно,  что  во  дни  завоеватя  Японскаго  архипелага  онъ  изъ 
нея  еще  не  вышелъ,  но  одновременно  онъ  имелт  и  семейную 
собственность,  которую  сохранилъ  и  до  сихъ  поръ.  Вся  эта 

политическая  и  общественная  организащя  была  пересажена  за­
воевателями  въ  «Имперпо  Восходящаго  Солнца»  (empire  du  So- 

leil  levant),  где  еще  несколько  лет

ъ

  тому  назадъ  она  остава­

лась  неприкосновенной.  Вторжеше  европейскихъ  идей  подо- 
рветъ,  можетъ  быть,  и  даже  уничтожитъ  японсий феодализмъ, 
но  оно  долго  будетъ  безсильно  противъ  семейной  собственности. 

Въ  Японш  эта  последняя  отличается  тою  особенностью,  что, 

опираясь  на  право  первородства,  она  въ  то-же  время  не  устра- 

няетъ  отъ  наследства  дочерей,  какъ  “это  въ  обычае  въ  Китае. 
Главный  пунктъ  японской  организацш  собственности—это  не­

раздельность  семейнаго  имущества.  Старпий  ребенок?*  —  маль- 
чикъ  или  девочка  —  долженъ  оставаться  въ  родномъ  доме  и 

I  управлять  семейной  собственностью.  Обычай  не  допускаетъ 

браковъ  между  старшими  сыновьями  и  старшими  дочерьми. 
К акъ  первые,  такъ  и  вторыя  обязаны  жить  въ  томъ  доме, 

где  родились,  и  ни  этотъ  домъ,  ни  примыкающая  къ  нему 

<)йемля  не  могутъ  переходить  въ  чужую  семью.  Со  вступлешемъ 

въ  бракъ  заведывающаго  или  заведущей  им етем ъ  для  самаго 

им*шя  не  происходить  никакихъ  переменъ;  жена  наследника 
или  мужъ  наследницы  переселяются  въ  домъ  своего  мужа  или 
жены—вотъ  и  все,  и  если  наследница  —  жена,  мужъ  прини- 
маетъ  ея  имя  или,  вернее,  имя  имешя  1).  Намъ,  съ  нашимъ 
поклонешемъ  римскому  праву,  все  эти  обычаи  кажутся  ди­

кими.  Темъ  но  менее  они  господствуютъ  во  многихъ  стра- 
нахъ  и  мы  скоро  встретимъ  ихъ  у  Басковъ.  Никакого  гине-

*)  G.  Teulon.  О г i  g J  n  е  d u  m а г i a g е,  346.


background image

— 188 —

кократическаго  значешя,  которое  имъ  приписывалось  прежде, 

они  не  имеютъ;  они  показываютъ  только,  что  забота  о  под- 

держанш  неприкосновенности  и  нераздельности  семейной  соб­
ственности  нреобладаетъ  надъ  всеми  другими  соображешями.

Великая  Китайская  Импер1я  породила  и  друпя  цивили­

зацш.  Прохожу  молчашемъ  Бирманпо,  гдЬ  вл1яше  Небесной 
Имперш  столкнулось  и  смешалось  съ  вл1яшемъ  арШской  Индш. 

Но  въ  Индо-Китае  китайское  вл!яше не  встретило  соперниковъ 

и  здесь-то  оно  все  переделало  на  свой  образецъ,  но  съ  раз- 
личнымъ  успехомъ  въ  разныхъ  областяхъ  Индо-Китая.  Кам­
боджа  заимствовала  у  Китая  только  его  недостатки.  Ея  мо- 
нархъ—неограниченный  деспотъ  какъ  по  существу,  такъ  и  по 

формамъ.  На  деле  онъ  собственник  страны,  крестьяне-земле­

владельцы  лишь  простые  арендаторы,  ничемъ  не  обезпеченные 
отъ  произвола  мандариновъ  и  несупце  всевозможный  тяготы: 
подати,  барщину  и  пр.,  которыя  мандарины  накладываюсь  на 

нихъ  по  своему  усмотрешю.  Личная  собственность  въ  Камбодже 

еще  не  установилась;  наконецъ,  какъ  и  въ  Китае,  тамъ суще- 
ствуетъ  рабство,  только  въ  более  широкихъ  размерахъ  *).

Въ  противоположность  Камбоджа,  Аннамъ  отказался  отъ 

рабства,  въ  остальномъ-же  принялъ  китайскую  цивилизацш 
почти  целикомъ.  Въ  принципе  аннамсшй  государь  неограни- 
ченъ,  какъ  и  его  недавшй  сюзеренъ  —  китайскШ  императоръ, 

но  на  деле  сослов1е  мандариновъ  и  самоуправлеше  общинъ  въ 
значительной  мере  ограничиваютъ  его  власть.  Аннамская  об­
щина,  представляющая  точный  сколокъ  съ  китайской,  поль­

зуется  такою  независимостью,  какой  даже  самые  смелые  ре­

форматоры  не  отважились  бы  пожелать  для  нашихъ  француз- 
скихъ  общинъ.  Община  въ  Аннаме  заведуетъ  общественными 

землями,  хранить акты  по  передаче  частной  земельной  собствен­
ности,  составляетъ  кадастры,  распределяетъ  между своими  чле­

нами  поземельный налогъ,  барщину по  общественнымъ  работамъ, 
военныя  повинности,  поддерживаетъ  дороги,  исполняетъ  долж­
ность  местной  полицш  и  наконецъ решаетъ въ  первой  инстанцш 
(correctionnelles) и гражданск1я дела.  КоролевскШ судья  решаетъ 
дела  только  но  апелляцш.

Въ  Аннаме  собственность  организована  совершенно  такъ,

*)  De  Lanessan.  I n  d o-C h i n  e  f r a n ; a i s e .   ( Е е т и е   s c i e n t i f i q u e ,

 

7  janvier,  1888).

\