Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3940

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 194 —

скихъ  расъ  —  это  только  различныя  ступени  развитая,  черезъ 
которыя  проходятъ  или  по  крайней  мере  способны  более  или 

менее  быстро  проходить  все  типы  рода  hom o.  Когда  цивили­
зованные  люди  Европы  вполне  проникнутся  этой  истиной, 

они  перестанутъ  относиться  къ  такъ  навываемымъ  низшстмъ 

расамъ  съ  темъ  дикимъ  пренебрежешемъ,  съ какимъ  привыкли 
къ  нимъ  относиться,  ибо  взрослый  не  въ  праве  презирать 

ребенка.

Эти  взгляды  подтверждаются  всею  этнографической  сощ- 

олопей;  ихъ  подтвердить  и  предпринятое  нами  въ  этой  книге 

сяещальное  изследовате формъ  собственности.  Въ  предыдущихъ 
главахъ  мы  разсматривали  различныя  формы  собственности  въ 

пространстве,  располагая  ихъ  отъ  простого  къ  сложному,  на­
чиная  режимомъ  анархической  орды  и  кончая  большими  вар­
варскими монархшми. Но изъ народовъ, которыми мы занимались, 

MHorie 

не  имеютъ  исторш;  остается  поэтому  неизвестнымъ, 

представляютъ-л и  встречаю пцяся  у  нихъ формы  собственности 

различныя  последовательны»,  возникшая  одна  изъ  другой,  ста- 
дш  развитая.  Даже  примеры  Египта  и  Китая  нельзя  считать 
достаточно  убедительными.  Происхождеше  Египта  не  можетъ 

быть  язследовано  надлежащимъ  образомъ,  да  и  происхождеше 

Китая  еще  мало  выяснено.  То,  что  намъ, известно  объ  исторш 

и  нравахъ  этихъ  двухъ  странъ,  подкрепляетъ  наши  наведетя 
относительно  эволющонныхъ  видоизмененШ  режиа&  собствен­

ности,  но  еще  не  даетъ  намъ  полной  уверенности.

Социологическая  юность  (не  говорю  «детство»)  белыхърасъ 

известна  намъ  вообще  лучше,  и  если  въ  ихъ  прошломъ  мы 

встретимъ  те  же  стадш  режима  собственности,  к а т я   въ  на­
стоящее  время  встречаемъ  разбросанными  у  равдичныхъ  такъ 
называемыхъ  низшихъ  расъ,  наши  наведетя  подтвердятся,  ибо 
тогда  хронологическая  эволющя  будетъ  за  одно  съ  этнографи­

ческой  градащей;  оне  будутъ  освещать  другъ  друга 

и

  мы  мо- 

жемъ  сказать  съ  полнымъ  основашемъ,  что  мы  действительно 

проследили  общее  развитее  собственности,  формулировали  ея 
законы.

Уже  одно  это  оправдываетъ  насъ  въ  томъ,  что  въ  насто- 

яшемъ  изследованш  различныхъ  формъ  собственности  мы  отде­
лили  цветныя  расы  отъ  белыхъ.  Мы  можемъ,  впрочемъ,  со­
слаться 

и

  на  другую  причину.  Некоторый  иэъ  народностей 

белой  расы,  а  именно  европейсюя,  перегнали  цветныя  расы  въ 

сощальномъ  развитш;  следовательно  у  нихъ  мы  можемъ  изу­


background image

-   195 —

чить  тЬ  стадш  режима  собственности,  которыхъ  цветныя  расы 

вообще  не  достигли.  Такимъ  образомъ  две  части  настоящаго 

изследовашя  будутъ  дополнять  одна  другую:  первая  дасть  намъ 

св'Ьд’Ь т я   главнымъ  образомъ  объ  очень  древнихъ  формахъ  соб­

ственности,  вторая  преимущественно  о  посл’Ьднихъ  ея формахъ— 

я  хочу  сказать,  о  формахъ,  къ  которымъ  пришли  позднее,  но, 
по  всей  вероятности,  не  окончательныхъ,  ибо  законъ  перемены 
есть  основной  м1ровой  законъ.

Поел*  этихъ  предварительныхъ  вам*чанШ  мы  можемъ  вер­

нуться  къ  аналитическому  изложение  фактовъ,  къ  описашю 
режима  собственности  въ  прошломъ  и  настоящемъ  у  трехъ 
главн'ЬЙшихъ  б*лыхъ  расъ:  у  варварШской,  семитической  и 
арШской.

И.  О  собственности  у  берберовъ  Канарскихъ  острововъ  или  у 

гуанчей  (или  гванхи).

Изъ  многочисленныхъ  услугъ,  оказанныхъ  намъ  доистори­

ческою  ар хе о л опей  и  вообще  антрополопей,  особенно  должны 

мы  ц*нить  то,  что  он*  открыли  свяэь  между  современными 

берберами  и  ихъ  исчезнувшими  предками—людьми  Кро-Маньона 
и  Menton.  Въ  настоящее  время  известно,  что  въ  течете  неоли- 

тическаго  переда  J)  южную  Францпо,  Испанно  и  такъ  называе­
мую  ВарварШскую  Африку  занимали  люди  одной  и  той-же  расы; 
кроме  того  известно,  что  отъ  той-же  доисторической  расы  про- 

исходятъ,  по  крайней  мере  отчасти,  туареги  2)  и  современные 
кабилы  э).  Наконецъ,  по  счастливой  случайности,  образчикъ  до- 
историческихъ  берберовъ  уц*л*лъ  и держался  почти  неприкосно- 

веннымъ  до  конца  ХУ-го  в*ка,  сохраняя  нравы,  индустрш, 
вероятно,  и  общественный  строй  неолитическихъ  берберовъ:  я 

говорю  о  гуанчахъ  (или  гванхахъ)  Канарскихъ  острововъ,  долго

*)  Т.  е.  эпохи  п о л и р о в а н н а г о   камня:  было  время,  когда  люди  не

 

знали  употреблешя  металловъ  и  делали  оруд1я  изъ  камин  (преимущественно

 

иаъ  кремней)  Эта  эпоха  называется  каменнымъ  першдомъ  и  разделяется  на

 

два  периода:  1)  бол'Ье  древний,  когда  не  умЪли  полировать  орудий,  называютъ

 

п а л е о л и т и ч е с к о й   иди  а р х е о л и т и ч е с к о й   и  относятъ  ко  времени

 

до  второго  ледвиковаго  першда;  2) бол'Ье  новую  эпоху  каменнаго  вФка,  когда

 

стали  известны  полированныя  камевныя  оруд1я(  называютъ  н е о л и т и ч е ­

с к о й   и  относятъ  ко  времени  послА  2-го  ледниковаго  аерюда. 

Р е д .

9)  Жители  Западной  Сагары.
3)  Горные  жители  Алжирш  и  Туниса.


background image

 

196

  —

считавшихся  простою  этническою  редкостью,  но  получивших?» 
совершенно  особый  интересъ  съ  гЬхъ  поръ,  какъ  на  нихъ  стали 
смотреть,  какъ  на  эпигоновъ  большой  неолитической  расы. 

Къ  несчастью,  испансвде  завоеватели  гораздо  больше  хлопотали 

о  порабощенш  и  объ  уничтоженш,  нежели  объ  изученш  этого 

народа;  темъ  не менее,  сближая  результаты,  добытые  археоло­

гическими  изследовашями,  съ  указашями,  разбросанными  въ 
повествовашяхъ  испанскихъ  летописцевъ,  мы  можемъ  составить 

довольно  верную  идею  о  гуанчахъ,  или  берберахъ  Канарскихъ 
острововъ,  и  объ  ихъ  обшественномъ  быте.

Въ  1341  году  итальянецъ  Анджшлино  дель-Terrio  *)  и  въ 

1402  нормандецъ  Ж анъ де Бетанкуръ  открыли  Канарсюе  остро­

ва.  Вь  эту  эпоху  гуанчи  жили  монархическими  племенами  и 

сохранились  въ  полной  неприкосновенности  неолитическаго  пе- 

р1ода.  Каждое  племя  повиновалось  своему  главе,  котораго  чтили, 
какъ  бога.  Передъ  нимъ  падали ницъ,  обтирали пыль  съ его  ногъ 
и  затемъ  целовали  ихъ  съ  благоговешемъ  2);  при  восшествш  его 

на  престолъ,  мнопе  оспаривали  другъ  у  друга  честь  пожертво­

вать  собой  во  славу  его  имени,  и  те,  кому  выпадала  эта  честь, 

бросались  съ  высотъ  на  утесы  3),  счастливые, что своею  смертью 

славятъ  господина.  Правилъ,  однако,  последшй  не  одинъ,  а 
съ  помощью  совета  старейшину  который  избиралъ  себя  самъ 

изъ касты аристократовъ,  но утверждался верховнымъжрецомъ4). 
Монархическая  власть  была  наследственная,  но  часто  по  бо­
ковой  лиши:  наследовалъ  не  сынъ,  а  старттй  изъ  братьевъ 5). 

Какъ  это  обыкновенно  бываетъ  при  такой  политической  орга­
низацш,  вся  земля  принадлежала  государю,  раздававшему  ее 

подданнымъ  во  временное  пользоваше  6).

Передача  власти  по  боковой  лиши  доказываетъ  существо- 

в а т е   родослов1я  по  матери,  а  принадлежавшее  вождямъ  ju s  
p rim a e   n o c tis   и  любезный  обычай  предлагать  гостю  одну 
изъ  женъ  заставляютъ  предполагать  общинную  организащю 

клановъ  7).  Последнее  предположеше  подтверждается  и  устрой-

')  L e s   l i e s   f o r t u n e e s   o u   a r c h i a p e l   d e s   C a n a r i e s ,   I.

*)  D-г  Verneau.  M i s s i o n   s c i e n t i f i q u e   d a n s   I’a r c h i p e l   c a n » -

 

r  i  e n,  200.

3)  V o y a g e   de  N ic h o l s ,  cite  par  Demeunier,  I,  313.

*)  Verneou.  L o c .   c i t . ,   176.

5)  Ibid.,  176.

G)  Ib id .

7)  I b i d .,  175.


background image

— 197 —

ствомъ  жилищъ.  Древше  канарШцы  были  троглодиты  *)  они  со­

хранили  нравы  пещернаго  человека,  нисколько  только  ихъ  усо- 
вершенствовавъ.  Они  жили  по  возможности  въ  болыпихъ  есте- 

ственныхъ  пещерахъ,  очень  обыкновенныхъ  на  Канарскихъ 

островахъ;  въ  этихъ  пещерахъ  они  выкапывали  множество  от- 

дельныхъ  глубокихъ  впадинъ  или  камеръ,  безспорно  доказы- 

вагсщихъ,  что  они  жили  по  нисколько  семей  вместе,  какъ  иpo^ 
кезы.  За  недостаткомъ  естественныхъ  пещеръ  строили  изъ  су­

хого  камня  дома—те-же  (только  искусственныя)  пещеры,  такъ 
какъ  въ  нихъ  не  было  ни  оконъ,  ни  трубъ,  и  очагъ  поме­

щался  у  входа  а).

По  архитектуре,  дома  гуанчей  тоже  напоминаютъ  «длинные 

дома»  ирокезовъ;  какъ  и  ирокезсшо  дома,  они  переделялись 
перегородками  на  отдельный  боковыя  камеры  3).  Совокупность 

этихъ  данныхъ  приводить  къ  тому  заключенш,  что  берберы 

Канарскихъ  острововъ,  весьма  близк1е  къ  первобытному  состоя- 
шю,  ибо  они  еще  не  вышли  изъ  перюда  полированнаго  камня 
и  пещернаго,  въ  значительной  мере  сохранили  общинные  нравы 

клана,  не  смотря  на  то,  что  жили  монархическими  племенами, 
очень  сходными  съ  племенами  американскихъ  начезовъ.

Запертые  на  своемъ  маленькомъ  архипелаге,  обезпеченные 

■отъ  вторжешй,  отъ  смешешя  съ  другими  расами  и  отъ  пере- 

менъ, 

которыя  могли  бы  произойти  отъ  такого  смешешя,  бер­

беры  Канарскихъ  острововъ  удержали  до  XVI-ro  века  такой 
общественный  строй,  который  можно  съ  полнымъ  оснОвашемъ 

назвать  доисторическимъ.  Разумеется,  нельзя  сказать  того-же 

объ  ихъ  континентальныхъ  соплеменникахъ.  Берберы,  занявппе 

Южную  Европу,  очень  скоро  смешались  или  были  покорены 
окружающими  народами  и  окончательно  потеряли  свой  нащо- 
нальный  характеръ.  Африканере  берберы  оказались  более  стой­

кими  и  не  смотря  на  то,  что  приняли  исламизмъ  и  тоже  сме­

шались  со  многими  народностями,  они  и  до  сихъ  поръ  еще 

представляютъ  этническ!я  группы,  вполне  заслуж иваю т^  вни- 

машя  социолога.  Приводимъ  описаше  современнаго  режима  соб­
ственности  у  двухъ  ветвей  африканскихъ  берберовъ:  у  туаре- 
говь,  Сахары  и  у  кабиловъ.

*)  Пещерные  жители.

а) 

I Ъ 

i d., 

187,  188,  194.

•)  I b id .,  194.


background image

— 198 —

III.  Собственность  у  туареговъ.

Въ  противуположность  гуанчамъ  континентальные  берберы 

не  остановились  на  первыхъ  ступеняхъ  сощальнаго  развитая. 
Мы  узнаемъ  изъ  исторш,  что  въ  рааныя  времена  они  основали 
несколько  варварскихъ  монархШ,  которыя  были  разрушены 
одна  за  другой  сначала  римскимъ  завоеватемъ,  потомъ  араб- 
скимъ  вторжещемъ.  Въ  настоящее  время  африкансше  берберы 

живутъ  племенами;  одни  изъ  этихъ  племенъ—тЬ,  которыя  за- 

нимаютъ  ВарварШскую  Африку,  лежащую  на  сЬверъ  от$>  Са­

хары,—состоять подъ  различными  чужеземными  владычествами; 
друпя,  сахарсюя  племена,  почти  независимы  и  живутъ  или 

оседлыми 8емлед*льческими обществами въоазисахъ, или жизнью 

кочевниковъ  и  скотоводовъ.  Эти  кочевыя,  всегда  более  или 
менее  разбойничьи  племена*  питаются  молокомъ  и  м^сомъ  сво­

ихъ  верблюдовъ,  овецъ  и  козъ  !);  кроме  того  они  берутъ  дань 

финиками  и  другими  продуктами  съ  покоренныхъ  ими  жите­

лей  оазисовъ.  Некоторый  изъ  М’Ьстныхъ  кочевыхъ  (fonciferement 
nomades)  племенъ  завладели  монопол1ей  провоза  товаровъ  по 
пустыне  2).  Наконецъ,  по  ту  сторону  Сахары,  на  южныхъ  бе- 
регахъ  этого  песчанаго  моря,  между  долготами  Триполи  и  Тим­
букту  туареги  живутъ  оседлыми  земледельческими  племенами.

О  туарегахъ  можно  сказать,  что  у  всЪхъ  у  нихъ  безъ  ис- 

ключешя  нравы  и  учреждешя  ихъ  расы  сохранились  гораздо 

лучше,  ч*мъ  у  варварШскихъ  кабиловъ.  Поэтому  ихъ  обще­
ственная  организащя  представляетъ  особенный  интересъ.  Обык­
новенная  ихъ организащя—монархическое  племя  съ  невольника-, 

ми, крепостными и аристократами, повинующимися общему глав*. 

Въ  способ*  передачи  верховной  власти  еще  сказываются  следы 

древняго  родослов1я  по  Матери:  умершему  вождю  насл*дуетъ 
не  сынъ  его,  а  племянникъ,  старшгй  сынъ  его  сестры  э).  Пле­
мена  сгруппированы  въ  федеращи,  но  не  вс*  племена  поль­

зуются  одинаковыми  правами:  есть  племена  крЗшостныхъ  (tribus 

serves)  и  племена  благородныхъ  (tribus  nobles),  и  только  посл*д- 
ш я  4)  имеютъ  политичесюя  права;  но  въ  ихъ  собратя  допус^

*)  Duveyrier.  T o u & reg   du  N o r d ,  220,

2)  Ib id .,  102.
3)  Ib id .,  265.

Ib id .,  329.