ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 3901
Скачиваний: 19
—
19
—
перечнемъ другихъ насекомыхъ, живущихъ, подобно муравьямъ,
промышленными общинами.
Упомяну мимоходомъ о гн’Ъздахъ термитовъ—воздушныхъ
сооружешяхъ, возвышающихся до четырехъ и пяти футовъ,
съ мир1адами камеръ, сводовъ, куполовъ и амбаровъ, напол-
ненныхъ смолой и растительнымъ клеемъ, мукой, зерномъ,
плодами и пр. T erm es m ordax, открытый въ Судан* путе-
шественникомъ Бартомъ, наваливаетъ въ свои амбары так1я
кучи зерна, что он* служатъ иногда пропитатемъ неимущимъ
неграмъ. И такъ, очевидно, что главная причина возникноветя
гнездъ термитовъ— это ж елате сохранить общественную соб
ственность, устроить надежное помещенie для запасовъ корма.—>
Колоти и ульи пчелъ не менее интересны, и я считаю необ-
ходимымъ сказать о нихъ нисколько словъ. Вс* мы знаемъ,
какъ эти умныя нас*комыя собираютъ для своихъ общинъ
медъ и цветочную пыль, какъ эта пыль сортируется и ра
складывается по ячейкамъ, построеннымъ для этой цели; какъ
друпя ячейки наполняются медомъ и снабжаются крышками
въ т*хъ случаяхъ, когда назначете ихъ содержимаго— служить
запасомъ корма; какъ пчелы уважаютъ общественную собствен
ность; какъ ячейки съ кормомъ, предназначеннымъ для еже-
дневнаго потреблешя, стоятъ постоянно открытыми, и ни одинъ
изъ гражданъ республики не возьметъ изъ нихъ больше, ч-Ьмъ
сколько ему нужно для удовлетворетя потребности данной ми
нуты, и т. д. и т. д.
Въ челов'Ьческихъ обществахъ общинный режимъ далеко
нерЪдокъ. Я буду иметь случай привести тому много приме-
ровъ. Но въ челов*ческихъ обществахъ никогда не встречается
того полнаго и безусловнаго поглощешя индивидовъ обществен
ной группой, какое мы находимъ въ муравьиныхъ городахъ и
пчелиныхъ ульяхъ, где объ индивидуальной собственности ви
димо даже не подозр£ваютъ. Здесь все, чЗшъ бы ни завлад*лъ
который нибудь изъ гражданъ, принадлежитъ и всЬмъ осталь
ными Стоитъ голодной пчел*, встретившей возвращающуюся
въ улей нагруженную добычей подругу, ударить ее слегка уси
ками по голов*, и та немедленно уделяетъ ей побратски
часть корма, сложеннаго временно въ ея желудке *). Му
равьи поступаютъ совершенно такъ же, за исключешемъ того,
*) Бю хнеръ. Т а м ъ - ж е , 367
—
20
—
что накормленный муравей считаетъ долгомъ выразить това
рищу свою признательность. «Когда муравей хочетъ есть —
говорить Гюберъ— онъ начинаетъ быстро хлопать усиками по
усикамъ муравья, отъ котораго ждетъ услуги. Вследъ затемъ
вы видите, какъ оба открываютъ рты, высовываютъ языки и
приближаются другъ къ другу, и одинъ передаетъ другому
жидкую пищу. Во время этой процедуры муравей, получаю-
лцй пищу, не перестаетъ благодарить того, который его кор
мить: непрерывно и необыкновенно быстро шевелить усиками»
и т. д. *). Ясно, что существоваше режима общественной соб
ственности у муравьевъ и у пчелъ надо считать тысячеле-
tlh m h
,
ибо— если откинуть случаи деморализацш, которую у
пчелъ, напримеръ, можно произвести, приучивши ихъ къ пьян
ству,— эти умныя насЬкомыя отличаются безусловнымъ ува-
жешемъ къ общественной собственности. Первобытный эгоизмъ
расширился у нихъ въ эгоизмъ общественный, пожалуй, даже
патрштичесшй.
Но эти, столь общительныя, одушевленный милосерд1емъ, жи-
вотныя достигли такой высокой степени циви лизацш не сразу.
Въ Mipe муравьевъ и пчелъ такъ же, какъ и въ нашемъ, есть
дигая племена. Даже и доныне некоторый породы муравьевъ
не знаютъ разделешя труда, достигшаго столь высокаго раз
витая у ихъ цивилизованныхъ родичей.
Не во всехъ муравейникахъ доброжелательный чувства,—
развитаю которыхъ такъ способствуетъ общинная жизнь му
равьевъ,—действуютъ съ одинаковой энерпей. У нихъ, какъ и
у насъ, чувства эти связаны, безъ сомнешя, съ исторической
давностью существовашя общины. У некоторыхъ племенъ въ
исполнеше общественныхъ обязанностей не вкладывается ни
какого чувства; у другихъ оне исполняются съ величайшимъ
рвешемъ. П. Гюберъ упоминаетъ объ одномъ гнезде рыжихъ
муравьевъ, въ которомъ царила необычайная гармошя. Муравьи
то и дело кормили, ласкали другъ друга, дружески носили
одинъ другого съ места на место а).
То же можно сказать и о пчелахъ. Пчелиная порода темъ
цивилизованнее, архитектура ея ульевъ темъ соверщеннее, раз-
делете труда въ общине тЬмъ больше развито, чемъ длиннее
*) П. Гюберъ. F o u r i n i s i n d i g e n e s , 159.
2) Ibid, 153.
—
21
—
былъ срокъ культурнаго состояшя расы. По словамъ Бэтса, ни
у одной изъ американскихъ пчелиныхъ породъ строительное
искусство не достигло той высокой степени развитая, какую
мы находимъ у европейскихъ пчелъ.— Сверхъ того существуютъ
породы съ остатками дикости. У пчелъ, живущихъ въ оди
ночку и вследств1е того не подвергавшихся вл1яшю обществен
ной жизни, самки работаютъ столько же и даже больше сам-
цовъ; то же самое у шмелей и у осъ. Съ другой стороны
какъ и американсюя мелипоны (M elip ona s c u t e lla r is ) , такъ
и самки пчелы-каменыцика (M e g a c h ile m u ra ria ) не пошли
дальше первыхъ элементовъ ячеичной архитектуры.
Наконецъ, даже у самыхъ цивилизованныхъ пчелъ задшя
лапки матки носятъ несомненный признакъ давно прошедшаго
равенства; я говорю о необходимомъ аттрибуте пчелы-работ
ницы— о «корзиночкахъ», въ которыхъ она носитъ цветочную
пыль. Этотъ остатокъ прошлаго служить безспорнымъ подтверж-
дешемъ низкаго происхождешя пчелиной матки.
V\ О воровстве и о ревности.
Не выходя за пределы намеченной мною цели, я закончу
эту главу несколькими соображешями экспериментально-психо-
логическаго характера. Если существенная функцгя нервныхъ
центровъ—хранить отпечатки совергаенныхъ индивидомъ дей
ствуй, то неизбежно образъ жизни создаетъ инстинкты и нравы.
И действительно, мы видели, что общежитедьныя свойства
бываютъ у животныхъ темъ развитее, чемъ строже былъ у
нихъ режимъ общественной собственности. Но, разъ возник-
ппя, те или друпя наклонности могутъ проявляться раэлич-
нымъ образомъ.
У огромнаго множества породъ животныхъ инстинктъ само-
сохранетя, предусмотрительность на долпе сроки, порождаетъ,
какъ мы это заметили, любовь къ собственности. Но наклон
ность къ присвоетю, весьма похвальная, когда цель ея— со
хранение индивида, семьи или группы, легко вырождается въ
другую— наклонность къ воровству, безконечно распространен
ную у животныхъ и, какъ известно, довольно обыкновенную
и у людей.
Муравьи и пчелы, доходяпця до щепетильности въ своемъ
уваженш къ общественному имуществу своей общины, присваи-
—
22
—
ваютъ имущество другихъ общинъ безъ всякаго сгЬснешя. Из
вестно, что и во многихъ, мало или вовсе нецивиливованныхъ
человеческихъ обществахъ, воровство является обыденной, хо
дячей моралью. Мы видели, что у некоторыхъ породъ му-
равьевъ вся жизнь проходить въ хищническихъ набегахъ.
Пчелы не занимаются военнымъ грабежемъ, какъ это делаютъ
муравьи, но мнопя изъ нихъ преспокойно живуть мелкимъ во-
ровствомъ, на счетъ чужихъ ульевъ. Вы видите, какъ такая
пчела старается обмануть бдительность часовыхъ, проскольз
нуть тайкомъ въ чужую общину и наполнить желудокъ чу-
жимъ добромъ. Случается, что пчелы прибегаютъ и къ откры
тому грабежу: засевъ небольшою кучкой по близости чужого
улья, оне стерегутъ и грабятъ пчелъ, возвращающихся домой
съ добычей. Съ своей стороны пчелы-часовые не пускаютъ въ
свой улей чужихъ пчелъ; выведенныя изъ терпешя воровскими
поползноветями бродягъ, оне даже преследуютъ и стараются
убить ихъ ,). Въ этомъ отношенш пчелы делаютъ то же, что
делалось во многихъ человеческихъ обществахъ, где воровство
считалось величайшимъ изъ преступлетй и искупалось только
смертью.
Между темъ грабежъ и воровство у животныхъ— явлешя
самыя обыкновенныя: это неизбежныя последств1я борьбы за
существоваше. Любовь къ воровству, какъ и любовь къ на-
коплешю, возникаетъ изъ инстинкта присвоешя. Первая есть
лишь такое его проявлете, которое вредно въ общественномъ
смысле. Вороны, о которыхъ я уже упоминалъ, какъ о край-
нихъ собственникахъ, грабятъ собственность другихъ птицъ
безъ зазретя совести: оне нападаютъ на гнезда грачей и по-
хищаютъ ихъ нтенцовъ, которые затемъ идутъ въ кормъ ихъ
собственнымъ детямъ.
Собаки отличаются высоко развитымъ чувствомъ собствен
ности; это то ихъ свойство и повволяетъ человеку утилизиро
вать ихъ, какъ верныхъ стражей; но оно же порождаетъ на
клонность къ воровству. Любопытно въ этомъ отношенш, что,
перенявъ отъ человека некоторую долю его нравственныхъ по-
нятШ, собака воруетъ обыкновенно съ полнымъ сознатемъ всей
недозволительности своего поступка, какъ это ясно показываешь
ея поведен!е въ тЬхъ случаяхъ, когда ее ловятъ на месте пре-
*) Бю хнеръ. Т а м ъ - ж е , 370, 369, 390.
—
23
—
ступлешя. Но по собачьимъ понятаямъ воровство предосуди
тельно только тогда, * когда оно практикуется въ ущербъ хо
зяину. Между собою собаки не церемонятся, и сильнейшая
преспокойно отнимаешь кость у слабейшей.
Именно благодаря своему тесному родству съ инстинктомъ
самосохранешя инстинктъ присвоешя легко порождаешь эгоисти-
честя чувства и страсти: скупость, которая есть ни больше,
ни меньше, какъ гипертроф1я любви къ накоплетю, и зависть—
результатъ той же преувеличенной, доходящей до алчности,
жажды собственности. Съ темъ же глубокимъ и могуществен-
нымъ инстинктомъ присвоен1я связаны и существенные эле
менты половой ревности.
Проследимъ причины ревности у животныхъ. Какъ и для
всехъ хищниковъ, для собаки въ дикомъ состоянш единствен-
нымъ средствомъ существоватя была охота. На добычу, ко
торою ей удавалось завладеть, она естественно смотрела, какъ
на свою собственность, и энергично оберегала ее отъ граби-
тельскихъ поползновенШ своихъ соперниковъ. Даже и поныне
всякая попытка отнять кость у «друга человека», который
держитъ ее въ зубахъ, сопряжена съ рискомъ. Въ такихъ слу-
чаяхъ даже самыя смирныя собаки нередко становятся свире-
иыми—возвращаются къ состоянию дикости. Но инстинктъ при
своешя проявляется у собаки не только по отношенш къ по
лучаемому отъ хозяина съестному. Въ собачьемъ уме онъ зна
чительно расширился и обнимаетъ собою стада, домъ ^хозяина,
наконецъ его самого и его ласки. Не разъ случалось, что со
баки жестоко кусали детей, которыхъ осмеливались ласкать при
нихъ; другихъ собакъ съ более нежной натурой та же при
чина доводила до меланхолш и добровольной голодной смерти *).
Это те же два главные вида ревности, которые мы нахо-
димъ и у человека: ревность, которая мститъ, и ревность
страдающая. Въ предшествующемъ моемъ трудЬ 2) я докавалъ
обильными свидетельствами, что въ обществахъ дикарей жен
щина составляетъ для мужа такую же собственность, какъ и
всякое другое имущество, что все ея проступки противъ супру
жеской верности караются не во имя оскорбленной нравствен
ности, а во имя нарушенной собственности.
Эспинасъ. S o c i e t y a n i m a l e e , 181.
2) L E ’ v o l u t i o n d u m a r i a g e .