ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4001
Скачиваний: 20
—
29
—
и такимъ образомъ несутъ, въ род* того, какъ чшпйцы носятъ
свои пончо.
Въ этомъ оригинальномъ убранств* они возвращаются къ
своимъ, и начинается д*лежъ. Д*лежъ производится методиче
ски: какой нибудь старикъ беретъ мясо, р*жетъ его, тонкими
ломтями, чуть-чуть поджариваетъ на огн*, бормоча при этомъ
кагая-то слова, и зат*мъ раздаетъ голодной толп*. Въ такихъ
случаяхъ ФуэджШцы возвышаются иногда—правда, р*дко— до
понятая накоплешя и въ случа* избытка пищи часть ея зака-
пываютъ въ песокъ про запасъ, совершенно такъ, какъ это д*-
лаютъ животныя ‘), наприм*ръ, собаки.
Фуэдж]'йцы не им*ютъ, повидимому, ни мал*шаго понят1я
о личной собственности. «Если», говорить Дарвинъ, «которому
нибудь изъ нихъ дать кусокъ ткани, онъ разорветъ его на
части, и каждый возьметъ свою часть». Никто не см*етъ ко
пить и становиться богаче своего сос*да а). Впрочемъ, ту соб
ственность, которая у нихъ въ ходу propriete toleree,— на-
прим*ръ, семейную, — они, повидимому, уважаютъ, по край
ней м*р*, въ обыкновенное время. «Если», говорить Дарвинъ
въ другомъ м*ст* «подарокъ, предназначавшейся для одной лод
ки, падаль подл* другой, его немедленно передавали законнымъ
влад*льцамъ> 3). Не чуждо имъ и понятое обм*на или тор
говли. Разъ Дарвинъ далъ фуэджШцу большой гвоздь—ц*н-
ный подарокъ для огнеземельца— и тотъ немедленно взялъ дв*
рыбы и по далъ ихъ въ обм*нъ на конц* копья 4). Впрочемъ,
ташя привычки могли быть переняты огнеземельцами отъ ев-
ропейскихъ мореплавателей.
Въ общемъ въ этихъ зачаточныхъ обществахъ—посл*днихъ
образчикахъ первобытнаго состоятя, черезъ которое должны
были пройти вс* челов*честя расы—понят1е собственности
только еще зарождается. Какой-нибудь веддахъ или бупгаеиъ
отстаиваютъ свои права собственности только на т* предметы,
которыми влад*ютъ въ данную минуту, на пищу, которую
добыли съ такимъ трудомъ. Но фуэджШцы им*ютъ, повиди
мому, кашя-то притязашя на влад*ше тою территор1ей, гд*
они влачатъ свое зв*риное существовате, и у вс*хъ перво-
*) Дарвинъ. Т аи ъ же, 230.
2) Ibid., 247.
3) I b i d , 245
4) Дарвинъ. Т аиъ же, 245.
—
30
—
бытныхъ людей замечаются уже несомненные признаки суще-
ствовашя известной солидарности, безъ которой былъ бы не-
вовможенъ дальнейппй общественный прогрессъ.
Т е несколько типовъ человечества, которые я назвалъ,
занимаютъ последнюю ступень въ iepapxiH человеческой расы.
Даже самыя нивппя иэъ расъ или вернее изъ обществъ, ко
торый намъ предстоитъ теперь изследовать, успели выйти изъ
анархическаго состояшя орды и образовать более или менее
организованныя этничесшя единицы или племена, которыя
часто подразделяются на кланы, подчиняющееся традищоннымъ
правиламъ. Следуетъ заметить, что въ пер1одъ вышеуказанной
общественной стадш — стадш племени — право собственности
облекается у всехъ расъ въ приблизительно одинаковую форму,
заслуживающую особаго разсмотрешя.
III. Собственность въ Австралш.
Представляя массу общихъ чертъ, несомненно доказываю-
щихъ общность происхождешя, различныя группы меланезцевъ
достигли весьма раэнообразныхъ степеней общественнаго раз-
вит1я. Наиболее отсталыми были несчастные тасмашйцы; са
мыми цивилизованными были или даже и поныне являются
витШцы и ново-каледонцы. АвстралШцы занимали середину
между первыми и вторыми. Но чисто республикански режимъ
первобытнаго племени встречается только у австралШцевъ.
Тасмашйцы, стоявппе по развитш> нисколько не выше фу-
зджШцевъ, имели уже однако строго отграниченныя охотничьи
территорш, и вторжешя чуждыхъ расъ въ эти территорш от
ражались вооруженною силой
О нравахъ и обычаяхъ и во
обще объ общественномъ устройстве этой расы, такъ варвар
ски уничтоженной англШскими колонистами, мы имеемъ, впро-
чемъ, лишь самые скудныя сведешя. Несколько больше по
счастливилось намъ относительно туземцевъ Австралш, близко
приближающихся къ тасмашйцамъ.
Общественная организащя австралШцевъ отличается уже
значительной сложностью. Они образуютъ племена, иодраэде-
ляюпцяся на кланы, и управляемыя целымъ кодексомъ тради-
щонныхъ обычаевъ, имеющихъ силу закона. Самая характер
*) Бонвикъ. D a i l y l i f e a n d o r i g i n o f t h e T a s m a n i a n s , 83.
—
31
—
ная черта нравовъ первобытнаго племени заключается въ об-
щинномъ режим*. Въ своемъ предшествующемъ труд* я опи-
салъ практикуемый некоторыми австралШскими племенами об
щинный бракъ, въ силу котораго вс* мужчины одного клана
считаются по праву рождешя мужьями вс*хъ женщинъ дру
гого. По этому я не стану теперь возвращаться къ атому
предмету; скажу только, что общинный режимъ распростра
няется на все и что если ему подчинены женщины, то един
ственно какъ предметы собственности.
Въ Австралш система клана повсеместна *), и все члены
каждаго клана тесно солидарны между собою: все обязаны
помогать другъ другу и мстить другъ за друга; все равны;
не существуетъ никакихъ различШ, кроме различШ, вытекаю*
щихъ изъ личныхъ качествъ, действительныхъ или предпола
гаемых^. силы, опытности, сверхъестественнаго могущества
въ роде способности управлять ветрами а) и бурями, припи
сываемой разнымъ колдуна. Но каждый слепо, почти инстин
ктивно следуетъ обычаямъ, определяющимъ, часто до посдед-
нихъ мелочей, все действия человека.
Какъ въ Тасманш, такъ и въ Австралш, существуютъ строго
ограниченный охотничьи территорш, на которыя не допуска
ются мародеры. Такъ, напримеръ, яйца черныхъ лебедей съ
того или другого острова составляюсь исключительную соб
ственность определенной группы или клана. Если бы кому-ни
будь изъ постороннихъ вздумалось завладеть такими яйцами,
ему пришлось бы иметь дело съ законными владельцами 3).
Но яйца принадлежать всемъ членамъ владеющей ими группы.
Клаву принадлежитъ верховное право собственности на все
предметы и это въ высшей степени естественно, такъ какъ
все члены каждаго клана имеютъ одинъ и тотъ же тотемъ
и состоять въ родстве между собою 4). Въ силу этой еди
нокровности все принадлежитъ всемъ, и одежда, и домашняя
утварь, напримеръ, быстро переходятъ иэъ рукъ въ руки.
Каждый членъ клана обезпеченъ, какъ мы это сейчасъ уви-
димъ, хотя и строго ограниченнымъ, но все же правомъ охо
титься на территорш клана, такъ и правомъ на определенную
*) T he Folklore of the au stralian A borigenea (A delaide, 1879), 11.
9) Файзонъ и Гоуиттъ. K a m i l a r o i a n d K u r n a i , 232.
*) I b i d. 226.
*) T h e F o l k l o r e e t c . , 11.
—
32
—
долю съ’Ьстныхъ припасовъ ’). Женщины—даже и тогда, когда
он* не составляютъ общественной собственности— охотно пред-
лагаютъ или пром*ниваютъ себя въ силу обычая, зав-Ьщаннаго
предашемъ а).
Есть однако предметы, на которые известное право личной
собственности признается. Въ числе такихъ предметовъ на
первомъ м*стЪ стоить оружхе, затЪмъ украшетя и некоторый
вещи изъ домашней утвари. Тутъ мы видимъ самое возникно-
веше, p u n c tu m sa lie n s, индивидуальнаго присвоешя. Со смертью
владельца т а т я привилегированныя вещи переходятъ иногда
къ ближайшимъ родственникамъ согласно правиламъ, о кото-
рыхъ я буду говорить ниже; но чаще ихъ зарываютъ въ землю
или сжигаютъ вместе съ покойниконъ, иногда же просто вы-
кидываютъ или ломаютъ 3). Этотъ обычай погребальнаго уни-
чтожешя вещей встречается у самыхъ равнообразныхъ расъ,
и многими наблюдателями ему приписывалось черезчуръ санти
ментальное значеше. Высказывалось то предположеше, что
родственники умершаго, движимые чувствомъ утонченной де
ликатности, не желали извлекать выгодъ изъ смерти близкаго
человека; но такого рода тонкости незнакомы даже и самымъ
цивилизованнымъ людямъ. Я думаю, что въ Европе не было
примера, чюбы родственники умершаго. какъ бы искренно ни
оплакивали они его смерть, отказались всл*дств1е избытка де
ликатности отъ оставленнаго имъ наследства. Предполагали
еще, что австралйцы жертвовали въ такихъ случая хъ ценными
для нихъ вещами только потому, что вещи эти служили бы
для нихъ горестнымъ напоминашемъ о дорогомъ существе. Но
вся эта слащавая чувствительность неизвестна первобытнымъ
людямъ, въ особенности австрал
1
Йцамъ, которые такъ мало бо
ятся воспоминашй о своихъ мертвецахъ, что нередко оставля-
ютъ себе различныя части ихъ скелетовъ, напримеръ, черепа.
Возможно только одно объяснеше этому своеобразному безко-
рыстш при погребеши— объяснеше весьма простое и къ тому
же оправдываемое другими однородными наблюдешями. По по-
нят1ямъ большинства дикарей такое пустое со бь те, какъ смерть,
не нарушаетъ серьевнымъ образомъ хода человеческой жизни.
Файзонъ и Г оуиттъ. Т атъ же, 249.
*) Ibid, 52.
в) T h e F o l k l o r e e t c 59, 88, 90—Фабаонъ и Гоуиттъ Т аиъ же, 245.
—
33
—
По ихъ м нетю покойникъ только облекается въ несколько
болфе воздушную форму тени и въ такомъ виде скрывается
на время въ какое-то неизвестное, отдаленное место, располо
женное где-то за горой, или на острове, пли въ море и т. п.,
где и продолжаетъ вести свое посмертное существовате, пред
ставляющее точный сколокъ съ его прежней жизни. Не мо-
жетъ быть ничего естественнее, какъ снабдить путника для
такого опаснаго загрибнаго странств!я всемъ, что можетъ быть
ему полезно или прштно. Обычай сожжешя трупа, имеющШ
вообще целью раздвоить умершаго, освободить его тень отъ
ставшаго бе8Полезнымъ и неподвижнымъ тела, и общШ всемъ
дикимъ народамъ, логически применяется къ оружш, одежде
и украшетямъ покойнаго. Полинезцы, которые не сжигали
своихъ мертвецовъ, погребали съ теломъ умершаго и его ору-
ж1е, причемъ непременно ломали его, чтобы убить *). По ихъ
поштямъ безъ этой последней меры тени предметовъ, необ-
ходимыхъ покойнику, не могли бы быть утилизированы въ за
гробной жизни тенью ихъ владельца.
Ясно, что это то же самое ребяческое разсуждете, которое
побуждало нашихъ предковъ каменнаго века ломать топоры,
то же зарывавпиеся въ землю вместе съ мертвецами. Некото
рые celtae роскоши, найденные въ tumuli Морбигана, были
поломаны умышленно. Здесь мы имеемъ передъ собою одинъ
изъ техъ,
довольно многочисленныхъ случаевъ, когда совре
менная этнограф1я—живая доисторическая эпоха— освещаетъ
эпоху мертвую.
Я только-что сказалъ, что въ силу действующего въ агстра-
лШскихъ кланахъ коммунистическаго режима каждый членъ
семейной ассощащи (а кланъ есть не что иное, какъ большая
семья а), имеетъ право на известную долю съестныхъ припа-
совъ; но действ!е этого права не предоставлено случайности, а
строго определено и ограничено. Народы цивилизованные, под
чиняющееся писанымъ законамъ, вообще склонны предполагать,
что въ обществахъ дикарей каждый делаетъ, что хочетъ. Очень
В08М0ЖН0,
что это верно—и, повидимому, это и действительно
верно относительно техъ расъ, которыя остановились на по
следней ступени человеческой iepapxin. У фуэджШцевъ, на-
*) Ш . Летурно. Sociologie, liv, III, ch. IV, p. 257 (2-e edition).
a) Ш. Летурно. L’E v o l n t i o n d u m a r i a g e e t de l a f a m i l l e .