Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3905

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

24

 

И  такъ,  два  конца  ц*пи  у  насъ  въ  рукахъ;  теперь  въ  ос­

нов*  нашей  половой  ревности—этого  грызущаго  и  эгоистиче-

 

скаго  чувства,  не  поддающагося  никакой,  даже  самой  утончен­
ной,  культур*— намъ  будетъ  нетрудно  распознать  духовный

 

отголосокъ  инстинкта  присвоены  ’).  Терзаясь  муками  ревно­
сти,  Отелло  Шекспира  вполн*  основательно  восклицаетъ:  «При­

рода  не  облекается  въ  такую  омрачающую  страсть  безъ  ка­
кого  нибудь  предчувств

1

я.  Не  слова  потрясаютъ  меня»  (сцена

 

X I).  И  когда,  осл*п ленный  страстью,  «чудовищемъ  съ  зеле­

ными  глазами»,  Отелло  душить  Дездемону,  страсть  его  есть

 

та  же,  только  прошедшая  длинный  рядъ  в*ковъ  и  покол*шй,

 

животная  страсть,  которой  повинуется  волкъ,  отнимающей  у

 

другого  волка  свою  добычу.

Я   кончилъ.  Перечисленныхъ  мною  фактовъ  вполн*  доста­

точно  для  доказательства  того,  что,  съ  одной  стороны,  ин-

 

стинктъ  собственности  является  лишь  одною  изъ  формъ  тиран-

 

ническаго  инстинкта  самосохранешя,  и  съ  другой,  что  разно­
образные  виды  присвоетя,  зам*чаюпцеся  въ  челов*ческихъ

 

обществахъ,  встречаются  и  у  животныхъ,  но  только  въ  откро-

 

венномъ,  неприкрашенномъ  вид*,  что  значительно  облегчаетъ

 

намъ  изсл*доваше  лежащихъ  въ  ихъ  основ*  психическихъ  по-

 

буждешй  и  бросаетъ  н*который  св*тъ  на  глубошя  пружины

 

жизни  челов*ка.

ГЛАВА  И.

Собственность  у  первобытныхъ  ордъ  и  племенъ.

I. 

С обствен н ость   и  п о л и т и ч еск а я   о р ган и зац 1я.— Ч е­

тыре  стад in  развитая.

*)  Редакф я  не  можетъ  согласиться  съ  этимъ  мн'Ьшемъ.  ЗдЪсь  лежитъ  за ­

блуждение,  состоящее  в ъ   ложномъ  и  давно  опровергнутомъ  метод*—распро- 
странешя  истинъ,  добытыхъ  въ  области  низшей—на  область  высшую.  Р ев ­
ность  у  человека  обусловливается  сложными  и  часто  весьма  высокими  психи­
ческими  свойствами:  мать,  тоскующая  о  томъ,  что  ея  сынъ  не  отвФчаетъ  ея 
любви  и  платитъ  холодностью  аа  ея  заб оты ,—женщина,  замечающая,  что  ея 
мужъ  увлекается  другою,  и  вноситъ  разладъ  въ   душевную  и  матер1альную 
жизнь  семьи  и  д'Ьтей,—наконецъ,  индивидуализафя  чувства,  не  позволяющая 

полюбить  другого  или  другую,  не  имФетъ  почти  ничего  общаго  съ  инстинк- 
томъ собственности.  Конечно,  и  у  человека можетъ,  рядомъ  съ  этимъ,  быть  и 
низшая  животпая  ревность,  какъ  и  вообще  скотск1я  чувства',  но  говоря  о  че- 

ловЪческихъ  чувствахъ,  надо  брать  т*,  которыя  только  ему  принадлеж ать

Р е д .


background image

 

25

 

II.  С обственн ость  у  ан а р хи ч еск и хъ   о р д ъ .— Челов-Ьче-

 

сшя  расы,  стояпця  по  развивю  общественности  ниже  му-

 

равьевъ.—Первобытные  дикари  Борнео. — Веддахи  Цейлона.—

 

Бушмены. — Общественность  бушменовъ. — ФуэджШцы.  — Соб­
ственность  у  фуэджШцевъ.— Чувство  солидарности  у  фуэджШ-

 

цевъ.— Отсутств1е  личной  собственности.

III.  С обств ен н ость   въ  А в с т р а л ш .— АвстралШскШкланъ.

 

Охотничьи  территорш.  —  P u n ctu m   s a lie n s   индивидуальная

 

присвоешя.  —  Почему  предметы  личной  собственности  уничто­

жаются  со  смертью  владельца.  —  Крайняя  регламентация.  —

 

Отсутств1е  понятая  накоплешя.  —  Регламентащя  по  распреде­

л е н а   пищи  у  курнаевъ.— Право  собственности  на  девушекъ.—

 

Своеобразный  point  d’honneur  нарриньерскихъ женщинъ.— Сме­

шанное  родство  семейнаго  клана.  —  Девушки  —  общественная

 

собственность.— Коммунизмъ  въ  Австралш.— Существуетъ-ли

 

въ  Австралш  личная  собственность?

IV.  С обств ен н ость   у  ж ивотны хъ   и  первобы тн ы хъ

 

лю дей.  —  Мног1я  животныя  предусмотрительнее  первобытнаго

 

человека.— Прожорливость  первобытнаго  чоловека.— Первобыт­

ная  солидарность.— Отсутствие  искусственныхъ  жилищъ  у  не-

 

которыхъ  дикарей.— Ручныя  издел1я  и  личная  собственность.

I.  Собственность  н  политическая  организад1я.

Приступая  къ  обширному  предмету,  который  я  взялся  раз-

 

смотреть  въ  этой  книге,  я  долженъ  прежде  всего  озаботиться

 

о  такомъ  плане  изложешя,  который  былъ-бы  одновременно  и

 

логиченъ,  и  согласовался  бы  съ  главными  фазами  развитая  соб­

ственности.  Фазы  развитая  собственности  соответствуют  фа-

 

замъ  политическая  развитая.  Действительно,  значеше  права

 

собственности  настолько  важно,  что  каждое  глубокое  изменеще

 

въ  сощадьномъ  устройстве  неизбежно  отзывается  на  немъ  и

 

часто  даже  само  представляетъ  лишь  необходимое  последств1е

 

новаго  способа  понимашя  собственности.

И  такъ,  я  разсмотрю  собственность:  1)  у  ордъ,  не  вышед-

 

ишхъ  еще  изъ  состояшя  анархш,  2)  у  племенъ,  обладающихъ

 

уже  некоторой  организащей,  но  все  еще  республиканскихъ,

 

3)  у  группъ,  съ  более  дифференцированнымъ  общественнымъ

 

устройствомъ,  имеющихъ  уже  аристократию,  часто  невольни-

 

ковъ,  почти  всегда  монархическаго  главу  и  4)  въ  крупныхъ

 

первобытныхъ  монарх1яхъ.


background image

 

26

 

Эти  четыре  главныя  стадш  обнимаютъ  собою  какъ  все

 

цветныя  расы—т4,  которыя  мы,  быть  можешь,  черевчуръ  пре~

 

зрительно  называемъ  низшими— такъ  и  большинство  белыхъ.

 

Темъ  не  менее,  такъ  какъ  белыя  расы  пошли  дальше  въ  по-

 

литическомъ  и  сощальномъ  развитш,  значитительно  расширивъ

 

последтя  его  фазы,  то  я  разсмотрю  ихъ  особо,  чтобы  иметь

 

возможность  проследить  за  ними,  начиная  съ  ихъ  первобыт-

 

наго  состояшя  дикости  или  варварства  и  до  новейшихъ  вре-

 

иенъ,  не  прерывая  въ  то  же  время  нити  изложешя  и  не  разъе­
диняя  весьма  скромныхъ  окончательныхъ  результатовъ,  къ  ко-

 

торымъ  оне  пришли.

II.  Собственность  у  анархичесвихъ  ордъ.

Беглая  экскурсия  въ  область  животнаго  царства,  которую

 

мы  только-что  сделали,  показала  намъ  главные  способы  при-

 

своетя,  существующде  въ  различныхъ  человеческихъ  обще­
ствахъ;  кроме  того  мы  констатировали,  что  некоторый  породы

 

животныхъ  съумЪли  въ  совершенстве  организовать  обществен­
ную  собственность.  Въ  этомъ  отношенш,  какъ  мы  сейчасъ  уви-

 

димъ,  многимъ  человеческимъ  обществамъ далеко до муравьевъ.

 

Наиболее  отсталыя  изъ  дикихъ  племенъ  понимаютъ  собствен­

ность  не  лучше  обезьянъ.  Весьма  вероятно  то  предположете,

 

что  некоторымъ  малочисленнымъ  и  безусловно  низшимъ  чело­
веческимъ  расамъ,  остановившимся  или  вернувшимся  на  самую

 

низкую  ступень  общественной  жизни,  совершенно  чуждо  такое

 

грубое,  присущее  даже  животнымъ,  поняие,  какъ  охотничья

 

территор1я.  Причина  этого  очень  проста:  для  того,  чтобы  за­
ставить  уважать  границы  своего  участка,  собственники  должны

 

или  обладать  большою  личной  силой,  подобно  крупнейшимъ  изъ

 

дикихъ  зверей,  или  представлять  достаточно  многочисленную

 

и  обладающую  инстинктами  солидарности  группу.

Ни  того,  ни  другого  иаъ  этихъ  двухъ  условШ  не  суще­

ствуешь  у  некоторыхъ  дикарей,  бродящихъ  по  центральнымъ

 

лесамъ  Борнео  семьями,  по  большей  части  зверообразными,

 

хотя  и  единобрачными.  Подобные  дикимъ  зверямъ,  они  бродятъ

 

по  девственнымъ  лесамъ,  похищая  самокъ  и  совокупляясь  съ

 

ними  где  нибудь  въ  чаще;  по  ночамъ  они  находясь  прпотъ

 

подъ  какимъ  нибудь  болыпимъ  деревомъ,  зажигаютъ  костеръ,

 

чтобъ  отогнать  дикихъ  зверей;  детей  подвешиваюсь  на  ветки.

 

Родители — мужчина  и  женщина,  соединивппеся  такимъ  обра-


background image

 

27

 

зомъ,  разстаются  обыкновенно,  какъ  только  дети  подростутъ

 

настолько,  чтобы  добывать  пищу  собствевными  силами  *).

Таковы,  по  описашямъ  путешествеаниковъ,  веддахи  Цей-

 

лонскихъ  лесовъ,  настолько  неразвитые,  что  въ  ихъ  язык*  не

 

существуетъ  названш  чиселъ  2).

Къ  этимъ  аз1атцамъ,  занимающимъ  середину  между  круп­

ными  обезьянами  и  человекомъ,  приближаются  бушмены  Юж­

ной  Африки,  живушДе  охотой,  а  чаще  грабежемъ  стадъ  каф-

 

ровъ,  готтентотовъ  или  белыхъ.  Не  имея  ни  домовъ,  ни  вообще

 

искусственныхъ  жилищъ,  ни  стадъ,  они  бродятъ  небольшими

 

ордами  въ  постоянныхъ  поискахъ  за  добычей,  часто  служа  въ

 

свою  очередь  предметомъ  охоты;  на  исключительное  обладаше

 

охотничьими  территор1ями  они,  такъ  же,  какъ  и  негритосы

 

Борнео  и  Цейлона,  не  имеюсь,  невидимому,  никакихъ  притя-

 

зашй.  Но  по  природ*  челов^къ  такое  общественное  животное,

 

что  уже  бушменамъ  не  чужды  доброта  и  даже  великодуопе.

 

Такъ,  у  нихъ  существуетъ  обычай  делить  между  членами  орды

 

всю  захватываемую  пищу,  и  если,  напримеръ,  который  нибудь

 

изъ  нихъ  получа;етъ  пищу  въ  подарокъ,  то,  по  словамъ  Моф-

 

фата,  онъ  угощаетъ  своихъ  друзей,  а  себе  оставляетъ  самую

 

маленькую  часть.  Мало  того:  иногда  такая  природная  доброта

 

проявляется  по  отношение  къ  белымъ,  а  мы  знаемъ,  что  по

 

отношенш  къ  чуждой  расе  человеколюб1е  и  доброжелательность

 

у  людей  вообще  не  въ  ходу.  Моффатъ  разсказываетъ,  что  когда

 

въ  одно  изъ  его  путешествШ  у  него  вышли  съестные  при­

пасы  и  ему  грозила  голодная  смерть,  его  спасло  великодупйе

 

одной  бушменки,  накормившей  его  муравьиными  личинками—

 

актъ  человеколюб!я,  вызвавппй  живое  чувство  признательности

 

въ  душе  мисс1онера 3).

Приближаясь  довольно  близко  къ  обиженнымъ  судьбою  буш­

менамъ,  фуэдж1йцы  или  огнеземельцы  все-же  несколько  раз­
витее  последнихъ.  Они  уже  умеютъ  делать  лодки  изъ  древес­
ной  коры,  которыя  они,  впрочемъ,  нисколько  не  усовершен­
ствовали  съ  XV II  века;  умеютъ  строить  грубые  коничесше

 

шалаши  изъ  сучьевъ;  сучья  они  вколачиваютъ  въ  яемлю,  а  про­
межутки  затыкаютъ  листьями,  дерномъ,  кожами  и  т.  п.  Въ

 

такую  первобытную  хижину  фуэджШцы  набиваются  по  пяти  и

г)

  Д.  Лёббокъ.  O r i g .  c i v i l . ,   9.

2)  R e v u e   b r i t a n n i q u e ,   a v r i l   1876.
3)  Мо«®атъ.  V i n g t - t r o i e   a n a   d a n s   l’A f r i q u e   a u e t r a l e ,   38,  39,  42.


background image

 

28

 

по  шести  душъ  и  располагаются  прямо  на  земле,  какъ  свиньи

 

въ  хлеву  ’).  Питаются  они  преимущественно  раковинами;  пус-

 

тыя-же  раковины  складываютъ  въ  кучи  въ  вид*  «кухонныхъ

 

остатковъ»,  «кьёккенмёддинговъ»,  какъ  это  делали  наши  от­
даленные  доисторическ1е  предки.  Будучи  нисколько  многочис­
леннее  ордъ  бушменовъ,  бродяч1я  орды  фуэджШцевъ  все-же

 

очень  малочисленны.  О  правахъ  собственности  они  имеютъ  уже

 

однако  довольно  точное  понятое.

Дарвинъ  склоняется  къ  тому  мнешю,  что  фуэджШцы  уеди­

няются  небольшими  группами  и  что  одна  группа  отделяетъ

 

себя  отъ  другой  определенными  границами:  пустошами,  боло­
тами,  и  т.  п.,  что  заставляетъ  предполагать  у  нихъ  некоторое

 

понятое  объ  охотничьихъ  или  вернее  рыболовныхъ  территор1яхъ,

 

присваиваемыхъ  и  охраняемыхъ  отдельными  группами  а).  Тер-

 

риторш  эти  должны быть  довольно  обширны,  ибо  по  самому  роду

 

ихъ  питашя  фуэдж]‘йцамъ  приходится  постоянно  перекочевы­

вать  съ  места  на  место;  впрочемъ  черезъ  известные  проме­

жутки  времени  они  возвращаются  на  старыя  места,  о  чемъ

 

свидетельствуюсь  выростаюпця  на  этихъ  местахъ  огромныя

 

кучи  раковинъ,  бывающая  иногда  по  нескольку  тоннъ  весомъ3).

Заботы  о  завтрашнемъ  дне,  предусмотрительности—фуэд­

жШцы  почти  не  знаютъ.  Случится  имъ  убить  тюленя  —  они

 

наедаются,  не  помышляя  о  будущемъ.  Выпадетъли  имъ  на

 

долю  довольно  редкое  счастье  найти,  хотя-бы  даже  немного  тро-

 

иувппйся,  трупъ  выброшеннаго  на  берегъ  кита— они  налетаютъ

 

на  него,  какъ  стоя  коршуновъ;  это  у  нихъ  настоящей  праяд-

 

никъ  4).  Но  даже  и  въ  дни  пиршествъ  фуэджШцы  проявляютъ

 

инстинкты  солидарности.  Въ  перюды  голодовокъ,— а  так1е  пе-

 

ршды  выдаются  не  редко—каждая  орда  разсылаетъ  равведчи-

 

ковъ  на  поиски  за  всемъ,  что  можетъ  идти  въ  пищу.  Если

 

посланнымъ  посчастливится  найти  трупъ  кита,  возвращеше  ихъ

 

въ  родной  лагерь  служить  поводомъ  къ  интимнымъ  сценамъ,

 

заключающимъ  въ  себе  нечто  грубо-патр1архальное.  Разведчики

 

начинаютъ  съ  того,  что  отрываютъ  отъ  трупа  болмше  куски

 

мяса;  затемъ,  чтобы  облегчить  себе  переноску,  протыкаютъ  въ

 

каждомъ  куске  по  большой  дыре,  надеваютъ  его  на  голову

*)  Дарвинъ.  V o y a g e   d’u n   n a t u r a l i s t e ,   228,  229.

2)  I b i d ,   236.
3)  Тамъ  же,  228.

Бпйронъ.  H is t .  u n i v .   v o y .,  II,  449.