ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 4063
Скачиваний: 7
иска actio de modo agri (иск о размере земли), по которому взыскивалась двойная
цена недостающего количества земли.
197. In iure cessio. Этот способ перенесения права собственности представлял собой
мнимый судебный процесс: судебный процесс о собственности был приспособлен
для цели перенесения права собственности (Гай. 2. 24. 96).
В качестве мнимого судебного процесса этот способ был доступен только лицам,
допускавшимся к участию в римском процессе. Приобретатель требовал вещь,
которую он приобретал, утверждая, что она принадлежит ему, отчуждатель не
защищался или признавал право истца. Претор, перед которым осуществлялась эта
процедура, в производстве in iure констатировал право истца и выдавал акт,
подтверждающий волю сторон.
198. Traditio (передача). В качестве способа перенесения права собственности
традиция была усвоена правом народов - ius gentium - как составной частью
римского права. Традиция состояла в передаче фактического владения вещью от
отчуждателя приобретателю. Передача эта была выполнением предварительного
соглашения обеих сторон о том, что собственность переносится одним лицом на
другое. В классическом праве применение традиции к res mancipi приводило к
приобретению не квиритской, а лишь преторской бонитарной собственности (п. 193).
Возможно, что в древности традиция требовала дополнительно еще истечения
г о д о в о г о д а в н о с т н о г о с р о к а д л я п е р е н е с е н и я п р а в а с о б с т в е н н о с т и . В
послеклассическое время традиция вытеснила старые формальные способы и стала
единственным способом передачи собственности.
Вероятно также, что первоначально традиция была реальной, торжественной
сделкой. Отчуждатель - tradens, передающий - действительно и публично совершал
п е р е д а ч у в е щ и п р и о б р е т а т е л ю - a c c i p i e n s . В в е д е н и е в о б о р о т н е д в и ж и м ы х
имуществ, а также тех способов передачи владения, которые ограничивались
обозрением передаваемого участка, обменом заявлений сторон и передачей планов,
постепенно сгладило реальный характер передачи как акта. В классическом праве
были известны и несколько упрощенные формы традиции: traditio longa manu,
traditio brevi manu, constitutum possessorium, которые были дополнены вручением
д о к у м е н т а в п р а в е Ю с т и н и а н а ( п . 1 7 2 ) . О н и п р и р а в н и в а л и с ь к т р а д и ц и и в
собственном смысле слова.
Для перенесения права собственности при помощи traditio имело значение основание
(iusta causa possessionis), по которому передача совершалась. Этим основанием
должна была быть взаимная воля сторон отчуждать и приобрести вещь. Она должна
была предшествовать передаче вещи, и последняя была лишь заключающим актом.
Н о д л я р и м л я н э т о т п р е д ш е с т в у ю щ и й ц е л е в о й а к т с о г л а с о в а н и я в с е г д а
представлялся в форме одной из существующих сделок: продажи, дарения, отказа
и др., объясняющих и мотивирующих волю и цель сторон перенести собственность.
Наличия одной из таких сделок было достаточно для юридического действия
традиции. Такая сделка, лежащая в основании приобретения владения, носила
название iustus titulus (законный титул) (см. п. 203).
Itaque si tibi vestem vel aurum vel argentum tradidero sive ex venditionis causa sive ex
donationis sive quavis alia ex causa, statim tua fit ea res, si modo ego eius dominus sim
(Гай. 2. 20).
(Таким образом, если я передал тебе одежду, или золото, или серебро на основании
продажи, или по дарению, или по какому-либо другому основанию, эта вещь тотчас
становится твоей, если только я ее собственник.)
Павел и Ульпиан строго держались требования целевого назначения передачи и
требовали, чтобы поставленная цель была достигнута.
(1) Nunquam nuda traditio transferi dominium, sed ita, si venditio aut aliqua iusta causa
praecesserit propter quam traditio sequeretur (D. 41. 1. 31. pr.).
(1) Никогда голая (одна) передача не переносит собственности, но только в тех
случаях, если ей предшествует продажа или какое-либо законное основание, в силу
которого последовала передача.
(2) Si ego pecuniam tibi quasi donaturus dedero, tu quasi mutuam accipias, Iulianus
scribit donationem non esse; sed an mutua sit, videndum, et puto necmutuam esse
magisque nummos accipientis non fieri, cum alia opinione acceperit (D. 12. 1. 18. pr.).
(2) Если я передам тебе деньги, намереваясь как бы подарить их, а ты принимаешь
их как бы в заем, Юлиан пишет, что не существует дарения, но относительно займа
следует рассмотреть обстоятельства, а я (Ульпиан) полагаю, что нет и займа, и тем
более монеты не становятся собственностью принявшего, так как он принял (их) с
другим намерением.
Восторжествовало, однако, мнение Юлиана, согласно которому традиция переносит
право собственности на приобретателя и при недостаточности iusta causa. Правда,
отчуждатель мог в этом случае вытребовать переданную вещь посредством иска о
недолжном или неосновательном перенесении права - condictio indebiti, condictio sine
causa, но все же право собственности переходило окончательно.
Cum in corpus quidem quod traditur consentiamus, in causis vero dissentiamus, non
animadverto, cur inefficax sit traditio, veluti si ego credam me ex testamento tibi
obligatum esse, ut fundum tradam, tu existimes ex stipulatu tibi eum deberi, nam et si
pecuniam numeratam tibi tradam donandi gratia, tu eam quasi creditam accipias, constat
proprietatem ad te transire nec impedimento esse, quod circa causam dandi atque
accipiendi dissenserimus (D. 41. 1. 36).
(Когда мы согласны в отношении по крайней мере предмета, который передается, но
расходимся в основаниях, то я не усматриваю, почему была бы недействительной
передача, например, если я буду думать, что я обязан передать имение тебе на
основании завещания, ты же будешь думать, что тебе должны по стипуляции. Ведь
если я передам тебе определенную сумму в качестве подарка, а ты примешь ее как
бы в кредит, известно, что собственность переходит к тебе и (этому) не препятствует
то, что мы разойдемся относительно основания дачи и принятия.)
Доктрина Юлиана базировалась на старом формализме, но в то же время имела то
п р е и м у щ е с т в о , ч т о о н а д а в а л а с д е л к а м б о л ь ш у ю о б е с п е ч е н н о с т ь .
Предоставлявшийся Юлианом личный иск (condictio) против приобретателя вещи по
традиции, которая оказалась лишенной iusta causa, не мог быть предъявлен против
последующих приобретателей вещи и не колебал прав, которые были на нее
установлены в обороте.
Б ы в а л и п р и т р а д и ц и и с л у ч а и , к о г д а п р и о б р е т е н и е п р а в а с о б с т в е н н о с т и
откладывалось до времени более позднего, чем момент физической передачи. Так,
при продаже неуплата цены или непредоставление соответствующих гарантий,
ненаступление срока или условия могли задерживать по особому соглашению
переход собственности, хотя приобретатель - accipiens уже фактически владел
вещью. Ясно, что в течение этого неопределенного времени последний не мог
перенести на других больше прав, чем имел сам.
Если приобретатель движимой вещи знал о недостатке основания передачи и все-
таки воспользовался ею, то он совершал кражу, и опороченная таким образом вещь
не переходила в его собственность (D. 47. 2. 43. pr.).
В отдельных случаях традиция являлась ничтожной в силу того, что ее causa
противоречила закону или установленному порядку, например при запрещенном
дарении между супругами или при дарении, не оформленном протокольным актом,
предписанным императорскими законами.
Как сказано выше, передающий (tradens) должен был быть собственником или быть
управомочен на передачу собственности (например, залогоприниматель). Если
отчуждатель после совершения традиции приобретет потом на нее собственность или
действительный собственник унаследует имущество передавшего, то традиция не
с т а н о в и т с я с а м а п о с е б е д е й с т в и т е л ь н о й , т а к к а к в н а ч а л е , п р и п е р е д а ч е ,
о т с у т с т в о в а л о п р а в о м о ч и е н а е е с о в е р ш е н и е . О д н а к о п р е т о р о к а з ы в а л
приобретателю содействие, предоставляя ему против предъявленного к нему иска
возражение о продаже и передаче вещи (exceptio rei venditae et traditae).
§ 63. Приобретение права собственности на плоды
199. Плоды, с момента отделения от плодоприносящей вещи (separatio), т.е. с того
момента, с которого плоды становятся отдельной вещью, принадлежали только
собственнику последней. Однако допускались исключения в пользу носителей
некоторых прав на вещь, например, в пользу пожизненных плодопользователей (п.
221). От них требовалось, однако, чтобы плоды были собраны (perceptio).
О с о б ы е п р а в и л а б ы л и в ы р а б о т а н ы о т н о с и т е л ь н о п р и о б р е т е н и я п л о д о в
добросовестным владельцем (п. 157). Первоначально он приобретал по давности
все плоды после их отделения, кроме собранных в течение процесса, возникшего по
поводу его владения после момента litis contestatio. Расходы, произведенные им на
в з р а щ и в а н и е п л о д о в , с о о б р а з о в а н и е и х с в о з м о ж н ы м и д о х о д а м и , р а с т у щ е е
признание добросовестности главным фактором нормального приобретения
собственности - все это привело юристов-классиков в начале империи к признанию
за добросовестными владельцами права собственности на плоды:
... bonae fidei possessor in percipiendis fructibus id iuris habet, quod dominis praediorum
tributum est (D. 22. 1. 25. 1).
(... в отношении собирания плодов добросовестному владельцу принадлежит то
право, какое предоставлено собственникам участков.)
Имеется, однако, прямое указание, что с момента передачи дела на рассмотрение
судьи владение может признаваться только недобросовестным:
...et praedoni quidem ratio a die invasi loci usque ad exitum litis habeatur; ei vero, qui
simpliciter tenet, ex eo quo re in iudicium deducta scientiam malae possessionis accepit
(C. Theod. 4. 18. 1.).
(...разбойнику расчет (плодов) ведется, конечно, со дня захвата земли до исхода
спора; тому же, кто просто держит, - с того дня, когда, в силу передачи дела судье,
он получил сознание о недобросовестности владения.)
Здесь захватчику противополагается лицо, держащее землю без отягчающих
обстоятельств (simpliciter), следовательно, добросовестное. Знание о передаче дела
в с у д , с л е д о в а т е л ь н о , о с п о р н о с т и е г о в л а д е н и я , п р е в р а щ а е т т а к о е л и ц о в
недобросовестного владельца без каких-либо прав на плоды (но, конечно, для
в о з н и к н о в е н и я о т в е т с т в е н н о с т и з а п л о д ы н е о б х о д и м о , ч т о б ы с у д п р и з н а л
основательным предъявляемый к нему иск).
Ответственность такого владельца не распространяется, однако, на потребленные
плоды по указанным выше (п. 157) соображениям защиты интересов сельского
хозяйства (зачет потребленных плодов в счет расходов эксплуатации).
Si vero bona fide possessor fuerit, non habetur ratio (consumptorum neque non
perceptorum), post inchoatam autem petitionem etiam illorum ratio habetur, qui culpa
possessoris percepti non sunt vel percepti consumpti sunt (I. 4. 17. 2).
(Если кто добросовестно сделается владельцем, не предъявляется расчет ни
потребленных, ни несобранных плодов, после начатия процесса расчет ведется на
т е п л о д ы , к о т о р ы е п о в и н е н е б ы л и с о б р а н ы и л и , б у д у ч и с о б р а н ы , б ы л и
потреблены.)
В праве Юстиниана момент прекращения добросовестного владения был отнесен к
самому началу процесса, неразделяемого уже на две стадии, после чего ставился
вопрос о вине владельца в отношении неснятых или потребленных плодов.
§ 64. Спецификация
200. Под этим именем разумелось изготовление новой вещи (nova species) из одной
или нескольких других. Юридическое затруднение возникало, когда создатель
новой вещи воспользовался материалом, принадлежавшим другому лицу.
Юристы-сабинианцы, последователи стоиков, по учению которых материал (materia)
д о м и н и р у е т н а д ф о р м о й , д е р ж а л и с ь в о з з р е н и я , ч т о с о б с т в е н н и к м а т е р и а л а
оставался собственником вещи и в ее новом виде. Прокулианцы, следуя Аристотелю
и перипатетикам, считали форму доминирующей и существенной, тогда как материя
была вещью побочной, придаточной и несуществующей, пока не получит формы.
Поэтому новая вещь принадлежит на правах собственности своему создателю,
собственник же материала имеет к последнему actio furti (иск из воровства об уплате
штрафа) и condictio furtiva (о возвращении владения), а при невозможности возврата
- об уплате вознаграждения (Гай. 2. 79 и D. 13. 1. 8).
В п р а в е Ю с т и н и а н а в о з о б л а д а л о с р е д н е е м н е н и е , п о к о т о р о м у н о в а я в е щ ь
принадлежит собственнику материала или спецификатору, в зависимости от того,
может ли она быть обращена в прежнюю форму или нет. По праву Юстиниана
спецификатор становился всегда собственником новой вещи, если он к чужому
материалу прибавил частично и свой собственный.
Конечно, и при таком решении спецификатор обязан возместить собственнику
с т о и м о с т ь п е р е р а б о т а н н о г о м а т е р и а л а . Я в л я л а с ь л и д о б р о с о в е с т н о с т ь
с п е ц и ф и к а т о р а у с л о в и е м п р и о б р е т е н и я п р а в а с о б с т в е н н о с т и , и с т о ч н и к и н е
указывают.
§ 65. Оккупация
201. Под оккупацией (occupatio) разумелось присвоение и завладение вещами с
н а м е р е н и е м у д е р ж а т ь и х з а с о б о й . О н а о б о с н о в ы в а л а п р а в о с о б с т в е н н о с т и
захватчика и распространялась на все бесхозяйные вещи согласно принципу,
выраженному в законах XII таблиц - res nullius cedit primo occupanti - бесхозяйная
вещь следует за первым захватившим. Вещи, принадлежавшие всем, - res omnium
c o m m u n e s - б ы л и г л а в н ы м и о б ъ е к т а м и д л я т а к о г о з а х в а т а - п у т е м о х о т ы ,
рыболовства и птицеводства. Сюда относились появившиеся в море острова, а
также камни, раковины и т.п., находимые на морском берегу или его дне, дикие
звери в их естественном состоянии свободы, независимо от того, как последовало
овладение ими. Римское право не признавало за собственником земельного участка
исключительного права охоты на этом участке, которое мешало бы таким захватам.
Наконец, сюда относились вещи, брошенные прежним собственником, - res derelictae
(D. 41. 1. 1. 5). Вражеское имущество считалось бесхозяйным и могло быть
предметом оккупации, но не все. Утверждение Гая, что римлянин особенно считал
своим то, что взято им у врагов, является лишь воспоминанием о древнейших
временах; в исторические времена военная добыча принадлежала государству (D.
4 8 . 1 3 . 1 5 ) . С о л д а т ы п о л у ч а л и в с о б с т в е н н о с т ь л и ш ь ч а с т ь д о б ы ч и ,
предоставлявшуюся им полководцами.
К оккупации приравнивался захват морского берега или дна путем застройки и
установления ограждений.
§ 66. Клад
202. Под кладом - thesaurus - понималась всякая ценность, которая была где-
нибудь сокрыта так давно, что после открытия нельзя уже найти ее собственника.
Если такое сокровище было найдено на чьей-либо земле, то с II в. н.э. половину
клада получал находчик, а другую - владелец земли. Между ними возникала общая
собственность (1. 2. 1. 39). Тогда же было установлено, что находка на священном
или погребальном месте принадлежала находчику целиком. Позднее половина шла в
п о л ь з у ф и с к а . Е с л и н а х о д ч и к п р о и з в о д и л р о з ы с к и к л а д а б е з р а з р е ш е н и я
собственника земли, то последний получал все.
За поиски путем колдовства находчик лишался всяких прав, а найденное поступало
в пользу фиска.
§ 67. Приобретательная давность
2 0 3 . U s u c a p i o . П р и о б р е т а т е л ь н а я д а в н о с т ь е с т ь п р и о б р е т е н и е л и ц о м п р а в а
собственности в силу того, что это лицо провладело (при наличии известных
условий) вещью в продолжение известного времени. Старое цивильное право знало
приобретательную давность в виде usucapio, для которой требовалось владение
д в и ж и м о й в е щ ь ю в т е ч е н и е г о д а , а н е д в и ж и м о й в т е ч е н и е д в у х л е т - с л е д
двухпольного ведения сельского хозяйства. К недвижимостям юристы приравняли
позднее и возведенные на земле постройки. Не требовалось ни законного основания
владения, ни добросовестности владельца. Однако издавна из общего правила
было допущено исключение для ворованных вещей. Приобретение их по давности
было запрещено законами XII таблиц, а позднее законом Атиния III в. до н.э.
Законом Плавтия (70 г. до н.э.) было воспрещено приобретение собственности по
давности на движимые и недвижимые вещи, захваченные насильственно.
Законы XII таблиц исключали из действия давности место погребения - forum
sepulcri, а также res mancipi самостоятельной женщины, переданные ею без
разрешения опекуна - sine auctoritate tutoris. В дальнейшем развитии давность была
подчинена требованию iusta causa possessionis - справедливое основание владения.
Под ним понималось iustum initium possessionis - правомерное начало владения, т.е.
законный способ (титул), которым владелец начал свое владение (D. 41. 2. 6. pr.).
Три основания (насилие, тайное похищение и временное держание) были объявлены
неспособными приводить к собственности по давности. К требованию iusta causa
присоединилось другое требование - требование добросовестности. Владение
считалось начатым добросовестно, когда в доказательство приводился законный
титул, т.е. сделка, на основании которой было начато владение и которая только
потому не сделала владельца собственником, что собственности на вещь не имел и
другой участник сделки, отчуждатель вещи. В случае продажи добросовестность
требовалась не только в момент заключения договора, но и в момент исполнения
договора путем традиции (передачи) вещи. В итоге своего развития давность, кроме
владения, требовала наличия законного основания и добросовестности в течение
всего срока давности.
Давностный срок должен был течь непрерывно. Это требование было облегчено
допущением так называемого преемства во владении - successio possessionis,
которое позволяло наследнику воспользоваться владением наследодателя.
Coeptam usucapionem a defuncto posse et ante aditam hereditatem impleri constitutum
est (D. 41. 3. 40).
(Установлено, что давность, начатую умершим, можно закончить и раньше принятия
наследства.)
Точно так же в прижизненных сделках допускался зачет и причисление времени
владения предшественника в пользу добросовестного преемника. Это называлось
приращением во владении - accessio possessionis.
204. Longi temporis praescriptio. Приобретательная давность применялась только к
италийским землям и между римскими гражданами. Однако в провинциях, в
отношении провинциальных земель, римские правители, а затем и императорское
законодательство в борьбе с упадком земледелия и забрасыванием земель ввели
институт исковой погасительной давности. Он был основан на эллинистическом
принципе, что нельзя сохранить за собою право, которое долго оставалось в
пренебрежении. Новому институту дали процессуальное название praescriptio longi
temporis.
Прескрипцией называлась приписка в начале формулы иска. В данном случае в
ф о р м у л е и с к а о б и с т р е б о в а н и и в е щ и д е л а л а с ь п р и п и с к а , в к о т о р о й с у д ь е
предлагалось претором освободить ответчика, провладевшего недвижимостью
десять лет, если прежний собственник жил в одной с ним провинции, и двадцать
лет, если они жили в разных провинциях, без различия движимых и недвижимых
вещей. Требовалось только основание, оправдывающее вступление во владение.
Юриспруденция распространила на эту давность требование доброй совести и
законного титула владения. Будучи сначала средством защиты против исков
нерачительного собственника, десять или двадцать лет не владевшего своей
вещью, такое владение затем приобрело значение особого основания для иска (а не
только возражения) со стороны давностного владельца, который мог вытребовать
себе вещь, даже если она потом попадала во владение прежнего нерадивого