Файл: Римское Право (учебник)pdf.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 4033

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

46 

Но  даже  при  его  добросовестности  легкомыслие,  с  которым  он  затеял  процесс,  влекло  для  него 
штрафное  наказание.  Так,  в  случае  предъявления иска  об  обидах  оправданный  ответчик,  в  свою 
очередь мог преследовать своего обвинителя, даже если он был добросовестным, и заставить его 
уплатить себе десятую часть того, что требовалось с него первоначально (Гай. 4.177-180). 

В византийском праве штрафы, как и относящиеся к ним правила классического права, почти 

совершенно исчезли. При Юстиниане сохранился только штраф в двойном размере по отношению 
к  отрицающему  ответчику  -  mfitian-do  crescit  in  duplum,  особенно,  когда  иск  входил  в 
определенную  категорию  привилегированных  требований,  например,  в  пользу  церковных  и 
богоугодных  учреждений  (1.4.16.1;  3.  27.  7).  Исчезновение  штрафов  объясняется  заменой  их 
возложением на проигравшую сторону судебных издержек. 
 
 

Глава 8 

ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТУ ПРАВ 

 
 

§ 30. Значение времени в праве 

94.  Правосозндательиое  и  погашающее  действие  времени.

  Время  в  некоторых  случаях 

создает правовую защиту фактическому положению, превращает факт в право, создает право, но 
оно же и погашает право. Время дает право одному и отнимает у другого. 

Иногда  право  возникало  потому,  что  долго  осуществлялось  соответствующее  ему  положение 

вещей — отсюда приобретательная давность, дающая владельцу право собственности 

(см. п. 203).

 

Право  утрачивалось,  когда  оно  долго  не  осуществлялось  —  отсюда  погасительная  давность  для 
исков. 

95. Незапамятное время.

 От давности отличалось незапамятное время (vetustas). 

Если наличное положение вещей существовало так давно, что живущее поколение не помнит 

иного, оно имело за себя презумпцию правомерности. 

Это правило выражено в источниках применительно к сервитутам (п. 217): 

in summa tria sunt per quae inferior locus superiori servt, lex, natura loci, vetustas: quae semper 
pro  lege  habetur  (D.  39,  3.  2.  pr.).  -  В 

итоге  существуют  три  основания,  по  которым 

нижележащий участок служит вышележащему: закон, характер местности, незапамятная 
давность, которая всегда считается за закон. 

Незапамятное  время  не  устанавливало  права  вновь,  а  лишь  служило  доказательством  давнего 

существования  данного  права.  Это  имело  то  значение,  что  не  только  самое  право,  но  и  все 
производные от него и установленные ранее права сохраняли силу. Ссылка на vetustas допускалась 
в следующих случаях: общие дороги соседних участков признавались общественными, если была 
установлена  vetustas  общего  пользования,  древний  водопровод  считали  проложенным  на  ос-
новании сервитутного права, старые плотины охранялись iure facti. 

Scaevola  respondit  solere  eos  qui  iuri  dicundo  praesunt  tueri  ductus  aguae  quibus  auctoritatem 
vetustas daret, tametsi  ius non probaretur   (D. 39. 3. 26). - 

Сцевола ответил, что руководители 

правосудия  обыкновенно  охраняют  водопроводы,  которым  дает  значение  незапамятная 
давность, хотя право не доказано. 

96.

  Исчисление  времени.

  Различалось:  а)  заранее  известное,  календарное  время,  которое 

определяется по календарю, например, майские календы такого-то года от основания города (т.е. 
Рима); б) подвижное время, когда срок определяется истечением времени от известного события, 
например,  определение  совершеннолетия:  совершеннолетие  наступает,  когда  истечет  опреде-
ленный период со времени рождения. 

Исчисление  времени  возможно  двоякое:  a)  computatio  naturalis,  когда  счет  ведется  точно  от 

момента  того  дня,  когда  совершилось  событие,  до  соответствующего  момента  дня  истечения 
срока.  Например,  maior  aetas  (25-летие)  наступает  в  час,  соответствующий  часу  рождения;  б) 
computatio civilis, когда во внимание не берутся меньшие деления времени, чем день. 


background image

 

47 

Первым  днем  считается  день  события  (от  полуночи  до  полуночи);  последний  определяется 

различно; при приобретении права срок кончается с наступлением последнего дня, а при потере 
права  срок  истекает  в  последний  момент  последнего  дня.  Год  считался  в  365  дней,  месяц  — 
неопределенно, преимущественно в 30 дней. 

При  исчислении  некоторых  сроков,  не  свыше  года,  не  принимается  в  расчет  время,  когда 

данное  лицо  по  уважительным  причинам  не  могло  совершить  известного  действия,  требуемого 
законом  (вчинение  иска).  Такими  уважительными  причинами  считались  плен,  исполнение 
государственных  поручений,  нерозыск  ответчика.  Время,  исчисляемое  так,  называлось  tempos 
utile, в противоположность непрерывному счету, tempus continuum. 

 

§ 31. Исковая давность 

97.  Понятие  исковой  давности.

  Исковая  давность  означает  погашение  возможности 

процессуальной защиты права вследствие того, что в течение известного времени такая защита не 
была осуществлена заинтересованным лицом. 

Классическое  право  исковой  давности  в  этом  смысле,  т.е.  погашения  процессуальных  прав 

вследствие  хозяйственной  и  правовой  бездеятельности  управомоченного  лица  в  течение 
установленного законом времени, не  знало. Классическое право знало лишь законные сроки для 
некоторых  исков.  Их  отличие  от  исковой  давности  в  том,  что  при  законном  сроке  само  право 
действует  лишь  в  течение  определенного  времени;  например,  поручительство  (в  некоторых  его 
формах, см. п. 445) действует только в течение двух лет, после чего автоматически погашается. А 
при исковой давности право, установленное в принципе бессрочно, погашается бездеятельностью 
управомоченного лица. При исковой давности, когда бездеятельность не могла быть поставлена в 
вину, допускались перерыв и приостановление этой давности, невозможные при срочных исках. 

В  V  в.  была  введена  исковая  давность  почти  для  всех  личных  исков  и  исков  на  вещи.  При 

Юстиниане все иски подлежали давности и назывались actiones perpetuae, если погашались через 
30 лет, и actiones temporales, если сроки погашения были короче, другими словами, сглажено было 
различие между срочностью и давностью. 

Нае  autem  actiones  annis  triginta  continuis  extinguantur,  quae  perpetuae  videbantur,  поп  illae 
quae antiquitus fixis temporibus limitantur (C. 7. 39. 3.2). - 

Эти иски погашаются в течение 30 

последовательных  лет  и  они  считались  постоянными,  но  не  те,  которые  издревле 
ограничиваются определенными сроками. 

98. Начало течения исковой давности.

 Условия исковой давности касались ее начала, течения 

и  действия.  Начало  течения  устанавливалось  с  момента  возникновения  искового  притязания,  в 
частности: 

(1)  При  праве  собственности  и  других  правах  на  вещи  —  с  момента  нарушения  кем-либо 

господства лица над вещью. 

(2)  При  обязательствах  не  делать  чего-либо  —  когда  обязанный  субъект  совершал  действие, 

противоположное принятой обязанности. 

(3)  При  обязательствах  что-либо  сделать  —  когда  возникала  возможность  немедленно 

требовать исполнения обязанности от обязанного. 

Общий  срок  исковой  давности  установлен  Юстинианом  в  30  лет,  но  были  и  другие  сроки. 

Течение  давности  прерывали:  предъявление  иска,  признание  требований  обязанным  лицом. 
Перерыв исковой давности приводил к тому, что истекшее время более не шло в счет; течение же 
давности  начиналось  снова.  Приостановление  исковой  давности  означало,  что  ее  течение 
временно  приостанавливается  по  какой-нибудь  причине;  например,  ввиду  несовершеннолетия 
лица, либо юридических препятствий для предъявления иска, например, до составления инвентаря 
наследства  (п.  267).  Устранение  этих  оснований  возобновляло  течение  исковой  давности,  а 
истекшее до приостановления время зачитывалось в общий срок давности. 

99.  Действие  исковой  давности.

  По  истечении  исковой  давности  ответчик  имел  право 

противопоставить эксцепцию всякой попытке истца осуществить судебным порядком погашенные 
давностью  притязания.  Однако  судья  по  собственной  инициативе  не  учитывал  давности,  если 
этого не требовало обязанное лицо. Действие этой эксцепции было таково: 


background image

 

48 

(1) Если притязание было основано на праве на вещь, то эксцепция уничтожала только данное 

требование из этого права; самое же право продолжало существовать. 

(2) Действие исковой давности и законных сроков на обязательственные права не совсем ясно. 
Источники  признают,  что,  по  истечении  законного  срока,  уплата  долга  является  уплатой 

недолжного,  так  что  возникает  condictio  indebiti;  наоборот,  залоговое  право  продолжает 
существовать  по  истечении  давности  для  главного  обязательства,  пока  не  истечет  давность  для 
залогового права (D. 44. 2. 29). 

100.  Давность  эксцепции.

  По  общему  правилу,  действие  исковой  давности  не 

распространялось на эксцепции (так .как эксцепцию можно заявить лишь, когда будет предъявлен 
иск), кроме случаев, когда лицо могло по поводу своего права предъявить и иск, и эксцепцию и 
пренебрегло правом предъявления иска. 

 
 

Глава 9  

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА 

 

§ 32. Категории лиц 

101.  Субъекты  прав.

  Лицами,  или  субъектами  прав,  были  в  Риме  как  отдельные  люди  — 

физические лица, так и объединения физических лиц  (род, цех, корпорация) или независимые от 
них учреждения — юридические лица. 

Однако  не  все  люди  признавались  субъектами  прав,  и,  хотя  круг  правоспособных  людей  и 

объем  правоспособности  отдельных  групп  населения  последовательно  расширялись  в  ходе 
истории  римского  государства,  однако  признание  правоспособности  каждого  человека,  хотя  бы 
только в области частноправовых отношений, никогда не стало принципом римского права. Этого 
не  допускал  рабовладельческий  характер  римского  государства,  неизбежно  превращавший 
правоспособность в привилегию определенных слоев населения. Основные черты экономического 
и политического развития Рима, переход от республики к империи, сначала в форме принципата, а 
затем — домината (монархии неограниченной), а равно возникновение в период домината новых 
форм  эксплуатации  труда,  наряду  с  сохранением  рабства,  обусловили,  наряду  с  расширением 
правоспособности одних групп населения, возникновение новых ограничений для других групп. 

Понятие  юридического  лица  только  зародилось  в  Риме,  и  юридические  лица  не  приобрели 

большого значения в ходе развития хозяйственной жизни Рима. 

Таким  образом,  вопрос  о  субъектах  прав  в  римском  праве  не  может  быть  изучен  без 

характеристики исторических изменений в правовом положении отдельных групп населения. 

102. Правоспособность и ее составные элементы.

 Субъект права именовался в римском праве 

persona.  Правоспособность  обозначалась  словом  caput.  Быть  правоспособным  значило  caput 
habere. 

Отдельный человек для обладании 

полной

 правоспособностью во всех областях политических, 

семейных  и  имущественных  отношений  должен  был  удовлетворять  трояким  требованиям:  а)  в 
отношении свободы: быть свободным, а не рабом; б) в отношении гражданства: принадлежать к 
числу римских граждан, а не чужеземцев; в) в семейном положении: не быть подчиненным власти 
главы семьи (patria potestas). 

Таким  образом,  caput  определялся  трояким  состоянием:  а)  состоянием  свободы  —  status 

libertatis;  б)  состоянием  гражданства  —  status  civitatis;  в)  таким  семейным  состоянием,  status 
familiae,  в  силу  которого  данное  лицо  не  подчинялось  власти  домовладыки.  Отпадение  или 
изменение  одного  из  этих  состояний,  capitis  deminutio  влекло  за  собою  и  прекращение,  либо 
изменение объема или содержания правоспособности. 

Полная  правоспособность  человека  в  области  частноправовых  отношений,  в  свою  очередь, 

складывалась из двух элементов: a) ius conubii - право вступать в регулируемый римским правом 
брак, создавать римскую семью, б)  ius  commercii — право быть субъектом всех имущественных 
правоотношений и участником соответствующих сделок. 

Правоспособность  признавалась  возникшей  в  момент  рождения  человека,  удовлетворявшего 

указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его. 

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок 

признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. 


background image

 

49 

Qui  in  utero  est,  perinde  ас  si  in  rebus  humanis  esset  custoditur,  quotiens  de  commodis  ipsius 
partus  quaeritur  (D.  1.5.7).  - 

Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во 

всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого. 

В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за зачатым, но еще не родившимся 

ребенком  признавали  право  наследования  в  имуществе  отца,  умершего  во  время  беременности 
матери (D. 38. 16. 3. 9). 

С  другой  стороны,  открытое,  но  еще  не  принятое  наследником  наследство  («лежачее 

наследство») рассматривалось, как «продолжение личности умершего»  — hereditas iacens sustinet 
personam defuncti, лежачее наследство продолжает личность умершего (ср. D. 41. 1. 34). Поэтому 
рабы были вправе в интересах наследственной массы совершать юридические действия ex persona 
defuncti, как бы продолжая осуществлять правоспособность умершего. 

103.  Свободные  и  рабы.

  Оставаясь  на  всех  стадиях  своего  развития  правом 

рабовладельческого  общества,  римское  право  признавало  правоспособными  только  свободных 
людей.  Рабы  были  не  субъектами,  а  объектами  прав.  Их  правовое  положение,  в  принципе,  не 
отличалось от положения вещей -servi res sunt (Ulpianus, Regulae. 19. 1). 

В  то  же  время  рабы  всегда  занимали  особое  положение  в  ряду  объектов  прав:  неуклонное 

проведение принципа «рабы суть вещи» оказывалось иногда особенно с развитием гражданского 
оборота,  не  согласным  с  интересами  рабовладельцев,  нередко  стремившихся  использовать  не 
только физические силы, но и умственную энергию и личную предприимчивость рабов. Поэтому 
допускались  некоторые  отступления  от  этого  принципа.  В  период  республики  за  некоторыми 
сделками  рабов  стали  признаваться  юридические  последствия  в  связи  с  практиковавшимся 
выделением  рабу  господином  имущества  в  непосредственное  управление  (так  называемый 
пекулий, см. п. 117). Идеологическим обоснованием отступлений от общего принципа «рабы суть 
вещи» служило учение юристов периода империи о том, что рабство, институт iuris gentium, т. е. 
известный  всем  народам  древнего  мира,  чуждо,  однако,  началам  естественного  права.  Ульпиан 
говорил: 

Quod  attlnet ad  ius civile  servi pro  nullis  habentur;  поп  tamen  et  iure  naturali,  quia quod ad ius 
naturale  attinet  omnes  homines  aequales  sunt  (D.  50.17.32).  -  С 

точки зрения цивильного права 

рабы  считаются  никем.  Это  не  так,  однако,  по  естественному  праву,  ибо  с  точки  зрения 
естественного права все люди равны. 

Флорентин, давая определение рабства, еще резче противополагал положительное право праву 

естественному. 

Servitus  est  constitutio  iurls  gentium  qua  quis  domlnio  alieno  contra  naturam  subiicitur  (D.  1. 
5.4.1). - 

Рабство есть установление права народов, при посредстве которого один, противно 

природе, подчиняется власти другого. 

Отсюда и такие выражения юристов, как persona servi, и основное деление людей на свободных 

и рабов: summa... divisio de jure personarum haec est, quod omnes homines aut liberi sunt aut servi — 
основное деление людей в праве — это деление всех людей на свободных и рабов. 

Но  чуждый  естественному  праву  институт  рабства  находил  себе  в  глазах  римских  юристов 

законное обоснование в войне; если законно убийство военного противника, то тем более законно 
овладение им, установление права собственности на его личность. Так, война, которая в течение 
долгого времени являлась способом приобретения рабов, служила для римских юристов и этико-
юридическим оправданием рабства. 

104. Римские граждане и чужеземцы.

  Не  всякий  свободный  человек  был  в  Риме  одинаково 

правоспособным; некоторые свободные люди были в известные периоды римской истории вовсе 
неправоспособны. 

В  древнейшие  времена  полная  правоспособность  во  всех  областях  отношений  политических, 

семейных и имущественных признавалась только за римскими гражданами — cives romani Quirites 
(происхождение  последнего  слова  не  выяснено).*  Свободный  чужеземец  не  имел  не  только 
политических прав, но и правоспособности в сфере частного права: он не признавался субъектом 
ни  семейных,  ни  имущественных  прав  и  обязанностей.  Более  того,  чужеземец  рассматривался  в 


background image

 

50 

принципе  как  враг,  hostis,  имущество  которого  могло  быть  в  любой  момент  захвачено  римским 
гражданином,  а  сам  он  обращен  в  рабство.  Но  полное  бесправие  чужеземцев  рано  пришло  в 
противоречие с интересами развивавшегося гражданского оборота, особенно с развитием внешней 
торговли Рима. 

 

*Можно  предполагать,  что  термином  Quirites  обозначалось  одно  из  древнейших  племен, 
вошедших в состав Рима. 

 

В  сфере  внешней  торговли  римскому  гражданину  приходилось  вступать  в  договоры  с 

чужеземцами, искать способов разрешения споров, которые возникали из таких договоров и т. п., 
и в первоначальный принцип бесправия чужеземцев был внесен ряд изъятий. 

Уже издревле делу охраны имущественных интересов чужеземцев, приезжавших в Рим, служил 

институт  hospitium  privatum.  Он  заключался  в  том,  что  римский  гражданин,  став 

патроном

 

чужеземца,  который  ставился  в  положение 

клиента,

  оказывал  последнему  правовую  помощь, 

совершая  в  его  интересах  сделки, защищая  его  интересы  перед  римским  судом  и  т. п.  При  этом 
патрон действовал не в качестве представителя чужеземца, а в качестве защитника его интересов, 
от  своего  имени.  Добросовестное  отношение  патрона  к  принятым  на  себя  обязанностям 
обеспечивалось  сакральным  правом:  вероломный  патрон  подвергался  высшему  наказанию:  он 
объявлялся обреченным мщению богов — sacer esto, а потому поставленным вне охраны закона. 

Другое отступление от принципа неправоспособности чужеемцев действовало искони в пользу 

латинов, latini, т. е. жителей общин Лациума, вместе с Римом входивших в состав распавшегося в 
IV в. до н.э. Латинского союза (latini veteres, latini prisci); не имея в Риме политических прав, они 
были наделены в сфере частноправовой как ius conubii, так и ius commercii, и их частноправовые 
споры разрешались в тех же судах и в том же порядке,что и споры римских граждан. 

После  того,  как  законы  Julia  и  Plautia  Papiria  I  в.  до  н.  э.  предоставили  римское  гражданство 

всему  населению  Италии,  в  положении  latini  остались  лишь  жители  отдельных  внеиталийских 
общин и иногда и целых провинций (latini coloniarii), которым latinitas, ius latini предоставлялось 
особыми актами государства. Кроме того, особую группу так называемых latini luniani составляли 
некоторые вольноотпущенники (п. 109). 

После того, как законом 212г. н.э.  римское гражданство было предоставлено всем подданным 

империи, отпадает и категория latini coloniarii; понятие latini Juniani сохраняет, однако, значение 
до Юстиниана. 

По  мере  развития  гражданского  оборота,  особенно  международной  торговли,  свободные 

чужеземцы, не принадлежавшие к числу latini, также постепенно переходят из положения hostes в 
положение  peregrini,  т.  е.  лиц,  за  которыми  признается  правоспособность,  но  правоспособность, 
отличная по содержанию и объему от римской правоспособности. 

Не  имея  политических  прав,  peregrinus  может  быть  участником  семейных  и  разнообразных 

имущественных  правоотношений,  но  специфически  римские  правовые  институты,  как  римский 
брак, mancipatio и т. п., ему закрыты. Не подведомственны praetor urbanus и частноправовые споры 
перегринов.  Для  разрешения  этих  споров  учрежден  особый  магистрат  —  praetor  peregrinus. 
Выработанные  им  правовые  положения,  развитые  и  дополненные  юристами,  постепенно  и 
образовали  ius  gentium,  как  систему  частноправовых  норм,  регулировавших  отношения 
перегринов  между  собой  и  с  римскими  гражданами 

(см.  пп.  11-12).

  Первоначально  положение 

peregrini было присвоено населению civitates foederatae, т. е. жителям тех из чужеземных об- 
щин, с которыми Рим состоял (после войны или независимо от нее) в договорных отношениях. В 
дальнейшем  в  такое  же  положение  были  поставлены  и  peregrini  dediticil,  жители  общин, 
сдавшихся на милость Рима — победителя в войне. 

После  названных  выше  законов lulia  и  Plautia  Papiria  категория  перегринов  утратила  прежнее 

значение для Италии, а после изданного в 212 г. эдикта о гражданстве для всей империи в целом: 
перегринами  стали  считаться  только  пребывающие  на  территорий  римского  государства 
неподданные  Рима,  варвары,  славяне,  германцы  и  т.п.  Кроме  того,  в  положение  перегринов