ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 4208
Скачиваний: 17
51
ставились и подданные Рима, совершившие определенные преступления, а также до VI в. н. э.
отпущенные на волю рабы, наказанные клеймением во время пребывания в рабстве.
Надо, однако, заметить, что ко времени предоставления прав гражданства всему населению
империи самое понятие peregrinitas почти утратило практическое значение в области
частноправовых отношений.
Потребности международного торгового оборота обусловили глубокое проникновение начал
iuris gentium в систему римского частного права. Став, по существу, гражданским правом
международного торгового оборота античного мира, римское право вынуждено было постепенно
признать равноправие товаровладельцев, независимо от их национальности и подданства. На
смену началу национальной исключительности, которым было пропитано право древнейшего
Рима, в период империи пришел окончательно закрепленный кодификацией Юстиниана принцип
равенства гражданский правоспособности всех свободных людей. Оставаясь условием
политической правоспособности, которая не играет, однако, сколько-нибудь важной роли в
период домината, status civitatis перестал быть условием правоспособности в сфере частного
права.
105. Семейное состояние.
Необходимым условием полной правоспособности в сфере частного
права являлось в Риме определенное семейное состояние, самостоятельность в сфере семейных
отношений.
Древнейшая римская семья, так называемая
агнатическая
семья (п. 133), представляла собою
союз людей, объединенных не кровной связью, а подчинением власти одного и того же
домовладыки — paterfamilias.
В древнейшее время только paterfamilias был носителем правоспособности в сфере частного
права — persona sui iuris; члены семьи, подчиненные власти paterfamilias (personae alieni iuris),
правоспособности в сфере частного нрава не имели. Вступая в имущественные правоотношения,
они устанавливали права не для себя, а для paterfamilias, не создавая, однако, для последнего
обязанностей.
Это последнее положение оказалось так же непримиримым с потребностями развивавшегося
гражданского оборота, как полное устранение из него рабов: значительное большинство
гражданских сделок, особенно совершаемых в торговле, направлено на установление прав и
обязанностей для обеих участвующих в сделке сторон, и никто не стал бы вступать в
соответствующие сделки с не имеющим своего имущества подвластным, если бы по этим сделкам
не становился ответственным paterfamilias последнего. И юристы стали постепенно признавать
ответственность iure natural! самих подвластных по заключенным ими в интересах paterfamilias
сделкам, а претор установил дополнительную ответственность paterfamilias по тем же сделкам (п.
117).
Параллельно с признанием юридической силы сделок, совершенных подвластными, шел и
процесс признания за ними прав на отдельные группы приобретавшихся ими 100 имуществ,
сначала на имущество, приобретенное в связи с военной службой, затем и в связи со службой
гражданской, далее на имущества, дошедшие от матери, и в праве Юстиниана paterfamilias
сохранял лишь очень ограниченные права на имущество детей. Patria potestas почти утратила свое
имущественное содержание (см. п. 145
).
Однако полная гражданская правоспособность
признается и в праве Юстиниана только за personae sue iuris.
§ 33. Правовое положение римских граждан
106. Приобретение римского гражданства.
Римское гражданство приобреталось:
(1) Рождением, причем ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а
ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Таким
образом, ребенок, рожденный от брака римских граждан, был римским гражданином, так же как
ребенок, рожденный римлянкой, не состоявшей в браке. Ребенок же, рожденный вне брака не-
римлянкой, не признавался римским гражданином, хотя бы отцом его был римский гражданин. В
целях стимулирования браков в I в. н.э. было установлено, что и ребенок, рожденный вне брака
римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский
гражданин.
Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был
гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к
моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке,
52
признается римским гражданином, если мать была гражданкой в момент его рождения, независи-
мо от ее состояния до этого момента.
(2) Освобождением римским гражданином своего раба (п. 118).
(3) Усыновлением римским гражданином чужеземца.
(4) Предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми
актами государства.
107. Положение римских граждан в публичном и в частном праве.
С точки зрения своего
правового положения римские граждане делились на две большие группы: а) свободнорожденные,
ingenui, б) освобожденные из рабства римским гражданином, вольноотпущенники, libertini,
подвергавшиеся и в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.
(1) Свободнорожденные римские граждане были носителями полной правоспособности,
политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были: а)
право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных
собраниях (ius suffragii); в) право быть избираемым в магистраты (ius honorum).
Право участвовать в народных собраниях отражалось и в структуре имени римского
гражданина. В конце периода республики и в первое время империи полное имя римского
гражданина состояло из пяти частей: а) praenomen — имя в собственном смысле слово; б) nomen
— наименование семьи или рода, к которому принадлежит данное лицо; в) указание имени отца в
родительном падеже (подобное русскому отчеству: сын такого-то); г) наименование трибы, в
составе которой носитель имени голосует в народном собрании, причем это последнее указание
сохранилось в составе полного имени и после того, как народные собрания в период империи
перестали созываться; д) прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее
других частей.
Таким образом, полное имя, например, Цицерона было- Marcus (praenomen) Tullius (nomen) M
jarci) f|ilius| Comeliana (triba) Cicero (cognomen).
He имея политических прав, женщины не имели и официального имени: они носили имя,
которое присваивалось им в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа,
под властью которого женщина состояла, в родительном падеже: дочь или жена такого-то.
В области частноправовых отношений правоспособность римского гражданина складывалась
из упомянутых выше ius conubii и ius commercii в составе которого с некоторого времени стали
особо выделять testament! factio право составлять и быть свидетелем при составлении завещания
(testament! factio activa) и право быть назначенным наследником по завещанию (testa-menti factio
passiva).
(2) Граждане, принадлежавшие к числу вольноотпущенников, libertini оставались в принципе
навсегда носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере как публичных, так и
частноправовых отношений Прежнее рабское состояние словно налагало печать на правовую
сферу человека и после вступления его в число свободных римских граждан.
В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они
не служили в римских легионах, а в I в. н э утратили и ius suffragii, почему указание трибы и не
фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни ius honorum
ни права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов.
В период империи ограничения публичных прав вольноотпущенников усилились, но в то же
время
сложился
институт
присвоения
вольноотпущенникам
полной
политической
правоспособности специальным о том постановлением императора, restitutio natalium, которая
сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права или путем присвоения
императором золотого перстня (ius aureorum).
В праве Юстиниана, когда политические права граждан давно уже утратили прежнее значение
и содержание, ограничений политических прав вольноотпущенников больше нет. Сохраняются,
однако, ограничения их правоспособности в области частноправовых отношений: воспрещаются
браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия, как до I в. были воспрещены браки
со всеми свободнорожденными. Кроме того, вольноотпущенник несет по отношению к
освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей,
построенных по типу обязанностей детей в отношении отца: вольноотпущенник обязан господину
своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью физической. Отсюда отношения
патроната между бывшим господином - патроном - и его вольноотпущенником - клиентом,
53
отношения, в которых выражается продолжающаяся эксплуатация бывшего раба.
Правоотношения, составляющие в совокупности патронат могут быть сведены к трем группам:
a) obsequium - совокупность личных и имущественных, семейного характера, прав патрона (право
домашнего суда над клиентом и др.); б) орегае - обязанность вольноотпущенника оказывать
патрону личные услуги (п. 447); в) bona - взаимная обязанность вольноотпущенника и патрона
помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты; к этому присоединялось также
право патрона наследовать по закону после вольноотпущенника, не оставившего нисходящих и
умершего без завещания.
Отношения патроната отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника: он
носил обыкновенно praenomen и nomen патрона, указывая и имя последнего в родительном падеже
в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в cognomen. Так, освобожденный
Цицероном раб Гермодор именовался: Marcus Tullius Marci libertus Hermodoms
Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал
против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью, а также в случаях, когда патрон
пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на орегае.
Императорская restitutio natalium также устраняла частноправовую связь патрона с клиентом,
почему и предоставлялась обыкновенно императором не иначе, как с согласия патрона.
108. Утрата римского гразвданства.
Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще
всего с утратой свободы (capitis deminutio maxima). Основанием к утрате гражданином свободы
был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Однако если захваченный в плен и обращенный в
рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической фикции, postliminium, ius
postlimimi, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни
отдельных своих прав.
В древнейшие времена гражданин мог быть при некоторых обстоятельствах продан в рабство,
однако не иначе как за границу, trans Tiberim, ибо до периода империи считали, что гражданин не
мог стать рабом на территории римского государства. Так, магистрат имел право продать в
рабство за границу дезертира или гражданина, уклонившегося от ценза, обокраденный мог
продать вора, кредитор - несостоятельного должника.
Эти основания утраты римского гражданства впоследствии отпали, но на их месте появилось
обращение в рабство в связи с наказаниями, налагавшимися за некоторые тяжкие преступления.
Так, в период республики становился рабом гражданин, приговоренный к aquae et ignis interdictio;
в период империи - лица, приговоренные к бессрочным каторжным работам или ссылке.
Гражданин мог и сам отказаться от прав гражданства, и притом только гражданства (capitis
deminutio media), перейдя, например, в число латинов в целях получения земель, раздававшихся
латинам, населявшим колонии и т.п.
До последнего столетия республики не существовало ни особого суда, ни особого порядка
разрешения споров о гражданстве. По-видимому, такие споры разрешались магистратом в
административном порядке. В конце республики законом Papia (которому, вероятно,
предшествовали другие законы в той же области) был учрежден особый суд для разрешения
споров о гражданстве.
В период империи негражданин, выдававший себя за римского гражданина карался смертной
казнью.
Спор о принадлежности гражданина к числу mgenui или libertini разрешался в порядке особой
преторской actio praeiudicialis.
Закон Visellea 24г.
н.э. установил
уголовную
ответственность
вольноотпущенника,
выдававшего себя за свободнорожденного.
§ 34. Правовое положение latini
109 Возникновение правового положения latini.
Как уже указано, latini это прежде всего,
54
древнейшие жители Лациума и их потомство, latini veteres, latini prisci Но правовое положение
latini есть и некоторая юридическая категория - latinitas, которая предоставлялась иногда и не-
жителям Лациума. Уже Латинский союз возводил в правовое положение latini население
отдельных италийских общин за пределами Лациума. После того. как в I в. до н. э. римское
гражданство было распространено на всю Италию, в правовом положении latini осталось
население внеиталийских общин или целых провинции, которым latinitas была предоставлена
особыми актами римского государства.
Наконец, существуют еще две категории latini. Это лица, освобожденные из рабства
господином-латином, а со времени закона Lex lunia Norbana (19 г. до н э) также и лица,
освобожденные из рабства, при определенных условиях, римским гражданином и несколько
ограничиваемые в правоспособности и после перехода их в число свободных людей.
Таким образом, правовое положение latini приобретается:
а) рождением, причем действует правило, однородное с установленным для приобретения
рождением римского гражданства: ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок,
рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери;
б) присвоением правового положения латина актом государственной власти;
в) добровольным переходом римского гражданина в число latini в целях приобретения земель,
раздаваемых населению колонии;
г) освобождением из рабства господином - латином или римлянином - при
условиях
предусмотренных законом lunia Norbana.
110. Положение laihi в публичном и в частном нраве.
Правовое положение latini не вполне
одинаково, в зависимости от того принадлежат ли они к числу latini veteres, к числу latini coloniarii
или latini Iuniam.
В сфеpe публичного права все латины, не имея ни права служить в римских легионах, ни ius
honorum, пользовались, однако, правом участвовать и голосовать, во время пребывания в Риме, в
римских народных собраниях.
Это право было пережитком своеобразного правила, в силу которого в древнейшие времена
каждый житель общины, входившей в состав Латинского союза , имел ius suffragii во всех
остальных общинах, входивших в союз.
В сфере частноправовой большинство latini veteres, наиболее близких римлянам и по
историческому происхождению и по культуре, имели как ius conubii, так и ius commercii.
Остальные латины, не имея ius conubii, имели ius commercii, которое, однако, ограничивалось для
latini luniani. Об этой категории латинов говорили: «живут как свободные, умирают как рабы» —
vivunt ut liberi, moriuntur ut servi; они не вправе были составлять завещаний, в их имуществе не
допускалось и наследование по закону: после смерти лица, принадлежавшего к числу latini luniani,
все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как
если бы это имущество принадлежало господину всегда (iure peculii) (см. п. 117), без обременения
господина имущественными обязательствами умершего. Имущественные споры всех латинов
разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.
111. Приобретение римского гражданства.
Переход из состояния латина в состояние
римского гражданина был относительно прост. Латины приобретали римское гражданство либо а)
в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных
обстоятельствах римское гражданство, либо б) в силу специальных актов государства, наделявших
правами гражданства отдельных латинов или целые группы их. Так, издревле римское
гражданство присваивалось latini veteres, переселившимся в Рим. Так как это правило влекло за
собою сокращение населения городов Лациума, то применение его было с некоторых пор
ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жительства латина. Упразднение же
в I в. до н. э. правила о приобретении гражданства latini veteres, переселившимися в Рим, стало
одним из поводов к войне, которая привела к присвоению римского гражданства всему населению
Италии. До этого времени права римского гражданства приобретали также и латины, занимавшие
в своих общинах должности магистратов или сенаторов. Latini luniani наделялись правами
римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности
дорог, поставок римскому государству и т.п.
Категория latini coloniarii утратила значение с распространением в начале III в. н. э. прав
55
гражданства на все население империи. Категория latini luniani была упразднена при Юстиниане.
§ 35. Правовое положение перегринов
111-а.
Возникновение правового положения перегринов.
Главным основанием
возникновения правового положения перегрина было включение в состав римского государства
завоеванных Римом территорий, населению которых, не обращаемому в рабство, в то же время не
сообщалось римское гражданство. Это население становилось перегринами. Другими основания-
ми возникновения правового положении перегринов были: а) рождение от брака перегринов или
от не состоявшей в браке перегринки; б) присуждение уголовным судом к aquae et ignis interdictio
в период республики; в) присуждение к высылке в период империи.
112. Положение перегринов в публичном и в частном праве.
Политических прав перегрины
не имели. Это были, прежде всего, подданный Рима без прав гражданства, древнейшие hostes,
превратившиеся с течением времени в новую категорию населения — перегринов. Исключение
перегринов из политической жизни страны отражалось и в конструкции их имени: оно состояло из
cognomen имени отца в родительном падеже; наименования трибы в составе имени перегринов
нет.
В частноправовой сфере перегрины были подчинены своим национальным системам права.
Формальным основанием действия этих систем были leges provinciae, устанавливавшие правовое
положение отдельных провинций.
Разнообразие частного права, которое действовало для перегринов разных общин, и отсутствие
правовых норм, которые регулировали бы имущественные отношения перегринов с римлянами,
затрудняло развитие торговли. Для устранения этих трудностей praetor peregrinus при содействии
юристов и выработал постепенно ius gentium
(см. nn. 11 и 12).
113. Приобретение римского гражданства.
Перегрины приобретали права римского
гражданства либо а) силу законов, присваивавших римское гражданство в награду за различные
услуги, оказанные римскому государству, либо б) силу специальных актов государственной
власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные из
прав граждан (отсюда cives sine suffragio). Издание таких актов вызывалось разнообразными
экономическими и политическими соображениями, в частности, задачами пополнения жителями
провинций римских легионов, в которых, как уже указано, несли военную службу только римские
граждане. Главным образом в фискальных целях, а именно для распространения на все население
империи налога с наследства (vicesima hereditatis), был издан и упоминавшийся уже эдикт,
распространивший права гражданства на все население империи.
§ 36. Правовое положение рабов
114. Общая характеристика положения рабов.
Рим был рабовладельческим государством на
всех стадиях своего существования. Собственниками рабов были главным образом отдельные
лица. Известно, однако, и государственное рабство (servi public!), имевшее, впрочем,
второстепенное значение. Могли быть собственниками рабов и муниципии.
Основным принципом, определявшим правовое положение рабов на протяжении всей истории
Рима, было признание рабов не субъектами, а объектами прав. Однако формы практического
осуществления этого принципа менялись в ходе экономического и политического развития Рима и
изменений идеологии господствующих классов. При этом возрастание, особенно в период
империи, числа правовых норм, якобы направленных на улучшение положения рабов, шло
параллельно с ухудшением фактических условий их жизни.
В древнейшее время, когда раб был нередко жителем соседней общины, взятым в плен
непосредственно господином, который подарил ему жизнь и знает, что через некоторое время в
новой войне, может быть, сам будет взят в плен и обращен в рабство отцом, братом или сыном
того же раба, когда число рабов было невелико и рабы жили и работали в постоянном и
непосредственном общении с рабовладельцем и его семьей и являлись для него лишь подсобной
силой, условия жизни рабов тогда не слишком резко отличались от условий жизни их
собственников. Рабство носило еще патриархальный характер. Но когда с развитием
экономического и политического могущества Рима число рабов возросло чрезвычайно, когда
нормальным способом приобретения рабов стала купля и вывезенные, главным образом из