Файл: Зудин А. Введение в политический анализ.Учебное пособие.2007(1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3757

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ публичного поведения

Потенциальные опасности для имиджа

Рекомендации по оптимизации публичного поведения

Поза. По-прежнему Заказчик скованно себя чувствует в публичном пространстве. Это проявляется не только в речи и жестах, но и в позе. В течение всей передачи Заказчик сидел, «как на портрете», ни разу не изменив положения тела. Извне это воспринимается как проявление несвободы и признак неуверенности. Было одно исключение, но оно было очень неудачным: находясь «в камере» и во время разговора, Заказчик вдруг опустил голову и какое-то время продолжал ее держать опущенной, как будто что-то искал на столе. Создалось впечатление, что Заказчик на какое-то мгновение полностью утратил интерес к разговору, а значит – и уважение к аудитории.

Речь. По-прежнему речь не сфокусирована: не выделено главное, которому следует подчинить все остальное. Как и раньше, речь тонет в совершенно не нужных деталях. Заказчик слишком подробно и в не самом выгодном для себя свете объяснял, почему ПРОПУСК.

Интонация. По-прежнему речь должным образом и в должной мере не окрашена интонационно.

Жесты. Жесты практически отсутствовали.

СЦЕНА №5

КОММЕНТАРИИ К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ

Неудачи

Общее впечатление

Ближайшие задачи


ПОНЯТИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ, БИХЕВИОРИЗМ, «ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ, КВАНТИФИКАЦИЯ, СИМВОЛИЗАЦИЯ, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ


Литература

  • У. Липпман. «Общественное мнение»

  • М. Маклюэн. «Понимая медиа»

  • Материал о визуализации в социальных науках на англ.языке


«ИСТОРИЧНОСТЬ» (ИЛИ ПРИСУТСТВИЕ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕМ): историчность человеческого мира означает необходимость исторического подхода к предмету, исторического мышления. «Историчность» или «историзм» политического мира означает постоянное присутствие прошлого в настоящем. Человеческий мир и политически мир – это то, что всегда имеет предысторию, даже тогда, когда предыстория громко отрицается. Политические объекты – как и любые объекты человеческого мира – состоят из пройденного ими пути. История – ключ к пониманию предмета (объекта), которым вы занимаетесь.


«Историчность» политического мира – не просто красивая абстракция. Это свойство имеет прагматическую ценность для политаналитика. Это обязывает политаналитика изучать историю вопроса, которым он занимается. Реконструкция генезиса какого-либо явления, т. е. этапов развития, содержания каждого этапа, их соотношения друг с другом, - дает понимание структуры объекта, его свойств и вообще всего главного, что есть у него.


Политаналитик должна обладать «длинной памятью». В противном случае он может оказаться жертвой политической ситуации. Если он не проанализирует ситуацию, ситуация возьмет его «в плен». Лишенный исторической памяти политанализ может оказаться функцией от групповых мнений и интересов непосредственных участников ситуации. Хороший, качественный анализ – это анализ длинного динамического ряда.


ВОПРОС АУДИТОРИИ: С кем же спорит Карл Поппер, когда он говорит о «нищете историцизма»?


ПОНЯТИЯ: НОВЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ


Литература:

  • Блок М. Апология истории

  • Коллингвуд Дж.

  • Гуревич А.Я. Территория историка

  • Савельева И., Полетаев А. Знание о прошлом как проблема социологии знания

  • Штомпка П. Социология социальных изменений, раздел «Временное изменение общества: социальное время» (электронная версия, стр.66 – 84)

  • Tilly Ch. Historical Analysis of Political Process.2000. - Jonathan H. Turner, ed., Handbook of Sociological Theory (New York: Plenum) (электронная версия)


«КОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ». Контекстуальность означает связь, точнее, связи с более широким кругом явлений. Термин происходит от латинского «contextus» — тесная связь, соединение. В филологии и литературоведении понятие «контекст» означает определенный (т.е. относительно законченный) в смысловом отношении фрагмент текста, необходимый для понимания смысла отдельного входящего в него слова, фразы. В широком смысле контекст может включать в себя ситуацию, в которой текст создается и/или воспринимается. Часто употребляются выражения «профессиональный контекст», «культурный контекст» и т.п. (Лурия А. Р., Язык и сознание, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998 г. с. 61.) Синонимы понятия «контекст»: более широкий круг явлений, окружение, среда, ситуация. Главная функция контекста – обусловливать, определять, но также и пояснять, разъяснять, уточнять.



«Текст» (любой) – одна из конкретных разновидностей системных объектов. Текст связан со своим временем и средой через более обширный контекст, в который он вписан. Адекватная интерпретация возможна лишь через данный контекст. Контекст дает ключ к адекватной интерпретации текста. ПРИМЕР. «Слово "уголь" имеет определенное объективное значение. Это черный предмет древесного происхождения, результат обжига деревьев, имеющий определенный химический состав, в основе которого лежит элемент С (углерод). Однако смысл слова "уголь" может быть совершенно различным для разных людей и в разных ситуациях. Для хозяйки слово "уголь" обозначает то, чем разжигают самовар или что нужно для того, чтобы растопить печь. Для ученого уголь — это предмет изучения, и он выделяет интересующую его сторону этого значения слова — строение угля, его свойства. Для художника — это инструмент, которым можно сделать эскиз, предварительный набросок картины. А для девушки, которая испачкала белое платье углем, слово "уголь" имеет неприятный смысл: это что-то, что доставило ей в данный момент неприятные переживания». (Лурия А. Р., Язык и сознание, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998 г. с. 61).


Это правило применимо не только к отдельному слову, но и к целому сообщению. Исследования, выполненные в русле символического интеракционизма, показали, что восприятию индивидом смысла того или иного сообщения предшествует распознавание социального контекста, в рамках которого осуществляется коммуникация. Вне социального контекста (пресуппозиций) отдельные высказывания или даже целые тексты могут иметь неопределенное значение либо восприниматься как бессмыслица. (Рябинская Н. Текст и социальная структура)


Понятие контекста активно используется и в политическом анализе. Предмет исследования нельзя вырывать из окружающей обстановки. Любая фигура политического мира и любое событие никогда не существуют изолированно. Изоляция конкретного предмета политанализа от смежных явлений – это всегда искусственная операция, операция в уме. На определенном этапе анализа это необходимо сделать с тем, чтобы отделить «внешнее» от «внутреннего», определить границы и уточнить свойства объекта вашего анализа. Но любые фигуры и события политического мира всегда проявляются только в каких-то более широких ситуациях и в связи с более широким кругом явлений, т. е. всегда в связи с чем-то другим, не относящимся непосредственно к данной фигуре и данному событию. Принцип «контекстуальности» применим к широкому классу объектов, включая целостные или системные объекты. Любая система существует во внешней среде, нет системы без среды, система всегда одновременно выделена из среды и погружена в нее.


Внимание к контексту проистекает из убеждения, что ощущение целого непременно должно присутствовать в понимании его частей. Границы между анализируемыми объектами и явлениями условны. Контекстуальная зависимость конкретной политической ситуации обнаруживается при применении принципа историзма. Горизонтальные связи между различными элементами ситуации куда легче выявить с высоты ретроспективного взгляда. Обнаружить их в нашем собственном времени куда сложнее – мы не можем ни дистанцироваться от него, ни увидеть его в ретроспективе. Но обучение истории должно, по крайней мере, способствовать незашоренному подходу к современным проблемам. Историки не без оснований считают себя специалистами по горизонтальному мышлению, и именно с этим связаны их традиционные притязания на подготовку специалистов-управленцев и государственных служащих, где особенно необходима способность мыслить широко, не замыкаясь в конкретной технической сфере.



Принцип контекста важен для понимания невозможности полного повторения политических ситуаций. Политики часто стремятся найти в исторических сочинениях руководство к действию, рассматривая их как уроки практической деятельности. Такое отношение к историческим исследованиям подверг критике итальянский историк эпохи Возрождения Франческо Гвиччардини. При этом он использовал принцип контекста. Гвиччардини показал, что главный недостаток опоры на прецеденты заключается главным образом в том, что теряется из виду исторический контекст. Чтобы прецедент сработал, необходимы аналогичные условия, но ход времени требует нового подхода к прежним проблемам и знакомым ситуациям, поскольку сопутствующие обстоятельства изменились. Пропасть, отделяющая нас от всех прошлых эпох, превращает ссылки на прецеденты из далекого прошлого в бесплодное занятие.


Необходима дифференцированная оценка контекста. В понятии «контекста» следует выделять по меньшей мере два круга явления: 1.контекст как сеть реальных связей, в которые включены игроки, их действия и системы, и которые предполагают зависимость и обмен с этим контекстом; 2.контекст как символическая система или система определенных значений и смыслов.


Политические игроки, политические действия, политические ситуации, институты и системы, частью которых они являются, всегда включены в более широкий контекст, реальный и (ли) символический, в определенной степени обусловлены им и могут быть поняты только с учетом этой обусловленности. В политической науке и политическом анализе одним из первых, кто стал активно и осознанно использовать понятие «контекста», а также попытался его концептуализировать, был американский политолог Гарольд Лассуэл (См.: А.Л.Алюшин. Гарольд Лассуэлл о природе политической реальности. – «Полис» №5 2006, с.158 – 150).


Принцип контекста имеет аналоги и конкретные проявления и в других научных дисциплинах. Пример - понятие «укорененности» («включенности»). В экономической социологии есть понятие «социальной укорененности экономического действия», которое обозначается термином embeddedness. Это означает, что экономическое действие обусловлено социальным контекстом, в который оно включено, в котором оно разворачивается. Понятие «укорененности» (или «включенности») было введено в широкий оборот американским социологом Марком Грановеттером. С понятием «укоренненности» тесно связано понятие «сетей» (networks), которое позволяет более дифференцированно анализировать контекст, в который включено экономическое действие.


Важность принципа контекста в настоящее время вышло за рамки экономической социологии и активно используется в политологических исследованиях Например, широкое распространение получило понятие “the embedded state”, которое обозначает государство, встроенное или включенное, в социальные структуры, в отличие от классической трактовки государства (и бюрократии) Максом Вебером как автономного и относительно изолированного от общества. Для обозначения веберовского понимания государства и бюрократии иногда используется противоположная по знаку метафора «железной клетки» (the iron cage), подчеркивающая изоляцию государства от общества.



ВОПРОС АУДИТОРИИ: по ТВ один очень известный писатель заявил: «Вот одно слово само по себе ничего не означает. Только вместе с другими словами появляется какой-то смысл …». Хорошая иллюстрация принципа «контекстуальности», которую мы с вами обсуждали.


Давайте еще раз проверим этот принцип. Я назову вам сейчас несколько слов, они никак между собою не связаны и не включены ни в какой очевидный контекст: Свобода, Демократия, Россия. Можем ли мы сказать, что вне контекста эти слова не имеют смысла?

……………………..


Нет, это не так, слова эти очень даже осмысленные. Значит ли это, что принцип контекста неверен или имеет ограниченное применение?

……………………


Так как все-таки примирить осмысленность этих отдельных, изолированных слов и принцип контекста?


Да потому, что помимо внешнего контекста у каждого из нас есть свой внутренний контекст, т. е. содержание нашего сознания. И погружаясь в это «внутренний контекст» эти изолированные слова приобретают смысл, наделяются значениями.


ПОНЯТИЯ: КОНТЕКСТ, УКОРЕНЕННОСТЬ


Литература:

  • Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. – Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство 1979

  • Блумер Г. Общество как символическая интеракция.1965

  • Лассуэлл Г.Д. Психопатология и политика. М.2005

  • Лурия А. Р., Язык и сознание, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998

  • Алюшин А.Л. Гарольд Лассуэлл о природе политической реальности. – «Полис» №5 2006, с.158 – 150

  • Рябинская Н. Текст и социальная структура

  • Bevir Mark. The Role of Contexts in Understanding and Explanation. - Paper for Workshop 2, “The History of Political Concepts”. - ECPR Joint Sessions, Copenhagen, 14-19 April, 2000. Pp. 1 - 26


«ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ» (или «континуальность»). Процессуальный характер «человеческого мира» тесно связан с историчностью. Только принцип историзма предполагает учет предыстории, того, что уже совершилось и завершилось. Процессуальность указывает на принципиальную незавершенность. Все имеет свою предысторию, но ничто не закончилось, все продолжается. Феномены политического мира – «текучи». Они все время развиваются, все время меняются. Ни один из объектов никогда до конца не принимает застывшие, четкие формы, каждый из объектов представляет собою лишь какую-то фазу процесса. Статичность принципиально отсутствует. Если мы описываем нечто как статичное, этот просто означает, что изменения происходят очень медленно и недоступны для наблюдения. Наиболее стабильные структуры являются проявлением равновесия динамических сил. Если мы знаем свое место в ходе развивающегося процесса, у нас появляется некий задел представлений о будущем, позволяющий в некоторой степени заниматься перспективным планированием.


Как свойство политического мира «процессуальность» в определенном смысле противостоит «системности». Процессуальная парадигма тесно связана с утверждением концепта «поля» и принципа постоянных изменений как фундаментального свойства социального мира (См. П.Штомпка). Часто процессуальность выступает не как строгое понятие, а как метафора бесконечных и нерасчленимых потоков. Процессуальность предполагает принцип последовательности, в отличие от гораздо менее надежного принципа повторяемости. Последовательность означает обусловленность настоящего предшествующими состояниями, а также обусловленность будущего настоящим. Процессуальность становится основой для создания другого концепта, который в настоящее время широко используется в социальных науках – понятия «обусловленного развития» (path dependent development). Процессуальность означает непрерывность изменений при движении во времени, но в рамках процессуального взгляда на мир, относительно неважно, кто был (или выступает) автором этих изменений. Изменения, подчиняющиеся логике «обусловленного развития» означает, что они не выходят за определенные границы или рамки однажды сформировавшейся «тропы» (path).



Важная роль «процессуального» мышления состоит в раскрытии альтернативы представлениям о «постоянном» и «вечном» характере многих социальных идентичностей. Например, наций. Это не органичные образования, а «воображаемые сообщества». Формирование расовой и национальной идентичности не происходит раз и навсегда, это непрерывный процесс, подверженный воздействию случайностей. То же самое можно сказать и о государствах. «Процессуальное» мышление показывает невозможность существования «естественных» состояний.


Активно пользовались понятием процесса для описания реальности американский философ Уайтхед, а вслед за ним – и политолог Гарольд Лассуэлл: «… Исходя из общей позиции Лассуэлла, можно предугадать ответ: реальность есть внутренне неразличенная «множественность», «поток событий», «процесс» (в понимании, близком уайтхедовскому). Она никак не структурирована, не поделена на уровни или сферы … «Структуры и функции понимаются как абстракция того, что эмпирически дано в виде процесса» (См.: А.Л.Алюшин. Гарольд Лассуэлл о природе политической реальности. – «Полис» №5 2006, с.163)


NB: важно помнить, что процессуальность не означает предопределенности, а принцип последовательности корректируется возможностью нелинейных изменений (вспомним про такое свойство, как «самодетерминация» …)


ПОНЯТИЯ: КОНТИНУУМ, ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, ЛИНЕЙНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, НЕЛИНЕЙНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПОНЯТИЕ «ОБУСЛОВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ», ИЗМЕНЧИВОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ


Литература:

  • Тош Дж., книга по историческим методам

  • Штомпка П. Социология социальных изменений, небольшой раздел «Процессуальная природа общества» (электронная версия, стр.84-89)

  • Алюшин А.Л. Гарольд Лассуэлл о природе политической реальности. – «Полис» №5 2006, с.163)

  • Гайденко П.П. Понятие времени и проблема континуума (к истории вопроса).htm


ИНЕРЦИОННОСТЬ. В политическом мире большую роль играет фактор инерции. Инерционность – это движение в заданном направлении, точнее, движение в направлении, которое когда-то было задано. Инерционность связана с процессуальностью, но отличается от нее. В обоих случаях речь идет о движении во времени, только понятие процессуальность включает перемены в ходе этого движения во времени, а инерционность акцентирует те свойства объектов, которые остаются неизменными или относительно неизменными в ходе движения во времени. Инерционность тесно связана с понятием «линейного развития».


Существует определенный круг факторов (=инерционных факторов), которые сформировались за рамками наличной ситуации, но обладают способностью воздействовать на нее постоянно и достаточно глубоко. Факторы инерционности – традиции, формальные институты, психологические установки (стереотипы). Примеры: