ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3768
Скачиваний: 21
Пациентка Светлана рассказывает: "С самого детства мне снят¬ся яркие, порой незабываемые сны. Меня всегда привлекала эта за¬гадочная , неведомая область бытия .Я,например, до сих пор помню многие свои детские сны и впечатления. Я помню, что когда я боле¬ла, будучи маленькой, и у меня поднялась температура (а болела я очень часто — не понос так золотуха, как говорила моя школьная подруга), я попадала в какое-то пространство, где мне бывало уютно, иногда страшно, а порой просто дискомфортно. Вот уже в течение семи лет я записываю свои сны и стараюсь анализировать их. У меня появилась своя символика. Я стала отслеживать закономерность меж¬ду сновидением и событием в жизни. Привыкла просыпаться среди ночи и записывать сны с закрытыми глазами, а утром разбирать ка¬ракули. Сны я вижу каждую ночь. И каждый сон помню. Я сознатель¬но училась летать во сне, искала дружественные образы".
Вот один из снов Светланы: "Огромный зал типа концертного. Два этажа. Наверху небо, так как нет крыши. Мы, вся наша группа, стоим на втором этаже. Я — возле поручней. Мне видно все внизу. Зал почти свободен. Кое-где люди. Скоро будет концерт. Участвовать будем мы. А дирижер — вы, Павел Семенович. Мы репетируем. Поем что-то вроде "Марсельезы". Я не знаю слов и делаю вид, что пою. Но закрываю рот, так как понимаю, что мой голос все равно не слышен. Внизу — Павел Семенович. Он смотрит на меня с укоризной, поче-
Как проникнуть в бессознательное? . _
му я не пою. Вы на меня злитесь. Я чувствую, что виновата, и мне стыдно, но ничего не могу сделать—уйти нельзя, это нарушит ряды поющих, и петь не могу, так как я не знаю слов".
Этот сон — фрагмент терапевтической работы. Он выражает смятение пациентки, которая хочет активно участвовать в исцели-тельской процедуре, но пока не видит реальной возможности ("она не знает слов песни"). Символика сна — концерт, который должен состояться. Психотерапевт, понятное дело, дирижер. Он сердится. Пробудилось чувство вины. Но нет возможности ответить терапев¬ту адекватно...
Я часто появляюсь в сновидениях моих пациентов. В известном смысле я их сам провоцирую с помощью направленных образов (об этом будет рассказано дальше). Поэтому сны с моим участием — это, строго говоря, мною же и посланные сновидения. Обычно эти сны выражают символическое восприятие реальной терапевтической работы. Вот сон, записанный пациенткой Еленой Николаевной:
"Лето. Сельская местность, возможно, Подмосковье. Павел Се¬менович проводит занятия по психоанализу. Все это происходит на природе, на каком-то поле. Все стоят в несколько рядов, смотрят на Павла Семеновича, который что-то говорит. Потом я, стоя в сторо¬не, вижу, что все студенты уже закрыли глаза, а Павел Семенович делает руками движения, как А. Чумак. Сначала медленные, плав¬ные, потом резкий взмах вправо. Я очень удивлена реакцией на них. Затем Павел Семенович предлагает студентам подходить друг к дру¬гу, класть ладонь на лоб пациента и, словно считывая информацию, рассказывать об этом человеке. Передо мной лежит большой лист бумаги. Я знаю, что это моя визитная карточка. На ней написано что-то вроде: 'Та, которая поменяла личную жизнь на бизнес". По¬том ко мне подходит пациент Федор, кладет свою ладонь на мой лоб и говорит о том же — об отсутствии личной жизни. Подходит Павел Семенович и говорит: "Как же можно ее поменять, если ее и не было?" Смотрит сурово. Только я не пойму — на кого из нас. Потом ко мне подходит другой мужчина. Незнакомый. О чем он говорит, не по¬мню... Все это происходит вечером. Очень красивый малиновый накат. Солнце село в тучи наполовину. Оно очень большое. Когда я поднимаюсь на цыпочки, солнце будто выпрыгивает из-за туч. Мне кажется это интересным".
Сон почти буквально выражает проблему, которая мучает па¬циентку. Она занимается бизнесом и весьма успешно. Однако ее гло-
76
77
Раздел I
Как проникнуть в бессознательное?
жет мысль, что ей уже за 30. Скоро будет вечер встречи выпуск¬ников школы, которую она закончила. Все при встрече будут рас¬сказывать о своей жизни. А у нее нет ни мужа, ни детей. Это ее мучает. Однако она надеется на помощь терапевта и всей груп¬пы. Солнце — символ ее ожиданий. Оно спряталось в тучи наполо¬вину. Если встать на цыпочки, т. е. сделать над собой усилие, есть надежда на лучшее...
§ 4. Осуществление желания
"Сновидение — это осуществление желания", — писал Фрейд. Значит, это благая весть о будущем? Ничего подобного. Это возве¬щение прошлого. Фрейд комментирует: "Сновидение, рисуя перед нами осуществление желания, переносит нас в будущее, но это бу¬дущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря нераз¬рушимому желанию представляет собой копию и воспроизведение прошлого".
Сон Светланы Сергеевны. "Мы с мужем в каком-то курортном городе. Его архитектура напоминает мне Испанию или Италию. Много одноэтажных домиков, расположенных на холмах. Сначала мы шли по берегу моря. А затем вошли в какой-то дом на побере¬жье. В помещении много маленьких комнат, много каких-то людей. В этот момент мой муж исчезает. Я осматриваю комнату. Она в по¬лумраке, нет электрического света. На стенах горят факелы. В углу тоже пылает очень яркий огонь. В основном свет идет от него. Это чем-то напоминает огонь в кузнечном горне. Около него полуголые люди, очень смуглые. На меня никто не обращает внимания. Все заняты своим делом. Сейчас я смутно припоминаю какую-то кос¬матую, оборванную старуху. Потом я оказалась в другой комнате и почувствовала, что мне что-то мешает. Там было огромное зеркало, почему-то я сразу решила, что оно старое. Подойдя к нему, я увиде¬ла, что у меня из макушки торчат червячки. Возможно, это были маленькие змейки. Они были расположены по кругу, а одна — в цен¬тре головы. Я взяла какой-то плоский предмет и решила их непре¬менно удалить. Я наклоняю голову, продолжая при этом смотреть в зеркало и пытаюсь их выскоблить. Постепенно остается только один червяк. Он — центральный. Я понимаю, что он главный, но не успе¬ваю его удалить. Что-то меняется вокруг, что-то мне мешает. Я ис¬пытываю чувство досады и тревоги".
Сны неизбежно содержат символы, которые заключают мощную психическую энергию. Семь червяков в этом сне олицетворяли семь чакр человека. Чакра (санскр. — колесо) — термин йоги, обознача¬ющий силовой вихрь в виде вибрирующего потока внутри энерге¬тического тела человека. Во сне обозначено желание — пробудить в себе источники энергии и ощущение невозможности осуществить главное. Муж во сне неожиданно исчезает. Пациентка смутно ощу¬щает, что ей придется решать собственные проблемы без его учас¬тия. Вообще во сне ориентиры, очертания нашей земной жизни преображаются. Необычайно расширяется сознание. Рушатся про¬странственно-временные границы.
Во сне человек может быть скалой, животным, цветком, травин¬кой, минералом, птицей, радугой. Он может переместиться в дру¬гой век, оказаться в Испании или Италии, ощутить себя частицей космоса. Но за этой экзотикой непременно скрываются повседнев¬ные человеческие проблемы, заботы, тревоги, радости и напасти.
Отрывок из сна Марины Константиновны. "Мне снится Вадим, который погиб десять лет назад. Мы входим с ним в квартиру, и он пытается меня поцеловать. Я вдруг замечаю, что в коридоре сидят его жена и дочка, спиной к нам. Вадим неожиданно их замечает, и тогда жена дает ему большой бутерброд — в лаваш завернута соле¬ная красная рыба. Он берет бутерброд и уходит. У меня в руках — такой же бутерброд, но я не хочу его есть".
Иногда пациенты, пересказывая сон, просят прокомментиро¬вать все детали сновидения. Они, скажем, спрашивают, что озна¬чает красная рыба, почему М.К. не стала ее есть. Однако надо пони¬мать, что истолкование сновидений не имеет ничего общего с чте¬нием сонника. Важно связать сон с конкретными обстоятельства¬ми клинической истории. Психотерапевта интересует, почему во сне привиделся близкий человек, которого уже нет в живых? Почему оказалось, что жена Вадима в равной степени одарила их бутербро¬дами? Почему Вадим исчез вместе с бутербродом?
Сновидение можно сравнить с невротическим симптомом. Ведь при неврозе тоже воспроизводится нечто уже случившееся. Невроз выражает фиктивную реализацию скрытого желания. Марина Кон¬стантиновна во сне опять с Вадимом. Но это не полная радость... Надим, мы помним, неожиданно замечает свою жену и дочку. В ре¬альности есть нечто, что невозможно осуществить. Сознание не допускает встречи пациентки с Вадимом. Этого очень хочется, но
78
79
Раздел I ^ — i
это невозможно: ведь он мертв. Аналитик следует за сюжетом сно¬видения, но он не удовлетворяется тем, как развиваются события во сне. Одно дело — работа сновидения, другое — толкование ана¬литика. Ему нужно распутать все хитросплетения, различного рода искажения.
§ 5. Процесс смещения
Сон Дарьи Юрьевны. "Мне приснился сон, будто я нахожусь в старом бабушкином доме, в своей комнате, и пытаюсь поговорить о чем-то, очень для меня важном, с отцом. Вдруг у меня пропадает голос в самый кульминационный момент, и я вижу, что отец именно в этот момент уходит в сад. Я кричу, но он меня не слышит. Тогда я выбегаю за ним, он сидит в саду, среди анютиных глазок и режет арбуз. Выражение его лица меня отталкивает. Я чувствую все, что я рассказала ему о себе, его страшно злит, что он опять-таки все не так понял и разубедить его в этом невозможно, бесполезно.
Неожиданно я начинаю кричать, впадаю в гнев и отчаяние, беру дольку арбуза и кидаю в него. Но долька почему-то пролетает мимо вашего лица, Павел Семенович. При этом вы абсолютно спокойны, улыбаетесь мне и говорите, что с папой все выяснили, он очень хо¬тел меня понять и понял все. С этого дня все будет по-другому папа станет теперь моим лучшим другом. Мне становится легко. Я обни¬маю вас и плачу. В этот момент я проснулась..."
Смещением Фрейд называет такой процесс, когда одни образы замещаются другими. Скажем, желание обменяться с отцом важ¬ными мыслями превращается в метание арбузных долек. При этом обнаруживается преображение эмоциональной значимости. Паци¬ентка ищет у отца глубокого понимания ее чувствований, но пла¬чет, когда обнимает не отца, а терапевта. Само по себе незначитель¬ное событие — исчезновение голоса во сне воспринимается как без¬мерно важное, почти катастрофическое происшествие. Ведь паци¬ентка хочет докричаться до отца, а голос пропал. Бытовая сцена разрезания арбуза становится в контексте сна тоже событием не¬заурядным. Ведь аналитик сумел поймать дольку арбуза. Это озна¬чает, что он нашел путь к сердцу отца, отныне через дольку арбуза возникнет безотказное взаимопонимание.
Сон Ирины Владимировны. "Мне снилось, что мой отец жив. Он вошел в нашу квартиру, в прихожую. На нем серый плащ и шляпа.
Как проникнуть в бессознательное?
Он всегда так одевался. Странно, но во сне я подумала, что теперь мужчины уже не носят шляпы. Отец как будто приехал из коман¬дировки, возможно, из-за границы. Мы встречаем его все вместе: мама, мой сын и я. Он весел, говорит, что привез нам подарки. До¬стает какие-то пакеты и коробки. Мама весело смеется, она счаст¬лива. Мама явно помолодела. Отец достал красную коробку, протя¬нул мне: "А это подарок для Алика. Отдай ему". Открываю коробку. Там большой пистолет. Я удивляюсь: "Папа, ведь он еще маленький. Зачем ему это?" Отец отвечает: он будущий мужчина — у него дол¬жно быть оружие. Когда он станет взрослым, скажешь ему, что это от меня. Я беру пистолет в руки. Удивление сменяется удовольстви¬ем. Ловлю себя на мысли, что мне самой хотелось иметь пистолет. Держу его в руках. Пистолет холодный и тяжелый. Но у меня появ¬ляется чувство уверенности. Я благодарю его, он обошел меня и по¬целовал как раньше, когда я была маленькой, крепким и влажным поцелуем. От него пахло табаком и бензином. Это запах моего отца. Я проснулась с ощущением чего-то важного, что произошло в моей жизни".
Во сне происходит переоценка элементов сна. Пистолет, пода¬ренный маленькому ребенку, рождает ощущение покоя и приятнос¬ти. Оружие холодное и тяжелое, но приносит тепло. Пациентке хо¬рошо, она хочет поблагодарить отца, но отец сам ее целует. Этот по¬целуй особенный, он из далекого детства. Сон сюжетен. Развивался плавно, точно спектакль. Не было никаких разрывов в его ткани.
Любопытны комментарии, которыми Ирина Владимировна со¬провождает описание своего сна. Она пишет, какое скрытое жела¬ние реализует этот сон.
"Желание обрести уверенность в себе, защитить себя и ребенка.
Желание осуществить связь между сыном и отцом, которого нет и реальной жизни. Я действительно хочу видеть своего сына похо¬жим на своего отца и отделить тем самым его от настоящего отца.
Фрейд наверняка сказал бы, что пистолет — это образ фаллоса, и то, что я держу его в руках и ощущаю его, говорит о моем тайном плечении к отцу, который мне его дал, или к сыну, которому я долж¬на его передать".
Мне остается добавить, что догадка относительно версии Фрей¬да не столь уж бессмысленна. Моя пациентка как раз находилась в :>то время на стадии пробуждения запоздалой генитальной чув¬ственности.
80
81
Раздел I
Как проникнуть в бессознательное?
Другой сон этой же пациентки отражает след моей терапевти¬ческой работы. Во сне я являю собой фигуру, отношения с которой значимы и переменчивы. В процессе смещения важнейшие детали могут казаться обыкновенными и даже не представляющими цен¬ности. С другой стороны, самые безобидные образы способны по¬родить страх и замешательство. Итак, сон...
"Мне снится, что мой муж и я едем на машине по пустыне. И вдруг на одной стоянке в группе туристов я вижу вас, Павел Семенович. Вы стоите и держите за руку свою дочь Кристину. Но она почему-то маленькая, лет 5-6. На ней красивое зеленое платье. Я прошу мужа остановить машину и выбегаю к вам. Я очень рада, что неожидан¬но встретила вас в Египте. Спрашиваю, как вы тут оказались. Вы, Павел Семенович, отвечаете, что собираетесь ехать на постоянное жительство в Израиль, но почему-то через Египет. У вас сломался автобус и теперь вы не знаете, как попасть в Каир. Я прошу мужа помочь, что-нибудь придумать. Он явно недоволен. Я настаиваю, и он говорит, что переправить вас с Кристиной в Израиль будет очень трудно, так как Египет воюет с Израилем. Я удивлена, потому что ничего не слышала о войне. Наконец он предлагает отправиться в Каир на рейсовом автобусе. Он говорит, что на таких автобусах ез¬дят только арабы и вам будет легко среди них затеряться. Мы са¬димся в автобус и едем в Каир. Вы, Павел Семенович, действитель¬но где-то затерялись на заднем сиденье, а Кристина почему-то на руках у моего мужа. Я вдруг замечаю, что она очень похожа на его дочку Лену, которая погибла больше года назад. Неожиданно в ав¬тобус врываются вооруженные полицейские и начинается провер¬ка документов. Я беспокоюсь о вас, но муж говорит мне: "Наклони голову и закрой лицо. Они не должны видеть твои глаза!" Я подчи¬няюсь, но чувствую себя неловко оттого, что мне приходится пря¬таться. Наконец, мы приезжаем в наш дом в Каире. Но почему-то нас встречает брат моего мужа. Он сразу же начинает командовать и говорит, что вас, Павел Семенович, можно без труда отправить на яхте по Красному морю. Только ехать нужно немедленно. "А девоч¬ка останется здесь", — говорит он. Я в недоумении и пытаюсь объяс¬нить ему, что девочка вовсе не его племянница, а дочь Павла Семе¬новича — Кристина. Но вы при этом, Павел Семенович, ведете себя странно. Вы молчите и позволяете другим решать за вас. Меня это раздражает, и я прошу вас сказать, что это ваша дочь. Но вы отве¬чаете неожиданно грубо: "В чем дело, разве вы не знаете, что Крис-