Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3568

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сейчас я переключаю внимание на подошвы ног. Здесь посте¬пенно ощущается пульсация. Рождается тепло. Мысленно ступаю по горячему песку. Ногам жарко. Важно поймать это ощущение теп¬ла, идущего снизу. Тепло поднимается к щиколоткам. Ощущаю бие¬ние пульса в икрах. А тепло захватывает бедра, поднимается все выше. Внимание: тепло в солнечном сплетении внизу живота. Это благостное ощущение расслабленности и блаженства. Тепло возле пупка. Тепло поднимается еще выше, мимо чакр к тысячелепестко-вому лотосу в темечке головы. Вижу лежащим себя на горячем пес¬ке. Знойное жаркое солнце ласкает, нежит каждую клеточку обна¬женного тела. Мне жарко...

Сейчас рождается ощущение невесомости. Сам я на месте, а тело неожиданно движется влево... Вправо... Назад, вперед... Я ощущаю себя как перекати-поле. Ветер подхватывает меня и несет по рав¬нине. Сейчас я, точно бумажный змей, взмываю ввысь... Я несусь, пристраиваюсь к белому облачку, парю... Вижу внизу караван вер-

Как проникнуть в бессознательное? ■

блюдов, пустыню, джунгли, железнодорожную магистраль. И мед¬ленно опускаюсь на плот посреди океана. Влажный ветер ласкает мое обнаженное тело. Меня укачивает, укачивает...

(Дальнейший текст произносится с иной интонацией.) С каж¬дым разом я все глубже осваиваю технику аутотренинга. Теперь мне не составляет труда вызвать ощущение тепла, расслабленности и невесомости. Сон глубокий едва голова касается подушки. Память заметно улучшается, уходят тревоги, страхи, проблемы кажутся решаемыми...

(Опять меняется интонация.) Лежу возле огромного водоема. Слышен немолчный шум водопада. Легко, свободно...

Сейчас я буду выходить из этого состояния. Мысленно вижу тучу, чреватую дождем. Я подтягиваю ее к окну нашей комнаты. Внима¬ние! Сейчас раскроется форточка. Внимание! Холодный влажный воздух хлынул в комнату. Мои виски прохладные... Открываю гла¬за... Сеанс закончен...

Упражнение 2

Истолкование сновидения

Прочитайте работу Фрейда "Истолкование сновидений". Если сама работа кажется вам обширной, можно ограничиться статьей "О сновидении" или материалом главы 4.

Теперь запишите сюжет сна. Постарайтесь разобрать, как раз¬виваются события в сновидении, что следует за чем. Подумайте, были ли в сновидении какие-нибудь сюжетные переброски. Запи¬шите, как действие во сне прерывалось, переносилось в другое мес¬то, в иное время... Зафиксируйте, если во сне вообще не было сюже¬та. Возникла картина, и все...

Обдумайте, какие люди появились в вашем сновидении. Запи¬шите всех участников сна. Поразмыслите, почему именно эти люди приснились вам сегодня. Не было ли формального повода, какой-то мысли или воспоминания? Не возникли ли какие-то ассоциации?

Сейчас запишите на листке бумаги те образы, которые явились вам во сне... Постарайтесь классифицировать их, отделить их по ка¬кому-нибудь принципу: например, образы далекого прошлого или 11едавние впечатления, образы природы или образы состояний души.


Постарайтесь зафиксировать то впечатление, которое осталось у вас после сна: ощущение радости, тревоги, растерянности, отвра-

90

91


Раздел I

щения, печали. Ответьте на вопрос, какое скрытое желание осуще¬ствлено во сне. Подумайте о том, не получилось ли так, что ваше истинное желание оказалось во сне скрытым или вообще не выяв¬ленным.

Теперь попытайтесь записать те ассоциации, которые возникли у вас под влиянием сновидения. Свяжите ассоциации с элементами сна.

Составьте собственное истолкование сна. Подумайте, нет ли другой версии. Запишите ее тоже. Обратите внимание на то, не ощущали ли вы в себе известное сопротивление разгадке сна, не возникло ли чувство досады, горечи, раздражения. Попробуйте в целом ответить на вопрос, какое чувство оставило у вас истолкова¬ние сновидения...


ГЛАВА 4

КАКОВЫ ЗАЩИТНЫЕ

МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ?

§ 1. Грани личности

Эля — моя студентка. Она работает учительницей в школе. К урокам готовится тщательно. У нее почти нет свободного времени, потому что она увлечена своей профессией. О своих учениках рас¬сказывает увлеченно, с любовью. Порою кажется, что вся ее жиз¬ненная энергия тратится на собственное ремесло. Предложения о возможном ином поприще отвергает решительно: "Неужели можно бросить моих детей? Их уже и так бросали.

Читаю в ее дневнике: "Я была очень правильным и ответствен¬ным ребенком". В школе пришлось испытать разочарование в друж¬бе. "Как-то в один из учебных дней мы пришли на последний урок, а учительницы не оказалось. Вероятно, она заболела. Мы подожда¬ли. Потом я предложила сходить к завучу, спросить, можем ли мы уйти домой. У меня не было ни грамма сомнения, что нас отпустят. Это была лишь формальность, для успокоения совести. Но все ребя¬та моего класса злобно зашипели на меня. Надо просто уйти, а то нам поставят замену и мы будем досиживать урок до конца. Мы по¬спорили. Моя подруга Галя была на моей стороне. Я решила сходить к завучу сама и в случае чего попросить замену. Поднялась по лест¬нице и уже за спиной случайно услышала грубые оскорбительные слова Гали по моему адресу. Она назвала меня сволочью, процедив это сквозь зубы. Этого я от нее никак не ожидала. Я, сама не своя, поднялась в кабинет завуча, спросила об уроке, и нас, как и предпо¬лагала Галя, официально отпустили. Я сошла вниз и сказала об этом одноклассникам. Я ни слова не сказала Гале, но мои отношения с классом стали усложняться. Галя настроила против меня всех, мне объявили бойкот. Два с половиной месяца со мной никто не разго¬варивал... Я плакала, хотела перейти в другую школу".

92

93

Раздел I

Иной читатель, прочтя эти строчки, усмехнется. Подумаешь, правильная девочка. Экая невидаль — бойкот... Припомним, одна¬ко, что в античной Греции остракизм считался наказанием хуже смерти. Да и мы сами помним, к примеру, какой катастрофой обер¬нулось такое мщение для героини фильма Р. Быкова "Чучело". Мы как будто впервые узнали тогда, что такое детская жестокость и как она отзывается в душах людей.


Эля не выдержала заговора молчания. Она написала о своих страданиях самой, как ей казалось, доброжелательной девочке Юле. Та понесла письмо Гале. А ведь Эля просила письмо о своем одино¬честве никому не показывать. Устроили коллективную читку. Какой удар по гордости и душевной ранимости. Второе предательство! Эля пишет, что, став студенткой Московского педагогического государ¬ственного университета, она и вовсе закрылась. Ее считали непро¬биваемой стеной. К несчастью, у Эли умер отец. Это завершило про¬цесс ее отчужденности.

В начале терапевтической работы Эля написала в дневнике, что она ощущает себя воробьем, который сидит, нахохлившись, опус¬тив голову. Для достоверности она даже нарисовала этого воробья. Через две недели, излагая свои ощущения от аутотренинга, Эля за¬пишет: "Я в большом глиняном яйце. Во время аутотренинга и лек¬ции по психоанализу мне казалось, что на меня давят на уровне плеч стенки этого яйца..."

По всем предметам Эля получает отличные оценки. Лекции, даже не очень интересные, посещает без пропусков. К экзаменам гото¬вится истово, на пределе возможного. Нередко занимается ночью. Однажды отказалась сдать мне экзамен, сославшись на недостаточ¬ную подготовленность. Мое предложение получить свою законную пятерку по результатам сессионной работы отвергла с возмущени¬ем. Сдала через несколько дней по полной программе...

Мне стало казаться, что в личности Эли прочно укоренился тру¬дяга Сальери. Как и прославленный композитор, она упрямо игра¬ла гаммы, даже не рискуя отойти от канона. Кто-то с детства вну¬шил девушке, что у нее нет выдающихся способностей и поэтому она может добиться своих целей только усиленным трудом.

Между тем мне казалось, что Эля одарена, но попросту задуши¬ла в себе Моцарта. Мысль о том, что можно приобрести знания пу¬тем наития, дерзкой духовной авантюры, душевным взлетом. Эля отвергала с порога. При этом она обнаруживала поразительное уп-

Кякгты защитные механизмы психики? — —

рямство. Даже мнение педагога, который вроде бы и призван усмат¬ривать неординарность, Эля убивала в зародыше. Однажды в ответ на мою шутку, она неожиданно сказала:

— Что-то, Павел Семенович, вас "зачастило"...

Аудитория оценила молодежный сленг и весело посмеялась. Мог ли я тогда предположить, что это агрессивное создание станет для меня безмерно дорогим существом... Как-то Эля пришла на инди¬видуальный психоанализ (так называется частная беседа с анали¬тиком). Я узнал, что в семье Эли три женщины: мама и две сестры. Живут вместе своеобразным женским коллективом. В ту пору я ни¬чего не знал об отце Эли. Я спросил об этом очень осторожно. Эля сказала, что отец умер.

Потом Эля рассказывала о том, какую роль в ее жизни играл отец и как его смерть отразилась на всем ее человеческом бытии. Меня лично всегда поражало, как легко примиряются с уходом отца его на¬следницы! Помню, как одна студентка сообщила о смерти отца таким тоном, словно эта подробность придавала лично ей особую пикант¬ность. Но тут иное. Эля припомнила, как однажды отец сказал ей: "Ког¬да-нибудь я умру..." Они тогда горестно обнялись. Рассказывая об отце, Эля заплакала, тушь растеклась по ее лицу. Я обратил внимание на то, как неожиданно красива была Эля в своем подлинном горе...


Что хотелось мне сказать в связи с этим созданием? Каждый человек имеет возможность развивать всю полноту своей личнос¬ти. Но как часто жизненные обстоятельства разрушают этот про¬цесс! Можно вполне убежденно загнать себя в узкий проем, вытра¬вить в себе зерна особой одаренности. С Элей этого не произошло. Однажды, отлучившись на заседание редколлегии, я попросил Элю поработать с группой вместо меня. Когда я вернулся, в маленьком коллективе шла увлеченная работа. В Эле зрел опытный аналитик. А вот что написано в последней записи ее дневника: "Я очень силь¬но изменилась за последнее время и сама это понимаю. Как будто с меня слетела вся чешуя неприятного прошлого опыта". Встретим¬ся ли мы на жизненных перекрестках? Хочется совсем по Чехову спросить: "Мисюсь, где ты?"

§ 2. Право на счастье

Я часто спрашиваю себя: зачем люди рожают детей? Нет, воп¬рос не праздный, когда наблюдаешь, как отец или мать планомер-

94

95

но, целенаправленно уродуют личность собственного ребенка, вы¬ращивают в нем неврозы и при этом мнят себя опытными воспита¬телями, идеальными родителями. Вот исповедь 23-летней девуш¬ки: "Я чувствую себя одинокой. Мама никогда не называет меня доч¬кой, но я этого и не хочу теперь... Она лишний раз норовит обозвать меня. Может быть, еще и потому, что она рабочий человек, работа¬ет на консервном заводе. Там все женщины такие грубые. Она мо¬жет быть иногда доброй и заботливой, но только со своими знако¬мыми, только не со мной. Правда, я тоже с ней холодна. Иногда мы можем с ней поговорить минут 10, потом она обязательно срывает¬ся, начинает кричать, а все потому, что я, по ее мнению, задаю глу¬пые вопросы, ничего не соображаю. Поэтому мне лучше молчать, когда она говорит. Она не любит, когда я смотрю ей в глаза, считая, что это глупо. Когда мы с ней разговариваем, я смотрю в сторону. Мы раздражаем друг друга..."

Наташа рассказывает, что в детстве мама старалась все сделать за нее и брата, считая, что они не справятся. Это совершенно убило в них инициативу Сейчас дети стараются выйти из-под ее опеки, понимая, что иначе их жизнь будет сломлена окончательно. Два года назад Наташа стала встречаться с молодым человеком. Но юноша не понравился маме из-за своей внешности. Маме казалось, что он низкорослый, хотя ростом он с Наташу.

Однажды мама Наташи, порывшись в столе, нашла стихи, ко¬торые написал юноша своей возлюбленной. Эти стихи Наташа час¬то перечитывала, они ей очень нравились и согревали ее душу Мама же, найдя их, изорвала в клочья. Наташа даже удивилась, какмама, прочтя стихи, не ощутила выраженные в них нежность и теплоту. Можно представить себе горечь Наташи, когда она нашла изорван¬ные стихи. Наташа плакала, она собрала кусочки бумаги и склеила их. Но мама с еще большим остервенением уничтожила их.

Наташа сама сочинила стихи и хотела отправить их Славе. Од¬нако мама обнаружила и эту поэтическую перекличку. Она стала читать сочиненные дочерью строчки с предельным сарказмом. Она откровенно глумилась над чувствами дочери, объясняя ей, что в их семье никогда не было принято говорить о своих чувствах. Это позор!


Кто-то, возможно, удивится, где это я отыскал для иллюстрации такую маму. Просто садистка какая-то! Увы, ситуация эта стерео¬типна. .. Я постоянно веду несколько таких историй. Вот, кстати, еще

96

Каковы защитные механизмы психики?

одна исповедь: "С пяти лет я только и слышала от мамы: "Хоть бы ты поскорее выросла. Могла бы сама зарабатывать и кормить себя". Свою маму я ненавижу. Нет, наверное, еще хуже. Она мне безраз¬лична. Меня все в ней раздражает: ее поведение, голос, манера го¬ворить, ее нервозность и ущербность. Вчера я купила себе цветной телевизор. Что тут началось! Моя мама религиозная, она считает, что телевизор — это от беса. Она сказала, что теперь у меня не будет мужа. Не случайно я не хожу в церковь, меня туда бесы не пускают... Мне приходится воевать за все, что, наверное, для обычных людей составляет норму — за бытовую технику, еду, самостоятельность, независимость. В детстве меня спрашивали: "Ты родная мне или неродная?" Если я отвечала утвердительно, получала пощечину. Выть родной — это все равно, что быть обузой для родственников. 11ельзя сделать ни одного промаха, надо быть хорошей и послуш¬ной".

Помните, я уже приводил пример, когда мама бессознатель¬но калечила жизнь собственной дочери, считая при этом себя идеальной воспитательницей и примерной мамой. Привожу горь¬кие слова, которые произнесла жертва этого воспитания, когда наконец стало ясно, чем это обернулось в судьбе дочери: "Роди¬тели рожают детей, чтобы иметь куклу для собственных утех и произвола..."

Позвольте, но разве мама не имеет права влиять на судьбу доче¬ри, следить за ее поведением, помогать в выборе молодого челове¬ка 1? Представьте себе — не имеет... Даже самая идеальная, любящая, благополучная мама несет в своем сознании груз собственной, за¬частую неотрефлексированной судьбы, бремя различных пред¬рассудков и элементарной психологической неграмотности. Что делать, если в нашей стране на многие десятилетия исчезла пси¬хоаналитическая практика, не издаваласыгужная литература, не (и ,що консультационных пунктов. Но главное даже не в этом — каж-Ььш человек имеет право на собственный поиск своего счастья...

Одна из моих пациенток говорит: "Если я выйду замуж без ма-i сринского благословения, моя мама умрет". Я пытаюсь объяснить i коей собеседнице, что она обычная жертва воспитания путем уст-ра 11 гения. Ведь дети только и слышат от родителей: будешь есть слад¬кое, станешь калекой... Перестанешь слушаться маму, погибнешь... Не съешь кашу, пойду и выброшусь с балкона... Я поясняю своей пациентке, что никто еще не умирал от того, что дочка вышла за-

97

Раздел I

муж по своей воле. Пациентка грустно кивает головой и неожидан¬но произносит: "Это вообще-то верно, но моя мама действительно умрет".

§ 3. Сублимация

Отчего мамы так непреклонны, так победоносны и упрямы? Почел|гу они посвящают свою жизнь неукоснительному контролю за дочерью или сыном? Как правило, это результат собственной непро¬житой жизни. Нереализованная психическая энергия устремляет¬ся в иное русло. Родители абсолютно убеждены в том, что поступа¬ют правильно. Об истинных бессознательных мотивах своего пове¬дения они и не подозревают. Этот защитный механизм 3. Фрейд