ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3770
Скачиваний: 21
82
тина уже взрослая женщина и давно замужем?" Я в полной расте¬рянности и ничего не понимаю, кто же тогда эта девочка. Если не Кристина, тогда это Лена, но ведь она умерла. Брат мужа приказы¬вает вам и моему мужу отправляться в Израиль, а мне говорит, что я тоже должна остаться, так как у меня нет израильской визы. Я со¬противляюсь, потому что не могу понять, зачем мне оставаться с братом мужа, если и вы, и мой муж уезжаете. Я хочу идти с вами, но родственник крепко держит меня за руку. Я пытаюсь вырваться. Все бесполезно, он не отпускает меня. Меня охватывает панический страх, я боюсь оставаться с ним. В этом месте меня разбудил теле¬фонный звонок".
Комментарий Ирины Владимировны: в этом сне меня порази¬ло, как много эмоций мне удалось пережить! Радость от встречи с вами, удивление по поводу Кристины, раздражение по поводу ва¬шего пассивного поведения, обида на вас за вашу грубость, состоя¬ние отчаяния из-за того, что не понимаю, что вокруг происходит, и, наконец, непонятный, но очень сильный страх, который вызывает у меня мой родственник.
§ 6. Механизм сгущения
Фрейд имеет в виду такой процесс, когда в каком-то штрихе сна проступает сразу несколько значений и мыслей. Так, в сновидении может проявиться персонаж, который состоит из ряда фигур, лиц. (>Празы сна при этом механизме тоже не однозначны, они по-свое¬му "комплексны". Но может быть и иначе, когда одна мысль выра-нслется в нескольких образах сна.
Сон той же пациентки. "Мы, Павел Семенович, с вами пришли i унять в какой-то парк. Там много аттракционов, горки, качели. 11. к троение у нас хорошее. Мы смеемся, спешим от одного аттрак-иионакдругому. И вдруг я вижу подвесной мост через реку Рекагор-11.111. бурная, а мост хлипкий и какой-то ненадежный. И на этом мо-• ту стоят несколько оседланных лошадей и один верблюд. Мне очень Ючется покататься на лошади. Мы ходим, выбираем лошадей, но ими псе какие-то неказистые, маленькие, словно пони. Неожиданно им говорите, что намерены кататься на верблюде. Я вас отговари-и по. Я пытаюсь объяснить вам, что верблюд — опасное животное и 111 >ш то так к себе никого не подпускает. Тем более что кататься вам 11 ридется по этому хлипкому подвесному мосту я слышу, как грохо-
83
Раздел I
чет горная речка. Но вы почему-то настаиваете на своем желании, отвечаете мне в раздраженном тоне что-то вроде того, что вы, ко¬нечно, не араб, чтобы уметь обращаться с верблюдами, но уж как-нибудь можете с ним справиться. Вы садитесь на верблюда, и он почти сразу же сбрасывает вас в реку. Я подбегаю, чтобы помочь вам. Но вы кричите, что это я нарочно привела вас к этому верблю¬ду и хотела, чтобы все закончилось именно так. Вы весь мокрый, с вас течет вода... Мы идем к выходу из парка, и вдруг рядом с нами оказывается какая-то женщина, вероятно, ваша знакомая. Вы рас¬сказываете ей все, что произошло, сваливая все на меня и ругая меня на чем свет... Я чувствую ярость и раздражение, я просто в бешенстве от вашего поведения. Я начинаю кричать, что вы сами во всем вино¬ваты и нечего все сваливать на других. Разгорается бурная ссора на глазаху людей. Я оскорбляю вас, называя идиотом, иухожу прочь..." В этом сне образ ненадежности проступает в разных деталях — ненадежен мост над речкой, ненадежен верблюд, не подходят по стандарту лошади, ненадежен я сам как партнер, который не толь¬ко срывает свое раздражение, но и рассказывает свою версию ка¬кой-то женщине, ненадежна, наконец, и сама пациентка. Она об¬зывает терапевта идиотом и уходит прочь. Вот почему у пациентки остается самое неприятное ощущение от сна. Не покидает чувство незаслуженной обиды. Просматривается желание выяснить свои от¬ношения с терапевтом.
§ 7. Сексуальная символика
Фрейд не ограничился описанием только этих механизмов. Он указал также и другие способы и приемы, через которые реализует себя сновидение: драматизацию, т. е. превращение какого-то со¬держания в сюжетно развернутую ситуацию. Фрейд писал также о том, что увиденное во сне переводится на язык образов. Он отметил также интеллектуальную рационализацию, которая выражается в стремлении сделать сновидение более доступным и понятным.
Для сновидения нет ничего невозможного. Сюжетные переброс¬ки в нем кажутся чудодейственными, фантастическими. Рождает¬ся небывалое, оно вообще не подчиняется никакой логике. Мы уже успели убедиться, как причудливо сплетаются в сновидении различ¬ные события, как непредвиденно соединяются персонажи, образы, ситуации. Сон — это предвкушение невиданного, неслыханного.
_ Как проникнуть в бессознательное?
Но особое значение Фрейд придавал разгадке сексуальной сим¬волики сновидений. Здесь, к сожалению, не обошлось без натяжек. Некоторые соображения Фрейда кажутся сегодня слишком баналь¬ными. Но ведь исследователь предлагал эти выводы не по наитию. Он исследовал множество сюжетов, образов и только после этого пришел к убеждению, что в снах нередко обозначаются сексуаль¬ные желания. Например, подъем по лестнице или полет символи¬зируют половой акт. Стол, кровать или женская туфля обозначают половой орган. Стоит, однако, прислушаться к этим замечаниям Фрейда. Мы еще очень мало знаем о символической природе снови¬дений, которая сама по себе не вызывает у нас сомнений.
§ 8. Аутотренинг
Итак, к вам на прием пришел пациент. Он взволнован, его обу¬ревают разные чувства. Он может даже всплакнуть. Полезно про¬нести с ним аутогенную тренировку (аутотренинг). Она была разра¬ботана немецким психотерапевтом И. Г. Шульцем (1932). В чем ее смысл и назначение? У человека две нервные системы — централь-пая и вегетативная. Первую мы принимаем такой, какой она нам дана. А вот вторую мы можем тренировать и даже воздействовать на нее. Впрочем, об этом догадывался даже первобытный охотник. Когда в пути его заставала непогода, он ложился на землю и внушал себе: "Мне тепло, мне тепло..." Вегетативно-нервная система слу¬шается нас. Надо только натренировать ее.
Аутотренинг состоит из нескольких строго последовательных i Гадий. (Образец аутотренинга дан в конце темы.) Сначала паци-п гг, слушая голос терапевта, расслабляет мышцы лица, а затем и in <то тела. Потом он добивается ощущения тяжести во всем теле. ( ледом можно уже разогревать тело. Когда вы уже почувствовали, что приятная теплая истома согрела вас, можно перейти к ощуще¬нию невесомости. Тело становится легким. Оно несется в простран-< i ве, словно утратив физические очертания.
Итак, вы достигли полной расслабленности. Ваше бессознатель¬ное готово теперь принять лечебные формулы. Вы "убеждаете" свое |><к < ознательное в том, что кровяное давление у вас нормальное, что им чувствуете себя прекрасно. Теперь, когда пациенты находятся в * пс тоянии полутранса, аналитик может дать участникам аутотренин-i и индивидуальные образы. Я всегда тщательно готовлюсь к этой ча-
84
85
Раздел I
сти аутотренинга, подолгу размышляю о том, кому какой образ мож¬но послать. Все зависит от клинической истории пациента.
Предположим, вы помогаете пациентке в ходе терапии добить¬ся генитальных ощущений, которые у нее в полной мере отсутству¬ют. Вы можете предложить ей какой-то сексуальный образ и посмот¬реть, какое впечатление он окажет на бессознательное. Так рожда¬ется перекличка с бессознательным. Или другой пример. Предпо¬ложим, моя пациентка с детства несет на себе бремя закрепощен¬ных мышц. (Эта проблема будет освещена далее.) По ходу терапии с ней ведется определенная работа, направленная на раскрепощение телесности. Теперь представьте, что вы посылаете ей образ: 'Таня, вы памятник". После аутотренинга вы спрашиваете всех об испы¬танных ощущениях. Таня говорит о том, что образ памятника выз¬вал у нее отторжение. Она даже подумала: "Лучше смерть..." Для вас эта реплика значима: Таня, судя во всему, расстается со своими мышечными зажимами, и теперь ее тело сопротивляется предло¬женному образу.
Бывает так, что пациенты пишут стихи. Это тоже важный ма¬териал для постижения феномена бессознательного. В процессе творчества тот или иной человек опирается на весь арсенал психи¬ки. Он и сам порою удивляется, откуда родился тот или иной образ. Стихотворение несет не только настроение. В нем есть некие под¬робности для аналитика. Сошлемся для примера на стихотворение моей пациентки Светланы Куран "Одиночество":
"Холодный ветер в голой роще Сухой листвой засыпал след, Над тощим полем стынет тощий Под масть воронам серый свет. Лес поредел, подлесок гибок, В нем каждый стебель как клинок, И ты в кругу своих ошибок, Как в голой роще, одинок. Твоя надежда небогата, И знает грешная душа, Что все уходит без возврата. Сухими листьями шурша. Развенчанным деревьям проще. Чем людям, отходить ко сну,
_ Как проникнуть в бессознательное?
Холодный ветер голой роще Сулит надежду на весну".
Зная некоторые подробности жизни Светланы, аналитик пони¬мает, почему в стихотворении возник образ поредевшего леса или отчего "холодный ветер" обещает приход весны.
А эти стихи Ирины Егоровой я привожу с удовольствием. Они выразительны и ценны сами по себе:
"Восток жестковыйный! Терпенье и злость,
Топорная лесть и широкая кость,
И зверства не видные вчуже,
И страсти его — от нужды до вражды,
Мне так бесконечно, всецело чужды.
Что даже прекрасны снаружи.
Текучие знаки ползут по строке.
Текучие сласти текут на лотке.
Темнеет внезапно и рано.
И море с пустыней соседствует так,
Как нега полдневных зевак и собак —
С безмолвной твердыней Корана.
И Бог мне порою понятен чужой.
Завесивший женщин своей паранджой
И байей по самые пятки,
Палящий как зной над резной белизной, —
Чем собственный — чувственный, зыбкий, сквозной,
Со мною играющий в прятки.
С чужим не мешает ни робость, ни стыд,
Как дивно, как звездно, как грозно блестит
Узорчатый плат над пустыней.
Как сладко чужого не знать языка
И слушать безумный, как рев вожака,
Пронзительный крик муэдзина.
И если Восток — почему не Восток?
Чем чуже чужбина — тем чище восторг.
Тем звонче напев басурманский,
Где берег песчаный собой просолив
Лежит мусульманский зеленый залив,
И месяц висит мусульманский".
86
87
Рачдел I
Стихи сами по себе неплохи. Вот, к примеру, эта перекличка со строчками Киплинга: "Запад есть Запад, Восток есть Восток": "И если Восток, почему не Восток?" Но, впрочем, здесь явно и бессоз¬нательно ощущение: автор стихов ищет оправдание и объяснение собственному жизненному решению.
В 1901 г. Фрейд выпустил работу "Психопатология обыденной жизни". В ней он обратил внимание на то, как в наших оговорках, обмолвках проскальзывают наши бессознательные ощущения. Вот, к примеру, президент Белоруссии А. Лукашенко произнес такую фразу: "Белорусский народ будет жить бедно, но недолго..." Однаж¬ды, обидевшись на Б. Н. Ельцина, тот же президент сказал, что рос¬сийский глава государства годится ему в отцы. Однако при этом, стремясь представить себя политиком нового поколения, А. Лука¬шенко бессознательно обошел разницу в возрасте. Она не столь зна¬чительна, чтобы быть сыном российского президента.
Когда в нашей стране заговорили о перестройке, о новом созна¬нии, М. С. Горбачев произнес замечательную фразу: "Относительно плюрализма не может быть двух мнений, он нам нужен". Бессозна¬тельное обеспечило здесь подвох: какой же это плюрализм, если не может быть двух мнений ? Иногда политик не замечает, что он од¬новременно демонстрирует "нестыковку" позиций. Интересно, как Г. А. Зюганов пытается примирить религию и волю партийных ин¬станций. Чего стоит, к примеру, его фраза: "Это решение, которое принято съездом народных депутатов. Значит, и богу было так угод¬но, если к власти пришел Ленин и его партию поддержали массы". Вождь современных коммунистов словно не замечает, что одновре¬менно ссылается на волю двух инстанций — бога и съезда. Это, ра¬зумеется, шутка бессознательного, обычная оговорка, о которой писал Фрейд.
Пожалуй, стоит привести еще один пример психопатологии обы¬денной жизни. Член 1Ъсударственной Думы видный политик сказал: "У Нострадамуса есть пророчество, что в конце века в нашей стране будет страшный раздор. Так давайте же достигнем необходимых политических компромиссов". Здесь все смешалось: и пророчество, и политика — уж если верить Нострадамусу, то тогда бессмысленно призывать к компромиссу. Ауж если добиваться взаимопонимания, то причем здесь пророчество Нострадамуса?
Но, разумеется, основной материал о бессознательном аналитик получает от самого пациента. Встречаясь со своим подопечным.
Как проникнуть в бессознательное?
терапевт оказывает воздействие на те импульсы, образы, желания, которые теснятся в бессознательном. Ведь основная задача тера¬певта состоит в том, чтобы вывести содержание бессознательного под светлый луч сознания.
***
До открытия бессознательного психолог, работая с пациентом, адресовался в основном к сознанию своих собеседников. После ра¬бот Фрейда ситуация радикально изменилась. Теперь практикую¬щего психолога интересует не столько то, что демонстрирует созна¬ние пациента, сколько то, что он осознает. Аналитику важно про¬никнуть в бессознательное, выявить его содержание и формы обна¬ружения. Истолкование сновидений, психопатологии обыденной жизни, рождающиеся жизненные ассоциации, символические смыслы — вот те средства, с помощью которых терапевт старается получить представление о природе невротических переживаний и способах их устранения.
Вопросы для повторения
Что Фрейд называл королевским путем в бессознательное?
Как Фрейд понимал истолкование сновидений?
Почему во сне исполняются желания?
В чем "смысл и намерение" сновидений?
Что такое процесс смещения?
Как работает механизм сгущения?
Что может выражать во сне сексуальную символику?
Зачем нужен аутотренинг?
Как проникнуть в бессознательное?
Что такое психопатология обыденной жизни?
Упражнение 1
Аутотренинг
Сядьте прямо, положите руки свободно (можно на стол). Закрой¬те глаза. Настройтесь на аутотренинг. Сейчас я буду расслаблять мышцы лица. Разглаживаются морщинки лба. Брови, точно ручей¬ки, растекаются в разные стороны. Веки сомкнуты. Мысленно пы-
88
89
— Раздел I
таюсь разомкнуть веки, веки сомкнуты... Щеки запали. Появляют¬ся складки в уголках губ, подбородок символически опущен. Все мышцы лица расслаблены. Вижу свое лицо на расстоянии вытяну¬той руки. Оно полностью расслаблено. Лицо маскообразное, безжиз¬ненное... Расслаблены мышцы шеи, мысленно нахожу зажимы в спине и расслабляюсь...
Тяжелеет правая рука. Наливается свинцовой тяжестью. Тяже¬леет левая рука, наливается свинцовой тяжестью. Руки тяжелые, мысленно пытаюсь оторвать их от стола. Руки тяжелые. Тяжелеет правая нога, наливается тяжестью. Тяжелеет левая нога, наливает¬ся тяжестью. Обе ноги тяжелые. Мысленно пытаюсь оторвать их от пола. Ноги тяжелые. Они обуты в кандалы. Пытаюсь сделать шаг. Ноги не слушаются. Они тяжелые...
Все тело поразительно тяжелое. На плечи ложится мешок с гру¬зом. Спина чуть-чуть согнута. Поза кучера. Все тело расслаблено. В этой позе я могу отдыхать долго, ощущая расслабленность мышц.
Теперь я буду разогревать свое тело. Все внимание сосредоточе¬но на кончиках пальцев, там, где они соприкасаются с поверхнос¬тью стола. Здесь в подушечках пальцев рождается тепло, я ощущаю биение пульса. Тепло поднимается по фалангам пальцев. Я ощущаю биение пульса в ладонях. Они влажные, а тепло поднимается к лок¬тевым суставам, к плечам. Мысленно вижу себя у костра. Жаркое пламя входит в каждую клеточку рук. Руки наливаются теплом...