Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3559

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любое воспоминание, которое пришло вам на ум, значимо. Для психолога важны слово, число, образ, сюжет, неожиданно вспомнив¬шееся сновидение. Однажды Фрейд попросил своего пациента на¬звать любое женское имя. Юноша немедленно откликнулся: "Аль¬бина". На вопрос: есть ли у него такая знакомая, пациент ответил: "Нет". Откуда же родилось такое имя? Случайно ли? Нет, во время лечения Фрейд пошутил и назвал юношу "Альбино". У юноши был необыкновенно светлый цвет волос.

Но что и тут особенного? — возможно, удивится читатель. Дело в том, что Фрейд отмечал в личности пациента нечто женское. Во¬обще юноша ощущал себя самой интересной женщиной на свете. Так в его сознании причудливо связалось шутливое слово аналити¬ка и собственное самоощущение. В этот миг юноша был Альбиной...

Когда пациент оказывает сопротивление аналитику, не хочет возвращаться к прошлому, одно- единственное слово, случайно при¬шедшее в голову, может подсказать психологу, чего на самом деле не хочет открывать пациент. Кроме того, именно это слово или образ помогают вызвать из бессознательного нечто, что предельно важно для терапевтической работы. Ведь пациент может считать какое-то воспоминание стыдным или малозначимым. Напомним читате¬лям о том пациенте, о котором говорилось в первой главе книги. Он пришел к психоаналитику томимый мыслью о своей инфантильно¬сти. Но в процессе беседы, путем метода свободных ассоциаций, мы пришли к его кузине. Ауж потом выяснилось, что детский опыт лас¬кания женского тела оказал воздействие на его жизненные ориен¬тации.

§ 6. Идеализация воспоминаний

Пациент никогда не приходит к психоаналитику с готовым признанием. "Видите ли, со мной был необыкновенный случай, который отравил всю мою жизнь". Люди даже не догадываются, где исток невроза, навязчивых состояний, счастливых воспоми-

Что такое бессознательное?

наний. Психоаналитик пытается помочь пациенту связать забы¬тое в нечто целостное. В этом смысле авторы программы недав¬но шедшей "Старой квартиры" — неплохие режиссеры. Переда¬ча выполняет психотерапевтическую функцию. Людям предла¬гают побродить в пространстве бессознательного. Вспомнить, оценить, пережить заново.

Записываю исповедь: "Я поднимаюсь на крышу, чтобы сбро¬сить фугаску, а там парень и девушка целуются"... Жизнь не раз¬вивается в одном измерении. Горе и счастье, подвиг и бесчестие, палачество и жертвенность переплетаются. Но все-таки можно утверждать, что человеку свойственно идеализировать свои вос¬поминания...

В песне поется: "Что-то с памятью моей стало..." Воистину так! Память — ложный поводырь. Она заглушает голос рассудка. Чело¬века спросили: когда вам лучше жилось — при рабстве или после отмены крепостного права? Тот ответил: конечно, при рабстве... Все изумлены — почему же? А человек отвечает: потому что я тогда был молод и меня любили девушки. Это, как известно, анекдот. Однако из художественной литературы мы помним, что крестьяне вспоми¬нали жизнь при помещике как несказанную радость. Тот же Фирс из чеховского "Вишневого сада".


К чему клоню? Воздействие телевизионных программ многомер¬но. Но есть и опасность чисто идеологическая. Человеческую потреб¬ность в припоминании прошлого можно эксплуатировать. Можно обслуживать людские фантазии. Можно, наконец, поставить на по¬ток ностальгические иллюзии. Развлекательная индустрия неожи¬данно окажется пристрастной, заангажированной. Такая угроза в отечественной культуре намечается.

Мы живем в потоке образов. Они складываются в нечто прихот¬ливое, эксцентричное. Вот картина казино. Вот песенка про синень¬кий скромный платочек, вот храм Христа Спасителя. Вот папарац-ци догоняют английскую принцессу Диану... Зловещий рассказ о буднях КГБ. Потом неожиданно: "наша служба и опасна и трудна..." Старые ленты идут без комментариев, без предваряющего слова. (lira легко оживляют в памяти прежние стереотипы.

Разумеется, надо отделить смысл происходящего от психоло¬гического диктата. Человек должен знать свою историю. Иначе — явление, названное Ч. Айтматовым манкуртизмом, т. е. бес¬памятством. Сейчас во многих странах происходит бум увлече-

62

63

Раздел I

Что такое бессознательное?


ния родословной. Люди пытаются восстановить летопись соб¬ственного рода до давнего колена, гордятся своим происхожде¬нием.

Все это закономерно. Но есть и иное. Предумышленное приук¬рашивание забытого. Это вечный сюжет культуры. Ведь осознание человеческой истории началось с мечты об утраченном рае, о золо¬том веке, времени счастья... Людям свойственно черпать вдохнове¬ние в историческом багаже. Видимо, Сталин своевременно догадал¬ся об этом. Во время войны он припомнил великих предков, кото¬рые осеняли наши победы.

А уж после войны западные психоаналитики подсказали госу¬дарственным мужам, как можно эффективно использовать "тоску о прошлом". Что там говорить — появился стиль "ретро". Телевизи¬онные ленты воскрешали обстановку исторического благоденствия. О прошлом, о традициях напоминали детали, ушедшие аксессуа¬ры. Политики подсказывали, какие настроения надо восстановить, романтизировать. Мастера культуры угадывали социальный заказ...

Поставим вопрос: разве человек не в состоянии трезво, взвешен¬но оценить то, что было? Сомнительно. Ведь оно одновременно жи¬вет как бы в двух измерениях. Рассудок диктует одно, чувства — иное, сознание ведет по одному маршруту, а подсознание — по дру¬гому. Человек — единственное в мире существо, которое может жить в ситуации абсурда. То, что он думает и чувствует, так и не склады¬вается в окончательную, проясненную картину.

Празднуя юбилей Москвы, мы хотели отметить историческую дату. Но в партитуре праздника зазвучали разные нотки. Опера "Иван Сусанин" превратилась в некое площадное зрелище. Храмо¬вые события — в проповедь православия и народности. Ауж комму¬нистическое ретро сочилось изо всех пор... Идеологический покров оказался стойким и устремленным.


Невольно рождалось предостережение: "Эй, вы там, наверху, ос¬торожнее с ретро"...

§ 7. Вытеснение

Бессознательное способно идеализировать прошлое. Но оно мо¬жет оценивать события как сугубо негативные, драматические, тя¬гостные. В жизни каждого человека — немало печальных страниц. Случаются драмы и трагедии. Если бы все наши катастрофы гнез-

дились в актуальном сознании, наша психика не выдержала бы. Слава Богу, эволюция снабдила нас надежным механизмом. Он на¬зывается вытеснение.

Вытеснение — это защитный механизм психики, который по¬могает удалять из сознания все, что кажется ему неприемлемым. Наши влечения, импульсы, переживания, которые доставляют нам неприятности, вытесняются в бессознательное. Мы решительно их "забываем", т. е. боремся с тем, чтобы они не проникли в сознание, не напомнили нам о пережитой боли, не вызвали бы ощущение сты¬да или страдания.

Одна из моих пациенток на приеме рассказывает, что в юности она была изнасилована. Разговор происходит на одиннадцатой сес¬сии, и я, естественно, спрашиваю ее, почему об этом, столь значи¬тельном для диагностики событии она говорит только на последней нстрече. "Я только вчера вспомнила", — простодушно отвечает она. И здесь нет ни лукавства, ни жизненной изощренности, ни притвор¬ства. Драму вспомнить нелегко. Она "завалена" новыми впечатле¬ниями бытия. О ней лучше и не помнить.

Многие люди вообще почти ничего не помнят из своей жизни, другие — наоборот. Вот моя студентка Аня Рыднова прекрасно рас¬сказывает, как она, еще совсем кроха, переступает в шубке порог и, не раздеваясь, плюхается на пол. Когда она сама ведет лаборатор¬ное занятие с пациентом, искренне удивляется, что ее соученик Паша ничегошеньки о своем детстве не помнит. Поистине чеховс¬кое: "в детстве у меня не было детства..."

Есть у меня друг. В свое время мы работали вместе. Он был ди¬ректором колледжа. Высокий, спортивный человек, бывший офи¬цер, внимательно следящий за своим здоровьем. Он активно нака¬чивал и без того натренированные мышцы. Использовал лечебное голодание. Старался избегать обедов в институтской столовой. Как-то на новогоднем вечере я просто залюбовался им, невольно срав¬нивая его с его сыном, разумеется, в пользу отца.

Однажды директор колледжа потерял сознание прямо на ули¬це. В госпитале (он выпускник суворовского училища) сняли кар¬диограмму и встревожились. После месячного излечения его при-1 нлось выписать почти без динамики. Органических поражений не нашли. Случившееся, безусловно, было связано с невротическими реакциями. Виноваты нервы. В таких случаях психологи говорят: "это психогенное".

64

65

Раздел I

Что такое бессознательное?


Мой офицер занимался в нашейучебной группе. Признаться, он мне сильно помог. Такого старательного ученика трудно придумать. Если он узнавал, что по случаю праздника занятий не будет, он ис¬кренне огорчался. Глядя на него, студенты также истово относились к занятиям. Впрочем, для офицера это был единственный шанс со¬хранить здоровье, но ведь я мог бы сказать то же самое о многих моих пациентах.


Работая с ним в группе, мы вместе с тем сразу столкнулись с раз¬ными трудностями. Прежде всего пациент мало что мог рассказать о своей жизни. Его спрашивали, к примеру: любили ли вы? Он отве¬чал: "Конечно, ведь я женат". — "Была ли в вашей жизни безумная, запретная любовь?" — "Нет, кажется, нет". Офицер в силу спартан¬ского воспитания, характера службы многое из того, что с ним было, вытеснил в бессознательное.

Однажды я сказал ему, что его выздоровление начнется только тогда, когда дрогнет механизм вытеснения. Я оказался прав. Через год работы пациент словно пробудился. Он отчетливо вспомнил, как едва не угодил в тюрьму, водил в детстве дружбу со шпаной. Расска¬зал нам однажды, как отчим приставил к его ногам горячий утюг, когда мальчик спал. Воспоминания пошли половодьем. Вскоре, ког¬да мой офицер снова пришел в госпиталь, там решили, что он пользовался какими-то импортными лекарствами. Исчезла арит¬мия. Ушли и некоторые кардиологические проблемы.

Вытеснение стремлений за пределы сознания или недопущение их до сознания не препятствует их существованию и эффективно¬му воздействию. Это означает, что мы можем быть раздражены или угнетены, не зная почему. Мы можем принимать жизненно важные решения, не зная истинных мотивов своих поступков. Мы можем страдать от неудачной любви, не догадываясь о подлинных предпо¬сылках своего несчастья. Мы можем гордиться своими убеждения¬ми, не ведая, откуда они взялись. Мы можем испытывать привязан¬ность к человеку, не подозревая, чем на самом деле она вызвана...

§ 8. Между Сциллой и Харибдой

Фрейд, исходя из клинической практики, выдвшгул представ¬ления о бессознательных психических механизмах, лежащих в ос¬нове неврозов, сновидений, ошибочных действий и т. д. Эти фено¬мены он объяснял как "компромиссное" образование, отражающее

конфликт между бессознательными влечениями и установками со¬знательного "Я" или как результат столкновения двух принципов психической деятельности. В основе этого лежит изначально при¬сущее человеческому организму бессознательное стремление к по¬лучению удовольствия и удовлетворения желаний либо непосред¬ственно, либо опосредованно, в том числе и с помощью "устране¬ния", "избегания неудовольствия". 'Таким образом, —писал Фрейд, — как мы видим, жизненная цель просто определяется программой принципа наслаждения. Этот принцип главенствует в деятельнос¬ти душевного аппарата с самого начала; его целеустремленность не подлежит никакому сомнению, и в то же время его программа ста¬вит человека во враждебные отношения со всем миром..."

Принцип удовольствия, который находится в подчинении у вле¬чения к смерти, Фрейд выводил из принципа постоянства. Так на¬зывается один из принципов регуляции психической деятельности, сущность которого состоит в том, что психический аппарат облада¬ет тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбужде¬ния на возможно более низком или, по меньшей мере, постоянном уровне, обнаруживая при этом в качестве общего признака "эконом¬ный принцип" бережливости в расходовании энергии. Данное пред¬ставление о принципе постоянства было введено в научный оборот за несколько лет до появления аналогичных представлений о гоме-остазе (приспособительных реакциях организма, обеспечивающих его динамическое постоянство). Предложенное американским фи¬зиологом У. Кенноном в 1929 г., это представление содействовало развитию идей об энергетике и динамике психики.


Фрейд считал, что течение психических процессов автоматичес¬ки регулируется принципом удовольствия. Когда человек напряга¬ется в связи с каким-то неудовольствием, он пытается уменьшить зто напряжение и получить удовольствие. Провозглашая принцип удовольствия главенствующим принципом психический жизни, 3. Фрейд в то же время уточнял, что этот принцип не управляет тече¬нием всех процессов, поскольку ему противостоят различные дру¬гие силы и стремления, условия. Вот почему встреча с реальностью далеко не всегда соответствует принципу удовольствия.

В качестве основной силы, которая противостоит принципу удо-иольствия, Фрейд рассматривал принцип реальности. Так называ¬ется один из руководящих принципов регуляции психической дея¬тельности, который обеспечивает приведение бессознательных.

66

67

Раздел I

индивидуалистических стремлений к получению удовольствия в определенное соответствие с требованиями внешнего мира, с объек¬тивной (независимо от нас существующей природной и социальной) реальностью.

Принцип реальности формируется в процессе и в результате со¬циального становления личности. Оттеснение и частичное замеще¬ние принципа удовольствия принципом реальности побуждает че¬ловека к отказу от безраздельного стремления к скорейшему дости¬жению удовольствия. Однако в конечном счете принцип реальнос¬ти действует против принципа удовольствия, во имя интересов принципа удовольствия, поскольку он лишь отодвигает удовлетво¬рение и ведет к удовольствию длинным окольным путем. Единство и борьба принципов реальности и удовольствия отчасти обусловли¬вает и извечную конфликтность психической жизни человека и из¬менение его психики (психодинамику).

Одна знакомая дама попросила меня проконсультировать ее сына. Она сказала, что в его поведении есть определенные стран¬ности. Но в то же время юноша талантлив, учится в Московской кон¬серватории, предан матери, которая воспитывает его одна. Я хотел познакомиться с молодым человеком, но мама предупредила, что он ни за что не пойдет к психологу. Мы условились, что я взгляну на него, когда он придет на концерт в институт. И вот я увидел юношу, на его лице внутренняя напряженность сочеталась с блаженной улыбкой. Мимо шла девушка, и он проводил ее детски непосред¬ственным взглядом. Я догадался — аутист...

Аутизм — замкнутость в себе, стремление отгородиться от внешнего мира; жизненная установка, предполагающая оценку мира сквозь призму собственного «Я». Чаще всего аутизм — это ил¬люзорно-галлюцинаторное удовлетворение желаний, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены в реальнос¬ти. В аутистическом мышлении мечтательность верховенствует над активным отношением к внешнему миру.

Среди современных детей немало аутистов. Обычно они весьма талантливы, хорошо играют в шахматы, способны к математике, музыкально одарены. Эти дети задумчивы, отрешены. Кажется, они отключены от реальности. Без материнской опеки они, вероятно, сразу не погибли бы. Юноша, о котором я рассказывал, как-то шел мимо озера, решил искупаться. Дорогие инструменты, понятное дело, оставил на берегу. Когда вышел из воды, обнаружил только