Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3573

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

назвал сублимацией.

Сублимация — это переключение психической энергии из одно¬го состояния в другое. Процесс, противоположный вытеснению, в результате инстинктивные энергии переключаются в неинстин¬ктивные формы поведения.

С помощью теории сублимации Фрейд пытался объяснить об¬разование высших форм деятельности человека, связывая их с пер¬вичными сексуальными побуждениями. Сублимация происходит тогда, когда эти побуждения направлены на объекты или цели, не имеющие никакого отношения к сексуальной сфере, но обладающие решающим значением и ценностью для жизни человеческого рода. При этом либидозная энергия остается количественно постоян¬ной, но ее качество коренным образом меняется, потому что ее объекты и ее способы действия иные. Человеческая деятельность, как уже отмечалось, по Фрейду, обусловлена сексуальными влече¬ниями, которые требуют удовлетворения. Но всегда ли можно реа¬лизовать свои сексуальные побуждения? Разумеется, нет. В этом случае психическая энергия сублимируется, т. е. преображается в какие-то иные формы.

Допустим, молодая мама осталась без мужа. Ее сексуальность не реализовалась. Запасы ее энергии требуют выхлопа. В этом слу¬чае она может перенести свою нежность на сына, разыгрывая с ним драматургию невоплощенной чувственности. Бессознательно она будет рассматривать своего сына как сексуального партнера. Как же в этом случае она будет воспринимать появление молодой сопер ницы? Тут уж вряд ли можно ждать беспристрастности.

Каковы защитные механизмы психики?

В той же мере мама может сублимировать свою чувственность в неприязненное отношение к дочери. Возможно, она бессознатель¬но будет считать свое дитя виновницей ее собственного горя-зло¬счастья. А может быть, испытает чувство зависти к молодой жиз¬ни. Наконец психическая энергия может выплеснуться в убеждение: именно она является идеальной матерью, благородной наставни-1н-й, достойным примером для подражания.

Все истории, которые здесь изложены, имеют в своей основе i [(удовлетворенную сексуальность. Я спрашиваю у одной пациент¬ки об отце. Она отвечает: мама не была в браке. Она просто соблаз-11ила одного женатого мужчину. Других встреч у них не было. Сама i кщиентка страдает от того, что у нее нет и никогда не было своего парня. Она спрашивает меня: почему мои подруги влюбляются, иыходят замуж, рожают детей, а я вдруг осталась в стороне, никак i К получается ни с кем ни познакомиться, ни встречаться? Я осто¬рожно спрашиваю у девушки, была ли у нее половая близость. Да, печально признается пациентка, грубо говоря, я просто "натянула" на себя парня. Больше у нас не было встреч, он вскоре женился...

Удивительная вещь — одна и та же прискорбная ситуация пере¬дастся точно по эстафете. Я называю это трансляцией поведения. У мамы была единственная, спровоцированная близость с мужчи¬ной. У дочери тоже. Что за проклятие такое? Пациентка, о которой м pi доказываю, умная, одаренная и даже по-своему красивая девуш-и. i Но она отчаянно одинока. Она хочет любви и радости материн-I i на. Но она не востребована. В своем дневнике она пишет: "Вот и I |овый год! Роворят, что пожелаешь себе, то и исполнится. Раньше я |ерила в это. Так хотелось встретить Новый год вдвоем, а получи¬лось наоборот. Веселила себя, какмогла. Вовка даже не поздравил и иг пригласил ни на один танец... Раньше я хотела заполучить его 111 и кто так, чтобы не быть одной. Но вот мы поехали в деревню, и я Поняла, что я ему совершенно неинтересна. Он относится ко мне Как к доброй знакомой..."


Термин "сублимация" первоначально содержал представление • ' превращении инстинктивного влечения в нечто социально цен-

Главным образом слово выражало превращение "догениталь-

1111 s" влечений в несексуальные установки. По Фрейду, причина на-

|пi живого желания сдерживать свои чувства лежит в неспособнос-

i и предаваться своим сексуальным страстям. Изначальная половая

• дность (фригидность) также приписывается последствиям ран-

98

99

Раздел I _

них сексуальных травм или кровосмесительных фиксаций, гомосек¬суальных наклонностей, садистских или мазохистских элементов. Причем последние рассматриваются как сексуальные по своей сути феномены.

Сексуальное влечение способно менять свою ближайшую цель на более высоко оцениваемую в обществе. Вот почему, по замеча¬нию Шекспира, мы становимся нравственными, когда слабеет плоть... Подавленная сексуальность находит воплощение в обще¬ственно значимых действиях. Она выступает во всеоружии мораль¬ной агрессивности, воспитательного пафоса, нравоучительной эк¬зальтации . Даже верующий человек вряд ли сочтет телевизор бесов¬ским наваждением. Элементарно просвещенная мама не станет из деваться над стихами дочери или рвать бумагу, на которую излилис слова нежности влюбленного юноши. Любая пожившая на свете жен¬щина знает, как прихотливо счастье, как легко можно принести горе в судьбу дочери. Ясное дело, все эти побуждения — не плод недомыс¬лия. У них глубокий мощный исток, и он обозначен Фрейдом...

§ 4. Драматургия сублимации

В конце 50-х годов американское телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пе¬ленать ребенка, как его кормить. Самые известные в стране специ¬алисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории с целью выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увле¬чением. Именно те, у кого не было детей, с удовольствием пеленали1 кукол, играли с ними, приобщались к азбуке родительского чувства.

Пример с телевизионным циклом способен обескуражить само¬го увлеченного теоретика. Ведь подразумевалось, что тот, кто тво> рит себе кумира, в меру сознателен, по крайней мере отдает себе! отчет в своих поступках. А тут обнаружилась совсем иная картина. Оказывается, зритель живет в мире интенсивной, неосознанной; мотивации: он радуется и страдает, одержимый подавленными вле¬чениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление обусловливают его поступки. Ил¬люзия сознательности, будто бы присущая личности, мешает понять скрытые импульсы человеческого поведения.

т-тг:. Каковы защити ые механизмы психики?

Проведенные на Западе эмпирические исследования постоянно обнаруживают странную противоречивость в поведении людей. Был задуман сложный эксперимент. Предстояло изучить телевизионные предпочтения "яйцеголовых" (так в соответствии с изжившей себя дисциплиной—френологией, определявшей умственный и духовный потенциал человека по форме черепа, называли интеллектуалов). Их стали расспрашивать насчет телевизионных программ, стремясь выяснить отношение к развлекательным программам, к показу на¬силия на экране, к принудительной эротизации культуры.


Интеллектуалы сказали свое слово. Они воздали по заслугам этим фантомасам, тарзанам и агентам 007. Но техника опроса по¬зволяла проследить, что же сами "яйцеголовые" смотрят вечерами, чему отдают предпочтение. Оказалось, что, согласно контрольным экспериментам, именно эти непритязательные кино- и телегерои поглощают все вечернее время интеллектуалов, запланированное для умственных занятий. Высоко оценивая немногочисленные про¬светительские циклы, "яйцеголовые", как выяснилось, просто пре¬небрегали ими.

Как объяснить такое раздвоение мотива и поступка, оценки и предпочтения? Некоторые исследователи, например американский социолог П. Лазарсфельд, ссылались на соображения престижа, на желание многих зрителей скрыть духовную невзыскательность. Та¬кое объяснение имеет известные основания: в современном запад¬ном мире действительно господствует престижная символика, ста¬тусное потребление. Поэтому-то многие участники опросов искус¬ственно завышали свои культурные стандарты.

Однако только ли в этом дело? Ведь игра в возвышенные запро¬сы велась зачастую неосознанно, в ходе анонимных опросов. Более того, как показывали дополнительные исследования, люди даже не замечали своего лицемерия. В сознательной жизни они оставались штолне логичными противниками псевдокультуры.

У некоторых психоаналитиков возникло подозрение: а не вос¬производят ли участники опросов готовые оценки, стереотипы "культурного человека", сложившиеся в современном обществе? ГСсли так, тогда, может быть, все дело в природе клишированных духовных образований? Правда, излагая свои культурные пристра¬стия, читатели и зрители обнаруживали вкус, пытались последова¬тельно обосновывать свои предпочтения, что в значительной сте-i кни противоречило представлениям об упрощенности, трафарет-

100

101

ности мышления опрашиваемых. Пример с телевизионным циклом, рассчитанным на молодоженов, вообще не укладывался в эти соци¬ологические версии: ни один человек, заполняя анкету, не заявил бы, что хочет пеленать воображаемого младенца. А между тем та¬кая потребность в нем жила, она была подтверждена популярнос¬тью названной серии.

Откуда же возникает у людей готовность поклоняться избран¬нику, удовлетворять с помощью массовой продукции свои запросы? Из действия некоторых объективных закономерностей психики. Дело в том, что психический мир человека обладает способностью менять своё состояние. Если бы психика человека не располагала таким адаптационным механизмом, она просто не выдержала бы огромной нагрузки.

Однако когда психологическое напряжение достигает пика, пси¬хика может переключать свою энергию в иное русло. Так проявляет свое действие механизм сублимации, позволяющий справиться, например, с кризисной ситуацией, переключить психику на иной "канал". Многие революционеры, ученые, находясь в тюрьме, ото¬рванные от активной деятельности, обращались к творческой ра¬боте. Так родились, скажем, "Тюремные тетради" Антонио Грамши. Советский ученый Н. И. Вавилов, будучи несколько лет в тюрьме, читал своим сокамерникам лекции по научным проблемам биоло¬гии и генетики.


Известен пример, когда один советский архитектор построил в горняцком городке Дом культуры для шахтеров. Разрабатывая про¬ект, он, вероятно, думал так. Чего хочет прославленный угольщик после трудовой смены? Наверняка он хочет оказаться в родной ат¬мосфере. Вот почему Дом напоминал шахту: свисали с потолков шахтерские лампочки, маячил на стене отбойный молоток... Все было бы хорошо, но рабочие не торопились в этот Дом культуры. В его архитектуре и внутреннем убранстве явно не были учтены слож¬ные переливы психики шахтеров.

В нашей культурной практике мы давно уже учитываем данные психоанализа. Когда полярники уходят в рейс, для них снимают специальные фильмы, которые рассказывают о детях, о семье: пусть' там, в далеком одиночестве, в условиях сенсорного голодания (де¬фицита положительных эмоций) они всматриваются в родные лица на экране. Так же поступает и служба психологической поддержки, провожающая в рейс космонавтов.

Каковы защитные механизмы психики?

В жизни конкретного человека нередко рождается ситуация, которая требует сублимационного механизма. Эта молодая женщи¬на была женой известнейшего русского артиста. Его уже нет в жи¬вых. Прошли годы, но боль утраты не утихает. Женщина в новом браке, есть дети, но память о самом близком и родном человеке не дает возможности в полной мере ощутить счастье жизни. Нет, ана¬литик не в состоянии помочь этой пациентке по сути самой пробле¬мы. Ведь мертвого не воскресить. Но мы говорим на приеме о том нкладе, который внес в нашу культуру этот прославленный актер. И гут выясняется, что можно найти средство, которое способно ути¬шить боль. Сейчас молодая женщина собирает воспоминания со¬временников, выпустила книгу, в которой собраны ценные подроб¬ности жизни и творчества актера. Говоря языком психоанализа, ее чувства сублимировались. Такое переключение психической энер¬гии помогает женщине реализовать себя и удовлетворить свое же-нание хоть в какой-то форме остаться с любимым человеком.

§ 5. Перенос

Этим словом в психоанализе называется процесс, в ходе кото-Iк но один человек проецирует на другого свои собственные чувства и переживания. Когда Фрейд начинал свою терапевтическую прак-111 ку, он, как и его коллеги, укладывал своего пациента на кушетку и in л записи, в которых отражалось содержание беседы. Один из те¬рапевтов сказал Фрейду: знаешь, я ужасно привлекательный и сек-■ улльный мужчина. Вчера я вел прием, а после сеанса моя пациен-i на неожиданно бросилась мне на шею...

Фрейд задумался над этим эпизодом, и у него мелькнула догад-н,i: когда пациентка лежит на кушетке, голос аналитика она воспри¬нимает как бы со стороны. В ходе разговора воскрешаются давние in и чатления, восстанавливаются детские эмоциональные пережи¬ма пня. Голос, льющийся от изголовья, рождает образ отца, с кото¬рым неожиданно и проигрывается партитура давно забытых отно¬шений. Чувства, которые вдруг возникают в ходе сеанса, относятся Шее не к аналитику. Они перенесены с отца на терапевта.


После первой беседы с пациентом я обычно прошу его (или ее)

11сать дома впечатления от беседы. Мне интересно, куда поведет

I ипгседницу (или собеседника) его бессознательное. Беседа навер-нмкл вызвала смятение чувств: ведь мы говорили о душевной боли.

102

103

Раздел I

Дома он (или она) присели за стол, чтобы сделать записи. При этом думалось одно, а написалось вдруг другое... Стоит только навалить¬ся грудью на стол, как из глубин подсознания поднимается нечто...

Вот одна женщина пишет: "Павел Семенович мне понравился. Мне даже показалось, что он похож на Пастернака, у него большие синие глаза". Простите меня за интимную подробность, читатель. Глаза у меня не синие, а карие. И на Пастернака я вовсе не похож... Что за блажь? Кто понравился моей пациентке — я, черт возьми, или кто-то другой? Сомнений нет. Она сама создала этот условный образ, можно сказать, спроектировала его.

Проекция (букв.: бросание от себя)—психологический механизм, благодаря которому собственное содержание бессознателъного приписывается другому лицу.

Мы склонны считать, что мир таков, каким мы его видим, что и люди таковы, какими мы их себе воображаем. Собственные мысли, чувства, переяшвания люди переносят на других людей. Проекцию в этом случае можно рассматривать как переложение субъективно¬го внутреннего содержания на внешний объект. Этот процесс име¬ет бессознательный характер. Он обнаруживает себя как спонтан¬ный, а не волевой акт.

Одна студентка рассказывает мне на индивидуальном сеансе психоанализа: когда вы начали читать нам лекции, вы мне очень понравились как мужчина. Мне даже показалось, что и я вам при¬глянулась. Но потом вы мне разонравились, потому что много гово¬рите о сексе.

Нетрудно догадаться, что студентка демонстрирует проектив¬ный механизм. Ее рассказ имеет ко мне косвенное отношение. Я вовсе не заприметил ее в студенческой аудитории. Да и о сексе я не рассказывал параноически много. Просто я читал лекцию о Фрей¬де. Тут уж, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Можно пред¬положить, что в основе ее проективных фантазий лежат собствен¬ные сексуальные проблемы. Они и перенесены на меня. Оказалось, что это я сексуально озабоченный маньяк. Не будь этого, возможно между нами возникло бы долгое и прочное нежное чувство.

А вот отрывок из дневника другой женщины. Она пересказы¬вает свой сон: "Я гуляю с вами по Парижу. Вы, Павел Семенович, молодой, высокий и красивый. Меня радует все, что я вижу вокруг. Вы меня держите за руку и я чувствую какую-то нежность и к вам, и ко всему, что меня окружает. Неожиданно вы предлагаете мне зай-

Каковы защитные механизмы психики?

ти в больницу где лежит ваша дочь. Я не задаю вам вопросов, хотя и не могу понять, откуда у вас появилась дочка? Мы заходим на кра¬сивую зеленую территорию больницы. Потом мы идем по узкому длинному и темному коридору. У меня появляется ощущение, что я здесь уже была и мне все знакомо. Мы заходим в палату, и я вдруг вижу маленькую девочку на подоконнике, которая смотрит в окно и буквально обливается слезами, но делает она это тихо, почти без¬звучно, будто хочет скрыть это от всех. Вы подходите к окну и бере¬те ее на руки, а я в этот момент смотрю в окно, куда смотрела де¬вочка, и вижу свою маму, молодую, она уходит за пределы больни¬цы. У меня защемило сердце, в этот миг я отворачиваюсь и вижу, что стою одна в высоком зале огромных размеров. Когда я просну¬лась, то у меня было неприятное ощущение от сна. И я вспомнила, что такой эпизод действительно со мной был, и даже почему-то мне вспомнились слова врача, который сказал мне, что если я буду пла¬кать, то маму ко мне больше не пустят. Это воспоминание на меня сильно подействовало, и мне захотелось плакать, так мне стало жал¬ко себя".