Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3578

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я поручил вести девочку своей ученице Ирине Валерьевне Воль-цингерд. Дальнейшее изложение темы основано на ее записях, ко¬торые представляются мне весьма ценными. Рассказ Инны о своем первом муже (отце Лены). Саша — капитан ФСБ; грубый, неуравно¬вешенный человек. Его мать была против того, чтобы Инна выхо¬дила за него замуж, объясняя это тем, что он никого не любит, сто¬ронится всех родственников, что он вообще странный, ненормаль¬ный и что Инна с ним не справится. Из рассказов мужа Инна выяс¬нила, что его отношения с матерью были очень плохими. Мать Саши была жестока по отношению к нему, всячески подавляла его. Однаж¬ды она назвала его "щенком" — этого он не простил ей до сих пор. В результате он возненавидел свою мать. Интересно замечание Инны о том, что Саша вообще никому не прощал нанесенной ему обиды. Он был мстителен. Если сначала Инна, выйдя за него замуж, хоте¬ла "отогреть" его, то впоследствии поняла, что это невозможно. Она сожалеет о том, что поздно обратила внимание на то, что Саша вы¬мещает всю свою ненависть на девочке, что он относится к ней так, как к нему относилась его мать. Когда Лене было 6 месяцев, Саша отлупил ее.

О чем не может рассказать ребенок?

Вот как это было. Инна, находясь на кухне, услышала плач ре¬бенка. Прибежав в комнату, застала девочку уже посиневшую от крика, захлебывающуюся плачем. На вопрос, что случилось, Саша ответил, что он просто наказал ее. Она его обидела, ударила папу погремушкой. Инна запретила мужу подходить к девочке, когда она плачет или когда он сам в плохом настроении.

Инна работала через день, и дочка, вернувшись из школы, оста¬валась с папой. Они вместе делали уроки. Инна стала замечать, что, вернувшись с работы, застает Лену в странном состоянии: "Она вся съежена, как зверек, не хочет разговаривать". Как-то раз Инна по¬звонила с работы домой. К телефону подошла Лена — она плакала. 11олучилось так, что отца не было рядом. Лена просила мать, чтобы она не говорила об этом отцу, а то он ее убьет. Инна пыталась выяс¬нить у дочери, в чем дело, что происходит, когда ее нет дома. Лена отказалась говорить. После этого случая она стала специально чаще ивонить с работы домой. Муж старался придумать всяческие отго¬ворки, чтобы не подзывать дочь.

Вскоре у Инны появился любовник. Она встречалась со своим будущим мужем, находясь еще в браке с Александром. Аналитик задается вопросом: если допустить, что Александр был в курсе их отношений, принимал их игру в "друзей по работе" и делал вид, что ничего не понимает, то возникает вопрос: кому он мстит? Дочери пли жене? Можно допустить, пишет Ирина Валерьевна (психоана-иитик), что такими действиями он пытался вернуть себе внимание Инны. В этой ситуации, учитывая больное самолюбие Саши, мож¬но допустить, что, вымещая свою обиду на дочери, он мстит мате¬ри. Инна рассказывала, что Саша запрещал дочери плакать, т. е. |чм'ждал ее в том, что нужно уметь скрывать свои чувства, как бы н п было плохо и больно. Готовя с ней домашние задания, раздража¬юсь, он мог стучать кулаком по голове девочки. Лена же должна была in с терпеть и не жаловаться матери ("иначе убью!").


§ 8. Методика работы

Аналитик просит Инну записать те человеческие качества, ко-н >1 >ые ей нравятся в людях и которые не нравятся. Инна указывает

ожительные качества людей и родителей, противоположные

им. которые демонстрирует она сама. Называя в качестве первой • НИ i ыни "порядочность", Инна, будучи замужем, имела близкие от-

126

127

_ Раздел I

... ..

ношения с другим человеком, т. е. она была в ситуации "двоемуже-ства". Ей самой приходилось лгать и изворачиваться. Безусловно, ее мучила эта ситуация. Решение проблемы она нашла, расставшись с первым мужем и выйдя замуж за Георгия (бывшего любовника).

Далее Ирина Валерьевна отмечает: если учесть, что к отрица¬тельным качествам родителей (мамы) Инна относит "давление", "диктаторство", то можно предположить, что сама она по складу авторитарна. Лене не хватает простой материнской любви, заботы, общения. Инна старается изо всех сил сделать для дочери что-то хорошее, при этом не совсем понимая чувства и желания ребенка. Она хочет сделать то, что сама считает нужным и важным для нее.

Лене был предложен тест — "рисунок семьи". Сначала она нари¬совала маму затем папу (нового), братика и собачку. Ни братика, ни собачки в семье нет. Получается, что и в новой семье девочка одино¬ка, и ей нужен кто-то, о ком она могла бы заботиться. Интересно сообщение Инны по поводу ее второго брака. Она говорит, что доч¬ка сама выбрала папу, и они (мама с дочкой), решили взять его в се¬мью.

Вот как аналитик описывает Лену. 11 лет, пропорционально сло¬жена, худенькая, высокая девочка. В настоящий момент увлекает¬ся математикой, занимается в математическом кружке МГУ. Лена описывает свой недавний сон. Девочка гостит у бабушки. Бабушка куда-то уходит. Лена остается одна. Вдруг она видит, что дверь при¬открывается, ей становится страшно. Она крадется к двери, чтобы закрыть ее, но в щель просовывает голову мужчина. Лене никак не удается закрыть дверь. Затем в комнату входят несколько мужчин, они собирают какие-то вещи и говорят Лене, что когда они все вы¬несут, они ее убьют. Лена хочет убежать. Она крадется к двери и вы¬ходит из квартиры. Оказавшись на лестничной площадке, она бе¬жит...

В других снах Лены постоянно присутствует момент страха. Ког¬да она остается дома одна, ей все время кажется, что кто-то должен прийти, прокрасться в квартиру. Ее пугают звуки, доносящиеся от¬куда-то извне, они настораживают ее. Вывод аналитика: по-види¬мому, у Лены интенсивная внутренняя эмоциональная жизнь, но I эмоциям нет выхода, она не может поделиться своими чувствами, впечатлениями, страхами. Мама всегда занята, она очень серьез¬ная и ей не до "глупостей" дочери, а новый папа хоть и друг, но он мужчина, а именно мужчина пугает девочку в снах.

128

О чем не может рассказать ребенок?

§ 9. Предположение супервизора

Когда аналитик ведет работу, описывает свои наблюдения, он может консультироваться с супервизором. Так называется другой аналитик, который читает эти дневники и помогает осмыслить по¬лученный клинический материал. После знакомства с записями Ирины Валерьевны я высказал предположение: Лена, судя по все¬му, подверглась сексуальному домогательству со стороны родного отца. Об этом свидетельствует смятение Лены, когда звонит Инна. Коли бы речь шла только о побоях, то это легко открылось бы. Слова < >тца "Скажешь — убью" не могли бы оказать на девочку такое силь-i юе воздействие. Лена отказывается говорить матери о том, что про¬исходило дома в ее отсутствие, не может сказать отцу "нет", когда гот настаивает на встрече, несмотря на то, что категорически не хочет видеть его. Ирина Валерьевна приняла мое предположение. ()на высказала догадку, что, возможно, этим объясняются истери¬ки и странное поведение Лены. Дальнейшая работа во многом под-i исрдила наши предположения.


Аналитик просила Лену сделать рисунок. Лена изобразила себя и маму в виде цветов красного цвета, т. е. она отождествляет себя с млмой. Лена с мамой и папой стоят в одной вазе — всех троих свя-И.1 вает вода. При этом Лена ощущает себя наравне с мамой, оба к I >асных цветка одинакового размера. В разговоре с Инной выясня-r i ся, что Лена повторяет поведение мамы. На вопрос, как Лена от-i к кится к мальчикам, к своим сверстникам, мама рассказывает, что ома провоцирует их на контакт, отбивает их у подруг, а добившись гиоего, перестает ими интересоваться.

Был такой случай, когда она пригласила на свой день рождения . Юего "бывшего" и настоящего приятелей. Сидя между ними, она рллнлекалась тем, что сталкивала их между собой. Еще Инна рас-■ казала, что Лена, зная о том, что она привлекательна, пользуется 11 им. Она, например, любит надевать короткие юбки, а на замеча¬ние о том, что юбка слишком коротка, отвечает, что это не юбка ко-I и гпсая, а ноги у нее длинные. И еще: на вопрос Инны "зачем ты так MI к тупаешь с ребятами своих подруг? Они ведь когда-нибудь собе-I iv гея вместе и изобьют тебя" Лена отвечает, что она вообще ничего не делает. Это все они!

По мнению аналитика, Лена в данном случае демонстрирует i и i ведение, характерное для истерического характера, при этом ко-

129

.О чем не может рассказать ребенок?

пируя поведение мамы. Инна, встречаясь с Георгием, продолжала жить в одной квартире со своим первым мужем. Они жили просто I как соседи в коммуналке: спали в разных комнатах, отдельно пита-лись, почти не разговаривали, даже если приходилось столкнуться | на кухне, молча ели и расходились.

Ирина Валерьевна провела с Леной следующее упражнение. Надо было мысленно погрузиться в свое прошлое. Сначала на два] года, потом еще на два, до пяти лет, и еще до младшего возраста,! насколько это возможно. На каждом этапе погружения Лена долж-1 на была увидеть себя со стороны, в определенном временном про-1 межутке, вспомнить при этом, что происходило в ее жизни. Первый! этап — вспомнить что-то хорошее, второй этап — вспомнить что-то I грустное, что ее огорчило. Третий и четвертый этап — постараться! вспомнить, какой она была. В самой последней картинке прошлого! Лена объединяется со своим образом, и "словно на ракете летим об-Ш ратно..."

Теперь взгляд в будущее. Лена представила себя через шесть лет. 1 При этом аналитик очертила ей контур губ, чтобы губы могли "гово-Я рить" о том, что видит Лена. Лена увидела себя за партой — она ещеЯ не окончила школу. Она сидит одна и готовится к ответу. На ней брючный костюм красно-черного цвета. Лена достаточно долго рас-Ш сматривала эту картинку. Затем ей было предложено представит» себя в еще более далеком будущем. Ей 21 год. Итак, ты уже давно окончила школу, теперь ты совсем взрослая и самостоятельная, сама можешь решать, как жить дальше, можешь делать все что угодно. I


Может быть, ты вышла замуж, у тебя есть дети... Какая у тебя семья? Чем ты занимаешься? Какая у тебя профессия? Как вообще ты себя чувствуешь? В этот MOMCI IT Ле] ia, вздрогнув, открыла глазаЯ Они были полны слез...

На вопрос, что случилось, что она увидела, что ее так напугало, Лена ответила, что у нее просто разболелась голова...

Я изложил здесь лишь общий план работы с девочкой.

Создатели детского психоанализа подтвердили правоту основ¬ных выводов Фрейда. Они показали специфику детской сексуаль¬ности и первые конфликты, которые возникают между влечениями и "Я". Так складывались первые очертания психоаналитической пси*

хологии и психопатологии детства. Детский психоанализ изменил i кшравленность воспитания, показал, как ошибки родителей и вос¬питателей рождают неврозы. Неискренность родителей в сексуаль¬ных вопросах, чрезмерная строгость и чрезмерная снисходитель-i юсть, бессмысленные запреты, ранние совращения — вот что при¬водит к патогенным воздействиям. Основанный на психоанализе педагогический переворот, несмотря на многочисленные возраже¬ния, достиг немалых успехов.

Вопросы для повторения

Как осмысливался феномен детства в истории психологии?

Совпадает ли детская сексуальность с чувственностью взросло¬го человека?

Когда зародился детский психоанализ?

Кто явился основателем детского психоанализа?

В чем особенности техники детского психоанализа?

Каковы особенности и общий смысл игровой терапии?

Какую роль в детском психоанализе играет символика живот¬ных?

Кто такой супервизор?

Почему аналитики используют игры и рисунки, работая с деть¬ми?

Изменил ли детский психоанализ проблемы воспитания детей?

Упражнение 1

Тест "несуществующее животное"

Предлагается придумать и нарисовать несуществующее живот-нос и назвать его несуществующим названием.

Ниже приводится интерпретация рисунка Лены, сделанная И. В. Вольценгерд.

Рисунок Лены — "Моя маленькая лягушенция".

Изображенное животное — это отношение к собственной персо¬не и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости с этим животным. В данном случае "Вредная лягушенция" — представитель самой Лены.

Голова—положение "анфас", трактуется как эгоцентризм. Жир-пан линия подбородка — сильное напряжение в этой части можно

130

131

Раздел I

трактовать как подавление своих эмоций — на рисунке сама "лягу-шенция" говорит об этом: "А я вредная! Ха-ха-ха!", а также напря¬жение появляется в те моменты, когда Лена хочет сдержать слезы.

Глаза — резкая прорисовка радужки — это символ присущего человеку переживания страха. Ресницы — истероидно-демонстра-тивная манера поведения; заинтересованность в восхищении ок¬ружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание это¬му большого значения.

Дополнительные детали — усы: щетинки и два больших уса, на¬правленных вверх — защита от окружающих. В сочетании с утол¬щенным нижним контуром головы — это защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения.


Несущая, опорная часть фигуры (ноги-лапы) выглядит тонкими и слабыми, хрупкими по отношению к самой фигуре. Соединение ног с корпусом ■— точно, тщательно. Это характер контроля за свои¬ми рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и одно¬направленность ног-лап — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Крылья — энергия охвата деятельности, уверенность в себе, "са¬мораспространение" с неделикатным и неразборчивым притесне¬нием окружающих либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих.

Хвост — повернут влево — отношение к своим мыслям, решени¬ям, упущенным возможностям, собственной нерешительности. По¬ложительная окраска этого отношения выражена направлением хвоста вверх. Сам хвост затемнен, он расположен в той же части человекоподобной фигуры, где можно было бы изобразить сексуаль¬ный признак. Можно трактовать это как фиксацию на проблеме сею са, если учесть, что до этого на рисунках Лены уже было подобие этой фигуры.

Упражнение 2

Игровая терапия

Собираем группу детей. Раздаем множество игрушек. Цель уп¬ражнения состоит в том, чтобы понаблюдать за игрой ребят, а за тем сделать попытку истолкования того, что произошло. Постарай¬тесь соотнести свои наблюдения с реальными проблемами детей| Хорошо бы провести беседы с родителями.

О чем не может рассказать ребенок?

штт^шттшю^штюштшттеутежжтшттт^нюшмжжя, in 1 i ,г„ ■ IE, щ.иг ,ч»щ .ниш...

Литература

Аббаньяно Н. Мудрость философии. — СПб., 1998.

Лбрахам К. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии

развития либидо // Психоанализ детской сексуальности. —СПб.,

1997.

Лсанова Н. К. Теория психосексуального развития. — М., 1997.

I >аркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как на¬учиться понимать своего ребенка: Его Величество Ребенок, как он есть. — М., 1999.

Пелкин Арон. Запах денег. —М., 1997.

Керн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988.

I !асилюк Ф. Е. Психология переживаний: Анализ преодоления кри¬тических ситуаций.— М., 1984.

I (оскобойников А. Э. Бессознательное и сознательное в человеке. — М., 1997.

1|юф Станислав. Путешествие в поисках себя. —М., 1994.

1УревичП. С. Приключения имиджа.—М., 1991.

|уревичП. С. Психология. —М., 1999.

1Уревич П. С. Культурология. —М., 1999.

I ,'ревич П. С. Теория и практика психоанализа. — М., 2000.

Джеймс У. Воля к власти. — М., 1997.

Джонсон Р. А. Она: Глубинные аспекты женской психологии. — М., 1996.

НнпорожецА. В. Психология действия // Избр. психол. труды. —М., 2000.

ii тменитые случаи из практики психоанализа. — М., 1995. Пригородов Б. В. Психологические основы развития самопонима-мия в юношеском возрасте. — М., 1999.

Кислинг Б. Радости секса: От чувственного поцелуя до оргазма. — М.,2000.

Конечный и бесконечный анализ Зигмунда Фрейда / Под ред. Джо¬и-фа Сандлера.— М., 1998.