Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3782

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

132

133

Раздел I —— ^ r _^ [ -.

Льюис Д. Стресс — менеджер. — М., 2000.

Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии. — М., 1994.

Менделл А. Игры, в которые играют мужчины: Семь правил для вы¬живания в мире мужчин. Изд. 2-е. — СПб., 1999. Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии. — М., 1999.

Никитин Е. П., Харлампенкова Н. Феномен человеческого самоут¬верждения. — М., 2000.

Нуркова В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиогра¬фической памяти личности. — М., 2000.

Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: Группо¬вые методы работы. — М., 2000.

Психоанализ детской сексуальности. — СПб., 1998.

Психологическая наука в России XX столетия. Проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. — М., 1997.

Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия: Новейшие подхо¬ды в области практической работы. — М., 1999.

Романов И. Ю. Психоанализ: Культурная практика и терапевтичес¬кий смысл: Введение в теорию и историю психоанализа. — М., 1994.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М., 1997.

Руководство по предупреждению насилия над детьми. — М., 1997. Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса. — Воронеж, 1993.

Свечников В. С. Социокультурный анализ мистификации. — Сара¬тов, 2000.

Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. Изд. 3-е. —М., 2000.

Соловьев В. Н. Врачевание души: Записки психотерапевта. — М., 1999.

Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998.

Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. — СПб. 2000.

134

О чем не может рассказать ребенок?

Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб., 1997.

Фрейд 3. Истолкование сновидений. — М., 1997.

Фрейд 3. Теория и практика детского психоанализа. —Т. 1-2. — М., 1999.

Хорни К. Новые пути в психоанализе: Самоанализ // Собр. соч. в 3-х. — Т-2.— М., 1977.

Хьюит. Тайные возможности вашей психики. — СПб., 2000.

I {ветков Э. А. Психономика, или Программируемый человек. — СПб., 2000.

I Цербатых Ю. В. Искусство избегать обмана: Практическое руковод¬ство. — М., 1999.

; )нциклопедия домашнего психолога: Советы психолога на все слу¬чаи жизни / Автор-сост. О. В. Нагоркина. — М., 2000.

:)риксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000.

;)ритьеФ., ЦирюльникБ., НауриА., Ксантаку М., ВриньоД. Инцест, или Кровосмешение. — М., 2000.

135

ГЛАВА J

КАКОЙ У ВАС I

ХАРАКТЕР?

§ 1. Трансляция невроза

Моя пациентка — высокая, стройная. Она работала топ-моде¬лью, отсюда осанка, манера поведения. Рассказывает Оля интерес¬но, с подробностями и с точными самооценками. Из детства вынес¬ла тяжелые впечатления. По ее словам, мама относилась к ней без нежности и любви. Они почти не виделись. Когда мама приходила с работы, девочка уже спала. Но ведь даже миг встречи с ребенком может быть значимым, волнующим. В одну секунду можно показать малышу, как он дорог и незаменим. Но тут другое — отношение без-любое, раздраженное. В воскресенье, когда можно побыть вместе, мама обычно начинала ругать девочку То ей казалось, что успехи в музыкальной школе могли быть более основательными, то не нра¬вились манеры или отметки по математике.


Оля очень страдала. Иногда, доведенная до пароксизма обиды, она говорила себе: когда я вырасту и у меня будут дети, я никогда не буду их ругать. Яутоплю их в нежности... Сейчас у Оли трое детей. И вот рок судьбы. Когда появилась первая девочка и стала подрас¬тать, Оля со смятением обнаружила, что относится к дочери точно так же, как ее мать относилась к ней...

Вот строчки из ее дневника: "Поводом к разговору послужил ряд событий за последние несколько дней, очень похожих друг на дру¬га. Я прошу Аню сделать что-нибудь, Аня соглашается и совершен¬но ничего не делает. Я выхожу из себя, кричу, ругаюсь, она плачет, и все повторяется снова...

Аня — мастер спорта по выводу меня из себя. Она делает это с легкостью за несколько секунд. Наши с ней сложности начались, на мой взгляд, с самого рождения. Сложные роды, мое потрясение этим

Какой у вас характер?

событием, полное отсутствие помощи, поддержки, сильные боли, послеродовая депрессия, вечно кричащий ребенок, бытовые и ма¬териальные трудности полностью изменили мои представления о счастливом материнстве".

Оле очень хотелось быть хорошей матерью. Она старалась быть терпеливой. Хотела носить и качать Аню на руках, но Аня упорно отстранялась от матери и предпочитала засыпать в качающейся коляске. Оле трудно было покормить дочь грудью, поскольку та вы¬рывалась и кричала. Пришлось кормить малышку из бутылочки. 11ет, никакой идиллии не получалось... Аня все время кричала. Днем Оля выходила с ребенком на улицу (там она спала), а ночью плакала горькими слезами над своей несчастной судьбой.

В девять месяцев пришлось отвезти ребенка к маме. Оле нужно было закончить институт. Пока девочка и мать были в разлуке, Оля скучала, каждый день звонила родителям, чтобы узнать, как она себя чувствует. Но вот Аня дома, однако и теперь она никак не хотела признавать маму и просилась к бабушке на руки. Потом Лня пошла в ясли, часто болела. Все это раздражало Олю, и вдруг она отчетливо ощутила "синдром собственной мамы". Бессозна¬тельно она стала искать варианты свободы. То отдавала ребенка со¬седке, то увозила в загородный детский дом. Оле казалось, что она нот-вот сойдет с ума. Ее поступки диктовались инстинктом само¬сохранения.

Но стоило Ане оказаться вне дома, Оля отчаянно скучала, обви¬нила себя в жестокости, навешивала на себя ярлыки вроде "мать-ехидна", плакала от жалости к бедной девочке, покупала ей игруш¬ки, сладости. Все свидетельствовало о том, что на новом витке вре¬мени разыгрывалась та же самая драма. Очень похоже на какой-нибудь латиноамериканский роман. Каждый человек воспроизво-■ ,i II свою роль, которая уже была сыграна в фантастическом круже-П1.и времен.

"Однажды, — пишет Оля, — мне пришлось полтора суток ехать идпоем с Аней в купе. Я вспоминаю эту поездку как безумный кош-м.ф. Мне некуда было сбежать и я тихо страдала все время. Меня посещали мысли о вампиризме, колдовстве, злом роке. Я лежала и ш ;ом к стенке, притворившись больной. В эту минуту я поняла со-i i онние выжатого лимона. Из поезда я вывалилась бледной, поху-I' ж пей и с твердым решением никогда не оказаться больше в такой i пгуации".


138

139

Раздел II

Потом была еще одна поездка. Оля предусмотрительно взяла с собой бутылку "столичной". Поездка удалась... Сейчас Ане 14 лет. Учителя, тренеры отзываются о девочке хорошо. Но у родной мамы девочка постоянно вызывает раздражение. Она старается не нахо¬диться с ней в одной комнате. Ей неприятны прикосновения Ани. Она никогда не целует ее перед сном. Никогда не отправляется с ней в длительные поездки. Оля часто срывается, кричит на нее. Такие эмоциональные реакции обычно ей несвойственны. Они обнаружи ваются только во взаимоотношениях с дочерью...

Опять из дневника: "Мы регулярно натыкаемся друг на друга бьемся лбами, пару раз она пребольно ударила меня дверью. В е присутствии у меня часто падает посуда из рук, а сама я ударяюс об углы и полки. Нам часто одновременно что-то надо на противо¬положных концах стола, я всегда нервничаю, не могу отделатьс шуткой". Подруга Оли говорит: "Знаешь, когда ты была маленькой, ты, судя по всему, была точно такой же..." Несколько раз Оля в серд цах оставляла Аню в центре города и убегала от нее.

Неужели возможно такое? Почему ситуация в семье возобнов ляется один к одному? Почему Оля не может спокойно относиться собственному ребенку? Отчего с первых дней жизни дочка сопро¬тивляется матери и отчаянно борется с ней? Вообще возможна ли такая трансляция невроза?

Да, к сожалению, аналитикам приходится постоянно сталки¬ваться с этой проблемой. Один из моих студентов на приеме гово¬рит о том, что он ни к кому не испытывает нежных чувств, вокруг него много девушек, он воспринимает их как подружек. Никогда в жизни ни в кого не влюблялся. Он произносит изящную фразу: "Нет энергии заблуждения". Иначе говоря, он не понимает, как можно идеализировать какую-нибудь девушку, испытывать к ней глубокие чувства. В ходе беседы выяснилось, что в семье моего студента тоже не принято выражать чувства. Родители заботятся о том, чтобы все были накормлены. Но чтоб телячьи нежности...

§ 2. Характер и спонтанность

В течение первых двух десятилетий жизни у человека складывается характер. У него формируется определенный тип мышления, чувствования и поведения. Но тут обнаруживается, чт< i основные черты имеют своим истоком раннее детство. Именно тог

да закладывается определенная структура эмоциональных реакций индивида. Он воспринимает реальность по неким шаблонам. Его поведение в известной степени предсказуемо. Каков характер, та¬ковы и поступки.

Однако само понятие характера в психоанализе отличается от бытового употребления этого слова. В повседневности мы относим к характеру некие свойства человека, которые выражают его лич¬ность. Он капризный или целеустремленный, щедрый или скупой, компанейский или замкнутый. В психоанализе специалисты фик¬сируют постоянные, стойкие формы реагирования. Можно сказать примерно так: в психике каждого человека есть зона спонтанности. В этой сфере он непредсказуем, стихиен, демонстрирует живую, непосредственную экспрессию. Чем обширнее область спонтанно¬сти, тем лучше.


Но, к сожалению, зона спонтанности ограничена. За ней про¬ступает жесткий каркас, называемый характером. Это более масш¬табное образование, нежели защитные механизмы. В него включа¬ются положительные организующие функции сознания и личнос¬ти. Относительное постоянство характера обусловлено тремя фак¬торами: унаследованной составляющей "Я", природой инстинктов, против которой направлены защитные механизмы, но главным об¬разом основывается на особой установке личности, которая возни¬кает под давлением внешнего мира.

Как складывается характер? Фрейд считал, что сексуальность оказывает столь сильное воздействие на психическую жизнь, что через нее можно истолковать такие человеческие качества, как, например, жадность, скупость, строптивость, художественные стремления, иррациональную враждебность и страхи. Однако меж¬ду сексуальным влечением и чертой характера обнаруживаются непростые, а опосредованные связи. Например, Фрейд описал осо¬бенности истерического, мазохистского характера...

Но настоящим открывателем типологии характеров стал ученик и последователь Фрейда Вильгельм Райх (1897—1957). Он ввел в психоанализ новое слово "характероанализ". Так он обозначил ме¬тод лечения сексуальных неврозов, который во многом отличался от метода Фрейда. До Райха в основном изучались проблемы раз¬личных патологических невротических симптомов, исследовались болезненные состояния сексуальной психики человека. Разумеет¬ся, сложились первые попытки своеобразной типологии характеров.

140

141

щ

3. Фрейд и его ученики разработали учение об анально-эроти-ческом складе характера, показав такие его преобладающие черты, как любовь к порядку, бережливость и упрямство. В. Райх не огра¬ничился изучением невротического характера. Он пытался пока¬зать, как формируется генитальный характер, иначе говоря, каким путем ребенок идет к генитальной стадии развития, как человек обретает сексуальное здоровье...

Для современной психологии нет сомнений в том, что детская сексуальность формируется очень рано. В каком возрасте у маль¬чиков впервые появляется эрекция? Ультразвуковые исследования беременных показали, что уже в материнской утробе эмбрионы муж¬ского рода умеют возбуждаться, у них может возникать эрекция. Кстати, это наблюдение подтверждает концепцию инстинктивных реакций человека, которую признают все современные ученые. Сек¬суальная реакция человека возникает независимо от того, стремил¬ся ли он к ней сознательно и желательна ли такая реакция в данный момент. Эрекцию у младенцев наблюдали также в первые месяцы после рождения.

Способны ли младенцы испытывать оргазм? Разумеется, по на¬блюдениям американских ученых В. БлейкаиВ. Мартинсона, у мла¬денцев мужского пола об этом свидетельствует ритмичное сокраще¬ние мышц живота, а также последовательное напряжение и подер¬гивания таза в момент наивысшего удовольствия и заключитель¬ное расслабление. Согласно отдельным свидетельствам, у младен¬цев-девочек наблюдается регулярное выделение влагалищной сма¬зочной жидкости.


Способны ли дети дошкольного возраста испытывать сексуал ное влечение? Австрийский исследователь Эрнст Борнеман, изуч~ ший детскую сексуальность на протяжении последних 30 лет, утве ждает, что сексуальное влечение свойственно детям практически с самого рождения, это нормально и естественно и не должно вызы¬вать со стороны взрослых ни удивления, ни испуга, ни тем более порицания.

§ 3. Оральный характер

Среди нас есть люди, которые зафиксировались на стадии ораль ного развития. Что это означает? Из трех стадий психосексуально¬го развития носители орального характера зафиксировались тоЛШ

Какой у вас характер?

ко на первой стадии. Как же это происходит? Уже отмечалось, что материнская грудь не только насыщает тело. Ребенок испытывает в момент кормления сексуальное удовлетворение. Он чмокает от удо¬вольствия, его лицо приобретает блаженное выражение.

Но ведь в наши дни многие матери рано перестают кормить ре¬бенка грудью. Во-первых, у некоторых женщин исчезает молоко. Во-вторых, есть возможность давать младенцу питательные смеси. В-третьих, существуют сугубо индивидуальные соображения. Мать хочет сохранить форму груди и не потерять своей сексуальной при¬влекательности, нормы которой задаются в основном культурой. Матери, которые предлагают ребенку вместо груди резиновую пус¬тышку, фактически разрушают естественный процесс развития чувственности будущих мужчин или женщин.

Все это не может не сказаться на дальнейшей личной жизни че¬ловека. Еще древние греки считали, что кормление грудью — весь¬ма эротичный ритуал как для младенца, так и для самой матери. Кроме того, по мнению американских ученых, именно в младенчес¬ком возрасте человек начинает обращать внимание на отношения между матерью и отцом и даже их анализировать. Объятия, при¬косновения и ласки помогают младенцу обрести чувство близости со своими родителями.

Отлучая ребенка от груди, мать в значительной степени обрека¬ет его на задержку в психосексуальном развитии. Носитель ораль¬ного характера сохраняет тот способ приспособления к миру, кото¬рый сформировался в раннем детстве. Прежде всего у него склады¬вается убеждение, что мир в значительной мере ему "недодал". Бес¬сознательно носитель орального характера ведет себя так, словно он не получил от человечества необходимых благ и имеет право на¬стаивать на этом.

Однажды в Институте философии, где я работаю, появилась молодая женщина, которая сказала мне, что она сделала научное открытие.

— Поздравляю, — ответил я, — чем могу...

— Мне нужен спонсор...

Надо сознаться, что насчет спонсоров в Институте философии трудновато, поэтому я отправил ее в фонд, который дает гранты. Женщина исчезла, и я было уже совсем забыл о ней. Но вот раздал¬ся телефонный звонок:

— Павел Семенович, вы помните меня...