ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3786
Скачиваний: 21
§ 4. Маленький Ганс
Уже после появления работы 3. Фрейда 'Три очерка по теории сексуальности" (1905) многие аналитики стали наблюдать собствен¬ных детей и находить подтверждение существования инфантиль¬ной сексуальности, Эдипова и кастрационного комплексов. В этом п.травлении в 20-е и 30-е годы педагогический факультет Венско-KI психоаналитического института готовил воспитательниц детс¬ких садов и учителей.
В 1909 г. Фрейд выпустил работу "Анализ фобии пятилетнего мальчика". Уже в этом сочинении использована специфическая ихника. Наблюдение за маленьким Гансом вел в основном его ПКц. Фрейд просто руководил лечением мальчика и один раз
119
Раздел I
лично принял участие в разговоре с Гансом. Положенный в осно¬ву работы материал был взят из наблюдений и записей отца мальчика.
Первые сведения о Гансе относились к тому времени, когда ему еще не было полных трех лет Уже тогда его разговоры и вопросы обнаруживали живой интерес к пенису. Большое значение в жизни Ганса имело рождение маленькой сестры Анны, когда Гансу было как раз 3,5 года. Его поведение при этом непосредственно отмечено от¬цом: "В 5 часов утра, при начале родовых болей, постель Ганса пере¬носят в соседнюю комнату. Здесь он в 7 часов просыпается, слышит стоны жены и спрашивает: "Отчего это мама кашляет?" — И после паузы: "Сегодня, наверное, придет аист".
Ганс страдал фобией (так называется страх конкретного содер¬жания). Он боялся быть укушенным белой лошадью. Как возникла, развивалась и изменялась эта фобия? Фрейд изучал эти вопросы с трех точек зрения. Во-первых, он хотел подтвердить положения о детской сексуальности, которые он разработал в 'Трех очерках по теории сексуальности". Далее Фрейд был намерен глубже понять те психические заболевания, которые связаны с различного рода фо¬биями, включая страх перед животными. Наконец, Фрейд считал, что этот конкретный случай может раскрыть душевную жизнь ре¬бенка и дать возможность скорректировать обыденные представ¬ления о воспитании детей.
Читая записи отца Ганса, Фрейд понял, что у мальчика сложи¬лась двойственная установка. С одной стороны, он боялся лошади, но, с другой, обнаруживал к ней обостренный интерес и даже пы¬тался подражать животному. Почему так? Эти чувства, догадался Фрейд, явились бессознательными замещениями в психике ребен¬ка тех переживаний, которые у него были связаны с родителями. Перенося свои внутренние состояния на конкретный объект — на лошадь, Ганс невольно и бессознательно пытался скрыть реальные причины детского страха, который был обусловлен не столько от¬ношением отца к сыну, сколько неосознанным и двойственным от¬ношением самого ребенка к отцу.
Маленький Ганс, как уже известно из предыдущего изложения, одновременно любил и ненавидел отца, хотел стать таким же силь¬ным, как отец, и вместе с тем устранить его, чтобы занять его место в близости с матерью. Подобные бессознательные влечения, есте¬ственно, вступили в противоречие с теми моральными установка-
О чем не может рассказать ребенок?
ми. которые Ганс приобрел в процессе воспитания. Так ребенок ока¬зался в тисках конфликта.
Но внутрипсихический конфликт привел к тому, что те влече¬ния, которых Ганс стыдился, были вытеснены им из сознания в бес¬сознательное. Они оказались направленными на иносказательный объект — белую лошадь. По отношению к этому животному можно было уже не скрывать своих чувств и проявлять их открыто. В пя¬тилетнем возрасте Ганс увидел однажды во время прогулки, как упа¬ла лошадь. Он бессознательно отождествил отца с этим объектом. Та¬кой перенос позволил Гансу держаться по отношению к отцу свобод-i к), без страха. Однако он стал испытывать страх перед лошадью.
Страх в данном случае соответствует вытесненной любовной тоске. Ганс боялся, что его укусит лошадь. Но на самом деле он стра¬шился, что его могут наказать за дурные желания и чувства. Страх Ищса носит двойственный характер: страх перед отцом и страх за отца. Первое исходит от враждебности по отношению к отцу, вто¬рое — от конфликта между нежностью, которая здесь реактивно увеличена, и враждебностью. Это нормально мотивированный страх перед отцом из-за ревнивых и враждебных чувств к нему. Это страх маленького Ганса, который хотел бы устранить отца, чтобы остаться самому с любимой матерью.
Так Фрейд заложил основы детского психоанализа. Ганс в сво¬ем отношении к родителям подтвердил все то, что в работах 'Тол¬кование сновидений" (1900), 'Три очерка по теории сексуальнос¬ти" Фрейд писал о сексуальном отношении детей к родителям, шелючая описанный им Эдипов комплекс. Фрейд далее убедился и том, что неврозы взрослых больных можно сводить к таким же инфантильным комплексам, которые стояли за фобией маленько¬го Ганса.
Наконец возникли и проблемы, связанные с воспитанием детей м целом. Стало очевидным, что нет необходимости обуздывать или подавлять сексуальные влечения ребенка. Теперь воспитатель мог свободно пользоваться данными о происхождении патогенных ком¬плексов и неврозов. А стало быть, воспитатель получал методику, ко-i орая позволяла совсем иначе готовить ребенка к взрослой жизни.
Фрейд сделал в работе также несколько замечаний, которые ста-пи основой детского психоанализа. Например, он отверг представ-исние о том, что детские показания все без исключения произволь¬ны и не заслуживают доверия. В психическом, писал Фрейд, вооб-
120
121
Раздел I
.О чем не может рассказать ребенок?.
ще нет произвола. Недостоверность материала, который сообщают дети, основана на преобладании фантазии, а у взрослых — на до¬минировании предвзятых мнений. Ребенок не лжет без основания, и у него даже имеется большая любовь к правде, чем у взрослого.
Разговор с ребенком — ценный клинический материал. Он дает возможность истолковать полученные сведения. Вот пример диа¬лога отца с Гансом.
Отец. Каких лошадей ты, собственно, больше всего боишься?
Ганс. Всех.
Отец. Это неверно.
Ганс. Больше всего я боюсь лошадей, которые имеют что-то у рта.
О т е ц. О чем ты говоришь? О железе, которое у них во рту?
Ганс. Нет, у них есть что-то черное у рта (прикрывает свой рот рукой).
Отец. Может быть, усы?
Ганс (смеется). О, нет!
Отец. Это имеется у всех лошадей?
Га н с. Только у некоторых".
В работе "Из истории детского невроза" Фрейд рассказал о па¬циенте, который на 18-м году жизни впал в тяжелую болезнь, выра¬жавшуюся в полной его зависимости от окружающих. Речь шла об инфантильном неврозе, который подвергся анализу не тогда, когда возникла болезнь, а лишь спустя пятнадцать лет. Фрейд показал, что анализ, который связан с ребенком, не может быть очень содержа¬тельным. Приходится подсказывать ребенку много слов и мыслей. Самые глубокие слои, следовательно, могут оказаться непроницае¬мыми для сознания.
§ 5. Игровая терапия
Анна Фрейд специализировалась преимущественно на пробле¬мах психоанализа детского возраста. В 1927 г. она опубликовала работу "Введение в технику детского психоанализа", в которой из¬ложила суть оригинального психоаналитического подхода к психо¬логии детей, подчеркнула роль окружения в развитии ребенка и по¬казала эффективность "игровой терапии".
Работая с детьми, Анна Фрейд предлагала использовать рисо¬вание. Например, девочка, которой снился огонь в период, когда она
была занята своим кастрационным комплексом, беспрерывно ри-(() i !ала страшных человекоподобных чудовищ с чрезмерно длинным подбородком, длинным носом, бесконечно длинными волосами и страшными зубами. Чудовище, которое часто встречалось на ее рисунках, называлось "кусак". Его занятием было, очевидно, отку¬сывание члена, который был изображен на его теле различным об¬разом.
Содержанием целого ряда других рисунков, которые она создава¬ла во время сеансов, сопровождая ими свои рассказы или же молча, Г>ыли разнообразные существа, дети, птицы, змеи, куклы — все с бес¬конечно вытянутыми в длину руками, ногами, клювами и хвостами. На другом рисунке, который относился к этому периоду, она с быст¬ротой молнии изобразила все то, чем она хотела бы быть: мальчика (для того, чтобы иметь член), куклу (чтобы стать самой любимой), со-ьачку (которая была для нее представителем мужского пола) и юнгу, позаимствованного ею из фантазии, в которой она сопровождает в in 1де мальчика своего отца в кругосветном путешествии.
Совсем иными были рисунки маленькой девочки, страдавшей i II ирозом навязчивости. Она иногда сопровождала иллюстрациями I м кхказы о своих анальных фантазиях. Так, например, она нарисо-иала сказочную страну, где все обильем дышит, в которой люди вме-■ i о того, чтобы проесть себе дорогу через горы каши и пирогов, как пни это делают в сказке, должны съедать огромные кучи навоза. Лина Фрейд сохранила также рисунки, на которых в нежнейших i онах изображены сады и цветы, выполненые с величайшей тщат н'льностью, чистотой и аккуратностью.
Видным детским психоаналитиком была Мелани Кляйн. Она заменила технику свободных ассоциаций, которые используются Ври работе со взрослым, играми с ребенком, поведением его в до¬машней обстановке. Она утверждала, что маленькому ребенку дей¬ствие более свойственно, нежели речь. Аналитик предоставляет де-111 м массу мелких игрушек, целый мир в миниатюре, и дает ему воз¬можность действовать в этом игрушечном мире. Все действия, co¬in ршаемые ребенком в такой обстановке, она сравнивала со свобод¬ными ассоциациями взрослого и сопровождала их толкованиями.
Разработанная Кляйн техника игры, несомненно, очень ценна пни наблюдения за ребенком. Вместо того чтобы вести трудное и i низанное с большой затратой времени наблюдение над ребенком в И■<> домашней обстановке, аналитик сразу переносится в знакомый
122
123
Раздел I
мир, где ребенку предоставлена свобода действий. Игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка.
Противники Фрейда уже оспаривали обоснованную им теорию детской сексуальности. Они утверждали, что взрослые неврозы нельзя считать надежным источником сведений о ранних ощуще¬ниях, а следовательно, и об истории детской сексуальности. Гово¬рили о том, что когда Фрейд работает со взрослыми невротиками, он зачастую, видимо, имеет дело с их фантазиями, которые не име¬ют отношения к детству и развились в более поздний период.
Однако когда сложились техники для лечения детей, стало воз¬можным исследовать сексуальные чувства и фантазии у маленьких посредством прямого наблюдения. М. Кляйн предлагала детям иг¬рушки и наблюдала детские игры. Так сложилась техника, которая позволяла лечить детей с трехлетнего возраста. Ребенку разреша¬лось играть с куклами, изображающими отца, мать, сестру или бра¬та. Кляйн старалась найти в каждом действии, связанном с игрой, символическое значение, лежащее в его основе.
Если ребенок опрокидывает фонарный столб или какую-нибудь игрушечную фигуру, то она объясняла это, например, агрессивным действием, направленным против отца. Игру ребенка, когда тот ус¬траивает столкновение двух повозок, она рассматривала как сим¬волическое выражение тех чувств, которые связаны с наблюдени¬ем ребенка за половыми сношениями родителей.
Маленький мальчик играет в железную дорогу. Какие здесь воз¬можны варианты объяснений? Если ребенок устраивает частые ава¬рии, аналитик видит, что столкновение поездов доставляет ему удо¬вольствие. Это можно интерпретировать как интерес к сексуальной жизни родителей. Если же ребенок озабочен тем, с какой скорос¬тью и исправностью бегут вагончики, это свидетельствует о его соб¬ственной сексуальной активности. Тяжело нагруженные вагоны и машины могут пониматься как символ желаемой беременности ма¬тери.
§ 6. Символика животных
Маленький Миша был физически здоровый, веселый, довольно избалованный матерью ребенок. Мать обычно называла его "Муня" или еще нежнее — "Муничка". Это по-русски сокращение от "маму-ни", ласкательной формы от "мамы". Имя первого объекта любви —
О чем не может рассказать ребенок?
"мама", или "мамочка", в русском языке очень употребительное сло¬во, и не только по отношению к женщинам, но и к мужчинам.
Иногда мать просит своего сына: "Иди, мамочка, сделай это для меня". Она так глубоко вчувствывается в своего ребенка, что не от¬личает его от собственной личности. Этот процесс особенно очеви¬ден в сновидениях любящих матерей. Здесь ребенок регулярно "же¬лаемая личность" матери, т. е. символический представитель ее са¬мой с ее собственными телесными и душевными болями, желания¬ми и опасениями.
Мишина мать также чувствовала так, словно она и есть Миша, Миша же долгое время называл свою маму "серый заяц" или "чер¬товский мальчик". Это характерные фигуры из мира русских ска¬зок. "Серый заяц" — маленькое боязливое животное, которое много страдает от несправедливости сильных и нуждается в защите. "Мя¬гок ты, серый!" — говорил часто Миша своей матери. "Чертовский мальчик", в противоположность серому зайцу, вполне самостоятель¬ная продувная личность, которая давно должна быть наказана, но се трудно поймать. Эти два противоположных свойства матери Миша наконец объединил в новом ласкательном имени для нее, а именно — "серый жулик".
Миша был нервный ребенок. И чем дальше, тем больше возрас¬тала его нервность. Примерно в 10 лет, как об этом пишет М. Кляйн, он заболел фобией к обезьянам. Страх был настолько велик, что он не мог оставаться один в комнате. Он даже не решался идти в туа¬лет, если мать не ожидала его за дверью. Ему всегда казалось, будто i ia него хочет прыгнуть обезьяна. Случайно Кляйн вспомнила в про¬цессе терапии, что мальчик раньше, любя мать, называл ее "злая мартышка".
Кляйн спросила мать, не видел ли он где-нибудь похожую обезь¬янку. Да, вспомнила та. Он видел мартышку в зоопарке. Кляйн пы¬талась выяснить, не напомнила ли она ему кого-нибудь. Однажды, когда мама рассердилась на Мишу, ему показалось, что она хочет на i кто прыгнуть. С тех пор он называл ее "злая мартышка". Истолко-мание аналитика свелось к тому, что мать угрожала ему и ребенок (делал себе из этой угрозы удовольствие, отождествляя свою люби¬мую маму с наказывающей мартышкой.
Постепенно "мартышка" стала символическим выражением на-U. 1зания за неосознаваемый больше проступок. Так прежний аффект Ш тольствия превратился в аффект тревожного страха. Отец ребен-
124
125
——- Раздел I
ка сообщил аналитику о том, что собаки, оказывается, могут тоже символизировать родителей. Сам Фрейд анализировал фобию к вол¬ку у мальчика.
§ 7. История Лены
Я начал тему с рассказа о том, как девочка Лена пряталась от своего отца. Лену привела ко мне ее мама. Она жаловалась на не¬рвозность дочери, непонятное отношение к отцу. Выражалось это в том, что девочка бурно реагировала на звонки и появление отца (сле¬зы, истерики), отказывалась видеть его, несмотря на то, что пред¬варительно сама же соглашалась на встречу. Мама (Инна) говорила, что Лена вообще стала чаще плакать, ведет себя так, словно верну¬лась назад, к своим 5 годам. Это отмечала и учительница Лены — если раньше девочка казалась старше своих лет, то теперь, наобо¬рот, она "ушла в детство". По словам Инны, Лена всегда была собран¬ной и серьезной. Ее никогда особенно не интересовали игрушки. Сейчас же она как будто наверстывала упущенное время — Лена даже стала засыпать с игрушками. Если раньше она почти не пла¬кала, то сейчас, наоборот, по любому поводу заливается слезами.