Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3574

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для повторения

Что такое сублимация?

Почему сублимация является защитным механизмом?

Как вы понимаете перенос?

Что является основой проективного механизма?

Как в конкретной культуре возникают благородные и пагубные образы людей?

Зачем политикам нужно знать феномен проекции?

Как Фрейд толковал механизм идентичности?

Что такое персонификация?

Отчего идентификация выражает двойственность чувств?

Каким образом Фромм объяснил популярность мультипликаци¬онных серий о Микки Маусе?

Упражнение 1

Образы аутотренинга

Проведите аутотренинг с пациентами. В ситуации, когда груп¬па достигает пика состояния транса, пошлите индивидуальные об¬разы. К примеру, вы — корабельная мачта, кукла Барби, придорож¬ная пыль, тюльпан, прокопченные трубы, колокольня, огромный омут, головня, пряжа, глазной зрачок, белое облако, дятел, жгучий ветер пустыни, посох и т. д. Придумайте собственные образы. Обсу¬дите с группой после аутотренинга те впечатления, которые возник¬ли при восприятии образа.

Упражнение 2

Защитные механизмы

Немецкий психотерапевт Н. Пезешкян записал восточную прит-

112

Каковы защитные механизмы психики?

чу: "У восточного торговца был говорящий попугай. Однажды этот попугай опрокинул бутыль с маслом, торговец страшно разгневал¬ся и ударил его палкой по голове. С тех пор попугай разучился гово¬рить, потерял перья на голове и совсем облысел. И вот однажды к торговцу вошел лысый покупатель. Его вид привел попугая в страш¬ное смятение. Он затрещал, захлопал крыльями и вдруг прогово¬рил: "Ты тоже опрокинул бутыль с маслом и получил подзатыльник? Вот почему у тебя нет волос!"

Подумайте над тем, какой психологический механизм показан в этой восточной притче. Попробуйте разобраться, как в вашей жизни обнаруживается механизм сублимации. Например, как вы переключаетесь на отдых после напряженного труда? Не было ли в вашей жизни такого эпизода, когда любовь превратилась в непри¬язнь или ненависть? Проверьте себя — не пытаетесь ли вы припи¬сать другим людям те качества или состояния, которые присущи лично вам? Ответьте на вопрос: кто является вашим кумиром? Есть ли у вас такой человек, "жизнь бы сделать с кого..."? Вспомните, ка¬кие обобщенные образы вы могли бы назвать по материалам иду¬щих телевизионных серий: "добродетельная девушка", "благород¬ный отец", "коварный соблазнитель", "заботливая мама", "девушка — прожигательница жизни" и т. д.

Попытайтесь в группе поговорить о том, имеют ли современные российские политики собственный имидж, обладают ли они хариз¬мой?

Упражнение 3 Мое тело

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте собственное тело.

113

.О чем не может рассказать ребенок?.

ГЛАВА 5

О ЧЕМ НЕ МОЖЕТ

РАССКАЗАТЬ РЕБЕНОК?

Мама рассталась с мужем и через некоторое время вышла замуж второй раз. Лена сразу подружилась с отчимом. Она легко и нежно общалась с ним. Но зато панически боялась отца. Когда тот прихо¬дил к ней в школу, Лена пряталась в шкафу Она боялась, что ее оты¬щут и свидание будет неизбежным. Что случилось между отцом и дочерью? Что хотел сказать нам ребенок? Мы вступаем в сферу спе¬цифического направления внутри психоанализа—детского психо¬анализа.


§ 1. Феномен детства в истории психологии

Далеко не всегда в истории человечества ребенок оказывался привилегированным созданием. В античные времена хворых и не¬полноценных детей сбрасывали в пропасть, это особенно практи¬ковалось в Спарте. Детей нередко приносили в жертву, их сжигали на кострах. Дети оказывались жертвой кровной мести. Считалось важным убить перворожденного ребенка, чтобы смыть позор или возместить моральный ущерб.

В средние века у детей тоже было немало злоключений. Их не¬редко продавали в рабство или отдавали в крепостные. Маленькие дети участвовали в крестовых походах. В европейской культуре вплоть до Возрождения подростки не воспринимались господствующей куль¬турой как маленькие дети. Им шили точно такие же кафтаны, как и для родителей, надевали такую же обувь, порой не считаясь с ее раз¬мером. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличен от взросло¬го, еще не родилась. Так было и во времена Шекспира.

Однако в эпоху Просвещения детей стали как бы отделять от взрослых людей. Хотя бедных детей по-прежнему отдавали в рабо ные дома, после романов английского писателя Чарлза Диккен детям на улицах стали подавать милостыню, сложилась отчетлив

114

11 и ал изация детского возраста. Под влиянием руссоистского обра-|| "естественного человека" взрослые считали, что ребенок отли-ч.п'тсяотродителейтем, что он ближе к природе, к естественности, i >н еще не вошел в мир взрослых, где царят выгода, расчетливость, 1№ (емерие. Он — голубок с почтовой открытки.

Писатели, философы, психологи показывали внутренний мир I к'Пенка в духе руссоизма. Это, мол, создания, еще не испорченные диктатом цивилизации. Светлые, незамутненные души. Взрослые могут надругаться над идеальными переживаниями детей, разру¬шить еще неокрепшую нравственность. Ближе к XX в. психологи-•и■( кие представления о детях разветвились.

На исходе двух веков Фрейд сделал потрясающее открытие: ока-н.шается, сексуальность в человеке проявляется чрезвычайно рано, |ще в детском возрасте. Она проходит через разные стадии. Эта мысль безмерно обескуражила бы древнегреческого философа Пла-ЮВа. Ведь он был убежден, что сексуальные проблемы, которым он ж к вятил свои размышления, могут возникнуть только у взрослого •пловека.

Труды Фрейда радикально изменили представление о детском in гарасте и детских переживаниях. Разработанная Фрейдом и мно¬гократно пересмотренная теория широко применяется в детском пгпхоанализе. По мнению австрийского психиатра, влечение воз¬ни кает из внутренних соматических источников. Фрейд открыл, что i у ществует инфантильная сексуальность (1895). Осмысливая эмпи-

I и i ческий материал, он пришел к убеждению, что начало сексуаль-

i и >й функции у ребенка совпадает с началом "внематочной" жизни.

Детская сексуальность, утверждал Фрейд, не совпадает во всем г чувственностью взрослого человека. Однако она сохраняет мно-i очисленные черты того, что у взрослых осуждается как извраще¬ние. Фрейд провел огромное количество клинических наблюдений.


II результате он был вьпгужден расширить концепцию сексуальнос-

1п. Что же обнаружил Фрейд? Во-первых, сексуальное стремление

новее не обязательно обращено на особь другого пола. Оно может

Кыть направлено на себя, на создание того же пола, на животных.

§ 2. Сексуальные переживания ребенка

Сексуальное возбуждение может быть связано не только с гени-|.1лиями. Их может заменить рот или анус. Сексуальное желание

115

Раздел I

имеет множество источников. Человек может испытывать садистс¬кие, мазохистские устремления. У людей просматривается болез¬ненная страсть подглядывать, чтобы увидеть обнаженных людей. Есть люди, которые имеют навязчивое влечение обнажать перед другими свои половые органы, чтобы достичь сексуального возбуж¬дения и наслаждения. Сексуальность может соотноситься с разны¬ми эрогенными зонами. Многие сексуальные влечения вообще не могут быть удовлетворительным образом локализованы в какой-то телесной зоне.

Но многие отклонения, как выяснилось, нельзя в полной мере назвать извращением. Определенные действия возможны и в ста¬дии предварительной любовной игры. Они проявляются в поцелу¬ях или агрессивных действиях. Продумывая все это, Фрейд стал наблюдать нормальную детскую и измененную половую жизнь и их соотношение.

В результате сложилось положение Фрейда о наличии двух фаз (детской и взрослой) в сексуальном развитии со скрытым периодом между ними. Но детская сексуальность во многом предопределяет взрослую. Возьмем, к примеру, случай, описанный американским сексопатологом Ф. Каприо. Молодой человек был арестован за под¬глядывание в женских туалетах. Суд направил его на принудитель¬ное лечение. Аналитики установили, что когда он был ребенком, то любил подглядывать через замочную скважину ванной за своей се¬строй. Это и привело юноигу к фиксации определенного типа пове¬дения, который называется вуайеризмом.

После работ Фрейда стало понятно, что мир ребенка вовсе не такой стерильный, как это мнилось Диккенсу. Мало того, что в нем пробужден юный развратник, но в нем живут и палаческие комп¬лексы. Ведь он помышляет об устранении отца. Ничего себе, голу¬бок с почтовой открытки. Истоки травматических реакций, разно¬характерные неврозы, тайные вожделения — все это родом из дет¬ства. Негенитальные обнаружения либидо преобладают в раннем детстве. Они поэтому и называются догенитальными влечениями. Примерно с пяти лет, при нормальном развитии, эти либидозные стремления подчиняются генитальным ощущениям, формируя, таким образом, то целое, что принято называть сексуальностью.

Фрейд считал, что все приятные телесные ощущения или стрем¬ления к ним можно рассматривать как сексуальные по своей при¬роде. "Эти стремления, — пишет К. Хорни, — сводятся к органичес-

О чем не может рассказать ребенок?


ким удовольствиям, таким, как удовольствие при сосании, дефека¬ции, пищеварении, мышечных движениях, а также удовольствие, испытываемое в связи с другими людьми, такое, как удовольствие от побоев, при выставлении себя напоказ, при подсматривании за другими людьми или их физическими отправлениями, при нанесе-11ии оскорблений".

§ 3. Зарождение детского психоанализа

Многие темы детского психоанализа были известны еще до Фрейда. Были описаны инцест (кровосмешение), феномен ранней сексуальности, садизм, мазохизм и другие перверсии. Еще два сто¬летия назад упомянутый нами маркиз де Сад задался вопросом: i |асколько оправдан запрет на кровосмешение? Он считал, что куль¬тура напрасно утесняет этот природный позыв. Однако в природе животные разных видов, от гусей до обезьян, совершенно отверга¬ют спаривание со своими близкими родственниками. Что же каса¬ется людей, то они, напротив, обнаруживают склонность к кровосмесительным связям.

Перверсия, или искажение, — это любая форма взрослого сек¬суального поведения, где половой контакт между разнополыми людьми не является желаемой целью. Еще в Древнем Риме описы-|| ишсь наслаждения, которые получают люди при сексуальной бли¬зости, прибегая к бичеванию. Это видно из строк римского поэта К )венала:

"Эти "супруги" детей не оставят, и им не поможет Толстая бабка-лидийка с ее пузырями и мазью Или удар от проворно бегущих луперков".

Р. Крафт-Эбинг в своей работе "Половая психопатия с обраще¬нием особого внимания на извращение полового чувства" приводит 111 ггобиографии, в которых описаны те или иные извращения поло¬нию чувства. Приведем отрывок из одной автобиографии. "Первое 111 >< швление полового влечения наступило у меня на 13-м году жиз-им. Из-за моей лености мне пригрозили, и не в особенно строгой фор¬ме, что меня отдадут в ученики. Однажды я стал в своей фантазии рисовать себя в положении ученика каменщика, представлял себе, Как я работаю в легкой рабочей одежде, обливаясь потом от напря¬жения, как мальчики старшего возраста обременяют меня работой,

116

117

Раздел I

О чем не может рассказать ребенок?.


смеются надо мной, истязают. Это представление вызвало у меня своеобразное ощущение, которое я теперь считаю сладострастным. Я представил себе наказание путем ударов в области около заднего прохода и здесь впервые у меня явилось извержение. Я совершенно не понял этого явления, до сего времени я смотрел на пенис, как на средство выделения мочи, о размножении людей имел очень слабое представление или, вернее, не имел никакого и поэтому не знал, что означает внезапно появившаяся жидкость".

Когда Фрейд начал свою психотерапевтическую деятельность, он обратил внимание на то, какую роль в происхождении психичес¬кой травмы играет сексуальное насилие. Оно нередко служит исто¬ком психопатологии. Это стало одним из основных положений пси¬хоанализа. Такие работы Фрейда, как "Анализ фобии пятилетнего мальчика", "Из истории одного детского невроза", "Из жизни детс¬кой души", имеют прямое отношение к зарождению детского пси¬хоанализа.


Очевидно, что работа с детьми отличается от тех методик, кото¬рые были изложены при характеристике "взрослых проблем". Здесь нужны иные технические приемы, которыми отличается детский психоанализ. Основоположники детского психоанализа были убеж¬дены в том, что можно оказать благотворное влияние на ребенка, если у него нарушено психическое развитие. Но анализ может ока¬заться весьма полезным и для развития нормального ребенка.

Почему же нужна специальная техника? Во-первых, потому что в подавляющем большинстве случаев взрослый человек — зрелое и независимое существо, а ребенок — незрелое и несамостоятельное. Взрослый человек обращается к аналитику, когда испытывает оп¬ределенные жизненные трудности. Он сам принимает решение. Ai маленький пациент оказывается у аналитика по воле родителей. Как отмечала дочь 3. ФрейдаАнна Фрейд (1895—1982), ребенкане спра¬шивают о его согласии. Даже если бы ему и поставили такой воп¬рос, он не смог бы вынести своего решения.

Ведь сам ребенок не считает это болезнью. Он часто не чувству¬ет никакого нарушения. Но, допустим, аналитику удалось с помо¬щью ребенка привести его к сознанию собственной болезни. Чадо хочет изменить собственное состояние. Как в таком случае вести аналитическую работу с ребенком? Есть четыре вспомогательных приема, которые используются обычно при анализе взрослого че¬ловека.

118

Аналитик пользуется прежде всего тем, что может дать созна¬тельное воспоминание пациента для составления как можно более подробной истории болезни. Психоаналитик обращается также к толкованию сновидений. Терапевты перерабатывают и толкуют сво¬бодные ассоциации, которые дает анализируемый. И наконец ана-/I птик через механизм переноса пытается проникнуть в его прежние переживания, которые тем или иным путем не могут быть переве¬дены в сознание.

А ребенок? Он может немногое рассказать о своей болезни. Его иоспоминания ограничены коротким периодом времени, пока на помощь ему не приходит анализ. Он так занят настоящими пере¬живаниями, что воспоминания о том, что было, бледнеют в сравне¬нии с ними. Кроме того, он не знает, когда именно начались некие 11. юстройства, когда он начал в чем-то отличаться от других детей. I 'ебенок мало склонен сравнивать себя с другими детьми, у него еще мало собственных критериев, которые позволили бы ему провести i акое сопоставление. Сведения о ребенке в основном передают ана-питику родители.

Толкование сновидений ребенка, правда, может оставаться в i иле, как и при работе со взрослым. Аналитик обнаруживает в ■Мах те же невротические проблемы, что и у обычных пациен-i он. Терапевту гораздо легче изучить ситуацию, в которой нахо¬дится ребенок, охватить его переживания, ведь круг лиц, с кото¬рыми он связан, значительно меньше, чем у взрослого человека. Итак, работа с ребенком требует особых технических приемов.