ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3783
Скачиваний: 21
Вопросы для повторения
Что такое сублимация?
Почему сублимация является защитным механизмом?
Как вы понимаете перенос?
Что является основой проективного механизма?
Как в конкретной культуре возникают благородные и пагубные образы людей?
Зачем политикам нужно знать феномен проекции?
Как Фрейд толковал механизм идентичности?
Что такое персонификация?
Отчего идентификация выражает двойственность чувств?
Каким образом Фромм объяснил популярность мультипликаци¬онных серий о Микки Маусе?
Упражнение 1
Образы аутотренинга
Проведите аутотренинг с пациентами. В ситуации, когда груп¬па достигает пика состояния транса, пошлите индивидуальные об¬разы. К примеру, вы — корабельная мачта, кукла Барби, придорож¬ная пыль, тюльпан, прокопченные трубы, колокольня, огромный омут, головня, пряжа, глазной зрачок, белое облако, дятел, жгучий ветер пустыни, посох и т. д. Придумайте собственные образы. Обсу¬дите с группой после аутотренинга те впечатления, которые возник¬ли при восприятии образа.
Упражнение 2
Защитные механизмы
Немецкий психотерапевт Н. Пезешкян записал восточную прит-
112
Каковы защитные механизмы психики?
чу: "У восточного торговца был говорящий попугай. Однажды этот попугай опрокинул бутыль с маслом, торговец страшно разгневал¬ся и ударил его палкой по голове. С тех пор попугай разучился гово¬рить, потерял перья на голове и совсем облысел. И вот однажды к торговцу вошел лысый покупатель. Его вид привел попугая в страш¬ное смятение. Он затрещал, захлопал крыльями и вдруг прогово¬рил: "Ты тоже опрокинул бутыль с маслом и получил подзатыльник? Вот почему у тебя нет волос!"
Подумайте над тем, какой психологический механизм показан в этой восточной притче. Попробуйте разобраться, как в вашей жизни обнаруживается механизм сублимации. Например, как вы переключаетесь на отдых после напряженного труда? Не было ли в вашей жизни такого эпизода, когда любовь превратилась в непри¬язнь или ненависть? Проверьте себя — не пытаетесь ли вы припи¬сать другим людям те качества или состояния, которые присущи лично вам? Ответьте на вопрос: кто является вашим кумиром? Есть ли у вас такой человек, "жизнь бы сделать с кого..."? Вспомните, ка¬кие обобщенные образы вы могли бы назвать по материалам иду¬щих телевизионных серий: "добродетельная девушка", "благород¬ный отец", "коварный соблазнитель", "заботливая мама", "девушка — прожигательница жизни" и т. д.
Попытайтесь в группе поговорить о том, имеют ли современные российские политики собственный имидж, обладают ли они хариз¬мой?
Упражнение 3 Мое тело
Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте собственное тело.
113
.О чем не может рассказать ребенок?.
ГЛАВА 5
О ЧЕМ НЕ МОЖЕТ
РАССКАЗАТЬ РЕБЕНОК?
Мама рассталась с мужем и через некоторое время вышла замуж второй раз. Лена сразу подружилась с отчимом. Она легко и нежно общалась с ним. Но зато панически боялась отца. Когда тот прихо¬дил к ней в школу, Лена пряталась в шкафу Она боялась, что ее оты¬щут и свидание будет неизбежным. Что случилось между отцом и дочерью? Что хотел сказать нам ребенок? Мы вступаем в сферу спе¬цифического направления внутри психоанализа—детского психо¬анализа.
§ 1. Феномен детства в истории психологии
Далеко не всегда в истории человечества ребенок оказывался привилегированным созданием. В античные времена хворых и не¬полноценных детей сбрасывали в пропасть, это особенно практи¬ковалось в Спарте. Детей нередко приносили в жертву, их сжигали на кострах. Дети оказывались жертвой кровной мести. Считалось важным убить перворожденного ребенка, чтобы смыть позор или возместить моральный ущерб.
В средние века у детей тоже было немало злоключений. Их не¬редко продавали в рабство или отдавали в крепостные. Маленькие дети участвовали в крестовых походах. В европейской культуре вплоть до Возрождения подростки не воспринимались господствующей куль¬турой как маленькие дети. Им шили точно такие же кафтаны, как и для родителей, надевали такую же обувь, порой не считаясь с ее раз¬мером. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличен от взросло¬го, еще не родилась. Так было и во времена Шекспира.
Однако в эпоху Просвещения детей стали как бы отделять от взрослых людей. Хотя бедных детей по-прежнему отдавали в рабо ные дома, после романов английского писателя Чарлза Диккен детям на улицах стали подавать милостыню, сложилась отчетлив
114
11 и ал изация детского возраста. Под влиянием руссоистского обра-|| "естественного человека" взрослые считали, что ребенок отли-ч.п'тсяотродителейтем, что он ближе к природе, к естественности, i >н еще не вошел в мир взрослых, где царят выгода, расчетливость, 1№ (емерие. Он — голубок с почтовой открытки.
Писатели, философы, психологи показывали внутренний мир I к'Пенка в духе руссоизма. Это, мол, создания, еще не испорченные диктатом цивилизации. Светлые, незамутненные души. Взрослые могут надругаться над идеальными переживаниями детей, разру¬шить еще неокрепшую нравственность. Ближе к XX в. психологи-•и■( кие представления о детях разветвились.
На исходе двух веков Фрейд сделал потрясающее открытие: ока-н.шается, сексуальность в человеке проявляется чрезвычайно рано, |ще в детском возрасте. Она проходит через разные стадии. Эта мысль безмерно обескуражила бы древнегреческого философа Пла-ЮВа. Ведь он был убежден, что сексуальные проблемы, которым он ж к вятил свои размышления, могут возникнуть только у взрослого •пловека.
Труды Фрейда радикально изменили представление о детском in гарасте и детских переживаниях. Разработанная Фрейдом и мно¬гократно пересмотренная теория широко применяется в детском пгпхоанализе. По мнению австрийского психиатра, влечение воз¬ни кает из внутренних соматических источников. Фрейд открыл, что i у ществует инфантильная сексуальность (1895). Осмысливая эмпи-
I и i ческий материал, он пришел к убеждению, что начало сексуаль-
i и >й функции у ребенка совпадает с началом "внематочной" жизни.
Детская сексуальность, утверждал Фрейд, не совпадает во всем г чувственностью взрослого человека. Однако она сохраняет мно-i очисленные черты того, что у взрослых осуждается как извраще¬ние. Фрейд провел огромное количество клинических наблюдений.
II результате он был вьпгужден расширить концепцию сексуальнос-
1п. Что же обнаружил Фрейд? Во-первых, сексуальное стремление
новее не обязательно обращено на особь другого пола. Оно может
Кыть направлено на себя, на создание того же пола, на животных.
§ 2. Сексуальные переживания ребенка
Сексуальное возбуждение может быть связано не только с гени-|.1лиями. Их может заменить рот или анус. Сексуальное желание
115
Раздел I
имеет множество источников. Человек может испытывать садистс¬кие, мазохистские устремления. У людей просматривается болез¬ненная страсть подглядывать, чтобы увидеть обнаженных людей. Есть люди, которые имеют навязчивое влечение обнажать перед другими свои половые органы, чтобы достичь сексуального возбуж¬дения и наслаждения. Сексуальность может соотноситься с разны¬ми эрогенными зонами. Многие сексуальные влечения вообще не могут быть удовлетворительным образом локализованы в какой-то телесной зоне.
Но многие отклонения, как выяснилось, нельзя в полной мере назвать извращением. Определенные действия возможны и в ста¬дии предварительной любовной игры. Они проявляются в поцелу¬ях или агрессивных действиях. Продумывая все это, Фрейд стал наблюдать нормальную детскую и измененную половую жизнь и их соотношение.
В результате сложилось положение Фрейда о наличии двух фаз (детской и взрослой) в сексуальном развитии со скрытым периодом между ними. Но детская сексуальность во многом предопределяет взрослую. Возьмем, к примеру, случай, описанный американским сексопатологом Ф. Каприо. Молодой человек был арестован за под¬глядывание в женских туалетах. Суд направил его на принудитель¬ное лечение. Аналитики установили, что когда он был ребенком, то любил подглядывать через замочную скважину ванной за своей се¬строй. Это и привело юноигу к фиксации определенного типа пове¬дения, который называется вуайеризмом.
После работ Фрейда стало понятно, что мир ребенка вовсе не такой стерильный, как это мнилось Диккенсу. Мало того, что в нем пробужден юный развратник, но в нем живут и палаческие комп¬лексы. Ведь он помышляет об устранении отца. Ничего себе, голу¬бок с почтовой открытки. Истоки травматических реакций, разно¬характерные неврозы, тайные вожделения — все это родом из дет¬ства. Негенитальные обнаружения либидо преобладают в раннем детстве. Они поэтому и называются догенитальными влечениями. Примерно с пяти лет, при нормальном развитии, эти либидозные стремления подчиняются генитальным ощущениям, формируя, таким образом, то целое, что принято называть сексуальностью.
Фрейд считал, что все приятные телесные ощущения или стрем¬ления к ним можно рассматривать как сексуальные по своей при¬роде. "Эти стремления, — пишет К. Хорни, — сводятся к органичес-
О чем не может рассказать ребенок?
ким удовольствиям, таким, как удовольствие при сосании, дефека¬ции, пищеварении, мышечных движениях, а также удовольствие, испытываемое в связи с другими людьми, такое, как удовольствие от побоев, при выставлении себя напоказ, при подсматривании за другими людьми или их физическими отправлениями, при нанесе-11ии оскорблений".
§ 3. Зарождение детского психоанализа
Многие темы детского психоанализа были известны еще до Фрейда. Были описаны инцест (кровосмешение), феномен ранней сексуальности, садизм, мазохизм и другие перверсии. Еще два сто¬летия назад упомянутый нами маркиз де Сад задался вопросом: i |асколько оправдан запрет на кровосмешение? Он считал, что куль¬тура напрасно утесняет этот природный позыв. Однако в природе животные разных видов, от гусей до обезьян, совершенно отверга¬ют спаривание со своими близкими родственниками. Что же каса¬ется людей, то они, напротив, обнаруживают склонность к кровосмесительным связям.
Перверсия, или искажение, — это любая форма взрослого сек¬суального поведения, где половой контакт между разнополыми людьми не является желаемой целью. Еще в Древнем Риме описы-|| ишсь наслаждения, которые получают люди при сексуальной бли¬зости, прибегая к бичеванию. Это видно из строк римского поэта К )венала:
"Эти "супруги" детей не оставят, и им не поможет Толстая бабка-лидийка с ее пузырями и мазью Или удар от проворно бегущих луперков".
Р. Крафт-Эбинг в своей работе "Половая психопатия с обраще¬нием особого внимания на извращение полового чувства" приводит 111 ггобиографии, в которых описаны те или иные извращения поло¬нию чувства. Приведем отрывок из одной автобиографии. "Первое 111 >< швление полового влечения наступило у меня на 13-м году жиз-им. Из-за моей лености мне пригрозили, и не в особенно строгой фор¬ме, что меня отдадут в ученики. Однажды я стал в своей фантазии рисовать себя в положении ученика каменщика, представлял себе, Как я работаю в легкой рабочей одежде, обливаясь потом от напря¬жения, как мальчики старшего возраста обременяют меня работой,
116
117
Раздел I
О чем не может рассказать ребенок?.
смеются надо мной, истязают. Это представление вызвало у меня своеобразное ощущение, которое я теперь считаю сладострастным. Я представил себе наказание путем ударов в области около заднего прохода и здесь впервые у меня явилось извержение. Я совершенно не понял этого явления, до сего времени я смотрел на пенис, как на средство выделения мочи, о размножении людей имел очень слабое представление или, вернее, не имел никакого и поэтому не знал, что означает внезапно появившаяся жидкость".
Когда Фрейд начал свою психотерапевтическую деятельность, он обратил внимание на то, какую роль в происхождении психичес¬кой травмы играет сексуальное насилие. Оно нередко служит исто¬ком психопатологии. Это стало одним из основных положений пси¬хоанализа. Такие работы Фрейда, как "Анализ фобии пятилетнего мальчика", "Из истории одного детского невроза", "Из жизни детс¬кой души", имеют прямое отношение к зарождению детского пси¬хоанализа.
Очевидно, что работа с детьми отличается от тех методик, кото¬рые были изложены при характеристике "взрослых проблем". Здесь нужны иные технические приемы, которыми отличается детский психоанализ. Основоположники детского психоанализа были убеж¬дены в том, что можно оказать благотворное влияние на ребенка, если у него нарушено психическое развитие. Но анализ может ока¬заться весьма полезным и для развития нормального ребенка.
Почему же нужна специальная техника? Во-первых, потому что в подавляющем большинстве случаев взрослый человек — зрелое и независимое существо, а ребенок — незрелое и несамостоятельное. Взрослый человек обращается к аналитику, когда испытывает оп¬ределенные жизненные трудности. Он сам принимает решение. Ai маленький пациент оказывается у аналитика по воле родителей. Как отмечала дочь 3. ФрейдаАнна Фрейд (1895—1982), ребенкане спра¬шивают о его согласии. Даже если бы ему и поставили такой воп¬рос, он не смог бы вынести своего решения.
Ведь сам ребенок не считает это болезнью. Он часто не чувству¬ет никакого нарушения. Но, допустим, аналитику удалось с помо¬щью ребенка привести его к сознанию собственной болезни. Чадо хочет изменить собственное состояние. Как в таком случае вести аналитическую работу с ребенком? Есть четыре вспомогательных приема, которые используются обычно при анализе взрослого че¬ловека.
118
Аналитик пользуется прежде всего тем, что может дать созна¬тельное воспоминание пациента для составления как можно более подробной истории болезни. Психоаналитик обращается также к толкованию сновидений. Терапевты перерабатывают и толкуют сво¬бодные ассоциации, которые дает анализируемый. И наконец ана-/I птик через механизм переноса пытается проникнуть в его прежние переживания, которые тем или иным путем не могут быть переве¬дены в сознание.
А ребенок? Он может немногое рассказать о своей болезни. Его иоспоминания ограничены коротким периодом времени, пока на помощь ему не приходит анализ. Он так занят настоящими пере¬живаниями, что воспоминания о том, что было, бледнеют в сравне¬нии с ними. Кроме того, он не знает, когда именно начались некие 11. юстройства, когда он начал в чем-то отличаться от других детей. I 'ебенок мало склонен сравнивать себя с другими детьми, у него еще мало собственных критериев, которые позволили бы ему провести i акое сопоставление. Сведения о ребенке в основном передают ана-питику родители.
Толкование сновидений ребенка, правда, может оставаться в i иле, как и при работе со взрослым. Аналитик обнаруживает в ■Мах те же невротические проблемы, что и у обычных пациен-i он. Терапевту гораздо легче изучить ситуацию, в которой нахо¬дится ребенок, охватить его переживания, ведь круг лиц, с кото¬рыми он связан, значительно меньше, чем у взрослого человека. Итак, работа с ребенком требует особых технических приемов.