Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3771

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 6. Терапия орального характера

Итак, представим себе, что перед нами оральный характер, кая возможна терапия и где ее пределы? (Речь идет о преображен характера и корректировке сексуального поведения.) Если говори об общей направленности работы, то цель аналитика состоит в то чтобы помочь пациентке продвинуться дальше по стадиям псих сексуального развития — от оральной до генитальной. Но как мо но пробудить чувственность? Какие есть средства в распоряжен аналитика?

Прежде всего аналитик стремится энергетизировать пацие ку. Однако если эта работа не соединяется с общей терапией, т. е.

_ Какой у вас характер? . .—.—_

проработкой инфантильных состояний человека, то эффективность лечения будет низкой. Стало быть, система упражнений, о которой н скажу чуть позже, соединяется с изучением происхождения и раз¬вития данной конкретной судьбы.

Должен ли аналитик сказать пациентке о своем диагнозе? Нуж-i ю ли прямо назвать тот тип характера, носителем которого она яв¬ляется? По этим вопросам между Фрейдом и Райхом возникли раз¬ногласия, которые постоянно вызывают среди практикующих пси¬хологов серьезные размежевания. Напомним, что Фрейд называл сопротивлением те силы и процессы, которые препятствуют осоз¬нанию травматических сведений. Работая с пациентом, вы посто-1111но наталкиваетесь на ряд препятствий. Люди склонны "огоражи-нпть" свои болезненные переживания и даже защищать свой невроз.

Фрейд считал, что сопротивление возникает в процессе работы, когда аналитик вплотную приближается к болевым точкам. Стало Оыть, с этим феноменом терапевт сталкивается в ходе терапии. Райх t к >делился с Фрейдом другой идеей: надо сразу обнаруживать сопро-11тление и по возможности устранять его. Это повышает эффектив¬ность анализа. Фрейд не понял нововведения: а почему нельзя сле-дппать обычной, сложившейся последовательности в работе?

Уже в 30-е годы между аналитиками начался спор по этому воп¬росу В нем приняли участие А. Фрейд, О. Фенихель, М. Кляйн, В. |'ийх. Некоторые аналитики говорили о том, что терапевт должен основное внимание уделять воспоминаниям пациента, оставляя в i i ороне вопрос о том, как складываются отношения между терапев-i (>м и его собеседником, т. е. не думать о том, демонстрирует ли некто феномен сопротивления. Другие аналитики вслед за Райхом счита¬ли, что анализ сопротивления должен начаться прежде, чем анали-i пк станет реконструировать инфантильное прошлое. Кстати, совсем недавно этот спор в среде психоаналитиков разгорелся снова...

Вообще феномен сопротивления считается в психоанализе од¬ной из базовых проблем. Фрейд выделял пять основных разновид¬ностей сопротивления: 1) сопротивление, которое возникает в ре-Ьяьтате неточных, не вполне адекватных действий аналитика; 2)

ротивление, вызванное тем, что отношения между людьми, ко-


юрме значимы для пациента, усложняются. Ведь психика и пове¬ди |ие человека, который проходит терапию, меняются; 3) сопротив-п i те, возникающее в результате изменения самооценки пациента под влиянием терапии; 4) сопротивление, которое возникает в свя-

150

151

Раздел II_______________________

зи с тем, что пациенту приходится отказываться от привычных форм поведения; 5) сопротивление, вызванное личностными чертами характера пациента. Оно остается даже после того, как исчезают породившие их конфликты.

Современные исследователи значительно расширили эту классификацию. Нередко аналитик начинает не с того, что было у пациента в прошлом, а с того, что происходит с ним сейчас. Маршрут терапии — от анализа сопротивления к всесторонней экспертизе характера. В этом случае терапевт считает первоочередной задачей показать пациенту те механизмы, с помощью которых он защищается от анализа.

Однажды, читая лекции на полугодовых курсах по психоанализу, я, учитывая дефицит времени, решил начать беседу с пациентами по райхианской методике. Ко мне на прием пришли три женщины, с которыми я последовательно беседовал. Одна особа предстала передо мной в образе интеллектуальной, изысканной дамы. Она сразу заявила, что она сама занимается практикой. Я обратил внимание, что во время беседы пациентка поглощена стремлением удержать своеобразную пластику: об этом наглядно свидетельствовала напряженная шея, поднятая голова, создающие образ "непрекло ной", "весьмапикантной" дамы...

Другая пациентка предстала передо мной в образе крутой тусо щицы. Она говорила отрывисто, напористо, используя современнь молодежный сленг. Девушка рассказывала о том, что она тоже пр нимает пациентов, что у нее широкий круг знакомых, поскольку о ходит на дискотеку, берет уроки танцев. Ни дать ни взять такая с рви-голова... Все у нее о'кей. Остальное известно из Пушкина: " жить торопится, и чувствовать спешит..."

Наконец, третья пациентка явилась ко мне в образе маленько беззащитной девочки. Хотя она работает руководителем неболыпо подразделения в фирме, женщина старалась показаться робкой, з стенчивой и даже инфантильной. Кокетливо, простодушно она спра-шивалау меня: "Павел Семенович, можно мне сходить в туалет?". Девочка она и есть девочка. Но откуда же эта непосредственность?

Разумеется, все три женщины весьма рельефно продемонстрировали мне феномен сопротивления. Если, скажем, человек идет за терапевтической помощью, обязательно ли ему сообщать аналитику, что он сам практикует? Разумеется, это своеобразная форма бегства от болезненных проблем и бессознательное желание "сохранить

152

Какой у вас характер?_____________________

лицо" в случае если откроются болезненные точки. Наконец, эти имиджи — сознательно придуманные маски, помогающие скрыть реальные проблемы.

Поэтому я начал беседу с жесткой терапии, направленной на ломку сопротивления. Основываясь на первых сведениях, сообщенных мне первой дамой, я высказал предположение, что она несчастна, поскольку является носителем мазохистской структуры характера (о мазохистском характере речь пойдет дальше). Мне пришлось сказать моей собеседнице, что ее жесткая шея — это тоже симптом, который позволяет удерживать телесность в искусственной позиции. Как и следовало ожидать, моя пациентка разрушалась буквально на глазах. Оказалось, что вопреки несомому имиджу женщина весьма неудачлива. Развелась с мужем, не может опомниться от шока, надеется, что муж вернется к ней, хотя шансы тают с каждым днем. К тому же нет работы... Образ победоносной дамы мгно-ненно исчез... Вот вам несокрушимые редуты сопротивления...


Теперь о второй пациентке. Мне пришлось прямо сказать ей, что она девственна, что образ крутого завсегдатая дискотеки скрывает се внутреннюю подорванность, что ее сленг — это бессознательное стремление уйти от серьезности тех проблем, которые ее мучают. Эти жесткие слова тоже возымели свое действие. Девушка призналась, что у нее не складывается личная жизнь, что у нее никогда не было половой близости, что она ужасно комплексует по поводу своего веса...

О третьей пациентке тоже скажу с нежностью. Ее маска типичной инженю — тоже во многом способ избежать серьезных испытаний. Какой спрос с маленькой девочки? Я сразу сказал ей о ее ораль-ности, о трудностях в сексуальной сфере, о важности "взросления" и смысле большей реалистичности в подходе к жизни. Все это тоже произвело на мою пациентку сильное впечатление. Из всей группы она добилась наибольших успехов в терапии.

Итак, полезно сразу сказать пациентке о своем предположении относительно того, носителем какой структуры характера она является. После этой констатации можно вместе с пациенткой восстанавливать подробности индивидуальной биографии. Одновременно с аналитической работой полезно давать упражнения для пробуждения энергии организма.

Райх утверждал, что с помощью различных упражнений можно заполучить дополнительную энергию. Ведь каждый из нас представ-

153

___________________________Раздел II__________________________

ляет собой некий агрегат, вырабатывающий и тратящий свои эне гетические запасы. Мы получаем энергию от питания, дыхани физической активности, сексуальной импульсивности. Но "орал" ник" получает энергии крайне мало. Он ее тратит, но не может в пол ной мере восполнить. Пациентка рассказывает. "Мой начальни всем сотрудникам лаборатории прибавил оклад. Но оставил пре жней мою зарплату Я ходила к нему объясняться, но толком т ничего и не решила".

Через полгода интенсивной работы моя пациентка совершенн изменилась. Заметно возросла ее энергетика. В девочке проступи ла взрослая женщина. Прежде всего это заметил ее начальник. О увеличил ее служебное вознаграждение, чего она сама не ожидала.. Что касается сексуальных проблем, то приведем строчки из ее дневника. "У меня произошли изменения в этой сфере. Раньше я не могла расслабляться так, как могу сейчас. Теперь я способна получать генитальное удовлетворение".

***

Наше поведение во многом обусловлено типом характера, носителем которого мы являемся. Но характер формируется в раннем детстве. Он зависит не только от социального окружения, но и от того, как закладывалась наша сексуальность. Если она была утеснена в результате ранней депривации, может сложиться оральный характер. Это парадоксально, но можно проследить, как впечатления раннего детства формируют личностные качества. Носитель орального характера обнаруживает множество черт — ненасыти-мость, разговорчивость, слабую энергетику, зависимость от внешней среды. У него можно разглядеть конкретные проблемы в сексуальном поведении. Аналитик может сломать сопротивление пациента в самом начале работы, доведя до его сведения собственную экспертизу. Цель терапии состоит в том, чтобы продвинуть пациента по стадиям его психосексуального развития и развить его гени-тальные ощущения.


Вопросы для повторения

Отчего одни и те же проблемы могут возобновляться в новом поколении семьи?


154

Какой у вас характер?_____________________

ттиттшшшш..........................штттт......................,............................... ,.....,.................... ,,...........................................................................,.....■

Что такое спонтанность? Как в психоанализе трактуется характер? Что такое депривация?

Можно ли диагностировать оральный характер? Каковы основные черты орального характера? Почему носитель орального характера любит грезы? Что такое сопротивление?

В чем различие между Фрейдом и Райхом в трактовке сопротивления?

Как ведется терапия орального характера?

Упражнение 1

Удары по кушетке

Вы предлагаете пациенту постучать ребром ладони о кушетку. Удары выполняются ритмично и желательно с большим усилением. Спросите пациента, не ощущает ли он злость? Не возникают ли в его сознании какие-то образы? Не направляется ли злость пациента на отца или другого человека, который связан с психологическими травмами? Можно предложить пациенту бить ногой по кушетке. Упражнение выполняется точно так же. После каждого сеанса проверьте, не возрастает ли энергетика пациента? Не пробуждается ли в нем злость, которая не была ранее ему свойственна? Заведите дневник занятий. Сочетайте работу с аналитическим исследованием характера.

Упражнение 2

Осознаете ли вы свое тело?

Сядьте прямо, закройте глаза. Дышите ровно, спокойно... Постарайтесь совместить дыхание с ритмом биения сердца. Ощутите, как ваше тело опирается на стул, расслабьтесь. Дышите ровно, следя за тем, как вдох сменяется выдохом. Отметьте, как ваше тело реагирует на поступление воздуха и на его постепенное устранение из живота и груди. Сейчас на выдохе фиксируйте ту часть тела, которую называет терапевт. Ваш лоб... Он наморщен или расслаблен? Ваша голова запрокинута или опущена на грудь? Обратите внимание на ваши веки. Они неподвижны или подрагивают? Движутся ли ваши глаза или они застыли в состоянии покоя? Можете ли вы вызвать в

155

Раздел II

голове какие-нибудь образы, цветовые пятна? Сделайте это и уберите образы прочь... Сфокусируйте внимание на ваших щеках. Подумайте, они расслаблены или напряжены? Как вы их ощущаете? Как теплые или холодные? Теперь нос... Попробуйте ощутить движения волосков в ноздрях, когда воздух выходит при выдохе... Ваши губы... Они сухие или влажные? Сжаты они или чуть приоткрыты? Язык... Он высунут или покоится на месте? Проверьте языком ваши зубы. Нет ли в зубах остатков пищи? Отчего напряжена ваша шея? Можно ли добиться ее расслабления? Проследите расположение ваших позвонков от шеи до копчика. Пряма ли спина? Почему сжаты ее мышцы? Расслабьте их... Почему сведены ваши плечи? Расправьте их... Опустите плечи, если они приподняты. Не сжаты ли ваши плечевые суставы? Мысленно повращайте ими. Сейчас пройдемся вдоль рук... Плечи... Локти. Почему они выставлены? Или прижаты? Придайте им естественное положение. Предплечья... Запястья... Кисти рук... Пальцы... Отчего они напряжены? Уберите напряжение... Расслабьтесь...


Сосредоточьтесь на ощущении своего сердца. Фиксируйте биение сердца. Его ритм... Ищите в других частях тела пульсацию. Ощутите биение пульса в икрах, в ладонях, на шее...

Дышим фиксированно. Следим за тем, как воздух идет через нос, по трахее вниз, к легким... Легкие принимают воздух и выпускают его... Попробуйте ощутить пищевод, мысленно глотните чего-нибудь. Спуститесь к желудку Что в нем происходит? Не ощущаете ли вы голод? Как вы чувствуете, что проголодались? По каким признакам? Еще ниже... Представьте себе тонкий кишечник. Что сейчас в нем происходит? Толстый кишечник. Он имеет S-образную форму. Справа в полости живота он сначала поднимается снизу вверх, а затем переходит налево и снова опускается вниз. Что происходит сейчас в вашем животе? Не переполнена ли ваша прямая кишка? Нет ли ощущения, что скоро надо будет освободить ее? Анус сжат или расслаблен?

Ощутите теперь свои почки... Они находятся по бокам в самом низу спины. По форме они сходны с бобами. Представьте себе каналы, идущие от почек к мочевому пузырю и сам мочевой пузырь... Полон ли он? Скоро ли потребуется освободить его? Мужчины, ощутите свои яички, почувствуйте, как они расположены в мошонке. Некоторые портные спрашивают: вы одеваетесь налево.или направо? Вам понятно, что заключает в себе этот вопрос? Почувствуйте теперь свой пенис...

156

Какой у вас характер?_____________________

Женщины, постарайтесь ощутить свои яичники. Скоро ли наступит овуляция и с какой стороны? Почувствуйте вашу матку... Половые губы и клитор... Теперь перейдите к тазовым костям, которые служат защитой ваших внутренних органов... Ощутите форму вашего таза. Почувствуйте тазобедренные суставы. Вообразите, как вы поднимаете и опускаете ноги. Представьте себе, что вы вращаете ногами, сначала вовнутрь, потом наружу...

Ощутите ваши бедра и колени... Почувствуйте равномерное тепло вдоль всей ноги. Можно ли сказать, что ваши колени немного холоднее или наоборот — теплее. Не напряжены ли ваши икры? Лодыжки и стопы? Попробуйте подвигать стопой, чтобы узнать, подвижна ли она. Ваши пятки и ступни... Если вы обуты, осознайте, удобна ли обувь, не жмет ли она?

Теперь совершите обратное путешествие по своему телу от пяток до макушки. Сравните левую и правую сторону своего тела. Нет ли ощущения, что есть некие различия? Насколько легко вам сознавать свое тело? Нет ли каких-то провалов (отсутствие четких ощущений) в вашем осознавании?

Сейчас постарайтесь ощутить свое тело как единое целое. Произнесите: "Это я... (Назовите свое имя). Я здесь живу..."

Упражнение закончено. Сделайте глубокий вздох, потянитесь. Откройте глаза и медленно потянитесь...

157

Как сложился ваш ------------- характер?-------

§ 1. Анальный характер

Летом на даче после утренней пробежки я отправляюсь к озеру и здесь постоянно наблюдаю одну и ту же сцену. На велосипеде приезжают отец и дочь. Прежде чем искупаться они кладут на траву огромный кусок целлофана. Затем они начинают раздеваться. Это выглядит как своеобразный ритуал. На целлофан кладутся шорти-ки, маечки. Они аккуратно свертываются конвертиком, помещаются на полотенце, которое тоже складывается в виде четырехугольника. Все это делается медленно, с пониманием, словно это действительно обрядовое действо.