Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3801

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вот, скажем, мистерии, которые воспроизводили историю убийства Загрея. В переводе с греческого это имя означает "великий лои-чий", "великий охотник". Сказание об его убийстве и последующем воскресении в новом облике — образе священного козла — сопро вождалось ритуальным действом. Разыгрывался акт кровавой ори i астической драмы. Люди превращались в исступленных богоубипц, жестоких сладострастников. Эрос обнажал свою природную стихии i Гемные слепые страсти приводили к злодеянию. Но вместе с тем oi in несли в себе символический смысл. Этим достигался эффект катар» :иса, целебного психологического взрыва.

Ужаснувшись разверзшейся бездне, участники мистерии зад зершали драму глубочайшим раскаянием. Они оплакивали жертву, эвали на себе одежды, покрывали собственное тело ранами, поеы» ' 1али голову пеплом. Однако наступал и третий акт этой истории J зозвращение в мир обновленного бога. Оно сопровождалось вес к I цим примирением и ликованием. Эрос увлекал не только в "недр

216

___________Неужели в другие эпохи любили иначе?_____________

пуши помраченье" (М.Цветаева), он просветлял душу, пробуждал ((шесть. "Не позволяйте себе превратить этот ужас в повседневность. < Жазавшись действующими лицами драмы, опомнитесь, прокляните разрушительные страсти" — таков урок древних мистерий.

Любовь имеет в качестве истока сексуальную чувственность. Но не исчерпывается ею. В ней есть нечто неизмеримо большее. Союз IVиг, самораскрытие личности.

§ 3. Грех и раскаяние в язычестве

О том, как возникла любовь между людьми, размышлял античный мудрец Платон. В своем произведении "Пир" философ перескакивает миф о рождении любви. Оказывается, люди изначально со-имещали в себе мужские и женские признаки. Это были исчезггув-шие ночные гермафродиты. Тело человека было округлым, с удвоенным числом частей и органов: четырьмя руками, ногами и ушами, двумя повернутыми в противоположные стороны лицами... Эти мюди были прекрасно приспособлены к жизни. Но боги почувство-|али в них соперников.

Обитатели Олимпа решили ослабить человеческий род. Они разделили каждого человека на две половинки. С тех пор тела и души векуют в своей разделейности. Люди, разумеется, перестали мешать богам и сосредоточились на собственных проблемах. Каждый ищет свою половину, чтобы обрести утраченную цельность. Это единственный путь к тому, чтобы исцелить человеческую природу.

Мифы несут в себе глубинную правду о человеческих чувствах. До сих пор речь шла о любви человека к человеку. Но, оказывается, .ipoc много богаче. Он выводит нас за пределы земного. Древняя мифология рассказывает о том, как боги влюблялись в смертных. Древний шумерский миф повествует о Гильгамеше, существе одно-иременно земном и небесном. Внимание небожителей должно быть рестным для полубога, его пылко любит богиня Иштар, но Гильга-меш отвергает ее. Иштар повелевает небесному быку убить того, кто не загорелся от ее любовного пламени. Вот какие испепеляющие страсти, как выясняется, испытывают вседержители. К счастью, герой не погибает.


Верховный греческий бог, восходящий к индоевропейскому божеству неба, Зевс имел потомков не только от богинь — и земные женщины испытывали его неукротимую страсть. Под золотым тро-

217

__________________________Раздел II

юм громовержца рокочет гром. Через две выбоины в скалах несут -:я к Зевсу молитвы и клятвы смертных, их покаянные признания, юг слушает и принимает решения. При этом сам он обнаруживасл 'быкновенные человеческие чувства.

Приглянулась ему смертная женщина. Зевс в диковинном одея-[ии слетает с Олимпа и в поле, благоухающем чабрецом, настигае i [редмет своей необузданной, божественной страсти.

Бог подземного царства Аид похитил дочь Деметры и Зевса Перефону. Однажды она рвала на лугу цветы, стараясь не смотреть на арциссы, как ей наказывала мать. Но вот перед ней оказался ог-омный нарцисс, пылающий белизной и пурпуром. Не одолев иску-1ения, Персефона протянула руку к его лепесткам. И тут разверз-ась земля, из бездны появилась колесница, запряженная черны ;и конями. Дочь Деметры оказалась в подземном царстве, где о ев расоте, судя по всему, знали... Глубокие недра таинственным обра эм связаны с небесным Олимпом. Любовная страсть соединяе i огов, титанов и смертных.

Эрос восседает на Олимпе. Древний певец Гесиод открывает нам равду — бог любви столь же древен, сколь Земля и Тартар. Он воа ик из хаоса. Он сын Ночи и Эфира. Для одних он был сыном Кро а, владыки старых, дозевсовых времен. Толкуют еще о том, чтв одился он от любви Зефира, бога капризных ветерков, и Ириды, эгини радуги. Многочисленны версии и догадки. Признано, одна-э, что родители его — Арей и Афродита — пара любовников, кото-ые попались в искусные сети хромого Гефеста.

Да что там боги! Перенесемся на миг в мир кельтских преданий.

Эльфы — таинственные существа, сотканные из лучевой энер-га, исполнены любовного томления, они тоже не безразличны к !мным женщинам. Они, словно обыкновенные люди, тоскуют но им. Эльфам в своих чувствах не уступают тролли.

Современные мистики, мысленно разорвав земные покровы, :тремляются в запредельное пространство, где ясновидческому юру открываются другие миры. Вот, например, дух воздуха. Его тисание мы находим в книге известного поэта и мистика Джорд-а Рассела "Светильник видения": 'Тело сильфа было пронизано ютом, и, казалось, в нем струится не кровь, а огонь солнца. Пот-. \ света пронизывали его насквозь. Он плыл надо мной по ветр; :ржа арфу, и золотые пряди волос ниспадали на струны... На е ще была вечная радость красоты и бессмертной юности".

218

_________Неужели в другие эпохи любили иначе?____________

Давно ушли античные времена. Но о странных созданиях, которые могут соединиться с человеком, рассказывают во все времена. И даже в наше, презревшее мистику... Человеческая психика двойственна. Романтическое обожание уживается в ней с помышлением о грехе. В античной мифологии мы находим рассказы о много-никости эроса...


§ 4. Язычники и христиане

Сравнительно недавно в одном американском городе собрались иедущие теологи разных стран. Они размышляли о том, как могут сложиться судьбы церкви в будущем веке. С тревогой говорили о падении веры. Толковали про то, как обмирщить религию, то есть приблизить ее к чувствованиям и потребностям обыкновенного че-иовека. Один из выступавших сделал предположение, которое поначалу показалось кощунственным: в храме будущего может звучать рок-музыка. Мало того, возможно даже возрождение язычес-Цих оргий. Непредсказуемы пути к вере.

Христианская культура существует в Европе более двух тысяче-исгий. Отчего же вдруг проклюнулось в ней языческое, первозданное? Выскажем крамольную мысль. Язычество, пожалуй, гораздо илиже к человеческой природе, нежели христианство. Ведь оно об-р. и дается к варвару, не знающему диктата культурных стандартов. Человек воспринимается таким, какой он есть, без всяких немыслимых требований. Иное дело — христианство...

Античный грек, предаваясь наслаждениям, сам определял меру i |оей аскезы, воздержанности. Кто мог указать ему черту, за кото-pi n'i услада утрачивает свою естественность? Только он сам. Иначе и 1,1 глядит эта ситуация для современного человека. Он обладает определенным знанием, которое как бы подсказывает ему, что надлежит считать нормой, а что — отклонением от нее. Отныне человек обращается не столько к собственному опыту, к спонтанно возни-п.пощим чувствам, сколько к тому, что говорит наука или сложившаяся в обществе система ограничений.

Зачатки самых различных проявлений эроса есть в каждом человеке. Будучи целомудренным, он знает подземные толчки i Страсти. Посвящая себя Богу, испытывает силу земных наваждений, содрогаясь от дьявольских внушений, обретает себя в тиной любви...

219

--------------■-------------------------Раздел II______________________ ,

Любовные чувства архетипны, то есть изначально одинаковы Ло культура, несомненно, оказывает воздействие на эротику ГЪспод :твующие стандарты поведения определяют форму массовых перс-киваний. Аскетизм замещает оргиастические страсти.

Но отчего в истории эти кровавые оргии соседствуют с приме->ами возвышенного целомудрия, одухотворенной любви? Почему юмантические платонические чувства сменяются почитанием ран гузданных наслаждений? Отчего даже в одной культуре мы видим >азноликость эроса? Отчасти ответ прост: все это заложено в чело-;еческой природе.

Что думает человек о любви? Ценит ли он свое тело? Восприни-1ает ли его как священный сосуд или как вместилище мерзких ожделений? Ощущает универсальность Эроса или знает только дну его грань? Например, в греческой философии и искусстве при ода человека, его облик, его тело — все представлялось идеалом со ершенства и гармонии.

Поскольку сын природы воспринимался как перл создания, гре-еское искусство стремилось воспроизвести, выразить человечес-ое тело в порыве одухотворенной страсти. Пластика эллинскою скусства красноречиво говорит об этом. Жители Афин толпились а улице, наблюдая, как Фидий лепит человеческое тело. Древние «лософы высоко отзывались и о духе человека. Они говорили о эстоинстве человека, о его высоком предназначении. Любовь со гветственно воспринималась как глубокое чувство, освященное эгами. У изголовья влюбленных вставала Афродита, которая бла->словляла сближение тел и душевное влечение как радость жизни,


Постепенно в сознании античных греков возникало различие юбви плотской и духовной. Чувственное влечение отражает пред-гавление о красоте человеческого тела. Поэтические переживаний :е более индивидуализируются. Платон полагал, что наслаждение, которому стремится человек, должно быть в определенной степеЧ л обуздано. Аристотель же в противовес ему считал, что услажде-ле тела есть все-таки благо...

Однако любовь — это не только вихрь наслаждений. К концу эевней эпохи эллинское представление о человеке сменилось дру« [м воззрением. Римский философ Сенека, например, не мог cobmiv ить моральные нормы стоиков с господствовавшим благоговени* 1 перед человеческой природой и чувственным наслалодением. ОН верг идею благости человеческого существа.

220

Убеждение, согласно которому индивид нравственно не стоек и К может противостоять всесильному пороку, подвел Сенеку к мысли, что в самом человеке гнездятся неразумие и греховность. По-

■ ому тело может рассматриваться лишь как временное хранилище души. Ей же надлежит бороться с телом, ибо плоть приносит имшь одни муки. Культ тела уступил место в средневекой культуре прославлению нетленной души, которая понималась как чистая и 111 • i фикосновенная.

Любовь имеет в качестве истока сексуальную чувственность. Но lie исчерпывается ею. В ней нечто большее: союз душ, самораскры-ше личности. Поэтому древние греки различали разные формы июбви. Выделяли, например, Эрота — обожествленный эрос. Или любовь-страсть, которая отождествлялась с безрассудством. Или любовь как влечение без роковых последствий. В целом же человеческая натура понималась как единство ума, страстей и воли.

Христианство принесло с собой радикальное переосмысление июбви. Отныне она стала пониматься не только как человеческая страсть, но и как державная основа человеческого бытия. Братская

.....бовь — это любовь ко всем людям. Не случайно главный объект чело-

i к ческой любви в Ветхом Завете—бедняк, чужестранец, вдова и сиро-i.i и даже тот, кто является национальным врагом, — египтянин.

Личность при христианстве несет на себе отпечаток абсолютной благости творца. Она обретает некую самоценность. Реальный нм ной человек во всей неповторимости присущих ему физических и

■ м if хических черт оценивался отныне как непреходящая и неоспори-ч.ш ценность. Телесность, которую прославляли древние эллины, в I I шетианском идеале признается только как сосуд духовности.

Любовь воспринимается отныне как святыня. Человеку, захваченному страстью, надлежит взращивать в себе чувства, через которые и раскрывается личностное богатство. Любовное переживание не i ощ,ко уникально. Оно носит всеобъемлющий характер, потому что о. u раничные объекты этого чувства — Бог, ближний, дальний...

§ 5. Агапе (греч.) — братская любовь


Агапе — основное понятие любовного чувства в христианстве. (N»>:шачает любовь к ближнему (лат. caritas). В противоположность (росу, то есть страстной любви, агапе имела значение длительной шм.труистическойлюбви.

221

________________________Раздел II___________________________ J

Благодаря христианству, расцвет которого пришелся на первые I зека нашей эры, произошли радикальные изменения в представле-1

гияхолюбви.

К тому времени древнегреческие традиции и традиции других I культур вошли в жизнь Римской империи, испытывавшей постоян-1 яое давление варварских племен и раздиравшейся собственными внутренними противоречиями.

Женская эмоциональность, осмеянная древнегреческой культурой с ее мужской "рационалистической" ориентацией, нашла новый способ выражения— поклонения мистическим культам, пришед-1 шим с Ближнего Востока. Христианство представляло собой твор-1 ческий сплав древнегреческого мышления, мессианской веры и нравственности, заимствованных из иудаизма, символизма и эмо-1 циональности мистических культов.

Новое вероучение оказало на повседневную жизнь мужчин и 1 женщин большее влияние, чем учение о платонической любви.

В основе христианского учения лежит понятие о любви. Явля- J ясь сущностью Бога, любовь расценивается как абсолютная исти-| на, а любовь к Богу считается равнозначной любви к человечеству J в целом. Как сказано в "Евангелии от Матфея", "Он (Бог) повелевает* солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на 1 праведных и неправедных".

Любовь человека к Богу складывается из его любви к самому себЯ и любви к другим людям. Примером тому является типичное христи-1 анское изречение ап. Павла из "Послания к Галатам": "Люби ближне>| го своего, как самого себя". Снова и снова христианские проповедники! говорили о необходимости любить прежде всего тех, которые нам не] нравятся. В конце концов именно благодаря такой любви мы осозна«| ем, что любовь к духовно близким людям не требует усилий.

Эта мысль выражена еще в одном изречении из "Евангелия (Л Матфея": "Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас".

Новое вероучение считало способность платить добром за зля признаком истинного христианина и призывало разорвать пороч-I ный круг мести, соединив любовь со страданием и прощением. Эти непостижимая идея, воплотившаяся в Христовых муках, изобража* лась как знак любви ГЪспода к человечеству. На протяжении веком она привлекала внимание христианских писателей. Эту же идем подчеркивал Серен Кьеркегор (1813—1855), писавший, что "совер! шенная любовь — это любовь к тем, кто приносит несчастье".

222

__________Неужели в другие эпохи любили иначе?____________

Предполагалось, что, распространившись, новое вероучение, ппюванное на принципах любви, милосердия, смирения и целомудрии, войдет в повседневную жизнь христиан и изменит все стороны жизни людей. Проповедуя пылкую, страстную любовь, христиане тво отделило ее от секса. Христианство с его неприятием чув-■ тс нности подчеркивало неправедный, преступный характер мно -i их типов поведения, которые были сопряжены с прелюбодеянием.