ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3804
Скачиваний: 21
Христианство запретило получать удовольствие от секса, люб-IIH и брака как таковых, осудив проституцию, супружескую измену ню мосексуализм. В то же время оно затрудняло возможность полу-чп1ия одновременного удовольствия от любви и от брака, поскольку, как указывал апостол Павел в "Послании к Галатам", "плоть желает противного духу, а дух — противного плоти". Обет безбрачия и ■и пственность прославлялись в качестве высочайших идеалов, а чин и женщин поощряли к сожительству в духовном браке.
Как ни странно, неприятие секса в христианстве привело к про-i ииоположному результату, придав любви и сексу такую ценность, никой они никогда прежде не имели. Как отмечал З.Фрейд, "легко показать, что психическая значимость эротических потребностей 1111 икается, как только упрощается возможность их удовлетворения. Дин усиления либидо необходимо подавление препятствий... В свя-1п < этим можно утверждать, что аскетическое течение в христиан-• ГВе придало любви такую психическую значимость, какой она ни-.....да не обладала для древних язычников".
Одолеть веления плоти мало кому дано. Об этом писал Макси-м п 11 иан Волошин:
"Природа мстила, тело издевалось. Могучая, заклепанная хоть Искала выходы. В глухом подполье Монах гноил бунтующую плоть И мастурбировал, молясь Мадонне. Монахини, в экстазе отдаваясь Грядущему в полночи жениху, В последней спазме не могли различить Иисусов лик от лика Сатаны..."
После крушения Римской империи и возникновения первых хри-| i панских государств обнаружилось, что пропаганда обета безбрачии мешает рождаемости. Предпочтительнее стало не пылать от
223
. Раздел II.
страсти, а жениться. Со временем брак превратился в священным обет, защищающий супругов от беспорядочных связей и прелюбодеяния и служащий цели деторождения.
В противоположность античному браку он провозглашался нерасторжимым. Все что в браке считалось законным и незаконным,! в одинаковой степени относилось как к мужчинам, так и к женщм нам. Как отмечается в "Первом послании к Коринфянам", секс ради удовольствия достоин предания анафеме: "Блудник тот, кто слиш-1 ком пылко любит свою жену". Многие сочли поставленную новым! вероучением дилемму неразрешимой и предпочли вести безбрач-1 ную жизнь в монастыре.
Тем не менее под эгидой христианской любви брак приобрел значение, которого не имел в античном мире. По крайней мере дружеское расположение, взаимная привязанность и уважение стали идеалами, к которым должна была стремиться каждая супружеская пара. Эта идея отражена в "Послании к Ефесянам": "Мужья, любитп своих жен, как и Христос возлюбил Церковь". В данном случае Церковь расценивает собствешгую сущность как женскую.
Возникновение женского элемента в христианстве можно проследить на примере постепенной эволюции культа Богоматери, вели чайшей посредницы между небом и землей, напоминающей в это! роли матерей в обыкновенных семьях. Дева Мария не была в ключе! I в Святую Троицу по причине смертности, однако в XI в., во времен;! Крестовых походов она по своей популярности превзошла Троицу, ге времена даже ходили слухи о том, что Господь изменил свой пол, Цеве Марии приписывались бесчисленные чудеса; она была вдохни вительницей создателей готического стиля в архитектуре, в ее чес 11 зыло воздвипгуто множество храмов и церквей, строительство кото« эых требовало колоссальных людских и материальных затрат.
Культ Девы Марии привел к появлению совершенно нового эбъекта любви — им впервые стала не священная богиня, а земном смертная женщина.
По мнению Э.Фромма, Агапе — это любовь равных. Но в действ^ 'ельности, даже будучи равными, мы не всегда равны. Поскол1 see мы люди, всем нам нужна помощь: сегодня мне, завтра теС )днако то, что мы нуждаемся в помощи, еще не значит, что одни 1 тс беспомощны, а другие могущественны. Беспомощность — пр юдящее состояние. Способность же стоять и ходить на своих ног сть способность постоянная и всеобщая.
224
, Неужели в другие эпохи любили иначе?____________
Тем не менее, по мнению Э.Фромма, любовь к слабому, любовь к гн'дняку и чужестранцу есть начало братской любви. Любить соб-i тиенную плоть и кровь — не бог весть какое достижение. Живот-нос тоже любит своих детенышей и заботится о них. Беспомощный нюбит своего хозяина, потому что от него зависит его жизнь. Ребе-i |ок любит своих родителей, потому что они ему нужны.
И только в любви к тем, кто не служит никакой цели, любовь 11.1 ■гинает раскрываться по-настоящему Сочувствуя беспомощному, 11 с -л овек развивает в себе любовь к брату. И в любви к самому себе он к шее любит того, кто нуждается в помощи, любит хрупкое, безза-11 и iTHoe существо. Сочувствие предполагает знание и отождествление. В Ветхом Завете говорится: "Пришельца не обижай... вы знаете душу пришельца, потому что вы сами были пришельцами в земце Египетской" (Исх.23:9).
Э.Фромм отличал братскую любовь от других видов этого чув-i i на — материнской любви, эротической, любви к себе и любви к lory.
§ 6. Куртуазная любовь
Любовь может быть разной. Чувственной или, наоборот, беспо-inii, эгоистичной или бескорыстной, жертвенной, романтической и даже сугубо приземленной.
Попытаемся разобраться в этом разнообразии.
Средневековая христианская аскеза наложила своей отпечаток и. i чувственный мир людей. Между XI и XIV веками в Западной Европе возникло принципиально новое понимание любви, которое вы-||,|.1Илось в возникновении так называемой любви куртуазной, и Ни амор. Мужчина испытывал к женщине нежнейшие чувства, бонн морил свою избранницу, готов был рыдать возле ее ног. Ноприэтом |0Вее не стремился продвинуться в собственных чувствованиях. В ыкой любви исключалось иногда даже обыкновенное знакомство.
Мировая история не знает больше подобного феномена. Нигде никогда не культивировалась ни раньше, ни позже такая любовь, ■оторая могла дышать только на расстоянии. Предполагалось толь-■0 беспредельное обожание, трепетное переживание окрыляюще-В, по невозможного чувства.
Любовь даже не к женщине, а к ее образу, без которого нет настоящего счастья в жизни. Любовь Дон Кихота к Дульсинее Тобосской.
225
_________________________Раздел II___________________________
Расцвет куртуазной любви пришелся на XI век с его Крестовы-и походами, организованными папством против ислама в Испари и на Среднем Востоке. Вслед за установлением связей с ислам-:ими государствами в Южной Франции, а затем и во всей Запад-)й Европе возникла поэзия, прославляющая страстную любовь к енщине. Из королевства в королевство ее несли трубадуры и мин-:зингеры. Поэзия куртуазной любви сохранилась в романах о Три-ане и Изольде, Ланселоте и Джиневре, Троиулусе и Крессиде, Пар-крале, а также в подлинной истории об Элоизе и Абеляре.
В этих романах прославлялись разного рода страдания на позе земной любви. Наивысшим счастьем считалось испытывать ^утоленную страсть. Вокруг любви возник своеобразный культ. ожно сказать, что слова в христианском изречении "Бог есть Лю->вь" поменялись местами. В центре этого культа оказалась конк-;тная женщина. Куртуазная любовь была личным и избирательски чувством.
Предмет любви всегда тщательно выбирался любящим и не мог >ггь заменен никем иным. Чтобы стать достойной поклонения, жен-ине, в свою очередь, полагалось иметь мужа и быть недосягаемой, фтуазную любовь часто осуждали за прославление супружеской шены и неуважение к браку. Однако это вовсе не так. Супружеская змена вовсе не являлась целью куртуазной любви, а се "безнравст-:нность" обусловлена самой природой средневекового брака.
Сущность куртуазности составляла свободно избранная и спи эдно дарованная любовь. В средние века считалось, что такая лю-язь недоступна супругам. Ведь они ориентировались вовсе на дру->е: на продолжение рода и увеличение собственности. Тайна сем i .и лла сопряжена с политическими амбициями. Глубокое и непоя :льное чувство могло возникнуть только за пределами семьи.
Правила амор строятся на том, что рыцарь поступает на слу своей возлюбленной. Эта служба возвышает и облагораживает его) гужа даме, рыцарь должен доказать свою доблесть. Здесь можно :помнить слова средневекового автора: "Какая чудесная вещь лн эвь. Она заставляет мужчину обрести многие добродетели и рам явает в любом человеке многие положительные качества".
Отношения рыцаря с дамой походили на взаимоотношения ват ала и феодала и предполагали взаимные права и обязанности. РЩ арь должен был вынести любые испытания, изобретенные его дЛ ой. При европейских дворах были учреждены так называемые "ЛЮБ
226
__________Неужели в другие эпохи любили иначе?____________
овные суды", которые решали споры между возлюбленными. Обычно рыцарь доказывал свою доблесть на турнирах и поединках. Мучения, которым подвергал себя рыцарь, добивающийся расположении дамы, зачастую напоминали самоистязания кающегося грешника. Однако считалось, что каждое успешно пройденное испытание ведет к сближению влюбленных.
Характер и правила куртуазной любви в огромной степени t in |оделялись стремлением военной аристократии отмежеваться от крестьянства и духовенства. Наряду с рыцарским кодексом чести 111) п стократия изобрела сложный ритуал совершенствования рыца-
■ как воина.
Многие историки, культурологи, размышляя над странным и уникальным феноменом любви, пришли к выводу, что со времен Д| к-внего Рима на Западе куртуазность и куртуазный гуманизм ока-■лись наиболее мощным фактором развития культуры. Ни в одну щ >у гую эпоху идеал цивилизации не сливался в такой степени с иде-
iimiM любви.
Куртуазная любовь в средние века — это своего рода подвиг. I lei юведовать романтическое чувство в средневековом религиозном ■ществе означало совершать нечто святотатственное и еретичес-Иое. Романтические переживания на окраинах Римской империи и ■ ее пределами, т.е. среди народов, сравнительно поздно обращенных в христианство. С этой точки зрения куртуазная любовь выг-чидела протестом против претензий христианской церкви на обла-i nine абсолютной истиной.
Отстаивая принципы куртуазной любви, рыцарство утвержда-'I'Hi >бственную систему ценностей. Оно содействовало раскрепоще-нию личности, достигшему расцвета в эпоху РеформацииXTV века. 11' спмненно, церковь видела в куртуазной любви угрозу собственному авторитету и потому в XIII в. организовала на юге Франции ей, называемый Крестовый поход, во время которого привержен-i ил куртуазной любви попали в число тех, кого надо уничтожить.
Между идеалами куртуазной любви и реальной жизнью суще-i i попало глубокое расхождение. Один из авторов сказал так: "Ци-иппизация всегда стремится обрядить любовь в фантастические 1,ы, возвеличить ее и дать ей определение, забыв тем самым о ■ • I»той реальности". С одной стороны, возвышенное отношение к щн i щине в куртуазной любви во многом обусловлено потребностью Мужчин проявить в любви такой же героизм, как и в сражении.
227
__________________________Раздел II
Но здесь любопытно привести суждение и противоположное — Христиан деПизан, которая жилавХГУв. и считалась одной из пер зых писательниц-феминисток. Она писала: "Все правила любви изобретены мужчинами. Даже когда речь идет об идеальной любв! i. >ротическая культура все равно остается пронизанной мужским эгоизмом. Именно стремление замаскировать этот эгоизм и ведет к бс< • сонечным выпадам против брака и женщины с ее слабостями".
Средневековая поэзия разнообразна, утонченна. Но в ней eci i. )дин органический изъян: она не улавливает тончайшие переливы гувства. Конечно, выраженная в ней любовь не абстрактна. Опту-гимы тоска, энергия, даже боль. Но в лирических описаниях ощупается трафаретность. Поэт ищет яркой, но стереотипной форму-ил, с помощью которой выражает свое восхищение дамой сердца.
Разумеется, у этой дамы есть имя, она проживает в старинном !амке, мы кое-что знаем о ее судьбе. Однако поэта интересует не он* зама в своей подлинности, а скорее ее поэтический образ, неким адеальный архетип. Иногда между прототипом и его образом возникает огромная дистанция. Дон Кихот страстно увлечен Дульси* теей Тобосской. Но читатель предуведомлен: она заколдована. Дли зсех прочих она — простая крестьянская девушка. Роман Сервап геса, разумеется, не поэзия трубадуров. Это скорее попытка создать -фонический подтекст, высмеять отвлеченную, придуманную страсть.
Рыцарская этика располагала особыми ритуалами, которы! предписывали влюбленному, как надлежит ухаживать, строит" амурные отношения, добиваться изысканности чувств. Соблюдение этих правил оказывалось столь же неукоснительным, сколь совер« шение рыцарских подвигов. Воин не мог считаться доблестным гели у него не было дамы сердца. В то же время влюбленный бь просто обязан совершать ратные подвиги, без чего его чувство ли шалось всякой ценности. Конечно, неподдельное влечение прорщ валось сквозь череду формальных установлений. Но оно в извест* ной мере все-таки было условным.
Средневековье пестовало два типа любви — религиозный экста и мирское чувство. Средневековый мистик Мейстер Экхарт ци тирует Библию: "Сильнее чем смерть—любовь". Но здесь речь иде о любви к Богу. Это чувство возникает из потребности человека пре одолеть отчужденность и достичь соединения с другим существом Любовь к Богу не менее многогранна, чем обычная земная страст
228
Неужели в другие эпохи любили иначе?
Во всех религиозных системах, даже в мистических, обходящих-ги без учения о Боге, предполагается реальное существование лучинной сферы, которая выходит за пределы человека, придает знамение и ценность его земному существованию, вызывает страстное t i ремление к спасению и внутреннему возрождению.
Любовь к Богу — сугубо духовное чувство. При чем здесь эрос?
Возможна ли здесь игра страсти? Или, напротив, говорить можно только о воздержании, об искуплении греховных чувств? II теологам, и психологам известно: чем возвышеннее пережи-нлиие, тем глубже в нем неистовое буйство темных желаний. Вот ничему религиозные влечения несут в себе множество психоло-шческих оттенков. В них прихотливо сплетаются различные побуждения.
Экхарт утверждает: в любви к Богу человек достигает предельною самоотречения. Он преодолевает свою индивидуальность. Как и и смерти, он отказывается от всего бренного. Соединяясь с боже-i i пенным "ничто", человеческая душа, по мнению средневекового мистика, становится орудием вечного порождения Богом Самого 1 Вбя. Куртуазная поэзия носит другой характер. Она создает иде-мьный образ женщины в рамках светской культуры.
Обычному человеку всегда мнится: любовь как чувство, как I печение всегда одинаково проявляет себя. Во многом такое пред-■ лишение правильно. Действительно, любовь архетипна в своих обнаружениях. Однако в разных культурах по-разному пере-ншнается не только эротическая привязанность. Даже на секс ■ и бывает свое воздействие культура. Любовь может представать и сексуально-животных вариантах или, напротив, в образах роен iтического чувства.
Сегодня, когда на книжном рынке можно прочесть массу издании по вопросам эротики и секса, люди, пришедшие на психоана-нинческую консультацию, задают совсем иные вопросы, нежели прежде. Они, в частности, интересуются особенностями сексуаль-
.....in юведения тех или иных людей, носителей конкретного харак-
|| |>а. Они осознают, что формы проявления чувств могут в значи-i ■ иы юй степени зависеть от императивов культуры. В одной куль-i v | >е правит бал целомудрие, платоническое чувство, в другой — де-
229
___________________________Раздел II__________________________J
вочка, не сумевшая за один день расстаться со своей девственностью, уходит из жизни...
Вопросы для повторения
Какую психотерапевтическую роль играли древние мистерии? Почему древний грек сам определял меру своей аскезы, воздер-жанности?