ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3806
Скачиваний: 21
Какие радикальные изменения в понимании эроса произошли после появления христианства? Что такое агапе?
Что писал о братской любви Эрих Фромм? Когда возникла куртуазная поэзия? В чем заключаются правила амор?
Какую роль в европейской культуре сыграла куртуазная поэзия? В чем специфика любви к Богу как эротического переживания? Каковы образы эроса в разных культурах?
Упражнение 1
Люблю тебя за то, что ты есть
Займите удобное положение. Дышите равномерно, глубоко, как обычно при выполнения упражнения.
Вызовите в своем воображении всех, кто играет немалую роль П вашей жизни. Пусть перед вашим взором пройдут родители, муж или жена, дети, возлюбленный, друг.
Когда вы вспомните близкого человека, скажите ему: "Я люблю гебя таким, какой ты есть..." Зафиксируйте, возникают ли при этом] г вас какие-то внутренние побуждения. Может быть, рождаете» возражение, вам хочется подумать над своими словами и их смыв юм. Если вы чувствуете, что не можете произнести эти слова убеж» ;енно, попробуйте изложить близкому человеку свои пояселания: "И гюблю тебя, но мне не нравится, что ты холоден...". "Я люблю тебя] ю ты слишком расчетлив..."
Теперь сами окажитесь в роли этого человека. Попробуйте осом гать, так ли это на самом деле? Действительно ли вы холодны или : >асчетливы, если представить себя другим человеком, к которому 1Ы адресовали свои претензии?..
230
____^ Неужели в другие эпохи любили иначе?___
В заключение попробуйте сказать своему собеседнику, вернувшись в свою роль: "Я люблю тебя без всяких условий, только за то, что ты есть в моей жизни.
Упражнение 2
Рыцарь и его дама
Попытайтесь сыграть куртуазную драму. Для этого распределите роли. Выберите себе из группы женщину, которая могла бы быть и.пней возлюбленной, то есть романтической дамой. Напишите ей письмо. Подумайте о том, какой подвиг вы могли бы совершить в ее несть? Как могли бы привлечь ее внимание? Как долго могли бы пюбить ее бескорыстно?
Опишите безоговорочные достоинства вашей дамы. Дама дол-■на описать своего рыцаря, его подвиги, его заслуги и достоинства, i и I ишите, как долго могут продолжаться ваши чувства?
231
ГЛАВА 6
Чем обусловлено психосексуальное развитие?
§ 1. Стереотипы поведения
ених Лены живет на Украине. Они созваниваются чуть ли не ежед-вно. Мечтают о совместной жизни. Только вот не решили оконча-пьно, где они будут жить. Лена настаивает на столице России. Гена поняется к тому, чтобы закрепиться на Украине. "Мой Гена, — горит Леночка, — самый замечательный человек на свете. Он умен, жен, все мне в нем нравится.
Уже на пороге кабинета Лена лучится безмерной радостью. Она называет мне телеграмму: "Гена едет!" Весь день проходит под зна-4 необыкновенного восторга. "Представляете, я снова увижу мо->Гену". На следующий день, когда жених уже в объятиях невесты, олько и слышу: "Мой Гена! Мой Гена!" Я зачарован этой ослепи-гьной радостью, мои губы невольно складываются в улыбку все-шмания и нежности. И вдруг Лена говорит: "Сегодня я поймала я на мысли, что хочу остаться одна. Слава Богу, билет уже зака-[. Гена уезжает". Читатель может подумать: сюжет банален 5овь и разочарование.
Ничего подобного! Лена продолжает лучиться любовью и поел езда Гены. Я слышу уже знакомую сагу о необыкновенности Гены юрой свадьбе и главное о том, что скоро, очень скоро Гена при г опять. Господи, где же логика? Через три дня после встречи Лена :ится желанием, чтобы Гена скорее уехал, а на четвертый день [рает от тоски и предвкушает новую встречу. Впрочем, я ведь кое-что знаю о Лене. Она — моя пациентка. Забываю в свои записи, размышляю. Когда Лене было 17 лет, она кала в другой город. Там она разговорилась с каким-то незнако-л парнем. Остальное произошло как в бреду. Лена пошла к нему
232
Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________
домой. Они оказались в постели, однако половой близости не было. Хотя Лена и была захвачена генитальными ощущениями, на сексуальный контакт она так и не пошла. Читаю в ее дневнике очаровательную фразу: "Сейчас с высоты своего сексуального опыта я по-11имаю, что никогда в жизни я не испытывала оргазма как в тот день, и постели с незнакомым парнем.
Итак, оргазм огромной мощи, но без половой близости. Незнакомый парень и вечное сладостное воспоминание. Внезапно вспыхнувшее желание и непреклонное табу. Я спрашиваю Лену, почему Гшизость так и не состоялась, что, по ее мнению, сыграло роль запрета. Лена отвечает: "Я думаю, это из-за мамы. Она у меня очень строгая. Всегда следила за тем, чтобы я ни с кем не простаивала во дворе, ругалась, контролировала... Наверное, в последнюю минуту м вспомнила о ней и испугалась".
Возможно, Лена права. Впрочем, где были материнские настав-пения, когда юная целомудренница пошла с первым попавшимся пар-11см в его дом?. Разве она не догадывалась, чем это может кончиться? Разумеется, понимала, но тем не менее позволила парню уверенно идти своим курсом, с заранее обдуманным намерением. Спровоцировала, но не отдалась, испытала оргазм, но устояла, проявила неосмотрительность, но вовремя одумалась. А может быть, дело со-исем в другом. Лена ни на минуту не забылась. Она с самого начала хотела этой близости, умышленно отправилась на квартиру. Хоте-ма близости, но какая-то неведомая сила вмешалась в самый неподходящий момент, остерегла или просто выставила препятствие. Но медь это тот же стереотип поведения, что и с Геной. Жаждет всей дутой, ждет, томится, а когда он рядом, непредвиденно угасает, никнет. Но стоит Гене отчалить, снова звенит каждая струна души.
Фрейд основывал свои выводы на огромном эмпирическом материале. Он пришел к выводу, что все наши психические процессы определяются в конечном счете сексуальностью как одним из видов удовольствия. Даже те поведенческие установки, которые, капалось бы, совершенно не связаны с этим инстинктом, наделе обус-
.....шены именно этим побуждением. Открытие Фрейда опирается
на представление о единой и изначальной энергии, которая прида-рт силу всем ее обнаружениям.
Австрийского психиатра часто критиковали за это положение. Неужели все человеческие качества, например, жадность, педан-i изм, самовлюбленность, можно вывести из одного-единственного
233
_______________________Раздел II__________________________J
гинкта? А такие переживания, как страх или воодушевление? ть — сексуальное влечение? Но Фрейд последовательно продви-:я в этом направлении.
Гипнотическая терапия, которую Фрейд применял к истеричес-пациентам, показала, что в фундаменте их заболеваний часто али забытые сексуальные происшествия. Неожиданное гени-.ное ощущение, попытка сексуального насилия, влечение к роялям противоположного пола. Последующие наблюдения толь-одтвердили эти догадки. У большинства невротиков действи->но обнаруживались конкретные сексуальные трудности. 1ибидо — это психическая энергия сексуального характера. Ког-рейд говорит о влечении, он имеет в виду не синоним инстинк-1нстинкт означает нечто врожденное, неизменное, жесткое. А о "влечение" выражает нечто изменчивое, подверженное пре-1жению под влиянием окружения. Половой инстинкт человека чается от инстинкта животных. В природном царстве инстинкт синяется однообразным схемам. Он разряжается после действия деленных стимулов.
§ 2. Персонификация чувства любви
Эный Петрарка, великий поэт эпохи Возрождения, как утвер-уг притча, пришел в храм. Неподалеку от него, захваченная 1твой, стояла девушка, лица которой не было видно. На бархате илась только очаровательная белоснежная ручка. Юноша не-но залюбовался ею, пытаясь в то же время разглядеть силуэт >дой католички. И вдруг в поэтическом воображении юноши эта а покрылась морщинами, высохла, стала старческой. Его сер-наполнилось острой болью за юное совершенство, которому )ода наносит отвратительные метки увядания, ак родилась романтическая любовь Петрарки к Лауре, о кото-геперь знает весь мир. Похоже, эта притча напоминает нам еты средневекового эроса в его поэтическом, платоническом окении. Та же любовь, не претендующая на разделенность. Чув-, одухотворяющее душу. Любовь без взаимности нужна стран-ющему рыцарю, слагателю стихов...
)днако между поэзией трубадуров средних веков и эросом Ре-анса огромная и принципиальная разница. Она определяется оде всего возрождением античной культуры, культом человека
234
,_________Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________
и обостренным вниманием к сокровенным таинствам человеческой
психики.
Конечно, и в античной литературе воспроизводились томления и страдания из-за любви. Переживание печали связывалось не с эротической неудовлетворенностью, как в куртуазной поэзии, а со июсчастной судьбой.
В эпизоде из жизни Петрарки есть момент, почти немыслимый и куртуазной поэзии. Поэт увлечен не образом девушки, а ее возможным природным увяданием. Возникает новое понимание люб-п| I, переосмысливающее прежние традиции. В ее основе лежит ан-Гичный взгляд на чувственную земную любовь, культ тела. Только i сперь он становится более объемным, ибо эпоха Возрождения тем и интересна, что она поставила во главу угла человека — земного, и потского, природного.
Выделяют три периода внутри Возрождения, интересные каждый своим пониманием любви. Прежде всего ранний Ренессанс, ког-I.IB итальянской поэзии сложился "сладостный новый стиль". Мно-i не писатели и поэты обращаются к теме любви. Среди них можно иыделить Гвидо Квицинелли и Гвидо Кавальканти. Настоящая эн-1111шгопедия чувства обнаруживается в творчестве Данте, Петрарки иБоккаччо.
XTV в. знаменует другой период. Среди самых ранних произве-■ i ■ ■ 11 ий можно назвать "Диалог о любви" Лоренцо Пизано. Однако цен-i ральную роль играет все же творчество Марсилио Фичино. Через иобовь, которая мыслилась как основа мира, философы пытались • |. с кщать законы бытия.
Следующий этап относится к XV в. Он знаменит не только сочинениями философского, но и нравственного психологического характера. Люди этой эпохи обсуждают множество конкретных вопросов, помогающих постичь природу чувства: как молодые люди и >лжны влюбляться, как ухаживать за женщинами, что представши -г собой женская красота, можно ли говорить о близости любви и ргнности, любви и безумия...
Вспомним для примера непревзойденные сонеты Шекспира:
"Когда на суд безмолвных, тайных дум Я вызываю голоса былого. Утраты все приходят мне на ум И старой болью я болею снова..."
235
_________________________Раздел II
В стихах поэтов Ренессанса затрагиваются те же темы, которые ши известны и средневековью, — ночные встречи, предрассвет-ie расставания, клятвы в верности, муки ревности и одиночества, щако теперь, в эпоху, когда рождается обостренное внимание к ловеку, эти сюжеты обретают психологическую объемность. Лю-вь оказывается не фрагментом жизни, а самой ее сутью. Обнару-шаются поразительные нюансы этого всеохватывающего пере-тания. Вместе с тем оказывается, что любовь раскрывает душу яовека, ее неизмеримые глубины...
Так, поэт и философ Марсилио Фичино приходит к озарению, о любовь близка к безумию, во всяком случае она может помра-ть разум. Чувственность становится объектом осознания. В про-воположность римско-католической церкви гуманисты Возрож-ния утверждали, что человек полностью принадлежит земному :ру. Был провозглашен идеал "человечного человека". Культ теле-ых, плотских радостей пронизывает творчество такого известно-итальянского гуманиста, как Джованни Боккаччо.
В знаменитом произведении "Декамерон" писатель рисует мир тимных и сокровенно лирических переживаний. Любовь осмыс-вается как начало человечности и очищения. Откровенность, горая сопутствует описаниям лирических сцен, продиктована едставлением о том, что любовь—естественное человеческое чув-ю.
Но в эпоху Возрождения любовь осмысливалась не только как зственность. Она воспринималась как могущественная космичес-ч сила, как универсальный принцип соединения души и тела, аче говоря, люди той эпохи стремились к одухотворению чувства, и задумывались над тем, почему люди испытывают благогове-е друг перед другом, почему любовь никого не обходит стороной...
§ 3. Пуританская любовь
Пуритане — от английского слова "чистый" — выступали за уг-эление Реформации. Реформация — широкое общественное дви-ние в Западной и Центральной Европе XVI в., связанное с воз-кновением протестантизма. Они требовали предельной невип :ти и верности в любви. Плотские утехи объявлялись крамол!, ми. В викторианской Англии столы и стулья до самого пола подвались белоснежными чехлами. Ножки, разумеется, деревяп-
236
Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________
ные, но обнажать их для посторонних взглядов считалось неприличным. После прихотливой пряности барокко такая стыдливость и предусмотрительность казались удивительными. Когда шведской королеве прислали в подарок чулки, придворный гордо вернул их подателю, сказав:
— У королевы нет ног...
Герои пуританских романов говорят изысканным, чувствительным языком. Вот, к примеру, диалог из романа Шеридана ле Фаню "Кармилла":
"Если бы сударыня удостоила воспользоваться нашим гостеприимством и решилась доверить бедняжку на это время попечению моей дочери и ее опытной гувернантки мадам Перродон, а также моему присмотру, мы были бы польщены и одолжены и окружили бы ее неусыпными заботами, дабы оправдать столь высокое доверие.
— Нет, сударь, я не хочу злоупотреблять вашей любезностью и радушием, — отвечала хозяйка несколько рассеянно.
— Напротив, сударыня, это вы окажете нам величайшую любез-i юсть, в которой мы весьма нуждаемся. Дочь мою постигла жестокая утрата: она лишена судьбою дружбы, на которую давно уповала".
О сударыне из этого диалога автор сообщает: во всем облике не-;н [акомки было столько властного достоинства и держалась она так непринужденно... В атмосфере высокой галантности считалось 11Спристойным попросить соседку положить на тарелку ножку цып-пгпка. Слово "ножка" так много сообщало необузданному виктори-IIнекому воображению... Нам, людям другой эпохи, непонятно, как может считаться двусмысленным слово "ножка". Можно ли предста-ш 1ть, что намек на игривость усматривался пуританами уже в том, что на полке рядом стоят две книги, одна, написанная мужчиной, а д| >угая — женщиной...
Как случилось, что культ любви уступил место пресному ханже-г i ну? Это связано с воцарением протестантского этоса. В Европе родилась разновидность христианства, которая радикально изменила 11 инание людей. В феодальном средневековье индивид был неразрывно связан с общиной. Вся человеческая жизнь, от рождения до смер-III, была регламентирована. Он почти никогда не покидал места сво-'I<> рождения. Жизненный мир большинства людей той эпохи был ■ и I кшичен рамками общины и сословной принадлежности.
Протестантский этос зафиксировал огромные изменения в пси-41 к<- женщины. В религиозном сознании родилось новое понима-
237
Раздел II
сие свободы. Женщины не хотели больше повиноваться общине. 5первые в европейской истории стремление быть свободным стало осприниматься как благо для человека. Свобода оценивалась как вятыня. Но обнаружились новые узы. Теперь женщина оказалась абой религиозных условностей, культа добродетели.