ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3808
Скачиваний: 21
Чиа М., Чиа М. Совершенствование женской сексуальной энерги — София, 1999.
Эрос: Страсти человеческие / Философские маргиналии проф. П. Руревича —М., 1998.
Якоби М. Встреча с аналитиком. — М., 1996.
Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы.—М., 1997.
274
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТИПЫ
АГРЕССИВНОСТЬ
ШИЗОИДНЫЕ ТИПЫ
МЕТОДЫ ИСЦЕЛЕНИЯ
----------------------------•----------------------------
ГЛАВА 1 КТО ВЫ — ЭКСТРАВЕРТ -------------ИЛИ ИНТРОВЕРТ?---------
§ 1. Многообразие психологических типов
Издавна люди пытались создать типологию различных харан теров. Они искали индивидуальные реакции, образцы поведения, способы самочувствия и самоактуализации, чтобы показать разли чия внутри человеческого сообщества. Восточные астрологи пред ложили классификацию на основе четырех тритонов (треугольпп ков), которые соответствовали четырем элементам — воде, воздуху, земле и огню. Так, воздушный тригон в гороскопе составляют три воздушных знака Зодиака — Водолей, Близнецы, Весы. Огненный тригон состоит из Овна, Льва и Близнецов.
В античной медицине сложилась другая типология, предстап ленная флегматиками, сангвиниками, холериками и меланхолик.* ми. Предполагалось, что различные выделения тела, в том числе флегма, кровь, желтая желчь и черная желчь обусловливают и i к и хические особенности людей. Но в полном объеме идея многооб] >.i зия психологических типов разработана К.Г.Юнгом. Этот исследователь освоил огромный эмпирический материал, в том числе ми фологии, религии, литературные исследования, философские тд) ды, и представил весьма увлекательную и продуктивную типолоп i и >
Прежде всего все люди у Юнга за исключением промежуточных типов (амбавертов), делятся на экстравертов и интровертов. Экс i раверсию и интроверсию Юнг рассматривал как психологические установки в отношениях с реальностью и сосуществованию с д| iV гими.
Психологическая энергия у экстравертов направлена на вне шний мир. Интроверты, напротив, ориентированы на внутреш i юИ реальность. Внешнее окружение не представляется им таким ва>И ным, как экстравертам.
276
Кто вы — экстраверт или интроверт?.
Зачем природе такое различие? Она всегда стремится придать жизни разнообразие и поэтому не делает полных ставок на один нособ приспособления к реальности. Сам Юнг не случайно провопит биологические параллели в конце своей книги "Психологичес-ине типы". Животные по-разному приспосабливаются к окружающему миру. Природе нужны исследователи, первопроходцы, кото-I и .к- стремительно побегут изучать враждебный мир. Многие из них ■ВГИбнут, потому что не располагают хорошими защитными меха-ип.чмами. Это относится к блохам, вшам или кроликам...
Но есть другой способ приспособления к реальности. Не расте-
■ гься по земной тверди, не заполнять собой все окружающее про-i флнство, а закрепить защитные механизмы, развить их. Такие
■ i нотные (ежи, слоны) дают немногочисленное потомство, зато мо-i v I защитить его от напастей. Итак, природа не кладет яйца в одну ш i| >.чину. Вы можете существовать независимо, автономно, а може-I . паковать внешний мир, стараясь его покорить.
Современная биология дает новый материал по этим вопросам, i и нбенно это относится к социобиологии, новому направлению в , 111111 (>софии, которое показывает близость биологических механиз-
■ я животного мира и человека. Поведение животных нередко де-
■ ^минировано внутренними причинами, такие особи включают-.1111 игру без какого-либо внешнего фактора. Есть и другой тип по-I" и пия. Он целиком обусловлен внешними причинами. Некоторым •и тжекообразным обезьянам приходится все время смотреть, что и енот другие представители стада. Стоит им увидеть, что некие ..I» и,яны занялись любовью, как они тотчас же делают то же самое.
11 опять-таки природа признает многообразие. Одни особи прислушиваются к внутреннему побуждению, другие оглядывают-
......) сторонам, чтобы приступить к действию. Оба эти типа пове-
инпп присущи животному миру. Птенцы аистов могут лететь в Аф-
Iщну через Югославию, а могут — через Испанию. Инстинкт под-
i i и,тает аистенку, куда надо лететь в теплые края, он поступает
i.e. как его родители. Но если яйцо аиста, знающего маршрут
Нгргз Югославию, положить в гнездо, где развиваются "испанские"
......л, то он полетит, повинуясь уже не инстинкту, а голосу стаи.
можно действовать следуя врожденным склонностям, а мож-
||.. подчиняться действию внешних факторов. Это, разумеется,
И|и и |юрмы типов поведения. У человека все сложнее. Соднойсто-
i экстраверт зависим от внешней среды, от окружения. Но в
277
Раздел III
его бессознательном есть возвратное движение психической энергии от объекта к нему самому. В той же мере интроверт, получающий сигналы от внешнего мира, на уровне бессознательного тяготеет к объекту. Это можно выразить такими схемами.
Я------------► Объект Ж------------ Объект
у:-....■■' ■■....■*
Первая схема относится к экстравертам, вторая — к интровертам.
§ 2. Почему трудно определить установку
Когда люди становятся экстравертами или интровертами? Различия проступают так рано, что кажутся едва ли не врожденными, Юнг написал о мальчике-интроверте, который, прежде чем войти и комнату, просил детально описать ему все, что он там увидит: сто лы, стулья, кровати. Это страх интроверта: объект нужно изучить, освоить. Дети-экстраверты ведут себя иначе. Они мчатся в комна ты, в которых еще никогда не были. Их ведет экстравертная уста» новка.
Определить свою установку нелегко. Во-первых, люди боятсИ окончательной идентификации. Это в общем немного дискомфо] 11 но — поставить себе диагноз. Вот девушка говорит о своей norpv женности во внутренний мир, о закрытости своего внутренне! и мира. Потом вдруг запальчиво добавляет: "Я забыла сказать нам. что я еще и в гости люблю ходить..."
Странно, но типичные экстраверты нередко настаивают на т< >м что они интроверты. И наоборот. Что мешает окончательному самоопределению? Вот что Юнг пишет об экстраверсии: она "imp мальнохарактеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчив" >й уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситу| ции; такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрп сывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчуи ствия и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискова! 11 ii.it начинания с беззаботной уверенностью".
Экстраверт в своих мыслях, поступках, чувствах зависим <>1 внешнего окружения. Его аффекты, его импульсы обусловлены во многом тем, что происходит вокруг. Экстраверты любят сМ(
278
______Кто вы — экстраверт или интроверт?______________
у впечатлений, любят путешествовать, получают удовольствие от общения с другими людьми. Они типичные искатели приключений, их жизнь напоминает вечеринку, открытую и дружественную. Интроверсия, по определению Юнга, "в норме характеризуется колеблющейся, рефлективной, застенчивой, стремящей-" II к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции". Для интроверта внутренние или субъективные факторы оказываются ведущими при определении мотивов. Интроверт консервативен, предпочитает привычную домашнюю обстановку, близкие отношения с ограниченным чис-|ц >м друзей.
Юнг последовательно проводит идею многообразия психологи-чееких типов. Древняя идея расколотости человеческого бытия на-ш на свое отражение в философии Платона. Рассказав о том, как иидрогин (двуполый человек) был разделен Зевсом на мужскую и iiii некую половинки, Платон показывает, что нам не дано прожить ■ о им 1ую универсальную жизнь. Мы проходим по белому свету либо пик мужчина, либо как женщина. В той же мере Юнг раскрывает идею разности двух психологических установок. Экстраверт смутно понимает, что интроверт совсем другое существо. Тот, "другой", кажется ему косным, отсталым человеком, скучным и предсказуемым, зачастую пресным. В восприятии интроверта экстраверт кап-1>и шый, взбалмошный, поверхностный бездельник, жуир ...
Часто ко мне на прием приходят супруги, у которых не сложи-i in 1. отношения. В ходе консультации обнаруживается, что они про-i юнеучитываютразностипсихологическихустановок. Экстраверт I. дет от интроверта экстравертных реакций и считает, что именно i ик должны поступать люди. В свою очередь интроверт ждет от эк-• i раверта типа восприятия, который на самом деле свойствен его | об) гвенной психологической установке.
Проведем различие между экстравертом и интровертом, ориен-111 руясь на трагедию Пушкина "Моцарт и Сальери". Сальери — ти-иичный интроверт. Он любит уединение, одиночество, он ищет в Цбе самом основание для оценок и эстетических предпочтений. Моцарт, напротив, общителен, восприимчив. Сыграв свое гениаль-
..... произведение, он спрашиваетуСальери: "Правда, хорошо?" Мо-
о |рту важно одобрение, признание, которое для Сальери является истодом из его собственных размышлений и пристрастий.
279
__________________________Раздел III_________________________
Моцарт идет мимо трактира и слышит, как какой-то слепой скр пач играет его произведение. Играет безобразно плохо, но Моцар все равно очарован. Он тащит скрипача к Сальери, чтобы тот тож послушал игру на скрипке. Сальери возмущен: "Мне не смешно, ког да фигляр презренный мне пачкает Мадонну Рафаэля". Сальер непонятно, как это Господь дал талант "гуляке праздному". Он недо умевает: "Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у трактира?" Н для экстраверта Моцарта это так естественно — новая встреча, но вые впечатления.
§ 3. Понятие функции
Юнг использует понятие "функция" в обычном значении, как эт слово употреблялось в биологии. Правда, в системе понятий у Юнг сначала идет функция, а потом "орган". Ход мысли таков: сначал появляется некая потребность, а потом возникает орган, которы обслуживает эту потребность.
Человек имеет возможность приспособиться к окружающем миру с помощью четырех функций: ощущения, мышления, чувства и интуиции.
Эта классификация самодостаточна: никаких других возможно стей адаптироваться к реальности у людей нет. Но дело не только и том, что данная типология не позволяет выдумать какое-то еще один дополнительное средство приспособления к миру. Этих функций четыре, а не три и не пять...
Юнг нашел свою модель четырехмерной структуры психического в мифах, в религиозной символике, во всех формах бессознательного поведения человека. Астрологи называют четыре триго-на, философы — четыре стихии. Кватерность, иличетверица — это образ четырехкратно симметричной структуры, обычно квадрач или круг. Психологически этот образ указывает на идею целостности. Существуют четыре более или менее однородных принципа или элемента: четыре цвета, четыре угла, четыре бога...
Четверица — это некий универсальный архетип. Предположи м. вы хотите описать горизонт как нечто целостное, вы называете четыре стороны света... Везде вы натыкаетесь на четыре стихии, четыре первичных качества, четыре цвета, четыре касты (в Индии), четыре благородных истины в буддизме. Точно так же существует п четыре способа психологической ориентации.
280
р. ______Кто вы — экстраверт или интроверт?______________
Как же, с другой стороны, три богатыря, три головы у дракона, 11 hi тополя на Плющихе или три сказочных сына? Юнг разъясняет, ч го не все четыре функции коренятся в сознании. На самом деле п< < >;шана только одна из них. Остальные гнездятся в бессознательном... Вот почему если бессознательное вторгается в сознание, вся структура бессознательного тоже преображается.
Каков целостный идеал постижения мира через функции? Что-Га.1 сориентироваться, мы должны обладать функцией. При этом i и 1 гущение убеждает нас в том, что существует нечто. Мы можем это нечто подвергнуть осмыслению, понять, что оно собою представляет. В этом случае нам поможет функция мышления. Но подходит ли нам это нечто, как мы должны относиться к нему, желаем ли мы его
I и и себя или нет, — здесь вступает в силу функция чувствования.
II а конец важно определить, из какого источника возникло это нечто, каковы возможности его развития, чем оно может стать в будущем. Это функция интуитивная...
Структура четверицы выглядит таким образом: 3+1. Один из ■.цементов всегда занимает отличительное положение и по своей
III шроде несхож с остальными. К примеру, трое евангелистов по сим-||| >лике выступают как животные, а святой Лука выступает в образе ангела. Но без него, четвертого, нет целостности, нет единства. В психоанализе одна из функций тоже оказывается "четвертой".
Итак, в психике человека мы можем обнаружить четыре функции, но они играют неравноценную роль в жизни, в поведении че-ВОвека.
Одна из них прочно укоренена в сознании. Поэтому данную функцию Юнг называет "ведущей", или главной. Она во многом определяет тот способ освоения мира, который присущ данному человеку. Когда встречаются два мыслящих человека, в базовой модели которых мышление играет ведущую роль, они обмениваются мыслями. ■ели у двух собеседников ведущие функции чувствования, то эти шодипосылаютдруг другу эмоциональные оценки, перебрасывают-■ и аффектами. Когда беседуют два ощущающих типа, они толкуют
I ценах, о модах, об огородах и квартирах. Они укоренены в быте.
II а конец, когда встречаются два интуитива, они делятся провозвестиями и пророчествами.
Итак, функция — форма психической активности, или проявление либидо (психической энергии), которая остается принципиально неизменной в новых условиях. Ощущение устанавливает, что
281
__________________________Раздел III_______________________ _Л
происходит фактически. Мышление позволяет нам распознать em значение, чувство рассказывает, какова его ценность, и наконецЯ интуиция указывает на возможные "откуда" и "куда", заключенные в том, что в данный момент имеется.
Хотя каждый человек располагает всеми четырьмя функциями, I одна функция всегда и неизменно более развита и более сознател!. на, чем все остальные. Это, разумеется, неплохо, ибо именно веду щая функция помогает нам реализовать свой потенциал, выявитвЯ свои возможности. Но здесь кроется опасность односторонности, I что зачастую приводит к неврозу.
Предположим, у человека хорошо развита мыслительная функция. Разве это плохо? Можно сказать, да, если эта функция не под держивается другими, которые не являются ведущими. Мыслитель™ ный человек может стать фанатиком идеи. В истории человечества было немало энтузиастов, которые навязывали людям раз1 того родя утопические идеи, демонстрировали схематизм или упрощенное!!, мысли. В той же мере носитель ощущающей функции может превратиться в мещанина, в "домашнюю курицу", знающую только императивы обыденности. Чувствующая функция, не обогащенная рефлексией, способна породить экзальтацию, плаксивость. А ин туитив может оказаться слепым пророком, поскольку не сможп сколько-нибудь рассудочно обосновать свои прогнозы... Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад; мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи ока зываются важными или неважными для нас, ощущение сообщап о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т.д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых воз можностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на заднем плане, по скольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации.