Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3805

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отмечает: окончательные комбинации представляют, например, из-1 вестную картину практического мышления в союзничестве с ошу>] щением, спекулятивное мышление с трудом продвигается вперед с интуицией, артистическая интуиция собирает и представляет своя образы с помощью чувственных оценок, философская интуиция систематизирует свое видение в умопостигаемую мысль с помощью] мощного интеллекта. И так далее.

§ 7. Подчиненная функция

Помните сказку Ершова "Конек-горбунок": "У крестьянина три сына. Первый умный был детина, а второй — и так и сяк, третий вовсе был дурак". Когда Юнг пытается охарактеризовать поведения подчиненной функции, он обращается к сказкам. Всегда в них есть| некий персонаж вроде младшего сына. Наша подчиненная функция ведет себя "как дурак".

Но это не совсем плохо. Действия младшего сына абсурдны, курьезны, но зато он удачлив.

В мифологии третий сын, или дурак, обозначает общее поведение любой подчиненной функции, ее общие очертания, а не индивидуальные или специфические черты. Она функционирует как простофиля, как юродивый. Но она в то же время соединяет сознание с бессознательным. Подчиненная функция тяготеет к кос-мосу символов. Она обозначает не только презираемую часть личности, нелепую, неприспособленную, неказистую, но также ту <г часть, которая осуществляет связь с бессознательным и обладает таинственным ключом к личности во всей ее бессознательной цель ности.

Одна из четырех функций, как правило, особенно сопротивляется интеграции в сознание. "Сущность подчиненной функции, J пишет Юнг, — "автономность" — она независима, она нападает, она очаровывает, пленяет и так раскручивает нас, что мы уже переста« ем быть хозяевами самих себя и не можем больше правильно раш личать между собой и другими".Подчиненная функция являете! хранителем символического опыта, который может прийти как изнутри, т.е. из внутреннего переживания, так и извне, со стороны социального окружения.

Подчиненная функция весьма медлительна. Юнг называет ее инфантильной и деспотичной. Ведущая функция всегда на стреме.

290

Кто вы — экстраверт или интроверт?---------------------

она мобилизована и реагирует мгновенно. А вот где находится наша подчиненная функция, нам судить зачастую трудно. Допустим, де-иушке мыслительного типа молодой человек делает предложение. Июбящая особа, несомненно, давно уже ждет этих слов. Но услы-|м.in их, она произносит: "Надо подумать".

В данном случае это не кокетство. Мыслительному типу, у кото-

I.....> чувства запаздывают, нужно подумать, каковы на самом деле

|ГО чувства.

Сам я интуитив. Это означает, что мое ощущение запаздывает. ШЯ меня трудно, скажем, оперативно заполнить налоговую декларацию или составить расписание. Какие бы старания ни прилага-11К ь, подчиненная функция никогда не достигнет скорости ведущей функции. Подчиненная функция также ранима. Не следует крити-МВать неспособность человека мыслить или высказывать прогнозы, если это его подчиненные функции. Для поступления ко мне в аспирантуру, как это принято, соискатели пишут рефераты. Иногда я высказываю критические замечания по поводу написанного. II нередко встречаюсь с преувеличенной реакцией. Стоит указать миму-нибудь на отсутствие логики между абзацами, так кое-кто во-пПще впадает в панику и считает, что ему не следует поступать в аспирантуру.


§ 8. Хочу стать экстравертом!

Любую функцию можно развить, мобилизовать, улучшить. Но in иозможно, к примеру, поменять функции местами. Например, как ип старайся, подчиненная функция не станет ведущей. Почему? Цело в том, что модель психики, которая предложена Юнгом, назы-Ьется динамической. Она выражает напряженность и изменчи-Юсть психических процессов. Сознание стремится поглотить бес-| i i а 1ательное, осознать, что есть в психике. А бессознательное, напротив, пытается проникнуть в сознание, заместить его. Эту модель можно изобразить так:

291

Раздел III

Ситуация все время меняется, психика существует в напряжении. Но структура психики остается неизменной. Никогда созна] ни не поглотит бессознательное, никогда бессознательное полностью не заменит сознание. Тем не менее порою подчиненная функции проникает в ведущую, в сознание. Этот миг длится недолго, но <>м остается в памяти человека как безмерно значимый, непреходн щий...

Может ли экстраверт превратиться в интроверта? Нет, не молк ■ i Психологическая установка не меняется, но это не означает, что эй страверсия или интроверсия остаются неизмененными. С течепи ем времени экстраверт может приобрести элементы интроверемм, однако не в качестве ведущей структуры. Скажем, я типичный ЭК страверт. Мне нужно общение, контакты. Я и получаю их, читая лек ции, осуществляя прием пациентов, но порою возникает чувепт усталости. Рождается желание уехать на дачу и провести время и уединении, написать книгу, что означает, что моя подчиненная ин троверсия атакует сознание.

Если вы видите отшельника на необитаемом острове, не тор<> питесь с определением: вот, мол, интроверт. Ведь это, возможно, ЭЦ страверт, уставший от многочисленных контактов. Кстати, Робин зон Крузо, персонаж одноименного романа английского писатели Д. Дефо — типичный экстраверт. Вместо того, чтобы погрузиться н мир внутренних переживаний, он начал активно покорять остром Завел себе попугая, чтобы слышать чье-то бормотание. А потом при ручил себе Пятницу...

Я говорил, что многие с трудом и ошибочно определяют свои установку. Представим себе, что девушка интровертного типа СИ дит на вечеринке с краю стола, молчит и наблюдает за поведением гостей. Но вот ее попросили произнести тост. Она, конечно, оробела и все-таки произнесла слова, которые неожиданно вызвали общее веселье, девушка на какой-то миг оказалась душой компании. Эти минуты запомнились ей, и она пришла к выводу, что она типичный экстраверт. Еще бы, ей удается быть заводилой за столом...

Если бы люди осознавали, насколько мы разные, удалось бы бежать множества недоразумений, жизненных трудностей. Экст верт по-своему воспринимает реальность, а интроверт — по-с

292

Кто вы — экстраверт или интроверт?

му. Наша психика регулируется функциями. Ощущение, мышление, интуиция и чувство помогают нам приспосабливаться к реальнос-1П. Но роль этих функций в жизни отдельного человека различна. < (дна из функций бывает ведущей, а другая подчиненной. Пары со-iдаются по родству— рациональная к рациональной, иррациональная к иррациональной.


Менее всего развитая и дифференцированная функция называла ся подчиненной. Бывают такие минуты, когда экстраверт ощуща-14 себя интровертом, и наоборот.

Вопросы

Как сложилась идея многообразия психологических типов?

Каковы особенности экстраверта?

Каковы особенности интроверта?

Почему у человека четыре функции?

Отчего одна функция называется ведущей?

В чем специфика подчиненной функции?

Может ли экстраверт стать интровертом?

Как Юнг трактовал чувство?

Чем рациональные функции отличаются от иррациональных?

Что такое динамическая модель психики?

Упражнение I

Экстраверт-интроверт

На подиуме сидит один человек. Группа задает ему вопросы, что-ni.i определить психологическую установку пациента. Любите ли вы одиночество?

Можно ли вам позвонить поздно вечером и не нарваться на скандал?

Как вы проводите свой отпуск — в компании или в узком кругу?

Вам легче выполнить работу самому или вы предпочитаете трудиться в коллективе?

Зависите ли вы от общественного мнения или вы больше опираетесь на собственное суждение?

Какой персонаж вам ближе по вашей психологической структуре — Моцарт или Сальери, Дон-Кихот или Федор Протасов, Робин-ион Крузо или князь Мышкин?

293

. Раздел III.

Количество вопросов можно множить. Ответы помогают определить, кем является данный человек — интровертом пли экстравертом.

Упражнение 2

Маяк

Сядьте прямо. Дышите спокойно, легко. Вообразите себе маленький скалистый остров, заброшенный в океане. На вершине острова горит маяк. Это вы... Ваши стены прочные, никакие бури вам не страшны. Вы стоите неусыпно и крепко, посылая в океан поток света. Он освещает дорогу судам. Он нужен тем, кто в пути. Все благодарны вам за этот свет. Сейчас вы ощущаете в себе мощную энергетику. Вы — Маяк... Этот свет никогда не гаснет в вас... Вы — источник энергии света.


294

ГЛАВА 2

ЧТО МЕШАЕТ ВАШИМ МЫСЛЯМ И ЧУВСТВАМ?--------

§ 1. Мыслительный экстраверт

Ведущая функция

Я спрашиваю одного из пациентов:

— У вас есть любовница? Он отвечает:

— Я думал об этом, но понял, что это бессмысленно... Талантливо, не правда ли? Лучшей иллюстрации на тему мыс-

п11сльной функции не придумаешь. У кого-то есть любовница, а Итог только думает про нежную подругу. Думает напряженно, потому что приходит к выводу, что это бессмысленно.

Жизнь такого человека постоянно направляется рефлексией. Г ю поступки имеют в основе интеллектуальные, мыслительные Mi 11 ивы. Мыслительный экстраверт планирует свою жизнь, раздумывает над ее обстоятельствами, анализирует варианты поведения. Когда мы говорим о таком типе, то вовсе не имеем в виду, что он живет в образе Сократа или "Мыслителя" Родена. Имеется в виду не мшць его интеллекта, не глубина мысли, а сам мыслительный про-Ьсс. Для него жить — это прежде всего мыслить...

Процесс мысли у такого человека постоянен. Здесь опять-таки i и i юдразумевается, что он пишет философский труд. Он реализует


I |ою функцию при подсчете своих расходов, просматривая смету

II мгйного бюджета. Он аналитически, рассудочно подходит к такой

.....кой материи, как любовь. Вот слышу разговор мыслительного

i una с немыслительным:

— Значит, так, иди на лекцию, а я буду тебя ждать. Домой по-гдем вместе...

— А какой смысл? — отвечает мыслитель.

295

Раздел III

Разумеется, нет смысла торчать в коридоре, пока идет лекции, "А если это любовь?" — так, кажется, назывался один из замечатель ных советских фильмов. В романе Г.Николаевой "Битва в пути" re рой, главный инженер завода, объясняет жене, как много и нерп зумно тратит она время, убирая посуду. Он даже объясняет ей, кап рационально и экономно могла бы она подойти к раковине. Но жени обезоруживает его наивным соображением. Если, мол, я буду следовать твоим рекомендациям, то я во время уборки не смогу видеть тебя, поскольку ты окажешься за спиной. Жизнь, черт возьми, слож нее наших мыслительных процессов.

Сижу на консультации, которую проводит молодая преподава тельница мыслительного типа. Она произносит что-то вроде следующего:

— Представьте себе, что вы не можете уснуть.. .Ну там не смогли решить задачу или неправильно заполнили тестовые вопросы...

Особа мыслительного типа не может вообразить, что бессонни ца может прийти совсем по другому поводу: несчастная любовь, неутешительные предчувствия... Люди такой психологической орга низации встречаются среди администраторов. Они занимают вы сокие посты на предприятиях и в правительственных кругах. Мыслительные особы есть среди бизнесменов и юристов. Разумеется, они рекрутируются наукой.

Обычно мыслительные типы хорошо образованны, многое зна ют. Мы обязаны им тем, что в науке отбрасываются прежние догмы и возникают новые научные идеи. Вспомним хотя бы, как в момент коридорного обсуждения спектакля друзья Фрейда обратили внимание на тот факт, что Иокаста, мать Эдипа, покончила с собой, хоти еще не знала, что Эдип ее сын. В ходе обмена репликами родилось интуитивное прозрение: видимо, Иокаста догадывалась, что она живет с собственным сыном. Нет, эта интуиция принадлежала не Фрейду. Но именно он, этот мыслительный экстраверт, последова тельно продумал эту ситуацию и создал развернутое представление

об Эдиповом комплексе.

Экстраверт мыслительного типа устанавливает четкий интеллектуальный порядок. Он сторонится зыбких позиций и пытается ясно и последовательно определить свою точку зрения. Даже когда речь идет об эмоциональных отношениях, мыслительный субъект пытается докопаться до сути. Юрист, который обременен множеством разноречивых фактов, опираясь на свою мыслительную фун-

296

^ Что мешает вашим мыслям и чувствам?____________

кцию, способен выяснить, что является источником конфликта и

Каковы пути его преодоления.

Мышление может быть экстравертным или интровертным в за-Иисимости от того, куда оно ориентировано — на объект или на самого субъекта.


Сейчас мы говорим об экстраверте мыслительного типа, следо-иательно, надо показать, как его мышление обусловлено средой. Таной человек в своих суждениях будет опираться на те критерии, которые передаются традицией или образованием. Однажды на лекции я сформулировал какую-то идею, которая одной особе показалась сомнительной. Однако она не стала приводить собственные мыслительные доводы, а произнесла примечательную фразу:

— Ведь нас учили...

Экстравертные мыслительные типы чрезвычайно увлечены объектом. Они просто не могут без него существовать. Именно в этом проявляется их экстраверсия. Их размышление все время касается in 1сигяихусловийи обстоятельств. Например, такой человек может рас-(Тждатьосоциальньгхпредпосьижахнаркомании. Ничего непродуктивного в таком способе мышления нет Привязанность к объекту, будь то i ыпряженная ситуация в коллективе или предпосылки, не позволяющие I и-формам показать внушительные плоды, — особенность такой психической структуры. Мыслители интровертного типа меньше ориентируются на непосредственный объективный опыт или на общепризнанные идеи. Но и те и другие способны продвигаться к истине.

Экстравертный мыслительный тип, согласно Юнгу, — это чело-пек, который, конечно, лишь постольку, поскольку он представляет i обой чистый тип, имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных вы-иодов, в конечном счете ориентирующихся всегда по объективно жданному — или по объективным фактам, или по общезначимым идеям. Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или, соответственно, ее объективно ориентиро-ианной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде.

§ 2. Невроз мысли

Ранее уже отмечалось, что мыслительная функция в качестве ведущей, как и всякая иная, может обособляться от бессознатель-

297

—________________________Раздел III__________________________I

ного, стать односторонней, лишиться целостности. Представьте себе некую научную конференцию, посвященную феномену любви. Все плодотворно спорят. Вдруг на трибуну поднимается оратор, мыслительный экстраверт. И он говорит: "Прежде чем вести дальнейшую дискуссию, я предлагаю раз и навсегда уточнить, что такое, во-первых, "феномен" ,и что такое, во-вторых, "любовь". Пока мы не определим смысл этих понятий, наша дискуссия будет непродуктивной..."

Помните, в фильме "Доживем до понедельника" мать главного героя смотрит телепередачу. Некто рассказывает о том, что некий электронный аппарат научился даже сочинять музыку. Ведущий телепередачи усмехается: "Во-первых, это, конечно, не Моцарт, аво-вторых, давайте определим, что такое творчество". В этот момент мама с ужасом произносит: "Неужели определит?"

Приведу такой пример. В начале века в Америке возникло новое философское течение — прагматизм. Его сторонники по сути дела объявляли войну диктату мыслительной функции. Ход рассуждений был примерно таков: мы не можем дать окончательного определения таким понятиям, как "философия", "культура", "искусство". Но может быть, и не стоит мучиться. Ведь мы можем изучать, как функционируют эти феномены, т.е. отвечать на конкретные вопросы.