ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3803
Скачиваний: 21
§ 4. Иерархия функций
Представим себе человека первобытной эпохи. Чтобы выжить, 1 он обязан развить в себе ощущение. Иначе как можно узнать о свои ствах дерева, о силе огня, о плодородии земли или о преимуществ: i х пещеры, где можно укрыться от диких зверей. Этот человек долж( 11 быть смышленым. Ведь это тоже вопрос жизни и смерти. В любоЦ
282
___________Кто вы — экстраверт или интроверт?______________
| птуации надо проявить себя не столько челозекообразной обезьяной, сколько разумным человеком. Невозможно также выжить, если Не развить в себе чувственную функцию. Не только ум, но и тонкость чуиствований делает человека человеком. Создать культ предков может только человек, которому доступны благородные чувства. Маконец как обойтись без интуиции, если обстоятельства постоянно меняются и нужно предугадать развитие событий. Сейчас пещера хороша для обитания. Но что будет, кпримеру, зимой...
Человек архаической, традиционной культуры тоже поставлен 111 • | >сд необходимостью развивать все функции. Надо с пониманием
.....Iюгать чернозем, бросить в него нужное зерно, полить умеючи
и с пользой. Это требует развития ощущающей функции. Но ведь на одном ощущении не выбьешься из нужды. Покумекать надо, по-/I умать. У крестьянина есть скот. Что от них проку, от коровы, лоша-HI или собаки, если у хозяина плохо с чувствами? А уж прикинуть |1i1можности бытия, опереться на интуицию сам Бог велел.
И все-таки развить в себе все четыре функции никому не удается. В деревне, в общине всегда есть специализация. Есть знаток зем-П1 а есть и предсказыватель погоды или даже свой пророк. Есть и |Обрый кузнец, способный разрешить любую жизненную проблему демонстрируя любовь, сочувствие, доброту. Есть в общине и го-101Ш — тот, кто умеет глубже и последовательнее всех обдумать сло-' i a i п н вшуюся ситуацию.
I [о есть еще одна причина, которая делает невозможной равно-<|' | и юе развитие всех функций. Дело в том, что одна из них вообще 11 i ii .тается подчиненной. Она плохо развита в целом и потому явим кя проклятием вашей жизни. Подумайте, что в жизни дается
.....руднее всего? Отчего каждый раз, оказавшись в одной и той
11 i птуации, вы терпите полное поражение? Один, к примеру, не
I.....олагает дифференцированным развитым мышлением. Для него
• • ii i авляет огромную трудность осмыслить ту или иную проблему, ||п тергнуть ее разбору.
I бывает так: приходит ко мне пациентка, мы разбираем ее про-
Олему, а во время следующей встречи она мне говорит: как во мне
>■ i илменилось... Я не верю в быструю терапию, но понимаю, что
ia для человека с неважным мыслительным аппаратом стано-
н полным откровением те рассудочные доводы, которые, каза-
11 так просились на язык. Для вас осмыслить ситуацию нетруд-
Н<| но для другого это проблема...
283
__________________________Раздел III
Другой пример. У кого-то плохо развита функция чувствования. Она в его структуре — подчиненная... И вот этот человек не умеет выразить своих эмоций, кажется холодным, бесчувственным или, наоборот, плаксивым, экзальтированным... А разве вы не встречали людей, про которых говорят: не от мира сего... Они плохо укоренены в реальности, не разбираются в подробностях жизни, не могут обустроить свою жизнь. Что делать: функция ощущающая—подчиненная...
Наконец, многие часто ошибаются в близких людях. Они совершенно лишены интуиции, летят как мотыльки на огонек и гибнут. Того предала подруга, от той ушел возлюбленный. Впрочем, окружающим это было заметно. Но жертвы плохой интуиции даже не догадывались о таком исходе. Что делать: интуитивная функция — подчиненная...
Дифференциация функций начинается в раннем детстве. Один мальчик "жмет"на математику и шахматы, другой играет Шопена с увлажнившимися глазами. А эта девочка, ну помните, из кинофильма "Доживем до понедельника", мечтает о семье, о детях, о хозяйстве... Родители часто, разумеется, подмечают, к чему стремится чадо. Предположим, они всемерно содействуют расцвету выявлен ной наклонности. Хорошо ли это? Не всегда, потому что об односторонности ведущей функции уже говорилось. Она развивается, а остальные функции угасают. Личность выглядит однобокой.
Но бывает иначе. В семье существует культ какой-нибудь про фессии, и родители хотят, чтобы их ребенок непременно проследовал по их стопам. Скажем, папа юрист, а чадо явно принадлежит к чувствующему типу, увлекается музыкой. С одной стороны, это ям ное насилие. Мальчик никогда не станет интеллектуалом, мыслящим типом. Но с другой стороны, здесь есть нечто положительное, Ведь мы говорили пока о ведущей и подчиненной функциях. А ТЩ же еще две из четырех? Они называются побочными, вспомогатель ными.
Вспомогательные функции тяготеют либо к ведущей, либо к подчиненной. Иначе говоря, они могут быть деятельны, "подтянуты", неплохо развиты. Иногда аналитики ошибаются и даже принимч ют побочную функцию за ведущую. Ведь в целом она тоже ока.чи вается рабочей и достаточно дифференцированной. И наоборог иногда вспомогательная функция тоже подводит, она ближе к под чиненной.
284
. Кто вы — экстраверт или интроверт?______________
Бывает, меня спрашивают: какие функции хорошие, а какие не очень? Все функции хорошие, они определяют своеобразие нашей чнчности. Слова "ведущая" или "подчиненная" функция не носят с и нчючного характера. Просто у одного человека с наибольшей ве-
I юнтностью используется одна функция, а у другого — иная.
Что можно сказать о неразвитых функциях? Юнг показывает, что они пребывают в более или менее примитивном и инфантильном состоянии, зачастую осознаются наполовину или даже вовсе i и- осознаются. Относительно неразвитые функции составляют йену ю специфическую неполноценность, характеризующую любой i ни и являющуюся интегральной составляющей частью его целое -
II юго характера. Односторонний акцент на мышление всегда сопровождается неполноценным чувством, а дифференцированное разни roe ощущение вредит интуиции, и наоборот...
§ 5. Рациональные и иррациональные функции
Юнг подметил, что функции различаются по их рассудочности ИЛИ нерассудочности. В повседневности часто говорят: этот чело-рек живет умом, он аналитичен, рассудочен, рационален, а этот — чувством. Но и чувство тоже, оказывается, не слепо, не оценочно. В ном специфика трактовки чувствауЮнга. Он показывает, чточув-( i но — это способ информировать нас о ценности тех или иных вешен. Оно различительно и по-своему рассудочно. Когда человек ■ ■о i .меняет, почему он не любит кого-то, то он выдвигает и обосновывает резоны. Похоже, он рассуждает, только не в системе поня-пиii, а в системе оценок. Таким образом, мышление и чувство отно-' и гея к рациональным функциям, поскольку оба основываются на I ч-флективном линейном процессе, в результате которого сопостав-Цяются отдельные суждения.
К иррациональным функциям относятся ощущение и интуиция. 11о<принимая реальность на уровне ощущения, человек может вступить с чем-то в контакт. Ощущение схватывает, сообщает человеку, ч i о во внешнем мире есть нечто. Но в самом этом соприкосновении | | «сальностью нет мышления. Вот вы копаете грядку или убираете пплртиру, разводите краски или перебираете мех — это процесс не мыслительный. Интуиция тоже не рассудочна. Человек обретает Hi кое знание, но он не знает, каким образом оно пришло. Интуиция подхватывает, подбирает то, что содержит внутренний мир.
285
__________________________Раздел III__________________________
Оценивая эти функции как иррациональные, Юнг не отождествляет это слово как синоним неразумного, неправильного. Эти функции несут материал, который выходит за рамки рассудочного. Физическое восприятие объекта не зависит ни от какой логики — нечто просто существует. Ощущение показывает, что существует нечто, но о нем мы не можем сказать ничего больше, кроме того, что оно присутствует. Примерно так же обстоит дело и с интуицией. Она существует сама по себе. Интуиция представлена в разуме, вне зависимости от рассудка или процесса рационального мышления. Юнг отмечает, что эти функции можно было бы правильнее охарактеризовать как эмпирические. Иррациональные типы основываются, по Юнгу, исключительно на переживании — настолько исключительно, что, как правило, их суждения никак не могут по<1 спеть за их переживаниями. Предположим, ощущающий тип трет раковину, находя в этом особое наслаждение. Рациональный тип скажет: тру раковину, люблю, чтобы было чисто. Сам процесс уборки не доставляет мне удовольствия. Иррациональный тип, напротив, выразит просто удовлетворение от самого процесса, от радости ощущения...
Далее мы подробно поговорим о функции чувствования, но пред варительно нужно отметить, что иногда слово "чувство" употребляется в другом значении, больше подходящем для выражения интуиции или ощущения.
Мы говорим о чувстве счастья, печали, раздражения, сожаления, патриотизма. Мы можем сказать: у меня такое чувство, что погода изменится, а курс доллара останется прежним. Можно выразить свою мысль таким образом: "Я чувствую, что шелк более гладкий, чем простой холст". Или так: "Чувствуется что-то непра вильное..." Здесь слово "чувство" оказывается многозначным. Оно означает ощущение, восприятие, некую мысль, интуицию или ка кую-то эмоциональную реакцию.
Когда мы говорим о чувстве в расхожем смысле слова, правильнее, возможно, употреблять другое понятие — "эмоция". Чувство — это способность сообщать нам нечто о ценности вещей. Оценки ус танавливаются по законам разума точно так же, как и понятия. Чу 11 ство, не окрашенное эмоцией, может оставаться вполне холодным или нейтральным. В последующем изложении мы станем различи 11 чувство и функцию чувствования, т.е. способность к дифференщ (I i ции чувств.
286
Кто вы — экстраверт или интроверт?______________
Юнг утверждал, что люди разных психических особенностей г i и )Льно тянутся друг к другу. Рядом с экстравертом может оказать-и 1111троверт. В семье нередко складывается распределение обязан-
......ей. Например, интроверт сначала думает, а потом поступает, а
ЦП фаверт — наоборот...
Кстественно, главенствующая роль в семье может достаться inn роверту. В семье кто-то берет на себя роль мыслителя, а кто-11' пророка, кто-то решает практические вопросы, а кто-то вы-Полняет обязанности оценщика чувств...
Мыс легкостью передаем другому те функциональные обязан-н'м i и, которые нам не по плечу. Скажем, жена, образец ощущаю-
i......типа, с удовольствием выполняет в доме обязанности хозяй-
и 11 ! !ато она осознает, что продумать сложность проблемы, которая и" hiикла в семье, лучше всего может муж, мыслительный тип. А в п|" 'I позах лучше всего довериться интуитиву—бабушке. Разобрать-■ и и чувствах, пожалуй, неплохо было бы поручить дедушке...
Кстати, так бывает и на терапевтическом сеансе. Пациент до-|н | и к-тся аналитику, который представляет собой противоположный 11111 Он восхищается психотерапевтом, который умеет думать, по-
........icy сам пациент здесь не силен. Или ищет интуитива, который
hi i и i ювании представленного материала сможет сказать, чем вся hi игтория может закончиться. Юнг, как рассказывали его совре-I' пиики, старался сводить людей, которые имеют одинаковые не-
.....атки. Два дурака в ситуации, когда надо раскинуть мозгами,
11" '111ут: один из них начинает думать...
Но начинающему аналитику нужно сделать предостережение: in ' II дует во время терапии злоупотреблять своей ведущей функ-ии. и, выставлять ее напоказ. Иначе пациент не сможет использо-■ lib гною подчиненную функцию. Аналитику лучше сделать вид, 11" i и 1 не вполне понимает, о чем идет речь, не ведает в полной мере, i и пыражаются эмоции, не сталкивался в жизни с ощущениями ......о рода.
§ 6. Ведущая функция
11 гак, одна из функций у каждого человека является ведущей. | ь i пользуемся ею автоматически, потому что она воспринимается 11 естественно и всегда помогает нам решать сложные жизнен-проблемы.
287
__________________________Раздел 111__________________________
Юнг пишет: "Опыт показывает, что вследствие неблагопри ятных обстоятельств вообще практически любому человеку невозможно развивать все свои психологические функции одновременно. Требования общества вынуждают человека прежде всего (и по большей части) прилагать себя к выделению той из функций, которой он наилучшим образом наделен от природы, или которая обеспечит ему наилучший социальный успех. Очень ч| сто, а в действительности это общее правило, — человек отождествляет себя более или менее полно с наиболее предпочтитель ной для него и, следовательно, наиболее развитой функцией. Л это как раз то, что дает начало различным психологическим типам. Как следствие такого одностороннего развития одна или более функций неизбежно оказываются отстающими изначаль но и в последующем своем развитии"...
Вспомогательные функции при этом тоже могут оказываться весьма "подтянутыми". Порою они находятся в таком хорошем со стоянии, что трудно отдать предпочтение при обозначении ведущей функции.
И все-таки, по словам Юнга, это абсолютное верховенство эм пирически всегда принадлежит только одной функции и мож<-1 принадлежать только одной функции, поскольку равно незанп симое вторжение другой функции с неизбежной необходимость!! > изменит ориентацию, которая, по крайней мере отчасти, проти воречит первой. Жизненное условие для сознательного процесо! адаптации — всегда иметь ясные и непротиворечивые цели — ■ требует присутствия второй функции равной силы. Поэтому д| > у гая функция может иметь только вторичное значение. Ее вторим ное значение состоит в том, что она, в отличие от ведущей фуп кции, не имеет единственной н абсолютной достоверности и решающего значения, но учитывается больше как вспомогатель ная или дополнительная функция.
Почему же ведущая и вспомогательная функции различны? Дет | в том, что рациональная и иррациональная функции в одной пар! не соединяются. Рациональные и иррациональные функции раа дельны. Предположим, что ведущей функцией для данного чеши и • ка является мышление, а подчиненной окажется другая рационал i. ная функция, то есть чувствующая... Схема психической струи i v ры будет следующая:
288
Кто вы — экстраверт или интроверт?.
мышление
К
я
чувство
Если же ведущей функцией является ощущение, то подчинение n'i окажется интуиция. Обе функции — иррациональные.
ощущение
о я н о
интуиция
По той же логике вспомогательная функция всегда такова, что И природа, рациональная или иррациональная, отличается от ве-Ипцей функции. Например, чувство не может быть вторичной (т.е. ■Це одной ведущей) функцией, если в роли таковой уже утвердилось мышление. Обе эти функции рациональны. Мышление, если оно ■елает быть истинным и следовать своему собственному принципу, старается исключить всякое чувство.
Вторичная функция всегда поэтому является той, чья природа шлпчается от первичной функции, но не антагонистична ей. Иррациональные функции, стало быть, могут быть вспомогательными для одной из рациональных функций. Рациональные функции могут быть вспомогательными для одной из иррациональных функций. Если ощущение является ведущей функцией, интуиция не может быть вспомогательной функцией. Если интуиция оказываем ся ведущей, ощущение не может быть вспомогательной функци-гй. Дело в том, что ощущение фокусируется на внешнем мире, а ин-i унция "ощупывает" то, что происходит в мире внутреннем.
Ощущение поддерживается вспомогательной функцией мышлении или чувства, чувство всегда находит поддержку у ощущения или интуиции, а интуиции могут помочь чувство или мышление. Юнг
289
—------------------------------------_ Раздел Ш___________________________