ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3800
Скачиваний: 21
Среди прагматистов, судя по всему, было немало интуитивов и людей ощущающего типа. Во всяком случае, они не стремились во что бы то ни стало дать окончательные определения. Еще один пример. Я пригласил как-то одного психоаналитика почитать лекцию моим студентам. Этот человек оказался в известном смысле фанатиком идеи. Он бросился доказывать, что единственным стоящим ученым был Фрейд, все остальные — недоумки и неучи. Этот фанатизм произвел огромное впечатление на моих студентов.
В идеальном варианте экстраверты мыслительного типа могут стать государственными деятелями, адвокатами, антрепренерами. Они незаменимы в организации любого дела, будь то проект на бумаге, повседневная жизнь или деловая встреча. Владея хорошим чувством реальности, они вносят ясность в эмоционально запутанные ситуации. Эти люди знают букву закона, умеют применять правила в повседневной жизни. Они способны также развивать дальше науку.
Но если мыслительная функция активна на 300%, она может стать невротичной. Так рождаются религиозные фанатики, политические оппортунисты, зубрилы и педанты, строгие родители, за-
298
L___________Что мешает вашим мыслям и чувствам?------------------
раченные идеей "правильного воспитания", придирчивые учите-1Ш, не терпящие возражений. Мыслительные типы подчиняют себя и окружающих "интеллектуальной формуле", системе правил и принципов, которые становятся в невротическом варианте жестким кодексом агрессивной морали. Их девизы: "обязан" и "должен".
I и п питательная почва для появления брюзги, резонера, пустосло-i'.i и самодовольного критика.
§ 3. Подавленное интровертное чувство
Если ведущая функция экстраверта мыслительная, то подчиненная — интровертное чувство. Выходит, всякая деятельность, 111 к )Диктованная чувством—эстетический вкус, артистизм, дружес-кпе или эмоциональные отношения в семье — будут страдать. Ученица Юнга Мария-Луиза фон Франц описывает интровертное чув-| гво как "очень трудное для понимания".
Экстраверт, который крутится целый день на работе, отдает дань
■ ii и i (им идеалам, в то же время не способен выразить теплые глубо-кпе чувства жене, детям, близким. Чувство, оставаясь интроверт -Ш.1М, не направляется на объект. Это вовсе не означает, что мысли-1(11,11ый тип не испытывает эмоций или вовсе не имеет их. Речь идет
II другом. Чувства у него не дифференцированы, он не может выра-HI11, их адекватно. Австрийский поэт Райнер Мария Рильке напи-
■ л и такую строчку: "Я люблю тебя, но это не должно тебя трогать". Какая прекрасная формула интровертного чувства. Если меня лю-|щ г. то почему же меня это не должно трогать? Вспомните Пушки-
III Явас любил, любовь еще, быть может..." Здесьотомже:"... но iivi 1 ь оно вас больше не тревожит..." Чувство очень сильное, однако пни не направлено на объект. Оно скорее напоминает состояние и июбленности в себя самого. Вот: "я... любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим..." Тебя-то, дорогая, это не очень касается...
11осителей интровертного чувства считают холодными, неспо-
■ обными чувствовать глубоко. Но это ошибочно. Чувство целиком .innк'Т внутри них. "Я тебе ничего не скажу, я тебя не встревожу ни->iv п>..." Но нет оснований считать такое чувство проклятием. Оно порождает неназойливое чувство преданности. Такие люди не бро-|«ют друзей. А подарка к дню рождения от них ждать тщетно. Об ВТом они могут и не позаботиться, хотя в их душе живет нежность и
299
__________________________Раздел III__________________________I
верность. Но подчиненное чувство тоже может быть невротичным. Политик с подчиненной функцией чувствования может бессознательно проявить его в глубокой преданности стране, государству. Но это не помешает ему отдать распоряжение о бомбежке городов. Бессознательное и неразвитое чувство, отмечает Мария-Луиза фон Франц, носит варварский и самовластный характер, и поэтому из экстравертного мыслительного типа внезапно вырывается скрытый деструктивный (разрушительный) фанатизм.
Скрытые чувства мыслительных типов нередко бывают похожими на детские. Когда они уходят из жизни, обнаруживаются странные факты. Например, Фрейд в завещании просил не трогать ег~ архивов 60 лет. Когда в 1999 г. исследователи получили доступ к ег интимным тайнам, оказалось, что он всю жизнь любил сестру сво ей единственной жены. Такие люди пишут стихи незнакомкам, ко торых никогда не видели. Выражают трогательную любовь к мате ри. Но выясняется при этом, что их чувства никогда не выходят з пределы детских воспоминаний.
Французский философ Вольтер был типичным мыслительны типом. В эпоху, когда был востребован разум, он стал известны мыслителем, с которым мечтали познакомиться многие имениты люди. Он осуждал всякое неразумие, в том числе веру, любовь. О буквально изводил своим сарказмом католическую церковь. Он даж провозгласил лозунг: "Раздавите гадину!" Но в канун смерти он п-вел себя в соответствии со своим интровертным чувством. Он р шил принять причастие. Его разум отвергал религиозный опыт, н религиозное чувство пряталось в его интроверсии. Внезапный пр рыв подчиненной функции в сознании позволил восстановить ли ность, устраняя ее расщепленность.
§ 4. Как чувство может проявиться в сознании
В той степени, в какой мышление экстравертно, функция ствования остается инфантильной, подавленной, вытесненно Юнг отмечает, что если подавление успешно, то чувство исчез ет из сознания и на подпороговом уровне развивает свою де тельность, противоборствующую сознательным намерениям при известных обстоятельствах, достигающую таких эффекто происхождение которых представляется для индивида полне шей загадкой.
300
____________Что мешает вашим мыслям и чувствам?____________
Так, например, осознанный альтруизм пресекается тайным и скрытым от самого индивида самолюбием, которое накладывает печать своекорыстия на бескорыстные, по существу, поступки. Чистые, высоконравственные намерения могут привести индивида к критическому положению, в котором более чем вероятным оказывается, что решающие мотивы суть вовсе не этические, а совсем другие. Таковы добровольные спасатели или блюстители нравов, которые вдруг оказываются ищущими спасения или скомпрометированными. Их ненасытное стремление спасать, пишет Юнг, заставляет их самих прибегать к таким средствам, которые способны повести именно к тому, чего хотелось бы избежать. Есть экстравер-тированные идеалисты, которые так стараются над осуществлением своего идеала для блага человечества, что не боятся даже лжи и других нечестных средств... И все это по формуле: цель оправдыва-|-| средства. Только подчиненная функция, действующая бессознательно и вводящая в соблазн, может довести до таких заблуждений июдей, в других отношениях стоящих на высоте.
Подчиненное интровертное чувство обычно проявляется в со-и кггельной установке, которая более или менее безличностна. Об одной моей пациентке в дневнике другой написано: "Я похожа И снежную королеву. Холодная как айсберг". Мыслительный тип и.тлеется холодным. Таких людей вообще интересуют сами факты, нежели тот эффект, который их установка может произвести На других.
В невротическом варианте мыслительная функция рождает не-шшмательное, неэмоциональное отношение к близким, к собственным жизненным интересам. В этом случае чувства пытаются ком-11111сировать мыслительную установку. В результате чувства приоб-I" гают наполненность, глубину, но из-за неадекватности их выра-i 'пия проявляется мелочность, агрессивность, недоверчивость к
Ч'\ 1'ИМ.
Как уже отмечалось, поддерживающая мыслительная формула, i" и >рая имеет немалый положительный эффект, становится более «гс гкой и догматичной, фанатичной и упрямой. Она не способна к •>" щфикации. Известно, к примеру, как болезненно воспринял Фрейд те нововведения в психоанализе, которые предлагали его ученики. Австрийскому психиатру они казались ересью, отступни-I • ■ i ном. А между тем новшества обогатили психоанализ и придали 1Му еще больший резонанс.
301
__________________________Раздел III ,.
Мыслительное свойство может обрести религиозное качество абсолютизма. Юнг отмечает что тем самым формула становится религией, даже если она по своему существу не имеет никакого отношения ни к чему религиозному. От этого она приобретает и присущий религии характер безусловности. Она становится, так сказать, интеллектуальным суеверием. Но все вытесненные ею психические тенденции скапливаются в бессознательном, образуют там позицию и вызывают приступы (пароксизмы) сомнений. Обороняясь от сомнений, сознательная установка становится фанатичной, ибо фанатизм есть не что иное, как сверхкомпенсированное сомнение.
Такое развитие ведет в конце концов к преувеличенной защите сознательной позиции и к образованию противоположного бессознательного отношения, которое, например, в противоположность к сознательному к современной научности, сознательной точке зрения, оказывается крайне архаичным и суеверным.
В этом случае, предупреждают специалисты, сохраняется опасность полного коллапса сознательной установки. Нормальное, позитивное и творческое мышление экстраверта сопротивляется расстраивающим бессознательным факторам войти в сознание, но при этом оно становится инертным, вялым и склонным к регрессии, Сама интеллектуальная формула вырождается в интеллектуальный предрассудок, в суеверие, да и сам экстраверт оказывается замкнутым, мрачным, обидчивым педантом или в крайнем случае затворником и мизантропом.
Но и с интровертным подчиненным чувством происходят всякие преображения. Оно проявляется в липких, малоприятных и эксцентричных нормах. Экстраверт демонстрирует внезапные и необъяснимые вспышки любви. Он демонстрирует неистовую, дли» тельную "беспричинную" преданность. Логика совершенно отметается внезапными сентиментальными привязанностями или мистическими увлечениями. Это означает, что сознательный мыслитель ный процесс подвергся атаке со стороны плохо дифференцированного чувства.
§ 5. Экстравертный чувствующий тип
Ведущая функция
Прежде всего нужно нарисовать схему этого типа:
302
Что мешает вашим мыслям и чувствам?
Экстравертное
чувство (ведущая
первичная функция)
Интуиция (вспомо-i. цельная функция)
Ощущение
(вспомогательная
функция)
Интровертное мышление (подчиненная функция)
Раз речь идет об экстраверте, то опять приходится подчеркивать, ■но это чувство тоже направляется объективными данными, оно | 1.1/ )ается пребывать в гармонии с объективными ценностями. Это •iviictbo выражает себя так, как это принято в современном обще-i гне Сегодня ни одному экстраверту не придет в голову выражать • ной чувства, как это делали средневековые трубадуры или чувстви-Гельные "барышни-крестьянки"
Мы помним, что рациональная (мыслительная) функция опре-ИЛяет "что чего стоит". Означает ли это, что экстравертное чувство визируется на субъективных чувствах? Юнг считает что такое предположение относится только к интровертному чувству. Что же ка-гнется экстравертного чувства, то оно отделило себя, насколько это in i. 1можно, от субъективного фактора и всецело подчинило влиянию рбъекта. Даже там, где экстравертное чувство обнаруживает свою нмдимую независимость от свойств конкретного объекта, оно тем мг менее остается под обаянием традиционных или каких-нибудь цру гих общепринятых ценностей.
Представим себе тамаду который "согревает компанию", взяв Ми себя роль менестреля. Экстравертное чувство подскажет ему что 111 • ('ледует путать средневекового слагателя песен с тем, кто сегодня i и '/одерживает градус в компании. Показательны в этом отношении i цены из кинофильма "Осенний марафон", где иностранцу объяс-ииют, как должен вести себя "тестируемый".
Экстраверт чувствующего типа будет восхвалять современный mi >д11ьш роман или произведение живописи, потому что это согла-■ \ г гея с общественным мнением. Это ему принадлежит замечатель-
303
__________________________Раздел III________________________
ная фраза: "Вы уже смотрели такой-то спектакль? Обязательно по смотрите..." Почему нужно "обязательно" пережить те впечатления, о которых говорят другие, другим типажам непонятно... Но все это не означает, что чувствующий экстраверт притворяется, лицеме рит. Это можно назвать подлинным выражением чувства в экстра-вертной форме. Эмоции приспосабливаются к объективному критерию...
Юнг отмечает: 'Так, например, картина может быть назвали "прекрасной", потому что, повешенная в салоне и подписанная им вестным именем, она, по общему предположению, должна быть "прекрасной", или потому что, назвав ее "некрасивой", можно огор чить семью или счастливого владельца картины, или еще потому, что посетитель имеет намерение создать приятную атмосферу а для этого необходимо, чтобы во всем чувствовалось согласие и приязнь".
Чувствующий экстраверт, таким образом, исходит, как прави ло, из адекватной оценки внешних объектов и правильного отношения к ним. Мы обязаны этому типу тем, что в обществе поддерживается столь необходимое для его функционирования общее е/и i номыслие и единочувствие. Предположим, сегодня с утра заряди и дождь, погода не лучшая, настроение отвратное. Я вхожу в комнату и, обращаясь к присутствующим, заявляю:
— А погодка-то недурная, а? Вполне бодрящая... Многим так и хочется рубануть:
— Что в ней бодрящего-то, старый хрыч?
Но люди бессознательно понимают, что экстравертное чувство важнее, чем метеорологическая реальность. И мне отвечают в духе согласия:
— Действительно, бодрящая...
Представьте себе, что было бы в обществе, не будь экстраверт ного чувства. Никто "ни в жисть бы" не согласился, что у природ! л нет плохой погоды. Люди перестали бы поздравлять женщин с Меж дународным женским днем. Многие перестали бы ходить в оперный театр или в консерваторию, куда они мчатся, потому что "так при нято". Тамаду позорно прогоняли бы из застолья за то, что он несет околесицу ради общего веселья за столом. Сократилось бы число посещающих церковь. Люди перестали бы говорить о достоинствах покойников во время похорон. (Ведь нельзя же не помянуть человс ка.) На концерты ходили бы заядлые меломаны, а остальные перо стали бы считаться с общественными приличиями.
304
р ________Что мешает вашим мыслям и чувствам?____________
Экстравертные чувствующие типы — обычно люди добродушии, легко обзаводятся дружбой. Они являются ферментом всех компаний, легко добиваются своих целей. Такие люди быстро схваты-1цот, чего от них ждут окружающие, им не составляет труда получить одобрение, поскольку они сами буквально излучают доброже-Утельность и готовность сочувствовать. Мария-Луиза фон Франц i читает, что многие женщины принадлежат к этому типу, у них, как правило, счастливо складывается семейная жизнь, их окружает Масса друзей.
Именно о женщинах, носителях экстравертного чувства, пишет К )пг: "Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Это нигде не проявляется так ясно, как в так называемом выборе объекта любви: любят "подходящего" мужчину, а in- какого-нибудь другого; он является подходящим не потому, что in ишне отвечает субъективному скрытому существу женщины, — в П< >льшинстве случаев она об этом ничего не знает — а потому что он "I вечает всем разумным требованиям в отношении возраста, социального положения, дохода, респектабельности его семьи и т.д. Чувство любви у такой женщины вполне соответствует ее выбору. Чувство ее — подлинное, а не выдуманное, от "разума". Таких "ра-iy м 11ых" браков — бесчисленное множество, и они отнюдь не самые .....|\ие. Жены в этих браках бывают хорошими подругами своих муки ii и хорошими матерями, пока их мужья и дети сохраняют неизменным сам психический уклад общественной жизни".
Одна из моих пациенток долго обсуждает достоинства и недостатки своего мужа, а потом неожиданно произносит:
— В общем, не самый плохой вариант...
Представьте, какую приятную атмосферу создают вокруг экстраверты чувствующего типа. Это они помогают коллективу ощутить I о» it-единство. Это они звонят вам по случаю праздника или первыми спешат выразить сочувствие. Это они выражают общее мнение, НТО нам всегда хорошо вместе. Это они толкуют о пользе жизнера-| итого оптимизма.