Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3552

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свобода казалась таким безупречным понятием, кристально ясным. И вдруг обнаружились размежевания — свобода и своево¬лие, свобода и бунт, свобода показная и фактическая. А главное — совсем непонятно, что делать с этим благословенным даром. Депу¬тат Госдумы г-н имярек предлагает немедленно вооружить населе¬ние. Он даже ссылается на опыт Америки, где кольт служит надеж¬ным гарантом спасения. Известный писательна страницах толсто¬го журнала рассуждает: "Если я не имею права убить, какой смысл i <торить о свободе?.."

Мы осудили практику тоталитаризма. С горечью убедились и в i ом. что скороспелая свобода тоже может закрепостить человека. 11<>д видом демократии можно, оказывается, распоряжаться судь¬бами людей, обеспечить себе власть, уйти от ответственности. А ведь i к ■< ■; )то тот же самый "феномен своеволия", о котором так много пи-■ ИЛИ русские философы.

Своевольный индивид наших дней отказывается признать пра-|0, гели оно не выражает его вожделений. Он отвергает все, что не

24

25

Клиническая психология

соответствует его собственным жизненным установкам. В социаль¬ной организации такому индивиду грезится только насилие над ним. В чужой нации он клеймит "странные" обычаи и "чужую" кровь.

Грозят ли нам "оковы тяжкие"? Безусловно. Но опасность, как я думаю, вовсе не в укреплении порядка, государственности, ответ¬ственности, а в печальном опыте своеволия. В XX в. сделано весьма значительное социальное открытие: в основе тоталитарного обще¬ства лежит идея вседозволенности. Иначе говоря, любой деспотизм вырастает как логическое продолжение безбрежной свободы и вла¬столюбия. Своеволие растлевает все вокруг, выжигает почву, несет всеобщее уничтожение...

Осудив практику тоталитаризма, мы не сумели избавиться от "болезни своеволия". Свобода — нравственный императив. Она предполагает не только преодоление различных препятствий на пути человека, но и сознательное ограничение определенных порывов, ко¬торые могут обернуться несвободой для других. Ущемляя чужую сво¬боду, человек сам рискует оказаться в зоне дефицита свободы.

Киллер свободен пролить чужую кровь. Но и он не застрахован от погибели. Губернатор, научившийся "пропускать через демокра¬тию" собственные корыстные намерения, сам оказывается жертвой нечестной игры. Ректор, торгующий дипломами, рискует взять на работу дилетанта, который способен разорить его. Писатель, тос¬кующий по "законному" праву убивать, сам становится не инжене¬ром, а совратителем человеческих душ. Чиновник, пекущийся о взятке, разрушает государство, которое является гарантом его бла¬гополучия.

Трудно заподозрить Н. А. Бердяева в приверженности к автори¬таризму. Ведь именно он был ярким представителем персонализма в России, т. е. философской традиции, восславившей свободу чело¬века. Но он-то и писал о том, что личность перестает быть личнос¬тью, если превыше ее нет ничего... Духовный опыт человечества подсказывает: нередко реальная свобода рождается благодаря воз¬можности ввести ее в определенные берега...


***

Человек выломился из природного мира. Инстинкт уже перестал быть для него ориентиром надежного поведения. Поэтому человек вынужден заново приспосабливаться к реальности. Фрейд едва ли

26

_ Введение

первый в европейской философии создал модель "человеческой при¬роды". Философы пытались определить человека через различные признаки и свойства, которые ему присущи. Однако ни разум, ни воображение, ни телесность, ни социальность не определяют в пол¬ной мере человеческую природу. Она вообще определяется не через признак, а через человеческую ситуацию.

Над инстинктами человека надстраивается совокупность чело¬веческих страстей. Их множество. Они созидательны и разруши¬тельны. Любовь, властолюбие, фанатизм, вера и другие человечес¬кие страсти царят в человеческом обществе. Эрих Фромм дал инте¬ресную экспертизу экзистенциальной ситуации человека. Аналити¬ки рассмотрели различные страсти, которые "ведут" человека по жизни...

Замысел этой книги предполагает следующую структуру работы. Сначала речь идет о задачах и целях психологии, потом о формиро¬вании индивидуального характера и тех отклонениях, с которыми борется психолог. Третий раздел книги посвящен многообразию ха¬рактеров, и, наконец, речь идет о влиянии социума на характер.

27

ГЛАВ

ЗАЧЕМ НУЖЕН психолог?

§ 1. Инфантильные переживания

К практикующему психологу часто обращаются люди, которые хотели бы с его помощью разрешить собственные психологические проблемы. Пациенты рассказывают о своем смятении, о чувстве страха, о проблемах общения, о комплексе неполноценности, о слож¬ном, зачастую противоречивом восприятии реальности, других людей и самого себя, о психосексуальных трудностях. Пациенты ждут квалифицированной консультации, которая, как они счита¬ют, поможет им найти выход из запутанной ситуации, расширить возможности самопознания, преодолеть кризис, ощутить телесные радости, повысить собственную энергетику.

Пациент, сидящий напротив меня, наигранно весел и ироничен.

— Мне 33 года, — говорит он и понимающе улыбается, — воз¬

раст Христа. На худой конец, былинного богатыря. Трудовой книж¬

ки у меня нет. Да ее и не был о. Мои родители—люди небедные. День¬

ги есть... Мама относится ко мне так, словно я все еще несмышле¬

ныш. Следит за тем, как я одеваюсь. Зимой старается меня укутать.

Пытается угадать все мои желания. Нет, меня это не тяготит. Ско¬

рее — наоборот... Интересно, что женщины, с которыми я встреча¬

юсь, тоже проявляют ко мне избыточное внимание. Своего рода

опеку... Я люблю срывать цветы удовольствия. Разве не так говорил

незабвенный Хлестаков? Но порою я ощущаю горечь. Мне кажется,

что я умру в детской люльке. А ведь я уже не мальчик...

—У вас есть невеста?

— Что вы! Мои романы не продолжаются более двух-трех меся¬

цев. Знаете, я сейчас сам поразился. Продолжительность как бы


заранее отмерена. Сначала знакомство...

Зачем нужен психолог?

— Как это бывает?

— Где-нибудь в компании я выбираю возможную пассию. После

вечеринки я предлагаю женщине пойти ко мне и выпить чашечку

кофе. Спутница сразу дает понять, что поняла намек. Она остается

у меня и начинается роман...

— Что же его прерывает?

— Вскоре обнаруживается, что все темы обсуждены, и мы начи¬

наем толковать о том, что уже не имеет оттенка новизны. Допустим,

я подарил своей подружке букет роз. Она неожиданно заливается

слезами. Оказывается, это первые цветы в ее жизни. Мужу и в голо¬

ву не приходит, как она нуждается в таком изъяснении чувств. Од¬

нако, согласитесь, тема лепестков и колючек вскоре становится пре¬

сной. Я перестаю отвечать на телефонные звонки. Выражаясь про¬

сто, не открываю дверь... И в то же время во мне рождается тревога

в связи с предвкушением новой близости...

— Расскажите, если можно, о том, что страшит.

— Профессор, это нечто интимное. В первую ночь я постоянно

оказываюсь в ситуации конфуза. Вы понимаете, как мужчина... На

здоровье я не жалуюсь. Но это как рок. Есть еще одна странность. Все

мои женщины обычно старше меня на восемь лет. Сверстницы и ма¬

лолетки вообще меня не интересуют. В этом есть какой-то вызов при¬

роде. С некоторых пор я стал задумываться над этой странностью...

Малоискушенный читатель может подумать, что практикующий психолог легко и просто раскрывает любые тайны человеческой пси¬хики. Наука о душе развивается так стремительно, столько новых открытий и подходов. Однако любое знание оказывается абстракт¬ным при встрече с тайной внутренней жизни человека. Лично я, разматывая очередную клиническую историю, всегда испытываю растерянность. Если человек имеет обширные знания, это вовсе не означает, что он стал психологом. Важно уметь применить их... Най¬ти в них крупицу того, что значимо именно для этого конкретного случая. Об этом я постоянно говорю своим студентам...

Отчего мой собеседник, вкушая прелести жизни, ощущает го¬речь? Почему, не забывая о нежности, столь утилитарно относится к близким ему женщинам? Какая побудительная причина застав¬ляет его искать подругу, которая старше его на строго отмеренное число лет? Что за причина каждый раз приводит его к постоянным < ■ рывам? Наконец, можно ли, беря от жизни ее лучшие дары, почув-<• i вовать себя несчастным?

30

31

Раздел I

Социальный психолог, столкнувшись с историей, которую я рас¬сказал, может заметить: все ясно, инфантильная личность; жертва пагубного воспитания. Родители не подготовили сына к взрослой жизни. Он ведет себя как ребенок — в повседневной жизни, в любви и сексе. Социальная психология проявляет интерес к обществен¬ным, культурным факторам, формирующим поступки людей. В ча¬стности, думая об исповеди моего пациента, психолог может дей¬ствительно размышлять о степени социализированности данного человека: о том, насколько он приобщен к императивам, т. е. веле¬ниям современной культуры.


Иначе может подойти к проблеме, скажем, представитель ней-ролингвистической психологии. Возможно, он оставит без внима¬ния проблемы семейного воспитания. Нейролингвиста станут вол¬новать тайны бессознательного, тех слоев психики, которые не осоз¬наются конкретным человеком. Иначе говоря, он будет искать при¬чины поступков, о которых рассказывает пациент, не в сознатель¬ных мотивах, а в импульсах бессознательного, реагируя на ключе¬вое слово. Нейролингвист занимается вербальным (словесным) про¬граммированием. Психолог этой специализации станет искать та¬кие возможности воздействия на бессознательное, которые помо¬гут пациенту обрести психологический комфорт.

Но в рассказе пациента есть подробности, которые заставляют обратиться к его детству. Психоаналитик, последователь австрийс¬кого ученого 3. Фрейда(1856-1939)станет, судяповсему, искатьис-токи поведения пациента в его инфантильных (детских) пережива¬ниях. Дело в том, что психические травмы нашего далекого прошло¬го остаются с нами. Они оказывают воздействие на наше поведе¬ние, заставляя нас порой постоянно наталкиваться на одни и те же проблемы. Мы становимся заложниками детских впечатлений...

Возникает вопрос: если внутри психологии существует такое множество подходов (разумеется, мы назвали только некоторые из них), то в какой мере можно говорить о том, насколько психология может считаться строгой наукой? Иначе говоря, располагает ли со¬временная психология окончательным, выверенным, хорошо выс¬троенным арсеналом методик и практических навыков? Разумеет¬ся, как и всякая дисциплина, психология, несмотря на свои очевид¬ные достижения, далека от совершенства. Наука психология посто¬янно обогащается новыми знаниями. Что ни направление, то но¬вое открытие... Множится число методик...

32

Зачем нужен психолог?

Но где путеводная нить? Клинической психологией мы называ¬ем такую дисциплину, которая учит использовать разнообразные знания для конкретных терапевтических и иных прикладных це¬лей. Понятие клинической психологии близко к словосочетанию "медицинская психология". Оно обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, которая связана с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии человека. Человек — особый род сущего. Он во многом отличается от всех жи¬вых существ на земле. Он—животное, но в то же время и нечто иное, выделившееся из природного царства. Он наделен инстинктами, но руководствуется социальными, культурными ориентирами. У него есть разум, сознание. Но бессознательное играет огромную роль в его жизни. Человек рожден природой, но он живет в обществе. Че¬ловек способен к разумному, рассудочному поведению, но он неред¬ко демонстрирует безотчетные, слепые, импульсивные поступки.


Нередко людьми руководят предрассудки. Преуспевающий пред¬приниматель, устав от бесконечных семейных передряг, говорит жене: "Может, тебе посоветоваться с психологом?" Жена отвечает: "Это у тебя поехала крыша, ты и отправляйся к специалисту". Кста¬ти, само выражение по поводу сместившейся крыши принадлежит Фрейду. Но разве к психологу идут только те люди, в отношении ко¬торых стоит покрутить пальчиком у виска? Мы все считаем, что надо время от времени появляться у терапевта, гинеколога или зубного врача. Почему же возможность психологической консультации в сознании многих людей воспринимается как роковой и компроме¬тирующий шаг?

В первые годы советской власти в нашей стране, как и в других странах, создавались многочисленные психологические центры, консультационные пункты. Родилась психоаналитическая практи¬ка. Потом все это постепенно стало сходить на нет. Отчего же? Не¬которые специалисты говорят: после отмены нэпа (новой экономи¬ческой политики) в нашей стране стал исчезать средний класс, т. е. слой зажиточных людей, которые могли оплатить консультацию психоаналитика. Другие возражают: дело совсем не в этом: в стра¬не началось повальное увлечение техникой, возник революционный энтузиазм масс. Угас интерес к личным, сокровенным сторонам жизни человека. Личность стала ощущать себя частицей людских скоплений. Сугубо интимные индивидуальные проблемы отошли на второй план.

33

Раздел I

Можно, разумеется, назвать и другие причины. Психоанализ, например, как направление современной психологии был популя¬рен в России. Работал Институт психоанализа, издавались труды клас¬сиков психоанализа — 3. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга. Толковали о возможном соединении, синтезе психоанализа и марксизма. Однако это оказалось абсолютно невозможным. Дело в том, что тоталитар¬ный (деспотический) режим стремится к всеобщему контролю над жизнью людей. В истории, мы знаем, это нередко удавалось.

Однако есть одна сторона жизни человека, где такой контроль оказывается весьма затруднительным. Я имею в виду интимное, сексуальное поведение людей. Когда они приходят домой, опускают шторы, поди разберись, что там происходит. Вот почему любой то¬талитарный строй крайне подозрительно и агрессивно относится к проблемам любви и секса. Психоанализ абсолютно не совмещался с господствовавшей идеологией. Вот почему психоанализ в нашей стране вместе с психотерапией, т. е. исцелением, исчез.

Все это породило множество социальных и психологических

проблем.

На протяжении десятилетий люди не получали элементарных знаний, связанных с интимной жизнью. Разумеется, не было и ни¬какой помощи тем, кто в ней нуждается. Когда я начинал свою дея¬тельность как практикующий психолог, меня поражало, насколько люди неосведомлены в элементарных физиологических и психоло¬гических проблемах. Женщины стеснялись говорить о своих ощу¬щениях, об оргазме, о физической неудовлетворенности. Мальчики и девочки вступали во взрослую жизнь без минимальных сведений о ней.