Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3748

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегодня ситуация радикально изменилась. Женщины расска¬зывают о своих проблемах без тени смущения. Это, разумеется, от¬носится и к мужчинам. Девочки поражают своей осведомленностью. Однако меня не покидает ощущение, что чаще всего люди идут к психологу в связи с проблемами интимной жизни. Они говорят о своих разочарованиях, трудностях, тревогах. Они ищут пути к пол¬ноценной счастливой жизни.

Нет, психологические проблемы есть у каждого. Мы пережива¬ем множество невротических ситуаций. Иногда рождается ощуще¬ние, будто мы бьемся головой о стену. Пациентка поражается, что ее муж в третьем браке очень похож по своим привычкам на перво¬го. Такое впечатление, что ее преследует рок. В начале главы я рас-

34

Зачем нужен психолог?

сказал о человеке, у которого сложился своеобразный тип сексуаль¬ного поведения (об этом пациенте речь пойдет и дальше)... Предпри¬ниматель жалуется, что он многократно теряет собственный биз¬нес, создает его, удачно раскручивает, а потом неожиданно теряет. При этом он смутно чувствует, что дело не в обстоятельствах, а в каких-то тайнах его собственной психики. Молодые женщины, ис¬поведуясь, говорят о деспотичных мамах, которые фанатично навя¬зывают им правила жизни, ломают их жизни, полагая при этом, что надежно ведут их к счастью. Подросток жалуется, что не может влю¬биться: кажется, природа забыла вложить в него эту способность.

Но разве все это безумцы? Неужели говорить о своих пробле¬мах — это значит признаться в собственной неполноценности? Я упоминал здесь о разговоре предпринимателя со своей женой. Мне стоило большого труда показать им, что в помощи психолога они нуждаются оба. Элементарная неосведомленность в области пси¬хологии отравила им жизнь и поставила семью на грань катастро¬фы. К счастью, многие сегодня отказываются от предрассудков. Следить за состоянием своей души так же естественно, как поддер¬живать нормальное кровяное давление или заботиться о свежести собственного дыхания.

§ 2. Демон или святой?

Когда некто идет к практикующему психологу, он, естественно, создает определенный образ будущего собеседника. Нередко возни¬кает неоправданная идеализация психолога. Он воспринимается как чудодей, способный мгновенно разобраться в чужой проблеме И указать путь к немедленному выздоровлению. Сам психолог пред-i гавляется пациенту чуть ли не святым, давно, разумеется, изжив¬шим собственные неврозы.

Чиновник из Министерства общего и профессионального обра-И тания говорит: "Хотелось бы получить от вас учебник по психоло-1 ми. Но меня смущает, что вы человек ранимый, что-то у вас самого in вполне благополучно по части психологии". Не правда ли, хоро¬ший довод? Психолог, разумеется, не всеведущий и не святой. У него I СТЬ собственные личные качества, в том числе, скажем, повышен-пан чувствительность, эмоциональность или, наоборот, сдержан¬на ■ i ь переживаний. У психолога совсем не исключены и невроти-■II с кие реакции.


35

Акак же насчет: "врачу исцелися сам!"? Непреложное правило... Если психолог никогда не пытался использовать имеющиеся теоре¬тические знания для решения собственных проблем, так он и не психолог в полном смысле слова. Зигмунд Фрейд считал, что психо¬аналитик не имеет права заниматься исцелением, пока не пройдет курс индивидуального психоанализа, т. е. не разрешит собственных проблем. Иначе он будет привносить в целительскую работу груз личных неврозов. Допустим, в психике психолога остался след кон¬кретных детских травм, которые наложили отпечаток на его лич¬ность. Это лишит его работу необходимой чистоты.

Одна из моих студенток, получив диплом бакалавра, оказалась очень предприимчивой. Она начала принимать пациентов, ее биз¬нес был успешным. В приемной всегда толпились люди, в основном те, кто склонен к истерическим реакциям. Эти черты были прису¬щи и моей выпускнице. Словом, пациенты узнавали в ней родную душу и были безмерно довольны: как хорошо она их понимает. Так психолог и пациенты помогали друг другу взращивать истероид-ность. В нашей стране пока нет сертификации специалистов, но в западном мире такой психолог не получил бы разрешения прини¬мать пациентов.

Фрейд считал, что однократного индивидуального психоанали¬за недостаточно. Это процесс длительный. Наивно думать, что кто-то в состоянии достичь идеального психологического здоровья. Од¬нако надо научиться преображать свою личность. Расскажу, как я преодолел комплекс неполноценности, который был мне присущ. Я стеснялся публичных выступлений. Часто во время споров меня томила мысль, что, пожалуй, я мог бы внести некое разнообразие в дискуссию, но природная застенчивость мешала мне выйти на три¬буну. И вот когда я поехал на первый в моей жизни международный конгресс, взял с собой доклад, написанный на английском языке. Когда председатель назвал мою фамилию, я встал и в состоянии растерянности положил текст на кресло. Выйдя на трибуну, я обна¬ружил, что у меня нет в руках надежного подспорья. В состоянии сильного стресса я заговорил и вдруг почувствовал уверенность.

С тех пор я взял за правило не бояться таких ситуаций, посте¬пенно приучая себя к публичности. Теперь я не стану заложником собственной стеснительности в любой аудитории.

Здесь вовсе нет саморекламы. Я в меру невротичен, потому что, скажем, трудоголик. Однако, осознавая это, я выработал определен-

36

_ Зачем нужен психолог?

ные правила гигиены умственного труда. Они помогают мне спра¬виться со значительным объемом работы при минимальных пси¬хических затратах. Своим студентам я говорю: если психолог ни¬когда не занимался собственной личностью, ему трудно понять па¬циента. Можно сказать словами поэта Бориса Корнилова: это доро¬га ниоткуда в никуда...

И психолог бывает непонятен пациенту. Нередко слышишь, что на психологический факультет идут учиться всякие психопаты, а исцелители сами пребывают в выморочном состоянии. Пациент, как уже было сказано, хочет стремительного исцеления. Но это иллю¬зия. Представьте, человек на протяжении десятилетий нес на себе груз собственного невротизма. Он его наращивал, тетешкал, холил. Но вот наступил момент, когда пациент осознал подорванность сво¬ей личности. Он идет к психологу и ждет чуда. Если же этого не про¬исходит, пациент лепит из психоцелителя образ злодея, обманщи¬ка, профана.


Когда вы входите в кабинет психолога, вы накладываете ожида¬емый образ на конкретного человека. Вы полагали, что вас встре¬тит очаровательнаятчолодая девушка, которая, взяв вас за руку, поведет в страну Здоровья и Счастья. Но вас встретил, допустим, пожилой мужчина выше средней упитанности (нет, нет, читатель, вто не я !) с тоскливым выражением глаз. Вы мгновенно ощущаете . сбя польским шляхтичем, которого Сусанин хочет увести в лесную

чащобу.

Нередко пациент ведет себя так, словно хочет сказать: "Ты нехо¬рош, ты не хочешь помочь мне!" В таких случаях я говорю посети¬телям: "Я решительно ничем не могу помочь вам. Помочь себе мо¬жете вы сами, разумеется, при моем участии..." Нечего плодить ил-Оозии...

§ 3. Чем располагает психолог?

Может ли психолог оказать реальную помощь пациенту? Во-пер-111 ,i х, он обладает разносторонним знанием о механизмах человечес¬кой психики, о внутреннем мире человека. За столетия своего су¬ществования психология накопила немало ценных открытий. Не-I (едко, когда пациент рассказывает свою историю, вы мысленно ви-ш ге его своим студентом. Да, он нуждается порой в элементарном 111 и >гвещении.

37

Раздел I

Зачем нужен психолог?

Психолог имеет и практический опыт. Ведь к нему обращаются и другие пациенты. У психолога появляется возможность сравни¬вать проблемы, жалобы, ситуации и указать собеседнику на особен¬ности его переживания, его отношения к конфликту с самим собой и с другими людьми. Психолог может действительно дать дельный квалифицированный совет. В его распоряжении теоретический ма¬териал основных направлений современной психологии — бихеви¬оризма, гештальт-психологии, гуманистической психологии, пси¬хоанализа, трансперсональной психологии.

Нередко пациент направляется к психологу с уже готовой уста¬новкой. Ему хочется, чтобы психолог подтвердил его точку зрения, согласился с обоснованностью его притязаний. Бессознательно па¬циент ждет, что психолог скажет ему: "Ты прав!" Пациент может по¬лучить удовлетворение от беседы, если психолог вместе с ним по¬толкуете странностях других людей, их неадекватности, порочнос¬ти. Такое "согласие" нередко рождает у пациента ощущение, что он не зря обращался к психологу. Его внутренняя установка укрепи¬лась. Однако всегда ли это нормальный путь к разрешению конф¬ликта, к осознанию проблемы?

Во время психологической консультации психологу нередко при¬ходится разрушать ту установку, которая сложилась у пациента. Это может вызывать у собеседника отрицательную реакцию и чувство неудовлетворенности. Вот пример. Молодая женщина, пришедшая на консультацию, рассказывает о том, как ее потрясла измена мужа. Она объясняет психологу, что теперь все ее поступки продиктова¬ны одним желанием — отомстить мужу, причем месть мыслится ею не как одномоментный акт, а как никогда непрекращающаяся пыт¬ка изменника... Жить, чтобы мстить, видеть страдания мужа, его муки. Насладиться местью...


Может ли психолог "поддержать" эту исходную установку? Ско¬рее всего, нет. Любовь созидательна, а месть разрушительна. И ког¬да она становится главенствующим мотивом жизни — это может привести к катастрофе. Но как объяснить озлобленной, потерянной женщине, что ее решение непродуктивно, не может принести ей об¬легчения и уж, конечно, вряд ли будет содействовать совместной супружеской жизни? Фрагмент беседы.

Психолог. Муж — первый мужчина в вашей жизни?

Пациентка. Что вы, нет... Я рано начала половую жизнь. По¬том встретила своего Лешу. Мы решили пожениться, он ушел слу¬жить, но у меня тут появились поклонники... Нет, он не первый...

Психолог. Были ли у вас любовные связи, когда вы стали жить в браке?

Пациентка. Разные романы приключались... Но серьезной привязанности не было.

Психолог. Та женщина, которая увлекла вашего мужа, види¬мо, рассчитывала выйти за него замуж?

Пациентка. Что вы! В том-то и дело, что эта интрижка оказа¬лась для мужа просто приключением... Это меня и бесит... Просто так, ради забавы, изменить мне...

Приведенный фрагмент показывает, что пациентка в своем ис¬ступлении совершенно не замечает, что предъявляет максималис¬тские требования к мужу и совершенно исключает их по отношению к себе. Может быть, психологу следует в этом случае деликатно обра¬тить внимание собеседницы на некоторую рассогласованность в ее поведении. Что это — преувеличенное мнение о своей особости или просто неумение понимать психологические проблемы другого?

Практикующий психолог часто сталкивается с такой ситуаци¬ей. Пациент захвачен собственным горем, собственными пережи¬ваниями. Ему даже в голову не приходит поставить себя на место другого человека. Он совершенно равнодушен к чужим чувствам. Самое главное для пациента то, что ощущает он сам. Иногда совет i [сихолога подумать о чувствах того, кого пациент склонен обвинять, совершенно меняет оценку ситуации и позволяет разрешить про¬блему.

Вот фрагмент беседы. Девочка пришла домой поздно. Она была С близким другом, забылась, даже не позвонила домой. В квартире ома застала бледных, крайне встревоженных родителей. Отец встре¬тил ее гневом и даже ударил.

Пациентка. Я никогда не прощу ему этого... Я уже не малень¬кая. Да и время было еще не такое уж позднее...

Психолог. Но ведь родители волновались. Для них нарушение привычных правил — это потрясение. Наверное, они передумали in <■ iia свете. Звонили всюду... Стоило ли подвергать их таким пере-жиманиям?

Пациентка. Я уже не маленькая...

Психолог. А сама ты в этой ситуации, будь ты на месте отца, 11.11 с i ювела бы себя?

Можно теперь сделать обобщение. Психологическая консульта-1111111 физвана помочь пациенту осмыслить ситуацию. Рождение пси-

38

39


хологической проблемы — это, как правило, катастрофическое стя¬гивание сознания в одну точку. Пациент утрачивает способность понимать детали, осмысливать проблему в более широком жиз¬ненном контексте. Школьница получила двойку. Она расстрое¬на и идет домой в состоянии тревоги. Девочка знает, что ей вле¬тит от родителей и бабушка тоже не останется в стороне. Все это непереносимо для девочки. Она думает: "Прыгнуть бы сейчас с крыши". Момент — и нет никакой проблемы. Как легко можно вып¬рыгнуть из этой дурной ситуации!


Случаи самоубийства подростков из-за плохой оценки, неожи¬данной ссоры, крушения надежд, несчастной любви нередки. Но разве оценка, полученная на уроке, дороже самой жизни? Как по¬том будут мучаться близкие, думая об этой злополучной двойке, о своих неоправданных придирках! Самоубийство, повторим, это все¬гда критическое сужение сознания. Психолог нередко раздвигает представление пациентов о той или иной проблеме, обращает вни¬мание на обстоятельства, которые не приняты ими в расчет. Он, можно сказать, расширяет сознание.

§ 4. Невротическое самоощущение

Я сижу в коридоре и вижу, как мимо идут, обнявшись, парень и девушка. Для многих это обычная институтская картина. Для меня эта сцена полна глубокого смысла и значения. Еще недавно девуш¬ка была лесбиянкой. Сейчас после длительной терапии она вышла замуж. "Своим счастьем, — пишет она в дневнике, — я обязана пси¬хологу". Представьте себе — вы, психолог, начинаете работу с такой пациенткой...

Девушка часто после лекций старалась проехать со мной в транс¬порте хотя бы несколько остановок. Однажды она сказала: "Мне надо кое-что сказать вам. Но вы человек немолодой, и я боюсь, что вы меня неправильно поймете". Насчет того, что "немолодой", хочется возразить. Но, к сожалению, нечем... Я рассказываю об этом слу¬чае, чтобы показать, что арсеналом психолога может быть также обширный материал всей культуры.

Психологу часто приходится в беседе с пациентами пользовать¬ся примерами из далеких эпох. Американский психоаналитик Ка-рен Хорни (1885-1952) находилась под сильным влиянием амери¬канской культурной антропологии. Поэтому она всегда подчеркива-

40

Зачем нужен психолог?

ла, что одна и та же проблема может восприниматься в разных куль¬турах абсолютно по-разному. Скажем, в архаической культуре маль¬чик для того, чтобы состоялось его посвящение в мужчины, должен был снять скальпы с голов нескольких врагов. Представляете, в ка¬кую невротическую ситуацию попадал юноша, пока не удавалось выполнить задание. Живи он в наше время, никто не требовал бы от него злодейских убийств...

Хорни показывает: в античной Греции человек, который стре¬мился заработать больше, чем нужно для удовлетворения его по¬требностей, мог вызвать подозрение. Иное дело человек буржуаз¬ной эпохи. Он, например, испытывает недовольство собой, если ему удается зарабатывать только на проживание. Ведь нужно во что бы то ни стало приумножать капитал. Работать впрок. Обеспечивать ра¬стущие потребности. Американский исследователь Даниэль Белл на¬звал это "революцией растущих ожиданий". Помните шутку советс¬кой эпохи: "Писатель Н. получил гонорар за книгу и купил себе това¬ры второй необходимости". (Для тех, кто не жил в ту пору, напомним, что существовало словосочетание "товары первой необходимости".)