Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3556

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У Хорни есть работа, которая называется "Невротическая ситу¬ация нашего времени". В этой работе она показывает, что многое из того, что в одной культуре воспринимается как норма, в иной куль¬туре рождает невротическую ситуацию. Скажем, в викторианскую эпоху женщине в Англии считалось неприличным демонстрировать свою страстность, чувственность, выражать стоном удовольствие при половом акте. Ведь чистое, целомудренное создание не смело довести себя до оргазма. Мужчина по существу никогда не видел свою жену обнаженной, даже в ночной рубашке. Сегодня такие нра¬вы кажутся забавными, а ведь многие десятилетия они служили истоком для разнообразных неврозов...

Еще помнится время, когда девушка, потерявшая свою невин¬ность до брака, считалась "падшей". Ее травили, подвергали обще¬ственному осуждению. Теперь нравы стали гораздо более свободны¬ми. Одна из моих пациенток собиралась выйти замуж за американ¬ца. Они уже планировали уехать в Америку, но когда он узнал, что его невеста девственна, передумал. "Если здесь, в России, она ока¬залась невостребованной, — рассуждал жених, — какой смысл вез-III ее в другую страну".

Мало кого удивишь сегодня сексуальной перверсией (извраще¬нием). Когда на занятии я выполнял упражнение "Разговор сблиз-

41

Раздел I

Зачем нужен психолог?


ким человеком", один из моих студентов на вопрос: "С кем вы вели беседу?" — ответил, не смущаясь: "Со своим любимым". А вот и со¬временный анекдот: жених спрашивает у невесты: "Дорогая, у тебя до меня были мужчины?" Она отвечает: "Нет, милый!" Жених взды¬хает: "А у меня, к сожалению, были".

Теперь о моей студентке, которая призналась, что ей присущ лес¬биянский порыв. Она испытывает нежные чувства к другим девуш¬кам. У нее даже была длительная привязанность. Все кончилось разрывом. Девушка считала себя "преступницей", "уродкой". Ей некому было даже признаться в этом... Однако собственная нестан¬дартная ориентация тяготила ее...

Первая цель психолога — по возможности внушить девушке, что никакой трагедии в данной ситуации нет. Ведь если психолог ска¬жет, к примеру: фу, какая гадость, он углубит невротическое само¬ощущение пациентки и рискует потерять ее как собеседницу, кото¬рая ему доверилась. Не следует с самого начала драматизировать ситуацию.

Вот почему на первых сессиях (так в психоанализе называются встречи с пациентами) я старался показать девушке, что она не дол¬жна считать себя изгоем, ненормальной. Я рассказал студентке, что в античной Греции была поэтесса Сафо. Она жила на острове Лес¬бос, вот откуда название "лесбийская любовь". Никто не считает ее ущербной. Ее стихи о нежнейшей привязанности к подруге печата¬ют во всем мире. Важно понять себя и свои комплексы... Вот мы слу¬шаем симфонию П. И. Чайковского и испытываем безмерный вос¬торг. А ведь композитор выразил в ней свои рыдания по поводу люб¬ви к своему лакею...


Коррекция (исправление) сексуальной ориентации — процесс трудный. (Об этом пойдет разговор дальше.) Особенно если паци¬ент полагает, что ему и не нужна помощь в этом направлении. Но первоначальные экскурсы в различные культуры помогают психо¬логу установить нормальные контакты для последующей работы. Напомним, главное — "расширить сознание", т. е. создать более раз¬вернутое представление о характере невроза.

§ 5. Глубинная психология

Приведенные примеры показывают, что психологическое кон¬сультирование направлено на сознание пациента. В этом принци-

42

пиальное отличие работы психолога от практики психоаналитика. Психолог, как правило, не обращается к глубинным пластам психи¬ки, не учитывает опыт бессознательного в поведении человека. Это, как правило, рефлексивный, умственный способ воздействия. Ра¬зумеется, психоаналитик тоже пользуется методом аналитическо¬го, мыслительного постижения проблемы. Но объектом его иссле¬дования зачастую оказываются ситуации, проблемы, процессы, не осознаваемые пациентом.

Конечно, клинический психоанализ (т.е. целительская работа по методам 3. Фрейда) в конечном счете тоже метод психологического консультирования. Встреча с пациентом может затрагивать оба уровня психики — сознания и бессознательного. Одна и та же про¬блема может исследоваться с помощью обычной рефлексии и путем погружения в бессознательное. При обычном консультировании используется направленная суггестия (непосредственное внуше¬ние). Психоаналитик не стремится обнаружить скрытый смысл про¬исходящего в самом пациенте и вокруг него.

Философский психоанализ — это по сути дела теория, позволя¬ющая использовать специфические виды психотерапии (лечение психики). Психоанализ часто называют глубинной психологией. Так обозначается ряд направлений современной психологии, которая сделала предметом своего исследования глубинные пласты личнос¬ти, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются про¬цессам, происходящим на "поверхности" сознания.

Границы глубинной психологии не поддаются четкому опреде¬лению. Она охватывает разнообразные течения и школы (учения 3. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга, эгопсихологию, неофрейдизм). В трак¬товке мотивов поведения человека активную динамическую роль глубинная психология отводит бессознательным мотивациям, ко¬торые изучаются специфическими для глубинной психологии ме¬тодами (метод свободных ассоциаций, прожективные тесты, метод психо драмы).

Возникнув из потребностей психотерапии, глубинная психология сохраняет связи с медицинской психологией. Термин "психотерапия" появился в 1901 г. Обычно под психотерапией понимают набор про¬цедур, исполъзуемъ1хпрактикующимиспециалис1пами(врачами или психологами) для того, чтобы помочь пациенту справиться со своим психическим неблагополучием и специфическими психологическими и психосоматическими (психотелесными) симптомами.


43

Раздел I

Глубинная психология стимулировала развитие новой области медицины, рассматривающей значение психологических факторов в соматических заболеваниях (так называемое психосоматическое направление в медицине). Однако патологические состояния пси¬хики самой глубинной психологией трактуются не как болезни в обычном понимании, а как выражение общечеловеческих трудно¬стей и психических конфликтов, принявших лишь резко выражен¬ную открытую форму.

Сначала психоанализ и психотерапия существовали обособлен¬но, но с развитием кибернетики и системных представлений в пси¬хологии и медицине в начале 60-х годов оказалось возможным понимание и того, и другого в едином информационном про¬странстве. Сегодня можно говорить и о независимом росте пси¬хотерапевтического знания и о симбиозе (союзе) самых разных на¬правлений обеих областей. Попробуем проиллюстрировать это при¬мером.

§ 6. Психологическое консультирование

Молодая женщина на приеме рассказывает, что она вышла за¬муж за человека, который прежде был женат и имел ребенка. Сей¬час в новой семье подрастает дочка, а мальчик от первого брака бывает у них дома. Проблема заключается в том, что новая жена, т. е. пациентка, весьма болезненно относится к проявлениям мужчи¬ной нежности к сыну. Когда муж ласков и приветлив с мальчиком, она говорит ему:

— Что ты делаешь? Ведь у нас уже есть свой ребенок... Возьми

лучше дочку на руки, а этого оставь.

Разумеется, муж не может согласиться с женой. Он страдает от того, что чувствует свою вину перед мальчиком, пытается чаще бывать с ним, но для семьи это серьезное испытание. Моя пациент¬ка рассуждает:

— Мы живем неплохо. Муж — предприниматель. Одна морока в

семье — этот мальчик... В позапрошлом году мы отдыхали на Кана-

рах, муж зачем-то взял с собой сына. В прошлом году мы ездили в

Швейцарию, опять отдых не получился. Я хотела, чтобы мы были

вдвоем. Это так естественно. Но опять с нами оказался третий лиш¬

ний. Близится лето, и я с тревогой думаю о том, что муж в очеред¬

ной раз выкинет коленце...

44

Зачем нужен психолог?

Как может строиться в этом случае психологическое консульти¬рование? Во-первых, психолог может обратить внимание пациент¬ки на тот факт, что она сама была архитектором своего счастья и нынешнего дискомфорта. Когда у нее начался роман, муж был в браке и имел ребенка. Она сознательно сделала выбор. Строя соб¬ственную семью, пациентка должна была трезво оценить ситуацию, которую она сама же и создала.

Во-вторых, психолог может помочь пациентке ощутить не толь¬ко свои собственные проблемы, но и психологическое состояние мужа. Ее любимый человек страдает. Ведь ему не так просто выр¬вать из сердца первенца. Семья распалась, и отец лишен возмож¬ности свободно проявлять свои чувства к ребенку. Это немалое по¬трясение...


В-третьих, психолог может подсказать пациентке, что многие женщины были бы счастливы, если бы имели возможность вести такую роскошную жизнь. Семья не знает материальных трудностей. Разве женщина не понимает, что за обретенное счастье надо пла¬тить? Неужели мальчик—такая помеха для счастливой жизни? Ведь это родное дитя любимого человека. Наконец, хорош был бы муж, если бы, родив ребенка, начисто охладел к нему. Неужели это ее иде¬ал мужчины? Ведь такой мужчина может остыть и к их совместно¬му ребенку...

В-четвертых, психолог может указать пациентке на чрезвычай¬но интересную закономерность. Неприязненно относясь к мальчи¬ку, жена непременно перенесет бессознательно эти чувства и на мужа. Ведь они похожи. То, что ее раздражает в ребенке, будет вы¬зывать неприятные чувства и по отношению к мужу. Стоит объяс¬нить пациентке, что по ее вине новая семья тоже находится под уг¬розой распада. Незаметно для себя жена станет испытывать отри¬цательные эмоции в семейной жизни вообще.

Поле общения с пациенткой достаточно обширно. Но — обрати¬те внимание — речь все время идет о ситуациях и проблемах, кото¬рые можно обсуждать, подвергать суду сознания. Глубинные плас¬ты психики пока не приняты во внимание. Мы исходим из презум¬пции (предустановленной позиции), что можно воздействовать на сознание пациентки и убедить ее в собственном заблуждении. Да, можно понять горечь женщины, которая хотела стереть всякий след от прежнего брака. Но, пожалуй, путь, который она выбрала, при¬несет ей еще большие страдания. Надо менять позиции...

45

Раздел I

Почему же пациентка упорствует? Отчего доводы разума не ока¬зывают на нее воздействия? Что заставляет ее оценивать ситуацию, игнорируя все резоны? Вероятно, ответы на эти вопросы можно получить, обратившись к ее собственной судьбе, к ее внутреннему миру, к ее бессознательному. Как складывалась ее жизнь, когда она была маленькой? Какие впечатления детства оказались для нее зна¬чимыми? Не продиктованы ли ее жалобы собственными комплек¬сами? Здесь психолог, размышляя над этими вопросами, становит¬ся уже психологом-психоаналитиком.

Теперь позволительно вернуться к той клинической истории, с которой мы начали нашу главу. Помните мужчину, который строил свои любовные романы, выбирая женщин старше себя на восемь лет? Он рассказывает, что когда ему было семь лет, к ним в дом при¬шла его кузина. Она была старше его на восемь лет. В доме никого не было. Кузина разделась и позвала его. Он стал гладить ее по спи¬не, бедрам. Потом прикоснулся к гениталиям...

Первые психологические впечатления оказывают огромное воз¬действие на человека. Проходят десятилетия, но давние события продолжают оказывать влияние на человеческое поведение. При¬чем пациент зачастую даже не осознает этого. Более того, после от¬крытия тайны человек долго еще не видит очевидной связи между своими поступками и далекими событиями детства. Подумаешь, ре¬бенок прикоснулся к гениталиям девушки-подростка! Когда это было! А ведь в этот момент стал складываться тип сексуального по¬ведения моего пациента.


Став взрослым, он проявляет интерес только к тем, кто его стар¬ше. В каждой новой женщине он ищет собственную кузину. Тот пер¬вый опыт не был генитальным в полном смысле слова. Читатель, вероятно, догадался, отчего первая сексуальная близость с очеред¬ной женщиной заканчивается для него конфузом. Ведь это новая встреча с кузиной, которая спровоцировала генитальные ощуще¬ния, но ведь половой близости не было...

§ 7. Феномен бессознательного

Что должен знать пациент, который идет на сеанс к практикую¬щему психологу? Прежде всего то, что психика каждого из нас вклю¬чает бессознательное... Это кажется банальностью, однако многие трудности клинического психоанализа начинаются именно с это-

46

Зачем нужен психолог?

го. Пациент может иметь абстрактное знание о том, что Фрейд ис¬следовал бессознательное. Однако общее представление плохо вхо¬дит в сознание современного, особенно российского человека.

Мы живем внутри рационалистической традиции. Латинское слово ratio означает "разум". Еще в античной Греции родилось пред¬ставление о том, что именно сознание выделяет человека из живот¬ного царства. Homo sapiens — это "человек разумный". Однако не¬которым людям, например, африканской культуры такое представ¬ление показалось бы странным. Как утверждает сенегальский уче¬ный Леопольд Сенгор, огромное значение для африканца имеет пла¬стика тела, выразительность жеста. Общаясь друг с другом, люди этой культуры обмениваются не мыслями, а эмоциями. Меньше все¬го они считают разум главным достоянием своей культуры.

В европейской культуре от века к веку шлифовался культ созна¬ния, соразмерности, гармонии. Немецкий философ Фридрих Ниц¬ше, анализируя античную культуру, важнейший ее пласт связывал с богом Аполлоном. А ведь это олицетворение разума, рассудочнос¬ти, упорядоченности. Аполлоническая традиция — живой нерв за¬падной культуры.

Немецкий социолог Макс Вебер, сравнивая различные религи¬озные традиции, обнаружил интересную подробность. Допустим, буддийский монах уходит в отшельники. Он удаляется в пещеру и ведет аскетический образ жизни. Его поведение во многом спонтан¬но. Он, разумеется, соблюдает ритуалы, молится. Однако в его по¬ведении нет четкой регламентации. Он свободен от детальной при¬кованности к предустановленному порядку.

Иное дело, по словам Вебера, поведение средневекового отшель¬ника. Хотя он и живет в скиту, но четко выполняет предписанные правила, не отступает от деспотичной традиции. Именно в Европе родился феномен техники, возникла научно-техническая револю¬ция, информатика. Рациональность — это судьба европейской куль¬туры, писал Вебер.

Рассудочность постоянно теснит наше бессознательное. Мы ста¬раемся активизировать наш разум. Поэтому в повседневной жизни невольно утрачиваем ясность, что у нас есть бессознательное. Наше сознание методично, размеренно. Я рассказываю своим студентам, как трудно психологу прорваться к бессознательному, как рассудок постоянно накладывает путы на нашу психику Прошу студентов написать о своем первом сексуальном опыте. Речь, разумеется, не