Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3791

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В произведениях Эдгара По или Рустава Мейринка интуиция свободна от конкретного ощущения. Произведения настоящих фантастов одухотворены символикой и поэтому поддаются символической трактовке.

Человек может превратиться в насекомое, но — как это и получилось в известном литературном произведении — это не более чем иносказание. А нос коллежского ассессора, который отделился от своего хозяина? У Роголя это совсем не пиршество натурализма и <>!цущения, это своеобразная аллегория, фантастическое восприятие реальности. Конечно, вторжение интуиции далеко не всегда придает личности невротические черты. Личность может привлекать внимание именно ощущением несообразности, несовместимости. Наконец активная подчиненная интуиция способна вызвать и действительное духовное прозрение...

§ 5. Экстравертный интуитивный тип

Ведущая функция

Интуиция — это нечто вроде вдохновения, постижение истины Непосредственно, без участия сознания. Интуиция— это прямое пе-

321



__________________________Раздел III_________________________J

реживание действительности или, говоря словами Гёте, "откровение, развивающееся внутри человека". Интуиция близка состоянию вдохновения, духовного видения, откровения, которые коренятся и бессознательном слое психики.

Никто как будто не оспаривает сегодня тот непреложный фанi, что интуиция — благословенный человеческий дар. Однако в традиционной теории психических процессов она все еще выглядит вольноотпущенницей беспокойного рассудка. Об интуиции вспоминают, когда всепроникающий ум достигает пределов усталости, на» чинают обнаруживать себя неосознанно идущие мыслительные процессы. Такая интуиция оказывается востребованной. Подспудная работа сознания начинает плодоносить. Искра озарения венчает аналитическую работу интеллекта, демонстрируя неисчерпаемый потенциал размышления. Так разум берет на вооружение тончайшие механизмы бессознательного творчества, внезапного про

светления.

Однако интуиция является вполне самостоятельным средством познания. Интуиция обладает свойством одновременно оперировать огромными объемами смысловой информации. Иногда в созна ■ нии возникает какое-то полуосознанное представление. Откуда oi N приходит, трудно сказать. Но действие интуиции часто безошибоч но. Будучи экстравертным интуитивом я, например, обладаю безо шибочным кадровым чутьем. Могу рекомендовать человека на он ределенную работу, и он окажется там как влитой. Вот модель пси хической структуры экстравертного интуитива.

Экстравертная интуиция (первичная ведущая функция)

Мышление

(вспомогательная

функция)

Интровертное ощущение


Чувство(вспомогательная функция)

322

.Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?

У экстраверта интуиция также направлена на объект, на внешний мир. Меньше всего такой человек говорит о внутренних состояниях. Он способен "интуитивить" относительно событий, над-иигающихся на нас, и судеб людей. Юнг пишет: "В сознании интуи-i пиная функция представлена в виде известной выжидательной установки, созерцания и всматривания, причем всегда только пос-недующий результат может установить, сколько было "всмотрено" » объект и сколько действительно было в нем "заложено". Подобно Тому, как ощущение, когда оно является доминирующей функцией, Ие есть только реактивный, в дальнейшем безразличный для объек-|п процесс, но, напротив, есть некая активность, некое действие, Пошатывающее объект и придающее ему форму, так и интуиция не пп, только восприятие, только созерцание, но активный творчес-и и и процесс, который столько же вносит в объект, сколько извлекает из него. Поскольку он делает это бессознательно, то столь же бессознательно совершается некое действие в объекте".


В чем первичное предназначение интуиции? Она призвана ух-■Тить те аспекты бытия, которые не покрывается другими функ-пипми. У интуитива экстраверта есть способность прозревать не-■I i о, что скрыто за видимостью, внешним слоем. Там, где экстраверт ни пущающего типа видит лицо или вещь, интуитив прозревает душу. 1Ьсприятие интутива в известной мере символично, для ощущающего типа круг — это только круг, для интуитива — это идеальное представление о круглом, куда нельзя ступить, купол неба и прочее. Однажды в ученом совете по проблемам зарубежных идеологических течений проходило собрание, на котором обсуждалось планиро-Пание нашей работы на десять лет вперед. С докладом выступал зам-Нредсовета, он же и энтузиаст идеи долгосрочного планирования. Во ирсмяперерываясказал коллегам: "Ребята, а ведь докладчик собирается увольняться". "Да что вы? — возразили мне коллеги. — Разве вы не слышите, как он говорит о наших перспективах?"

Через две недели после собрания докладчик подал заявление о переходе на новую работу. Потом оказалось, что он получил предложение о новой должности, но чтобы все это не выглядело дезертирством, докладчик затеял собрание на тему долгосрочного планирования. Он словно хотел убедить нас: вот, мол, хотел быть с вами на иски вечные, а получилось, что приходится уходить. Моя интуиция "просекла" этот хитроумный замысел. Люди такого типа часто иетречаются среди бизнесменов. Но кто еще может догадаться, как

323

Раздел III

нужно перестроить производство. Многие журналисты тоже обла-1 дают интуитивным чутьем. Толковый издатель тоже способен ута-1 дать будущий спрос. Таким умением обладают биржевые брокеры,] Среди ученых тоже немало интуитивов, которые начинают искаты разгадку там, где никто не ищет... 1

Творчество — это глубинная потребность человека. Но это и божий дар. Общество не может существовать без прорыва в будущее. Экстраверт интуитивного типа может угадать, какое будущее у того' или иного художника. Творческие люди чаще всего бывают интро-1 вертами. Они целиком поглощены творчеством и мало заботятся о судьбе своих произведений. На помощь им приходит экстравертный интуитив. Мне нередко удавалось обнаружить дарование тех людей J которые не вызывали особого интереса у окружающих. Фон Франц подмечала:" Интуиция может функционировать, только когда вещи| рассматриваются издалека или когда они находятся как бы в тума-1 не; чтобы извлечь из бессознательного определенное предчувствие,] надо прищурить глаза и не всматриваться в факты с близкого расстояния. Если разглядывать вещи слишком подробно, то внимание! фокусируется на самом факте и предчувствие не может вырваться из бессознательного. Вот почему интуитивам свойственны неточ*] ность и туманность суждений".


§ 6. Невроз функции

Когда я, интуитив, вхожу в свой домашний кабинет, я вынужден быть предельно внимательным. Не исключено, что жена повесила Я кабинет новые шторы или положила другой ковер на пол. Я, увы,| могу этого не заметить. Мой психический мир отстранен от конкретности обыденной жизни. Но ведь я могу заслушать гневную фи«] липпику: "Что ты за человек такой, не видишь, что у тебя под носом J Я так долго выбирала шторы, а ты..." Разумеется, я стараюсь улуч4 шить свою ощущающую функцию, но это все равно не избавляет меня от неприятностей. Вот я приглядываюсь к пациенту и мне ка« жется, что его галстук не гармонирует ни с рубашкой, ни с пиджа» ком. Я робко спрашиваю его об этом. Стоит ему сказать убежденно; что я ошибаюсь, и я ему поверю. Но он неожиданно произносит: "■ торопился и схватил первый попавшийся галстук". Нет, насчет ощу" щения — это не мое. Всю жизнь хочу приспособить себе бабочку, НО все никак не могу уйти в эту подавленную ощущающую функцию,

324

Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?_________

Экстравертный интуитив мало внимания уделяет своим физическим потребностям. Он не замечает усталости. Только в состоянии изнеможения он способен обратить внимание на то, что выдох-гн. Он не замечает, что проголодался. Экстравертная ситуация по-I гоя нно нацелена на новые возможности. Интуитив устремлен в бу-дущее. Он поэтому мало увлечен настоявшим. Интуитиву быстро наскучивают "вещи как они есть".

Окружающим людям интуитив-экстраверт кажется чрезвычайно мнительным. Это и понятно. Он предчувствует, как будут разви-МПЪся события в тот момент, когда окружающим ничто этого не предвещает.

Они, естественно, поражены и, не видя реальных опасностей, и новы упрекнуть интуитива в излишней озабоченности. Но вот на радокс, когда интуитивное пророчество сбывается, когда обнару-рквается его провидческая способность, это тоже мало кого забо-i m: Ведь реальность становится фактом. Прогноз оказывается банальностью, которая сейчас понятна всем.

У меня есть друг, который прекрасно ориентируется в политической ситуации. Он мыслительный тип и всегда может основательно аргументировать свой прогноз. Его экспертизы мыслительно Пеаупречны, детальны. Он показывает: ситуация сложилась так, что события предопределены, но его прогнозы никогда не сбываются. Жизнь хитрее разума. А его прогноз лишен интуиции. Какой-ни-Пудь пустяк способен изменить ситуацию и разрушить ценность прогноза.

Обычно сбываются мои прогнозы. Мне иногда в шутку говорят: 11авел Семенович, не прогнозируйте..." Это меня щадят, они хотят i казать: не каркайте... В свое время я в период демократического налета прокукарекал, что демократы, которые тогда находились на i ребне событий, обязательно проворуются. Меня назвали в близком кругу жертвой коммунистической пропаганды. События развивались именно в той последовательности, как я предрекал. Даже те же ища, которых я называл, попались первыми. Но это ведь интуитивное прозрение, кто ему поверит? Нужны факты, мыслительные ар-|ументы. Интересный пример бессознательного феномена при-мпдит Мария-Луиза фон Франц. Речь идет о бизнесмене, который организовал множество зарубежных фирм. Он был весьма удачлив: мнимался спекуляциями, которые были связаны с золотодобывающей промышленностью, бизнес его не был криминальным или


325

Раздел Ш

нечестным. Он всегда точно знал, куда нужно вложить деньги, не знал финансовых провалов и крепко держал бизнес в руках.

Неожиданно ему стал постоянно сниться бродяга в грязпоп одежде. Так заявило о себе интровертное ощущение. Но что хотел этот персонаж? Фон Франц навела своего клиента на мысль погош > рить с бродягой в режиме активного воображения. Бродяга объяе нил бизнесмену, что это он наслал на предпринимателя симптом м, которые заставили того обратиться к аналитику. Тогда клиент спр<) сил, что нужно делать. Бродяга ответил, что раз в неделю бизнес мен обязан одеваться таким же бомжом, гулять с ним за городом и внимательно слушать все, что он скажет.

По совету аналитика бизнесмен стал совершать длительные прогулки по кантонам Швейцарии. Он останавливался в бедных отелях, где никто не мог узнать его. В эти месяцы бизнесмен получил множество необычных впечатлений. Он общался с природой, на блюдал восход солнца, видел цветочек в расселине скалы. Все это потрясло его душу. Те симптомы, которые беспокоили его, оконча

тельно исчезли.

К сожалению, бизнесмен пренебрег советами аналитика. Он основал три новых фирмы. Общаться с бродягой было некогда. Неприятные симптомы возвратились. Он возобновил прогулки, опятьна ступило облегчение. Затем интуиция подсказала ему, что можно ку пить маленькую ферму и обзавестись лошадью. Он истово ухазкп вал за лошадью, она стала его лучшим помощником. Зато предпр 11 ниматель обрел душевный покой.

§ 7. Подчиненная функция

Именно подчиненная функции может служить дверью, черв которую можно проникнуть в глубинно-бессознательное. Названный клиент через контакт с природой и лошадью преодолел требовании своего сознания. Уход за лошадью стал для названного человека первой персонификаций коллективного бессознательного. Пациеш воспринял лошадь не как символ, а как конкретное животное... J Когда преобладает интуиция, это означает, что мышление ичун ства в определенной мере подавлены. Зато другая иррациональна»! функция, ориентированная на физическую реальность, пределыт далека от сознания, мало доступна ему. Юнг пишет: "Ощущение нарушает ясное непредвзятое наивное восприятие; его назойливы?

326

________Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?_________

чувственные раздражения направляют внимание на физическую поверхность, именно на те вещи, за которые интуиция пытается проникнуть. Так как интуиция при экстравертной установке направляется преимущественно на объект, то она, в сущности, очень приближается к ощущению, ибо выжидательная установки, обращенная на внешние объекты, может почти со столь же Польшой вероятностью пользоваться и ощущением. Но для того чтобы интуиция могла осуществиться, ощущение должно быть в шачительной степени подавлено. Под ощущением я в данном случае понимаю простую и непосредственную физиологическую it психическую данность. Это важно с самого начала отчетливо установить, так как если спросить интуитива, как он ориентируется, тот начнет говорить о вещах, которые, как две капли поды, похожи на ощущения. Он будет даже пользоваться словом "ощущение".И действительно, ощущения у него есть, но он ориентируется не по ним самим — ощущения являются для него лишь точкою опоры для созерцания. Они выбраны им на основании бессознательной предпосылки".


Там, где ощущающий экстраверт ищет жизненной реальной под-минности, интуитив-экстраверт мечтает постигнуть широкий el 1ектр возможностей. Скажем, если два человека — ощущающий и интуитивный вошли в комнату, которая только что сдана строителями, первый мгновенно увидит трещины, неисправность крана, плохо встроенный замок. Интуитив лее увидит эту комнату в будущем, обставленной мягкой мебелью, оклеенной модными обоями. ()щущающий тип видит только то, что находится перед ним. Интуитив же разглядит многое такое, чего ощущающий тип не может нообразить. Ведь этого еще нет в реальности. Стало быть, осматри-иая квартиру, полезно соединить усилия интуитива и ощущающего экстраверта.

Так как экстравертная интуиция ориентируется на объект, то иаметна сильная зависимость от внешних ситуаций, однако род этой зависимости вполне отличается от зависимости ощущающего типа. Интуитив никогда не находится там, где пребывают общепринятые реальные ценности, но всегда там, где имеются возможности. У него Тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Он никогда не находится в условиях устойчивых, издавна существующих И хорошо обоснованных, имеющих общепризнанную, ноограничен-I ную ценность.

327

Раздел III

Юнг отмечает: "Поскольку он всегда пребывает в поисках нови Ц возможностей, то в устойчивых рутинных условиях он рискует задохнуться. Правда, он очень интенсивно берется за новые объек ты и пути, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но как толь ко размер их установлен и уже нельзя предвидеть в дальнейшем их значительного развития, так он тотчас же хладнокровно бросает их, без всякого пиетета и, по-видимому, потом даже не вспоминает I них. Пока существует какая-нибудь возможность, интуитив прико ван к ней, как бы силой рока" .

У интуитива способность к суждению выражена недостаточно, так как зрелое суждение возникает из хорошо развитой мыслительной и чувствующей функции. Но крайне выраженные интуитивы находят явные влияния своих мыслей и чувств—как своих собства i ных, так и других людей. Как интуитив я могу, к примеру, изложить конкретную ситуацию (событие, диалог) с массой фактических по грешностей. Зато моя притча окажется значимой, несущей какой то неожиданный смысл. Однажды я видел, как больного повезли Ж операцию. "С Богом!", сказали ему сопалатники. "К черту!" отозвал ся тот, разом перепутав все жанры. Интуитив способен почувство вать комизм этой ситуации.

Когда ориентация экстраверта-интуитива направлена на людей, то легко обнаруживается его прогностическое чутье. ГЪворят, что такие индивиды могут быть хорошими свахами. Я полагаю, не толь ко: они способны удачно расставлять кадры, заботливо их выращи вать. Личности такого типа зачастую начинают дело с нуля и оставляют его на пороге успеха.

***

Бессознательные интуитивы имеют некоторое сходство с бессоз • нательным ощущающего типа. Мышление и чувства у него сравни тельно вытеснены и образуют в бессознательном инфантильно архаические мысли и чувства, сравнимые с таковыми же у проти воположного типа. Они проявляются также в форме интенсивных проекций и оказываются столь же нелепыми, как и проекции ощу щающего типа. Но только они лишены мистического характера. I) большинстве случаев они касаются конкретных, квазиреальных вещей, как-то: сексуальных, финансовых и других предощущений, например, предчувствия болезни.