Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3789

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

328

Что ограничивает ваши ощущен^^

Вопросы для повторения

Каковы особенности ощущающего экстраверта?

В чем проявляется невроз его ведущей функции?

Как ведет себя интуиция ощущающего экстраверта?

Что происходит, когда она врывается в сознание?

Почему настоящая фантастика символична?

Каковы особенности экстраверта-интуитива?

В каких сферах жизни можно встретить экстравертных интуи-тивов?

Почему интуитив не видит ничего под носом?

Как ведет себя подчиненная функция экстраверта-интуитива?

В каком смысле интуиция и чувство экстраверта кажутся близкими?

Упражнение 1

Проверим ощущение

Один из членов группы садится спиной к другим участникам эксперимента. Психолог задает вопросы.

Во что одет сегодня Михаил?

Есть ли у него галстук?

Как сегодня причесана Мария?

Что у нее в ушах? Есть ли украшения?

Каков стиль одежды у Сергея? Есть ли вообще какой-нибудь I гиль?

Упражнение 2

Подчиненная функция

Чтобы обнаружить подчиненную функцию, группа задает одному из ее членов вопросы:

Что является для вас самым большим несчастьем?

Что доставляет вам наибольшие страдания?

Когда вы чувствуете, что бьетесь головой о стену и испытываете ■ |дс кие муки?

Что у вас всегда не получается?

В каких случаях вы чувствуете себя круглым идиотом?

Чему бы вы хотели научиться у других людей?

329

ГЛАВА 4

Как вы скрываете свои --------мысли и чувства?--------

§ 1. Интровертный мыслительный тип

Ведущая функция

Интроверт в отличие от экстраверта ориентирован на внутренние личностные факторы. Человек такого типа говорит: "Я знаю, что отцу понравилось бы, если бы я поступил на стоматологичес кий, но я решил стать юристом". Или: "Я вижу, что погода портится, но я буду все равно действовать как задумал". Этот тип никогда не путешествует ради удовольствия, а всегда с заранее обдуманной идеей. Он всегда доказывает, что все, что он делает, основано на его собственных решениях и убеждениях. Никто, как он считает, никог да на него не влияет. Он не стремится к тому, чтобы кому-то понра виться или примерить чье-то мнение.

Это вовсе не означает, что иитровертное сознание мало осведом лено о внешних условиях. Нет, просто внутренние, субъективные: факторы для него важнее. В то время как экстраверт реагирует на то, что приходит субъекту от объекта, интроверт связан главным образом с теми впечатлениями, которые вызваны объектом у субъекта, его интересует внутренняя реальность.

Юнг пишет: "Интроверт не идет вперед, не приближается, он как будто находится в постоянном отступлении перед объектом. Он держится в стороне от внешних событий, не вступает в них, сохраняет отчетливую неприязнь, как только оказывается среди большого количества людей. В большом собрании он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем многолюднее коллектив, тем сильнее возрастает его сопротивление. Он ни в малейшей степени не стремится быть "с ним" и не проявляет никакого радостного энтузиазма от людской сплоченности".


330

_________Как вы скрываете свои мысли и чувства?____________

Вот почему мышление в интровертной установке ориентировано прежде всего субъективным фактором. Концентрируется мыс-ми тельный процесс на конкретных или абстрактных объектах. Но мотивация исходит изнутри.

Вот модель его психической структуры.

Иитровертное мышление (первичная ведущая функция)

Ощущение (вспомогательная функция)

Экстравертное чувство (подчиненная функция)

Иитровертное мышление не обусловлено ни непосредственным переживанием, ни общепринятыми представлениями. Выходит, оно не логично? Почему же? Просто в качестве мотивов, двигающих рассуждение, выступают не внешние директивы, а собственные соображения. В кинофильме "Мы из Кронштадта" набирают отряд добровольцев, которым, возможно, суждено погибнуть. Одного матроса спрашивают:

— В партии состоишь?

— Нет, — отвечает тот.

— Почему? — следует вопрос.

— По некоторым соображениям ума.

Вот это "по некоторым соображениям ума" хорошо выражает иитровертное мышление. Внешние факты не являются причиной И целью этого мышления. Конечно, интровертный мыслительный тип пытается придать своему мышлению именно такой вид. Но на (■; i мом деле это мышление начинается в субъекте и приводит обратно к субъекту, даже если он делает широкие экскурсы в область ре-ильных фактов.

В этом мышлении нет примата факта. Новые идеи возникают изнутри, из субъективных размышлений. Именно такое мышление

Интуиция (вспомогательная функция)

331

__________________________Раздел III___________________________

выдвигает вопросы и теории, открывает перспективы и направляет взор вглубь. К фактам оно относится сдержанно. Оно принимает их в качестве иллюстрирующих примеров. Однако они ни в какой мере не преобладают. Факты привлекаются только для доказательств, но никогда не ради них самих. Для этого мышления факты имеют второстепенное значение, а преобладающую ценность имеет для него развитие и изложение субъективной идеи, изначального символического опыта, который более или менее туманно вырисовывается перед его внутренним взором.

Иначе говоря, там где экстравертное мышление истово и непосредственно добывает факты ("факты — воздух ученого"), а затем обдумывает их, интровертное мышление обращено прежде всего на; прояснение идеи или даже самого умственного процесса и лишь потом на его практическое применение. Классический пример — философия Канта. Этот мыслитель создал естественнонаучную картину мира, ориентируясь менее всего на унте известные факты. Ом весьма последовательно продумал саму идею.

В науке всегда существует разделение на теоретиков и практиков. Интровертные мыслители склонны быть теоретиками. Интенсивность, напряжение, сила и энергия — вот их цель, а не экстенсивность, не распространение. Многие ученые всю жизнь продумывают одну идею. Например, Эрих Фромм в своей первой книге "Бегство от свободы" изложил всю совокупность выношенных им идей. Все его остальные книги — это последовательное развитие однажИ


ды сформулированных идей.

Фон Франц так описывает мыслительных интровертов: "В науке существуют люди, которые постоянно пытаются помешать сво- i им коллегам потеряться в экспериментах, которые время от времени стремятся вернуться назад, к основным понятиям, и спрашива-1 ют, а что же в действительности мы совершаем на своем умственном пути? В физике обычно есть один профессор практической фи-1 зики, а есть другой — физики теоретической, один читает лекции 0] камере Вильсона и организует эксперименты, а другой размышляет о математических принципах в теории науки".

Мне самому пришлось как-то участвовать в полемике с двумя докторами физико-математических наук, которые, выступая в "НГ-ч наука" утверждали, что древние греки напрасно потратили столькв столетий на философию, вместо того чтобы заниматься эксперимеч i тами. Вот физика шагнула бы вперед! И тут от имени мыслитель-

332

Как вы скрываете свои мысли и чувства?

пых интровертов, которым я лично не являюсь, пришлось объяс-11ять, что прежде чем заняться экспериментами надо было выработать для начала хотя бы общие понятия пространства и времени, догадаться, что в основе всего мироздания находится атом ...

Мыслительные интроверты пытаются установить везде порядок, причем это касается всех проявлений жизни. Они искренне по-Щгают, что начинать надо с того, чтобы устранить неразбериху в i (>лове. Нужно прежде всего отдать конкретное предпочтение облюбованным идеям, очистить мозги от хаоса, докопаться до истины. Философия, как известно, занимается изучением логических процессов человеческого мышления. Интровертное мышление здесь |сегда в спросе.

Интроверты мыслительного типа охотно занимаются редактированием. Особое внимание они обращают на то, чтобы каждая ИЫсль была основательно прописана. Иногда две фразы поставлены рядом, но они не вполне монтируются, потому что между ними ■ ■и, некоторый разрыв мысли. Такие скачущие несовпадения при-• v i ци интуитиву. Он как бы оставляет читателю возможность домыс-iи 11,, дофантазировать движение мысли. Интровертного мыслители такое изложение не устраивает. Он непременно восстановит не-ю1-тающие интеллектуальные предпосылки, логические связки. I ■ ни такой редактор станет работать над причесыванием литера-I i того произведения, то он особое внимание обратит не на дета-|И, не на своеобразие содержания. Его усилия будут направлены на 11Тобы выстроить все художественнее произведение, придать ему

ГрОЙНОСТЬ...

§ 2. Невроз функции

^И 1 [оскольку интроверт мало интересуется внешними фактами, он (исполняет это работой фантазии. Иногда интроверты создают такие теории, которые как будто связаны с реальностью, но на самом i и являются продуктом их субъективней ориентации. Такое мыш-нпше привязано к внутреннему образу. В науке, в творчестве, в по-11с.вной жизни такие люди мало интересуются мнениями других. ' 1увство у интровертного мыслительного типа экстравертно. Как И V лкстраверта-мыслителя, у него можно обнаружить сильное, пре-Мм 111 юе и теплое чувство. Различие же проявляется в том, что у мыс-fHt\vльного интроверта оно направлено на конкретные объекты. По-


333

мните цитированные строчки Рильке (экстраверт-мыслитель): "Л люблю тебя, но это не должно тебя трогать". Как это могло бы выг-1 лядеть в интровертном варианте: "Я люблю тебя, и это тронет тебя, I я добьюсь того, что это тронет тебя". И стихи Пушкина "Я вас лю бил. Любовь еще, быть может..." в интровертной версии звучали бы I иначе. Там не было бы: "Но пусть она вас больше не тревожит, я не хочу печалить вас ничем..." Следовало сочинить что-то вроде: "я ваг ] любил, продолжаю любить, но не может быть, чтобы моя неразде- ] ленная любовь оказалась вам безразличной".

Чувства интроверта мыслительного типа и экстраверта-мысли­теля в чем-то схожи. Им присуще черно-белое видение мира. Их чув­ства руководствуются принципом: "черное или белое", "все или ни­чего", "любовь или ненависть". Чувство интроверта может быть от­равлено воздействием других людей, общей атмосферой. И в том и в другом варианте подчиненное чувство в значительной степени прилипчиво. У экстраверта к этому добавляется еще и скрытая пре -данность, которая может длиться бесконечно. Это что-то вроде: "Я буду любить вас целую вечность, и только когда закончится эта веч­ность, я уйду к другой женщине"...

Чувство у интроверта не бывает скрытным. Такой человек н| станет прятать свою привязанность. Девушка будет охотно цело­ваться со своим избранником при всех, может быть, даже сядет ему на колени. Хорошо охарактеризовала такое чувство Мария-Луиза фон Франц: "Оно имеет также сходство с вязким потоком чувстн эпилептоидной личности и обладает чертами липкой, собачьей про данности, которая далеко не всегда приятна, особенно самому объек ту привязанности. Подчиненное чувство интровертного мыслитель ного типа можно сравнить с потоком извергающейся из вулкана го­рячей лавы, движущейся со скоростью, не превышающей пяти мет­ров в час, но уничтожающей все на своем пути".

Однако эта привязчивость — не лицемерие. Она обладает под линной искренностью и теплотой. В такой любви нет ни умысла, ни расчета. Зато много бескорыстия. Еще раз процитируем фон Франц: "Интровертный мыслительный тип будет делать все для человека, которого любит, но выразится это в примитивней форме. Подчинс] i ное чувство этого типа напоминает львицу, испытывающую удовол i. ствие от игры с детенышем. У нее нет никаких скрытых намерений, кроме самой игры, но она трется, мурлыча, о его лапу, или покусы вает; или награждает его таким сильным пинком, что тот, кувырка-

334

Как. вы скрываете свои мысли и чувства?.

и I.. надает, после чего она облизывает его мордочку. Но в этом нет никакого расчета; это чистое проявление чувств, подобное тому, i и трое выражает собака, виляющая хвостом! Именно отсутствие i ■ и ■ 1ста в чувствах домашних животных глубоко трогает людей".

§ 3. Подчиненная функция


Мыслительному интроверту трудно выразить свои чувства. Вот


и пушка разговаривает с любимым. Он спрашивает ее, удастся ли

увидеться после разлуки. Эмоциональный тип ответил бы сра-

конечно, поскольку это отвечает его желанию. Мыслительный

пи роверт произносит: "Это зависит от тебя". Элемент рассудочно-

I и снижает накал чувства, не позволяет ему проявиться в непос-

■ гвенней, искренней форме.

11оскольку чувство у мыслительных экстравертов и интровертов

щфференцировано, то оно и нерасчетливо. Они всегда вклады-

>т в чувство частицу себя, однако при этом не могут правильно

11 ггь о том, где и как может по-разному проявляться чувство. Одна

И i моих пациенток рассказывала на сессии, что ее муж весьма хо-

и н, неэмоционален. В ответ на проявление эмоций всегда стара-

ни пошутить, отстранить от себя. Женщина очень страдает от

того, ей кажется, что муж не умеет любить...

I la самом деле ситуация выглядит совершенно иначе. Ее муж ■ .1 дает дифференцированной чувствующей функцией. Он умеет ||р< >являть эмоции. Когда жена плачет, он обнаруживает нежность, |сшает и ласкает ее. А шутит он потому, что хочет как-то снизить || жат экзальтации, столь типичной для мыслительного интровер-каковым и является моя пациентка. Ее муж умеет различать эмо-111 и шальные проявления. Бывает ласков, но бывает чуть-чуть иро-Ничен... Жена же, обладая примитивным чувством, ранима. Ейка-1 < я, что любая ирония при выражении чувств неуместна. Поэто-• )i ia считает своего мужа неэмоциональным, не понимающим ее

.....кую душу. Но аналитик вынужден обратить ее внимание на то,

11' i именно ей нужно правильно оценить ситуацию, которая сложи­лась в их семье.

Один мой знакомый писал рассказы. Он хотел стать писателем ' i i. глее занимался в студии писателя Леонида Жуховицкого. Пронз­им 1ия моего знакомого были всегда хорошо сколочены, обладали придуманным сюжетом. Все требования писательского ремесла

335

Раздел III__________________________.

были в них соблюдены. Однако они не оставляли эмоционального впечатления. Чувство в них отсутствовало. Я сказал своему коллеге: "Чтобы стать писателем, вам нужно испытать сильное жизненное потрясение..."

Он ответил: "Типун вам на язык". Типичная реакция подавленного чувства. Представьте себе, молодому Льву Толстому предсказывают: "Ты, Левушка, поедешь в Севастополь, там будут идти сражения. Ты увидишь смерть, мучения людей, боль и страдания. Ты будешь рассматривать сапог с оторванной ногой, чтобы понять дух войны, дух смертельной агонии. Потом ты станешь великим писателем"...

Мог ли Лев Толстой, выслушав эти провозвестия, сказать: Типун вам на язык"? Вряд ли. Кстати, мой знакомый стал не писателем, а известным политическим экспертом. Однажды он мне сказал: "Стоило ли два года ходить в студию, чтобы на исходе услыша 11. те же самые слова, которые вы мне сказали, когда я только начаи заниматься там?" Я сказал это в качестве интуитива, а мой знак<> мый, располагая подавленным чувством, пожелал мне лихоманки