ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3793
Скачиваний: 21
312
Что мешает вашим мыслям и чувствам?
1а столом? Нравится ли тебе еда? С кем разговариваешь? Охотно или тебе не хочется отвечать на расспросы? Пора в школу. Тебя по-исдут или ты пойдешь один? Может быть, за тобой зашел мальчик. Вы идете вместе. Как его зовут? Что вас связывает с ним? Нравится ли тебе погода в этот день? Какие дни ты любишь? Солнечно? Пас¬мурно?
Вовремя ли пришел в школу? Какие чувства ты испытываешь? Кого встречаешь? Как выглядит школа? Класс? Парта? С кем ты
сидишь?
Нравится ли тебе сосед, соседка? Что ты делаешь на уроке? Слу¬шаешь? Разговариваешь? Читаешь книжку? Рисуешь?
Перемена. Что ты делаешь? Стоишь? Бегаешь? Как ты резвишь-
i и? С кем ты играешь?
Теперь ты дома. Кто тебя встречает? Чем ты занят? Кто позвал
Гсбя на улицу? Как ты готовишь уроки?
Ужин. Кто с тобой за столом? Какие чувства вызывают у тебя 11 и люди? Что ты им рассказываешь?
Поздно. Ты опять в кровати. Есть ли рядом с тобой игрушка? К. 111 ие чувства ты испытываешь? Как ты засыпаешь?
313
Г1 Л ABA 3 ЧТО ОГРАНИЧИВАЕТ ВАШИ 1 -----ОЩУЩЕНИЯ И ИНТУИЦИЮ?-----
§ 1. Экстравертный ощущающий тип
Ведущая функция
С одной из моих давних знакомых мы неожиданно заговорили о счастье:
— Что толковать, — произнесла моя собеседница, — счастье — вообще чрезвычайно редкая вещь. Скорее всего, это просто миг, кот да вы ощущаете полное блаженство. Лично я была по-настоящему счастлива, когда поехала в Египет, и вот однажды нас привезли к памятнику. Я положила руки на камень и подумала: "Боже мой, н4 верное, на эти камни клал свои руки Тутанхамон"...
Не правда ли, классическое выражение ведущей ощущающей функции? Разве мог бы мыслительный или чувствующий тип воскликнуть: "Когда я обнял дорические колонны, я вдруг ощутил тот миг блаженства, который можно назвать счастьем"...
Вот как выглядит психическая структура такого типа.
Экстравертное ощущение (первичная ведущая функция)
Чувство(вспомогательная функция)
Мышление
(вспомогательная
функция)
Интровертная интуиция (подчиненная функция)
314
Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?
Экстраверт всегда ориентирован на внешнюю среду. Но у ошу-III п< >щего типа мы видим это в предельной степени. Экстраверт пре-■ I • и но укоре! ien в реальности. Вот мы сажаем студента или студен-I ку спиной к группе и спрашиваем, кто сегодня как одет? Так вот, и i граверт ощущающего типа способен поразить воображение. Он И i и.шает цвет, фасон одежды каждого, о ком мы спрашиваем, не п 11, и гускает детали прически, внешнего вида, украшений. В экстра-н. |) гном ощущении субъективный компонент заторможен или вов-
•' иытеснен.
Одаренность экстравертного ощущающего типа проявляется в in кобности ошущать объекты внешнего мира и взаимодействовать i i и 1 ми конкреп 1ым практическим образом. Экстраверт такого типа 111 и -красно знает марки машин, моду, различает украшения, цветы, i )и вообще мастер подмечать детали. При этом он сам выискивает •' объекты (имеются в виду люди, одежда, жизненные ситуации), 1 орые возбуждают у него самые сильные ощущения. Юнг пишет: "Поскольку объекты вызывают ощущения, они счи-i потея значительными и, насколько это вообще возможно при по-■ 11'детве ощущений, всецело воспринимаются в сознании, незави-• имо от того, подходящи они, с точки зрения разумного суждения, и ш нет. Единственным критерием их ценности является та сила "Шущения, которая обусловлена их объективными свойствами. 11' ледствие этого все объективные процессы вступают в сознание, i и и кольку они вообще вызывают ощущения.
Однако в экстравертнойустановке только конкретные, чувствен-н" коспринимаемые объекты или процессы вызывают ощущения, ^^■Ири том исключительно такие, которые каждый повсюду и во все 111 к- мена ощущал быв качестве конкретных. Поэтому индивид ори-i и i пруется по чисто чувственной фактической данности".
Помните известный пример, когда на Международном психоло-пг кском конгрессе был поставлен эксперимент. В зал, где проходили > заседание, вбежали негр и клоун. Они устроили потасовку, потом 111» дседательствующий попросил свидетелей эпизода описать его. • жлзалось, что многие отчеты имели мало общего с самим событием. Лишь немногие описали происшествие с детальной точностью. М< окно полагать, что чисто фотографическое восприятие помогло в i. 1111 юм случае ощущающим экстравертам описать все доподлинно. 11омню такой эпизод. Мы, группа советских философов, при-• пли в Монреаль на Международный философский конгресс.
315
Раздел III
Многие из нас задали десятки вопросов организаторам форума: где будет проходить сам конгресс, как проехать к этому месту, где можно посетить выставки. Тут возмутился один из членов нашей делегации:
— Пэспода, — застонал он, — ведь вам дали карту, там все обозначено...
Ощущающие экстраверты легко ориентируются в незнакомом месте, уделяют повышенное внимание быту, обставляя его. Они не забывают о назначенных встречах, они не теряют ключей, помнят о том, что надо закрыть трубу в печи, не забывают погасить свет на ночь, не бывают небрежны в одежде, любят копаться в земле, наводить порядок в доме. Причем получают удовольствие от самого процесса. Такой человек трет раковшгу, чистит обувь, рассаживает цветы по горшочкам...
Экстравертов ощущающего типа много среди инженеров, пред принимателей, альпинистов, атлетов, дворников, поваров. Для достижения значительных результатов нужны обширные практичес кие знания. Такой человек не перепутает шерсть с шелком, гравий с песком, естественную кожу с искусственной. Внешняя сторона жизни для них чрезвычайно важна. Они стараются одеваться безупречно, по моде, следят за тем, чтобы одежда соответствовала стилю и возрасту. Приглашая гостей, они безупречно сервируют стол, выставляют хорошую еду и вина. Они любят вечеринки и возможности новых ощущений.
Юнг подмечает: "Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и, по возможности, насладиться. Это человек не лишенный любезности, напротив, он часто отличается отрадной и живой способностью наслаждаться; по временам он бывает веселым собутыльником, иногда он выступает как обладающий вкусом эстет. В первом случае великие проблемы жизни зависят от более или менее вкусного обеда, во втором они при надлежат к хорошему вкусу.
Если он ощущает — то этим все существенное для него сказано и исполнено.
Для него ничего не может быть выше конкретности и действительности, предположения, стоящие за этим или выше, допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущения. При этом совсем не надо, чтобы они усиливали ощущения только в приятном смысле, ибо человек данного типа сластолюбец, он не только жела-
316
_______Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?--------------
наиболее сильных ощущений, которые согласны с его природой, н всегда должен получать их извне".
§ 2. Невроз функции
Когда ведущая функция эксплуатируется на 300 %, возникает евротическое состояние. Представьте себе двух любовников ощу-;ающего типа, которые в постели рассказывают друг другу об ана-омических или физиологических особенностях своих предыдущих ексуальных партнеров. В этой ситуации мыслительный тип чувствовал бы себя дискомфортно, а чувствующий человек был бы бли-ок к помешательству. Но для людей ощущающего типа это есте-твенно...
Окружающим ощущающие типы кажутся бездушными. Кажет-я, они целиком заняты своими ощущениями от уборки, от станка, т земли, от украшения быта. Но когда погоня за ощущениями становится для человека самоцельной, проступают неприятные черты такого типа. В вульгарном варианте такие люди становятся грубыми искателями удовольствий. Применительно к мужчине Юнг описывает это так: "Насколько необходимым становится тогда для него объект, настолько же объект обесценивается, как нечто, суще-с твующее в себе самом и через себя самого. Объект подвергается иопиющему насилию и выжиманию, ибо ощущающий экстраверт I юльзуется объектом вообще лишь как поводом для ощущения. Связанность с объектом доводится до крайности. Но тем самым и бес-(ознательное лишается компенсирующей роли, вынуждается к крайней оппозиции. Прежде всего заявляют о себе вытесненные интуиции и притом в форме проекций на объект".
Проекции рождают разного рода абсурдные подозрения, про-Оулсдается ревность, возникает чувство беспокойства, особенно если и дело включается сексуальность. Исток этих проекций — в подав-JK1 шых подчиненных функциях. Экстраверт ощущающего типа демонстрирует бессмысленные предположения, догадки. "Возникают < лмые причудливые предчувствия, — пишет Юнг,— если речь идет о сексуальном объекте, то большую роль играют фантазии ревнос-ш и состояния страха. В более тяжелых случаях развиваются разного рода фобии и в особенности симптомы навязчивости.
Патологические содержания имеют заслуживающий внимания характер ирреальности, нередко с моральной или религиозной
317
Раздел III
окраской. Развивается мелочная — до смешного — мораль и примитивная суеверная и магическая религиозность, отбрасывающг назад к диким ритуалам. Все это вытекает из вытесненных, менее дифференцированных функций, которые в таких случаях резко противостоят сознанию и проявляются тем ярче потому, что они, по-видимому, бывают основаны на нелепейших предположениях, я полной противоположности с сознательным чувством действитель-J ности. В этой, второй личности вся культура чувств и мышления оказывается извращенной в болезненную примитивность, разум становится умничаньем и расходуется на мелочные различения! мораль оказывается праздным морализаторством и явным фари-| сеиством. Религия трансформируется в нелепое суеверие; а интуи* ция, этот высокий человеческий дар, вырождается в надоедливые вмешивания в чужие дела, в обнюхивание каждого угла, и вместе! того, чтобы двигаться вширь, вся культура чувства и мышления опускается на самый низший уровень человеческой посредственЯ ности".
§ 3. Подчиненная функция
Интуиция у экстравертов ощущающего типа полностью отсутствует. Для них это просто мир безумных фантазий. Я рассказывал о молодой женщине, которая призналась, что наибольший миг счаЛ стья она испытала, когда положила руки на камни. Но ведь это онЛ рассказывала мужчине, с которым ее прежде связывали близкие отв ношения. Однако ее интуиция не подсказывает ей, что она нескольв ко бестактна. Если бы ее интуиция не была подавленной, она сказав ла бы примерно так:
— Счастье — вообще редкая вещь. Я сейчас не говорю о i наших с тобой прошлых отношениях. Но лично я была по-настоящему счасЯ тлива...
Экстравертный ощущающий тип называет все, что хоть как-то приближено к интуиции, идиотским воображением, поскольку этв не имеет отношения к реальности. Я говорю своей жене (она у меня классический ощущающий тип): "Стоит ли сейчас заниматься еЯ роремонтом в квартире? Вот грянул дефолт, вообще неизвестно, ЧТШ будет". Жена, увлеченная процессом переделки квартиры, отвеча ет: "Когда совсем не будет денег, тогда и будем принимать решение", В обостренном варианте ощущающий тип подозрительно относит-
318
________Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?--------------
in ic мышлению. Ведь уход в абстракцию — это неправомерное заб-игние реальных фактов. В качества примера Мария-Луиза фон 11 > | >анц ссылается на своего школьного учителя естествознания. Залипать ему вопросы, касавшиеся теории, было бессмысленно. Он начли; ш это уходом в абстрактное мышление и говорил, что нам сле-;i,v< "г придерживаться фактов —- наблюдать за червяком и изучать, i. не он выглядит, а затем нарисовать его; или смотреть в микроскоп
I описывать то, что мы видим, это и есть настоящее естествознание, а все остальное — фантазии, теории и вздор.
Ощущающему типу неприятно все, что можно назвать догадкой и пи предчувствием. Природа его прозрений, если они и случаются, подозрительна и гротескна. Фон Франц называет такую интуицию i к >хожей на собаку, которая обнюхивает мусорные ведра. Здесь возможна даже мания преследования. Будучи точным, когда речь идет
II фактах, ощущающий экстраверт становится носителем меланхо-1НП, мрачных чувств и подозрений.
Но если подчиненная функция врывается в сознание, она демон-i i рирует поразительные феномены. Так, ощущающий экстраверт мо-РГГ рассказать удивительные истории о привидениях и призраках. 11< ■ г i отчего неожиданного в том, что ощущающий экстраверт может и' i [ >уг обнаружить увлечение эзотерикой, оккультными учениями.
Люди практического склада неожиданно обнаруживают склон-нос ть к экзотическим верованиям. Так случается из-за архаическо-i о характера их подчиненной интуиции. Помню, меня пригласили '| >п: тки г.Дубны выступить перед ними с лекцией. Вот чего я совершенно неожидал, так это множества вопросов, касающихся мисти-чегких учений. Впрочем, в этом соединении практицизма и зага-11' шости нет ничего парадоксального. Не случайно один из запад-м i .1 \ авторов Майкл Талботт написал прекрасную книгу о мистициз-К Впрочем, книга так и называлась: "Физика и мистика".
§4. Интуиция против ощущения
Дело было в начале июня. Мне позвонила какая-то женщина из I ергиева Посада. Она была очень взволнована и настаивала на немедленной встрече. Я пытался выяснить, что произошло, но таин-I i пенная незнакомка отвечала как-то странно: "Яне знаю... Яощу-щ. но в себе нечто необыкновенное. Мнекажется, что если мы неуви-IIIiмся, произойдет нечто неслыханное..."
319
___________________________Раздел III__________________________
Я был в институте занимался своими делами. Рде-то через три часа появилась женщина, одетая со вкусом, хотя и не по городской моде. В руках у нее была корзина с черешней. Мы прошли в кабинет. Она поставила на стол корзинку и предложила мне угоститься. Я взял несколько черешен, стал есть, полагая, что посетительница первая заговорит о своих необыкновенных впечатлениях. Мы немного помолчали, потом вдруг женщина сказала: "А чего, собственно, я приехала?"
Такой реплики я не ожидал абсолютно. Я пытался вернуть ее к впечатлениям, которые вынудили ее более двух часов ехать в электричке.
Оказалось, что с утра у нее действительно были необыкновен ные ощущения, но они куда-то исчезли. В ходе беседы оказалось, что эта женщина — ощущающий экстраверт. Она пережила мощную атаку подчиненной функции. Ее захватил мир бессознательного, который потряс ее личность Она действительно пережила потрясение. Ей открылись новые чувства. Она осознала неотложность нашей встречи. Но за время поездки ее ощущающая функция одержала победу над подчиненной. Черешня вернула ее к реальности, напомнила о каждодневных фактах.
Ощущение вошло в свое обычное, заурядное русло. И сам повод поездки, и случайное переживание стали казаться ей далекими.
Подчиненная функция может полностью зажать личность. Мария-Луиза фон Франц рассказывает об одном энергичном подряд чике, который был ощущающим экстравертом. Он заработал огромное состояние, поскольку был практичен. Однако он строил уродливые дома. Зато удобства в домах были превосходными. Это нравилось людям, и они поступались эстетическими соображениями. Этот человек был хорошим лыжником, прекрасно одевался, увлекался женщинами и обладал изысканной чувственностью, которая свойственна экстравертным ощущающим типам. Он попал в руки женщине интуитивного типа лет на двадцать старше его. Она представляла собой буквально фантастическую материнскую фигуру и ко всему прочему чудовищно толстую.
Как подчеркивает фон Франц, эта женщина жила в воображаемом мире и была абсолютно не способна поддерживать себя материально. Так возник союз, в котором мужчина зарабатывает деньги, а женщина вносит элемент фантазии. Фон Франц для подтверждения факта, экспансии интуиции приводит научно-фантастичес-
320
,________Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?_________
кий рассказ об ученом, который изобрел аппарат для депортации. Человек мог быть дематериализован в Цюрихе, а затем вдруг материализоваться в Нью-Йорке. Изобретатель сначала экспериментировал на пепельницах, а затем перешел на мух. На первых порах произошло несколько сбоев, но потом с мухой все получилось. Изобретатель решил испробовать аппарат на себе. Но получилось так, что он вышел из аппарата с головой огромной мухи. В отчаянии он просит жену убить его, и жена это делает. После смерти и похорон мужа жена сходит с ума и ее отправляют в сумасшедший дом. Затем находят муху с человеческой головой. Родственники помещают ее в спичечный коробок, который кладут на могилу. 11адпись на могиле гласит, что умерший был героем и жертвой науки. Не правда ли, довольно натуралистический сюжет? Здесь подчиненная интуиция принимает форму ощущения, муха представляет собой подчиненную функцию, которая совмещается с сознательной частью личности. Сошедшая с ума жена ловит мух, надеясь найти ту, которая может оказаться частью ее погибшего мужа. Автору, по замечанию фон Франц, следовало бы освободить свою фантазию от влияния экстравертного ощущения.