ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3797
Скачиваний: 21
Это они создают кассы взаимопомощи и профсоюзной поддер-1.НИ. Это они приходят к вам домой, когда вы заболели. Они звонят i" i >иыми, узнав, что от вас ушел муж.
Все это не следует оценивать как лицемерие. Чувствующие эк-l i раверты именно искренни. Они на самом деле переживают эти (Моции. Они практичны настолько, что наделе помогают вам, и не
305
Раздел III
только абстрактной доброжелательностью. Чувствующие экстра-верты способны на жертвенность. Обычно они сохраняют дружбу на протяжении длительного времени, так как все нуждаются в "ви< тамине радости и добродушия".
§ 6. Невроз чувства
Однако мы все время подчеркивали, что каждая функция, если она действует на все 300 %, может привести к невротической ситун ации. Кроме того, известно, что от длительного "употребления" фуж кция "стачивается", "израбатывается". Начинаются психологичен кие сбои. Вот мы слушаем тамаду и у нас возникает чувство разоча^ рования. Ведь он всегда считался душой компании, острил, смешил всех простенькими шуточками. Но это! Его веселье кажется наигранным, шутки плоскими, а сквозь бодряческий тон проступает усталость. Да, ведущая функция явно изработалась.
Классическим воплощением экстраверта чувствующего типа можно считать конферансье. Вот он выходит лучезарный на сцену и бодро (так надо) сообщает нам, что этот зал наполнен каким-то удивительным теплом, которое, как он догадался, источают зрите-ли, эти самые дорогие существа. Но там за сценой толпятся актеры. Они очень волнуются и тоже хотят как можно быстрее одарить зад пламенем своих сердец. Итак, зачем же медлить? Сейчас конферансье объявит, что концерт начинается...
Трудно себе представить концерт, который не скреплялся бы этим "бодрым трепом", этими общими формулами, которые как раз и ведут концертную цепочку. Но вот вы уже начали уставать от этого бесконечного тепла, которое так и льется со сцены в зал, а из зала — на сцену. Вы уже догадались, что сейчас скажет про любовь этот специалист разговорного жанра, поскольку сейчас бу« дет петь прима. Да, экстравертное чувство далеко не всегда снай» перски точно и мощно...
Опасность для экстраверта с ведущей функцией чувствовании! состоит в том, его радарная настроенность на объект, на традиционные общепринятые стандарты лишает его субъективности. 0|J становится заменяемым. В конце концов этот прошлогодний анек« дот, предваряющий тост, может произнести и другой человек. И это однажды всех насмешившее "Салам алкоголейкум" может выкрикнуть любой из захмелевших. И вовсе не обязательно тамада...
306
|___________Что мешает вашим мыслям и чувствам?____________
Когда экстравертное чувство лишается уникального, личностного, оно теряет свою прелесть. Оно оказывается бессознательным 1111 юсительно скрытых самоцентрированных мотивов. Чувство вяз-|ц i n предлагаемых обстоятельствах. Сердечное выражение чувств v 11 мчивает свою подлинность. Жесты становятся механическими, и поведении проступает театральность.
В нашей стране был замечательный театральный и телевизионный критик. Он написал книгу о телевидении, которая сегодня I' и сматривается как классика. И вот он передает впечатление от одного выступающего на телеэкране. Речь оратора зажигательна, i Грастна. Время от времени он отбрасывает прядь волос, которая отпадает на его лоб. Но стоит приглядеться более внимательно, и мы различим складки, которые залегли у краешков губ. Мы вдруг имечаем заученность интонаций, жестов, которые выглядят устаем финудительными. Хорошая в общем зарисовка невротического ик гравертного чувства.
Если этот процесс прогрессирует, замечает Юнг, то наступает шобопытная противоречивая диссоциация чувств: все становится объектом чувственных оценок, так что завязывается множество он юшений, которые внутренне противоречат друг другу. Посколь-и v это было бы невозможно при наличии сколько-нибудь ярко вы-I p. i женного субъекта, то подавляются и последние остатки действи-н ■ I1 ьно личной позиции. Субъект до такой степени включен в отдель-пi.iс чувственные процессы, что чувства как таковые исчезают и ■" гается только один чувственный процесс. В таком состоянии чув-Иво утрачивает всю свою человеческую теплоту; оно производит шкчатление позы, непостоянства, ненадобности, а в худших слу-■1.1 их впечатление истерического состояния.
Экстраверты чувствующего типа озабочены тем, чтобы во что Гц,1 то ни стало наладить эмоциональные контакты с окружающими его людьми. Но если эта задача оказывается самоцельной, су-III рважной сама по себе, чувство теряет свое личностное качество. 1огда личность замещается множеством чувственных состояний, которые, во-первых, преходящи, эпизодичны, а во-вторых, часто иг состыкованы друг с другом. Так, чувствующий экстраверт де-мо| гстрирует поток эмоциональных впечатлений, инициированных Извне.
Вот что пишет в своем дневнике женщина этого типа: "Кажет-i и. я наконец вышла из депрессии, чему несказанно рада. Почему
307
__________________________Раздел III--------------------------------------,J
"кажется"? Потому что боюсь обмануться. Почему "боюсь"? Потому что чувствую себя неуверенно. Почему "неуверенно"? Потому что :> к \ мое базовое состояние. Вот над чем надо работать!
А я и стараюсь.
Действительно стараюсь больше "не любезничать" со своим чун • ством неуверенности, не возводить его в ранг господина над свое! жизнью. Я стала усилием воли стараться поступать так. как МШ хочется, как я это чувствую, а не так, как, мне кажется, было бы прм вильно с позиции близких, знакомых и т.п.
Мне это трудно, иногда даже очень: я вся внутренне трепещу (бы вает, что принимаю валокордин), прежде чем решиться на какой то поступок или разговор, который раньше я подавляла в себе. Волнуюсь ужасно, зато как мне потом легко и свободно".
§ 7. Подчиненная функция
Раз доминирует чувство, то мышление подавлено. Ничто так иг разрушает чувство, как мышление. Вот приходит ко мне пациент ка и начинает рассказывать о своих взаимоотношениях с мужчп нами. Ничего связного понять невозможно, потому что мысль пациентки перескакивает с объекта на объект. Она рассказывает о своем муже и вдруг произносит: "Я всегда хотела иметь от него ре бенка". "От мужа?" —уточняю я на всякий случай. "Нет, — отвечает она, — от другого мужчины. Он мой любовник..."
Мы говорили о муже. Захваченная чувствами, моя пациентки подумала о ребенке, которого она хотела бы иметь, и внутренне целиком переключилась на другого человека. Если бы передо мной си дела носительница мыслительной структуры, она позаботилась бы о том, чтобы провести демаркацию. Вот, мол, мы говорили о муже, | теперь я вспомнила любовника. Но моя пациентка перескакивает о чувства на чувство, даже не вникая в то, что в ее исповеди отсут» ствует элементарная связь и логика.
Допустим, вы спрашиваете пациентку: вы любите своего мужв Она отвечает: не знаю. Это мыслительный тип, ему нужно привес ти свои мысли и чувства в порядок. Но эмоциональный человек иг должен думать о том, что кто-то или что-то представляет для нет ценность.
Он просто знает это. Чувствующий экстраверт на мой вопрос отвечает "да" или "нет". Это эмоция, она всегда с ним...
308
---------Что метает вашим мыслям и чувствам?____________
Когда мы говорим о подчиненной функции, мы вовсе не имеем в мнду, что у человека нет мыслей или чувств. Чувствующий тип мо-'"«"г уделять мыслям немалое внимание, но они все равно у него будут подчинены чувству. Вот опять слова из дневника: "Я не знаю, можно ли считать, что я суперэмоциональный тип, но для меня 10 минут, это уже долго. И пребывать в таком разбитом состоянии мне налилось больше невыносимым. Я не могу жить без Роберта. Моя 11 (бственная жизнь без его участия становится мне неинтересной. 11 аргумент, что у меня растет прекрасный сын — для меня в этом i ну чае не аргумент, потому что я всегда считала, что нельзя подменить собственную жизнь жизнью своего ребенка. Это нечестно и по отношению к ребенку, и по отношению к себе. Да к тому же везде и in -юлу мое внимание стало концентрироваться на важности каждой минуты жизни, на эмоциональной гармонии..."
Экстраверт чувствующего типа не любит размышлять. Больше ■Сего его гнетет интровертное мышление. Экстраверт выходит из • гПя, когда речь заходит о смысле жизни, о тайне познания или о метафизике, об отвлеченных проблемах.Один из моих коллег, услышан в коридоре, что разговор заходит о философии, об абстракци-м.\. бледнел и, желая прекратить это безобразие, всегда подходил к философствующей компании с постоянной заготовкой:
— А вчера я видел негритянку вот с таким огромным задом...
Естественно, мой метафизический пафос сразу иссякал.
Однако это вовсе не означает, что данный субъект порвал связи I мышлением. Он, разумеется, думает, хотя его мысли из-за отсут-i тния интеллектуального навыка всегда примитивны и снабжены негативным пафосом. Послушайте, как обсуждают, к примеру, так называемые простые люди политическую ситуацию в стране. Можно услышать много эмоциональных слов, но без конкретного намеки на аргументацию и логику.
Юнг отмечал, что экстравертный чувствующий тип иногда может оказаться самым холодным человеком. Предположим, вы убеждены, что вас соединяет глубокая эмоциональная привязанность, подкрепляемая постоянной сердечностью. Но вот наступает некий цепь, когда ваш избранник неожиданно говорит вам такое, чтобук-нильно сбивает вас с ног. Его подчиненная функция вышла из-под контроля. Вы потрясены: какой цинизм и низость.
Чем сильнее сознательное чувство, тем мощнее бессознательное противостояние. Юнг подмечает: "Мышление в стиле "не что иное,
309
______________________Раздел III___
как" оказывается здесь на месте, ибо оно разрушает превосходящую силу прикованного к объектам чувства". Именно о тех людях, кото-рьгх эмоциональный экстраверт одаривает чувствами, он высказывает грубые и нелепые оценки. Это означает, что подчиненное мышление, которое дремало на задворках психики, неожиданно заявило о своих правах.
"Однажды одной экстравертно чувствующей женщине, — пии к • i Мария-Луиза фон Франц, — приснилось, что ей следует основать станцию наблюдения за птицами. Во сне она видела цементное зда ние с высокой башней, на крыше которого размещалась лаборатория наблюдения за птицами. Такая птичья лаборатория существует в Семпахе, и в ней окольцовывают птиц, чтобы узнать, как долго они живут, куда летают и т.п. Нечто подобное она собиралась основать. Мы решили, что ей следует попытаться зафиксировать в сознании случайные мысли, которые придут ей в голову и тут же ус кользают. Именно так ведут себя мысли чувствующего типа: птицы-мысли вспыхивают в его мозгу и тут же улетучиваются".
Стоит экстраверту чувствующего типа осознать свои мысли, к; i и они утрачивают свою скверну. Именно тогда, когда они летают вок руг головы своего экстраверта и никто их не ловит, они оказывают разрушительное воздействие на окружающих. Фон Франц добавля ет, что иногда можно даже ощутить скверные мысли, которые роят ся в голове пациента. В его глазах вспыхивает какой-то холодный огонек, и ты понимаешь, что это признак появившейся скверной мысли, но в следующее мгновение огонек исчезает.
Обычно такие мысли оказывается следствием весьма цинично го взгляда на жизнь, интенсивного влечения к таким малоприят ным сторонам бытия, как болезни, смерть, предательство. Здесь и бессознательном правит бал другая философия жизни — циничная и разрушительная. Но эти мысли направлены против того, в чьей голове они родились, потому что его подчиненная функция интро-вертна.
В глубине души он полон негативных мыслей о себе, можп впасть в депрессию. Его мысли грубы, примитивны и совершенно не дифференцированы. Это невыносимо для него самого. Едва такие мысли всплывают в его голове, он изо всех сил убегает от одино чества. Юнг подмечает: "В сущности он позволяет себе думать о самом себе, что он никто, а его жизнь мало чего стоит, и что любой другой может развиться и пойти по пути индивидуализации, но сам
310
___Что мешает вашим мыслям и чувствам?____________
ОХ в этом отношении безнадежен. Эти мысли поселяются на зад-Норках разума, и время от времени, когда он или в депрессии, или плохо себя чувствует, или, в особенности, когда сосредоточен на самом себе, т.е. когда он остается на полминуты один, — какой-то злополучный бес шепчет изнутри позади головы: "Ты ничтожество, и Ье, связанное с тобой, неправильно".
Есть еще угроза, которая может принести свои плоды для чувствующего экстраверта. Начав мыслить, он глубоко погружается в этот процесс. Что тут плохого? Такой тип становится заложником своих мыслей и утрачивает связь с жизнью. У Гете в "Фаусте" и а ситуация раскрыта предельно рельефно. Фауст отгородился от in его в своем книжном мире. Потом он порывает с затворничеством. Но туг появляется слуга-ученик Вагнер, который повторяет трафа-■етные мысли, взятые на прокат. Мария-Луиза фон Франц интерпретирует: "Разговоры с Эккерманом" Гете как поразительное собрание банальностей. В этом произведении можно наблюдать, как ваг-ш-ровская сторона Гете явственно выставлена на всеобщее обо-|рение.
***
Итак, что мешает нашим мыслям и чувствам? В своем мыш-•н пии и в своих чувствах экстраверт нацелен на общественное мнение, на поведение окружающих. Мыслительная функция, как и чувствующая, может дойти до невротического состояния, если "на эксплуатируется безмерно. Так рождаются, например, фанатки идеи или готовые эмоциональные стандарты, который кажутся назойливыми и механическими. Мыслительные типы име-|п г эмоции, но не могут их выразить. Чувствующие типы располагают мыслями, но они разрозненны, бесконтрольны и облада-и и разрушительностью.
Вопросы для повторения
На что нацелено экстравертное мышление? Как проявляется невроз мыслительной функции? Откуда берутся фанатики мысли?
Как можно интерпретировать строчки поэта Рильке: "Я люблю i ■ бя, но это не должно тебя трогать"?
311
Раздел III
Почему скрытые чувства мыслительных типов остаются детс кими?
Каковы общие особенности экстравертных чувствующих типом?
Почему чувства эмоционального экстраверта согласуются о объективными ситуациями?
Как проявляется невроз чувствующей функции экстраверта?
Что представляет собой интровертное мышление чувствующг го экстраверта?
В чем угроза для пациента, когда активизируется его под чиненное мышление?
Упражнение I
Мыслительный или чувствующий тип?
На подиуме сидит один человек. Группа задает ему вопросы, что» бы определить его ведущую функцию:
Планируете ли вы свою жизнь?
Много ли у вас друзей?
Есть ли среди них загадочные друзья?
Были ли вы тамадой?
Приходилось ли вам совершать необдуманные поступки?
Понимаете ли вы чувства, которые владеют Анной Карешп
или вы осуждаете ее?
Количество вопросов можно множить.
Упражнение 2
Возврат в детство
Садитесь в кресло. Закройте глаза. Дышите ровно, спокойт Вообразите белое полотно. На нем появляется цифра — это ваш ни > раст. Теперь он убывает. На год. Еще на год... Итак, вам восемь 'И | Вообразите себя восьмилетним ребенком. Ты в кровати. Каким слышны голоса? Какие ощущаются запахи? Кто в комнате крш ц тебя? Ты спускаешь ноги с кровати? Во что ты одет? Что ты делаешь теперь? Ты идешь в туалет или в ванную? Где она? Можешь ли 1'Ц найти ее в темноте? Ты моешься сам или тебя кто-то умыв; и i чем ты думаешь? Кому ты говоришь: "Доброе утро"? Кто тебя ц< i ет? Сейчас ты одеваешься. Как выглядит твоя одежда? Что теб< ■ 111 ■ • вится? Чем в одежде ты не вполне доволен?Ты завтракаешь. Ты < «пш