Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3774

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

......се отсутствовать. Такой человек, по словам Юнга, "лишь с чрезвы-

Itft] ibiM трудом доступен для объективного понимания, да и сам он в i"Hii.шинстве случаев относится к себе без всякого понимания".

§ 3. Подчиненная функция

Мария-Луиза фон Франц отмечает, что подчиненная экстравер-|ц.in интуиция интроверта ощущающего типа имеет очень нечис-|пс. жуткое, мрачное, сверхъестественное, фантастическое каче-■ пю, занятое безличностным коллективным внешним миром. В И гкетве примера она называет строительного подрядчика, которым очевидно был экстравертным ощущающим типом. Он воспринимал интуитивные представления, только касавшиеся его само-ml! своем экстравертном ощущении он имел дело с внешним кол-и кп 1вным миром — с дорожным и жилищным строительством. Но i и 11 vi щию применял только по отношению к себе, рассматривая как 1141 т. личную и связанную с его персональными проблемами.

111 )и этом его интуиция нередко содержала жуткие образы.

У интровертов же ощущающего типа, подмечает фон Франц,

щижсние идет от объекта к личности. Для романов Томаса Манна

i| in ктерен большой субъективизм. Но интуиция у человека такого

Mm a касается событий, остающихся в тени, он воспринимает воз-

' i тети и будущее внешнего окружения.

351

__________________________Раздел III_________________

Однажды в коллективе, где я работал, хоронили сотрудника. Его жена как-то прибежала в офис взволнованная, потрясенная. Она сказала: "Целый день бегала, чтобы похоронить Юру на престижном кладбище. Там и его мать похоронена. Да разве у нас проймешь чиновников? Но все-таки разрешение получила. Вот оно... Видите, как все удачно получилось?"

Я тогда сказал: "Что-то мне расхотелось умирать..." Уж больно неудачно выражена мысль. Нормальный человек без подавленной интуиции, наверное, сказал бы то же самое, но примерно так: "Разрешение-то я получила. Конечно, Юру мне никто не вернет. Но я выполнила его волю. Вот как все удачно получилось"...

Интуиция у ощущающего интроверта предельно архаична. Тогда как экстравертная интуиция отличается характерной находчивостью, "хорошим чутьем" для возможностей объективной реальности, архаически экстравертная интуиция обладает способностью пронюхать все двусмысленное, темное, грязное на задних планах действительности. Перед этой интуицией — действительное и сознательное намерение объекта не имеет значения, ибо она подозревает за ним все возможности архаически предшествующих ступеней такого намерения. Потому в ней есть нечто прямо-таки опасно подкапывающееся, что нередко находится в ярком контрасте с доброжелательной безобидностью сознания.

Экстравертные ощущающие типы подхватывают интуицию, которая касается субъекта, т.е. его самого. А вот интровертные ощущающие типы более тяготеют к мрачным фантомам воображения, сообщающие им о том, что может случиться во внешнем окружении — с их семьей, другими и даже человечеством в целом. Мария-Луиза фон Франц рассказывает о том, как ей удалось ознакомиться с материалами истории болезни одного интровертного ощущающего типа. Его архетипические фантазии представляли не проблемы самого человека, а коллизии его времени.


Ассимиляция этих фантазий очень затруднена, так как ведущая функция ощущения является средством постижения того, что происходит здесь и теперь. Негативный аспект ощущения оО наруживается в том, что личность увязает в конкретной реаль ности. Как заметил Юнг, для людей этого типа грядущее не су ществует, будущие возможности отсутствуют, они пребываю i только в настоящем времени и перед ними опущен железны!) занавес.

352

_______________Зачем вам ощущение и интуиция?_______________

Ощущающие интроверты ведут себя в жизни так, словно все всегда будет таким, как сейчас, и не способны понять, что вещи и их оценки могут меняться. У людей этого типа, подчеркивает фон Франц, ассимиляция рождающихся ужасных фантазий происходит с большим трудом из-за точности и медлительности их сознательной функции. Если такой человек захочет серьезно отнестись к своей интуиции, он будет стараться очень аккуратно ее подавить.

Но как это сделать? Ведь интуиция подобна проблеску молнии. Стоит попытаться заставить ее замолчать, как она мгновенно исчезает! Вот почему ощущающий интроверт не знает, как разрешить иозникающую проблему. Он сильно страдает, так как ассимилиро-иать подчиненную функцию можно, только освободив ее от оков ведущей функции. Но именноэта функция,какиудругих типов, стремится подавить свою подчиненную.

Схватка между ведущей и подчиненной функциями выглядит весьма драматично. Если вы пытаетесь заставить ощущающего интроверта слишком быстро ассимилировать интуицию, у него появляются симптомы головокружения или морской болезни. Ему кажется, будто его сносит с твердой почвы реальности, к которой он гак привязан, иу него действительно начинается морская болезнь. Поскольку у ощущающего интроверта интуиция экстравертна, то она включается внешними событиями. Такие люди склонны, замечает фон Франц, к душеизвергающим озарениям (инсайтам), ко-i о|)ые противоречат их обычной заземленной природе. Такой тип, прогуливаясь по улице, увидит хрустальную посуду в магазинной ширине, и его интуиция может осознать ее символическое значение: целостный символический смысл хрусталя потечет в его душу... Этот поток запущен внешним событием, поскольку его подчиненная функция, в сущности, является экстравертной. Естественно, она имеет ту же самую плохую характеристику экстравертного ■ чнущающего типа: у обоих интуиция очень часто носит зловещий ■i ■ 11 >актер, и если она не срабатывает, то, естественно, прорывающи-• 1111 фогностические содержания будут пессимистическими и отри-

п.ИСЛЬНЫМИ.

Конечно, негативная интуиция иногда попадает в десятку. Но пинает так: либо она ложится в яблочко, либо вообще сбивается и попадает в молоко. Вообще говоря, если интуиция является ведущей функцией, а одна из вспомогательных (мышление или чувство) Гоже оказывается развитой, человек сам может определить, на-


353


__________________________Раздел III_____________________

сколько точна его интуиция и не пошла ли в сторону. В этом случаг надо ее "попридержать". Но подчиненная интуиция примитивна: ощущающий тип может иногда удивить вас точностью своих пред чувствий. Чаще бывает иначе: я спрашиваю одну пациентку: "Видите ли вы вещие сны, сбываются ли ваши предчувствия?" Она отвечает:

— С точностью до наоборот...

"До тех пор, пока ощущающий интроверт не будет держаться слишком в стороне от объекта, — замечает Юнг, — бессознательна» установка действует как благотворное компенсирование к установке сознания, которая является несколько фантастичной и склонной к легковерию. Но как только бессознательное становится в оппозп цию к сознанию, архаические интуиции всплывают на поверхнос i1. и развивают свое пагубное влияние, насильственно навязывали, индивиду и вызывая у него навязчивые идеи самого отвратитель ного толка. Возникающий из этого невроз есть обыкновенно неврои навязчивости, в котором истерические черты замаскированы сим птомами истощения".

§ 4. Интровертный интуитивный тип

Ведущая функция

Интуиция, как и ощущение, мы помним, относится к иррациональной функции восприятия. Известно, что большинство научных открытий совершается самым непредвиденным образом. Мышление действительно связано с творческим порывом. Известно, что Альберт Эйнштейн любил играть на скрипке. Он пытался найти эмоциональный подъем, чтобы преодолеть трудность мысли. Не случайно говорят, что его теория относительности — плод гениальной интуиции. Немецкий химик А.Кекуле пришел к идее бензольного кольца, потому что ему приснился сон. Он увидел змею, хвост которой находится в ее пасти. Это натолкнуло его на открытие фор

мулы бензола...

Там, где ощущение мотивировано физической реальностью, интуиция нацелена на реальность психическую. В экетравертной установке субъективный фактор вытеснен, но у интроверта он яя»: ляется решающим. Если такой способ функционирования становиТ» ся преобладающим, мы говорим об интровертном интуитивном типе. Модель его психической структуры такова:

354

Зачем вам ощущение и интуиция?

Интровертная интуиция (первичная ведущая функция)

Чувство(вспомогательная функция)

Экстравертное ощущение (подчиненная функция)

Мышление

(вспомогательная

функция)

Интуитивные интроверты, как и экстраверты-интуитивы, могут предсказывать будущее, предугадывать возможности развития объекта.

Но у интуитива-интроверта интуиция обращена внутрь. Это означает, что в нем изначально присутствуют черты пророка. Можно полагать, что именно такие люди в первобытном обществе стано-иились шаманами.

Они учили своих последователей прорываться в подземную ре-|Л1 .ность и в астральный мир, вырываться за пределы физического мира. Божественные замыслы они передавали своим соплеменникам.


Вот как пишет об этом фон Франц: "На языке психологии можно • Казать, что интуитивный интроверт разбирается в медленных провесах, происходящих в коллективном бессознательном архетипи-•м-< ких изменениях и передает свое знание обществу. В то время как ■и i и Израиля счастливо спали (как всегда происходит с массами), |" i хозаветные пророки время от времени объясняли им, в чем со-■ шит подлинные намерения Яхве, чем он сейчас занимается и чего Кочет от своего народа. Люди обычно выслушивали эти послания Яря особой радости".

Последняя фраза воскрешает рассуждения о невостребован-ц<" i и интуиции для каждодневной реальности. Пророк "чует" то, •но будет, но остальным нет до этого никакого дела. Ведь интро-|" |>1-ная интуиция направлена на содержание бессознательно-i > i по надо еще обладать способностью вычитывать в нем некие

355

__________________________Раздел III_________________________.

смыслы. Вспомним песню В.Высоцкого о Кассандре, котора предсказывает гибель Трои.

Разумеется, интуиция получает исходный импульс от внешн объектов, но сама по себе она совершенно не озабочена внешним возможностями, а фокусируется на том, что было вызвано внешни-внутри субъекта. Интровертный интуитив прозревает потаенное устремляет свой взор туда и попадает во власть внутренних обра зов, которые рождены его душой.

Интуитивных интровертов можно обнаружить среди мистико всех времен, а также среди поэтов и художников. Если в работе ми стика, философа, поэта проступают архетипические образы, фан тастическое содержание, можно полагать, что их создали интуити вы-интроверты. Это относится к произведениям Ницше "Так гово рил Заратустра", Д.Андреева "Роза Ветров", роману Рустава Мейрин ка "Ролем",к произведениям самого Юнга. Есть определенная зако номерность в том, что интуиция опережает время. Только потомк-могут составить представление о том, что выражало коллективн бессознательное определенной эпохи.

Юнг ссылается на человека, который страдал приступами гол вокружения. Там, где интровертное ощущение могло бы отмети физическое нарушение, ухватить все его качества, его интенси ность, течение, как оно возникает и как долго длится, интровер ная интуиция ничего такого не заметит, а будет прежде всего иссл довать каждую деталь образов, которые возникают в результате та кого расстройства. Юнг пишет: "Она удерживает этот образ и с жи вейшим вниманием констатирует, как этот образ изменяется, раз вивается далее и наконец исчезает".

Таким образом, интровертная интуиция воспринимает все, ч' происходит на дальних планах сознания, приблизительно с тако же ясностью, с какой экстравертное ощущение воспринимает вне шние объекты. Поэтому для интуиции бессознательные образы по лучают достоинство вещей или объектов. Но так как интуиция ис ключает сотрудничество ощущения, то она или вовсе ничего не уз нает, или узнает лишь недостаточно о влияниях бессознательн образов на тело.


От этого образы являются как бы отрешенными от субъекта существующими сами по себе, без отношения к личности. Вслед ствие этого в данном примере интровертный интуитив, имеющи приступ головокружения, и не подумал бы даже, что воспринять

356

Зачем вам ощущение и интуиция?_______________

м образ, мог бы как-то относиться к нему самому. Это покажется почти немыслимым для человека, установленного на суждение (мышление или чувство),а между тем это факт.

Интуитивные интроверты склонны быть мистическими мечта-i елями. Общаются они с трудом, поскольку не имеют ясных пред-'II нлений ни о себе, ни о других. Они переходят от образа к образу, п )пнясь за всеми возможностями, заключенными в творческом лоне г><-<-сознательного, не устанавливая никаких связей между явлени-

I м и собой.

Интуитивные интроверты обычно мало заботятся о своих фи-1п • к-ских потребностях, они мало осведомлены о своем собственном

II к сном существовании или о том, как оно воздействует на других. ' 1.И го оказывается, что реальность для них мало значима. Они по-11 |\пкены в узоры воображения.

§ 5. Невроз функции

Надо, конечно, заметить, что созерцание образов бессознатель-

......>. создаваемых интуитивными интровертами в неиссякаемом

п шПилии, бесплодно лишь в смысле непосредственной пользы. Но i и ч польку эти образы есть возможности концепций, способных при Иниестных условиях сообщить жизни новый потенциал, постольку и ' га функция, наиболее чуждая внешнему миру, неизбежна в об-пн м психическом домоводстве, так же как и психическая жизнь 11 11»>да отнюдь не должна быть лишена такого типа, как интуитив-111.11 i интроверт. Если бы таких людей не было, в Израиле не было бы

■ I" и IX пророков, а правоверные не обрели бы своего Мухаммеда.

I !есьма интересно, что интровертные интуитивы имеют туман-миг представление о подробностях подлинного мира. Это они спо-

■ попы заблудиться в незнакомом городе, опоздать на условленную |" i речу, пропустить последний поезд, потерять кошелек или пас-н"|и: На их рабочем месте полный беспорядок. Они вечно заняты i и 'I и ком ценной бумаги, рабочего инструмента или нужного им че-|овека.

Разумеется, такое поведение не только раздражает тех, кто 1)1 (| i швает их как "не от мира сего". Но зачастую их соседство быва-' i i hi остным. Самим им кажется, что дело вовсе не в частностях. 11" 11 ому интуитивные интроверты беззаботны и равнодушны. Од-и и" следует верно понимать эти настроения. Речь идет вовсе не о

357

__________________________Раздел III___________________________j

безразличии или неверности. Да, они невнимательны к внешним фактам, но зато сохраняют верность внутренним образам. Они могут исказить реальные факты, напутать или солгать. Однако их память на самом деле плохо адаптирована к реальности. Многие из ближайшего окружения считают таких людей загадочными, при этом норовят покинуть интровертов вместе с их интуицией, отчуждающей их от реальности.