Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3772

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда ведущая функция — интуиция оказывается невротичной, израсходованной, стертой, интроверт обращается к своему подчи-ненному ощущению. Он может неожиданно увлечься обработкой камней или лепкой из глины. Такое соприкосновение с реальным ощущением позволяет интровертам вступить в контакт с внешним миром. Интуитив может что-нибудь вылепить из глины, например, какое-нибудь нелепое, по-детски примитивное изображение животного.

Однако в этом случае его ведущая функция немедленно набросится на его достижение. Она посоветует: "Во всех школах надо ввести лепку как обязательный предмет". Так интуитив оказывается в родной колее. Теперь самое время обдумать возможные последствия такого факта, осознать, какую роль лепка из глины может сыграть в обучении, если она станет ключом к божественному миру. Интуитив снова воспаряет, разорвав свои связи с реальными прикосновениями и впечатлениями.

§ 6. Подчиненная функция

Мария-Луиза фон Франц рассказывает о своей ученице, которая, услышав ее лекцию по античной философии, решила брать у преподавателя частные уроки по досократовской философии. Ученица говорила о своем желании глубже вникнуть в предмет. Она пригласила фон Франц на чашку чая и, как это часто бывает, когда вы даете уроки интровертному интуитиву потратила первый час на] рассказ о своих впечатлениях от лекции, о том, как она решила стать i ее последовательницей, и т.д.

Затем фон Франц настояла на том, чтобы ученица просмотрела принесенную ей книгу. Та согласилась, но предпочла сделать это потом, когда она останется одна. На следующем занятии ученица сообщила фон Франц, что нашла способ, как изучить греческую философию. Ей нужно для начала изучить страну. Она уже рисует

358

___________Зачем вам ощущение и интуиция?_______________

карту Греции, которую показала фон Франц. Это занятие отняло у ученицы массу времени.

С ее подчиненным ощущением она сначала должна была купить Оу магу, карандаши и чернила. Эти покупки необычайно взволнова-|| и се. Она ощущала себя на седьмом небе, восторгаясь своим достижением. Затем она объявила, что не может приступить к занятиям философией, надо закончить карту. Затем оказалось, что ее нужно раскрасить. Так продолжалось несколько месяцев, а затем интуиции нашла другую тему, и ей так и не удалось дойти до греческой философии...

В данном случае изготовление карты действительно было огром-iii.iM событием для ученицы. Ведь она впервые соприкоснулась со

■ поим подчиненным ощущением. Подчиненное ощущение инт-1"1исртного интуитива крайне интенсивно, но прорывается то щесь, то там, а затем уходит из поля сознания, "Интровертный ЦМ i уитив, — пишет фон Франц, — испытывает особенные трудно-< inn сексуальной сфере, потому что она затрагивает его экстравер-11 к »■ ощущение. Эта проблема в особенно трагической форме отра-Цеена в произведениях Ницше. К концу его творческой карьеры, зашито до того как его охватило безумие, в стихах и в поэтической и и i к лле "Так говорил Заратустра" появились очень грубые сексуал fail i.и- ;шлюзии (аналогии). Сойдя с ума, он, по-видимому, продолжал р i шивать эту тему в своих произведениях, уничтоженных после его • mi рти из-за отвратительного содержания. Подчиненное экстравер-Plloc ощущение в этом случае было в значительной степени связано


■ ы нщинами и сексом, и он абсолютно не знал, как справиться с мои проблемой".

Фигура известного мистика и философа Якоба Бёме всегда при-.....и.тала внимание исследователей. Ведь он был неграмотным сапожником, не знал никаких иностранных языков. На его содержании были жена и шестеро детей. Надо было их кормить, дни уходи-|и ил сапожное ремесло. Однажды, как рассказывает сам Бёме, он i 'I и iдил по саду и встретил какое-то светоносное существо. Оно-то и г i и» рнуло перед ним план вселенной. Бёме стал писать книги фи-И" i 'фского и мистического содержания.

' Iто за светоносное существо? Где оно водится? Оказывается,

•|" иомен Бёме может быть истолкован в рамках юнговской ти-

огии. Он был совершенно распят между двумя полюсами

N01 Й ЖИЗНИ.

359

Раздел III

Божественное откровение, которое легло в основу всех его поздних произведений, произошло от того, что он увидел луч света, отраженный оловянной тарелкой. Это видение привело его в состо яние внутреннего экстаза, и можно сказать, что в течение какого то мгновения перед ним открылось все таинство Божественного. Что дальше? Потом он многие годы медленно переводил на язык логических рассуждений то, что постиг всего за минуту или даже за ее кунду.

Это, возможно, и есть светоносное существо. Его книги хаотичны и чрезвычайно эмоциональны. По сути дела он пытался описать одно переживание, каждый раз подходя к нему по-разному, иначе его разрабатывая. Но само видение возникло из-за того, что он увидел луч, упавший на оловянную тарелку, которая находилась на сто* ле. Именно так, считает фон Франц, действует экстравертное ощущение: оно инициирует мощный поток интуиции.

Но вот что характерно: когда вышла первая книга Бёме, один немецкий барон поверил, что Бёме — великий провидец. Он решил оказать ему материальную помощь. Барон освободил Бёме от жизненных трудностей. Но с этого момента его творчество стало почти бесплодным. Он не смог объединить светлую и темную стороны жизни. Избавившись от мук подчиненной функции, Бёме обескровил свою интуицию...

Крайне интровертный интуитив подавляет в себе обе функции суждения — мышления и чувства, но более всего вытесняет ощущение объекта. Это, естественно, проявляет компенсаторное экстравертное ощущение архаической природы. "Бессознательную личность, — пишет Юнг, — можно было бы поэтому лучше всего описать как экстравертный ощущающий тип только низшего примитивного порядка".

Сила влечения является свойством этого ощущения, так же как чрезвычайная зависимость от чувственных впечатлений. Это каче-ство компенсирует разреженный горный воздух сознательной установки интуитива и придает ей некоторую тяжесть, так что это мешает полному "сублимированию". Но если вследствие форсированного преувеличения сознательной установки наступает полное подчинение внутреннему восприятию, тогда бессознательное вступа» ет в оппозицию и возникают навязчивые ощущения с чрезмерной зависимостью от объекта, которые сопротивляются сознательной установке. Формой невроза является в таком случае невроз навяэ<


360

Зачем вам ощущение и интуиция?_______________

чивости с ипохондрическими симптомами, сверхчувствительностью органов чувств и навязчивой привязанностью к определенным минам или к другим объектам. (Ипохондрия — это чрезмерное внимание к своему здоровью, необоснованная тревога за него).

Интуитивные интроверты — плохие любовники, поскольку они 11 мохо ощущают то, что происходит в собственном теле, так же как ни теле партнера. В то же самое время они имеют похотливую натуру - это диктат примитивной ощущающей функции. Поскольку суж-м.< мне тоже подавлено, то похоть выходит наружу с вульгарными, непристойными и социально неуместными намеками.

***

Юнг признавал, что оба — интровертный интуитив и интровер-111ый ощущающий тип — являются с экстравертной и рационали-i 111 ческой точки зрения наиболее бесполезными людьми, тем не менее способ их функционирования поучителен. Ведь такие люди яв-мнются живыми свидетелями того факта, что богатый и полный мпижения мир, его бьющая через край упоительная и пьянящая И изнь живут не только вовне, но и внутри. Конечно, такие типы — ' 111111 ь односторонние демонстрации природы, но они поучительны /in и того, кто не позволяет духовной моде данного момента ослепни п. себя.

Люди такой установки оказываются своего рода двигателями и vmi.муры и ее воспитателями. Их жизнь поучает большему чем их • мина. Жизнь людей данного типа и не в последней степени их не-|рстаток — неспособность к нормальному общению — объясняет ним одно из величайших заблуждений нашей культуры, а именно ' ve i к-рное отношение к слову и изображению, безмерную переоцен-н V обучения путем слов и методов.

Вопросы для повторения

Каковы особенности интровертного ощущающего типа? Как действует его ведущая функция?

11очему импрессионисты в массе своей опгущаюшие интроверты? 11очему интроверт этого типа порой не способен различать ре-ч М1.иый объект и его субъективное восприятие?

Как проявляется подчиненная функция интуитивного интроверта?

361

__________________________Раздел III___________________ .

Каковы особенности интровертного интуитивного типа? Откуда берутся пророки и провозвестники? Как фон Франц объясняет феномен Бёме?

Почему Юнг называет оба типа, которые рассмотрены в этой теме, "наиболее бесполезными людьми"? В чем их роль в культуре?

Упражнение 1 Ищем ощущающего интроверта

Группа задает вопросы одному из ее членов, который предположительно является ощущающим интровертом:

— Любите ли вы сидеть среди незнакомых людей и впитывать впечатления от окружающего?

— Что вам нравится больше — классическая живопись или импрессионизм?

— Можете ли вы вспомнить по ассоциации, как выглядели герои

какого-нибудь прочитанного вами романа?

— Сбываются ли ваши пророчества?

— Снятся ли вам вещие сны?

Упражнение 2 Ищем интуитивного интроверта


Группа задает вопросы одному из ее членов, предположительно интуитивному интроверту:

— Чувствуете ли себя отрешенным от конкретной реальности?

— Нравятся ли вам произведения, в которых выражены архетипы коллективного бессознательного или вы любите реалистическую

прозу?

— Ощущаете ли вы в себе пророка?

— Приходилось ли вам встречаться с необычными видениями

или существами?

— Случается ли вам далеко уходить в мир поразительных фантазий?

362

ГЛАВА 6

Зачем нужно ----------губить жизнь?----------

I вдалеке завиднелась темная глыба скалы в ослепительном ореоле ■ п< та... Я вспомнил, что за скалой течет прохладный родник. Захо-

II • лось опять услышать его журчанье, укрыться от солнца, не напря-i 111, мышц... Захотелось, наконец, тени и покоя... Я ступил к родни-щ шаг, другой... Араб не шелохнулся... Солнце жгло мне щеки, с 1I1") i >ей каплями стекал пот... Я ничего не различал за плотной пеле-IIIni соли и слез... Море испустило жаркий тяжелый вздох. Мне поил плось — небо развернулось во всю ширь и хлынул огненный

ль. Все во мне напряглось. Пальцы стиснули револьвер...

§ 1. Синдром разрушительности

11роницательный читатель уже догадался, что я говорю не о себе. Ч | и •< томатийная иллюстрация — герой романа Альбера Камю "По-| Горонний". Безмотивный синдром агрессивности. Убийство без и'нюда и надобности. Безотчетное, смутное сознание, импульсив-"| in иозглас плоти. Писатель выносит на наш суд отстраненность миров —убийцы и судей... < мдящий напротив меня пациент убийства не совершал. Он

.....i к-иного возраста. Благовоспитан. Вот уже третий месяц мы

тем по закоулкам памяти моего подопечного. Факты биогра-I п обыкновенны. Воспоминания примечательны, но не "ключе-

..... ('трогая фиксированность детали. Здоровая потребность в сне,

■ и других телесных радостях. И неожиданные пароксизмы жести, наплывы удушающей жажды крови. 11 пот что поразительно. Опасные, мучительные симптомы по-|ми и к т. у него недавно. Вид чужой крови рождает ощущение не-пимого блаженства. Желание половой близости накатывает ее готовностью растерзать жертву. Нет, приводов в милицию .....■ было — пациент на грани преступления. В графе "Характе-

363

__________________________Раздел III________________________—^

рологические особенности" записываю: "Садистские наклонности". Это мало что проясняет в духовном мире моего пациента.

Садист, как правило, вовсе не воспринимает собственные свойства как преступные. Это нормальная психологическая характеристика. Никто ведь не казнится, к примеру, что он сангвиник илихоч лерик. Но мой пациент живет в предощущении катастрофы. Ему кажется, что он на пороге злодеяния. Пациент хочет понять себя, осоз«1 нать темные силы, которые поднимаются из глубин его существе Он явно ищет опоры. Что-то подсказывает мне, что за банальным признанием последует необычный анамнез.

Многие философы ставили вопрос о развитии любви к жизни, о свободе созидания, о создании необходимых предпосылок для пол* ного обретения смысла жизни. В этой системе рассуждений подчер кивалось величие человека, благородство его натуры, способности откликаться на чужую боль, трепетно относиться к жизни в целом. Но мыслители не могли не обратить внимания и на способносЯ человека губить жизнь. Современные открытия в области психолв гии заставляют человеческое сообщество с большим тщанием про думать эту проблему. 11рирода задала нам мучительную, труднораИ решимую загадку: как объяснить тот факт, что среди нас есть нелм ди, о чем мы действительно начинаем догадываться. Мы еще не 3ie ем, как быть с этим открытием. Конечно, можно рассуждать следу ющим образом: раз они не такие, как мы, их надо уничтожить. 11 не исключено, что это голос той же самой криминальной крови.


Иной может сказать: что тут особенного, так было всегда. РазЯ толпы в Древнем Риме не рукоплескали, когда гладиаторы убивали друг друга? Разве язычникам не доставляло неизъяснимую радости когда первых христиан, завернутых в промасленные ткани, преврцр щали в пылающие факелы? Подобные примеры говорят о том, чЯ человеческая жизнь редко в истории представляла собой особуш

ценность.

Но можно выстроить и другой ряд примеров. Николай КузанскЛ проповедовал религиозную терпимость по отношению ко всем лн дям. Многие философы учили, что любовь — это краеугольный щ мень всего творения.

Этики отдавали предпочтение альтруизму — способности пщ бить другого человека и бескорыстно помогать друг другу. ЧелоИ чество с презрением осуждает палаческие идеи и практику истрвв ления людей.

364

_______________ Зачем нужно губить жизнь?__________________

Сегодня среди психологов обсуждается еще одна версия проис-иждения человека. Оказывается, неандерталец вовсе не является прямым предком человека. Эволюционная нить живого и разумно-111 м ного раз прерывалась. Путь к мыслящему человеку не раз заходил втупик. Известный отечественный психологБ.Ф.Поршнев счи-1мл, что человека как единого вида просто нет. Внутри человеческого ■К» 1ища, полагал он, существует по крайней мере два совершенно раз-iii.iN подвида с противоположными психогенетическими комплекса-П11 юдавляющее большинство составляют стадо, а остальные—это ищники...

Согласно данной теории, прачеловек был плохо укоренен в при-

|н рдс, он не был хищником. Однако внутри предчеловеческого рода

Н|><шзошла какая-то катастрофа. Мы не знаем ее природы, но в ре-

ц"и,тате получилось так, что человекообразные животные стали

|.ать себе подобных.

Сформировался хищный вид—сверхживотное. Этот вид состав-1МЧИ предки первоубийц и людоедов. К ним примкнули агрессив->н |. приспособленцы. Они стали подражать сильным животным,

.......рые не знают ни угрызений совести, ни жалости, ни нравствен-

герзаний... Жестокость и хитрость — вот их козыри...

11ицше еще в прошлом веке обнаружил такие оттенки миро-

"щщения у людей. Он отметил стадное поведение большинства

к -и и бросающиеся в глаза проявления хищности у властителей.

■ м смысл этого прозрения? Можно предположить, что и в совре-

11 Юм человечестве существуют люди с противоположными пси-

<| типологическими генотипами. Не зря иные философыутверж-

1кп; что власть — это обнаружение хищного поведения.

§ 2. Персонификации зла

11оявление столь удручающей картины сразу вызывает есте-И испиое желание улучшить человеческую природу. Может быть,

иi.....[<• выявить этих нелюдей еще до того, как они совершили пре-

■ i' нние, и отстрелять их? Один из исследователей, Б.А. Диденко,

Предлагает именно такой путь. Он даже показывает, что отдельные

i| рпды, которые бессознательно прошли этот путь "очищения", уже