ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3767
Скачиваний: 21
......щ к благоденствию. Выходит, к чему бы ни стремился человек,
in с равно остается убийцей во всех своих проявлениях. Но, мо-I.......т., надо поискать иные пути? Например, обратиться к мора-
365
__________________________Раздел III__________________________
ли—редчайшему феномену, показывающему, как должны поступать люди. Может быть, осознать наконец, какую огромную роль в судьбе человечества играет нравственность. Если она будет попрана, люди превратятся в стадо. Все святыни будут утрачены...
Между тем мы живем в обществе, где мораль все чаще оказывается ненужной. Обсуждая преступные деяния политических деяте«| лей, мы толкуем о целесообразности этих деяний. Обосновывая ры ночные отношения, одновременно насаждаем хищничество. Ана-лизируя общественные события, охотно отвлекаемся от нравственных оценок участвующих в них субъектов. Сугубо взыскательного человека, слушающего голос совести, почитаем за чудака. Может быть, мы становимся заложниками неких сверхживотных нелюдей? Те, у кого есть совесть, т.е. нравственное чувство, должны осознат! наконец свое кровное родство. Без такого сплочения человечестве
может погибнуть.
Только в нашем столетии обнаружился обостренный интерес I проблеме разрушительного и агрессивного в человеке. Этот интерес подсказан ростом насилия в отношениях между людьми. Терро ризм стал проклятием века. В современном обществе немало маф» озных, криминогенных структур. Слово "киллер" не сходит со стр» ниц газет. Рутинная вещь — заказное убийство. Насильнику, кото рый хочет сладострастия, мало Адамова оргазма. Он хочет npecJM довать жертву, выследив ее. Им владеют похоть и азарт погони. Hi стигнув, он душит объект страсти, погружается в негу и уже пото|
расчленяет труп...
Стало модным морализировать по поводу каждодневной свир| пости нравов. Некая молодая женщина, проходя мимо питейноГ заведения, зашла опохмелиться. Реализовав задуманное, она пошЛ вон, забыв на буфетной стойке урну с прахом своей матери. Друге особа, веселясь в компании, почувствовала родовые схватки. Он удалилась в соседнюю комнату, произвела на свет дитя, выброси/ в мусоропровод и вернулась к собутыльникам. Сын, обидевшись и мать, до смерти забил ее ногами. Выродки или обыкновенные nej
сонификации зла?
Итальянский психолог Чезаре Ломброзо усматривал криминал ные наклонности в самих характерных чертах, которые передаю ся по наследству. Рождается вроде разумная позиция. Убийцу | перевоспитаешь. Он преступник по тайне рождения, и поэтому на] его истребить.
366
Зачем нужно губить жизнь?
Между прочим, в совмещении этих двух рассуждений здравый ■Шел как раз и отсутствует. Современные открытия в области фиши офской антропологии заставляют человеческое сообщество с 'нпп.щим тщанием продумать эту проблему. Если у нас есть право Ии пать тех, кто рожден убийцей, стало быть, грань между нами ока-it.шлется абсолютно незаметной. Одни убивают потому, чтодляэто-111 пришли в этот мир, другие — по той причине, что таким людям купце не жить...
Миг современности и пласты вечности. Мы вглядываемся в пучины истории. Мы вызываем в сознании образ древней прароди-мьницы.
Ищем изображение человеческого лица в наскальных рисунках, || миниатюрах иссохшего пергамента. Во фресках величественной \' мпальницы фараона. Мы разглядываем предметы утвари, орудия погребения, украшения. Вот он, человек...
Л это кто же? Кровная месть метит жертвы. Еще живых, дышащих засыпают землей. Пленников бросают в пламя. По сигналу хана Неугодным переламывают позвоночник. Потом — кошмарное изоб-I" п-ние—гильотина... Окровавленная голова вызывает восторжен-Mi.li! рев толпы. Изощренные пытки в подвалах. Фабрики смерти.
■ I'lincTBO, поставленное на конвейер. Цивилизованное зверство, не импощее аналогов в истории.
Нет ли среди нас чудовищ в человеческом обличье? Человек .....i> ьясним, загадочен. У некоторых, возможно, нет ни совести, ни
■ i н 11 >адания. В психике этих людей есть врожденный изъян. Схва-Ц и имена месте преступления, они не понимают, чем так обескура-.....ы люди. Возможно, так вел бы себя волк, если бы его судили за
■ i (('иныхзайцев.
11 оначалу философы задались вопросом: была ли совесть, напри-
Мгр. у древних греков? Потом Георг Гегель поставил диагноз душе-
i: "морально невменяемы". Пушкин напишет об одном из та-
i 11 ■ i креонажей, что он "не ведает святыни, что он не знает благо-
■ 111 mi ..." Недавно пятнадцатилетний мальчишка сказал своей две-«| • пытилетней подруге, что очень ее любит, и потребовал половой близости. Приятельница отказала, и тогда он ее задушил. Здесь как-.....ричудливо смешались две шекспировские трагедии. И снова
к'тся предположение в духе Ломброзо: среди нас живут мон-м ры. которые действительно лишены совести. У них совсем иная родословная.
367
Итак, среди нас есть морально невменяемые люди. Их не переделать и не перевоспитать. Они рождены для убийства. Каждый ш них приговорен "чикотилить". Такое открытие, сделанное Ницше, Ломброзо и другими исследователями, откровенно обескураживает. Оно заставляет нас менять ориентиры. Ужесточение наказании не приводит к снижению уровня преступности. На самом деле именно так нарождаются новые нехристи.
Только что с экрана слетела чудная фраза: "Вокруг столько жестоких людей, я бы их всех поубивала". Тем, кто способен убип. собственное чадо, общество вряд ли может чем-либо помочь. Од нако разрастающийся синдром истребления жизни важно осознать. Только в этом случае можно искать спасительные рецепты. Сегодня феноменология жестокости волнует специалистов раз ных профилей — танатологов (специалистов по проблеме смер • ти), психологов, психоаналитиков, культурологов, социологов и философов.
§ 3. Феноменология жестокости
Я прошу моего пациента вспомнить самый приятный эпизод ил далекого детства. Он долго рассказывает о голодных военных годах. Неожиданно зацикливается на одном вечере. Мама раздобыла муки и испекла калач. До сих пор помнится ощущение неожиданной И приятной сытости. Калач, ясное дело, ничего мне не раскрывает, Радость, блаженство могут появиться из другого источника. Отчг го же пациент толкует только об исчезновении чувства голода?
Обычно те, кто жаждет психического исцеления, легко вспоми нают благостные эпизоды детства. Через них, однако, можно искать полярное — то, что оказало травматическое воздействие на личность. Мой пациент, словно герой Камю, рассказывает о себе бе утайки, бесхитростно. Однако зарождается подозрение: он затруд няется в оценке какого-то воспоминания. Какого? Было ли оно доГ> рой мечтой детства? Само собой понятно, нет. Мы снова погруж»> емся в извивы психики...
В книге "Анатомия человеческой деструктивности" Э.Фромм приводит итоги многотомной систематизации психоанализа. 0Ц сопоставляет и анализирует огромный эмпирический материал. При этом обнаруживается, что готовность терзать плоть — совсем не рас пространенныйв природе синдром. Хищничество вообще не всеобь
368
Зачем нужно губить жизнь?
гмлюще. В природе чаще встречается совсем иное, нежели в чело-меческой истории: общее стремление обойтись без чужой крови.
Так ли? Неужели среди животных нет кровопийц, терзателей Жертв?
Есть, разумеется, только натура больше любит не хищников, а приверженцев растительной пищи. Мало кто из плотоядных испы-i мвает блаженство агонии поверженной живности.
Как любое живое существо, человек готов обороняться. Однако |м!рушительное начало, заложенное в нем, не исчерпывается пот-
I ибностью в защите. Он терзает природу, демонстрирует разрушительные идеи и тягу к тотальному уничтожению. Многие европейс-Кие философы писали о колоссальном уровне разрушительных тен-ценций, обнаруживаемых повсюду в истории, хотя чаще всего они иг осознаются таковыми.
Человек едва ли не единственное на свете создание, которое уничтожает себе подобных. Олень, например, вступивший в схватку с соперником, отступает, признавая право сильнейшего. Два олени сшибаются рогами. Но если один повернется боком к другому,
II >т никогда не ударит его, а дождется, когда тот опять станет к нему Ноб в лоб. Волк, признав свое поражение, подставляет победителю жизненно важную артерию: губи, мол, твоя взяла. Природный ин-i 11 ihkt подсказывает разгоряченному триумфатору: остановись, не посягай на жизнь. И только люди способны стрелять в тех, кто подпил белый флаг или руки, опустился на колени. Люди, напротив,
• i реляют в спину, бьют лежачего...
В древней архаической истории известны этнографические иллюстрации так называемых ритуальных войн. Речь идет о том, I го враждующие племена вставали друг против друга, выкрикивали воинственные лозунги, потрясали оружием. Однако кровопролития не было. Но постепенно этот обычай исчез. В истории люди неоднократно пытались уничтожить целые народы, страны. Они демонстрировали национальный, религиозный фанатизм. Обнару-мшвали поразительную жестокость. Психологи полагали, что этот синдром жестокости в человеке можно изжить, если цивилизация пудет развиваться. Однако история постепенно развеивала эти ил-июзии.
Последователь Фрейда Фромм делает поразительное открытие. (Называется, человеку вовсе нет нужды перерастать дочеловечес-м ую историю. Присущая ему жестокость — это благоприобретенное
369
Раздел III
Зачем нужно губить жизнь?
качество. Именно история совратила человека, породив в нем по¬громные и погибельные страсти. Комплекс разрушительности н« выражает человеческую природу без остатка.
Отчего же именно XX век отличается крайним мертволюбием1? Сначала вспыхнула первая мировая война, которая принесла не¬слыханные жертвы. Потом Гитлер приказал уничтожать умствен! | отсталых — вообще всех якобы неполноценных людей. В то же вре мя Сталин начал планомерное уничтожение собственного народи, Перед последним крахом Геббельс велел своей жене и шестерым ма> лолетним детям принять смерть вместе с ним... Геринг принял смм тельную пилюлю вместе с поцелуем.
Тоталитаризм — источник всепроникающей мощи жестокося Деспотия стремится вытравить из человека истинно человечесю ш извратить его природу. История порождает не только истину свой, ды. Она полна примеров добровольного закабаления, красноречИ' вых иллюстраций психологии подчинения...
§ 4. Аномальное существо
Когда ученые сравнивают психику человека и животного, »IIII приходят к выводу: человек в некотором роде аномальное существ С первого взгляда видно: в нем нарушен какой-то баланс. ТрУД представить себе природную особь, которая испытывала бы блажЯ ство от того, что ее терзают, мучают. Конечно, можно полагать, Ш в природном мире есть нечто близкое "человеческому" поведении Как тут не вспомнить Некрасова:
"Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания. Тем им милей господа".
Агрессивность — это способность человека совершать н
ственные действия, характеристика человеческого поведении. Щ занного с разрушительностью. Обычно противопоставляете 11 любию, а в психоанализе — сексу или либидо как созидай щ творческим началам.
Э.Фромм отмечает, что многозначность слова "агрессия" ММ вает большую неразбериху в литературе. Оно употребляем Я I отношению к человеку, который защищается от наладени я, i
П( пшику, убивающему свою жертву ради денег, и к садисту, пытаю¬щему пленника. Путаница еще больше усиливается, поскольку этим ■01 нггием пользуются для характеристики сексуального поведения му ясской половины человеческого рода, для целеустремленного по-иедения альпиниста, торговца и даже крестьянина, который рьяно 11 длится на своем поле.
Возможно, причиной такой путаницы служит бихевиористское |ищи'денческое) влияние в психологии и психиатрии. Если обозна-|п 11, словом "агрессия" все "вредные" действия, т.е. действия, кото pi.ie 11аносят ущерб или приводят к разрушению живого и неживого "| i i.eicTOB (растения, животного, человека), то, конечно, поиск при¬нты утрачивает смысл, тогда безразличен характер импульса, в рМ^ультате которого произошло это вредное действие. Если назы-" и ь одним и тем же словом действия, направленные на разруше-ИИ'\ действия, предназначенные для защиты, и действия, осу-
и шяемые с конструктивной целью, то, пожалуй, надо расстать-
к 1 деждой выйти на понимание "причин", лежащих в основе этих
ЙГП* i пий. У них нет общей причины, так как речь идет о совершен¬на. |>.инородных явлениях.
I Равный прогресс во взглядах Фрейда по сравнению с его пред-||н > i пенниками состоял в том, что он свел все "влечения" к двум i >риям: инстинкту самосохранения и инстинкту сексуальное -iтом смысле теорию Фрейда можно считать последней сту-ой в истории развития учения об инстинктах. В работе "Я и 11п< Г. i и фочем, как и во всех последующих трудах, он выдвинул пару: и 1 те к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). I Ьктинкт смерти направлен против самого живого организма ■ >му является инстинктом либо саморазрушения, либо разру-i другого индивида (в случае направленности вовне). Если и i инк г смерти оказывается связанным с сексуальностью, то он о i выражение в формах садизма или мазохизма. Основная »н|" иг некая посылка Фрейда гласит: человек одержим только од-i р;к-чью — жаждой разрушения самого себя либо других лю-Иой трагический альтернативы ему вряд ли удастся избежать. I .."п.шую известность приобрела теория агрессии австрийско-"< i ноиспытателя К.Лоренца (1903—1989),согласно которой че¬ти агрессивность (как и влечение у Фрейда) питается из 111 пою энергетического источника в самом человеке и необя-I ll.ilо яIшяется результатом реакции на некое раздражение. Те-
370
371
Раздел III
орией Лоренца утверждалось, что агрессивность служит делу само™ жизни, способствует выживанию индивида и всего вида. Агрессив-1 ность может гораздо успешнее выполнять функцию сохранения! вида, чем устрашения врага, которые в процессе эволюции превра-| тились в своего рода форму поведения, состоящую из "символичес-И ких и ритуальных" угроз, никого не страшащих и не наносящих виду ни малейшего ущерба.
Социальный и моральный дарвинизм у Лоренца имеет тенденцию [ к прикрытию истинных причин человеческой агрессивности -J биологических, психологических и социальных. В этом состоит фун¬даментальное расхождение между К.Лоренцем и З.Фрейдом.
Диаметрально противоположную инстинктивизму позицию зат нимают представители теории среды. Они утверждают, что человс ческое поведение формируется исключительно под воздействием социального окружения, т.е. определяется не "врожденными", а со* циальными и культурными факторами. Это касается и агрессивно¬сти, которая оценивается как одно из главных препятствий на пущ человеческого прогресса.
Уже философы-просветители отстаивали эту идею в самой ра¬дикальной ее форме. Они утверждали, что человек рождается ДовП рым и разумным, а если в нем развиваются дурные наклонностей то причины тому — дурные обстоятельства, дурное воспитание И дурные примеры. Они верили, что "хорошее общество" обеепечЩ формирование хорошего человека или по крайней мере сделает ваш I можным проявление его лучших природных качеств.